Содержание



1.Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы. 3

2.Содержание и задачи технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. 9

3.Задача. 18

Литература. 22

1.Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы.

Накопленный опыт поддержки проектов в соответствии с действующим законодательством основное внимание уделяет выбору определенных инструментов государственного вмешательства.

Комплекс инструментов, с помощью которых государство может оказать поддержку предприятию, осуществляющему проект, представлен на рис. 1[1].


Группы

Инструменты

Внешние условия реализации проектов

Инвестиционное законодательство

Включение в целевые комплексные программы

Строительство объектов инфраструктуры

Информационное, методическое и организационное обеспечение

Поддержка из бюджетного развития

Поддержка из текущих фондов

Инвестирование

Кредитование

Государственные гарантии

Поддержка из текущих бюджетов

Налоговые льготы

Субсидии

Дотации


Рис.1. Способы государственной поддержки проектов.

Способы государственной поддержки подразделяются на три основные группы.

Первую группу составляют общие внешние условия осуществления инвестиционных проектов. Они формируются в рамках государственной инвестиционной политики, но для отдельных проектов включают в себя следующие инструменты:

- Законодательное регулирование предоставления государственной поддержки проектам;

- включение проектов в состав целевых комплексных пограмм;

- строительство инфраструктурных объектов;

- предоставление информационной, методической и организационной помощи, включая проведение семинаров, конференций, выставок, ярмарок, презентаций, конкурсов;

- сопровождение инвестиционных проектов по мере их реализации;

- знакомство предприятий с новыми методиками проектного анализа, ознакомление с различными программными продуктами;

- оказание предприятиям экономико-правовых консультаций по вопросам привлечения инвесторов;

- издание информационных и презентационных материалов.

Вторая группа инструментов связана с государственной поддержкой за счет бюджетов развития и включает в себя:

- инвестирование;

- кредитование;

- государственные гарантии;

- другие формы поддержки за счет капитальных расходов.

Инвестирование связано с возникновением права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества предприятий, получивших средства из бюджета. Бюджетные инвестиционные ресурсы предназначены в основном для финансирования проектов в общественном секторе. Для проектов, реализуемых в частном секторе, они применяются в крайних случаях при значительном разрыве коммерческой и общественной эффективности проектов.

Более распространенной формой поддержки становятся бюджетные кредиты и гарантии. Бюджетный кредит как форма финансирования бюджетных расходов предусматривает предоставление средств юридическим лицам на основе принципов платности, возвратности и срочности. При предоставлении бюджетных кредитов существует целый ряд ограничений. Согласно статье 76 Бюджетного кодекса[2], для получения бюджетного кредита необходимо предоставить обеспечение в форме банковских гарантий, поручительства, залога имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Бюджетный кредит может быть предоставлен только теми юридическими лицами, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Перечисленные условия существенно ограничивают возможности применения данного инструмента государственной поддержки проектов.

К одному из наиболее широко распространенных инструментов в условиях стабильной рыночной экономики относятся государственные гарантии, при котором государство выступает гарантом, т.е. дает письменное обязательство полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами. Государственные гарантии займов непосредственно не изменяют денежных потоков проекта. Однако они позволяют использовать схемы финансирования, более выгодные по сравнению с ситуацией без гарантии. Поэтому, в конечном счете, предоставление гарантий приводит к заметному перераспределению ресурсов в пользу собственников предприятия, осуществляющего проект. Более точный учет гарантий предполагает проведение полномасштабного анализа рисков для проекта. Предоставление государственных гарантий регулируется Постановлением правительства РФ № 1470 «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации» и Положением «О предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12.11.99 г. №1249. В соответствии с этим положением, гарантии предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе. Общая сумма государственных гарантий, а также верхний предел в отношении заемных средств для реализации инвестиционных проектов социальной и народно-хозяйственной значимости определяются законом о бюджете на следующий год. Существует ряд условий получения государственной гарантии. Претенденты характеризуются устойчивым финансовым положением, в частности, не имеют просроченной кредиторской задолженности, убытков в течение последних трех лет. Установлен минимальный размер вклада в финансирование проекта собственных средств претендента и.или бюджетных средств )в размере не менее 20% для инвестиционных проектов с инвестициями менее 50 млн. долларов и не менее 10% для более крупных проектов). Гарантия не может предоставляться на срок более пяти лет. Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств резервного фонда Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год.

