СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационная (практическая) часть……………………………………………3

Тестовая часть……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………..21

Ситуационная (практическая) часть:

Текст ситуационной (практической) задачи № 1

7. В первой половине XIX в. В России была осуществлена кодификация права. Дайте характеристику «Полному собранию законов Российской империи» и Своду законов Российской империи 1834 г.

Ответ на задачу № 1

Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из «Полного собрания законов Российской империи», Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В 1892 г., после судебной реформы 1864 г., отдельным, XVI-м томом вышли «Судебные уставы». В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м - уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м - уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м - законы о сословиях и их правах; в X-м - законы гражданские и межевые; в XI-XII-м - уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м - уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м - уголовные законы. 1 Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 года.

Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на «благоприобретенное» и родовое. В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно». Право собственности на землю определялось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности». Наряду с правом собственности защищалось право законного владения. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно-денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или «действия лиц». Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества. 1 Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи). Мена движимого имущества не ограничивалась. Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами «по доверенности». Продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян (запрещалась продажа их лицам «недворянского происхождения»). Продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробнейшим образом регламентировалось законом. В этот период возник договор запродажи. По этому договору одна сторона обязывалась продать к назначенному строку недвижимое или движимое имущество, причем в договоре указывались цена, а также сумма неустойки. Договор запродажи оформлялся составлением запродажной записи на гербовой бумаге и заносился в специальную книгу. Договор имущественного найма. Недвижимое имущество запрещалось сдавать в наем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореходных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и «словесно». Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора перевозки еще не было. Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться домашним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным, если он был подложным, заключен во вред другим кредиторам, при игре в карты. Заемные письма могли передаваться заемодавцем другому лицу. Договор ссуды имущества состоял в том, что одно лицо уступало другому лицу право пользования движимым имуществом под условием его возвращения в том же состоянии. Договор ссуды имущества носил безвозмездный характер. Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам буржуазии. Товарищества составлялись из лиц, объединившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться «по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Договор личного найма получил в этот период большее распространение, чем ранее, в особенности в промышленности и торговле. Прежние ограничения этого договора в основном сохранялись. Так, государственные крестьяне не могли наниматься без паспортов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разрешения помещиков; замужние женщины - без разрешения мужей и т.п. Срок договора устанавливался до пяти лет.

Семейное право. Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего. 1 Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома», - говорилось в статье 78 Свода законов. Жена обязана была «преимущественным повиновением воли своего супруга», хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющим по законам право отчуждать свое имущество». Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т.д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого - 1/4. 1

Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы - из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части. Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою значительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несогласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вскоре после опубликования Свода законов. Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М.М.Сперанскому, но работа по подготовке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти. Подготовленный проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс получил название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение подразделялось на разделы, разделы - на главы, а главы - на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодексе увеличивалось по сравнению с законами 1832 года втрое. Судебные органы в приговорах по делам, рассмотренным после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на нормы нового Уложения. В начале Уложения шли нормы, относящиеся к Общей части. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок». В ст. 4 записано следующее: «Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано». Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. 1 За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь. Составление и распространение письменных и печатных сочинений с целью «возбудить к бунту» каралось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденным от телесных наказаний, дополнительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. В Уложении появились новые статьи и даже специальное отделение «О неповиновении фабричных и заводских людей». Особенно сурово наказывались организованные выступления рабочих. Явное неповиновение фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом, оказанное «целою артелью или толпою», каралось как восстание против властей, т.е. смертной казнью. Предусматривались наказания и против участников забастовок. Виновные подвергались аресту: «зачинщики» - на срок от трех недель до трех месяцев, «прочие» - от семи дней до трех недель. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. Всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение, при этом лица, не освобожденные от телесных наказаний, подвергались наказанию плетьми от 10 до 20 ударов. В этом разделе имелось специальное отделение «О преступлениях крепостных людей против своих господ». В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы либо пожизненно, либо на длительные сроки. 1 Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц. Насильственное завладение чужим недвижимым имуществом (землей, домом и т.д.), осуществленное вооруженными людьми, наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь.  Умышленный поджог какого-либо обитаемого здания влек наказание, связанное с лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. Наказание увеличивалось, если здание принадлежало церкви, императору или членам его фамилии. Разбой, грабеж наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепости, заводы, рудники на различные сроки или пожизненно.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Однако на практике они применялись широко. Значительное внимание уголовному процессу было уделено в Своде законов (кн.II, т. XV, свыше 800 статей). Здесь эти нормы составили фактически довольно обширный кодекс с определенной системой построения. Решающая роль в кодексе отводилась полиции. Ей вверялось следствие и исполнение приговора. Само следствие по закону подразделялось на предварительное и формальное. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием. После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным «выписям» один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса. Свод законов закрепил существовавшую еще со времени «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (1716 г.) систему формальных доказательств. Сохранялось деление доказательств на совершенные и несовершенные. К совершенным относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. 1 К несовершенным доказательствам закон относил: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики. По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его в палату уголовного суда для вынесения приговора. Приговоры не были стабильными. Весьма часто они в силу требования самого закона, а также по жалобам осужденных рассматривались в ревизионном порядке в вышестоящих судах. Лица, не освобожденные от телесных наказаний, могли принести жалобу лишь после исполнения приговора, предусматривавшего применение телесных наказаний. В случае необоснованности жалобы жалобщика вновь подвергали телесному наказанию или тюремному заключению.

