СОДЕРЖАНИЕ


1. Экологическая система: понятие, структура, основные составляющие экологической системы...............................................................................................3


2. Соотношение правовой охраны природы с другими способами ее охраны…..5


3. Экологизированные нормативные акты других отраслей права в системе источников экологического права………………………………………………….9


4. Общественное экологическое движение и общественный экологический контроль……………………………………………………………………………..10


5. Правовая охрана озонового слоя земли………………………………………...11


Задача……………………………………………………………………………….18


Список использованной литературы…………………………………………..19


1. Экологическая система: понятие, структура, основные составляющие экологической системы

Экологическая система – единые, устойчивые, взаимозаменяемые, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющие процессы обмена веществ и энергии.

Различаются естественные экологические системы – первозданные, неизменные или относительно мало изменяемые человеком, модифицированные – частично или полностью изменяемые в процессе хозяйственной деятельности, трансформированные – преобразованные человеком естественные экологические системы.

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. 1 Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Специфика эколого-правового регулирования обусловлена наличием особых экологических систем, каждой из которых присущи некоторые общие признаки.

Составными элементами экосистемы являются объекты естественного происхождения.

Любая экосистема характеризуется замкнутостью, т.е. самостоятельным, без посторонней помощи, функционированием (например, на сенокосах и пастбищах самопроизвольно вырастает весной и летом трава. Пахотные же земли не могут функционировать без человеческого вмешательства – без посева, вспашки, ухода, борьбы с сорняками они зарастают сорной травой и т.п.).

Все экосистемы взаимосвязаны. Забвение этих взаимосвязей приводит к отрицательным последствиям. Так, борьба химическими средствами с сорняками ведет к гибели почвенной и иной фауны, вырубка леса – к обмелению рек, озер и т.д.

Каждая экосистема оплачивается биопродуктивностью: почва – плодородием; фауна – размножением особей; деревья – плодами, семенами и т.п.

Экологическое законодательство должно учитывать, что природная среда – это взаимосвязанная система экосистем, и поэтому должно быть системным и целостным. Подобное пока недостигнуто и нормы экологического прав содержатся во множестве источников права, в том числе относящимся к другим отраслям законодательства.

Таким образом, природный объект – это составная часть окружающей природной среды, охраняемая действующим законодательством, обладающая признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способная выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека. 1

В экологическом праве земля, воды, лес, недра и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Поскольку природные объекты используются в большей мере для экономических целей, то объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты. Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Участники территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории.

2. Соотношение правовой охраны природы с другими способами ее охраны

Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вол, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская (региональные), Красная книга — совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества — это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это такая мера воздейст­вия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий). Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов. Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.

Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).

Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах. 1 Государственный экологический мониторинг — это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. Кроме Роскомгидромета его осуществляют Минприроды, Россанэпиднадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование — разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты — экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема; предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также {выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации при­чиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Если экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработать у субъектов права отношения к ней с позиции - не навреди. 1 Он включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Негативные факторы экономического стимулирования связаны с изъятием части средств хозяйствующих субъектов. Центральным звеном здесь является система платежей за специальное использование природных ресурсов. Порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей среды: 1

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в том числе сбросы, производимые предприятиями через систему коммунальной канализации;

- размещение отходов в окружающей природной среде.

Платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются на основании нормативов платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

3. Экологизированные нормативные акты других отраслей права в системе источников экологического права

Важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.;

Закон РФ «О защите прав потребителей» (Федерального закона от 9 января 1996 г.);

Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г.;

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.;

«Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 07.05.98 N 73-ФЗ

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13 июля 2001 г. и др.

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 г.;

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;

Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.


