СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Виды автоматизированных информационных систем................................. 4

2. Автоматизированные информационно-поисковые системы органов внутренних дел............................................................................................................................. 9

Заключение........................................................................................................ 15

Список литературы........................................................................................... 17

ВВЕДЕНИЕ

Использование в правоведении и правоприменительной деятельности достижений информационной технологии в большей степени зависит от перестройки юридического образования. Юридическое образование, как и любое другое образование, должно отвечать социальным нуждам. Это требует осведомленности юристов о значении своей профессии в более широком социальном контексте, и в частности, о ее роли в информатизации общества. Юрист профессионал должен не только иметь представление о возможностях, которые дает ему информатизированное общество, но и эффективно использовать их.

Эффективность учебной подготовки в новой междисциплинарной области знаний - компьютеризации зависит от осознания образовательных нужд двух профессиональных сообществ - юристов и специалистов в компьютерной области, от создания соответствующих учебных программ и усилий преподавателей.

Актуальной задачей становится повышение производительности управленческого труда, способности работников перерабатывать большие объемы информации. Традиционные методы (ручные и механические) переработки не срабатывают. Практика деятельности органов внутренних дел в нашей стране и за рубежом показывает, что решение этой задачи может быть осуществлено только на основе новой технологии, на внедрении информационно-аналитического обеспечения, которое подразумевает внедрение компьютеров.

Цель работы – изучить основы информационных технологий в юриспруденции.

Задачи работы – рассмотреть виды автоматизированных информационных систем; изучить автоматизированные информационно-поисковые системы органов внутренних дел.

1.  ВИДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Информационная система - это организованные человеком системы сбора, хранения, обработки и выдачи информации, необходимой для эффективного функционирования субъектов и объектов управления[1].

Информационным системам в юриспруденции уделено немало внимания ученых. Автоматизированным информационным системам посвящены многие работы – Н.С. Полевого «Правовая информатика и кибернетика»; Блюмегауза Д.И. «Информация и информационный сервис»; Воскресенского Г.М. «Теория и практика информационного обеспечения управления органов внутренних дел». Проблеме автоматизации информационно-поисковых систем органов внутренних дел посвящены некоторые сайты в Интернете.

Информационные системы, как и любые другие системы, помимо структуры характеризуются функциями, которые они выполняют. С технологической точки зрения их функции можно подразделить на подготовительный и основные. Первые заключаются в фиксации, сборе данных, кодировании и записи их на машинные носители, вводе в память электронно-вычислительных машин (в случае автоматизации) и систематизированном хранении. Вторые - сводятся к поиску или содержательной обработке информации, документальному оформлению и размножению результатов поиска и обработки, передаче выходной информации потребителям.

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи связывают понятие информационной системы с автоматизацией информационных процессов на базе ЭВМ. Автоматизация информационных процессов является актуальной задачей в проблематике совершенствования социального управления. Однако связывать понятие информационной системы только с внедрением в информационный процесс ЭВМ неправомерно. Потребность в систематизированной и специально обработанной информации для нужд управления была давно создана человеком, и человек научился собирать, обрабатывать и передавать информацию, и к моменту появления автоматизации информационная система уже существовала как реальность. В настоящее время, когда решаются задачи создания информационных систем на базе ЭВМ, наряду с последними функционируют и такие информационные системы, автоматизация которых или невозможна, или невыгодна[2].

Всю циркулирующую в любом органе управления информацию можно представить в виде системы, но при этом нельзя указанное понятие ограничивать лишь совокупностью различных видов информации или только суммой методов и средств ее сбора и обработки. Нелогично, видимо, отделять информацию от информационных процессов, т.е. от ее движения и преобразования. Для реализации непрерывного управленческого процесса важна не только сама информация, но и организация обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой. Поэтому более правильным было бы такое толкование системы информации, когда в число ее компонентов включаются виды, потоки и массивы информации; каналы связи; приемы, методы и средства сбора, обработки и хранения. Если исследуется информационная модель какой-то системы управления, то важным является не только уяснение содержания информации, но и понимание механизма функционирования модели. К материальной же основе такого механизма следует отнести совокупность используемых приемов, методов и средств сбора, передачи и обработки информации. Существенным компонентом системы информации считаются органы (подразделения), осуществляющие организацию и реализацию информационного процесса.

Следовательно, под системой информации мы понимаем совокупность всех видов информации, необходимой для эффективного функционирования конкретной системы управления, а также комплекс методов, средств и организационных форм реализации информационного процесса[3].

Если понятием «система информации» охватывается вся информация органа управления, то понятием «информационная система» - часть этой информации. Объективная необходимость создания не одной, а многих информационных систем обуславливается тем, что информация в органе управления отличается по содержанию, задачам, которые с ее помощью решаются, методам и средствам сбора, передачи и обработки. Деление системы информации на отдельные информационные системы позволяет применять разнообразные методы и средства решения информационных задач в зависимости от наличия различных факторов, осуществлять поэтапное проектирование и внедрение локальных информационных систем с последующей увязкой их в единую систему информации, что происходит на практике.

