Содержание
Введение 3
1. Проектное управление и сфера его применения 4
2. Виды и содержание инновационных проектов 7
3. Разработка инновационного проекта 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Задача 18
Введение
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.
Проект - Разработанный план сооружения, какого механизма, устройства.
Одной из форм инновационного проекта являются исследовательские проекты.
Под исследовательским проектом мы понимаем разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Целью данной работы является управление инновационными проектами.
Задачами данной работы являются
1. теоретическое изучение проектного управления и сфера его применения.
2. теоретическое изучение видов и содержания инновационных проектов.
3. теоретическое изучение разработки инновационного проекта.
1. Проектное управление и сфера его применения
Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями.
Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела. [1.c.105]
Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).
Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:
• определение цели проекта;
• назначение руководителей рабочих групп;
• создание рабочих групп;
• постановка задачи;
• контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);
• принятие решения о продолжении работ по проекту;
• роспуск рабочих групп.
Рабочие группы выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.
При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:
• компетентность и опыт;
• наличие специальных знаний в проблемной области;
• возможность привлечения к работе;
• власть и авторитет в организации;
• способность разрешать конфликтные ситуации;
• отношение к делу;
• личный интерес и мотивация.
Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.
В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п. [1.c.106]
К специфическим инструментам управления проектом относятся:
1. Определение проблемы и постановка задачи.
2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).
Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
• осмысления проекта и установления этапов выполнения;
• выделения наиболее важных проблем;
• создания модели обмена информацией;
• определения ожидаемых результатов;
• разработки рекомендаций после завершения работ. В современном менеджменте действуют девизы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Подумай, прежде чем делать.
На этапах выполнения проекта принимаются решения о:
• продолжении или корректировке задания;
• уточнении последнего этапа;
• форме завершения последнего этапа.
Разделение проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме рис. 1:
Рис. 1 этапы прохождения проекта
Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией. [1.c.107]
2. Виды и содержание инновационных проектов
Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.
Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года. Содержание инициативного проекта составляют:
• фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
• конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;
• предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;
• ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);
• современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
• имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);
• список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;
• перечень и характеристика имеющегося оборудования.
Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:
• фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
• указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);
• общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
• имеющийся задел по предлагаемому проекту;
• перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
• контракт на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).
В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:
• область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;
• фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
• конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;
• предлагаемые методы и подходы;
• общий план работ на весь срок выполнения проекта;
• ожидаемые результаты;
• современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
• имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
• наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
• перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;
• способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие);
• стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);
• функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);
• дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС). [1.c.94]
В издательском проекте показываются:
• фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект; • конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
• план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 000 знаков) и предполагаемый тираж;
• современное состояние публикаций в данной области науки;
• степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);
• имеющийся у автора (авторского коллектива ) научный задел;
• полученные ранее результаты и разработанные методы;
• список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.
Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:
• фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
• формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;
• имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
• перечень имеющегося и необходимого оборудования.
Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:
• область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;
• перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;
• имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;
• основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого
оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.
Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.
Для исследовательского проекта характерно следующее:
• не повторяется (новизна);
• имеет заранее сформулированную цель;
• имеет определенное начало и конец;
• ограничен во времени и средствах;
• сложен;
• требует привлечения специалистов разных профилей;
• имеет высокий приоритет.
Проект должен быть нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:
• создания проектной группы или образования творческого коллектива;
• управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).
Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем нередко реализация проекта требует организации рабочей группы. [1.c.95]
3. Разработка инновационного проекта
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий. Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус Государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные научные
центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении
материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций,
необходимых для выпол-* нения программ, финансируемых из средств федерального
бюджета; импортных таможенных пошлин и др. К началу
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной поли-|' тики, международных обязательств.
На
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны обладать:
• существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
• принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
• соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
• значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
• невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
• принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
• возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
• достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
• реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов. [1.c.101]
Заключение
В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов.
Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.
Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов.
Приоритетными направлениями развитии науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.
Для управления проектом и реализации его создается рабочая группа.
Список использованной литературы
1. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.
2. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). / Под ред. И.Е. Рудаковой. — М.: изд-во МГУ, 1991.
3. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка./ Под ред. В.В. Титова и В.Д. Марковой. — Новосибирск, 1995.
4. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению. — М.: Информэлектро, 1989.
5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. — М. Финансы и статистика, 1993.
Задача
Расходы на реконструкцию цеха – 280 тыс. руб. покрываются за счет кредита банка – 25%. Суммарная экономия годовых текущих затрат – 70 тыс. руб., Выгодно ли инвестировать, если эффект сказывается в течении 4-х лет.
Решение
Суммарный эффект за 4 года – 70*4=-280 тыс. руб.
Это окупает только первоначальные вложения, не покрывая процентов банка, поэтому инвестировать не выгодно