Содержание


Введение.. 3

Глава 1 «Теоретические аспекты формирования учетной политики предприятия». 5

1.1. Эффективность как экономическая категория. 5

1.2. Понятие и критерии эффективности учетной политики предприятия. 7

1.3. Оформление учетной политики предприятия. 10

1.4. Изменения учетной политики предприятия. 13

Глава 2 . Анализ эффективности учетной политики ООО «ЛАВОКОМ» для целей бухгалтерского учета.. 16

2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «ЛАВОКОМ». 16

2.2.  Организационные моменты учетной политики на ООО «ЛАВОКОМ» и её эффективность. 20

2.3. Оценка методологических аспектов учетной политики на ООО «ЛАВОКОМ» с точки зрения эффективности. 23

Список использованной литературы... 34


Введение


Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии, исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и других пользователей финансово-бухгалтерской информации.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода  бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих  проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета.

Поскольку одним из основных документов, внутренним законом предприятия, является  учетная политика, принятие которой необходимо в первую очередь для устранения пробелов, неясностей и вариантных решений в действующем законодательстве тема дипломной работы достаточно актуально в настоящее время.

Целью дипломной работы является оценка эффективности учетной политики на материалах ООО «ЛАВОКОМ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты формирования учетной политики коммерческой организации

2. Рассмотреть и произвести оценку учетной политики ООО «ЛАВОКОМ» для целей бухгалтерского учета

3. Рассмотреть и произвести оценку учетной политики ООО «ЛАВОКОМ» для целей налогообложения

4. Дать рекомендации по совершенствования учетной политики ООО «ЛАВОКОМ»


Глава 1 «Теоретические аспекты формирования учетной политики предприятия»


1.1. Эффективность как экономическая категория


Рыночные отношения представляют собой главную форму связи между товаропроизводителями и покупателями, то есть  механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех  сфер экономики, каждого предприятия.

Эффективность – соотношение между полученными результатами и затратами на их осуществление. В качестве результатов могут рассматриваться:

- прибыль (доход);

- реализованные услуги;

- валовый внутренний продукт.

В качестве затрат могут рассматриваться:

- затраты живого труда;

- затраты материальных ресурсов;

- финансовые затраты.

Каждое предприятие принимает решение по   большой   совокупности  вопросов: определение   номенклатуры   выпускаемой   и   реализуемой продукции; на какой рынок или его   сегмент выходить  с  этим товаром; какие  технологии   использовать   для производства   и реализации   товаров; какая структура необходима и как  распределять  трудовые,  материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качествам и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т.д.

Стремление получить прибыль является движущей силой рыночной экономики.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта) и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация) представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.

2) Эффективность использования отдельных  видов ресурсов  характеризуется соотношением объема  выпуска продукции или прибыли от хозяйство-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных  видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).

Необходимо в данном разделе пояснить сущность отдельных понятий.

Так, конечные результаты  деятельности предприятия  представляют собой объем выпуска или объем реализованной продукции и эффект в виде прибыли.

Примененные ресурсы – это реальный капитал, который измеряется в стоимостной форме и включает величину основных фондов и оборотных средств.

Потребленные ресурсы – это текущие затраты живого овеществленного труда в виде издержек производства и обращения.

Ресурсный и затратный методы построения системы показателей экономической эффективности не противоречат один другому, наоборот, при таком подходе к их определению возможно более глубоко исследовать движение эффективности, определить резервы и наметить конкретные пути ее повышения.

3) Эффективность производства товаров состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении издержек всех  резервов.

Второй показатель эффективности (из трех, названных выше) является сквозным, который используется при ее оценке по отрасли, различным сферам ив целом по экономике страны.

Эффективность в сфере экономики - воспроизводственная категория.

В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов.

Отсюда очевидна необходимость изучения эффективности применительно к воспроизводству в целом и его отдельным фазам во всех сферах национальной экономики и на уровне хозяйствующих  субъектов.


1.2. Понятие и критерии эффективности учетной политики предприятия


Учетная политика предприятия представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Хотя бухгалтерский учет регламентируется едиными нормами, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, позволяющих регулировать финансовые потоки предприятия, влиять на величину показателей финансовых результатов, отраженных в учете. Следовательно, появляется возможность влиять таким образом и на величину налоговых платежей предприятия.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами и др.

