Содержание

Введение. 3

1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг. 4

2. Категории, виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике. 6

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14


















Введение

Целью данной работы является изучение понятия стандартизации, ее роли в повышении качества продукции, услуг; изучение категорий и видов стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике; а также изучение основных тенденций и направлений развития стандартизации в Российской Федерации.

Природа стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, характерных для современного производства и реализации товаров и услуг. В целом широкое разнообразие товаров, техники, методов организации управления – явление, безусловно, прогрессивное. Однако практика постоянно обнаруживает прямую связь между увеличением масштабов создания нового, ростов темпов НТР – с одной стороны – с появлением в производстве, быту и других сферах человеческой деятельности неоправданного, расточительного разнообразия объектов равнозначного или аналогичного функционального назначения – с другой. В связи с этим возникает необходимость в стандартизации, которая заключается в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки и техники, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основной смысл стандартизации сводится на решение задач оптимизации, направлен на совершенствование управления, на повышение качества продукции и услуг.










1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг

Общепринятое в настоящее время, в том числе и в нашей стране, определение стандартизации в формулировке Международной организации по стандартам (ИСО): Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач[1].

Системный подход к анализу места и роли стандартизации в общественном производстве и управлении, в обеспечении международных экономических и культурных связей позволяет выделить два органически присущие свойства – способность к упорядочению и к системообразованию, обеспечивающим сокращение неоправданного разнообразия и совместимость (сопряжение) предметов, явлений, процессов, находящихся в прямой или опосредованной связи. Упорядочивающее и системообразующее свойства стандартизации находят свое выражение в разработке и установлении норм, правил, требований, характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень качества, безопасности и приемлемую цену продукции, процессов, услуг. Как правило, результаты работы по стандартизации оформляются в виде нормативных документов, оговаривающих указанные нормы, правила, требования, а в некоторых областях деятельности (например, в метрологии) в качестве образцов, эталонов и т.п.

Стандартизация выполняет четыре основные функции: экономическую,  информационную,  социальную и коммуникативную[2].

Экономическая функция выражается через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики. Все это создает предпосылки для специализации, следовательно, для широкого внедрения автоматизации производственных процессов, снижения себестоимости изделий, увеличение прибыли. Поскольку стандартизация предусматривает повышение (оптимизацию) уровня качества продукции, создаются условия для наиболее полного удовлетворения требований потребителя, снижение затрат на эксплуатацию и ремонт.

Информационная функция стандартизации проявляется через создание нормативных документов (стандартов технических условий), классификаторов и каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции, являющихся носителями ценной технической и экономической информации для потребителя. Например, ссылка на стандарт при сертификации продукции или услуги является удобной и экономичной формой информации о качестве товара или услуги.

Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативны документы (стандарты) и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражается через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизированные термины трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой инструкторской и технологической документации и т.п.

2. Категории, виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике

В Российской Федерации применяются следующие категории стандартов: международные стандарты; региональные международные стандарты; межгосударственные стандарты (ГОСТ); государственные стандарты РФ (ГОСТ Р); отраслевые стандарты (ОСТ); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций (СТО).

Применение международных, региональных международных и национальных стандартов зарубежных стран в РФ возможно в трех вариантах:

- принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского стандарта ГОСТ Р с указанием соответствующего международного стандарта и обозначения через тире последних цифр года принятия ГОСТ Р. Например, ГОСТ Р ИСО 9001-96. Это так называемое прямое применение зарубежного стандарта.

- принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими специфику российских требований. При обозначении такого стандарта к обозначению отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального) стандарта, который указывается под обозначением ГОСТ Р в скобках. Например, ГОСТ Р 50321-92 (ИСО 7173:1989).

Возможен вариант использования (заимствования) отдельных положений международного (регионального) стандарта и включение их в российский стандарт. В подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается как источник информации, используемый при разработке отечественного стандарта, в котором делается соответствующая ссылка на первоисточник.

Кроме того, до принятия в РФ международных (региональных) стандартов в качестве ГОСТ Р, допускается их применение в качестве ОСТ, СТП и СТО, что существенно ускоряет решение проблемы гармонизации требований отечественных и международных стандартов.

Стандарты ГОСТ и ГОСТ Р действуют на территории РФ в качестве нормативных документов без каких-либо ограничений. Отраслевые стандарты ОСТ действуют в тех случаях, если требования не противоречат законодательству РФ или специальным техническим регламентам.

Новые, а также пересмотренные ГОСТ Р, ГОСТ и ОСТ допускается не распространять на продукцию, выпуск которой был освоен до их введения в действие. Новые межгосударственные стандарты (ГОСТ) применяются на территории РФ без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя) России и опубликованием этой информации в Информационном указателе государственных стандартов.

Стандарты, принятые научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (СТО) применяют на территории России, на добровольной основе, т.е. по решению самих предприятий организаций.

