Содержание

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Теоретические основы Международных объединений              5

1.1. Исторический аспект                                                                       7

1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи                               7

Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений                    16

2.1. Международные организации                                                                 16

2.2. Национальные организации                                                           22

Заключение                                                                                                     26

Библиографический список                                                                         28

Введение.

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. [2.c.11]

Туристическая деятельность в России регулируется Федеральным Законом). Также разработан ряд концепций реорганизации и развития туризма в РФ. [8, 16.]

Сейчас важно не только производить качественные товары и услуги, но организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».

В прошлом веке маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. В этом и состоит актуальность данной темы.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО) , Российская федерация в 1998 году находилась на 16 месте в мире по получаемым доходам от по международному туризму, а по числу иностранных грждан, прибывших в Россию – на 13.

Создание системы, стимулирующей въезд в Россию – в первую очередь туристов из экономически развитых стран,- за счет снижения визовых средств и отмены других платежей, в частности сбора за программное оформление, является одним из мероприятий, направленных на усиление государственного регулирования туристической деятельности. Такженеобходимо провести активизацию некоммерческой рекламы туристических воздействий страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Не в последнюю очередь , средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, направляемые на финансирование текущих мероприятий по развитию туризма на территориях субъектов РФ, используются в рамках регионального туризма.

Для развития внутреннего туризма России необходимо наличие исключительно благоприятных географических и культурно-исторических условий. Для развития въездного туризма – активная, профессионально подготовленная реклама туристических возможностей России на мировом рынке, направленная на создание првлекательного имиджа страны.

Различные оздоровительные учреждения, а также организации. оказывающие услуги в сфере туризма и рекриационного обслуживания , в ходе выполнения своей хозяйственной деятельности осуществляют определенное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Поэтому необходимо разрабатывать определенную политику в плане охраны природных объектов от напора вредного воздействия научно-технического прогресса, во благо сохранения природной среды с последующим полноценным ее использованием в целях привлечения внимания к данному виду туристического ресурса.

Цель данной работы является изучение международных организаций и объединений в туризме.

Задачи данной работы 1. Изучение теоретических основ Международных объединений.

2. Изучение анализа деятельности туристических объединений.


Глава 1 Теоретические основы Международных объединений.

1.1. Исторический аспект

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 2001 году в мире было зарегистрировано 76 миллионов прибытий туристов, поступления от международ­ного туризма достиг ли 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валют­ных поступлений от туризма за период с 1950 по 2001 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного ту­ризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2007 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году достигнет 900 млн. человек, а к 2015 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. [1.c.45]

По мнению различных аналитиков, в основе развития между­народного туризма лежат следующие факторы:

1. Экономический рост и социальный прогресс привели к рас­ширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.

3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

4. Интенсификация труда и получение трудящимися более про­должительных отпусков.

5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы пе­ревозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

В экономике отдельной страны международный туризм выпол­няет ряд важных функций:

1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2. Международный туризм расширяет вклады в платежный ба­ланс и ВНП страны.

3. Международный туризм способствует диверсификации эконо­мики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населе­ния и повышается уровень благосостояния нации.

Развитие международного туризма приводит к развитию эко­номической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообра­зуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экс­портных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспор­те 11% и 8,6% соответственно. В 2003 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объ­ема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг. [3.c.85]

Значение туризма как источника валютных поступлений, обес­печения занятости населения, расширения межличностных кон­тактов возрастает.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объяс­няется в первую очередь разными уровнями социально-экономичес­кого развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Всемирная организация по туризму в своей классификации вы­деляет страны, являющиеся преимущественно поставщиками ту­ристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зелан­дия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испа­ния, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). [5.c.35]

1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи.

К настоящему времени сложились следующие органи­зационные формы туризма:

• внутренний туризм — деятельность, связанная с осу­ществлением туризма жителями данной страны на ее тер­ритории — внутренними туристами;

• международный туризм — деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на тер­ритории другой страны. При этом деятельность и предо­ставление туристских услуг на территории другой страны является выездным туризмом, а деятельность и предо­ставление туристских услуг на территории страны иност­ранным туристам — въездным туризмом;

• национальный туризм — совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, то есть обслу­живание туристов из числа жителей своей страны;

