Содержание

Теоретическая часть. 3

1. Анализ себестоимости продукции сельскохозяйственных организаций. 3

2. Анализ поступления товаров по объему и ассортименту, анализ товарных запасов. 7

Практическая часть. 13

Задача 16. 13

Задача 17. 16

Задача 18. 18

Задача 19. 20

Задача 20. 21

Список литературы.. 27



















Теоретическая часть

1. Анализ себестоимости продукции сельскохозяйственных организаций

Сущность анализа себестоимости продукции сельскохозяйственных организаций заключается в том, что серией специальных расчетов устанавливается, как должен измениться уровень затрат, сложившейся в базисном периоде, под действием изменений в технико-экономических условиях производства.

Анализ выполняется в несколько этапов, которые в общем виде выражаются формулами (1) – (4).

(1)

(2)

(3)

(4)


Обозначения формул и содержание каждого этапа анализа выражается в следующем [4, с. 124]:

1)     исчисление базы отсчета (формула (1)). Принимается, что в планируемом году уровень затрат по сравнению с базисным не меняется, соответственно, общая величина расходов выступает как линейная функция только объема производства сельскохозяйственной организации. Исходя из этой предпосылки, определяется «условный план» по себестоимости S’, который может быть получен либо применением к плановому объему выпуска N базисного уровня затрат S0, либо увеличением базисной суммы пропорционально планируемому росту объема производства Iq. Как плановый объем выпуска, так и его динамика исчисляются в ценах базисного года;

2)      расчет экономии (увеличения) затрат под влиянием отдельных факторов (формула (2)). Каждое изменение в технико-экономических условиях производства, сдвиги в ассортименте, улучшение организации труда и другие- ведет к тому, что какая- то часть затрат базисного периода S0j в своей динамике Isj отклоняется от динамики, принятой в «условном плане», Iq. Расчет влияние на себестоимость каждого мероприятия или иного фактора в конечном счете сводится к определению абсолютной величины этого отклонения – Sj. Если мероприятие замедляет рост затрат, то ΔSj< 0, «условный план» завышен и сумму отклонения следует из него исключить. Если рост затрат ускоряется, то сумма увеличения недоучтена в «условном плане» и ее следует добавить. Влияние конкретных факторов может определяться по иным формулам, но все они представляют собой лишь модификацию формулы (2);

3)     определение общей величины экономии затрат под влиянием всех факторов (формула (3));

4)      определение плановой себестоимости сельскохозяйственной продукции (формула (4)).

Далее обычным порядком рассчитывается плановый уровень затрат на один рубль сельскохозяйственной продукции и его снижение (в ценах базисного года) Кроме того, особыми расчетами определяется экономия или увеличение затрат вследствие планируемого изменения цен и внешних условий, влияющих на себестоимость и объем продаж. По результатам этих расчетов определяется плановая себестоимость, объем сельскохозяйственной продукции и уровень затрат на один рубль сельскохозяйственной продукции в действующих в планируемом году ценах и условиях.

Все технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость сельскохозяйственной продукции, в анализе можно объединить в несколько групп [1, с. 278]:

1)    повышение технического уровня производства; внедрение новой техники и технологии, механизации автоматизации производства; совершенствование действующей техники; внедрение новых видов материальных ресурсов и улучшение использования применяемых; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства;

2)     совершенствование организации производства и труда; развитие специализации производства; улучшение организации труда и производства; совершенствование управлением производства; улучшение использования основных фондов; улучшение материально- технического снабжения; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат;

3)    изменение объема и структуры производимой сельскохозяйственной продукции: относительное сокращение условно- постоянных расходов ( без амортизации) вследствие роста объема производства; относительное сокращение амортизационных начислений вследствие улучшения использования основных фондов; изменение структуры производимой продукции; повышение качества продукции

4)     улучшение использования природных ресурсов: изменение состава и качества природного сырья; изменение способов добычи сырья; другие природные условия;

5)    отраслевые и прочие факторы, ввод и освоение новых цехов, производств и предприятий.

Расчет экономии о снижения материальных затрат определяется в зависимости от обеспеченности информацией и степени укрупнения расчетов по формуле (5):

                    (5)

где    S0m – затраты на материальные ресурсы в базисном году, руб.