Эффективность учетной политики заключается в выборе таких методов ведения бухгалтерского учета, оценки поступления и списания ТМЦ и т.д., которые позволят рационализировать учетный процесс и минимизировать налоговые обязательства хозяйствующего субъекта.

Эффект "налоговой экономии", за счет которой достигается увеличение ресурсов, оставляемых и используемых предприятием, обеспечивается, во-первых, за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, во-вторых, за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие налоговые платежи, а последними - большие суммы налоговых платежей. Ресурсы, высвобожденные от выплат налогов при этом, с одной стороны, уменьшают объем потребности в оборотных средствах, а с другой - работают, находясь в обороте, на увеличение доходов предприятия.

Однако не все аспекты варьирования в бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении.

 В случае определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения кассовым методом у предприятия оборотные средства в виде налогов не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств предприятия. Иными словами, возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить.

Выбор отдельных элементов метода учетной политики позволяет изменять налоговую нагрузку предприятия. Применение различных способов списания для каждого вида (группы) производственных запасов. Возможны следующие варианты:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Начисление различных видов резервов (на отпуска, на ремонт основных средств) при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.

Варьирование методами учета различных объектов влияет прежде всего на величину налога на прибыль и налога на имущества. Для наглядности сформируем и рассмотрим три модели учетной политики для предприятия, в деятельности которого преобладает торговля .

При множестве решений задачи оптимизации налоговых платежей предприятия наиболее реализуемой, не требующих кардинальных изменений в деятельности выступает оптимизация путем формирования целевой модели учетной политики. Данный способ оптимизации налогообложения в большей мере наполнен субъективным содержанием и имеет несколько ограничений: во-первых, при любой учетной политике варьирование имеет пределы, и бухгалтерский учет должен отразить в этих пределах совершенную хозяйственную операцию или имеющийся объект; во-вторых, пределы варьирования установлены нормативными положениями, то есть порядком и формой ведения учета, установленным курсом валют, учетной ставкой Банка России и т.д.; в-третьих, варьирование величиной себестоимости и финансовых результатов в большей степени влияет на распределение финансовых потоков во времени.

Таким образом, при выборе подходов к оптимизации налогообложения следует учитывать совокупность объективных и субъективных предпосылок оптимизации.

Не менее значим инструментарий оптимизации налогообложения, которым владеет субъект хозяйственной деятельности.

Однако при любом подходе оптимизация налогообложения хозяйствующих субъектов выступает одним из важных элементов налогового менеджмента, создающим условия для такого развития налоговой системы, когда достигается сочетание интересов налогоплательщика и государства.



1.3. Оформление учетной политики предприятия

Формирование учетной политики возложено на главного бухгалтера предприятия. Однако, поскольку, согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) этого руководителя.

Законодательными и нормативными документами не предусматривается единой методологии составления учетной политики. Организациям дано право самим разрабатывать ее положения исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, налогового законодательства, ПВУ 1/98, иных положений по бухгалтерскому и налоговому учету, а также следующих допущений (или, можно сказать, ограничений) по формированию учетной политики.

1. Допущение имущественной обособленности. Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Данное допущение означает, что в бухгалтерском учете (на балансе) организации могут быть отражены только активы (имущество), принадлежащее ей на праве собственности либо иных вещных правах (к примеру, хозяйственного ведения, оперативного управления). Все же прочие материальные ценности должны учитываться за балансом.

2. Допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. В данной ситуации такое утверждение делается при отсутствии информации, свидетельствующей об обратном. Если предприятие намерено в рассматриваемом периоде, предположим, ликвидироваться или существенно сократить масштабы своей деятельности, то такие сведения обязательно должны найти отражение в его учетной политике либо в виде конкретного указания на сроки ликвидации, либо косвенным образом при выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета.

3. Допущение последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Имеется ввиду, что принятая в учетной политике методоло­гия бухгалтерского и налогового учета будет неизменна в течение отчетного года и в последующие периоды.

4. Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Указанный принцип означает, что хозяйственные операции должны своевременно отражаться в бухгалтерском учете в периоде их совершения, а не позже или раньше этой даты. Применительно к доходам и расходам предприятия это означает, что все доходы и расходы, понесенные организацией в отчетном периоде, должны быть зафиксированы в учете в этом же отчетном периоде независимо от фактического времени поступления или перечисления связанных с ними денежных средств.