Третья группа инструментов поддержки определяется прямым и косвенным расходованием бюджетных средств, связанных с текущей деятельностью. Она включает налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты, субсидии, дотации. Среди них центральное место занимают налоговые льготы при осуществлении инвестиционных проектов, связанных с частичным или полным освобождением определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налоговые льготы представляют собой составную часть налоговых расходов – косвенных расходов государства, связанных со снижением бюджетных поступлений в результате установления налоговых льгот и других предусмотренных законом способов снижения налоговых выплат. Согласно бюджетной классификации, всевозможные налоговые льготы относятся к расходам бюджетов, но по существу они вызывают не рост, а снижение доходов. Налоговые льготы могут предоставляться в следующих формах:

- уменьшение налогооблагаемой базы;

- налоговые каникулы;

- предоставление отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов;

- налоговые кредиты;

- введение ускоренной амортизации.

Для осуществления инвестиционных проектов особенно важное значение имела отмененная сейчас льгота по налогу на прибыль предприятий, осуществляющих инвестиции. При ее предоставлении налогооблагаемая база уменьшалась на суммы, направленные:

-на финансирование капитальных вложений производственными предприятиями, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели, включая проценты по кредитам;

-на финансирование жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели, включая проценты по кредитам для предприятий всех отраслей.

Восстановление данного способа поддержки инвестиционных проектов чрезвычайно актуально для создания стабильных условий инвестиционного процесса в реальном секторе экономики.

За счет текущих расходов предоставляются разнообразные субсидии и дотации юридическим лицам. Данная форма поддержки широко распространена в жилищно-коммунальном хозяйстве и в сельском хозяйстве (Например, в форме дотаций на погашение разницы в ценах). В последние годы во многих регионах начала широко применяться такая форма поддержки проектов, как субсидия или компенсация части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятием.

2.Содержание и задачи технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.

Разработка инвестиционного проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

Прединвестиционная фаза содержит несколько стадий[3]:

-определение инвестиционных возможностей;

-анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта, а также подготовку проекта – предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) и технико-экономическое обоснование ТЭО;

-заключение по проекту и решение об инвестировании (оценочное заключение).

ПТЭО следует рассматривать как промежуточную стадию между исследованием возможностей проекта и детальным ТЭО. Различие заключается в степени детализации получаемой информации и глубине рассмотрения вариантов проекта.

Виды решений, которые должны приниматься на различных этапах прединвестиционной фазы. Табл.1.


Решение

Вид исследования

Цель решения

Идентификация

Исследование общих возможностей или возможностей конкретного проекта

Выявить возможности

Определить критические области исследований обеспечения

Определить область ПТЭО или ТЭО

Предварительный выбор и предварительный анализ

Исследование обеспечения

Определить, какой из возможных вариантов наиболее жизнеспособен

Идентифицировать выбор критериев проекта

ПТЭО

Определить предварительную жизнеспособность проекта

Оценить, следует ли проводить ТЭО

Окончательный анализ

Исследование обеспечения

Детально рассмотреть выбранные критерии, требующие глубоких исследований

ТЭО

Сделать окончательный выбор параметров проекта

Подтвердить осуществимость проекта и правильность выбранных критериев

Оценка проекта

Оценочное исследование

Принять окончательное решение об инвестировании

Оценочное заключение по проекту

Подготовка оценочного заключения



Детальный анализ возможный альтернатив должен иметь место на стадии ПТЭО, поскольку его выполнение на стадии ТЭО было бы слишком дорогим  длительным. ТЭО должно дать всю необходимую информацию для принятия решения об инвестировании (см. Табл.1)[4]

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта содержит подробную информацию обо всех аспектах проведения работ в ходе реализации инвестиционной и эксплутационной фаз. ТЭО применим для следующих видов работ:

§     Привлечение финансовых ресурсов

§     Поиск высокорентабельных проектов

§     Повышение эффективности деятельности компании

§     Комплекс услуг по финансовому оздоровлению компании

В соответствии со стандартами UNIDO, ТЭО должно содержать нижеследующую информацию, которую можно представить в виде основных разделов:

1.                Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы);

2.                Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (авторы проекта, исходные данные по проекту, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

3.                Рынок сбыта, мощности производства и производственная программа (спрос и рынок, прогноз продаж, производственная программа, определение мощности (максимальной загрузки) предприятия и многое и т.д.);

4.                Материальные факторы производства (сырье и ресурсы, необходимые для производственного процесса) - (приблизительные потребности в факторах производства (наличие ресурсов и сырья), положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д.);

5.                Места нахождения и территория (предварительный выбор места нахождения, включая, при необходимости, расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д.);

6.                Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

7.                Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т.д.);

8.                Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих: ИТР, служащие, основные специалисты (местные / иностранные); предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

9.                Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта, размеры траншей и т.д.);

10.           Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д.).

Однако, с учетом российской специфики, видится необходимым добавление таких разделов как:

11.           Инвестиционный климат и риски (оценка инвестиционного климата в целом по стране и непосредственно в регионе, возможные риски и т.д.);

12.           Достижение необходимого качества и обеспечение конкурентоспособности (конкурентные преимущества, система обеспечения мировых стандартов качества выпускаемой продукции и т.д.);

13.           Эффективность бизнеса и возможные перспективы (оценка перспективности данного направления бизнеса, определение возможностей для развития данного вида бизнеса в выбранном регионе и т.д.).

Для удобства восприятия, ТЭО должно начинаться с краткого изложения данных о проекте (оценок, предположений), выводов и рекомендаций, которые затем детально раскрываются в основной части исследования.

Основные этапы подготовки ТЭО и их взаимосвязь (на примере промышленного ТЭО) показаны на Рис.1.

 Рис.1 . Взаимосвязи между компонентами ТЭО.


Процесс подготовки полного ТЭО имеет не строго последовательный, а итеративный характер.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из элементов ТЭО.

Стратегия проекта и концепция маркетинга.

Стратегия проекта – это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта. Концепция маркетинга включает в себя стратегию маркетинга (идентификацию целевых групп и продуктов, которые могли бы пользоваться спросом у населения и определение конкурентной политики) и оперативные меры, необходимые для внедрения стратегии проекта и достижения проектных и корпоративных целей (комплекс маркетинга, средства маркетинга, бюджет маркетинга).



Программа продаж.

 Проектирование поступлений от продаж – это, в сущности, расширение маркетингового исследования, на основе которого происходит разработка проекта исходя из конкретных объемов продаж в разные периоды вступления проекта в стадию производства. Однако оценка поступлений от продаж – итеративный процесс, который должен также учитывать оптимальные производственные мощности, соответствующую технологию, технически осуществимую производственную программу и альтернативные стратегии маркетинга. Окончательное определение поступлений от продаж, таким образом, возможно только после того, как появится большая ясность в отношении технологии и производственной мощности.

Потребляемые материальные ресурсы.

Потребности в материалах и поставках для будущей работы предприятия должны определяться, анализироваться и уточняться в ходе подготовки ТЭО как в количественном, так и качественном отношении. При выполнении этой работы следует рассматривать различные социально-экономические, финансовые и технические факторы, которые могут оказать сильное влияние на виды, количество и качество ресурсов.

Месторасположение, участок и окружающая среда.

После оценки спроса и определения основной стратегий проекта в отношении программ продаж и производства, мощности и требований к вводимым ресурсам, ТЭО должно определить месторасположение и участок, подходящие для промышленного проекта. Основные критерии и требования, предъявляемые к выбору месторождений и участков, должны определяться на ранней стадии исследования. Качественный анализ этих основных требований позволит впоследствии провести оценку ряда потенциальных месторасположений и строительных участков и отказаться от тех, которые не отвечают основным требованиям. Оставшиеся варианты затем подвергаются более глубокому качественному и количественному анализу с точки зрения технических и финансовых критериев, включая социальные, экологические и экономические аспекты выбора месторасположения и участка.