         Iq- индекс изменения объема продаж,

         Iн, Iц – индексы изменения соответственно норм расхода и цен материальных ресурсов

         к1 - часть года или продукции, на которую распространяется внедряемое мероприятие;

         Н0м, Н1м – нормы расхода материальных ресурсов нам единицу продукции соответственно до и после проведения мероприятия;

         Ψ0, Ψ1 – цена единицы материалов до и после мероприятия;

         q’1 – количество единиц продукции, выпускаемых с момента проведения мероприятия и до конца планируемого года.

Экономия на заработной плате (с отчислениями) рабочих, оплачиваемых сдельно Δ S з.с. вследствие снижения трудоемкости изделий определяется по формуле (6):

                       (6)

где    S0 з.с. – затраты на зарплату в базисном году;

         It,Il – индексы изменения трудоемкости изделий и среднечасовой тарифной ставки вследствие внедрения мероприятия;

         t0,t1 – трудоемкость единицы продукции до и после проведения мероприятия;

         l0,l1 – среднечасовая тарифная ставка до и после проведения мероприятия;

         kд – коэффициент дополнительной зарплаты;

         кстр – коэффициент отчислений на соцстрах.

Экономия затрат в связи с повышением качества продукции определяется по формуле (7):

,                        (7)

где    S0k - затраты на производство продукции, по которой планируется изменения качества, в базисном периоде;

         s0k, s1k – затраты н единицу продукции до и после изменения качества;

         ksk – коэффициент изменения себестоимости вследствие изменения качества.

         Экономия от ликвидации непроизводительных расходов, а также потерь от брака, определяется по формуле (8):

,                     (8)

где    S0н – сумма непроизводительных расходов или потерь от брака в базисном периоде.

         Экономия на условно- постоянных расходах (без амортизации) определяется по формуле (9):

,                          (9)

где    S0уп – сумма условно- постоянных расходов в базисном году;

Iуп – индекс изменения условно- постоянных расходов

         Относительная экономия амортизационных отчислений определяется по формуле (10):

,                     (10)

где    S0a – общая сумма амортизации в базисном году;

         Ia, Iф, It – планируемые индексы изменения суммы амортизационных отчислений, среднегодовой стоимости основных фондов, фондоемкости продукции.

         Сдвиги в структуре продукции ведут к экономии себестоимости в случае, если отдельные виды продукции увеличиваются по уровню затрат. Расчет влияния этого факторов определяется по формуле (11):

,                           (11)

где    S0 – себестоимость продукции в базисном периоде;

         S0i – себестоимость единицы I – ой продукции в базисном периоде;

         q1i – количество I – ой продукции в плановом году.

         Таким образом, все вышеизложенные принципы лежат в основе современного анализа себестоимости по технико-экономическим факторам.

2. Анализ поступления товаров по объему и ассортименту, анализ товарных запасов

Закупка товара - это узловой момент коммерческой работы. От того, насколько соответствует запланированный   объем и структура закупленных товаров спросу населения, экономическим интересам торгового предприятия и его организационно- техническим возможностям зависит весь следующий ход хозяйственной деятельности предприятия [1, 2, 5 и др.].

Планирование закупок продуктов и сырья начинают с определения возможной розничной продажи отдельных продуктов и сырья в плановом году, исходя из спроса покупателей [4, с. 185].

1)      определяем среднюю степень достаточности товарной группы в целом за три плановых года:

С = Ε рс / Ε р,                       (12)

где    С – средняя степень достаточности по группе товаров,

         с – степень достаточности по отдельной ассортиментной позиции, входящей в состав товарной группы

         р – продажа каждой ассортиментной позиции

2)      определяем уровень обеспеченности товарных запасов за каждый год планируемого периода:

У = (360 + Ф) / (360 + Н),                        (13)

где    У – уровень обеспеченности товарными запасами на конец года,

         Ф – фактический уровень товарных запасов на конец года, дни оборота,

         Н – норма товарных запасов, дни оборота.

3)       определяем степень достаточности товарной группы с учетом уровня обеспеченности товарных запасов за каждый год анализируемого планового периода:

Сз = С * у,                    (14)

где    Сз - степень достаточности товаров с учетом уровня обеспеченности запасами.

