Содержание
Задача № 3. 3
Задача № 4. 8
Список литературы.. 11
Задача №3
Журналист газеты «Молодость Севера» был обнаружен сотрудниками внутренних дел на территории Чеченской республики в месте ведения боевых действий. При проверке документов журналист не смог предоставить документы, подтверждающие его аккредитацию.
Дайте понятие института аккредитации журналистов СМИ.
Какова процедура аккредитации?
Каковы дальнейшие действия сотрудников внутренних дел по отношению к журналисту.
Решение:
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.
Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.
Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключанием случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи (ст. 48 ФЗ "О средствах массовой информации")
Наиболее принципиальным требованием к содержанию правил аккредитации является необходимость их соответствия нормам действующего законодательства: правила должны быть направлены на установление более благоприятных по сравнению с гарантированными законом условий для реализации прав масс-медиа по сбору информации, но никак не на ограничение оных. Правила аккредитации должны быть составлены таким образом, чтобы не допускать неоднозначного толкования содержащихся в них условий, не допускать произвола со стороны аккредитующего органа при выборе кандидатов на аккредитацию.
На организованной в 1994 году Фондом защиты гласности и огкомитетом Ассоциации пресс-служб России при поддержке ряда общественных организаций научно-практической конференции "Пресс-секретарь - чиновник или журналист?" были приняты следующие рекомендации по содержанию правил аккредитации:
- Правила об аккредитации не должны противоречить ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой информации, а также законодательству о СМИ.
- Общие положения документа должны определять:
1а) лиц, имеющих право на аккредитацию;
б) срок, на который оформляется аккредитация;
в) виды аккредитации;
г) квотирование мест, выделенных для прессы;
д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения;
е) должностное лицо, принимающее решение об аккредитации.
2) Права аккредитованных журналистов.
3) Обязанности аккредитованных журналистов.
4) Основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации.
5) Порядок лишения и отказа в аккредитации.
5. Практика ограничения сроков подачи заявок, ограничения времени и места прохождения в здание аккредитующей организации не соответствует положениям действующего законодательства о свободе массовой информации. Если в правилах все же содержится ограничение времени прохода, необходима оговорка, определяющая условия присутствия на внеурочных мероприятиях.
По сложившейся практике, в случае отсутствия надлежащих условий для одновременной работы большого количества представителей средств массовой информации, аккредитующие органы производят квотирование мест, выделенных для прессы, а также устанавливают различные виды аккредитации. При установлении такого рода ограничений необходимо соблюдать принципы открытости, справедливости и целесообразности, чтобы обеспечить информацией через различные СМИ все категории граждан. Очень важно установление в правилах единого критерия и порядка квотирования, причем такого, который исключал бы возможность субъективного подхода к данному вопросу со стороны аккредитующего органа. Представляется верным критерий предоставления мест по мере явки журналистов или поступления заявок (нельзя допускать ситуацию, когда из-за того, что представители одного издания присутствуют на мероприятии впятером, на него не смогли попасть представители другого), для печатных СМИ вспомогательным или самостоятельным критерием могла бы стать тиражность, для электронных СМИ - количество мест для установки камер.
Виды аккредитации: постоянная (на весь срок объявленной аккредитации для журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике); временная (ограниченная меньшим сроком для журналистов, выполняющих конкретное задание своих редакций по освещению работы аккредитующего органа); специальная (при особом режиме мероприятия).
На практике встречаются также случаи введения разовой аккредитации (на одно мероприятие), правомерность которой вызывает сомнения, поскольку факт наличия или отсутствия аккредитации не может рассматриваться в качестве предварительного условия признания за журналистом прав по сбору информации, предоставленных ему законом.
Статья 12. Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" предусматривает меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
Таким образом, если на тот момент в зоне боевых действий было введено чрезвычайное положение, то к журналисту будут применены вышеуказанные меры.
Задача № 4.
Какими нормативными документами регламентируется институт банковской тайны?
Перечислите объём сведений входящих в банковскую тайну.
Каковы права и обязанности банка по отношению к сведениям, относящимся к банковской тайне?
Решение:
Институт банковской тайны регламент следующие нормативные акты:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.)
3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп. от 25 июля, 30 октября 2002 г.)
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня 2003 г.)
5. Письмо ЦБР от 24 августа 2001 г. N 31-2-8/1850 "О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам Федерального казначейства"
В соответствие со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.
Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"
6. Письмо ЦБР от 24 августа 2001 г. N 31-2-8/1850 "О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам Федерального казначейства"