Содержание
ВОПРОС № 7. Характеристика формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. 3
ВОПРОС № 23. Учет расчетных операций. 7
Список литературы.. 14
ВОПРОС № 7. Характеристика формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
ОТВЕТ
Информация, которая содержится в первичных документах, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, накапливается в накопительных документах и систематизируется в бухгалтерских регистрах на основе бухгалтерских проводок. Информация о хозяйственных операциях, осуществленных в определенный период времени, вносится в отчетность[4, с. 45]
Регистрация, обобщение и группировка первичной информации представляет собой второй этап организации учетного процесса в организации- этап вторичного учетного процесса. Основными носителями информации здесь выступают учетные регистры, то есть таблицы, листы определенной формы, предназначенные для регистрации, группировки и систематизации данных их первичных документов. Их форма зависит от характера учетных операций, группировки и способа обобщения данных. По внешнему виду – это карточки, бухгалтерские книги, журналы, таблицы. По степени обобщения они делятся на синтетические, аналитические и комбинированные. По материальной основе на бумажные и безбумажные ( дискеты, линейные ленты). По характеру записи в них делятся на хронологические и систематические. В практике бухгалтерского учета в большинстве случаев удобны комбинированные бухгалтерские регистры, в которых совмещается систематизация записей и хронология.
Бухгалтерские регистры используются в строгом соответствии с их назначением, предъявляются в определенном порядке и заполняются таким образом, чтобы в любое время можно было установить и проконтролировать произведенные хозяйственные операции[5, с. 78].
Совокупность , сочетание, построение учетных регистров, имеющих определенную взаимосвязь учетных данных и последовательность записей ручным или механизированным способом называется формой ведения бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета.
Эта форма в бухгалтерском учете постоянно совершенствуется по мере развития техники и технологий. В свою очередь эта форма подразделяется на журнально-ордерную форму, мемориально-ордерную форму, журнал- главная ( упрощенная), автоматизированная форма. Наиболее простой и более доступной является мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
Сверка данных
Рис. 1. Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета с использование регистров[2, с. 113]
При этой форме учетный процесс осуществляется следующим образом: на основании первичных документов (сводных и накопительных) составляются мемориальные ордера, в которых отражаются бухгалтерские проводки. В мемориальных ордерах указывается номер ордера, месяц, год, содержание записи, сумма, код дебетуемого и кредитуемого счетов, то есть дается корреспонденция счетов. Мемориальный ордер составляется на специальных бланках и подписывается главным бухгалтером. К мемориальным ордерам прилагаются оправдательные документы.
В таблице 1 отражена схема мемориального ордера в организации.
Таблица 1
Схема мемориального ордера в организации
№ п/п |
Дата |
Краткое содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредет |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Все мемориальные ордера регистрируются в журнале вместе с приложениями к ним первичных документов в хронологической записи. НА основе записи в регистрационном журнале производится запись на счетах главной книги. Форма счетов главной книги строится с разбивкой на дебет и кредет по каждому счету[1, 5 и др.]
Таблица 2
Форма главной книги при мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета
Дебет |
Кредет |
||||||||
Мемориальный ордер |
Кор счет |
Сумма |
Мемориальный ордер |
Кор счет |
Сумма |
||||
Дата |
Ордер |
Частная |
Общая |
Дата |
Ордер |
Частная |
Общая |
||
В конце отчетного месяца составляется оборотная ведомость по счета синтетического учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета. Итоги по оборотной ведомости аналитического учета обязательно равны показателю оборота синтетического учета.
Таблица 3
Вид оборотной ведомости
№ п/п |
Сальдо входящее |
Обороты |
Сальдо сходящее |
|||
Дебет |
Кредет |
Дебет |
Кредет |
Дебет |
Кредет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Достоинством данной формы является простота в понимании, так как подробно описываются все операции. Недостаток формы отставание и разрыв во времени синтетического и аналитического учета, трудоемкость.
Более доступной в понимании является форма учета Журнал – главная., при которой вместо регистрирующего журнала данные мемориальных ордеров заносятся сразу в главную книгу, которая является регистром системной и хронологической записей. Это более совершенная форма бухгалтерского учета.
Таблица 4
Журнал – главная при форме счетоводства журнал- ордерная
Дата |
№ оборота операции |
Документ и краткое содержание операции |
Сумма, руб. |
Счет |
Счет |
Счет |
|||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
В качестве регистров аналитического учета в этом случае используются ведомости, которые составляются на основе первичных документов. В конце отчетного месяца в книге подводятся итоги.
Вариантом этой формы учета является простая форма ведения бухгалтерского учета, в которой журнал- главная заменяется книгой учета хозяйственной операции[8, с. 77].
Рис. 2 Схема простой форма учета
При использовании журнально-ордерной формы данные первичных документов систематически накапливаются в журналах - ордерах и вспомогательных ведомостях.
|
|
Рис. 3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
В этой форме достаточно хорошо сочетаются хронологичность учета и его систематичность
Тот факт, какой именно формой бухгалтерского учета пользуется организация, определяется ее ученой политикой.