Таким образом, системы информации можно представить как совокупность информационных систем, обеспечивающих эффективное выполнение функций управления. При этом понятия информационной системы и системы информации соотносятся как часть к целому. Информационные системы в органах внутренних дел различаются по назначению, характеру решаемых задач, уровням функционирования и другим признакам. Задача их классификации связана с проблемой классификации самих информационных систем, так как любая информационная система может быть в той или иной степени автоматизирована.

Информационные системы можно разбить на три класса: учетные (следящие, прогнозирующие, справочные); аналитические (советующие, прогнозирующие, диагностические); решающие (управляющие, планирующие). Как видно из приведенной классификации информационные системы разделяются на следующие уровни: не производящие качественного изменения информации (учетные системы); анализирующие информацию (аналитические системы); вырабатывающие решения (решающие системы).

Между этими классами существует определенная зависимость, выражающаяся в том, что предыдущий класс является исходной базой для последующего, а каждый последующий предполагает возможность решения задач предыдущего класса. В основу классификации автоматизированных информационных систем функционирующих в настоящее время в органах внутренних дел может быть положен такой признак как особенности машинной обработки информации.

Автоматизированные расчетные информационные системы характеризуются относительно небольшими объемами входной и выходной информации и значительным удельным весом вычислительных операций.

Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для сбора и обработки статистической информации характеризуются большим объемом входной и выходной информации, а также большим удельным весом логических операций по сравнению с арифметическими в программах используемых этими системами.

Автоматизированные информационно-поисковые системы используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес. Можно отметить большую трудоемкость первоначального ввода рабочего массива информации и разнесенную во времени работу по добавлению новой информации. Кроме того, объекты непрерывно находятся в динамике, что требует постоянного корректирования информации, характеризующей эти объекты.

2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Несомненно, что успешное решение этих задач позволит поднять на качественно более высокий уровень деятельность всех подразделений и служб органов внутренних дел.

В своей работе сотруднику ОВД приходится обращаться для получения определенной информации к компьютерам, которые функционируют в различных информационных подразделениях внутренних дел. Компьютеры, как было сказано ранее, используются для накопления, обработки, хранения и передачи поступающей в ОВД информации. В разных информационных подразделениях будь это: Главный информационный центр МВД РФ, региональный или зональный информационные центры, а также информационные центры в отделениях милиции используются компьютеры различных типов.

Большие компьютеры типа ЕС ЭВМ или типа Ряд. ЕС ЭВМ - это единая система электронно-вычислительных машин представляет собой семейство программно-совместимых моделей электронных вычислительных машин третьего поколения, предназначенных для решения широкого круга научно-технических, экономических, информационно-логических и управленческих задач[4].

Пофамильная оперативно-справочная картотека позволяет установить о проверяемом лице следующие сведения:

·        о судимости;

·        об изменении приговора, применении амнистии и помилования;

·        о месте и времени отбывания наказания, перемещении, смерти осужденного в местах лишения свободы или о дате и основании освобождения;

·        о номерах прекращения уголовных дел;

·        о нахождении в местном или всероссийском розыске (когда,кем объявлен, в связи с чем);

·        о задержании за бродяжничество (кем, когда задерживался, какие меры были приняты);

·        о месте жительства и работе до осуждения;

·        о группе крови и дактилоскопической формуле.

 Дактилоскопическая картотека позволяет:

·        идентифицировать личность арестованных и задержанных;

·        установить личности трупов погибших и умерших неизвестных граждан;

·        установить личность подозреваемого в совершении преступления по следам пальцев, изъятых с места происшествия.

·        Автоматизированные системы оперативно-розыскного назначения

·        Автоматизированный Банк Данных - АБД Центр обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о следующих объектах учета:

·        особо опасных рецидивистах, ворах в законе, авторитетах преступного мира и др. (установочные данные, приметы, место работы, жительства);

·        тяжкие нераскрытые преступления (место, время, способ совершения, предмет посягательства);

·        изъятые, утраченные и выявленные номерные вещи.

Запросы проверочного характера отрабатываются в течение суток, аналитического - в течение недели с момента получения. Для направления запроса в АБД-Центр необходимо воспользоваться телетайпом или почтой.

Автоматизированная информационно-поисковая система «Автопоиск» предназначена для сбора, систематизации, хранения и обработки информации о всех угнанных, задержанных, похищенных и бесхозяйных автотранспортных средствах.

АИПС выдает сведения по следующим установочным данным:

·        госномер

·        номер двигателя

·        номер кузова

·        номер шасси

Автоматизированная информационно-поисковая система «Оружие» обеспечивает автоматизированный учет утраченного, похищенного и выявленного нарезного огнестрельного оружия, в том числе: легкого стрелкового вооружения, гранатометов, огнеметов, артиллерийских систем (ствольных и реактивных), боевых машин, имеющих вооружение. Запросы на проверку оружия направляются по телетайпу и почте с соблюдением установленных требований.

