Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Структура предприятия ООО «Швейница». 4

1.2. Основные виды затрат предприятия ООО «Швейница». 5

1.3. Затраты, запланированные на 1 квартал 2003 г. 5

1.4. Хозяйственные операции анализируемого периода. 6

1.5. План счетов предприятия ООО «Швейница». 7

2. Практическая часть. 10

2.1. Постановка задачи. 10

2.2. Создание структуры таблиц. 10

2.3. Создание связей между таблицами. 11

2.4. Создание запросов. 12

Список литературы.. 20


1. Теоретическая часть


Практически на всех предприятиях, особенно на предприятиях государственного подчинения, существуют общие отделы. Их название варьируется - это может быть отдел общего делопроизводства, общий отдел, управление делами и т.д., но самое главное - суть данного подразделения остается одинаковой на всех предприятиях независимо от названия и заключается она в организации потоков документов на данном предприятии (приказов, распоряжений, поручений, писем и т.д.). Кроме центрального документооборота крупного предприятия, существуют специализированные документооборот (в подразделениях предприятия, в отделах специализированного делопроизводства и т.д.).

Основным принципом документооборота является то, что ни у кого не существует локальных архивов документов. Любой входящий документ, не попавший в общий архив документов, является потенциальным клиентом на неисполнение. В организации есть соответствующая служба, а именно канцелярия, которая отвечает за прохождение документов. Документы, не учтенные в канцелярии теряются чаше всего.

В организации должен существовать только один канал поступления входящих документов.

Для полноты картины документооборота на предприятии система документооборот не должна заканчиваться на ответственных исполнителях, т.е. система автоматизации документооборота организации не должна замыкаться только на канцелярии, а должна иметь продолжение в системах управления документооборотом подразделений организации.

Информация в офис может поступать и путем импорта файлов с магнитных носителей или по телекоммуникациям (факсы, сообщения электронной почты и т.п.).

Ввод информации сопровождается классификацией документов путем задания атрибутов и ключевых слов, аннотированием их содержания. Для ускорения последующего контекстного поиска производится полнотекстовое индексирование документов.

Важное значение для организации эффективного управления неструктурированными документами имеют методы хранения информации, навигации, поиска и фильтрации документов.

Документы могут храниться просто в файловой системе, и при этом система каталогов служит средством группирования и навигации в хранилище документов. В современных ОС типа Windows есть возможность задания длинных имен каталогов и файлов в качестве названий папок и документов, а также имеются соответствующие средства поиска файлов по их параметрам

Microsoft Office XP представляет собой набор прикладных программ для автоматизации работы современного предприятия, которые объединены в один пакет и работают как единое целое.

Одной из составляющих пакета Microsoft является СУБД Microsoft Access.

Для организации учёта и анализа проводимых операций на рассматриваемом предприятии ООО «Швейница» и будет использоваться система управления базами данных (СУБД) Microsoft Access XP.

1.1. Структура предприятия ООО «Швейница»

Рассматриваемое предприятие ООО «Швейница» занимается шитьём головных уборов.

В состав предприятия входят 3 подразделения:

КодПодразделения

Подразделение

1

Администрация

2

Бухгалтерия

3

Швейный цех

Таблица 1. Подразделения предприятия ООО «Швейница»

Общая численность сотрудников предприятия составляет 55 человек.

1.2. Основные виды затрат предприятия ООО «Швейница»

Основные виды затрат на предприятии ООО «Швейница» приведены в     таблице 2:

КодВидаЗатрат

НаименованиеВидаЗатрат

1

Амортизация

2

Арендная плата

3

ЕСН

4

Затраты на оплату труда

5

Материальные затраты

6

Налоги и сборы

7

Общепроизводственные затраты

8

Прочее

9

Ремонт ОС

10

Страхование от НСиПЗ

Таблица 2. Виды затрат

1.3. Затраты, запланированные на 1 квартал 2003 г.

Плановые затраты на предприятия в 1 квартале 2003 года приведены в таблице 3:

КодПодразделения

КодВидаЗатрат

ПлановыеЗатраты

1

1

1923

2

1

304

3

1

380

3

2

14000

1

3

8144

2

3

5162

3

3

8010

1

4

24000

2

4

14500

3

4

22500

3

5

25000

3

7

13695

1

8

25000

2

8

2000

1

9

1000

1

10

87

2

10

28,5

3

10

67,5

Таблица 3. План затрат на 1 квартал 2003 г.