• плановый туризм — любые виды туризма на органи­зованной основе, разрабатываемые и осуществляемые ор­ганизаторами туризма, то есть предприятиями сферы ту­ризма. Плановый туризм регулируется государством за­конодательными и нормативными актами. Плановый ту­ризм бывает индивидуальным и групповым. Групповой туризм имеет существенные скидки в цене предоставляе­мых туристских услуг;

• самодеятельный туризм — специфический вид ту­ристской общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия организаторов туризма (туристских операто­ров и агентств). Такой туризм основывается на деятельно­сти индивидуумов, малых туристских групп, доброволь­ных туристских объединений, союзов и туристских клу­бов, которые на добровольной основе участвуют в органи­зации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятель­ность, проводят походы, туристские слеты и соревнова­ния, издают собственную туристскую методическую ли­тературу и периодические издания;

• социальный туризм — разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на со­циальные нужды в целях создания условий для путеше­ствий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвали­дам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, кото­рым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку как наименее обеспе­ченной части населения при использовании ими права на отдых.

Для того чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, используются наиболее су­щественные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности: основная потребность туристи­ческого путешествия; основное средство передвижения в путешествии; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; основные принципы форми­рования цены туристического путешествия и т.д.

В зависимости от потребности путешествия:

— лечебный (медицинский) туризм, имеющий не­сколько разновидностей, обусловленных природными средствами воздействия на человеческий организм: климатолечение, бальнеолечение (лечение минеральными водами), морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Путешествия совершаются в санато­рии и другие лечебно-оздоровительные учреждения, рас­положенные в курортных зонах, на минеральных целеб­ных водах, на целебных грязях, термальных источниках и т.д. Естественные природно-климатические условия всегда эффективно использовались для лечебно-оздорови­тельных целей. Отели в таких курортах предоставляют услуги врачей, лечебные и оздоровительные процедуры, массажистов и т.п. Однако выбор курорта и использова­ния его целительных свойств должен производиться по рекомендации или назначению врача;

— рекреационный туризм, в основе которого лежит по­требность человека в восстановлении своих физических и душевных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием, он может включать в себя такие програм­мы, как зрелищно-развлекательные, занятия по интере­сам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкаль­ное творчество), обучающие, этнические и бытовые (свя­занные с изучением национальной культуры и нетради­ционного быта), оздоровительные (связанные с активны­ми способами передвижения). По самой приблизительной оценке известны более 110 видов развлечений, широко используемых в практике туризма;

— спортивный туризм, связанный с занятием каким-либо видом спорта (например, горнолыжным) или посе­щением каких-либо соревнований (например, Олимпиа­ды, Игры доброй воли, чемпионаты Европы и мира по футболу и т.д.);

— познавательный туризм, связанный с потребностью в расширении знаний по различным направлениям, в том числе и экологический туризм, предполагающий посеще­ние охраняемых природных территорий. Объектами ту­ристского интереса являются древние города, музеи, па­мятники рукотворные и природные, достопримечатель­ности, красивые городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т.д.;

— туризм с деловыми и коммерческими целями. Дело­вой туризм — достаточно дорогой вид туризма и приносит значительные доходы фирмам, организующим бизнес-об­служивание. Участники делового туризма — это предста­вители официальных учреждений, совершающих дело­вые визиты в другие регионы или страны, предпринима­тели, делегации коммерческих и некоммерческих орга­низаций. Участники делового туризма потребляют боль­шое количество туристских услуг, размещаются в доро­гих отелях, заказывают богатую культурную программу, активно покупают сувениры и товары. Повышенные рас­ходы на организацию такого тура объясняются тем, что их практически всегда относят на себестоимость продук­ции. Некоторые страны вводят специальную визу для де­лового туризма (Эстония, Финляндия);

— конгрессный туризм, связанный с участием в раз­личных конференциях, симпозиумах, съездах, конгрес­сах и т.д. Относится к категории делового туризма. Каж­дый участник такой выездной конференции обычно отно­сит расходы на счета своей фирмы или учреждения, на­правляющей его на это мероприятие, а, кроме того, участ­ник получает командировочные и поэтому имеет возмож­ность потратить определенные средства. В большинстве крупных отелей строятся специальные конгресс-холлы с оборудованными всем необходимым большими и малыми залами заседаний, бизнес-центрами и банкетными залами, транспортными службами и т.д. Организация кон­грессов связана с предоставлением участникам до и после основного мероприятия большого количества дополни­тельных услуг (выставки, банкеты, концерты, музеи и другие). Кроме того, надо учесть, что большинство таких мероприятий собирают от 200 до 500 участников. Допол­нительным положительным фактором является то, что конгрессы обычно проводятся в межсезонье, что позволя­ет загрузить гостиничную базу и рестораны в этот период. Конгрессный туризм требует определенной подготовки организаторов мероприятия, поэтому таким видом туриз­ма занимаются, как правило, специализированные ту­ристские фирмы;