Автоматизированная информационно-поисковая система «Антиквариат» осуществляет автоматизированный учет утраченных и выявленных предметов, представляющих историческую, художественную или научную ценность:

·        археологические находки, предметы древности;

·        антропологические и этнографические предметы;

·        исторические реликвии;

·        художественные произведения и предметы прикладного искусства.

Запросы на проверку антиквариата направляются в ГИЦ телетайпом или почтой с указанием сведений (желательно с фотографией предмета), позволяющих идентифицировать данный объект).

С помощью автоматизированной информационной системы «ВР-оповещение» осуществляется учет лиц, объявленных в федеральный розыск:

·        преступников;

·        разыскиваемых по искам предприятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков алиментов);

·        пропавших без вести.

·        АИС позволяет:

·        Готовить циркуляры на объявление (прекращение) розыска для рассылки в адреса (информационные центры МВД, УВД стран Содружества, Балтии и Грузии);

·        отрабатывать запросы в отношении лиц, находящихся в федеральном розыске.

Автоматизированная информационно-поисковая система «Опознание» обеспечивает централизованный сбор информации:

·        о лицах, пропавших без вести;

·        о неопознанных трупах;

·        о неизвестных больных и детях.

Запросы на проверку лиц указанных категорий направляются почтой. Исходным документом для формирования базы данных АИПС и обработки запросов является опознавательная карта, направляемая в ГИЦ из МВД, УВД России, государств Содружества, стран Балтии и Грузии.

Автоматизированная информационно-поисковая система «Грузы-ТМ» позволяет выдавать информацию о хищениях, недостачах груза и багажа на железнодорожном транспорте, в том числе:

·        о нераскрытых кражах груза и багажа, по факту которых возбуждено уголовное дело;

·        о нераскрытых хищениях.

В АИПС предусмотрена инициативная выдача уведомлений оперативно-розыскного характера при постановке на учет сообщений о хищениях груза и багажа.

Автоматизированная информационная система «ОВИР-криминал» содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, в том числе:

·        совершивших административные правонарушения или преступления, либо в отношении которых совершены преступления;

·        находящихся в розыске или разысканных, под следствием, арестованных или отбывающих наказание;

·        участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Для обращения к системе используются телекоммуникационные средства доступа к базе данных по каналам связи.

Внедрение в деятельность органов внутренних дел автоматизированных информационных систем и автоматизированных банков данных обеспечивает решение комплекса задач, стоящих перед органами внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Рост профессионального мастерства сотрудников всех служб органов внутренних дел, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок организации, внедрения и использования розыскных и справочных учетов, освоение прогрессивных форм и методов обработки информации с использованием средств вычислительной техники и каналов связи - все это будет способствовать совершенствованию организации и повышению эффективности профилактики и раскрытия преступлений, розыска преступников[5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Информационный взрыв» охватил и деятельность органов внутренних дел. Все возрастающая сложность и масштабность стоящих перед ними задач объективно потребовали использование больших массивов информации для выработки, принятия и организации исполнения оптимального управленческого решения.

Практика убедительно подтверждает, что отсутствие достоверной, своевременной и полной информации порождает субъективизм, необоснованность решений и действий, несовместимых с научным управлением, что особенно недопустимо в деятельности правоохранительных органов, к числу которых относятся органы внутренних дел. Поэтому совершенствование деятельности органов внутренних дел непосредственно зависит от использования современной информационной технологии и техники. Для этого органы внутренних дел должны решить следующие задачи:

1.     Подготовка специалистов в области применения компьютерной техники, в том числе овладение соответствующими знаниями и навыками всеми сотрудниками;

2.     Внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем;

3.     Создание общих автоматизированных банков данных;

4.     Создание локальных, республиканских и международных информационных сетей;

5.     Обеспечение всех подразделений органов внутренних дел компьютерной техникой, создание автоматизированных рабочих мест;

6.     Подготовка прикладных программ для компьютеров по всем направлениям деятельности органов внутренних дел;

7.     Создание и внедрение экспертных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Блюмегауз Д.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989.

2.     Воскресенский Г.М. Теория и практика информационного обеспечения управления органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД, 1995.

3.     Современные средства оргтехники / Под ред. Якубайтис Э.А. М.: ГИТиГ, 2001.

4.     Плантаус А.А. Информатика. М.: «Кирилл и Мифодий», 1996.

5.     Правовая информатика и кибернетика / Под ред. Н.С. Полевого. М.: Юридическая литература, 2003.



[1] Плантаус А.А. Информатика. М.: «Кирилл и Мифодий», 1996. С. 17.

[2] Современные средства оргтехники / Под ред. Якубайтис Э.А. М.: ГИТиГ, 2001. С. 12-13.

[3] Блюмегауз Д.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989. С.92.


[4] Правовая информатика и кибернетика / Под ред. Н.С. Полевого. М.: Юридическая литература, 2003. С. 131-132.


[5] Воскресенский Г.М. Теория и практика информационного обеспечения управления органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД, 1995. С. 122-127.