Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 4

1. Оценка  стоимости ущерба при повреждении транспортного средства: общие положения. 4

2. Особенности оценки стоимости ущерба при  повреждения  транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии. 5

Практическая часть. 8

Методика  определения  стоимости  ущерба  при повреждении транспортного средства. 8

Список литературы.. 12



















Введение

Произошло ДТП, автомобиль поврежден, и с этого момента возмещение ущерба становится основной проблемой, которую нужно решать грамотно, доказательно, без эмоций и конфликтов. Как же надо действовать в этой ситуации потерпевшей стороне, чтобы упростить и ускорить процесс возмещения материального ущерба и не совершить грубых ошибок?

Правильная  оценка  стоимости ущерба при повреждении транспортного средства возможна только при изучении методики оценки ущерба при повреждении транспортного средства.

Под оценкой стоимости ущерба при повреждении транспортного средства понимают  комплекс процедур, предназначенных для  определения стоимости транспортного средства при повреждении. Процесс оценки стоимости ущерба при повреждении транспортного средства является весьма сложным и неоднозначным. Применительно к транспортным средствам он имеет ряд особенностей, которые необходимо знать.

Оценка стоимости ущерба при повреждении транспортного средства достаточно часто необходима при дорожно - транспортных происшествиях. При этом в зависимости от целей оценки можно использовать различные подходы. В связи с актуальностью изучения вопросов  методологии оценки стоимости ущерба при повреждении транспортного средства на  современном рынке, данная тема предложена  к исследованию в контрольной работе. Целью данной контрольной работы выступает  изучение   оценки стоимости ущерба при повреждении транспортного средства. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)                          изучить общие положения оценки стоимости ущерба при повреждении транспортного средства;

2)                          рассмотреть особенности определения  стоимости ущерба при повреждении транспортного средства в результате дорожно- транспортного средства.

Теоретическая часть

1. Оценка  стоимости ущерба при повреждении транспортного средства: общие положения

         Ущербом признается в случае повреждения транспортного средства (прицепа, отдельных деталей и узлов, снятых с транспортного средства, дополнительного оборудования и принадлежностей, не входящих в комплектность транспортного средства, багажа) - расчетная стоимость ремонта (восстановления), определяемая в следующем порядке: действительная стоимость детали, узла, принадлежности, предмета [1,3 и др.]

При повреждении и транспортного средства  возможны четыре способа определения страхового ущерба [4, 7 и др.].

В первом варианте  предусматривается полное покрытие ущерба, вызванного любым событием, за исключением повреждения шин при износе протектора выше допустимого по величине рисунка протектора, технического брака или восстановленных путем наварки протектора.

Второй вариант (предусматривается частичное покрытие) – возмещается ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, пожара, взрыва, дорожного (водного) – транспортного происшествия (кроме повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения), похищения или угона, попытки похищения (угона), включая кражу отдельных частей, принадлежностей и деталей транспортного средства.

Третий вариант (частичное покрытие) возмещается ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, дорожно (водно) – транспортного происшествия (за исключением боя стекол или повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения), похищения (угона).

Четвертый вариант (также частичное покрытие) предусматривает покрытие ущерба, причиненного пожаром, взрывом, дорожно (водно) – транспортным происшествием (кроме боя стекол или повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения.)

При повреждении транспортного средства составляется смета. Смета на ремонт (восстановление) поврежденного транспортного средства составляется специалистом или независимым автоэкспертным бюро (за счет средств заинтересованной стороны).

Смета может быть составлена на основании [7, с. 55]:

- сборника цен на детали и узлы транспортных средств заводов-изготовителей, среднерыночных цен на запасные части и нормативов трудоемкостей на ремонтные работы, прейскурантов цен на запасные части и ремонтные работы, действовавшие до 1991 года и увеличенные на поправочный коэффициент;

- оплаченного заказа-наряда со станции технического обслуживания, в течение 1 месяца после  случая.

Не включается в смету стоимость:

- ремонта транспортного средства, не вызванного случаем повреждения;

- технического обслуживания и гарантийного ремонта транспортного средства;

- замены (вместо ремонта) тех или иных деталей и узлов в сборе из-за отсутствия в ремонтных предприятиях необходимых запасных частей и деталей для их ремонта;

- потери товарного вида;

- потери эксплуатационных качеств;

- перекраски всего транспортного средства вместо покраски поврежденных частей в связи с отсутствием соответствующего необходимого цвета;

- остатков, годных для дальнейшего использования, за исключением несъемных деталей кузова.