1.4. Хозяйственные операции анализируемого периода

Список хозяйственных операций, выполненных в период с 01.01.2002 по 31.03.2002, приведен в Таблице 4.

Код

Дата

Дебет

Кредит

Сумма

КодПодразделения

КодВидаЗатрат

1

06.01.02

20

10.1

8500

3

5

2

08.01.02

20

10.1

600

3

5

3

16.01.02

20

10.1

6250

3

5

4

25.01.02

26

60.1

8234

1

8

5

25.01.02

25

60.1

4565

3

2

6

30.01.03

26

70

8000

1

4

7

30.01.03

20

70

6500

3

4

8

30.01.03

26

70

5000

2

4

9

31.01.03

26

69

2448

1

3

10

31.01.03

20

69

2314

3

3

11

31.01.03

26

69

1780

2

3

12

31.01.03

26

69.11

24

1

10

13

31.01.03

20

69.11

19,5

3

10

14

31.01.03

26

69.11

15

2

10

15

31.01.03

20

25

4565

3

7

16

08.02.03

26

71.1

1100

2

8

17

08.02.03

20

71.1

333,33

3

5

18

09.02.03

20

10.1

5000

3

5

19

12.02.03

26

60.1

600

1

9

20

25.02.03

26

60.1

715

1

8

21

25.02.03

25

60.1

4565

3

2

22

25.02.03

26

60.1

7568

1

8

23

28.02.03

26

70

8000

1

4

24

28.02.03

20

70

8000

3

4

25

28.02.03

26

70

4500

2

4

26

28.02.03

26

02.1

152,1

2

1

27

28.03.03

20

02.1

190

3

1

28

28.02.03

26

69

2848

1

3

29

28.02.03

20

69

2848

3

3

30

28.02.03

26

69

1602

2

3

31

28.02.03

26

69.11

24

1

10

32

28.02.03

20

69.11

24

3

10

33

28.02.03

26

69.11

13,5

2

10

34

28.02.03

26

97

222,53

1

8

35

28.02.03

20

25

4565

3

7

36

26.03.03

26

02.1

23,7

2

1

37

26.03.03

26

60.1

668

1

8

38

26.03.03

25

60.1

4565

3

2

39

26.03.03

26

60.1

7568

1

8

40

31.03.03

26

02.1

128,33

2

1

41

31.03.03

20

02.1

190

3

1

42

31.03.03

26

05

1923,08

1

1

43

31.03.03

26

70

8000

1

4

44

31.03.03

20

70

8000

3

4

45

31.03.03

26

70

5000

2

4

46

31.03.03

26

69

2848

1

3

47

31.03.03

20

69

2848

3

3

48

31.03.03

26

69

1780

2

3

49

31.03.03

26

69.11

39

1

10

50

31.03.03

20

69.11

24

3

10

51

31.03.03

26

97

453,15

1

8

52

31.03.03

20

25

4565

3

7

Таблица 4. Журнал операций

1.5. План счетов предприятия ООО «Швейница»

На предприятии ООО «Швейница» в соответствии с Учетной политикой применяется следующий набор бухгалтерских счетов:

Код

Наименование счета /субсчета

01

Основные средства

01.1

Основные средства в организации

01.2

Выбытие основных средств

02

Амортизация основных средств

02.1

Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01

04

Нематериальные активы

05

Амортизация нематериальных активов

08

Вложения во внеоборотные активы

08.4

Приобретение отдельных объектов основных средств

10

Материалы

10.1

Сырье и материалы

10.3

Топливо

10.4

Тара и тарные материалы

10.5

Запасные части

10.9

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

20

Основное производство

25

Общепроизводственные расходы

26

Общехозяйственные расходы

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60.1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)

68

Расчеты по налогам и сборам

68.1

Налог на доходы физических лиц

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69.1

ЕСН.Расчеты по социальному страхованию

69.2

ЕСН.Расчеты с Пенсионным фондом РФ

69.3

ЕСН.Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

69.11

Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

71

Расчеты с подотчетными лицами

71.1

Расчеты с подотчетными лицами (в рублях)

75

Расчеты с учредителями

75.1

Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76.5

Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)

91

Прочие доходы и расходы

91.1

Прочие доходы

91.2

Прочие расходы

97

Расходы будущих периодов






2. Практическая часть

2.1. Постановка задачи

Результатом выполнения данной работы является создание базы данных «Анализ затрат» в СУБД Access.

