Содержание
Введение. 3
1. Внешнеэкономические связи России 4
1.1. Россия – Германия. 4
1.2. Россия – Великобритания. 6
1.3. Россия – Италия. 8
1.4. Россия – США.. 9
1.5. Россия – Франция. 11
1.6. Россия – Япония. 12
2. Внешнеэкономические связи России с бывшими республиками СССР. 14
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Целью данной работы является изучение современной географии внешнеэкономических связей РФ.
С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: в 2000 году доля индустриально развитых стран выросла до 67% (в 1990 году – 36%), доля развивающихся стран составила 12% (в 1990 году – 14%), на государства бывшего СЭВ приходилось 13% против 43,2% в 1990 году, на бывшие республики СССР – 8%. При этом экспорт на суммы свыше 1 млрд. долл. приходится на Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Крупнейшими покупателями российских товаров являются Германия (14%), США (8%), Великобритания (7%), Италия (6%) и Китай (5%). Это является следствием топливно-сырьевой структуры экспорта, привязанного к индустриальным центрам – основным потребителям сырья и электроэнергии.
Географическое распределение внешней торговли России свидетельствует о том, что основные партнеры находятся в странах дальнего зарубежья. На их долю в 1992 г. приходилось 82,2 % внешнего торгового оборота и 78,6% (без учета неорганизованной торговли) – в 2000 году[1].
1. Внешнеэкономические связи России
1.1. Россия – Германия
Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России.
Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.
Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1% и 15,7% соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6%, а в импорте – 2,2%. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России.[2]
В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). За первое полугодие 1995 г. в Германию, по предварительным данным, поставлено 10,9 млн. т нефти на сумму 1,8 млрд. немецких марок и 16 млрд. куб. м газа на 1,7 млрд. немецких марок. Увеличение импорта природного газа к 2000 г. (по оценке, до 100 млрд. куб. м) специалисты связывают с возможностью роста его поставок из России.[3]
Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля выросла с 8 до 11%. Машинно-техническая продукция пока остается незначительной статьей российского экспорта, хотя в 1994 г. отмечено некоторое увеличение ее доли (с 2 до 2,9%). Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.
Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.
1.2. Россия – Великобритания
Рост торгового оборота между Россией и Великобританией в 1991 - 1994 годах с 2,8 млрд. до 5,8 млрд. долларов был связан, прежде всего, с высокими темпами увеличения российского экспорта. По величине товарооборота России с промышленно развитыми странами Великобритания в 1994 году вышла на второе место после Германии.[4]
В структуре российского экспорта в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых в 1994 году было достигнуто в основном за счет сырой нефти и нефтепродуктов, которые занимают 43,7 % всего российского экспорта в эту страну, а также алмазов (с 452 млн. долларов в 1993 году до 1271 млн. долларов в 1994 году). Существенное увеличение российского экспорта в Великобританию в 1993 году по сравнению с 1992 годом произошло в основном за счет роста поставок цветных металлов и экспорта золота.
Заметное место в экспорте России в Великобританию занимают древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения, черные металлы. Однако снижается удельный вес машин и оборудования (с 4.1% в 1992 году до 1.8% в 1993 году и 0.9% в 1994 году) главным образом из-за резкого сокращения экспорта промышленных и лабораторных печей. Несколько уменьшились поставки в Великобританию легковых автомобилей, являющихся основной статьей в российском машинно-техническом экспорте в эту страну.
Российский импорт из Великобритании по сравнению с 1991 годом, когда он составлял 724 млн. долл., сократился до 653 млн. долл. в 1993 году. В 1994 году произошло его увеличение до 893 млн. долларов.
Наибольший же удельный вес в импорте России в Великобританию в 1994 году занимали машины и оборудование (около 50% всего его объема). В больших количествах Россия ввозила медикаменты, руды и концентраты алюминиевые, препараты для борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, одежду, изделия из черных металлов. Заметно вырос в 1994 году импорт кондитерских изделий, а также напитков и табака. В перспективе Великобритания останется важным торговым партнером России. Различия в структуре внешней торговли двух стран, места, занимаемые ими в международном разделении труда, определяют дальнейший рост потенциала взаимного торгово-экономического сотрудничества.