4)       определяем фактические продажи группы товаров:

Р’ = Р / СЗ,                   (15)

где    Р’ – скорректированные фактические продажи,

         Р – фактические продажи

5)       определим возможные продажи при обеспечении полного соответствия товарного запаса ассортиментной структуре спроса за каждый год:

Р’’ = ( Р’ * (100 + ПР)) / 100,                            (16)

где    Р’’ – возможная продажа товара при обеспечении полного соответствия спроса и предложения по ассортименту

         ПР - ориентировочные темп прироста продажи при обеспечении соответствия спроса и предложения по ассортименту.

6)      установить изменение товарных запасов в предстоящем плановом году, определяя долю 4 квартала в предплановом году и вычисляя возможные продажи группы товаров в 4 квартале предстоящего года

7)      определить норматив товарных запасов по группе товаров на конец планового года:

Зк = (Р” кв * Нпл) / 90,                        (17)

где    Зк – норматив товарных запасов на конец года

     Р” кв – возможная продажа данной группы товаров в 4 квартале планового года

     Нпл – норма товарных запасов в днях оборота в 4 квартале планового года

8)      П = Р” кв + Зк + Е – Зн,                          (18)

где    П – потребность в поступлении данной группы товаров в плановом голу

         Зн – ожидаемый запас данной группы товаров к началу планового года

Е – планируемый предприятием уровень товарных потерь на плановый год

9)      определение годовой потребности в ресурсах данной товарной группы по кварталам на основе расчета сезонной волны продажи пропорционально средней доли каждого квартала в годовой реализации за 3 предплановых года.

При планировании сбыта продукции необходимо выявить круг конкретных потенциальных покупателей, после чего рекомендуется подготовить коммерческое предложение. Путем получения ответов на предложения (запросы), а не заключением договоров, сразу достигаются две цели [7, с. 216]:

-         выявляется оптимальный минимальный объем одной партии и ее цена;

-         формируется мнение о финансовых возможностях будущего партера, что позволяет подготовить предварительные условия договора: срок м и форму расчетов.

Далее оценивается деловая репутация потенциального контрагента. При положительном результате стороны могут оформлять договорные отношения.

В современных рыночных условиях политика управления товарными запасами выступает очень важным элементом экономической деятельности розничной торговой организации.

Основным назначением товарных запасов в розничном звене является обслуживание в товарах розничных покупателей, а также обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям.

Управление товарными запасами представляет собой в деятельности в розничной торговой организации по координации, взаимной интеграции, оптимизации товарных запасов для достижения целей организации. Для поддержания товарных запасов в организации на оптимальном уровне необходимо четко разработать политику управления товарными запасами на розничном торговом предприятии. Таким образом, основным назначением политики управления товарными запасами на розничном торговом предприятии выступает поддержание товарных запасов на оптимальном уровне.

Политика управления товарными запасами на розничном торговом предприятии включает в себя ряд элементов: нормирование; оперативный учет; контроль; регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры. Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих в розничной организации форм учета и отчетности. Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими.

К основным задачам управления товарными запасами на розничном торговом предприятии относят [4, с. 144]:

-         компьютеризация и автоматизация управления товарными запасами;

-         выявление причин завышения фактических запасов товаров над необходимыми;

-         контроль за соблюдением товарных запасов и условиями их хранения;

-         обеспечение непрерывности процессов производства, обращения и потребления товаров в обществе;

-         удовлетворение разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров широкого ассортимента товарных запасов;

-         сглаживание сезонности и колебаний в потреблении товаров;

-         обеспечение соответствия между спросом и предложением товаров;

-         рациональная организация товароснабжения;

-         учет влияния случайных факторов при реализации товаров.

Рассмотрим некоторые особенности управления товарными запасами на розничных предприятиях (магазинах).

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов.

Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысил необходимые размеры, то работники должны в первую очередь установить причины возникновения превышения.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем их более активного рекламирования или организации ярмарок- распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы [1,4 и др.].

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществлять постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности.


























Практическая часть

Задача 16

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Провести анализ объема производства продукции сельскохозяйственной организации. Определить влияние факторов на изменение объема производства продукции животноводства.

РЕШЕНИЕ

В таблице 1 представлена динамика основных показателей деятельности сельскохозяйственной организации.