ВОПРОС № 23. Учет расчетных операций
ОТВЕТ
Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов проводятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются[9, с. 178]:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Рассмотрим некоторые основные направления учета расчетов в организациях малого бизнеса.
Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы. Список лиц, имеющих право получать в кассе наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, утверждается руководителем предприятия. Размер этих сумм ограничен; выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды предусмотрена сметой предприятия. Сумма выдачи на расходы, связанные со служебными командировками, зависит от срока командировки и ее места назначения. Командированному работнику выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда (в оба конца), суточных и расходов по найму жилого помещения[4,10 и др.].
Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это - активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода.
По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам ( неиспользованные).
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер №7 - комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. А это значит, что каждой выданной под отчет сумме отводится в журнале-ордере одна строка (линейка) и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке. В то же время журнал-ордер №7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по кредиту счета 71.
Основанием для заполнения журнала-ордера №7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты - на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах полученных и израсходованных. К учету принимаются авансовые отчеты, проверенные арифметически, по существу (в отношении целесообразности и необходимости расходов, соответствия их назначению аванса) и утвержденные руководителем предприятия. Бухгалтер обрабатывает авансовый отчет, проставляя на документах и на отчете корреспондирующие счета, отвечающие направлению расхода.
Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов и т. п. Учет расчетных счетов ведется на счете 51 «расчетный счет»[8, с. 96].
По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. При бухгалтерской обработке выписок банка следует иметь ввиду, что банк выступает как должник предприятия, поскольку он хранит его денежные средства и использует их в своем обороте. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот, потому что в выписке банка поступления показываются в правой стороне (Д-т), а списания - в левой (К-т) против принятого б бухгалтерии порядка. В выписках банка и в поручениях проставляется код банковских операций, которые помогают в работе при отсутствии документов[4, 6 и др.].
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ, услуг), порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками и подрядчиками.
Порядок расчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов; по импортным поставкам - в соответствии с правилами международных расчетов.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов за полученные ТМЦ, выполненные работы и услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате; расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; расчетные документы по которым не поступили (неотфактурованные поставки); излишки ТМЦ, выявленные при их приемке.
По кредиту счета 60 в корреспонденции со счетами производственных запасов, товаров, затрат на производство, издержек обращения отражается задолженность предприятия поставщику (подрядчику) за фактически поступившие ТМЦ, принятые работы и услуги; за услуги по доставке ТМЦ; услуги по переработке материалов на стороне. Задолженность поставщикам (подрядчикам) по кредиту счета 60 включается также и налог на добавленную стоимость.
Суммы, отражаемые по кредиту счета 60, зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов).
При учете расчетов по импорту используется счет 60 субсчет «Импортные поставки». Он кредитуется на сумму расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты с поставщиками осуществляются в валюте, предусмотренной в контракте. Учет импортных операций ведется одновременно в валюте и в рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу Центрального банка на день совершения операции. Курсовая разница, возникающая по операциям акцепта платежных документов и их оплаты, списывается на счет «Прибыли и убытки».
Вексель может использоваться для оформления расчетных отношений между хозяйствующими субъектами, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьего лица и т. п. [5, с. 128].
Многообразие функций векселя предполагает дифференцированное отражение в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с его обращением. При этом могут быть задействованы как балансовые, так и забалансовые счета. Основные методические принципы ведения бухгалтерского учета операций, связанных с обращением векселей, заложены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 (с учетом последующих изменений и дополнений).
У организации-векселедателя задолженность за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги отражается по кредиту счетов 60 и 76 в корреспонденции с дебетом счетов учета товарно-материальных ценностей или издержек производства (обращения)
При выдаче векселя в обеспечение указанной задолженности к счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открываются субсчета «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, с учетом причитающегося к уплате процента, если его возможно рассчитать в момент выдачи векселя.
Аналитический учет векселей выданных ведется в следующих разрезах[9, с. 132]:
n векселя выданные, срок оплаты которых не наступил;
n векселя выданные с просроченным сроком оплаты.
В настоящее время, как правило, бухгалтерский учет полученных векселей осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчете «Векселя полученные» в сумме, указанной в векселе, с учетом причитающихся процентов, в корреспонденции с кредитом счета46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на сумму задолженности за продукцию, товары, работы, услуги и кредитом счета 80 «Прибыли и убытки» - на сумму, превышающую указанную задолженность (процент по векселю):
В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим ТМЦ, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам и т.д.
Предприятия, поставщики и покупатели в зависимости от местонахождения производят иногородние и одногородние расчеты. Формы безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ.
В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов: платежными требованиями-поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, переводами через предприятия министерства связи, чеками из чековых книжек и др.
Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволит сократить разрыв между временем получения покупателями ТМЦ и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост товарно-материальных ценностей в пути.
Список литературы
1) Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.
2) Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.
3) Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.
4) Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.
5) Русакова У. Ю. Учет затрат и калькулирование себестоимости промышленной продукции: Учеб.пособ. – Хабаровск: ДВГУПС, 2001. – 830 с.: ил.
6) Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.
7) Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.
8) Учет затрат на производство продукции, учет готовой продукции и ее реализация. – М.: Сов.гум. ун-т, 2000. – 103 с.
9) Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.
10) Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.