Как уже отмечалось, организация сама выбирает структуру и состав своей учетной политики. Однако существует ряд положений, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики для бухгалтерского учета (пункт 5 ПБУ 1/98), а именно:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержа­щий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, при меняемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок про ведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Способы (методы) ведения бухгалтерского учета, отраженные организацией в учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения ее приказом руководителя предприятия. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня при обретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Следует учесть, что действующее налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям и организациям формирование не только учетной политики для бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98, но учетной политики для целей налогообложения (глава 25 НК РФ).

К сожалению, до настоящего времени Министерством РФ по налогам и сборам не разработаны какие-либо инструктивные или нормативные акты по данному вопросу. Не разрешена даже такая спорная ситуация: необходимо ли предприятию оформлять две отдельные учетные политики либо их можно совместить в одной, выделив, например, специальный раздел (или приложение к учетной политике) «Учетная политика для целей налогообложения».


1.4. Изменения учетной политики предприятия

Как было отмечено выше, одним из допущений при формировании учетной политики является последовательность ее применения, то есть следует считать, что принятая организацией учетная политика при меняется последовательно от одного отчетного года к другому.

Однако это не означает, что учетную политику совсем нельзя изменять. В ПБУ 1/98 (пункт 6) приводятся случаи, когда возможно изменение учетной политики организации:

- при изменении законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. При этом применение нового способа предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- если произошло существенное изменение условий деятельности предприятия. Изменение может быть связано с ее реорганизацией, сменой собственников или изменением видов деятельности.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Все вышеуказанные требования относятся к изменению учетной политики для бухгалтерского учета. Однако их можно применить и при внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в таком же порядке, как и сама учетная политика, то есть приказом или распоряжением руководителя предприятия.

Произведенные изменения учетной политики должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом или распоряжением).

Последствия же изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий, относящихся к периодам, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Соблюдая указанное требование отражения последствий изменения учетной политики, следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них, как минимум, должна включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Глава 2 . Анализ эффективности учетной политики ООО «ЛАВОКОМ» для целей бухгалтерского учета


2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «ЛАВОКОМ»


Общество с ограниченной ответственностью «ЛАВОКОМ» зарегистрировано от 30 апреля 1997  года, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛАВОКОМ» является коммерческой организацией, юридическим лицом, действующим на основании своего устава: имеет расчетный и иные счета в финансово-кредитных учреждениях России, самостоятельный баланс, имеет круглую печать со своим наименованием, эмблему и другие необходимые реквизиты.

Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества. Члены общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке предусмотренным законодательством РФ и учредительными документами общества.

Общество «ЛАВОКОМ» выполняет следующие функции:

- управляет принадлежащим ему имуществом;

- организует заготовку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, в том числе и пчеловодство;

- ведет коммерческие операции на территории России;

- выполняет строительные и ремонтно-строительные работы;

- осуществляет торговую, производственную, посредническую и заготовительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которой создано общество;

Органами управления «Общества» является: общее собрание участников общества. В период между общими собраниями управление осуществляет директор общества.                                                                       

Экономической основой деятельности общества является имущество,  которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Имущество составляют основные и оборотные средства, приобретенные за свой счет, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Источниками финансирования общества являются:

-   собственные   и привлеченные  средства;

- доходы,  полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также   от   хозяйственной   деятельности,   направленной   на   достижение поставленных целей;

- коммерческая и посредническая деятельность;

- кредиты банков и других кредиторов;

- иные источники, не запрещенные законом.

Общество «ЛАВОКОМ» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы исходя из спроса на товары и услуги. Общество осуществляет в установленном порядке бухгалтерский учет, предоставляет отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Годовой отчет финансовой деятельности общества утверждается общим собранием участником общества.

Основным видом деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля

Организационная структура управления ООО «Триумф»  представлена на рисунке 2.1













Из рисунка 2.1 видно, что высшим органом управления Общества является Общее собрание учредителей.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания учредителей.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет Генеральный директор.

Анализируемое предприятие является деревообрабатывающим предприятием.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется  бухгалтерским отделом, структура которого представлена на рисунке 2.2.


 

















Рис. 2.2 Организационная структура бухгалтерского отдела ООО «Триумф»

Организационная структура бухгалтерии имеет ориентацию по объектам учета.