— культовый (религиозный) туризм, подразделяю­щийся на посещение культовых сооружений в религиоз­ные праздники и посещение святых мест с целью отпуще­ния грехов. Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма. В силу религиозных убеждений или любопытства люди во всем мире путешествуют, что­бы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Одними из первых туристов, несо­мненно, были средневековые паломники. Паломничества совершались и совершаются в наше время в надежде изба­виться от болезней, избежать несчастья, искупить грехи. Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает большие массы туристов, у которых большой популярностью пользуются праздники рождест­венской недели в Финляндии и других скандинавских странах, католические праздники в Ватикане и другие;

— ностальгический туризм, связанный с посещением мест исторического проживания или совершаемый для встречи с родственниками. Людей, вынужденно или доб­ровольно покинувших родину, в мире довольно много, и неудивительно, что данный вид туризма широко распространен. Ярким примером ностальгического туризма яв­ляется массовый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинградской области и в другие местности вокруг Ла­дожского озера. В Финляндии созданы даже специализи­рованные туристские фирмы, организующие данный вид туризма;

— транзитный туризм, предполагающий пересечение

одной страны с целью посещения другой.

В зависимости от принадлежности транспортных средств, используемых на туристском маршруте:

* туры на собственном транспорте — туры на транспор­те, принадлежащем транспортным предприятиям турист­ской отрасли или непосредственно туристской фирме;

* туры на арендованном туристском транспорте, при­надлежащем транспортным организациям. В качестве арендованного специализированного транспорта турист­ские организации могут использовать морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы поездов, ав­тобусы городских и областных транспортных предприя­тий;

* туры на личном транспорте туристов — специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автолюбителей (владельцев личных машин) с предостав­лением туристам всех видов услуг по маршруту (прожи­вание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авто­ремонт и т.д.), кроме проезда.

В зависимости от способа передвижения:

* автомобильный туризм, начавший бурно развивать­ся во второй половине XX века и получивший в настоя­щее время наиболее широкое распространение;

* железнодорожный туризм, начавший развиваться с середины XIX века. Относительная дешевизна железно­дорожных билетов делает его доступным широким слоям населения;

* авиационный туризм, являющийся наиболее пер­спективным, так как обеспечивает значительную эконо­мию времени при доставке туристов к местам посещения. Авиационные туры подразделяются на групповые с ис­пользованием части мест в самолетах пассажирских авиа­линий и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок (чартер);

* теплоходный (водный) туризм, организующийся с использованием судов морских и речных пароходств (комфортабельных теплоходов и катеров, катамаранов, речных трамвайчиков и т.д.). Преимущества водного ту­ризма на комфортабельных теплоходах заключаются в том, что туристы обеспечиваются средствами размеще­ния, питания, спорта, развлечений и т.д. на корабле;

* автобусный туризм. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлени­ем всех других видов услуг, предполагаемых транспорт­ным туром — проживание, питание, экскурсионное об­служивание) и так называемые «автобусы здоровья» — прогулочные (туры одного дня);

* велосипедный туризм, доступный широкому кругу туристов в туристских центрах. Велосипедные туры — ос­нова экологического туризма, позволяющего сохранять окружающую среду, способствующего оздоровлению и укреплению организма. Во многих туристских центрах создается целая инфраструктура (места стоянок и ноче­вок, дороги, пункты технической и медицинской помо­щи, пункты проката дополнительного снаряжения), обес­печивающая использование велосипедного транспорта в туристских целях;

* пешеходный туризм. Протяженность маршрутов мо­жет составлять от 2—б до 20—50 км. Чаще всего пеше­ходный туризм — это туризм для школьников в целях за­крепления учебной программы, познания природы, изучения родного края, освоения начал туристских походов, навыков ориентирования, обустройства привалов. В ос­тальных случаях пешеходные маршруты используются преимущественно в оздоровительных, экскурсионных и познавательных целях, а также в рамках экологического туризма для посещения труднодоступных и нетронутых достижениями человеческой цивилизации уголков при­роды, например в альпинизме и спелеологии.

