Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы Международных объединений 5
1.1. Исторический аспект 7
1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи 7
Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений 16
2.1. Международные организации 16
2.2. Национальные организации 22
Заключение 26
Библиографический список 28
Введение.
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. [2.c.11]
Туристическая деятельность в России регулируется Федеральным Законом). Также разработан ряд концепций реорганизации и развития туризма в РФ. [8, 16.]
Сейчас важно не только производить качественные товары и услуги, но организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».
В прошлом веке маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. В этом и состоит актуальность данной темы.
По данным Всемирной туристической организации (ВТО) , Российская федерация в 1998 году находилась на 16 месте в мире по получаемым доходам от по международному туризму, а по числу иностранных грждан, прибывших в Россию – на 13.
Создание системы, стимулирующей въезд в Россию – в первую очередь туристов из экономически развитых стран,- за счет снижения визовых средств и отмены других платежей, в частности сбора за программное оформление, является одним из мероприятий, направленных на усиление государственного регулирования туристической деятельности. Такженеобходимо провести активизацию некоммерческой рекламы туристических воздействий страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Не в последнюю очередь , средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, направляемые на финансирование текущих мероприятий по развитию туризма на территориях субъектов РФ, используются в рамках регионального туризма.
Для развития внутреннего туризма России необходимо наличие исключительно благоприятных географических и культурно-исторических условий. Для развития въездного туризма – активная, профессионально подготовленная реклама туристических возможностей России на мировом рынке, направленная на создание првлекательного имиджа страны.
Различные оздоровительные учреждения, а также организации. оказывающие услуги в сфере туризма и рекриационного обслуживания , в ходе выполнения своей хозяйственной деятельности осуществляют определенное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Поэтому необходимо разрабатывать определенную политику в плане охраны природных объектов от напора вредного воздействия научно-технического прогресса, во благо сохранения природной среды с последующим полноценным ее использованием в целях привлечения внимания к данному виду туристического ресурса.
Цель данной работы является изучение международных организаций и объединений в туризме.
Задачи данной работы 1. Изучение теоретических основ Международных объединений.
2. Изучение анализа деятельности туристических объединений.
Глава 1 Теоретические основы Международных объединений.
1.1. Исторический аспект
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 2001 году в мире было зарегистрировано 76 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достиг ли 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2001 год выросли в 144 раза.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2007 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году достигнет 900 млн. человек, а к 2015 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. [1.c.45]
По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2003 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг. [3.c.85]
Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). [5.c.35]
1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи.
К настоящему времени сложились следующие организационные формы туризма:
• внутренний туризм — деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории — внутренними туристами;
• международный туризм — деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на территории другой страны. При этом деятельность и предоставление туристских услуг на территории другой страны является выездным туризмом, а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам — въездным туризмом;
• национальный туризм — совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, то есть обслуживание туристов из числа жителей своей страны;
• плановый туризм — любые виды туризма на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма, то есть предприятиями сферы туризма. Плановый туризм регулируется государством законодательными и нормативными актами. Плановый туризм бывает индивидуальным и групповым. Групповой туризм имеет существенные скидки в цене предоставляемых туристских услуг;
• самодеятельный туризм — специфический вид туристской общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия организаторов туризма (туристских операторов и агентств). Такой туризм основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания;
• социальный туризм — разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании ими права на отдых.
Для того чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, используются наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности: основная потребность туристического путешествия; основное средство передвижения в путешествии; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; основные принципы формирования цены туристического путешествия и т.д.