4. Общественное экологическое движение и общественный экологический контроль

Правовая охрана природы – не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы – сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Общественный экологический контроль

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (п. 3, 4, 5 ст. 68 Закона об охране окружающей среды.). 1

5. Правовая охрана озонового слоя земли

Проблема озонового слоя – это одна из глобальных проблем современности. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. Озоновая проблема, первоначально поднятая учеными, вскоре стала предметом политики. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. По последним данным на 1992 год она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке. Позднее такая же «дыра» была обнаружена над канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем. 1 Большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере фреоны, или хлорфторуглеводороды, проникновение в верхние слои стратосферы озоноразрушающих веществ (ОРВ), используемых в промышленности, молекулы которых содержат хлор или бром. Применения азотных удобрений в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование фреонов холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Хлорфторуглероды (ХФУ) или другие ОРВ, выпущенные человеком в атмосферу, достигают стратосферы, где под действием коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца их молекулы теряют атом хлора. Агрессивный хлор начинает разбивать одну за другой молекулы озона, сам при этом не претерпевая никаких изменений. Срок существования различных ХФУ в атмосфере от 74 до 111 лет. Расчетным путем доказано, что за это время один атом хлора способен превратить в кислород 100 000 молекул озона. Также было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников. Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли. 16 сентября 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Впоследствии по инициативе ООН этот день стал отмечаться как День защиты озонового слоя. Но еще до принятия Монреальского протокола была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. Именно год ее принятия, 1985, и стал началом борьбы человечества за сохранение озонового слоя. И к 1995 году многие страны уже приняли меры к сохранению озонового слоя, только Россия и страны Восточной Европы не предприняли шагов в этом направлении. Но сейчас и наша страна также работает над сохранением озонового слоя и прекращения его разрушения. В соответствии с Венской конвенцией, Россия, наряду с другими странами, в соответствии с имеющимися в ее распоряжении средствами и  возможностями сотрудничает посредством систематических наблюдений, исследований и обмена информацией, для того чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды, а также принимает надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничает в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя. 1 Таким образом важное значение в вопросе охраны озонового слоя имеет не только сама охрана, но и наблюдение. В конвенции этому посвящена отдельная статья. Ученые считают, что главными научными проблемами являются:

а) изменение озонового слоя, которое может иметь результатом изменение интенсивности солнечного ультрафиолетового излучения, влияющего на живые организмы (УФ-Б) и достигающего поверхности Земли, и возможные последствия для здоровья человека, организмов, экосистем и материалов, используемых человеком.

b) изменение вертикального профиля озона, которое может нарушить температурную структуру атмосферы, и возможные последствия для погоды и климата.

В связи с этим наблюдение осуществляется за следующими областями:

а) Исследование физики и химии атмосферы

b) Исследование влияния изменений озонового слоя на здоровье человека, биосферу и процессы фоторазложения

с) Исследование воздействия на климат

d) Систематические наблюдения за:

i) состоянием озонового слоя (пространственная и временная изменчивость общего содержания и вертикального профиля озона) путем окончательного введения в строй глобальной системы наблюдения за озоновым слоем, базирующейся на интеграции спутниковых и наземных систем наблюдения;

ii) тропосферной и стратосферной концентрацией исходных газов на содержание в них НО(х), NO и CIO(х), а также углеродистых соединений;

iii) температурой от земной поверхности до мезосферы с использованием как наземных, так и спутниковых систем;

iv) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего земной атмосферы, и за тепловым излучением, покидающим ее, с использованием данных со спутников;

v) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего земной поверхности в ультрафиолетовой части спектра и влияющего на живые организмы (УФ-Б);

vi) свойствами и распределением аэрозолей в слое от земной поверхности до мезосферы с использованием наземных, самолетных и спутниковых систем наблюдения;

vii) переменными, имеющими большое значение для климатологии, на основе осуществления программ высококачественных метеорологических поверхностных измерений;

viii) микроэлементами, температурой, потоком солнечной радиации и аэрозолями, используя более совершенные методы анализа глобальных данных.