2. Особенности оценки стоимости ущерба при  повреждения  транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии

Рассмотрим краткое особенности оценки стоимости транспортного средства при ДТП. Во сколько будет оценен нанесенный ущерб, зависит уже от поведения водителей на месте ДТП [2, 3 и др.].

В справке он должен (причем не сам водитель) записать механические повреждения, обнаруженные при внешнем осмотре, и место их расположения. Следует настоять на том, чтобы гаишник занес в справку повреждения, находящиеся не только на наружной стороне кузова, но и в моторном отсеке при открытой крышке капота, в кабине и багажном отделении. Необходимо заглянуть и под автомобиль

Особое внимание следует обратить на наличие перекосов проемов дверей (если они не открываются или не закрываются), ветрового и заднего окна (возможно, стекла вышли из посадочных мест), капота, крышки багажника или двери задка (если они не открываются или не закрываются), следов деформации лонжеронов. Следует иметь в виду, что устранение перекосов само по себе достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа. Кроме того, это повреждение учитывается при дополнительном начислении утраты товарной стоимости.

Если составляется договор об оценке ущерба, то в соответствии с Гражданским Кодексом РФ возмещается реальный ущерб, нанесенный повреждением транспортного средства. При этом нужно иметь в виду, что во время ДТП автомобиль находится в изношенном состоянии, и в случае замены его поврежденных элементов в ущерб будет засчитана не полная их стоимость, а уменьшенная с учетом износа. В принципе, в этом случае полное возмещение материального ущерба может быть обеспечено, если ответчик в качестве компенсации предложит потерпевшей стороне аналогичный поддержанный автомобиль или денежную сумму, равную рыночной стоимости этого автомобиля на дату повреждения. При этом потерпевшая сторона должна передать свое поврежденное авто в собственность ответчика. Такая ситуация предусмотрена ст.1082 ГК РФ, по которой суд в соответствии с обстоятельствами дела может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (то есть представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки [1, 5 и др.].

Если в договоре об оценке ее целью будет определение стоимости ремонта автомобиля, то в этом случае износ заменяемых поврежденных элементов не учитывается и эксперт должен дать оценку полной стоимости ремонта с учетом рыночной стоимости запчастей, материалов и работ по ремонту.

В связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном Уполномоченным органом, включая расходы на устранение повреждений, сделанных преднамеренно в целях спасения пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия, с эвакуацией транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия к месту жительства того собственника или законного пользователя транспортного средства, который управлял транспортным средством в момент дорожно-транспортного происшествия, или к месту осуществления ремонта на территории Украины. Если транспортное средство необходимо, по уважительным причинам, поместить на стоянку, к размеру ущерба прибавляются также расходы на эвакуацию транспортного средства к стоянке и плата за услуги стоянки.















Практическая часть

 Методика  определения  стоимости  ущерба  при повреждении транспортного средства

Методику определения  ущерба при повреждении транспортного средства проведем на примере автострахования, получившего в последнее время очень широкое распространение  [1,3  и др.].

Гражданин заключил договор имущественного страхования транспортного средства в страховой компании «Гарант». В период действия договора произошло два страховых случая. Определим размер ущерба и страховое возмещение по договору имущественного  страхования транспортного средства, включающего тот факт, что договор был заключен  по системе пропорциональной ответственности с использованием безусловной франшизы. Условия договора представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные  для расчета

№ п/п

Наименование показателя

Значение

1

Страховая сумма


1.1

Ущерб, угон, багаж, руб.

55000

1.2.

Несчастный случай при ДТП и гражданская ответственность, руб.

15000

2

Коэффициент покрытия, %

89

3

Риски

ущерб несчастный случай + гражданская ответственность перед третьими лицами

4

Размер безусловной франшизы, %

1

Первое ДТП произошло спустя три месяца со дня вступления договора в силу, был причинен ущерб транспортному средству страхователя.

Во втором ДТП пострадало транспортное средство страхователя, причинен вред пассажиру, поврежден багаж, перевозимый в транспортном средстве (смотри акт осмотра и восстановления транспортного средства).

В результате второго ДТП пострадал пассажир, который ехал в застрахованном автомобиле, из- за травмы он был нетрудоспособен в течение 18 рабочих дней. Выплата пассажиру была произведена из расчета 0,2 % от страховой стоимости суммы за каждый день нетрудоспособности.