В зависимости от потребности путешествия:
— лечебный (медицинский) туризм, имеющий несколько разновидностей, обусловленных природными средствами воздействия на человеческий организм: климатолечение, бальнеолечение (лечение минеральными водами), морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Путешествия совершаются в санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, расположенные в курортных зонах, на минеральных целебных водах, на целебных грязях, термальных источниках и т.д. Естественные природно-климатические условия всегда эффективно использовались для лечебно-оздоровительных целей. Отели в таких курортах предоставляют услуги врачей, лечебные и оздоровительные процедуры, массажистов и т.п. Однако выбор курорта и использования его целительных свойств должен производиться по рекомендации или назначению врача;
— рекреационный туризм, в основе которого лежит потребность человека в восстановлении своих физических и душевных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием, он может включать в себя такие программы, как зрелищно-развлекательные, занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество), обучающие, этнические и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта), оздоровительные (связанные с активными способами передвижения). По самой приблизительной оценке известны более 110 видов развлечений, широко используемых в практике туризма;
— спортивный туризм, связанный с занятием каким-либо видом спорта (например, горнолыжным) или посещением каких-либо соревнований (например, Олимпиады, Игры доброй воли, чемпионаты Европы и мира по футболу и т.д.);
— познавательный туризм, связанный с потребностью в расширении знаний по различным направлениям, в том числе и экологический туризм, предполагающий посещение охраняемых природных территорий. Объектами туристского интереса являются древние города, музеи, памятники рукотворные и природные, достопримечательности, красивые городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т.д.;
— туризм с деловыми и коммерческими целями. Деловой туризм — достаточно дорогой вид туризма и приносит значительные доходы фирмам, организующим бизнес-обслуживание. Участники делового туризма — это представители официальных учреждений, совершающих деловые визиты в другие регионы или страны, предприниматели, делегации коммерческих и некоммерческих организаций. Участники делового туризма потребляют большое количество туристских услуг, размещаются в дорогих отелях, заказывают богатую культурную программу, активно покупают сувениры и товары. Повышенные расходы на организацию такого тура объясняются тем, что их практически всегда относят на себестоимость продукции. Некоторые страны вводят специальную визу для делового туризма (Эстония, Финляндия);
— конгрессный туризм, связанный с участием в различных конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д. Относится к категории делового туризма. Каждый участник такой выездной конференции обычно относит расходы на счета своей фирмы или учреждения, направляющей его на это мероприятие, а, кроме того, участник получает командировочные и поэтому имеет возможность потратить определенные средства. В большинстве крупных отелей строятся специальные конгресс-холлы с оборудованными всем необходимым большими и малыми залами заседаний, бизнес-центрами и банкетными залами, транспортными службами и т.д. Организация конгрессов связана с предоставлением участникам до и после основного мероприятия большого количества дополнительных услуг (выставки, банкеты, концерты, музеи и другие). Кроме того, надо учесть, что большинство таких мероприятий собирают от 200 до 500 участников. Дополнительным положительным фактором является то, что конгрессы обычно проводятся в межсезонье, что позволяет загрузить гостиничную базу и рестораны в этот период. Конгрессный туризм требует определенной подготовки организаторов мероприятия, поэтому таким видом туризма занимаются, как правило, специализированные туристские фирмы;
— культовый (религиозный) туризм, подразделяющийся на посещение культовых сооружений в религиозные праздники и посещение святых мест с целью отпущения грехов. Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма. В силу религиозных убеждений или любопытства люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. Паломничества совершались и совершаются в наше время в надежде избавиться от болезней, избежать несчастья, искупить грехи. Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает большие массы туристов, у которых большой популярностью пользуются праздники рождественской недели в Финляндии и других скандинавских странах, католические праздники в Ватикане и другие;
— ностальгический туризм, связанный с посещением мест исторического проживания или совершаемый для встречи с родственниками. Людей, вынужденно или добровольно покинувших родину, в мире довольно много, и неудивительно, что данный вид туризма широко распространен. Ярким примером ностальгического туризма является массовый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинградской области и в другие местности вокруг Ладожского озера. В Финляндии созданы даже специализированные туристские фирмы, организующие данный вид туризма;
— транзитный туризм, предполагающий пересечение
одной страны с целью посещения другой.