Текст ситуационной (практической) задачи № 2

17. Война 1941 – 1945 гг. наложила большой отпечаток на политическую систему советского государства. Какие изменения произошли в государственной системе СССР в период Отечественной войны 1941 – 1945 гг.?

Ответ на задачу № 2

Война 1941-1945 гг. Оказалась серьёзной проверкой не только для всего советского народа, но и для самого государства, которое вынужденно было перестраиваться на военный лад. 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. Во время войны значительно усилилась интеграция партийного и государственного руководства различных уровней, труднейшие задачи военного времени не всегда можно было решать традиционными способами, они требовали усилий многих. 1

Претерпела изменения в годы войны и судебная система. Усилилась роль военных трибуналов в местностях, объявленных на военном положении; в их компетенцию были переданы дела, ранее рассматриваемые общими судами: хищения, грабежи, разбои, бандитизм, убийства и т.п. Военные трибуналы создавались при округах, фронтах, флотах, армиях и других соединениях. Вся система возглавлялась Верховным судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная водотранспортная коллегии. Судопроизводство осуществлялось на основании статей УПК, а также с учётом новых норм, продиктованных условиями военного времени. Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, составляющих подсудность и военных трибуналов, но совершённых в местностях, не объявленных на военном положении, а также дела, не относившиеся к юрисдикции военных трибуналов. Количество гражданских дел в судах резко сокращалось. В военное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскими органами возлагался на военную прокуратуру. Великая Отечественная война вызвала изменения также в организации государственного единства. Прежде всего, это заметно в расширении прав союзных республик, произведённое в 1944 г. Верховный совет СССР принял законы, которыми союзные республики наделялись важнейшими правами. По одному из них разрешалось создавать свои военные формирования, которые, правда, не стали республиканскими армиями. Другой закон предоставлял республикам право внешних отношений. Но реально субъектами международного права были признаны только Украина и Белоруссия. Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее, военная обстановка заставила ввести в право определённые конкретные изменения. Советское гражданское право оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного положения. Более того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Важную роль сыграл принцип единства государственной собственности. Где бы и в чьём бы ведении ни находилось то или иное государственное имущество, государство всегда могло использовать его для своих потребностей. Правовой механизм основывался, как и ранее на плановых актах и договорах, но формы планирования изменились, они стали более оперативными, действенными. Ярко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это особенно проявлялось в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов. Не забывались и гражданско-правовые методы защиты граждан, их прав и интересов. Такие чрезвычайные методы, как реквизиция, применялись сравнительно редко. Законодательство защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Усовершенствовались нормы наследственного права: расширился круг наследников и устанавливалась очерёдность их призвания, каждый гражданин мог завещать своё имущество лицам из числа наследников, а также государственным органам и организациям. Значительные изменения произошли в годы войны в сфере семейного права. Был издан Указ Президиума Верховного совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям, усилении охраны материнства и детства...»