1.3. Россия – Италия
Италия традиционно является одним из крупнейших деловых партнеров РФ. Основу экспорта России в Италию составляет природный газ, поставляемый на основе долгосрочных соглашений с государственной группой “ЭНИ” ( до 15 млрд. куб. м в год с 1992 года – примерно 35 % импорта Италией природного газа). Срок действия соглашения по газу - до 2008 г.[5]
Другими крупными статьями российского экспорта в Италию являются нефть, нефтепродукты, лесные товары, продукция черной металлургии. Поставки машин и оборудования (станки, легковые автомобили) незначительны.
Энергоносители традиционно играют главную роль в российском экспорте в Италию. Значительное уменьшение в последние годы вывоза из России нефти и нефтепродуктов вызвало существенное сокращение всего российского экспорта в Италию и объема взаимной торговли наших стран.
В то же время произошли глубокие сдвиги в импорте России. Дело в том, что до 1992 года в итальянских поставках на российский рынок преобладала продукция машиностроения, в том числе комплексное оборудование для автомобильной, металлургической, химической и др. отраслей промышленности. Вследствие сокращения инвестиций в России доля машиностроительной продукции из Италии в российском импорте падает. В то же время очень значительно в импорте России из Италии возрос удельный вес продовольственных товаров и обуви.
Большой вклад в развитие двусторонних отношений в ближайшие годы должны внести рассматриваемые проекты, связанные с масштабным импортом оборудования и технологий из Италии в Россию на общую сумму в несколько миллиардов долларов. К ним относятся проект создания новых мощностей по производству автомобилей на базе ВАЗа, газоэнергетический проект, многочисленные проекты в области нефтяной и нефтехимической промышленности, проекты в области конверсии, телекоммуникаций, строительства и реконструкции предприятий легкой промышленности и многое другое.
1.4. Россия – США
На протяжении многих лет характер торгово-экономических связей с Соединенными Штатами определялся состоянием политических отношений. В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной основе, на принципах равноправия и взаимного доверия.
Российская Федерация придает большое значение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров. Важным моментом является также тот факт, что развитие взаимовыгодных связей между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Коренным образом изменился в последние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины такого изменения связаны не только с политическими, но и с экономическими факторами. Ведь российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса, который, хорошо понимая это, уже активно его осваивает.
В 1993 году отмечался существенный рост экспорта в США – уже к декабрю этот показатель достиг 1,6 млрд. долларов и более чем вдвое превысил экспорт за 1992 год. Однако следует признать, что это не сопровождалось качественными изменениями в его структуре: основу по-прежнему составляли сырьевые товары и полуфабрикаты. В 1993 году наиболее заметно возросли поставки на американский рынок российской нефти и нефтепродуктов, алюминия, черных металлов. На них вместе с драгоценными металлами и химическими продуктами приходится более 80% экспорта в США. Изделия машиностроения, особенно высокотехнологичные, занимают незначительное место.[6]
Сейчас наша торговля с США увеличивается быстрее, чем внешняя торговля России в целом. В 1995 г. товарооборот между двумя странами возрос примерно на одну четверть по сравнению с предшествовавшим годом и достиг почти 7 млрд. долларов, а по сравнению с 1992 г. он вырос примерно в два раза. Особенно быстрыми темпами рос в этот период российский экспорт в США, хотя в истекшем году, как свидетельствует российская статистика, экспорт, и импорт росли примерно одинаковыми темпами. Правда, основу нашего экспорта в США по-прежнему составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам и продуктам их переработки, а также машинам и оборудованию.
В ходе дальнейшего развития российско-американских экономических отношений могут проявляться несовпадение интересов по отдельным вопросам и конкуренция в ряде областей. Но при наличии доброй воли проблемы такого рода можно преодолевать совместными усилиями, избегая неоправданной конфронтации. Накопленный за последние годы опыт взаимодействия – хорошее тому подтверждение. Можно с полным основанием утверждать, что деловое партнерство двух государств принимает все более устойчивый характер и имеет хорошие перспективы.