Стандарты предприятий (СТП) в России могут разрабатываться самостоятельно предприятиями в качестве нормативных документов в следующих случаях:

- для обеспечения использования на предприятии технических регламентов РФ, ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, международных (региональных) стандартов, национальных стандартов зарубежных стран, стандартов научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений, СТП и других предприятий.

- на создаваемые, на данном предприятии продукцию, услуги и производственные процессы (работы)[3].

При этом требования СТП подлежат обязательному соблюдению другими предприятиями и организациями, если в договоре (контракте) на разработку, производство и поставку продукции, оказание услуг сделана ссылка на данный стандарт.

В Российской Федерации используются несколько видов стандартов, которые отличаются назначением и спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания. Единства подхода и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы. Требования. Правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей, как для науки, так и для производства. Примерами основополагающих стандартов могут быть государственные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы (например, ГОСТ Р 1.0 – 92 «Государственная система стандартизации. Основные положения.»). Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.п.). Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг) Применяются две разновидности этого вида стандартов: стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг); стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

По группам однородной продукции (услуг) могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт общих технических условий включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарт технических условий устанавливает требования, как было сказано, к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации: указание о товарном знаке; знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и др.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки производства, эксплуатации (потребления), хранения транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении технологических операций. Данный вид стандартов находит широкое применение в области управления, делопроизводства, подготовки кадров и т.п.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Каждый из методов имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, однако можно выделить общие элементы процесса контроля, которые можно подвергнуть стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимую погрешность метода.

Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и  анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии[4].

Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование, увязка национальных стандартов с международными. Региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации. Из общего числа международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

Целью организации ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Сегодня практически нет такой области, в которой бы не были разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

Среди других международных и региональных организаций по стандартизации следует назвать МОЗМ. МЭК, ЕОК, СЕН, СЕНЭЛЕК.

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

Основная деятельность Госстандарта в РФ в 2003 году была направлена на выполнение задач, определенных планом действий Правительства РФ по реализации положений программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Вместе с тем завершившийся год стал для Госстандарта РФ стартовым в осуществлении системы технического регулирования.

В течение 2003 года принято более 400 национальных стандартов и изменений к ним, отвечающих приоритетам стандартизации международного уровня, в частности, ЕЭК ООН. Продолжалась реорганизация технических комитетов по стандартизации, в первую очередь в плане их сближения с аналогичными структурами и областями деятельности ИСО/МЭК. В частности, создано 8 новых органов. В их числе ТК «Лекарственные средства»; «Экологический менеджмент и экономика»; «Услуги связи, информатизации, организации и управления связью»; «Имплантанты в хирургии». В результате общее число технических комитетов по состоянию на 01.01.2004. составило 351, хотя в прошлом году наиболее плодотворно трудились лишь 100 из них.

В январе текущего года коллегия Госстандарта России одобрила в общих чертах Программу национальной стандартизации на 2004 г.: разработку 455 национальных, 203 межгосударственных и 19 проектов международных стандартов.

В декабре 2003 г. правительство в основном одобрило предложения Госстандарта России в части создания единой системы аккредитации в области технического регулирования.

Одно из важных направлений деятельности Госстандарта России  - поддержка «100 лучших товаров России». За шесть лет функционирования она стала инструментом практической организации работ по стимулированию улучшения качества. К тому же Программа способствует укреплению деловых связей ЦСМ с администрациями практически всех субъектов Федерации. Так, за прошедшие годы в ней участвовала 21 тыс. товаров, представляющих 11 тыс. предприятий из 84 российских рынков.

Основными задачами, стоящими перед Госстандартом России в 2004 г., являются:

1. Реформирование Национальной системы стандартизации;

2. Реализация Программы разработки национальных стандартов на      2004 г.

3. Активизация деятельности технических комитетов по стандартизации

4. Внедрение систем управления качеством продукции и экологического менеджмента согласно требованиям стандартов ИСО серий 9000 и 14000.

5. Разработка и принятие общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информатизации в социально-экономической среде.

6. Опубликование и распространение официальных изданий национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

7. Формирование Программы разработки национальных стандартов на 2005г[5].









Заключение

Таким образом, деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремится успевать предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию, а не торможению отечественного производства и сферы услуг.

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов. Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в Положении о Комитете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1992 г.

Для решения возложенных задач  Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и методов управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хоздеятельности друг с другом и с органами управления.








Список литературы

1. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.

2. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.

3. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество, 1998. - № 1. – с. 30-34.

4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – 325 с.

5. Кравченко Ю. Госстандарт России: итоги 2003 г., задачи на 2004 г. // Стандарты и качество. – 2004. - №5. – с. 6-9.



[1] Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – с. 50.

[2] Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – с.27

[3] Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество,1998. - № 1. – с. 30-34.

[4] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – с.64.

[5] Кравченко Ю. Госстандарт России: итоги 2003 г., задачи на 2004 г. // Стандарты и качество. – 2004. - №5. – с. 6-9.