Изменения коснулись и института брака и развода. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, иски о разделе имущества, нажитого в период фактически брачных отношений. 1

Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. Устанавливался судебный порядок расторжения брака, увеличился и размер пошлин, взыскиваемых при оформлении развода.

Принимались меры, в том числе и экономические, для стимулирования рождаемости, поощрению многодетных матерей.

В трудовом праве периода войны отразилась и некоторая забота о защитниках Родины, инвалидах Великой Отечественной войны, семьях военнослужащих в виде предоставления жилой площади, питания, возможности повышения квалификации, пенсий и других льгот.

Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, обеспечение армии и населения продовольствием, промышленности – сырьём.

Большую роль в осуществлении этих задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения сельскохозяйственных работ, сдачи продуктов государству. Был установлен повышенный минимум трудодней, обязательное участие колхозников и членов их семей в уборке урожая.

Особую опасность представляли государственные преступления: измена, шпионаж, диверсия. При их расследовании и рассмотрении органы следствия суда руководствовались Положением о преступлениях государственных, принятым ещё в мирное время. Судебная практика военных лет лишь дала расширенное толкование содержащемуся в Положении и УК понятию «военная обстановка», повышающее ответственность за государственные преступления.

Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности, велась борьба с разбазариванием ресурсов и спекуляцией. Каралось злостное нарушение правил противовоздушной обороны, уклонение от обучения военному делу. Была усилена охрана личной собственности граждан. 1

Большое внимание уделялось преступлениям, совершённым фашистскими захватчиками на территории страны.

Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Таким образом, можно сказать, что все изменения, произошедшие в правовой и государственной системе СССР, были направлены на её усовершенствование, наилучшее приспособление к сложившейся ситуации.

Великая Отечественная война была серьёзным испытанием для советского государства. Она вызвала большие изменения в системе государственного и правового управления. Хотя правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранилась и после вступления СССР в войну, однако формирование чрезвычайных органов, появление новых специальных законодательных актов не могло не сказаться на системе права и правового регулирования.

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с агрессорами. В этом документе указывалось, что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие и беспечность, появление которых чрезвычайно  опасно в военных условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизировать все силы на разгром фашистов.

Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделённых особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране стал Государственный Комитет Обороны СССР. Он был образован 30 июня 1941 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б). В руках ГКО была сосредоточена вся власть в государстве, его постановления имели силу законов военного времени.

На организацию государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных случаях в различных районах страны специальных режимов и, прежде всего, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении». Нормы этого указа действовали только на территориях, объявленных на военном положении. Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение вводилось в большинстве союзных республик, АССР и областей европейской части Советского Союза, Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережье Черного и Каспийского морей.

Вместе с тем главным направлением в чрезвычайном законодательстве, а также в изменениях, касающихся политико-правового регулирования, была мобилизация людей и всех возможных ресурсов.

В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов и по 14 округам.

Также одной из важнейших задач была массовая подготовка защитников Родины, пополнения Красной Армии. В соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 18 сентября 1941 года обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Контроль за этими и другими важнейшими решениями оборонного характера был организован Совнаркомом СССР. Указ от 22 июня 1941 года наделял военные власти правом привлекать население к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную повинность, мобилизировать транспортные средства, регулировать режим работы предприятий и учреждений, а также порядок их деятельности. 1 В феврале 1942 года был принят указ «О мобилизации всего трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве», трудовая повинность была введена ещё в июне 1941 года. Происходили изменения и в уголовном законодательстве. Так в июне 1941 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. В ноябре 1943 года был принят указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну». С апреля 1943 года для специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») вводятся особые меры наказания – смертная казнь через повешение и каторжные работы.