Методика расчета ущерба и суммы страховой выплаты представлена несколькими этапами [5, с. 45]:

1)    Определим сумму страхового ущерба в первом ДТП в таблице 2

Таблица 2

Акт  осмотра и восстановления транспортного средства

№ п/п

Наименование поврежденных частей, деталей и принадлежностей

Вид требуемого ремонта

Стоимость работ и запчастей, руб.

замена

установка и ремонт

окраска

итого

1

Деформация левого переднего крыла

Ремонт


148

90,5

238,5

2

Деформация левой передней двери

Ремонт


180

90,5

270,5

3

Разбита левая фара

Замена

240

20


260

4

Разбит левый подфарник

Замена

95

20


115

5

Поврежден передний бампер

Замена

655

35


690

6

Разбито боковое переднее зеркало

Замена

75

10


85

7

Повреждение радиатора

Замена

856

50


906

8

Деформация крышки капота

Ремонт


196,5


120

316,5

9

Деформация декоративной решетку

Ремонт


84

35

119

10

Повреждение лобового стекла

Замена

400

30


430

11

Лако- красочные материалы


300



300


ИТОГО с учетом поясного коэффициента (1,25)


-

966,9

420

1386,9


Итого с учетом НДС (20%)


-

1160,3

504

1664,3


ВСЕГО по смете


2621

1160,3

504

4285,3

Коэффициент покрытия определяется как отношение страховой суммы к страховой стоимости транспортного средства. Отсюда найдем значение страховой стоимости транспортного средства:

55000: 0,89 =61797,8 (руб.)

         При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной франшизы. Безусловная франшиза исчисляется в процентах от страховой суммы и действует на каждый страховой случай. Она равна:

55000* 0,01= 550 (рублей).

         Сумма страхового ущерба определяется делением значения всего по смете акта осмотра  и восстановления транспортного средства на коэффициент покрытия и с учетом того факта, что страховой случай наступил через 3 месяца:

4285,3* 3 : 0,89 : 12 = 1204 (рублей)

         Таким образом, страховое возмещение равно сумме страхового ущерба и безусловной франшизы:

550 + 1204 = 1754 (рублей)

2)    Определим размер причиненного ущерба во втором ДТП по таблице 3

Таблица 3

Акт осмотра и восстановления транспортного средства

№ п/п

Наименование поврежденных частей

Вид требуемого ремонта

Стоимость работ, руб.

замена

установка и ремонт

окраска

итого

1

Поврежден задний бампер

Замена

700

35


735

2

Разбит левый и правый фонари

Замена

540

40


580

3

Деформация крышки багажника

Ремонт


250

120

370

4

Деформация задней панели

Ремонт


80

50

130

5

Разбито заднее стекло

Замена

350

50

100

500

6

Деформация заднего крыла

Ремонт


196


196

7

Повреждено колесо: резина и диск

лако - красочные материалы

Замена

500

286

30


816

8

Повреждение багажа: телевизор «HI-TACHI»

Ремонт


300


300


ИТОГО с учетом поясного коэффициента (1,25)

-

-

1226,3

337,5

1563,8


ИТОГО с учетом НДС (20%)

-

-

1471,6

405

1876,6


ВСЕГО по смете

-

2376

1471,6

405

4252,6


         Размер франшизы определяем аналогично  предыдущей части задачи:

15000* 0,01= 150 (рублей)

         Выплату пассажиру за дни нетрудоспособности составила:

15000*0,002* 18=540 (руб.)

         Сумма страхового ущерба определяется делением значения всего по смете акта осмотра  и восстановления транспортного средства на коэффициент покрытия:

4252,6: 0,89 = 4778,2 (руб.)

         Общая сумма страхового возмещения равна:

150 + 540 + 4778,2 = 5468,2 (рубля).

         Полученные результаты представим в виде таблицы 4


Таблица 4

Страховой случай

Страховой ущерб, руб.

Коэффициент покрытия, %

Франшиза, руб.

Страховое возмещение, руб.

1

1204

89

550

1754

2

4778,2

89

150

5468,2

ИТОГО

5982,2

-

700

7222,2


         Таким образом, в рамках данной главы мы рассмотрели практический пример определения стоимости ущерба при повреждении транспортного средства.







Список литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

3)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

4)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

5)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

6)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

7)    Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.