Содержание



Введение. 3

1. Роль решений в процессе управления. 5

2. Виды управленческих решений. 8

3. Характеристика предприятия ОАО “ Электроагрегат”. 12

4. Анализ сложившейся на предприятии ОАО “ Электроагрегат” практики подготовки и принятия управленческих решений. 13

5. Предложения по совершенствованию процедур принятия решений на предприятии ОАО “ Электроагрегат”. 17

Задача. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 23


Введение

 

Ни один человек не может не познать на практике процесс принятия решений. Каждый из нас в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни и тысячи решений. Некото­рые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что де­лать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют тща­тельного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие реше­ний - это постоянная и весьма ответственная работа. Необ­ходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия ре­шений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей деятельности менеджера являет­ся его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творче­ский процесс в деятельности руководителей.

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, эко­номической, культурной, личной жизни и т. п.

Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.

 Пpоцессы пpинятия pешений, понимаемые как выбоp одной из нескольких возможных альтеpнатив, пpонизывают всю человеческую жизнь. Большинство pешений мы пpинимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выpаботанный многолетней пpактикой. Есть pешения, котоpым мы пpидаем малое значение, и поэтому мало задумываемся пpи осуществлении выбоpа. И, наконец, существуют пpоблемы выбоpа, pешая котоpые, человек испытывает pаздумья. Как пpавило, эти пpоблемы имеют исключительный неповтоpяющийся хаpактеp и связаны с pассмотpением целого pяда альтеpнатив. В таких пpоблемах новым является либо объект выбоpа, либо обстановка, в котоpой совеpшается выбоp.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение процессов принятия управленческих решений.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. Рассмотреть роль решений в процессе управления;

2. Раскрытть виды управленческих решений;

3. Охарактеризовать предприятие ОАО “Электроагрегат”

4. Проанализировать сложившуся на предприятии ОАО “Электроагрегат”практику подготовки и принятия упраленческих решений;

5. Разработать предложения по совершенствованию процедур принятия решений на предприятии ОАО “ Электроагрегат”.



        

 



1. Роль решений в процессе управления


Принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.

Одним из основных отличительных признаков управлен­ческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие пробле­мы возникают при управлении любым объектом (про­мышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управле­ния той или иной задачи. [1]

Задача принятия решений направлена на определе­ние наилучшего способа (варианта) действий для дости­жения поставленных целей, которые в свою очередь являются идеальным представлением желаемого со­стояния объекта управления или результата деятельно­сти[2].

Таким образом, управленческое решение служит средством разрешения проблемы. В обобщенном виде оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состоя­ние или изменить само требуемое состояние. Под решени­ем понимают подход к рациональному выбору как мини­мум из двух вариантов.

         Принятие решений представляет собой подфункцию функции управления. Это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения - действия по устранению проблемной ситуации

В процессе управления управленческое решение пред­ставляет собой циклически повторяющийся процесс вы­полнения определенных видов деятельности, которые по­лучили название функций управления. Их состав и содер­жание характеризуют функциональную структуру про­цесса управления. Выполнение функ­ций управления можно представить в виде последова­тельно сменяющих друг друга этапов действий:

1) сбора, обработки и анализа информации о состоянии объекта управления и системы управления им;

2) определения цели функционирования и выработки управленческого решения;

3) доведения решения до исполнителя;

4) реализации решения и изменений в системе.

Управленческое решение — это элемент процесса управления.

Существуют разные подходы и особенности управленческих решений, среди них научные, социально-политические, организационно-технологические, социально-психологические[3].

Научный подход к принятию решения предполагает, во-первых, наличие соответствующей теории, во-вторых, совокупность практических рекомендаций, вытекающих из теории и опыта ее применения, в-третьих, комплекс­ное использование всех средств для принятия решения (логического мышления и интуиции человека, математических методов и вычислительной техники), в-четвертых, обучение теории и практике принятия решений. Применение научного подхода позволяет руководителю более объективно оценивать проблемную ситуацию, учитывать имеющиеся ресурсы и ограничения, формулировать и анализировать варианты решений, выбирать из них оптимальное решение и предвидеть его возможные последствия.