Данные таблиц базы данных и их структура должны соответствовать приведённым выше таблицам 1 – 4.

При помощи запросов, должна быть реализована возможность получения следующих данных:

·        список операций по дебету счетов 26 и 25;

·        вычисление суммы единого социального налога (ЕСН), начисленного на фонд оплаты труда сотрудников Бухгалтерии;

·        расчёт плановой и фактической суммы по материальным затратам за февраль 2003.;

·        формирование итоговой ведомости по подразделениям в разрезе затрат за январь 2003 г.

2.2. Создание структуры таблиц

2.2.1. Структура таблицы Подразделения

Имя поля

Тип данных

B

Код подразделения

Счетчик


Подразделение

Текстовый

После создание необходимых полей в режиме Конструктора, нужно сохранить созданную таблицу Подразделения и заполнить её данными из  Таблицы 1 (см. Теоретическую часть).



2.2.2. Структура таблицы Журнал операций

Имя поля

Тип данных

B

Код

Счетчик


Дата

Дата/время


Дебет

Текстовый


Кредит

Текстовый


Сумма

Денежный


КодПодразделения

Числовой


КодВидаЗатрат

Числовой

После создания структуры таблицы Журнал операция в неё нужно занести данные из Таблицы 4 (см. Теоретическую часть).

2.2.3. Структура таблицы Виды затрат

Имя поля

Тип данных

B

КодВидаЗатрат

Счетчик


НаименованиеВидаЗатрат

Текстовый

После создания структуры таблицы Журнал операция в неё нужно занести данные из Таблицы 4 (см. Теоретическую часть).

2.2.4. Структура таблицы План на 1 квартал 2003 г.

Имя поля

Тип данных

КодПодразделения

Числовой


КодВидаЗатрат

Числовой


ПлановыеЗатраты

Денежный

После создания структуры таблицы План на 1 квартал 2003 г. в неё нужно занести данные из Таблицы 3 (см. Теоретическую часть).

2.3. Создание связей между таблицами

Связывание нескольких таблиц в базе данных позволяет производить выборку данных из разных таблиц.

Для связывания таблиц, необходимо открыть окно Схема данных, нажав одноименную кнопку на панели инструментов. После этого нужно при помощи контекстного меню добавить в Схему данных все ранее созданные 4 таблицы. После чего, путем перетаскивания полей из одной таблицы на соответствующие поля другой таблицы, создать связи. При создании каждой связи, для неё нужно установить такие параметры, как: Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей, Каскадное удаление связанных записей.

В итоге Схема данных примет следующий вид:

2.4. Создание запросов

Для отбора и анализа данных, хранящихся в базе данных служат запросы. Ещё запросы позволяют выводить необходимые данные в компактном виде, наподобие электронной таблицы. При этом можно производить различные математические вычисления.

2.4.1. Создание запроса для получения списка операций по дебету счетов 25 и 26

Создадим простой запрос. Зададим Условие отбора для поля Дебет «25», а в графе Или поля Дебет зададим «26». В Конструкторе запроса он будет выглядеть следующим образом:

В результате выполнения созданного запроса будет выведен список всех операций по Дебету 25 и 26 счетов:

По дебету счетов 25 и 26

Код

Дата

Дебет

Кредит

Сумма

Подразделение

НаименованиеВидаЗатрат

4

25.01.2002

26

60.1

8 234,00р.

Администрация

Прочее

5

25.01.2002

25

60.1

4 585,00р.

Швейный цех

Арендная плата

6

30.01.2003

26

70

8 000,00р.

Администрация

Затраты на оплату труда

8

30.01.2003

26

70

5 000,00р.

Бухгалтерия

Затраты на оплату труда

9

31.01.2003

26

69

2 448,00р.