Таблица 1

Динамика основных показателей объема производства сельскохозяйственной организации

Виды животных, виды продукции

Поголовье

Продуктивность 1 головы

Объем производства

Год

год

Год

динамика

базисный

отчетный

динамика

базисный

отчетный

динамика

базисный

отчетный

Коровы, молоко, ц

80

85

5

35

33

-2

2800

2805

5

Молодняк на откорме, среднесуточный прирост одной головы, т

60

75

15

650

700

50

39000

52500

13500


Как видно из таблицы 1, в отчетном году произошел рост количества коров на 5 штук. При этом количество молодняка выросло на 15 годов в отчетном году по сравнении с базисным. Продуктивность коров в отчетном году снизилась на 2 ц с 1 головы, продуктивность молодняка на откорме выросла на 50 ц с головы. Объем производства в отчетном году по сравнению с базисным вырос на 5 ц по коровам и на 13500 ц по молодняку.

На рисунке 1 отображена динамика показателей более наглядно.

Рис.1. Динамика численности поголовья скота отчетном и базисном годах

Рис. 2. Динамика продуктивности с 1 головы организации в базисном и отчетном годах

Рис. 3. Динамика объема производства в базисном и отчетном годах

Проведем анализ влияния факторов на изменение объема производства продукции животноводства.

Объем производства (ОП) определяется умножением поголовья скота (С) на продуктивность (Пр):

ОП = С*Пр,                           (19)

Влияние изменения поголовья скота:

ОП с = (Со- Сб) * Пр б,                           (20)

Влияние изменения продуктивности:

ОП пр = Со * (Пр о – Пр б),                   (21)

где    Со, Сб – поголовье скота в отчетном и базисном году

         Пр о, Пр б – продуктивность скота в отчетном и базисном году.

ПО КОРОВАМ:

Оп с = (85-80)* 35 = 175 (ц)

Оп пр = 85* (33-35) =-170 (ц)

Общее влияние равно:

175-170 = 5 (ц)

ПО МОЛОДНЯКУ:

Оп с = (75-60)*650 = 9750 (ц)

Оп пр = 75* (700-650) = 3750 (ц)

Общее влияние:

9750+3750 = 13500 (ц)

ОТВЕТ

 Объем производства в организации вырос в целом по коровам на 5 ц, в том числе за счет роста поголовья скота на 175 ц, за счет снижения продуктивности скота объем производства снизился на 170 ц.

         Объем производства по молодняку в целом вырос на 13500 ц, в том числе за счет роста поголовья скота на 9750 руб., за счет роста продуктивности на 3750 ц.


Задача 17

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Провести анализ уровня организации строительных работ. Определить влияние факторов на изменение уровня механизации строительных работ.

РЕШЕНИЕ

В таблице 2 отображен анализ показателей уровня механизации строительных работ.

Таблица 2

Анализ показателей уровня механизации строительных работ

Показатели

Год


Динамика


базисный

отчетный


Общий объем строительных работ, млн. руб.

325

350

25

Объем работ, выполняемых с помощью машин и механизмов, млн. руб.

244

280

36

Уровень механизации строительных работ, %

75,08

80,00

4,92


Как видно из таблицы 2, в отчетном году произошел рост всех показателей деятельности строительной организации. Общий объем строительных работ вырос на 25 млн. рублей или на 7,7 %. Объем работ, выполняемых с помощью машин и механизмов, вырос на 36 млн. рублей или на 14,8 %.Уровень механизации работ вырос на 4,92 %.

Рис. 4. Динамика основных показателей деятельности строительной организации в базисном и отчетном году

Рис. 5. Динамика уровня механизации строительной организации в базисном и отчетном году

 Определим влияние факторов на изменение уровня механизации.

 Уровень механизации работ (УР) определяется по формуле (22):

УР = ОР м / ОР,                     (22)

Где    ОР м – объем работ, выполняемых с помощью машин и механизмов, млн. руб.

         ОР – общий объем работ, млн. руб.

         Влияние изменения объема работ, выполняемых машинами и механизмами:

УР1 = ОР м о/ОР б – ОР м б/ ОР б,                            (23)

Где    ОР м о, ОР м б- объемы работ, выполняемые машинами и механизмами в базисном и отчетном году, млн. руб.