 В научном подходе важнейшую роль играет теория принятия решений, знание которой – это профессиональная компетентность каждого руководителя. Она содержит систему основных идей, описывает закономерности процесса принятия решения, определя­ет методы и технологию принятия решений, формулирует важнейшие практические рекомендации.

В теории принятия решений можно выделить следую­щие основные направления исследований:

Социально-политическое направление предполагает исследования социальной сущности решений, определяемые типом общественно-экономической систе­мы, ролью и функциями государства в управлении объ­ектами экономики.

Организационно-технологическое направление - исследование методов и технологий подготовки и принятия решений.

Психологическое направление - исследо­вание мыслительной деятельности человека, роль мотивов его поведения, эмоции и воля в процессе приня­тия и реализации решения[4].

 В концепции принятия решений ведущая роль отво­дится субъекту управления - руководителю. Принятие решений — это не только наука, но и искусство. Если научный подход базируется на закономерностях развития природы и об­щества, то искусство в принятии решений связано со способностью руководителя, анализировать, обоб­щать информацию и вырабатывать оригинальные реше­ния.

Социально-политические особенности управленческих решений заключаются в их организующем воздействии на трудовые коллективы, отдельные регионы и общество в целом. В то же время управленческие решения выража­ют потребности и интересы, как отдельной личности, так и определенных групп людей. Закономерности экономи­ческого и социально-политического развития общества проявляются в интересах и мотивах поведения людей, а, следовательно, и в принимаемых ими решениях.

Это вызывает необходимость при решении производ­ственно-технических и экономических проблем учитывать различные социально-политические факторы, например, настроение людей, уровень стабильности общества, меж­национальные отношения.

Организационно-технологические особенности управленческих решений представляют собой после­довательность принятия решений и определяются средствами, методами их обоснова­ния. Именно в организации и технологии принятия ре­шений находят свое воплощение достижения науки и техники управления.

Социально-психологические особенности управленческих решений не исключают интуицию, выявление и анализ проблем, определение целей их решения, формирование и оценка альтерна­тивных вариантов решений. Выполнить их могут только руководитель и специалист, которые обладают необходимыми знания­ми и опытом. На эти процедуры влияют психологические особенно­сти человека: темперамент, особенности познавательных психических процессов, характер и т. п.

Следовательно, качество и эффективность решений наряду с организационно-технологическими аспектами тесно связаны с психологическими аспектами. Исследование психологических особенностей человека и его возможностей в принятии и реализации решений представляют большой интерес с точки зрения психоло­гии управления и получения информации о групповом и индивидуальном поведении людей в организациях.

 

2. Виды управленческих решений


Под управленческим решением понимают выбор альтер­нативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение пред­ставляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рас­сматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и ло­гически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

При классификации решений вид решения опре­деляется исходя из характера задачи принятия решений. Общепринятыми критериями деления задач принятия решений и соответственно решений являются следующие[5]:

·      степень определенности информации;

·      количество лиц, принимающих решение;

·      степень охвата объекта управления;

·        длительность действия и характер целей;

·      содержание задачи принятия решений;

·      количество целей.

Определенность информации. Определенность инфор­мации характеризуется полнотой и достоверностью дан­ных, используемых при принятии решения. По этому признаку решения подразделяются на три группы:

-         решения, принимаемые в условиях определенности;

-         решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске);

-         решения в условиях неопределенности (ненадежные).

         Принятие решений в условиях определенности про­изводится при наличии полной и достоверной информа­ции о проблемной ситуации, целях, ограничениях и по­следствиях реализации решений. Руководитель рассматривает ситуацию в виде задачи, где задачи цели и ограничения определяются в виде целевых функций. Эти условия позволяют построить формальную математическую модель задачи принятия решений и алго­ритмически найти оптимальное решение. Роль человека в решении данных задач сводится к приведению реальной ситуации к типовой задаче матема­тического программирования и утверждению решения и нахождения оптимального решения[6].

Количество лиц, принимающих решение (классифика­ция по субъекту управления). Исходя из данного крите­рия, различаются следующие решения:

 - единоначальные (принимаемые единоначальником);

 - коллегиальные (принимаемые совещательным орга­ном, например, советом директоров);

 - коллективные (принимаемые всем коллективом, на­пример, собранием акционеров).