Администрация

ЕСН

11

31.01.2003

26

69

1 780,00р.

Бухгалтерия

ЕСН

12

31.01.2003

26

69.11

24,00р.

Администрация

Страхование от НСиПЗ

14

31.01.2003

26

69.11

15,00р.

Бухгалтерия

Страхование от НСиПЗ

16

08.02.2003

26

71.1

1 100,00р.

Бухгалтерия

Прочее

19

12.02.2003

26

60.1

600,00р.

Администрация

Ремонт ОС

20

25.02.2003

26

60.1

715,00р.

Администрация

Прочее

21

25.02.2003

25

60.1

4 565,00р.

Швейный цех

Арендная плата

22

25.02.2003

26

60.1

7 568,00р.

Администрация

Прочее

23

28.02.2003

26

70

8 000,00р.

Администрация

Затраты на оплату труда

25

28.02.2003

26

70

4 500,00р.

Бухгалтерия

Затраты на оплату труда

28

28.02.2003

26

69

2 848,00р.

Администрация

ЕСН

30

28.02.2003

26

69

1 602,00р.

Бухгалтерия

ЕСН

31

28.02.2003

26

69.11

24,00р.

Администрация

Страхование от НСиПЗ

33

28.02.2003

26

69.11

13,50р.

Бухгалтерия

Страхование от НСиПЗ

34

28.02.2003

26

97

222,53р.

Администрация

Прочее

36

26.03.2003

26

02.1

23,70р.

Бухгалтерия

Амортизация

37

26.03.2003

26

60.1

668,00р.

Администрация

Прочее

38

26.03.2003

25

60.1

4 565,00р.

Швейный цех

Арендная плата

39

26.03.2003

26

60.1

7 568,00р.

Администрация

Прочее

40

31.03.2003

26

02.1

128,33р.

Бухгалтерия

Амортизация

42

31.03.2003

26

05

1 923,08р.

Администрация

Амортизация

43

31.03.2003

26

70

8 000,00р.

Администрация

Затраты на оплату труда

45

31.03.2003

26

70

5 000,00р.

Бухгалтерия

Затраты на оплату труда

46

31.03.2003

26

69

2 848,00р.

Администрация

ЕСН

48

31.03.2003

26

69

1 780,00р.

Бухгалтерия

ЕСН

49

31.03.2003

26

69.11

39,00р.

Администрация

Страхование от НСиПЗ

51

31.03.2003

26

97

453,15р.

Администрация

Прочее


2.4.2. Создание запроса для вычисления суммы единого социального налога, начисленного на фонд оплаты труда сотрудников Бухгалтерии

Первоначально создадим простой запрос, включающий поля Код, Дата, Дебет, Кредит и Сумма из таблицы Журнал операций, поле НаимеонваниеВидаЗатрат из таблицы ВидыЗатрат и поле Подразделение из таблицы Подразделения.

Зададим в качестве условия отбора для поля НаименованиеВидаЗатрат значение «ЕСН», а для поля Подразделение«Бухгалтерия».

В результате Конструктор запроса примет вид:

Сохраним полученный запрос присвоим ему имя «ЕСН Бухгалтерии».

Этот запрос выдаст следующий набор записей:

ЕСН Бухгалтерии

Код

Дата

Дебет

Кредит

Сумма

НаименованиеВидаЗатрат

Подразделение

11

31.01.2003

26

69

1 780,00р.

ЕСН

Бухгалтерия

30

28.02.2003

26

69

1 602,00р.

ЕСН

Бухгалтерия

48

31.03.2003

26

69

1 780,00р.

ЕСН

Бухгалтерия

По только что созданному простому запросу создадим перекрестный запрос, нажав кнопку Создать в главном меню Microsoft Access и выбрав Перекрестный запрос.

Первоначально запустившийся мастер требует выбрать простой запрос на основании которого и будет строиться перекрестный запрос. Выберем только что созданный запрос.

Для Заголовков строк выберем поле Подразделение, а в качестве Заголовков столбцов выберем поле Дата. В качестве Интервала группировки Месяц и для поля Сумма зададим функцию Сумма. Сохраним полученный запрос.