В зависимости от средства размещения туристов:

* с размещением в отелях. Отели, как правило, распо­ложены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала;

* с размещением в мотелях. Мотели располагаются ли­бо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам ус­ловия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозапра­вочные станции, автосервис и т.д.);

* с размещением в туристских пансионах. Туристские пансионы гостиничного типа с единым управлением пре­доставляют клиентам жилье в одном или нескольких но­мерах, сопутствующие услуги и автономную кухню;

* с размещением в кемпингах, турбазах, турдеревнях. Кемпинги, туристические деревни и базы — это помеще­ния, расположенные, как правило, в загородной местнос­ти, предназначенные для размещения как обычных тури­стов, так и автотуристов.

Туристические деревни — это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Помимо перечисленных видов предприятий гостинич­ного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют также такие виды средств размещения, как дома и мебли­рованные квартиры, сдаваемые по контракту владельцами в аренду туристам, дома отдыха, принадлежащие об­щественным и религиозным организациям, дома молоде­жи.

Все перечисленные выше средства размещения относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства разме­щения разделяются также на постоянные, в которых при­ем туристов осуществляется круглый год, и сезонные — обслуживающие туристов только в определенное время года. [8.c.44]

В зависимости от времени путешествия туризм под­разделяется на сезонный и несезонный.

В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и крат­ковременный (на срок до 5—7 суток).

В зависимости от состава группы различают:

• массовый туризм (путешествие туристов в составе группы);

• индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоро­вительного туризма). В последнее время индивидуаль­ный туризм получает значительное развитие по каналам родственных и семейных связей, творческих обменов и посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам социального и мо­лодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскур­соводов, организаторов путешествий, проводников и со­провождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристского сервиса;

• семейный туризм. Данный вид туризма получил большое развитие в значительной степени за счет скидок,

которые предлагают туристские фирмы лицам, путешест­вующим с детьми. Зачастую семейный туризм осуществ­ляется по программам, разработанным туристскими фир­мами специально для семейного отдыха;

• молодежный (студенческий) и детский туризм. Моло­дежный и детский туризм получил большое развитие за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Чаще всего такой туризм ориен­тирован на обучающие программы. Туристы, путешеству­ющие в рамках молодежного и детского туризма, широко пользуются дотациями и значительными скидками в це­нах на обслуживание.

Как правило, любое туристское путешествие совмеща­ет в себе сразу несколько видов туризма, например, орга­низованный семейный автомобильный познавательный туризм с размещением в туристической деревне. [8.c.45]

Цели могут быть:

-     поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу;

-     описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами данной фирмы;

-     экспериментальными, то есть предусматривающими проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен путевок на 10% вызовет увеличение численности клиентов более чем на 15%.




Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений.

2.1. Международные организации


Международный туризм берет свое начало в середине XIX века, а со второй половины XX века он приобрел все­объемлющий характер. Во многом столь бурный рост международного туризма связан с образованием в октяб­ре 1945 года Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа — ЮНЕСКО (Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕ­СКО в 50-х годах разработала программу развития туриз­ма, которая способствовала превращению туризма в наи­более быстро развивающуюся отрасль.

В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных турист­ских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную турист­скую организацию (ВТО). Главной целью деятельности ВТО было провозглашено осуществление международно­го сотрудничества государств в сфере туризма.

Основными задачами ВТО являются:

— оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран—членов ВТО и укрепление дружеских и культурных связей;

— борьба против любых препятствий свободному меж­дународному передвижению людей;

— сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма;

— научно-исследовательская работа в области туризма;

— координация туристской деятельности в региональ­ном и межрегиональном масштабе;

— сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

На сегодняшний день ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные ди­ректораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабо­чих языков приняты английский, французский, испан­ский и русский.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 года и начи­ная с 1980 года этот день отмечается как Всемирный день туризма.

Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Гене­ральной ассамблеи ВТО.

Важным событием в деятельности ВТО стала Всемир­ная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственнос­ти государств за развитие туризма и ряд актуальных про­блем, таких как: «Человек — организатор своего отды­ха», «Регулирование спроса и предложения в туристской сфере», «Научно-техническое сотрудничество в области туризма», «Подготовка кадров для индустрии туризма» и др. В заключительном документе нашли отражение сов­местно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. [7.c.36]

На своей шестой сессии (17 — 26 сентября 1985 года, г. София) ВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о ро­ли туризма и молодежном туризме.

