Содержание

Введение                                                                                                          3

1. Проектное управление и сфера его применения                                             4

2. Виды и содержание инновационных проектов                                               7


3. Разработка инновационного проекта                                                     11

Заключение                                                                                                     16

Список использованной литературы                                                          17

Задача                                                                                                                       18

Введение

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального на­учно-технического прогресса в реальный, воплощаю­щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо­ваний НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "иннова­ционная деятельность", "инновационный процесс", "ин­новационное решение" и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взгля­дами на ее сущность.

Проект - Разработанный план сооружения, какого механизма, устройства.

Одной из форм инновационного проекта являются исследовательские проекты.

Под исследовательским проектом мы понимаем раз­работанный план исследований и разработок, направ­ленных на решение актуальных теоретических и прак­тических задач, имеющих социально-культурное, на­родно-хозяйственное, политическое значение. В иссле­довательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические ре­шения.

Целью данной работы является управление инновационными проектами.

Задачами данной работы являются

1. теоретическое изучение проектного управления и сфера его применения.

2. теоретическое изучение видов и содержания инновационных проектов.

3. теоретическое изучение разработки инновационного проекта.

1. Проектное управление и сфера его применения


Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подраз­делениями.

Между рабочей группой и всей организацией долж­на быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существую­щими подразделениями и результат должен быть интег­рирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями.

Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководи­теля функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководи­тель. Структура группы по проекту зависит от сложно­сти проекта. Если это, например, модификация продук­та, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая груп­па подчиняется руководителю соответствующего отдела. [1.c.105]

Если же речь идет о радикальных нововведениях, в со­ставе группы могут быть выделены: технический рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны де­лать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; ру­ководитель-организатор, обеспечивающий личные интере­сы сотрудников (заработная плата и т.п.).

Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:

• определение цели проекта;

• назначение руководителей рабочих групп;

• создание рабочих групп;

• постановка задачи;

• контроль за реализацией проекта (качество, вре­мя, расходы);

• принятие решения о продолжении работ по про­екту;

• роспуск рабочих групп.

Рабочие группы выполняют свою часть проекта; от­вечают за планирование и контроль, составление отче­тов для координирующей группы и всей организации.

При отборе кандидатур в рабочую группу руково­дствуются следующими критериями:

• компетентность и опыт;

• наличие специальных знаний в проблемной об­ласти;

• возможность привлечения к работе;

• власть и авторитет в организации;

• способность разрешать конфликтные ситуации;

• отношение к делу;

• личный интерес и мотивация.

Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, пла­нирование бюджета и контроля за затратами; управле­ние информационными потоками и т.п. Однако эти ме­тодики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации со­вещаний по проекту, принятия решений и т.п. [1.c.106]

К специфическим инструментам управления проектом относятся:

1. Определение проблемы и постановка задачи.

2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).

Четкая формулировка проблемы и постановка зада­чи важна для:

• осмысления проекта и установления этапов вы­полнения;

• выделения наиболее важных проблем;

• создания модели обмена информацией;

• определения ожидаемых результатов;

• разработки рекомендаций после завершения работ. В современном менеджменте действуют девизы:

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Подумай, прежде чем делать.

На этапах выполнения проекта принимаются реше­ния о:

• продолжении или корректировке задания;

• уточнении последнего этапа;

• форме завершения последнего этапа.

Разделение проектов на этапы позволяет контроли­ровать ход его выполнения. Наглядно этапы прохожде­ния проекта представлены на схеме рис. 1:


Рис. 1 этапы прохождения проекта

Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации про­екта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией. [1.c.107]

2. Виды и содержание инновационных проектов

Различают инициативные научные проекты; проек­ты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных сис­тем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Рас­смотрим их подробнее.

Инициативные проекты, как правило, осуществляют­ся небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных за­казчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года. Содержание инициативного проекта составляют:

• фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

• конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

• предлагаемые методы и подходы (с оценкой сте­пени новизны), общий план работ на весь срок выпол­нения работы;

• ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);

• современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с ми­ровым уровнем;

• имеющийся у коллектива научный задел по пред­лагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные ме­тоды (с оценкой степени новизны);

• список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

• перечень и характеристика имеющегося оборудо­вания.

Проект развития материально-технической базы на­учных исследований включает:

• фундаментальные проблемы, для решения кото­рых будет использовано дорогостоящее оборудование;

• указание сферы применения оборудования (под­разделение, организация и т.п.);

• общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

• имеющийся задел по предлагаемому проекту;

• перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

• контракт на приобретение (или изготовление до­рогостоящего оборудования).

В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:

• область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;

• фундаментальные научные проблемы, для реше­ния которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

• конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;

• предлагаемые методы и подходы;

• общий план работ на весь срок выполнения про­екта;

• ожидаемые результаты;

• современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

• имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, опи­сание созданных ранее ИС, основные публикации);

• наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

• перечень дорогостоящих программных и аппа­ратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

• способы предоставления ИС научной обществен­ности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуника­ционный доступ, другие);

• стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт); требуе­мый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и опера­ционные платформы, программные средства, необхо­димые для функционирования ИС);

• функциональные характеристики (тип ИС, коли­чество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представ­ления документа; организация и режим поиска);

• дополнительные возможности (сеть передачи дан­ных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС). [1.c.94]

В издательском проекте показываются:

• фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект; • конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

• план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 000 знаков) и предполагаемый тираж;

• современное состояние публикаций в данной об­ласти науки;

• степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобще­ния, методике изложения);

• имеющийся у автора (авторского коллектива ) на­учный задел;

• полученные ранее результаты и разработанные методы;

• список публикаций автора (авторского коллекти­ва), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:

• фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

• формулировку конкретно решаемой задачи; об­щий план работ;

• имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необ­ходимость проведения экспедиционных работ);

• перечень имеющегося и необходимого оборудо­вания.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

• область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

• перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

• имеющийся опыт по научно-методическому ис­пользованию комплекса оборудования для фундамен­тальных исследований;

• основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого

оборудования и материалов, обеспечивающих устойчи­вую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; ме­ханике, физике; астрономии; химии; биологии и медици­не; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

Для исследовательского проекта характерно следующее:

• не повторяется (новизна);

• имеет заранее сформулированную цель;

• имеет определенное начало и конец;

• ограничен во времени и средствах;

• сложен;

• требует привлечения специалистов разных про­филей;

• имеет высокий приоритет.

Проект должен быть нацелен на достижение в тече­ние установленного времени и при использовании ограни­ченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

• создания проектной группы или образования творческого коллектива;

• управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем нередко реализация проекта требует организации рабо­чей группы. [1.c.95]

3. Разработка инновационного проекта

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной на­учно-технической политике. Приоритетные направле­ния исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освое­нию и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных ис­следований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудни­чества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой ха­рактер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критиче­ских технологий учитывают их влияние на конкуренто­способность продукции и услуг, качество жизни, улуч­шение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень кри­тических технологий федерального уровня утверждают­ся Правительственной комиссией по научно-техничес­кой политике.

Приоритетными направлениями развития науки и тех­ники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии жи­вых систем (например биотехнологии), транспорт, топли­во и энергетика; экология и рациональное природопользо­вание. В рамках этих направлений выделены 77 критиче­ских технологий. Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важней­ших народнохозяйственных программ и проектов, меж­дународных и региональных программ и проектов.

Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпера­турной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Госу­дарственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания техноло­гий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают соз­дание новых лекарственных средств; развитие медици­ны и здравоохранения; решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Прави­тельство РФ в виде: самостоятельной программы феде­рального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Особым объектом науки федерального значения яв­ляется Государственный научный центр. Статус Государ­ственного научного центра присваивается Постановле­нием Правительства РФ научным организациям, пред­приятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если ре­зультаты их научных исследований получат междуна­родное признание. Такие организации пользуются осо­бой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выпол-* нения программ, финансируемых из средств федераль­ного бюджета; импортных таможенных пошлин и др. К началу 1996 г. в России было свыше 60 Государственных научных центров.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной поли-|' тики, международных обязательств.

На 1996 г. в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного ком­плекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строитель­ства и транспорта. Ряд крупных проектов по приори­тетным направлениям развития науки и техники фи­нансируется целевым назначением Министерством нау­ки и технологий РФ из средств Федерального бюджета.

Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.

Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выпол­нения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Цели федеральных научно-технических программ со­стоят в получении новых знаний в области фундаменталь­ной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, техно­логии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны обладать:

• существенной значимостью для крупных струк­турных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

• принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессив­ных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.

Руководство программой осуществляет научный со­вет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплекс­ность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполни­телей и экспертизу полученных результатов.

Федеральные научно-технические программы разраба­тываются на среднесрочный (пятилетний) период в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономичес­кого развития Российской Федерации».

Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:

• соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

• значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;

• невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

• принципиальная новизна и технологическая про­грессивность научно-технических результатов;

• возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эф­фективности производства;

• достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставлен­ных задач;

• реальность решения проблемы исходя из воз­можностей имеющегося задела, наличия кадров, мате­риально-технической базы и других необходимых ресурсов. [1.c.101]


Заключение


В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологи­ческие решения.

Проекты могут финансироваться по линии государ­ственной научно-технической программы, путем получе­ния грантов.

Каждый проект оформляется с учетом определен­ных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число испол­нителей, сроки выполнения, потребность в финансирова­нии в расчете на год, информация о руководителях и ос­новных исполнителях.

Приоритетные направления исследований и разрабо­ток реализуют в виде крупных межотраслевых проектов.

Приоритетными направлениями развитии науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые ма­териалы и химические продукты, технология живых сис­тем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рацио­нальное природопользование.

Для управления проектом и реализации его созда­ется рабочая группа.

Список использованной литературы


1.     Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.

2.     Инновационный процесс в странах развитого капи­тализма (методы, формы, механизм). / Под ред. И.Е. Рудаковой. — М.: изд-во МГУ, 1991.

3.     Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инноваци­онной деятельности предприятия // Формирование ме­ханизма управления предприятием в условиях станов­ления рынка./ Под ред. В.В. Титова и В.Д. Марковой. — Новосибирск, 1995.

4.     Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического про­гресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению. — М.: Информэлектро, 1989.

5.     Кохно П.А. и др. Менеджмент. — М. Финансы и статистика, 1993.

Задача


Расходы на реконструкцию цеха – 280 тыс. руб. покрываются за счет кредита банка – 25%.  Суммарная экономия годовых текущих затрат – 70 тыс. руб., Выгодно ли инвестировать, если эффект сказывается в течении 4-х лет.


Решение

Суммарный эффект за 4 года – 70*4=-280 тыс. руб.

Это окупает только первоначальные вложения, не покрывая процентов банка, поэтому инвестировать не выгодно