         ОР б , Ор о – объемы работ в базисном и отчетном году, млн. руб.

УР 2 = ОР м о / ОР о – ОР м о/ ОР б,                         (24)

         Подставляем имеющиеся значения в формулы (23) и (24):

УР 1 = 280/325 – 244/ 325 = 0,1108 или 11,08 %.

УР 2 = 280/350 – 280/ 325 = 0,8 – 0,8615 =-0,0615 или - 6,15 %

         Общее влияние факторов:

11,08-6,15=4,93 %

ОТВЕТ

         В отчетном году уровень механизации вырос на 4,92 %, в том числе за счет роста объема работ, выполняемых машинами и механизмами вырос на 11,08 %, а за счет роста объема работ общего снизился на 6,15 %.

Задача 18

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Провести анализ расходов на продажу ( издержек обращения) оптовой базы. Определить влияние факторов на изменение суммы издержек обращения.

РЕШЕНИЕ

Анализ проводим в таблице 3.

Таблица 3

Анализ расходов на продажу оптовой базы

Издержки обращения

Базисный год

Отчетный год

Динамика

сумма, тыс. руб.

В % к обороту

Сумма, тыс. ру.

В % к обороту

сумма, тыс. руб.

В % к обороту

Переменные

4200

14

7275

15

3075

1

Постоянные

2280

5

1800

3,7

-480

-1,3

Всего издержек

6480

19

9075

18,7

2595

-0,3

Товарооборот

45600

100

48500

100

2900

0

         Как видно из таблицы 3, в отчетном году переменные издержки выросли на 3075 тыс. руб., сумма постоянных издержек снизилась на 480 тыс. руб. Общая сумма издержек выросла на 2595 тыс. руб. Товарооборот вырос на 2900 тыс. руб.

Рис. 6. Динамика основных показателей расходов на продажу организации в отчетном году

         Определим влияние факторов на изменение суммы издержек.

Общая сумма издержек обращения (ИО) равна сумме переменных (ПерИ) и постоянных издержек обращения (ПосИ):

ИО = ПерИ+ПосИ,                         (27)

Влияние изменения переменных издержек обращения:

ИО пер = (ПерИ о – ПерИ б),                          (28)

Где    ПерИ о, ПерИ б- переменные издержки обращения отчетного базисного периода, тыс. руб.

         ПосИ о, ПосИ б – постоянные издержки обращения отчетного и базисного периодов, тыс. руб.

ИО пер = (7275 -4200) = 3075 ( тыс. руб.)

Влияние изменения постоянных издержек обращения:

ИО пост = (ПосИ о – ПосИ б),                         (29)

ИО пост = 1800-2280 = -480 (тыс. руб.)

Общее изменение издержек обращения:

3075-480 = 2595 ( тыс. руб.)

ОТВЕТ

Общее изменение суммы издержек обращения равно 2595 тыс. руб., в том числе за счет изменения суммы постоянных издержек уменьшились на 480 тыс. руб., за счет изменения переменных издержек общая сумма издержек выросла на 3075 тыс. руб.

Задача 19

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Провести анализ суммы транспортных расходов. Определить влияние факторов на изменение суммы транспортных расходов

РЕШЕНИЕ

Таблица 4

Анализ суммы транспортных расходов

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Динамика

Объем перевозок, т

326

380

54

Пробег автотранспорта, км

15

20

5

Тариф за перевозку 1 т на 1 км, руб.

10

12

2

Сумма транспортных расходов, руб.

48900

91200

42300

Общая сумма транспортных расходов в отчетном году выросла на 42300 руб. или на 86 %.

Рис. 7. Динамика транспортных расходов организации в базисный им отчетный годы

         Транспортные расходы (ТР) определяются произведением объема перевозок (ОП) на пробег машин (П) и на тариф (Т):

ТР = ОП * П* Т ,                            (30)

         Влияние изменения объема перевозок на транспортные расходы:

ТР оп = (ОП о – ОП б)*П б*Т б,                      (31)

Тр оп = (380-326)*15*10 = 8100 ( руб.)

         Влияние изменения пробега машин:

ТР п = ОП о * (П о- П б)*Т,                    (32)

ТР п = 380* (20-15) *10 = 19000 ( руб.)