В конвенции подробно перечислены все вещества, которые могут вызывать разрушение озонового слоя. Помимо наблюдения, обязуются стороны сотрудничать в научно-технической области, передавать друг другу необходимую информацию, при этом конфиденциальность информации гарантируется. Стороны сотрудничают в соответствии с их национальными законами, нормами и практикой и с учетом, в частности, потребностей развивающихся стран в содействии, непосредственно или через компетентные международные органы, развитию и передаче технологии и знаний. Такое сотрудничество осуществляется, в частности, путем:

а) облегчения приобретения альтернативных технологий другими сторонами;

b) предоставления им информации об альтернативных технологиях и оборудовании и соответствующих инструкций или руководств;

с) поставки необходимого оборудования и аппаратуры для проведения исследований и систематических наблюдений;

d) подготовки необходимых научно-технических кадров.

В Монреальском протоколе положения Венской конвенции получают свое подтверждение и развитие – оговаривается, что любая сторона протокола может в рамках определенного периода передать любой другой стороне протокола любую часть квоты своего расчетного уровня производства, при условии, что общий суммарный расчетный уровень производства для этих сторон по любой группе регулируемых веществ не выходит за пределы ограничений производства, которые установлены этими статьями для данной группы веществ. Каждая участвующая в этом процессе сторона уведомляет секретариат о такой передаче, заявляя об условиях и периоде, на которые действует такая передача. 1 В Российской Федерации в целях обеспечения выполнения обязательств по Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года Правительство Российской Федерации  в 1995 году постановило:

1. Одобрить прилагаемые первоочередные меры по выполнению обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя на 1995-1996 годы

2. Поручить координацию работ по реализации первоочередных мер Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерству Российской Федерации по атомной энергии, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерству науки и технической политики Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по машиностроению, Комитету Российской Федерации по торговле, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить в 1995 году в приоритетном порядке финансирование работ по реализации первоочередных мер в пределах выделяемых государственных ассигнований и привлекаемых внебюджетных средств.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технической политики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотреть в 1996 году целевое финансирование работ по реализации первоочередных мер в пределах ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели.

5. Установить, что с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществляются по соответствующим лицензиям. Запретить ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, а также вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в указанные страны. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями определить список используемых в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, ввоз и вывоз которых регулируются Монреальским протоколом.

6. Государственному комитету Российской Федерации по статистике обеспечить представление до 1 августа каждого года в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации статистических данных о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ в Российской Федерации за предыдущий год для информирования Секретариата Венской конвенции и Монреальского протокола в соответствии с требованиями статьи 7 Монреальского протокола.

7. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать метрологическое обеспечение работ по реализации первоочередных мер, разработку и при необходимости отмену государственных стандартов на озонобезопасные вещества и содержащую их продукцию, а также проведение их сертификации. 1

8. Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в 3-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по созданию резервных запасов озоноразрушающих хлорфторуглеродов для обеспечения находящегося в эксплуатации оборудования, а также по организации системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.

9. По результатам рассмотрения Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола обращения Правительства Российской Федерации Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации график поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ.

Задача

Накануне Нового года Тимофеев и Колесников срубили 10 молодых елей в лесном природном парке с целью их продажи, но были задержаны сотрудниками милиции. Тимофееву и Колесникову был предъявлен иск о возмещении материального ущерба за срубленные ели.

Рассмотрите данную ситуацию и решите дело.

Решение:

В соответствии со ст. 92 Лесного Кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. 1

Тимофееву и Колесникову правомерно был предъявлен иск о возмещении материального ущерба за срубленные ели, т.к. на основании ст. 8.28. КоАП РФ незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях -

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 2

Список использованной литературы


1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».


2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.


3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01г.).


4. Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г.


5. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. – М.: Юриспруденция, 1999 г.


6. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г.


7. Экологическое право / Под ред. В. В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000 г.



1 Экологическое право / Под ред. В. В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000 г. С. 60.

1 Экологическое право / Под ред. В. В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000 г. С. 61 – 62.

1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 403

1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 411.

1 Бринчук М. М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 1998 г. С. 418.

1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 458 – 461.

1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 463 – 465.

1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 467 – 469.

1 Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001 г. С. 473 – 475.

1 Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01г.).