Бухгалтерские группы ведут учет по соответствующим объектам:

-          материальные ресурсы;

-          затраты на оплату труда;

-          затраты на производство;

-          готовая продукция;

-          прочие объекты.

Общее руководство отделом осуществляет главный бухгалтер, в обязанности которого входит:

-          ведение бухгалтерского учета;

-          составление бухгалтерского отчета;

-          предоставление необходимой информации руководству предприятия для принятия решений на перспективу.

Бухгалтерия ООО «Триумф» применяет журнально-ордерную систему учета с элементами частичной автоматизации.


2.2.  Организационные моменты учетной политики на ООО «ЛАВОКОМ» и её эффективность


В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии учтены особенности той отрасли, к которой оно относится. Учетная политика является единой для всего предприятия в целом.

Данная рекомендация предполагает, что при формировании учетной политики необходимо учитывать следующие моменты:

- наличие или разработку внутрифирменных документов с учетом отраслевой направленности предприятия;

- наличие значительного количества структурных подразделений (в том числе территориально удаленных от места расположения головного офиса);

- ориентацию на международные стандарты в сфере основной деятельности предприятия при определении порядка ведения учета и подготовки отчетности.

Под организацией бухгалтерии понимается структура бухгалтерской службы на предприятии.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на ООО «ЛАВОКОМ», а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Поэтому, исходя из объемов учетной работы, зависящих от различного рода факторов (к примеру, объемов финансово-хозяйственной деятельности, количества поставщиков (подрядчиков) или покупателей (заказчиков), сферы деятельности, структуры самого предприятия и т.д.), действующим законодательством руководителям предприятий разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике предприятия. Так, в соответствии с Законом о бухгалтерском учете руководители организаций могут:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним производственно-хозяйственным предприятиям, имеющим разветвленную (цеховую) структуру);

- ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем учетной работы которых позволяет вести бухгалтерский учет одному бухгалтеру);

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (например, для холдингов – передать ведение бухгалтерских дел дочерних предприятий головной организации), специализированной организации (к примеру, поручить ведение учета аудиторской фирме, не являющейся официальным аудитором данной организации) или бухгалтеру-специалисту (характерно для небольших предприятий, как правило, субъектов малого предпринимательства, для которых нецелесообразно иметь в штате бухгалтерскую службу или бухгалтера);

- вести бухгалтерский учет лично (при незначительных объемах финансово-хозяйственной деятельности небольшого предприятия (как правило, относящегося к субъектам малого предпринимательства)).

Согласно учетной политики предприятия на ООО «ЛАВОКОМ»  учреждена бухгалтерская служба.

На предприятии бухгалтерия выделена в отдельную службу, но в учетной политике не отражено ее структурное строение.

Под учетной службой понимается структурная единица предприятия, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. В зависимости от организационной структуры учетными службами могут являться бухгалтерия, группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т. д.

Следует иметь ввиду, что некоторые так называемые функциональные (иными словами, управленческие) службы (например, различного рода расчетные центры), отдел работы с покупателями (отдел продаж), коммерческие группы) также могут выполнять часть учетных функций по первичному учету и обработке информации для ее дальнейшей регистрации в бухгалтерском учете.

При этом на каждом уровне управления учетные службы обеспечивают сбор и обработку информации с целью предоставления данных пользователям для выработки, обоснования и принятия решений на своем уровне управления, а также для обеспечения вышестоящих органов управления информацией, необходимой для выработки, обоснования и принятия решений наиболее высоком уровне управления.

Что касается непосредственно бухгалтерского учета, то по определению, данному в Законе о бухгалтерском учете, он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Несмотря на то, что ответственность за состояние бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, ведущую роль в организации и постановке учета играет, конечно же, его главный бухгалтер.

Поэтому в учетной политике ООО «ЛАВОКОМ» выделены основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерских служб) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Четко определены права и обязанности всех этих структур.

В части отражения прав и обязанностей бухгалтерии то данный вопрос в учетной политике не раскрывается, но сделаны ссылки на типовые положения законодательства, на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы.



2.3. Оценка методологических аспектов учетной политики на ООО «ЛАВОКОМ» с точки зрения эффективности


Нематериальные активы

С 1 января 2001 года введено в действие новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н (далее по тексту – ПБУ 14/2000). Оно существенно изменяет многие применявшиеся ранее постулаты в части нематериальных активов (НМА).

