СОДЕРЖАНИЕ

1.   Развитие форм безналичных расчетов. 3

2.   Экономическая роль безналичных расчетов. 11

3.   Современные проблемы безналичных расчетов. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17



1.    Развитие форм безналичных расчетов

Система организации безналичных расчетов – не просто набор взаимосвязанных элементов. Организация этой системы базируется на трех составляющих:

1)     совокупность принципов организации безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми ее субъектами хозяйственных отношений;

2)     система счетов, позволяющая осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

3)     система платежных форм, документов и правил документооборота.

Система расчетов – динамическая и должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные платежи должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств.[1]

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой.

Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали: согласие плательщика (акцепт) – как основание платежа; место платежа – банк (организатор и контролер безналичных расчетов); время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита); источник платежа – собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение; форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.[2]

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44-45%, а в платежах за товары и услуги – 66-67%. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, разработанным и действовавшим в условиях административно-командной системы управления.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.[3]

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Названный принцип отличается от первого принципа безналичных расчетов плановой системы хозяйствования, суть которого заключалась в проведении всех расчетов предприятий и организаций через учреждения банка. Последнее вытекало из требования обязательности хранения денег на счетах в банке всеми предприятиями и организациями, что соответствовало административно-командным методам управления экономикой.

В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» ЦБР с 1 июля 1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта административная мера является временной и в основном продиктована заботами Правительства РФ о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное  требование, предъявляемое в  данном случае  банком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

В Положении о безналичных расчетах, принятом 9 июля 1992 г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.[4]

За последние 12-15 лет в организации и технологиях безналичного денежнго оборота в нашей стране наблюдались кардинальные изменения. В конце 1980-х годов платежи проводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные технологии. Казалось было нереально быстрое и эффективное проведение безналичных расчетов не только между предприятиями, но и с участием физических лиц.

Сейчас безналичные платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд. Платежные системы стали столь эффективно проводить платежи предприятий, что ушли в прошлое такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квази-денежные расчеты. Рынок платежных услуг для населения (пластиковые карты, быстрые переводы) прошел этап становления и наращивает свои объемы.

Изучая работу платежных систем и банков в нашей стране в 1990-е годы, необходимо рассмотреть институциональные изменения в организации экономики и банковского дела, влияние зарубежных платежных систем на наш рынок платежных услуг и на его отечественных субъектов.

В прежнем экономическом укладе ориентация была на крупные предприятия. В начале 2002 года в нашей стране действовало более 3 млн. предприятий и предпринимателей, тогда как в конце 1980-х годов предприятий было на порядок меньше. Значительно увеличилось число посредников при каждом крупном предприятии. Развитие торговли и сферы услуг дало значительные увеличения количества малых предприятий. Используя более льготный налоговый режим малых предприятий, дробятся средние предприятия. Увеличение числа предприятий на порядок даже без учета других факторов уже приводит к значительному росту количества платежей.

Хозяйственные связи раньше были стабильными, все предприятия были государственными, расчеты в основном осуществлялись плановыми ежемесячными платежами. Сейчас, в условиях конкуренции и частной собственности, каждое предприятие стремится иметь несколько контрагентов по каждому направлению своей деятельности. Изменение в организации хозяйственных связей также явилось причиной увеличения количества платежей.

Количество клиентов, пользующихся платежными услугами банков, продолжает стремительно увеличиваться за счет физических лиц в рамках карточного бизнеса. Рост количества платежей по выплате заработной платы на карточки, очевидно, сохранится в ближайшие годы.

Все выше перечисленное не только привело к увеличению количества платежей, но и усилило требование к скорости проведения платежей. В 1980-е годы считалось приемлемым проведение платежа в течение недели. В начале 1990-х годов столь длительное проведение платежей стало неприемлемым. Необходимость ускорения платежей стояла настолько остро, что Банк России в кратчайшие сроки внедрял технические решения по проведению платежей.