         Влияние изменения тарифа

ТР т = Оп о * По * (т о – Т б),                          (33)

ТР т = 380*20* (12-10) = 15200 ( руб.)

Общее влияние:

8100+19000+15200 = 42300 ( руб.)

ОТВЕТ

Общее изменение суммы транспортных расходов равно 42300 рублей, в том числе за счет изменения объема перевозок на 8100 рублей, за счет изменения пробега на 19000 рублей, за счет изменения тарифа на 15200 рублей.

Задача 20

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определить безубыточный объем продаж туристических путевок двух туристических компаний. Сравнить фактические и безубыточные объемы продаж, уровни издержек обращения, маржинального дохода. Сделать выводы по результатам анализа.

РЕШЕНИЕ

         Расчет проводим в таблице 5.





Таблица 5

Исходные данные деятельности турфирм

Показатели

Турфирма 1

Турфирма 2

Динамика

Количество реализованных путевок, шт.

75

85

10

Цена 1 путевки, руб.

12600

12500

-100

Выручка от реализации, руб.

945000

1062500

117500

Себестоимость (покупная стоимость) 1 путевки

8800

8500

-300

Величина постоянных затрат организации, руб.

185000

200000

15000

Маржинальный доход на 1 путевку, руб.

0,196

0,188

-0,008


Рис. 8. Сравнение количества проданных путевок по турфирмам

Как видно из рисунка 8, по турфирме 2 количество проданных путевок выше на 10 штук.

Рис. 9. Сравнение стоимостей путевок по турфирмам

Как видно из рисунка 9, по турфирме 2 цена одной путевки ниже, чем у турфирмы 1 на 100 рублей.

Рис. 10. Сравнение объемов реализации ( выручки ) по турфирмам

Как видно из рисунка 10, по турфирме 2 выручка от реализации выше на 117500 рублей.

Рис. 11.Сравнение себестоимости 1 путевки по турфирмам

Как видно из рисунка 11, по турфирме себестоимость (покупная стоимость) путевки ниже на 300 рублей.

Рис. 12. Сравнение величины постоянных затрат по турфирмам

Как видно из рисунка 12, по турфирме 2 величина постоянных затрат выше на 15000 рублей.

Рис 13. Сравнение маржинального дохода по турфирмам

Как видно из рисунка 12,п турфирме 2 величина маржинального дохода

ниже на 0,008 рублей за путевку.

При безубыточном объеме продаж сума себестоимости равна сумме выручке (то есть без расчета на прибыль)

         Размер безубыточного объем продаж определяется по формуле:

ТБУ = ИП/ ( Ц – Ипер ед),                      (34)

Где    Ип – издержки постоянные суммарные, руб.

         Ипер ед – издержки переменные на одну путевку, руб.

         Ц – цена одной путевки, руб.

По турфирме 1:

Определим общую сумму затрат (себестоимости) всех путевок перемножив себестоимость одной путевки на общее количество проданных путевок:

75*8800 = 660000 ( руб.)

Определим сумму переменных издержек общую вычитанием суммы постоянных издержек из общей себестоимости:

660000-185000 = 475000 (руб.)

Определим сумму переменных издержек в расчете на путевку делением общей суммы переменных издержек на количество реализованных путевок:

475000/75 = 6333 ( руб.)

Тогда, ТБУ = 185000/ (12600-6333) = 29 ( штук)

По турфирме 2:

Общая сумма себестоимости:

8500*85 = 722500 ( руб.)

Общая сумма переменных издержек:

722500-200000 = 522500 (руб.)

Переменные издержки на единицу:

522500/85 = 6147 (руб.)

ТБУ = 200000/ ( 12500-6147) = 32 ( шт.)

Рис. 14. Сравнение безубыточных объемов продаж по турфирмам.

         Как видно из рисунка 14, по турфирме 2 безубыточный объем продаж больше на 3 путевки чем по турфирме 1.

ОТВЕТ

Безубыточный объем продаж по турфирме 1 равен 29 путевок, по турфирме 2 равен 32 путевки.








Список литературы

1)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998.- 783 с

2)    Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.

3)    Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.

4)     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.

5)    Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.

6)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997

7)    Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

8)    Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 1998. – 272 с.

9)    Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.

10)                      Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 1997. – 457 с.

11)                      Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 768 с.