1.5. Россия – Франция
Вопросы развития российско-французского сотрудничества были широко обсуждены в ходе официального визита в Россию в феврале 1996 года премьер-министра Французской Республики А. Жюппе и его переговоров с Председателем Правительства России В.С.Черномырдиным. Так, учреждена Российско-Французская комиссия на уровне глав правительств, призванная стать руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и других областях. В ее задачи входит содействие созданию благоприятных условий для деятельности российских и французских предпринимателей и осуществлению конкретных проектов сотрудничества.
В последнее время активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере, агропромышленном комплексе, связи и энергетике России. Французские фирмы заинтересованы в расширении капиталовложений в российскую нефтегазовую промышленность, и осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, модернизации алюминиевых заводов в Красноярске и Братске, предприятий черной металлургии и мебельной промышленности. В области атомной энергетики совместно с Францией осуществляется разработка новых поколений реакторов для атомных электростанций, систем повышения безопасности действующих станций, решается проблема захоронения радиоактивных отходов[7].
Сотрудничество в авиакосмической промышленности охватывает такие области, как освоение космоса, включая совместные пилотируемые полеты и запуск спутников, создание системы управления воздушным движением в России (повышение его безопасности), а также авиационных двигателей, самолетов и вертолетов.
Как и прежде, в российском экспорте во Францию преобладают энергоносители, на которые приходится более половины его стоимостного объема. Россия сохранила высокий удельный вес в снабжении Франции газом, а также входит в число крупнейших поставщиков нефтью. Кроме того, Франция закупает в России металлы и металлоизделия, лесные и целлюлозно-бумажные товары, химические продукты. Доля машинно-технической продукции в российском экспорте остается незначительной.
В структуре импорта России из Франции наметились некоторые изменения: произошло сокращение доли сельскохозяйственной продукции, а также машин и оборудования. В то же время динамично развивается импорт французских потребительских товаров. Особенно выросли закупки обуви, тканей, одежды, мебели, парфюмерно-косметических товаров и медикаментов.
Между Россией и Францией подписаны три важных межправительственных соглашения: о сотрудничестве в области топлива и энергетики, охраны окружающей среды и информатизации, а также созданы соответствующие российско-французские рабочие группы.
Таким образом, российско-французские отношения выходят сейчас на качественно новый уровень, обеспечивающий диверсификацию экономического и инвестиционного сотрудничества.
1.6. Россия – Япония
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая одно из первых мест в мире по экономической мощи. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Основные торговые партнеры Японии – это США (более 29% товарооборота), страны ЮВА (25,6%), страны ЕС (около 16%). Товарооборот с Россией составляет в целом менее 1% внешнеторгового оборота Японии.
Япония закупает у России преимущественно традиционные для ее рынка товары: лес, уголь, металлолом, рыбу, морепродукты (российский экспорт морепродуктов в Японию, по данным японской таможенной статистики, за последние 6 лет возрос в 4 раза. Россия продала Японии в 1993 году товаров почти на 2,8 млрд. долларов. Это были главным образом продукты питания, сырьевые материалы, минеральное топливо, химические продукты, неметаллические изделия, металлы, оборудование, транспортные средства. В 1993 году экспорт России в Японию увеличился по сравнению с 1992 годом на 36 млн. долларов. Россия имела положительное торговое сальдо. В первой половине 1994 года наблюдалось сокращение взаимной торговли, ускорившееся во втором полугодии[8].
Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого сырья в пользу покупателей снизили заинтересованность части японских деловых кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера.
Однако, несмотря на все препятствия и в нынешнем товарном наполнении российский экспорт в Японию сохраняет значительные резервы роста, поскольку в текущем десятилетии Япония останется крупнейшим в мире импортером леса, рыбы и морепродуктов, различных нефтепродуктов и сжиженного природного газа, каменного угля (японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей) и разнообразного металлургического сырья, соответствующих полуфабрикатов, цветных металлов и многих других товаров современного российского экспорта.
2. Внешнеэкономические связи России с бывшими республиками СССР
Внешнеторговые связи России со странами, являющимися ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.
Традиционно эти связи характеризовались несбалансированностью обмена, что выражалось в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из бывших республик СССР. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передавалась на нужды других республик. В настоящее время Россия поставляет в страны ближнего зарубежья энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые ниже мировых. Однако в этом случае сохраняется необходимость кредитования стран СНГ со стороны России для закупки ими энергоносителей и других российских товаров[9].