Степень охвата объекта управления. В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принима­ется решение, выделяют следующие решения:

-         общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятель­ности;

-          частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;

локальные, принимаемые в отношении какого-то от­дельного элемента организационно-экономической систе­мы, например отдела, цеха.

Эти решения не затра­гивают деятельность всей системы, однако для коллекти­ва той подсистемы, в отношении которой они принима­ются, они могут носить характер общих или частных решений.

Длительность действия и характер целей. По длитель­ности действия и характеру целей решения могут быть[7]:

1. Стратегические решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управле­ния и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

1.1 Тактические решения, как правило, обеспечивают ре­ализацию стратегических задач. По времени они не пре­вышают одного года.

1.2 Оперативные решения связаны с осуществлением те­кущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Содержание задачи принятия решений. По признаку содержания задачи принятия решений различают эконо­мические, организационные, технические, технологиче­ские, политические и другие решения. Сфера их деятель­ности обусловливает специфические требования к принимаемому решению.

Количество целей. По признаку количества целей вы­деляют одноцелевые и многоцелевые решения.

Реальные экономико-управленческие решения по управлению производством, как правило, являются мно­гоцелевыми. При принятии этих решений возникает проб­лема согласования противоречивых целей, что значитель­но усложняет процесс принятия решений.

Частота (повторяемость) принятия решений. По дан­ному критерию выделяют одноразовые (случайные) и по­вторяющиеся (рутинные) решения.

Решения можно классифицировать и по другим при­знакам, например, по характеру процесса принятия (объ­единенные решения и решения, принимаемые последова­тельно); по числу решений, встречающихся в процессе их принятия (статические и динамические, одноступенчатые и многоступенчатые); по организационному распределе­нию решений (централизованные и децентрализованные); по возможности их передачи (решения, которые могут или не могут быть переданы); по господствующему образу мышления (дискурсивные (обдуманные) и интуитивные (спонтанные)); по учету изменения данных (жесткие и гибкие); по связи с другими решениями (автономные и дополняющие друг друга); по сложности (простые и сложные по структуре)[8].

Организационное решение – это выбор, который дол­жен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организаци­онного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

При рассмотрении про­цессов принятия решений следует учитывать следующие два момента[9]:

 1) принимать решения, как правило, сравнительно лег­ко, но принять хорошее решение трудно;

 2) принятие решения – это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые руко­водителем для принятия решений, варьируются от спонтан­ных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что--процесс принятия решения имеет интуитивный, основан­ный на суждениях и рациональный характер.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.


3. Характеристика предприятия ОАО “ Электроагрегат”

 

ОАО “ Электроагрегат” - производитель автономных источников электропитания. На нем могут выпускаться более 140 наименований изделий: передвижные бензиновые и дизельные электроагрегаты и электростанции различного исполнения, а также разработанные на предприятии безщеточные генераторы, технические характеристики которых существенно превосходят отечественные аналоги и отвечают современным требованиям мировых стандартов.

Производимая на предприятии продукция получила признание в Алжире, Китае, Иране, Египте и других странах. Ее уровень отмечен “Золотой звездой” Арка Европы Интернешнл за совершенство образа фирмы в глазах потребителей и качество, “Золотым глобусом” за большой вклад в развитие экономики страны и интеграцию в мировую экономику при конкурентоспособной продукции, 7-м Международным Европейским призом за качество.

Производственные подразделения ОАО "Электроагрегат", специализирующиеся на выполнении литейных, кузнечных работ (заготовительная фаза производственного процесса), работ по механической, термической и другим видам обработки деталей (обрабатывающая фаза), а также работ по сборке изделий, образуют основное производство в ОАО и отдельно в каждом его подразделении.