Технологии, проектирование.

После определения маркетинговых стратегий, производственной программы и мощности, нужно подготовить предварительный план проектируемого предприятия, в котором должны быть определены его физические характеристики, такие как инфраструктура, заводские и другие здания, сооружения гражданского строительства и их взаимосвязь с коммунальными службами, потоками материалов, монтажом механизмов и другими аспектами строительства и эксплуатации предприятия. Затем необходимо выявить альтернативные технологии, которые могут быть использованы, и значение этих альтернатив с точки зрения их издержек, иностранного участия, использования местного сырья, влияния на окружающую среду и других факторов. Эти и связанные с ними аспекты следует осветить в ТЭО. Поэтому инженерная разработка проекта охватывает широкий круг взаимосвязанных видов деятельности, которые должны тщательно планироваться, оцениваться и эффективно координироваться с точки зрения их распределения во времени.

Организационная структура предприятия.

На этой стадии оцениваются косвенные издержки, или накладные расходы. Во многих ТЭО этими издержками или их недооценивают. Соображения относительно организационной схемы проекта помогут аналитику выявить и количественно определить эти издержки.

Трудовые ресурсы.

После того, как определены программа производства, мощность предприятия, предполагаемые технологические процессы и организационная структура, следует выявить потребности в трудовых ресурсах для различных уровней и стадий реализации проекта, а также наличие этих ресурсов и связанные с ними издержки. Успешное осуществление и функционирование промышленного проекта требует различных категорий трудовых ресурсов – руководителей, служащих и рабочих, обладающих достаточной квалификацией и опытом. В ТЭО нужно выявить и описать такие потребности, а также оценить наличие трудовых ресурсов и необходимость их обучения. Исследование должно уделить особое внимание определению и оценке тех профессий и навыков, которые могут быть критическими для успеха проекта. На основе данных о качестве и количестве трудовых ресурсов, требуемых проектом, о наличии персонала и необходимости его обучения, для финансового анализа проекта производятся оценки издержек на зарплату, оклады и других, связанных с персоналом и его обучением расходов.

Осуществление проекта.

Стадия осуществления проекта охватывает период от принятия решения об инвестировании до начала коммерческого производства. Очень важно тщательно спланировать и проанализировать эту критическую стадию проектного цикла, так как любое отклонение от первоначальных планов и финансовых смет может легко расстроить весь проект. Следовательно, первоочередная цель – определение технических и финансовых последствий различных стадий реализации проекта для обеспечения достаточной финансовой поддержки до и после начала производства. Следует установить ряд одновременных и взаимосвязанных действий, имеющих место в течение фазы осуществления, включая финансовые последствия для проекта, которые могут возникнуть. При подготовке плана реализации для ТЭО следует иметь в виду, что на более поздней стадии этот план послужит основой для мониторинга и контроля фактического выполнения проекта. Программа реализации должна показывать расходы на осуществление проекта, а также схему полных оттоков реальных денег (для всех первоначальных инвестиций), чтобы определить соответствующие притоки средств, которые требуются для финансирования инвестиций.

Финансовый анализ, выбор источников финансирования и оценка инвестиций.

Финансовый анализ должен сопровождать разработку проекта с самого начала, что возможно только в том случае, если специалист по финансовому анализу включен в команду по разработке ТЭО на ранней стадии. На данной стадии разработки ТЭО необходимо определить:

- критерии, определяющие оценку инвестиций;

- полные инвестиционные издержки (земля и подготовка участка, здания и сооружения, работы по гражданскому строительству, основное оборудование предприятия, вспомогательное и обслуживающее оборудование предприятия, основной акционерный капитал, предпроизводственные расходы и капитальные затраты, потребность в чистом оборотном капитале);

- полные издержки на проданную продукцию(эксплуатационные издержки, амортизационные отчисления, издержки на маркетинг, издержки финансирования).

В ТЭО должны быть указаны источники финансирования проекта, влияние издержек финансирования и издержек по обслуживанию долга на проектное предложение.