Ранее действовавшие нормативные документы считали основными признаками отнесения активов к нематериальным использование данного имущества на предприятии более одного года и подтверждение факта, что оно имеет возможность тем или иным способом приносить доход своему владельцу (использоваться в производственных целях). Новое ПБУ 14/2000 (п. 3) определило ряд конкретных условий, одновременное выполнение которых необходимо для принятия к учету актива в качестве нематериального.

Исходя из указанных выше признаков, все НМА условно можно разделить на две группы: объекты интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы.

В ПБУ 14/2000 приведен конкретный перечень объектов, которые могут быть отнесены к НМА с учетом одновременного выполнения вышеприведенных условий (признаков).

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Однако порядок определения этой стоимости различается в зависимости от способа поступления нематериального актива в организацию.

Наиболее распространенным вариантом поступления нематериальных активов в организацию является их приобретение за плату. Первоначальная стоимость такого имущества определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Помимо приобретения за плату предприятия и организации зачастую самостоятельно создают НМА. В большей степени это относится к объектам интеллектуальной собственности, разработанным сотрудниками этих фирм в процессе выполнения своих должностных обязанностей или по ее заданию.

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 14/2000 первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно полученных), опре­деляется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Необходимо заметить, что действующими законодательными и нормативными документами недостаточно четко сформулированы принципы определения рыночной цены.

Так, под рыночной ценой товара (работы, услуги) налоговое законодательство подразумевает цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке иден­тичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (п. 4-7 ст. 40 НК РФ).

В свою очередь, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров, которую определяют исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат при обрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами РФ.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

По вышеперечисленным определениям нельзя с достаточной уверенностью судить о том, на основании каких источников информации формировать рыночные цены, каков порядок определения этих цен, в каком регионе действует данная цена.

В результате на практике ООО «ЛАВОКОМ» придерживается следующей позиции: величина сделки (стоимость безвозмездно полученного имущества) определяется дарителем исходя из балансовой стоимости подаренного НМА либо по совокупности затрат на его создание. Однако сформированная таким образом первоначальная стоимость НМА может не соответствовать реальным ценам на идентичное (однородное) имущество в регионе по месту нахождения налогоплательщика. Данное обстоятельство может привести к конфликтам с налоговыми органами.

Во избежание таких недоразумений для ООО «ЛАВОКОМ» разумнее подстраховаться какими-либо сведениями из иных источников информации, подтверждающих выбранную оценку имущества. К такого рода информационным источникам можно отнести справки различных государственных органов (например, статистических), научно-исследовательских и опытно-конструкторских предприятий (не являющихся сторонами сделки), акты оценки имущества профессиональными оценщиками и, наконец, любую иную информацию, сообщающую о ценах на идентичные (или однородные) товары (например, прайс-листы).

Основные средства

Основные средства относятся к долгосрочным инвестициям (внеоборотным активам) организации.

Порядок отражения в учете движения основных средств и начисления по ним амортизации отражен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н  (далее по тексту ПБУ 6/01).

Согласно учетной политики предприятия при принятии к бухгалтерскому учету активов (имущества) в качестве объектов основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий (пункт 4 ПВУ 6/01):

а) использование данного имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) данное имущество должно использоваться в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов (основных средств);

г) способность объектов основных средств приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Как видно, в приведенном перечне отсутствует стоимостный критерий отнесения объектов к основным средствам, действовавший до 2001 года. Поэтому в настоящее время практически все активы, срок службы которых превышает 12 месяцев (и удовлетворяющие иным условиям ПВУ 6/01) можно относить к основным средствам.

Поэтому одной из основных задач при разработке учетной политики является разработка организацией критерия отнесения к основным средствам предметов труда. Большая часть таких предметов удовлетворяют условиям признания их внеоборотными активами. Однако было бы нелепо считать основными средствами, к примеру, канцелярские принадлежности со сроком службы более 12 месяцев (дыроколы, степлеры, подставки для ручек и т. п.).

В настоящее время данный аспект не раскрыт в учетной политики и поэтому при разработке учетной политики ООО «ЛАВОКОМ» на следующие год необходимо не только автоматически перенести из ПБУ 6/01 параметры отнесения имущества к основным средствам, но отразить в ней свои соображения по данному поводу (естественно, обосновав их с технической стороны либо с точки зрения степени их использования в производственном или управленческом процессе).