К всемирным организациям относятся также Всемир­ная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУА-АВ), созданная в 1966 году, Всемирная ассоциация ту­ристских агентств (ВАТА).

Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания ту­ристов: Международная ассоциация по воздушным пере­возкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний, Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гос­тиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостинич­ных ассоциаций.

Все вышеперечисленные организации являются ком­мерческими. Помимо них существуют различные между­народные некоммерческие организации содействия ту­ризму. Основные из них:

— Международный туристский альянс (АИТ), объеди­няющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации;

— Международная академия туризма, которая занима­ется проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки;

— Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию науч­ных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съез­ды, конференции;

— Международная федерация журналистов и писате­лей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

В большинстве западных стран действуют правитель­ственные некоммерческие организации по туризму, кото­рые обычно входят в состав министерств и ведомств, осу­ществляющих в том числе и международную деятель­ность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации, торговли, транспорта и т.д. [7.c.38]

Подобное развитие международных туристических связей по­влекло за собой создание многочисленных международных органи­заций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения сис­темы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизо­дически и не являются главными в сфере деятельности; неправи­тельственные специализированные, международные коммерчес­кие, национальные и региональные организации по туризму.

Специализированная организация в системе ООН — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет более 120 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.

Согласно Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются по­ощрение туризма как средства экономического развития и между­народного взаимопонимания для обеспечения мира, благососто­яния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов раз­вивающихся стран в области туризма.

ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туриз­ма, среди которых:

— Манильская декларация о туризме в мире (1980);

— Документ Акапулько (1982);

— Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);

— Гаагская декларация по туризму (1989).

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный

Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная орга­низация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).

Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:

— Всемирной федерацией ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда вхо­дят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация бы­ла создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интере­сов туристических агентств и оказания им необходимой профес­сиональной, технической и правовой помощи.

— Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.

— Всемирной ассоциацией по профессиональному образова­нию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.

— Международным бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных органи­заций для создания условий, способствующих участию в междуна­родном туризме широких слоев населения.

— Международным туристическим альянсом, специализирую­щимся на страховании при автомобильных поездках за границу.

— Международной организацией профессиональных организа­торов конгрессов.

— Всемирной ассоциацией туристических агентств, объединя­ющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями. [10.c.48]

К числу национальных и региональных организаций, содейст­вующих развитию международного туризма, относятся:

— Американское общество туристических агентств (АСТА).

— Ассоциация британских туристических агентств.

— Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ).

— Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки. Расположенный в Мадриде секретариат ВТО ежегодно публикует официальные статистические данные ООН по международ­ному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Междуна­родный валютный фонд выработал соответствующие рекоменда­ции. Согласно этим рекомендациям, в актив платежного баланса включаются следующие статьи.

— поступления от продажи туристических товаров и услуг;

— поступления от экспорта товаров туристического спроса и оборудования для туристических предприятий;

— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;

— транспортные расходы иностранных посетителей;

— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;

— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. В пассиве платежного баланса содержатся следующие статьи:

— расходы на приобретение •пластических услуг и товаров;

— расходы на импорт товаров, необходимых для международ­ного туристического потребления, в том числе на прямой импорт

И на косвенный импорт;

— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров,

оплату труда иностранных специалистов;

— транспортные расходы на перевозки неместного характера;

— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;

— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты,

возмещение капитала.

Подобный статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое значение как при анализе ситуации Hi внутреннем рынке страны, так и при работе с другими госу­дарствами.

Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристической индустрии.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары турис­тического спроса.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли неко­торые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и лишенных за­частую юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предла­гающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров.

В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществ­ляющие операции по предоставлению туристических услуг клиентам. Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности. [10.c.51]

2.2. Национальные организации на примере России

В России координацию деятельности туристских предприятий осуществляет Департамент туризма Мини­стерства экономического развития и торговли Россий­ской Федерации (Минэкономразвития России). Анало­гичные органы управления имеются в субъектах Рос­сийской Федерации (республиках, краях, областях) и крупных городах.

Комитет по культуре и туризму с правом законодатель­ной инициативы создан также в Государственной Думе.