В рамках предприятия производственные подразделения объединены производственным процессом, и поэтому производственные связи между  ними не разрываются. К основному производству относятся заготовительные, обрабатывающие и сборочные цеха. Цеха основного производства связаны и взаимодействуют с инструментальными, ремонтно-механическими и транспортными цехами вспомогательного производства. Извне цеха обеспечиваются сырьем, материалами,  которые накапливаются и хранятся на  соответствующих складах. Движение этих предметов труда внутри цехов и между ними образует производственные потоки. При этом выдерживаются маршруты движения различных потоков, согласованные во времени и пространстве на основе закономерностей организации производства. Производственный процесс ОАО "Электроагрегат" разделяется на основные и вспомогательные процессы. К основным процессам относятся: отливка, штамповка заготовок, их механическая обработка, термообработка, гальванопокрытие, сборка отдельных узлов  изделия, контроль качества изделий. Вспомогательными процессами являются транспортировка предметов труда, изготовление инструментальной оснасти, проведение ремонтных работ и другие виды обслуживания производства.


4. Анализ сложившейся на предприятии ОАО “Электроагрегат” практики подготовки и принятия управленческих решений


Важнейшим фактором в принятии решения является правильное определение цели достигаемого решения.

На данном предприятии стратегические решения принимает генеральный директор и его заместители (по коммерческой службе, юридическим вопросам, по экономическим вопросам).

Наиболее важные решения, принимаемые предприятием «Электроагрегат» являются групповыми, и иногда принимаются вместе с учредителями предприятия на заседаниях, которые проводятся еженедельно, каждый понедельник.

Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах: начальником по оптовой реализации товаров, по розничной торговле, начальником отдела кадров.

Для принятия решений, например, от которых зависит правильная организация работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.

Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спросе и предложении, увеличении или снижении темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия.[10]

Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений Предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, мат. Помощи, выговор, строгий выговор). Для лиц качественно выполняемые поручения, иногда поощряют премиально и продвигают по служебной лестнице.

Принятые решения руководителем предприятия ОАО “ Электроагрегат”  оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.

В качестве практического примера можно привести одну из проблем и ее решение, сложившееся на предприятии ОАО “ Электроагрегат”.

Перед принятием управленческого решения генеральным директором предприятия возникла проблемная ситуация, суть которой является решение о расширении численности персонала отдела бухгалтерии или другими словами принятии на работу специалистов.

В данном примере перед генеральным директором стоит проблема в принятии на работу одной штатной единицы в отдел бухгалтерии, т.е. бухгалтера.

Выгодное расположение торгового предприятия в новом заселенном микрорайоне Юго-Запада за счет увеличения численности населения и увеличения спроса на реализуемую продукцию, в связи с проведением текущего ремонта в текущем году – позволили увеличить темпы роста товарооборота на конец отчетного года, увеличилась производительность труда, и количество реализуемых товаров и соответственно документооборот первичных бухгалтерских документов, в т.ч. банковских. В связи с большой загруженностью отдела дополнительные объемы реализации требуют принятия на работу бухгалтера для обработки первичных бухгалтерских документов. Существующий в городе дефицит бухгалтеров, обладающих специальными профессиональными навыками и опытом работы не позволял взять на должность выпускников высших учебных заведений.

Проблемная ситуация заключается в необходимости принятия бухгалтера с определенным опытом работы, (в перспективе замены на другую единицы бухгалтерии, в случае ее непредвиденного увольнения) в целях сокращения трудоемкости процесса работы бухгалтерии, и снижения ошибок, допускаемых при работе.

В данном случае цель принятия решения – обеспечение правильного достижения выполнения поставленной задачи генеральным директором.

В качестве ограничений рассматривали – сроки рассмотрения и принятия решения (должны рассматриваться не более 2 недель) и плановые показатели роста товарооборота, товарооборачиваемости (данный участок работы должен проанализировать экономист за время не превышающее 5 дней), подбор кадров с должными квалификационными требованиями (должен не превышать 1,5 месяца), другие особенности организации и технологии производства должны решаться до принятия на работу специалиста (в пределах 1 месяца), другие особенности организации работы предприятия.

На предприятии ОАО “ Электроагрегат”  работает три бухгалтера, в том числе главный бухгалтер. Проанализировав ситуацию, главный бухгалтер предложила руководителю рассмотреть решение о назначении дополнительной единицы в отдел бухгалтерии.