В результате выполнения запроса получим следующую Сводную таблицу:

ЕСН Бухгалтерии_перекрестный

Подразделение

Итоговое значение Сумма

янв

фев

мар

Бухгалтерия

5 162,00р.

1 780,00р.

1 602,00р.

1 780,00р.

2.4.3. Создание запросов для вычисления плановой и фактической суммы по материальным затратам за февраль 2003 г.

Сначала создадим два простых запроса, содержащих все нужные поля из таблиц ВидыЗатрат, Подразделения и Журнал операций. В качестве Условия отбора для поля Дата зададим интервал с 1.02.2003 по 28.02.2003, а для поля НаименованиеВидаЗатрат установим Материальные затраты.  В Конструкторе созданные запросы примут вид:

и

При запуске первый созданный запрос выдаст следующий набор данных:

Плановые мат затраты

Дата

Дебет

Кредит

Подразделение

НаименованиеВидаЗатрат

ПлановыеЗатраты

08.02.2003

26

71.1

Бухгалтерия

Прочее

2 000,00р.

08.02.2003

20

71.1

Швейный цех

Материальные затраты

25 000,00р.

09.02.2003

20

10.1

Швейный цех

Материальные затраты

25 000,00р.

12.02.2003

26

60.1

Администрация

Ремонт ОС

1 000,00р.

25.02.2003

26

60.1

Администрация

Прочее

25 000,00р.

25.02.2003

25

60.1

Швейный цех

Арендная плата

14 000,00р.

25.02.2003

26

60.1

Администрация

Прочее

25 000,00р.

28.02.2003

26

70

Администрация

Затраты на оплату труда

24 000,00р.

28.02.2003

20

70

Швейный цех

Затраты на оплату труда

22 500,00р.

28.02.2003

26

70

Бухгалтерия

Затраты на оплату труда

14 500,00р.

28.02.2003

28

02.1

Бухгалтерия

Амортизация

304,00р.

28.02.2003

26

69

Администрация

ЕСН

8 144,00р.

28.02.2003

20

69

Швейный цех

ЕСН

8 010,00р.

28.02.2003

26

69

Бухгалтерия

ЕСН

5 162,00р.

28.02.2003

26

69.11

Администрация

Страхование от НСиПЗ

87,00р.

28.02.2003

20

69.11

Швейный цех

Страхование от НСиПЗ

67,50р.

28.02.2003

26

69.11

Бухгалтерия

Страхование от НСиПЗ

28,50р.

28.02.2003

26

97

Администрация

Прочее

25 000,00р.

28.02.2003

20

25

Швейный цех

Общепроизводственные затраты

13 695,00р.

а второй:

Фактические мат затраты за февраль

Дата

Подразделение

НаименованиеВидаЗатрат

Дебет

Кредит

Сумма

08.02.2003

Бухгалтерия

Прочее

26

71.1

1 100,00р.

08.02.2003

Швейный цех

Материальные затраты

20

71.1

333,33р.

09.02.2003

Швейный цех

Материальные затраты

20

10.1

5 000,00р.

12.02.2003

Администрация

Ремонт ОС

26

60.1

600,00р.

25.02.2003

Администрация

Прочее

26

60.1

715,00р.

25.02.2003

Швейный цех

Арендная плата

25

60.1

4 565,00р.

25.02.2003

Администрация

Прочее

26

60.1

7 568,00р.

28.02.2003

Администрация

Затраты на оплату труда

26

70

8 000,00р.

28.02.2003

Швейный цех

Затраты на оплату труда

20

70

8 000,00р.

28.02.2003

Бухгалтерия

Затраты на оплату труда

26

70

4 500,00р.

28.02.2003

Бухгалтерия

Амортизация

28

02.1

152,10р.

28.02.2003

Администрация

ЕСН

26

69

2 848,00р.

28.02.2003

Швейный цех

ЕСН

20

69

2 848,00р.

28.02.2003

Бухгалтерия

ЕСН

26

69

1 602,00р.

28.02.2003

Администрация

Страхование от НСиПЗ

26

69.11

24,00р.

28.02.2003

Швейный цех

Страхование от НСиПЗ

20

69.11

24,00р.