Большое значение на данной стадии имеет оценка инвестиций – дисконтированный поток реальных денег (внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход), срок окупаемости проекта, прибыль, создаваемая на общий инвестированный капитал и на акционерный капитал, прибыль для участников, основное финансовое и экономическое воздействие на национальную экономику и окружающие условия.

На данной стадии разработки ТЭО делаются выводы:

- главные достоинства проекта;

- основные недостатки проекта;

- шансы на осуществление проекта.


3.Задача.

Условие.

ООО по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей. Предполагается приобретение дополнительно 3 единиц транспортных средств. Стоимость единицы – 25 тыс. у.е. Дополнительные затраты на обслуживание (автостоянка, регистрация и др.) составят 12 тыс. у.е. Приобретение лицензии на автоперевозки стоит – 1 тыс. у.е. Дополнительные инвестиции в оборотный капитал составят 3 тыс. у.е. Все эти инвестиционные вложения осуществляются в течение 1 месяца. (в расчетах этим сроком можно пренебречь).

Приобретение автотранспорта позволит увеличить объем грузовых перевозок в первый год на 120 тыс. т.км, во 2-й – 122 тыс. т.км, в 3-й – 124 тыс.т.км., в 4-й – 122 тыс. км., в 5-й – 120 тыс.км. Цена одного тонно-километра составит в первый год – 8 у.е. и прогнозируется дальнейший ежегодный рост цены на 10%.

Затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей в первый год составят 50 тыс. у.е. и будут ежегодно увеличиваться на 5%. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию в первый год – 12 тыс. у.е.е с ежегодным приростом на 2 тыс. у.е. Прочие расходы составят 10 тыс. у.е. в год.

Нормативный срок эксплуатации приобретаемой техники (горизонт расчета) составляет 5 лет. По автомобилям применяется порядок ускоренной амортизации. За 3 года планируется возместить затраты на их приобретение полностью (начисление амортизации равномерное). Рыночная ликвидационная стоимость приобретаемого имущества составит 50% от первоначальной, затраты на ликвидацию составят 0,3 тыс. у.е.

Для приобретения автомобилей ООО предполагает получить долгосрочный кредит под 20% годовых, сроком на 3 года. Возврат основной

суммы кредита осуществляется равными долями, начиная со второго года (выплаты осуществляются в конце года)

Норма дохода на капитал – 20% (Ен=0,2). Ставка налога на прибыль – 30%.

Какое решение о целесообразности приобретения автомобилей будет принято, если учетная банковская ставка на момент принятия решения составит 12%.

Решение.

№ строк

Наименование показателя

 

Шаг 0

Шаг 1

Шаг2

Шаг3

Шаг4

Шаг5

Ликвидация

1

Земля

З

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

2

Здания и сооружения

З

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

3

Машины, оборудование и передаточные устройства

З

87,00

50,00

52,50

55,13

57,88

60,78

 

П

-88,00

638,70

1454,27

2440,33

3594,34

4938,52

513,58

4

Нематериальные активы

З

1,00

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

5

Итого: вложения в основной капитал

З

88,00

50,00

52,50

55,13

57,88

60,78

 

П

-88,00

638,70

1454,27

2440,33

3594,34

4938,52

 

6

Прирост оборотного капитала

З

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

7

Всего инвестиций

 

0,00

688,70

1506,77

2495,45

3652,22

4999,30

 

Табл. 1. - Расчет потоков реальных денег от инвестиционной деятельности







Таблица 2.-Расчет потоков реальных денег от операционной деятельности










№ Строк

Наименование показателей

Значение показателя по шагам расчета

Шаг 0

Шаг1

Шаг2

Шаг3

Шаг4

Шаг5

1

Объем продаж(тыс. т.км)

 

120,00

242,00

366,00

488,00

608,00

2

Цена (1т.км в у.е.)

 

8,00

8,80

9,68

10,65

11,71

3

Выручка от реализации

 

960,00

2129,60

3542,88

5196,22

7121,38

4

Внереализационные доходы( в тыс)

 

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

5

Переменные затраты(в тыс)

88

14,00

16,00

18,00

20,00

22,00

6

Постоянные затраты

 

50,00

52,50

55,13

57,88

60,78

7

Амортизация зданий

 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

8

Амортизация оборудования(в тыс.)