 При формировании решения генеральный директор руководствовался:

Проанализировав проблемную ситуацию: и выявив, что объективность существующей проблемы – подтверждается факторами:

 - необходимостью увеличить штат отдела бухгалтерии до 4 человек;

 - невозможностью обеспечить выполнение бухгалтерией своих должностных обязанностей при новых темпах роста документооборота;

 - невозможностью увеличения штата бухгалтерии;

         Аналогичная проблема не решалась руководством (персонал работает с момента образования производственного предприятия) и причина возникновения проблемы возникла в связи с невыполнение в сроки порученной генеральным директором решений и допущение ошибок в правильности исчисления налогов, исправление которых повлекло наложение налоговыми органами финансовых санкций и соответственно снижение чистой прибыли на эту сумму.

При формировании и оценке решения были учтены крайние варианты решения – наихудшие – оставить существующую структуру численности отдела за счет дополнительного материального стимулирования труда либо пересмотра кадровой службы численности персонала и изыскания дополнительного резерва помощи специалистов менее загруженных и определение их работы в совмещении занимаемой должности бухгалтера. Наилучшее – принять на работу дополнительного бухгалтера, с соответствующим профессиональным опытом и навыками и знаниями.


5. Предложения по совершенствованию процедур принятия решений на предприятии ОАО “ Электроагрегат” 


         По возникшей проблеме принятия решения по привлечению нового сотрудника - бухгалтера можно рассмотреть альтернативные варианты, такие как:

         – принять на работу бухгалтером специалиста высшего учебного заведения с окладом ниже должности, занимаемого бухгалтером;

         – принять на работу бухгалтера работающего по совместительству;

         При обсуждении на совещании оценки преимуществ и недостатков решений были сделаны выводы, что:

1. Принятие на работу специалиста высшего учебного заведения обеспечивает некоторое снижение трудоемкости в работе, но после обучения практическим навыкам бухгалтерского учета. Работнику выплачивается заработная плата ниже должности, занимаемого бухгалтером предприятия. Однако в отсутствии должного опыта и профессиональных качеств бухгалтеры должны постоянно проверять порученную ими работу для исключения допущения ошибок и тратить время на обучение практическим навыкам.

2. Принятие на работу бухгалтера работающего по совместительству (на другом предприятии) немного предпочтительней, т.к. этот специалист обладает достаточными практическими навыками бухгалтерского учета, однако ведение учета на разных предприятиях способствует выполнению иногда недостаточно качественной работы. Примером может служить предоставление отчетности в налоговую инспекцию по исчисленным налогам, годовому балансу. Для предоставлении более оперативных сведений бухгалтер должен находится постоянно на своем рабочем месте и отвечать за участок работы, который ему поручен. При возникновении острой необходимости в получении информации, данного бухгалтера может не быть на рабочем месте данного предприятия, что может привести к достаточно неприятным последствиям.

С изложением преимуществ и недостатков в ходе анализа предоставленных фактов генеральный директор принимает решение о принятии кандидатуры бухгалтера, работающего полный рабочий день. Он же согласовывает данное решение с начальником отдела кадров, который в дальнейшем в соответствии с приказом и протоколом собрания подготовил и исполнил решение; контролировал своевременность выполнение данного решения зам. директора по экономическим вопросам; результаты реализации решения поручено было произвести экономисту в течение испытательного срока по истечении 3 месяцев работы специалиста бухгалтером.


Задача

Таблица решений, принимаемых в управляющей системе ОАО “ Электроагрегат” 


п/п

Перечень решений, принимаемых в управляющей системе предприятия

Кто подготавливает материалы или проект решения (наименования службы)

С кем согласовывается проект решения (наименование служб, должн. лицо)

Кто принимает решения

 

Директор

Главный инженер

Замдиректора

А

Зам директора

Б

Зам гл. инженера

И т. д.

Примечание

1

Решения по кадровым вопросам:

·         Обор;

·         Расстановка;

·         Развитие персонала

Отдел кадров

Ген. директор

+

-

-

-

-



2

Решения по экономическим вопросам:

·         планирование бюджета

·         составление бизнес плана.