28.02.2003

Бухгалтерия

Страхование от НСиПЗ

26

69.11

13,50р.

28.02.2003

Администрация

Прочее

26

97

222,53р.

28.02.2003

Швейный цех

Общепроизводственные затраты

20

25

4 585,00р.

Теперь на основе только что созданных простых запросов создадим перекрестные запросы. Для этого в главном меню Microsoft Access на вкладке Запросы нажимаем кнопку Создать и выбираем Перекрестный запрос.

При первом вопросе запустившегося Мастера нужно выбрать только что созданный простой запрос Плановые мат затраты. В качестве Заголовков строк выберем НаименованиеВидаЗатрат, а в качестве Заголовков столбцов выберем Дата. В качестве интервала выберем Месяц.  Зададим для поля ПлановыеЗатраты функцию Сумма. В результате выполнения созданного запроса получим следующий результат:

Плановые мат затраты_перекрестный

НаименованиеВидаЗатрат

фев

Амортизация

304,00р.

Арендная плата

14 000,00р.

ЕСН

21 316,00р.

Затраты на оплату труда

61 000,00р.

Материальные затраты

50 000,00р.

Общепроизводственные затраты

13 695,00р.

Прочее

77 000,00р.

Ремонт ОС

1 000,00р.

Страхование от НСиПЗ

183,00р.

Теперь создадим аналогичный перекрестный запрос для расчета фактической суммы. Но как исходный простой запрос выберем простой запрос Фактические мат затраты за февраль. Для Заголовков строк выберем НаименованиеВидаЗатрат, а для Заголовков столбцов – Дата. Интервал – месяц. Для поля Сумма выберем функцию Сумма. Отменим вычисление Итогового значения для каждой строки, сбросив соответствующий флажок. Полученный запрос выдаст следующий набор данных:

Фактические мат затраты за февраль_перекрестный

НаименованиеВидаЗатрат

фев

Амортизация

152,10р.

Арендная плата

4 565,00р.

ЕСН

7 298,00р.

Затраты на оплату труда

20 500,00р.

Материальные затраты

5 333,33р.

Общепроизводственные затраты

4 585,00р.

Прочее

9 605,53р.

Ремонт ОС

600,00р.

Страхование от НСиПЗ

61,50р.

2.4.4. Формирование сводной ведомости по подразделениям в разрезе затрат за январь 2003 г.

Первоначально создадим Простой запрос, содержащий поля Подразделение из таблицы Подразделения, НаименованиеВидаЗатрат из таблицы ВидЗатрат и Сумма из таблицы Журнал операций.

В Конструкторе созданный запрос примет вид:

Теперь по созданному Простому запросу создадим Перекрестный запрос. В качестве Заголовков строк выберем Подразделение, а в качестве Заголовков столбцов выберем поле Сумма и зададим для него функцию Сумма. В результате выполнения запроса получим следующий набор данных:

 

ВсеЗатраты_перекрестный

Подразделение

Итоговое значение Сумма

Амортизация

Арендная плата

ЕСН

Затраты на оплату труда

Материальные затраты

Общепроизводственные затраты

Прочее

Ремонт ОС

Страхование от НСиПЗ

Администрация

60 182,76р.

1 923,08р.


8 144,00р.

24 000,00р.



25 428,68р.

600,00р.

87,00р.

Бухгалтерия

21 094,63р.

304,13р.


5 162,00р.

14 500,00р.



1 100,00р.


28,50р.

Швейный цех

79 090,83р.

380,00р.

13 715,00р.

8 010,00р.

22 500,00р.

20 683,33р.

13 735,00р.



67,50р.


Список литературы

1.           “IBM PC для пользователя. Краткий курс”. Фигурнов В. Э. Москва. Издательство ИНФРА-М. 1998 г.

2.           Справочная документация к архиватору WinRAR.

3.           “Информатика: Учебник”  Под ред. проф. Н. В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г;

4.           “Информатика”. В. А. Острейковский. Москва. Издательство “Высшая школа”. 1999 г.

5.           “Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Москва. Издательство “Инфра-М”. 2001 г.

6.     “Курс компьютерной технологии с основами информатики”. О. Ефимова. Москва. Издательство «АСТ». 2003 г.