В зависимости от принадлежности транспортных средств, используемых на туристском маршруте:
* туры на собственном транспорте — туры на транспорте, принадлежащем транспортным предприятиям туристской отрасли или непосредственно туристской фирме;
* туры на арендованном туристском транспорте, принадлежащем транспортным организациям. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские организации могут использовать морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы поездов, автобусы городских и областных транспортных предприятий;
* туры на личном транспорте туристов — специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автолюбителей (владельцев личных машин) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда.
В зависимости от способа передвижения:
* автомобильный туризм, начавший бурно развиваться во второй половине XX века и получивший в настоящее время наиболее широкое распространение;
* железнодорожный туризм, начавший развиваться с середины XIX века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным широким слоям населения;
* авиационный туризм, являющийся наиболее перспективным, так как обеспечивает значительную экономию времени при доставке туристов к местам посещения. Авиационные туры подразделяются на групповые с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок (чартер);
* теплоходный (водный) туризм, организующийся с использованием судов морских и речных пароходств (комфортабельных теплоходов и катеров, катамаранов, речных трамвайчиков и т.д.). Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключаются в том, что туристы обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.д. на корабле;
* автобусный туризм. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех других видов услуг, предполагаемых транспортным туром — проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемые «автобусы здоровья» — прогулочные (туры одного дня);
* велосипедный туризм, доступный широкому кругу туристов в туристских центрах. Велосипедные туры — основа экологического туризма, позволяющего сохранять окружающую среду, способствующего оздоровлению и укреплению организма. Во многих туристских центрах создается целая инфраструктура (места стоянок и ночевок, дороги, пункты технической и медицинской помощи, пункты проката дополнительного снаряжения), обеспечивающая использование велосипедного транспорта в туристских целях;
* пешеходный туризм. Протяженность маршрутов может составлять от 2—б до 20—50 км. Чаще всего пешеходный туризм — это туризм для школьников в целях закрепления учебной программы, познания природы, изучения родного края, освоения начал туристских походов, навыков ориентирования, обустройства привалов. В остальных случаях пешеходные маршруты используются преимущественно в оздоровительных, экскурсионных и познавательных целях, а также в рамках экологического туризма для посещения труднодоступных и нетронутых достижениями человеческой цивилизации уголков природы, например в альпинизме и спелеологии.
В зависимости от средства размещения туристов:
* с размещением в отелях. Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала;
* с размещением в мотелях. Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.);
* с размещением в туристских пансионах. Туристские пансионы гостиничного типа с единым управлением предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню;
* с размещением в кемпингах, турбазах, турдеревнях. Кемпинги, туристические деревни и базы — это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных туристов, так и автотуристов.
Туристические деревни — это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.
Помимо перечисленных видов предприятий гостиничного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют также такие виды средств размещения, как дома и меблированные квартиры, сдаваемые по контракту владельцами в аренду туристам, дома отдыха, принадлежащие общественным и религиозным организациям, дома молодежи.
Все перечисленные выше средства размещения относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные — обслуживающие туристов только в определенное время года. [8.c.44]
В зависимости от времени путешествия туризм подразделяется на сезонный и несезонный.
В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (на срок до 5—7 суток).
В зависимости от состава группы различают:
• массовый туризм (путешествие туристов в составе группы);
• индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма). В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных и семейных связей, творческих обменов и посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам социального и молодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествий, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристского сервиса;
• семейный туризм. Данный вид туризма получил большое развитие в значительной степени за счет скидок,
которые предлагают туристские фирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туристскими фирмами специально для семейного отдыха;
• молодежный (студенческий) и детский туризм. Молодежный и детский туризм получил большое развитие за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Чаще всего такой туризм ориентирован на обучающие программы. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма, широко пользуются дотациями и значительными скидками в ценах на обслуживание.
Как правило, любое туристское путешествие совмещает в себе сразу несколько видов туризма, например, организованный семейный автомобильный познавательный туризм с размещением в туристической деревне. [8.c.45]
Цели могут быть:
- поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу;
- описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами данной фирмы;
- экспериментальными, то есть предусматривающими проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен путевок на 10% вызовет увеличение численности клиентов более чем на 15%.
Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений.
2.1. Международные организации
Международный туризм берет свое начало в середине XIX века, а со второй половины XX века он приобрел всеобъемлющий характер. Во многом столь бурный рост международного туризма связан с образованием в октябре 1945 года Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа — ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕСКО в 50-х годах разработала программу развития туризма, которая способствовала превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль.
В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Главной целью деятельности ВТО было провозглашено осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма.
Основными задачами ВТО являются:
— оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран—членов ВТО и укрепление дружеских и культурных связей;
— борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей;
— сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма;
— научно-исследовательская работа в области туризма;
— координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе;
— сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.
На сегодняшний день ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабочих языков приняты английский, французский, испанский и русский.
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 года и начиная с 1980 года этот день отмечается как Всемирный день туризма.
Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.
Важным событием в деятельности ВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд актуальных проблем, таких как: «Человек — организатор своего отдыха», «Регулирование спроса и предложения в туристской сфере», «Научно-техническое сотрудничество в области туризма», «Подготовка кадров для индустрии туризма» и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. [7.c.36]
На своей шестой сессии (17 — 26 сентября 1985 года, г. София) ВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о роли туризма и молодежном туризме.
К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУА-АВ), созданная в 1966 году, Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА).
Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний, Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гостиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостиничных ассоциаций.
Все вышеперечисленные организации являются коммерческими. Помимо них существуют различные международные некоммерческие организации содействия туризму. Основные из них:
— Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации;
— Международная академия туризма, которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки;
— Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съезды, конференции;
— Международная федерация журналистов и писателей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.
В большинстве западных стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав министерств и ведомств, осуществляющих в том числе и международную деятельность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации, торговли, транспорта и т.д. [7.c.38]
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.
Специализированная организация в системе ООН — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет более 120 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.
Согласно Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туризма, среди которых:
— Манильская декларация о туризме в мире (1980);
— Документ Акапулько (1982);
— Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
— Гаагская декларация по туризму (1989).
К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный
Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).
Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:
— Всемирной федерацией ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда входят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация была создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интересов туристических агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.
— Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.
— Всемирной ассоциацией по профессиональному образованию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.
— Международным бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения.
— Международным туристическим альянсом, специализирующимся на страховании при автомобильных поездках за границу.
— Международной организацией профессиональных организаторов конгрессов.
— Всемирной ассоциацией туристических агентств, объединяющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями. [10.c.48]
К числу национальных и региональных организаций, содействующих развитию международного туризма, относятся:
— Американское общество туристических агентств (АСТА).
— Ассоциация британских туристических агентств.
— Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ).
— Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки. Расположенный в Мадриде секретариат ВТО ежегодно публикует официальные статистические данные ООН по международному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Международный валютный фонд выработал соответствующие рекомендации. Согласно этим рекомендациям, в актив платежного баланса включаются следующие статьи.
— поступления от продажи туристических товаров и услуг;
— поступления от экспорта товаров туристического спроса и оборудования для туристических предприятий;
— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;
— транспортные расходы иностранных посетителей;
— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;
— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. В пассиве платежного баланса содержатся следующие статьи:
— расходы на приобретение •пластических услуг и товаров;
— расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристического потребления, в том числе на прямой импорт
И на косвенный импорт;
— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров,
оплату труда иностранных специалистов;
— транспортные расходы на перевозки неместного характера;
— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;
— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты,
возмещение капитала.
Подобный статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое значение как при анализе ситуации Hi внутреннем рынке страны, так и при работе с другими государствами.
Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристической индустрии.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.
Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и лишенных зачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров.
В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по предоставлению туристических услуг клиентам. Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности. [10.c.51]
2.2. Национальные организации на примере России
В России координацию деятельности туристских предприятий осуществляет Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Аналогичные органы управления имеются в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) и крупных городах.