Большинство туристских предприятий России объеди­нились в национальные ассоциации по интересам. Основ­ными из них являются:

Ассоциация туризма (АСТУР);

Национальная туристская корпорация (НТК);

Российская ассоциация социального туризма (PACT);

Российская ассоциация туристских агентств (РАТА);

Туристско-спортивный союз России.

Например, в задачи Национальной туристской корпо­рации (НТК) входят:

— объединение финансовых и материальных ресурсов ту­ристских, банковских и иных коммерческих структур в це­лях содействия в реализации программ развития туризма;

— создание национальных гостиничных цепей, конку­рентоспособных на мировом рынке;

— строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

— инвестирование проектов, направленных на ком­плексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;

— содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; — продвижение национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;

— выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализа­ция иных задач в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

НТК может быть основана на смешанном предприни­мательском и государственном капитале, а ее деятель­ность определяется общепринятыми отечественными и мировыми стандартами. [11.c.25]

В каждом субъекте Российской Федерации создан ко­митет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе. Так, в Санкт-Петербурге создан Комитет по туризму и развитию курортов, являющийся структурным подразделением Администрации Санкт-Пе­тербурга.

Предметами ведения Комитета являются:

• реализация политики Администрации Санкт-Петер­бурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курорт­ного дела;

• прогнозирование и региональное планирование раз­вития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курор­тов;

• разработка проектов программ привлечения инвести­ций в развитие гостиничного хозяйства и курортов;

• организация рекламы Санкт-Петербурга как турист­ского центра;

• осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.

Комитет имеет право:

о вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомствен­ных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и уволь­нять руководителей;

* разрабатывать методические материалы и рекоменда­ции по вопросам, связанным с деятельностью комитета;

* подготавливать и представлять в установленном по­рядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

* принимать участие в формировании проектов бюдже­та Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в под­ведомственной комитету сфере;

* содействовать развитию международного и внутрен­него туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхаю­щих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;

* проводить лицензирование и сертификацию турист­ской и гостинично-курортной деятельности на террито­рии Санкт-Петербурга;

* рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирово­го туризма;

* принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;

* участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.

Председатель Комитета возглавляет Коллегию Коми­тета — общественный орган, в состав которого входят представители комитетов Администрации Санкт-Петер­бурга, ученые и руководители крупных туристских фирм города. Научную экспертизу наиболее перспективных галдел технология путешествий долгосрочных проектов развития туризма в Санкт-Петер­бурге осуществляет Научный совет — структурное под­разделение Коллегии.

В целях развития туризма Комитет имеет право заклю­чать различные соглашения и договоры с органами разви­тия туризма как в нашей стране, так и за рубежом.

Комитет осуществляет лицензирование международ­ной туристской деятельности. Решение о выдаче лицен­зий принимает межведомственная лицензионная комис­сия, председателем которой является председатель Коми­тета по туризму и развитию курортов.

Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Россий­ской Федерации и органами управления туризмом мно­гих зарубежных стран, в частности Греции, Испании, Ки­пра, Дании и другими. [11.c.27]


Заключение


В наши дни туризм затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

Туризм включает в себя множество самых разнообразных видов. Многие путают туристические объединения с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд. Туристическое объединение начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Сфера действия туристических объединений в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров услуги, организации, места, идеи. Таким образом, появилось понятие туристические объединения услуг, которое подразумевает под собой процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов и призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого объединяются в туристических объединений.

Туристические объединения – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой конкретной ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, туристическое объединение представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей объединения. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющему по туризму возможность принимать более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии.

Вполне очевидно, что туристические объединения являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на соединения туристических организаций в объединения, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.


Библиографический список


1.     Балабанов И.Т. Экономика туризма:- М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.: ил.

2.     Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник – М.: Финансы и статистика,2001. – 368 с.: ил

3.     Ильина Е.Л. Штыхно Д.А. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 10-16.

4.     Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.

5.     Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.95.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 1995.- дек. (N 52).

6.     Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.

7.     Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 1997.

8.     Папирян Г.А. Международные экономические отношения

9.     Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства: /Маркетинг в сфере туризма, досуга, сферы услуг//Маркетинг.-2000.- март (N2).

10.                       Попова Р.Ю. / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1(13). С. 28-31.

11.                       Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: «Экспертное бюро – М», 1997. – 176 с.

12.                       Расторгуева И. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять.Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).

13.                       РФ. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).

14.                       Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 352 с.

15.                       Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика 1998. – 208 с.: ил.