В учетной политике ООО «ЛАВОКОМ» необходимо будет предусмотреть конкретный перечень малоценных предметов труда, относящихся к основным средствам: офисная мебель, вычислительная техника, осветительные приборы и т.п .

И наоборот – существуют предметы, которые не могут быть отнесены к основным средствам независимо от срока службы в силу их массового применения и невозможности по объектного учета (канцтовары, посуда, хозяйственный инвентарь, различного рода рабочие инструменты).

Материально-производственные запасы

Согласно учетной политики ООО «ЛАВОКО» материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение этой фактической себестоимости) может отличаться. Это зависит от способа получения данных МП3. Так, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Товары

Товары являются частью МП3. Порядок учета операций, связанных с движением товаров, по многим позициям аналогичен порядку учета материалов (в том числе для целей налогообложения). В то же время имеется ряд особенностей, которые необходимо отдельно выделять в учетной политике предприятия. Например, оценка товаров по ценам приобретения (фактической себестоимости) аналогична оценке материалов в похожих случаях (при приобретении за плату, безвозмездной передаче (дарении), взносе в качестве уставного капитала, получении в порядке товарообмена). Таких особенностей довольно много.

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их при обретения.

В настоящем разделе рассмотрены методы отражения в учете стоимости товаров только применительно к организациям розничной торговли, которые могут выбрать для себя любой из вышеуказанных способов.

Рассмотрим эти способы подробнее.

Первый вариант – который и применяется на ООО «ЛАВОКОМ» – аналогичен способу оценки материалов по фактической себестоимости. Причем фактические затраты, связанные с приобретением товаров, могут собираться торговыми предприятиями как непосредственно на счете 41, так и на счете 15 (если организацией разработаны учетные или плановые, цены). В последнем случае порядок их учета полностью совпадает с описанным выше для материалов (с применением счетов 15 и 16).

Предприятия розничной торговли, выбрав для себя способ учета товаров по покупным ценам (цене приобретения), должны также определить метод, каким будет формироваться данная цена (то есть с применением либо без применения счетов 15 и 16), отразив его в своей учетной политике.

Второй вариант несколько сложнее для бухгалтерского учета. Его целесообразно при менять при значительной номенклатуре реализуемых товаров, поскольку он позволяет отражать в учете их продажную цену (цену реализации) и соответственно формировать выручку от реализации этих товаров и их себестоимость.

Величина торговой наценки регулируется организацией самостоятельно исходя из средней суммы издержек обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня рентабельности и, конечно же, рыночных(конкурентных) цен на аналогичные товары. Причем данная торговая наценка может определяться как в целом по тор­говой компании (как правило, при незначительном ассор­тименте товаров), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров.

Данный способ удобен тем, что себестоимость реализованных товаров будет тождественна величине выручки от их реализации. Однако для формирования финансовых результатов от операций реализации необходимо установить фактическую себестоимость реализованных товаров. Для этого требуется произвести довольно сложные расчеты в целях определения величины торговой наценки, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного периода на складе организации – по этой причине данный способ не был принят на ООО «ЛАВОКОМ».

В этом случае необходимо обратить внимание – если предприятие приходует товары по продажным ценам, то, кроме торговой наценки, в эту цену необходимо включать также НДС. Помимо расчета величины торговой наценки, прихо­дящейся на остаток товаров на конец отчетного периода, требуется также про извести расчет НДС, входящего в цену этих товаров.

Поэтому в рабочем плане счетов ООО «ЛАВОКОМ» предусмотрены соответствующие субсчета. Например: 42-1 «Торговая наценка», 42-2 «НДС,

2.3.5 Учет расходов организации

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Такое определение записано в пункте 2 ПБУ 10/99.

Не все расходы предприятия признаются таковыми. Так, не при знается расходами организации выбытие активов:

- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);

- в связи с вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретением акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента или принципала;

- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы. Причем расходы, отличные от расходов .по обычным видам деятельности (операционные, внереализационные), называются прочими расходами. К прочим расходам относятся и чрезвычайные расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Иными словами, это все затраты, связанные с основными видами деятельности предприятия.

Для бухгалтерского учета таких расходов применяют так называемые затратные счета: 44 «Расходы на продажу»

Учет финансовых вложений

К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других компаний и иные вложения.

