Содержание
Введение. 3
1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов. 4
1.1. Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение. 4
1.2 Основные виды прибыли. 6
1.3. Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности. 10
2. Планирование прибыли и рентабельности организаций – залог будущих экономических успехов. 13
2.1. Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации в современных условиях. 13
2.2. Основные методы планирования прибыли и рентабельности на примере ОАО «Реминструмент». 14
2.2.1. Краткая характеристика ОАО «Реминструмент». 14
2.2.2. Метод прямого счета. 15
2.2.3. Аналитический метод. 16
2.2.4. Факторный метод. 17
3. Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе 19
Заключение. 21
Библиографический список. 22
Введение
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли.
Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.
К важнейшим обобщающим показателям эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия относятся прибыль и рентабельность.
Повышение уровня этих показателей свидетельствует как об улучшении использования производственных и финансовых ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.
Исходя из вышесказанного тема курсовой работы актуальна.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности прибыли и рентабельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение задач, таких как рассмотрение сущности и экономического значения прибыли и рентабельности, рассмотрение основных коэффициентов рентабельности, необходимости планирования прибыли и рентабельности с помощью основных методов планирования, а так же рассмотрение путей повышения эффективности организации на современном этапе.
1. Прибыль и рентабельность как основные оценочные показатели деятельности хозяйствующих субъектов
1.1. Прибыль предприятия – сущность, экономическое значение
Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Прибыль – это доход предприятия, получаемый от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, выполнения работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и другие.
В этом показатели находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.[1]
Прибыль - один из обобщающих оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности фирм, предприятий, корпораций, представляющий собой превышение доходов хозяйствующей единицы от реализации продукции, работ или услуг над суммой всех ее затрат на производство и сбыт.
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод.
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.[2]
В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[3]
Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская, валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д. Рассмотрим основные из них.
1.2 Основные виды прибыли
Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает вмененные, альтернативные издержки.[4]
Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности.
Кроме того, возможны издержки, не отраженные в балансе.
Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.[5]
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).[6]
1.3. Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению уровня рентабельности способствуют, увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.
Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов рентабельности и оборачиваемости, которые являются относительными финансовыми показателями деятельности предприятия, заключается анализ рентабельности и деловой активности (Табл. 1).
При расчете коэффициентов рентабельности необходимо учитывать следующее:
· рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее от уровня рисковости, который "требует" определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем больше прибыль она должна получать.
· оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся в течении ряда лет, отражается в учетной оценке, которая может сильно отличаться от рыночной
Таблица. 1
Коэффициенты рентабельности
Способ расчета |
Пояснения |
Комментарий по коэффициенту |
1. Рентабельность продаж |
||
N - выручка от реализации Pp - прибыль от реализации |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента - следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных ценах |
|
2. Рентабельность всего капитала фирмы |
||
Bср - средний за период итог баланса P - может выступать как балансовая прибыль (PБ), так и прибыль от реализации |
Коэффициент показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента - следствие падающего спроса на продукцию |
|
3. Рентабельность основных средств |
||
Fср - средняя величина основных средств за период |
Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициента рентабельности всего капитала свидетельствует об преувеличении мобильных средств |
|
4. Рентабельность собственного капитала |
||
Исср - средняя величина источников собственных средств по балансу за период |
Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах |
|
5. Рентабельность перманентного капитала |
||
КТср - средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период |
Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок |
· влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиций, таким образом, это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.
2. Планирование прибыли и рентабельности организаций – залог будущих экономических успехов
2.1. Необходимость планирования прибыли и рентабельности организации в современных условиях
В современных условиях успешно организовать производство и продажи без применения такого механизма, как планирование прибыли и рентабельности невозможно.
Продавцы и покупатели в качестве субъектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов. Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма.
Понятие «планирование» наполнилось новым содержанием. Сегодня – это не способ принуждения предприятия к строго определенному виду деятельности со стороны государства, а основной инструмент формирования стратегии его развития, как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Сущность современного планирования прибыли и рентабельности кратко можно выразить двумя следующими фразами: «От ориентации на товары к финансовым интересам предприятия» и «Корпоративное планирование – это, прежде всего, планирование размера прибыли».