Появилась тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так в статью 59 УК РСФСР в редакции 1926 года включались деяния, связанные с уклонением от разного вида государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» должностными лицами попадало под действие закона (август 1932) о хищениях социалистической собственности. В январе 1942 года кража личного имущества при отягощающих обстоятельствах (во время воздушного налёта, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Много внимания законодательство уделяло борьбе с хищениями. В июле 1943 года принимается Указ об ответственности за хищение горючего. Закон 1932 года стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривающие наказание за убой скота, поломку сельскохозяйственной техники и прочие. 1 Происходили различные изменения и в других областях советского права. Например, особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 года) указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий». В июле 1944 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривающий ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, отпуска, ясли). В марте 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вносятся изменения в порядок наследования по закону, круг наследников расширился. Таким образом, можно прийти к выводу, что в период Великой Отечественной войны правовая и государственная система СССР подверглась значительным изменениям. Не малую роль в приспособлении этой системы к суровым условиям военного времени сыграло чрезвычайное законодательство того периода. Оно сделало её более гибкой, более соответствующей требованиям.

Тестовая часть:

61. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой нет преступления:

А) против государства;

Б) против имущества;

В) против личности;

Г) преступления вообще не предусмотрены.

62. Первым юридическим актом, прикрепившим крестьян к земле стал:

А) Судебник 1550 г.;

Б) Судебник 1497 г.;

В) Соборное уложение 1649 г.;

Г) Указ Владимира Мономаха.

63. Преступления против церкви по Соборному уложению 1649 г. включали:

А) только совращение православного в иную веру;

Б) кражу церковного имущества и богохульство;

В) прерывание хода литургии в храме, богохульство и кражу церковного имущества;

Г) богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме.

64. За какую по счету кражу по Соборному Уложению 1964 г. назначалось битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы:

А) за первую;

Б) за вторую;

В) за третью;

Г) подобное наказание назначалось не за кражу.

65. Решающим актом секуляризации церковных земель, лишивший церковь всех вотчин и передавший монастыри и епархии на штатные оклады стали:

А) Указ о единонаследии 1714 г.;

Б) Главный магистрат 1721 г.;

В) Табель о рангах 1722 г.;

Г) Указ 1764 г.

66. К какому виду преступлений Артикулы Воинские 1715 г. относили самоубийство?

А) к государственным;

Б) против религии;

В) против личности;

Г) самоубийство не считалось преступлением.

67. «Указ об обязанных крестьянах» 1842 г. предусматривал:

А) обязанность крестьян работать на помещика семь дней в неделю;

Б) обязанность крестьян работать на помещика только три дня в неделю;

В) возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование;

Г) полную отмену крепостного права.

68. В апреле 1917 г. на Финляндском вокзале с речью «О задачах пролетариата в данной революции» выступил:

А) А. Ф. Керенский;

Б) Николай II;

В) Г. А. Гершуни;

Г) В. И. Ленин.

69. Трудовая повинность по Кодексу законов о труде РСФСР, принятому в декабре 1918 г., вводилась для лиц:

А) от 18 до 50 лет;

Б) от 16 до 45 лет;

В) от 18 до 55 лет;

Г) от 16 до 58 лет.

70. В 1957 г. был произведен:

А) первый полет человека в космос;

Б) запуск первого искусственного спутника земли;

В) второй полет человека в космос;

Г) второй запуск первого искусственного спутника земли.

Список использованной литературы

1. Виленский В. В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969 г.

2. Исаев И. А. История государства и права Росси. – М.: Юристъ, 1996 г.

3. Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г.

4. Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999 г.

5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г.

6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 г. – М.: Зерцало, 1999 г.


1 Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г. С. 43 – 51.

1 Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г. С. 53 – 57.

1 Исаев И. А. История государства и права Росси. – М.: Юристъ, 1996 г. С. 61 – 67.

1 Исаев И. А. История государства и права Росси. – М.: Юристъ, 1996 г. 69 – 73.

1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г. С. 47 – 51.

1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г. С. 53 – 55.

1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г. С. 64 – 67.

1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 г. – М.: Зерцало, 1999 г. С. 85 – 87.

1 Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г. С. 271 – 283.

1 Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г. С. 287 – 291.

1 Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999 г. С. 71. – 83.

1 Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999 г. С. 85. – 91.