·         инвестирование

Экономический отдел

Начальник по планированию и развитию деятельности предприятия

+

-

+

-

-



3

Решения по научно-техническим вопросам:

·         модернизация оборудования

·         разработка инновационных проектов

Инновационный отдел

Начальник производственного отдела

+

+

-

-

-

-



Предложения по совершенствованию схемы решений, принимаемых в управляющей системе ОАО “ Электроагрегат”

 

п/п

Перечень решений, принимаемых в управляющей системе предприятия

Кто подготавливает материалы или проект решения (наименования службы)

С кем согласовывается проект решения (наименование служб, должн. лицо)

Кто принимает решения

 

Директор

Главный инженер

Замдиректора

А

Зам директора

Б

Зам гл. инженера

И т. д.

Примечание

1

Решения по кадровым вопросам:

·         Обор;

·         Расстановка;

·         Развитие персонала

Отдел кадров

Ген. директор

+

-

-

+

-



2

Решения по экономическим вопросам:

·         планирование бюджета

·         составление бизнес плана.

·         инвестирование

Экономический отдел

Ген. директор.

-

-

+

-

-



3

Решения по научно-техническим вопросам:

·         модернизация оборудования

·         разработка инновационных проектов

Инновационный отдел

Начальник производственного отдела

-

+

-

-

-

-



Данная схема процесса принятия решений должна упростить весь ход принятия решения на предприятия, при этом снимаю основную нагрузку с директора предприятия, делая процесс управления предприятием более оперативным.

Заключение


Таким образом,  в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. Рассмотреть роль решений в процессе управления;

2. Раскрытть виды управленческих решений;

3. Охарактеризовать предприятие ОАО “Электроагрегат”

4. Проанализировать сложившуся на предприятии ОАО “Электроагрегат”практику подготовки и принятия упраленческих решений;

5. Разработать предложения по совершенствованию процедур принятия решений на предприятии ОАО “ Электроагрегат”.

По первому вопросу необходимо отметить о том, что управленческое решение служит средством разрешения проблемы. Управленческие решения заключаются в их организующем воздействии на трудовые коллективы, отдельные регионы и общество в целом. В то же время управленческие решения выража­ют потребности и интересы, как отдельной личности, так и определенных групп людей. Закономерности экономи­ческого и социально-политического развития общества проявляются в интересах и мотивах поведения людей, а, следовательно, и в принимаемых ими решениях.

По второму вопрос уследует отметить, что вид решения опре­деляется исходя из характера задачи принятия решений.  Решения можно классифицировать по характеру процесса принятия (объ­единенные решения и решения, принимаемые последова­тельно); по числу решений, встречающихся в процессе их принятия (статические и динамические, одноступенчатые и многоступенчатые); по организационному распределе­нию решений (централизованные и децентрализованные); по возможности их передачи (решения, которые могут или не могут быть переданы) и т. д.

Рассматривая следующий вопрос можно сказать, что ОАО “ Электроагрегат” является производителем автономных источников электропитания. В рамках предприятия производственные подразделения объединены производственным процессом, и поэтому производственные связи между  ними не разрываются. Таким образом, процессы принятия управленческих решений являются  весьма сложными, так как от них зависит неразрывность связей между производственными процессами.

По четвертому вопросу был проанализирован процесс принятия  управленческих решений на  практическом примере принятия нового сотрудника – бухгалтера. И по пятому вопросу были предложены альтернативные варианты по совершенствованию процедуры принятия решений, на ее основе была решена задача.




Список литературы


1.     Аникин Б. А. Высший менеджмент руководителя: Учеб. пособ. – М.: Логос, 2000.

2.     Анискин Ю. П. Общий менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2001

3.     Брасс А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – Минск: Леас, 1999.

4.     Весин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

5.     Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6.     Давенков А.С. Управленческие решения. – М.: Дело, 2002.

7.     Виханский В. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.:Логос, 2000

8.     Басовский Я. Е. Менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Наука, 2000.

9.     Ярцев В.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2002.

10.                       Зумберг Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Нимфа, 1999.



[1] Брасс А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – Минск: Леас, 1999. – с 92.

[2] Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с 11.


[3] Весин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с 34.


[4] Брасс А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – Минск: Леас, 1999. – с 117.


[5] Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с 51


[6] Ярцев В.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2002.


[7] Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с 53.


[8] Давенков А.С. Управленческие решения. – М.: Дело, 2002.- с 37.

[9] Брасс А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – Минск: Леас, 1999. – с 65.


[10] См. Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с 204.