Комитет по культуре и туризму с правом законодательной инициативы создан также в Государственной Думе.
Большинство туристских предприятий России объединились в национальные ассоциации по интересам. Основными из них являются:
Ассоциация туризма (АСТУР);
Национальная туристская корпорация (НТК);
Российская ассоциация социального туризма (PACT);
Российская ассоциация туристских агентств (РАТА);
Туристско-спортивный союз России.
Например, в задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
— объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
— создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
— строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
— инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
— содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; — продвижение национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
— выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале, а ее деятельность определяется общепринятыми отечественными и мировыми стандартами. [11.c.25]
В каждом субъекте Российской Федерации создан комитет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе. Так, в Санкт-Петербурге создан Комитет по туризму и развитию курортов, являющийся структурным подразделением Администрации Санкт-Петербурга.
Предметами ведения Комитета являются:
• реализация политики Администрации Санкт-Петербурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курортного дела;
• прогнозирование и региональное планирование развития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курортов;
• разработка проектов программ привлечения инвестиций в развитие гостиничного хозяйства и курортов;
• организация рекламы Санкт-Петербурга как туристского центра;
• осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.
Комитет имеет право:
о вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомственных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и увольнять руководителей;
* разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью комитета;
* подготавливать и представлять в установленном порядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;
* принимать участие в формировании проектов бюджета Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в подведомственной комитету сфере;
* содействовать развитию международного и внутреннего туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхающих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;
* проводить лицензирование и сертификацию туристской и гостинично-курортной деятельности на территории Санкт-Петербурга;
* рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирового туризма;
* принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;
* участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.
Председатель Комитета возглавляет Коллегию Комитета — общественный орган, в состав которого входят представители комитетов Администрации Санкт-Петербурга, ученые и руководители крупных туристских фирм города. Научную экспертизу наиболее перспективных галдел технология путешествий долгосрочных проектов развития туризма в Санкт-Петербурге осуществляет Научный совет — структурное подразделение Коллегии.
В целях развития туризма Комитет имеет право заключать различные соглашения и договоры с органами развития туризма как в нашей стране, так и за рубежом.
Комитет осуществляет лицензирование международной туристской деятельности. Решение о выдаче лицензий принимает межведомственная лицензионная комиссия, председателем которой является председатель Комитета по туризму и развитию курортов.
Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации и органами управления туризмом многих зарубежных стран, в частности Греции, Испании, Кипра, Дании и другими. [11.c.27]
Заключение
В наши дни туризм затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Туризм включает в себя множество самых разнообразных видов. Многие путают туристические объединения с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд. Туристическое объединение начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.
Сфера действия туристических объединений в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров услуги, организации, места, идеи. Таким образом, появилось понятие туристические объединения услуг, которое подразумевает под собой процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов и призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого объединяются в туристических объединений.
Туристические объединения – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой конкретной ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, туристическое объединение представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей объединения. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющему по туризму возможность принимать более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии.
Вполне очевидно, что туристические объединения являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на соединения туристических организаций в объединения, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.
Библиографический список
1. Балабанов И.Т. Экономика туризма:- М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.: ил.
2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник – М.: Финансы и статистика,2001. – 368 с.: ил
3. Ильина Е.Л. Штыхно Д.А. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 10-16.
4. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.
5. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.95.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 1995.- дек. (N 52).
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.
7. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 1997.
8. Папирян Г.А. Международные экономические отношения
9. Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства: /Маркетинг в сфере туризма, досуга, сферы услуг//Маркетинг.-2000.- март (N2).
10. Попова Р.Ю. / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1(13). С. 28-31.
11. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: «Экспертное бюро – М», 1997. – 176 с.
12. Расторгуева И. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять.Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).
13. РФ. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).
14. Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 352 с.
15. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика 1998. – 208 с.: ил.