 

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

9

Проценты по кредитам

0

0,00

61,60

52,80

 

 

10

Прибыль до вычетов налогов(в тыс.)

-88

891,00

2056,10

3464,76

5113,34

7033,61

11

Налоги и сборы(в тыс.)

 

267,30

616,83

1039,43

1534,00

2110,08

12

Проектируемый чистый доход(в тыс.)

-88

623,70

1439,27

2425,33

3579,34

4923,52

13

Амортизация(в тыс.)

0

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

14

Чистый приток от операций(в тыс.)

-88

638,70

1454,27

2440,33

3594,34

4938,52



Табл.3 - Расчет потоков реальных денег от финансовой деятельности









№ Строк

Наименование показателей

Значение показателя по шагам расчета

Шаг 0

Шаг1

Шаг2

Шаг3

Шаг4

Шаг5

1

Собственный капитал (акции, субсидии и др.)

 

 

 

 

 

 

2

Краткосрочные кредиты

 

 

 

 

 

 

3

Долгосрочные кредиты(в тыс)

 

44

44

 

 

 

4

Погашение задолженности  по кредитам(в тыс)

 

17,6

8,8

 

 

 

5

Выплата дивидендов

 

 

 

 

 

 

6

Сальдо финансовой деятельности

0

26,4

35,2

0

0

0





Таблица 4. -Расчет ликвидационной стоимости







№ Строк

Наименование

Земля

Здания и т.д.

Машины, оборудов.

Всего

1

Рыночная стоимость

 

 

75

 75

2

Затраты (табл.1)

 

 

363,28

 363,28

3

Начисление амортизации

нет

 

75

 75

4

Балансовая стоимость на т-м шаге

 

 

 

 

5

Затраты при ликвидации(в тыс)

 

 

0,3

 0,3

6

Доход от прироста стоимости капитала

 

нет

нет

 

7

Операционный доход (убытки)

нет

 

 

 

8

Налоги

 

 

 

 

9

Чистая ликвидационная стоимость

 

 

 

 


Все формулы для расчета приведены в методических рекомендациях к задачам

ЧДД

чдд в%

11754,61

117,55

ИД

в %

1277,58

12,78

Ток


0,78



ВНД=0,54


Ответ: ИД >1,ВНД>1. Нормы доходности больше 1, следовательно, проект рентабелен.


Литература


1.                Беренс В., Хавранек П.М.. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. МП «Информполиграф», 1995, 342 стр.

2.                Бригхем ЕК. Основы финансового менеджмента. – М., 1997.

3.                Бухгалтерский финансовый учет. Пособие к экзамену. Под ред. Каморжановой Н.А., Карташова И.В., Тимофеева М.В., Питер-2002, 217 стр.

4.                Бюджетный кодекс Российской Федерации

5.                Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. -М., Дело, 2002г.

6.                Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция).–Москва: «Экономика», 2000.

7.                Новикова Т.С. Финансовый анализ инвестиционных проектов. –Новосибирск, НГУ, 1998г.

8.                Новикова Т.С., Анализ инвестиционных проектов. Учебное пособие. Редакционно-издательский центр НГУ., 2002. 168 стр.

9.                Положение «О предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12.11.99 г. №1249

10.           Постановлением правительства РФ № 1470 «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации». Утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 г, в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.97 г. № 1024.

11.           Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. – М., Финансы и статистика, 2000 г.

12.           Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 №1488-1 (в ред. Федерального закона от 19.06.95 №89-ФЗ).

13.           Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С. – М.,1996г.

14.           Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. М., 1995 г.

15.           Экономика предприятия. Учебник для вузов. Под редакцией Беа Ф.К.., Дихтла Э., Швайтцера М.. М.Инфра-М, 1999г.


[1] Новикова Т.С., Анализ инвестиционных проектов. Учебное пособие. Редакционно-издательский центр НГУ., 2002. С.133.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации

[3] Вернер Беренс, Питер М. Хавранек. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. МП «Информполиграф», 1995, 21 стр.

[4] Вернер Беренс, Питер М. Хавранек. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. МП «Информполиграф», 1995, 317 стр.