Планирование прибыли в России становится неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности, так как его применение создает следующие важные преимущества:
· выявляет существующие проблемы;
· создает предпосылки по недопущению их в будущем за счет улучшения координации действий и, как следствие, рациональному распределению ресурсов.
2.2. Основные методы планирования прибыли и рентабельности на примере ОАО «Реминструмент»
2.2.1. Краткая характеристика ОАО «Реминструмент»
ОАО «Реминструмент» более пятидесяти лет специализируется на выпуске слесарно - монтажного инструмента. [7]
Инструмент изготавливается из легированных и инструментальных сталей методом горячей штамповки с последующей механической, термической и гальванической обработкой, полностью соответствует требованиям ГОСТов и технической документации, согласованной с российскими заводами - производителями автомобилей. Партнеры ОАО «Реминструмент» являются АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Серпуховский автомобильный завод, Ликинский автобусный завод, шахтеры, энергетики, сельские механизаторы, оптовые покупатели Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Смоленска, Сургута, Хабаровска, Иркутска, Владивостока и других российских городов.
Планирование на заводе осуществляется ежемесячно по всей номенклатуре продукции.
Планирование ведется на основе анализа реализации за предыдущий месяц, а так же на основе сведений об отгрузке по заключенным договорам.
При планировании на текущий месяц рассчитывается примерное количество изделий, которое будет реализовано в плановом периоде, затем определяется плановое количество изделий, которое необходимо произвести с учетом технологий производства и мощности предприятия, затем рассчитывается необходимое количество сырья (металла) и различных вспомогательных материалов необходимого для обслуживания производства.
Произведем расчет плановой прибыли ОАО «Реминструмент»
2.2.2. Метод прямого счета
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Существуют различные методы планирования прибыли. Метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод прямого счета используется при широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность. При расчете по данному методу, прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными:
· Цена за единицу изделия, руб.
· Объем реализуемой продукции в действующих ценах
· Плановая себестоимость единицы изделия, руб.
· Полная себестоимость реализуемой продукции, руб.
· Прибыль от реализации продукции, руб.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Произведем расчет плановой прибыли для ОАО «Реминструмент» на октябрь месяц 2004
Таблица 1
Номенклатура продукции ОАО «Реминструмент»
Типоразмер |
Цена с НДС, руб |
Цена без НДС, руб |
Себестоимость, руб |
Прибыль, руб |
8х10 |
11,46 |
9,71 |
8,09 |
1,62 |
9х11 |
12,74 |
10,80 |
9,00 |
1,80 |
10х12 |
14,40 |
12,20 |
10,17 |
2,03 |
11х13 |
14,47 |
12,26 |
10,22 |
2,04 |
12х13 |
15,51 |
13,14 |
10,95 |
2,19 |
12х14 |
14,75 |
12,50 |
10,42 |
2,08 |
13х14 |
15,51 |
13,14 |
10,95 |
2,19 |
13х17 |
18,60 |
15,76 |
13,14 |
2,63 |
В октябре 2004 ОАО «Реминструмент» планирует реализовать продукции в размере:
Таблица 2
Типоразмер |
Плановая реализация, штук |
Сумма реализации без НДС, руб |
Себестоимость, руб. |
Прибыль в плановом периоде, руб. |
8х10 |
5000 |
48550 |
40450 |
8100 |
9х11 |
2000 |
21600 |
18000 |
3600 |
10х12 |
4000 |
48800 |
40680 |
8120 |
11х13 |
5000 |
61300 |
51100 |
10200 |
12х13 |
3000 |
39420 |
32850 |
6570 |
12х14 |
1000 |
12500 |
10420 |
2080 |
13х14 |
2000 |
26280 |
21900 |
4380 |
13х17 |
2000 |
31520 |
26280 |
5240 |
ИТОГО |
24000 |
289970 |
241680 |
48290 |
В октябре месяце ОАО «Реминструмент» планирует продать продукции на сумму 289970 рублей без НДС, что позволит получить прибыль в размере 48290 рублей. Кроме того, прибыль по остаткам готовой продукции на начало октября составляет 12907 рублей.[8]
Таким образом, прибыль организации в плановом периоде составит 61197 рублей. Рентабельность по всему ассортименту составит 0,2.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
2.2.3. Аналитический метод
При перспективном планировании в организации в зависимости от области применения и решения конкретных задач, используются различные методы планирования, одним из которых является аналитический (метод экономического анализа и синтеза).
Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. [9]
Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 4).
Рис. 1. Схема расчетно-аналитического метода планирования
Рассчитаем плановый размер прибыли на октябрь 2004 для ОАО «Реминструмент». В сентябре месяце сумма прибыли в целом по предприятию составила 45320 рублей. Рентабельность составила 0,2.
В плановом периоде под влиянием факторов прибыль должна увеличиться на 7,5%.
45320 * 107,5 / 100 = 48719 рублей.
Таким образом, прибыль в плановом периоде ОАО «Реминструмент» составит 48719 рублей.
Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли. в фонды накопления, потребления.
2.2.4. Факторный метод
Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:
1. Программный метод планирования.
2. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
3. Полный учет информационных изменений.
4. Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
5. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
6. Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей, на основе которых разворачивается процесс планирования.
Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.
2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый приод.
3. Программирование индексов инфляции
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.[10]
Для расчета плановой прибыли ОАО «Реминструмент» данный метод не может быть использован, в связи со спецификой деятельности организации, так как не позволяет в полной мере учитывать производственные факторы.
3. Основные пути повышения эффективности организаций на современном этапе
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью.
Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции:
· выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом;
· от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
· от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
· от снижения издержек производства.
Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.
Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.
Увеличения прибыли ОАО «Реминструмент» можно добиться за счет снижения затрат по основным и вспомогательным материалам, т.е. более эффективного их использования, путем сокращения потерь в производстве.
Для увеличения прибыли так же необходимо увеличивать объем продаж инструментов. Однако необходимо учитывать, что объем продаж может расти в пределах производственной мощности предприятия.
Для увеличения рентабельности необходимо изыскивать возможности закупки основных и вспомогательных материалов по более низким ценам, снижать накладные расходы или увеличивать цену. Однако при повышении цены необходимо учитывать среднеровничные цены на рынке, и не повышать цены выше, чем у конкурентов.
Использование тех или иных направлений увеличения прибыли и рентабельности должно проходить в рамках разработанной программы, в тесном взаимодействии всех структур организации.
Заключение
Планирование сегодня – процесс очень трудоёмкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений. Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учёта рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.
Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточности продаж. При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности. Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия. При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.
Библиографический список
1. Экономика предприятия и отрасли промышленности. 3-е изд., перер. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. Серия "Учебники, учебные пособия", 1999. – 608 с.
2. И.В. Сергеев. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 304 с.
3. Л.С. Бляхман. Экономика фирмы: Учеб. пособие. – СПб.: "Изд-во Михайлова В.А.", 1999. – 279 с.
4. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 288 с.
5. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 1996. – 284 с.
6. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 1998. – 201 с.
7. Экономика предприятия: Учебник/ Под.ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 742 с.
8. Мессенгиссер М. Экономическая сущность предпринимательства. – М.: Наука, 1998. – 230 с.
9. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг".- М.: Финансы и статистика, 1993. – 128 с.
10. Современная экономика. Общедоступный учебный курс Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. – 608 с.
11. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб./ Пер. с дат. – М.: Выш. шк., 1994. – 272 с.
12. Оценка бизнеса. Учебник/Под. ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 509 с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2.
14. http://www.intelpro.ru/pub
15. http://www.nsk.su/~remin
[1] Экономика предприятия и отрасли промышленности. 3-е изд., перер. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. Серия "Учебники, учебные пособия", 1999. – 608 с.
[2] Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 1996. – 284 с.
[3] Оценка бизнеса. Учебник/Под. ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 509 с.
[4] Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 288 с.
[5] http://www.gaap.ru/biblio
[6] Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 1998. – 201 с.
[7] http://www.nsk.su/~remin
[8] http://www.nsk.su/~remin
[9] Современная экономика. Общедоступный учебный курс Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. – 608 с.
[10] Современная экономика. Общедоступный учебный курс Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. – 608 с.