Что касается оценки финансовых вложений, то они принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора, как это определено пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета. Производить переоценку вложений в ценные бумаги в зависимости от их рыночной стоимости (котировок) могут лишь организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Однако существует мнение, что вложения в уставные (складочные) капиталы у инвестора должны отражаться по цене, отраженной в учредительных документах (то есть как у принимающей эти вклады стороны). В этих целях фактические затраты, по которым произведена оценка такого рода вложений, должны быть дооценены (уценены) на величину разницы между оценкой в учете и в учредительных документах, а соответственно доход или убыток – отнесены на финансовые результаты деятельности предприятия. По мнению автора, в данном случае нарушается законода­тельство в области бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете, пункт 44 Положения по ведению бухгалтерского учета – в части оценки (переоценки) финансовых вложений, пункт 12 ПБУ 9/99 – в части признания дохода организации). Нарушается также и налоговое законодательство (внереализационными доходами являются лишь полученные доходы от вложений, а не сами вложения ст. 250, подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому к таким рекомендациям необходимо подходить очень осторожно, тем более применяя их в целях налогообложения.

Следует отметить, что каких-либо особенных методов учета финансовых вложений не существует. В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению все финансовые вложения учитываются на едином счете 58 «Финансовые вложения» независимо от срока их оборачиваемости.

Однако существуют некоторые проблемные ситуации при учете векселей, полученных организацией в уплату за реализованную продукцию (товары, работы или услуги).

Согласно гражданскому законодательству, вексель явля­ется одним из видов ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ). В то же время вексель определен как документ, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

Таким образом, если с право вой точки зрения причина передачи векселя не является существенной, то для бухгалтерского учета необходимо рассматривать, является ли он ценной бумагой либо расчетным обязательством. В этом выражается двойственность природы векселя.

В этой связи принято делить векселя на так называемые товарные (выданные непосредственно покупателем как обязательство оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)) и финансовые (векселя третьих лиц, переданные покупателем в оплату поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)). В последнем случае фактически происходит операция товарообмена (ценные бумаги в оплату продукции (товаров, работ, услуг)).

Исходя из сказанного выше, в учетной политике целесообразно предусмотреть способы отражения в учете и оценку подобных операций.

Эффективность учетной политики для целей бухгалтерского учета в целом сводится к минимизации учетной работы на предприятии и максимального соответствия положений учетной политики действующему законодательству.

В целом учетной политики для целей бухгалтерского учета соответствует требованиям действующего законодательства.

Выбранные методы бухгалтерского учета являются достаточно эффективными и рациональными.

В части учета основных средств для совершенствования учетной политики на следующий год необходимо отразить критерии отнесения предметов труда к основным средствам.

В целом эффективность учетной прежде всего – это «налоговый эффект»,  поэтому оценка эффективности учетной политики прежде всего – это




Список использованной литературы

1.                 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 1994. – 288 с.

2.                 Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение.  –  М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2001. – 301 с. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору. – М.: Информ.-изд. дом “Филинъ”, 2000. – 287 с.

3.                 Бухгалтерский учет. Учебник./Под ред. А.Д. Ларионова. - М.: “Проспект, 2003, - 397 с.

4.                 Бухгалтерский учет: Учебник/ П.С. Безруких, Н.П. Кондаков, В.Ф. Палий и др.; под ред. П.С. Безруких.- М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 528 с.

5.                 Глушков Е.П. Бухгалтерский учет на современном предприятии. –М.: Кнорус, 2001г.- 615 с.

6.                 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.- 635с.

7.                 Киселев Н.М. Учетная политика организации на 2003 год.// Финансовая газета, 2002 - № 51, 52.

8.                 Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. // Журнал «Главбух», №8, 2002. – стр.8-11.

9.                 Корабельников Г.А. Минибухгалтерия. // Журнал «Главбух» №2, 2002. – Стр. 47-51.

10.            Макарьева В.И. Практические советы по бухгалтерскому учету для целей налогообложения. Приложение к журналу Налоговый вестник. Москва 2001. – 178 с.

11.            Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая. – М.: Приор, 2003. – 156 с.

12.            О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96г. №129-Фз.

13.            Основные документы бухгалтерского учета. - М.: “ПРИОР”, 1999. - 80 с.

14.            План счетов бухгалтерского учета. – М.: “ПРИОР”, 2003. - 160 с.

15.            План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.00// План счетов бухгалтерского учета.– М.: Приор, 2001.-190с.

16.            Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", ПБУ 1/98: Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н.

17.            Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.