Россия – единственная страна, выступающая по отношению к партнерам по СНГ в роли нетто-донора. По подсчетам экспертов Всемирного банка, скрытое субсидирование составляло в 1991 году 3,0% от ВВП России, в 1992 году – 1,6, в 1993 году – 1,0, в 1994 году – 0,7%. Это не может долго продолжаться, учитывая финансовое состояние страны. Россия, в отличие от других стран Содружества, в большей степени заинтересована в сохранении рынков на территории этих государств, поэтому ей целесообразно разработать стратегию внешнеторговой деятельности, где должны быть определены «правила игры» с этой группой стран, в противном случае она их может надолго потерять. Основными партнерами России на рынках стран СНГ являются Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова. На их долю приходится почти 90% объема внешнеторгового оборота с этой группой стран.
Заключение
На долю основных партнеров России приходится на внешнем рынке более половины всего внешнеторгового оборота. Перечень этих стран в течение последних лет практически не меняется, а изменяется лишь их доля в обороте, экспорте и импорте. К числу таких партнеров относятся Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Белоруссия, Украина, Казахстан, Наблюдается тенденция увеличения доли стран СНГ во внешнеторговом обороте России. Так, если в 1992 году она составляла 17, 8% торгового оборота, то в 1998 году – 21, 4% (без учета неорганизованной торговли).
В течение 1992-1998 годов торговля со странами Содружества развивалась темпами прироста, превышающими торговлю со странами дальнего зарубежья, в 2, 9 раза. Страны ближнего зарубежья закупают сейчас почти 17% российских изделий машиностроения, вывозимых на внешний рынок, а также в значительных количествах – природных газ, сырую нефть и уголь, необходимые для работы энергетики и обрабатывающих отраслей промышленности.
Кроме того, емкий и близкий российский рынок дает государствам СНГ широкие возможности для реализации их машиностроительной продукции (18%), а также широкой гаммы продовольственных товаров и сырья для их производства (24%). Около 15% розничного товарооборота России сегодня формируется за счет товарных поставок из стран ближнего зарубежья, и эта доля постоянно растет. Учитывая то, что Российская Федерация в перспективе должна сохранить рынки ближнего зарубежья, такие изменения являются действенным подтверждением реального воплощения стратегического курса России на интеграцию со странами СНГ.
Список литературы
1. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 160 с.
2. Бушин Б. Российско-германские деловые связи. // Внешняя торговля. –1996. –№1-2. – с.26.
3. Белов В. Российско-германские экономические отношения. // Внешняя торговля. –1994. –№4. – с.26.
4. Хашутогов А. Российско-британская торговля в начале 90-х годов и ее перспективы. // Внешняя торговля. –1995. –№6. – с.11.
5. Бабышев Л. Внешнеэкономические связи России с Италией. // Внешняя торговля. –1993. –№2. – с.10.
6. Давыдов О. Россия - США: изменения в подходах к экономическому сотрудничеству. // Внешняя торговля. –1996. –№5.
7. Борисов А. Россия-Франция: новый этап в развитии торгово-экономических отношений. // Внешняя торговля. –1995. –№5. – с. 8.
8. Казаков И., Родионов А. Российско-японская торговля. // Внешняя торговля. –1995. –№2-3. – с.21.
9. Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416 с.
[1] 1. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – с.24.
[2] Бушин Б. Российско-германские деловые связи. // Внешняя торговля. –1996. –№1-2. – с.26
[3] Белов В. Российско-германские экономические отношения. // Внешняя торговля. –1994. –№4. – с.26.
[4] Хашутогов А. Российско-британская торговля в начале 90-х годов и ее перспективы. // Внешняя торговля. –1995. –№6. – с.11
[5]Бабышев Л. Внешнеэкономические связи России с Италией. // Внешняя торговля. –1993. –№2. – 10.
[6]Давыдов О. Россия - США: изменения в подходах к экономическому сотрудничеству. // Внешняя торговля. –1996. –№5. – с. 7-8.
[7] Борисов А. Россия-Франция: новый этап в развитии торгово-экономических отношений. // Внешняя торговля. –1995. –№5. – с.8
[8] Казаков И., Родионов А. Российско-японская торговля. // Внешняя торговля. –1995. –№2-3. – с.21.
[9]Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – с.348..