В 1990-е годы лишь крупнейшие банки и для крайне ограниченного числа предприятий создавали индивидуальные решения по проведению межрегиональных платежей. Сейчас практически каждое крупное предприятие желает управлять своими региональными подразделениями в реальном времени. Предприятиям уже недостаточно простого быстрого проведения платежей, они требуют автоматизации бухгалтерского учета расчетов в управляющей компании по всем региональным подразделениям. Требования предприятий по повышению эффективности платежных систем не только не исчерпались, а набирают силу.

Изменившиеся условия хозяйствования привели в первой половине 1990-х годов к существенному снижению платежной дисциплины предприятий. Неплатежи стали массовым явлением, подрывающим финансовое состояние предприятий, возможность привлекать инвестиции и кредиты. Безналичные расчеты, на которые в советские времена приходилось свыше 95% хозяйственного оборота предприятий, в первой половине 1990-х годов опосредовали не более 20-25 % этого оборота.

Результат неплатежей и сокращения безналичного денежного оборота определили рост транзакционных издержек рыночного обмена. Снижение прозрачности предприятий определило ухудшение инвестиционного климата. После кризиса 1998 года был взят курс на усиление платежной дисциплины, нормализацию расчетов между предприятиями. Очевидны успехи в увеличении налоговых сборов, своевременности бюджетных выплат, общий подъем экономики 1992-2002 годах.

Институциональные изменения экономики затронули банковскую сферу и платежные системы. В конце 1980-х годов в нашей стране была монобанковская система Госбанка СССР и подчиненных ему спецбанков, через которую и проводились все безналичные расчеты. Реформа началась в 1990-х годах и была направлена на создание массы негосударственных коммерческих банков, на развитие негосударственных платежных систем, конкуренции. Сейчас рынке платежных услуг действует несколько десятков платежных систем  с ориентацией на различных клиентов, с различными технологиями.

В наибольшей степени на технологии платежных систем в России повлияла большая открытость экономики для мирового рынка и западных платежных систем. Большинство современных технологий платежных систем пришло к нам за последние десять лет из-за рубежа. В нашей стране активизировали свою работу такие глобальные системы, как Swift, Visa и Europey, Western Union и другие. Банк России и российские коммерческие банки развивают собственные системы на основе западных технологий, становятся посредниками в продажах услуг западных платежных систем.

Благодаря большой открытости российской экономики, отечественные экономические субъекты стали активнее пользоваться услугами западных платежных систем. Знакомство отечественных клиентов с западными технологиями со стандартами обслуживания оказало не меньшее влияние на развитие отечественного рынка платежных услуг, чем знакомство с ними со стороны банков-участников. Среди российских предприятий уже достаточно много тех, кому необходимы платежи в режиме реального времени и кто перевел выплаты заработной платы своим сотрудникам на банковские карты. Именно новые требования клиентов, знакомых с западными системами, стимулируют развитие платежных систем в нашей стране.

В начале 1990-х годов развитие платежных систем сдерживалось отсутствием адаптированного программного обеспечения, недостатком специалистов в области банковских технологий, знакомых с программированием, западными технологиями и российским законодательством. Массовое внедрение таких систем, как пластиковые карты или экспресс-переводы, началось во второй половине 1990-х с накоплением достаточного опыта в области банковских технологий.

Электронные технологии клиентского дистанционного обслуживания, такие как системы банк-клиент или Интернет-банк сначала доказали право на существование в западных странах. Возможности дистанционного обслуживания через интернет полностью стирают национальные границы. Эффективность Интернет-обслуживания западных банков могут создать угрозу расчетному бизнесу российских банков. Наблюдающийся рост пользователей интернета и мобильной связи пока себя не исчерпал. Число крупных российских банков, представляющих платежные услуги через Интернет или мобильный телефон, можно пересчитать по пальцам. Проекты этих немногих банков только выходят из стадии опытной эксплуатации. Рано еще говорить, что соответствующие технологии доведены российскими банками до совершенства. Технологическое отставание российских платежных систем и российских банков лишь на первый взгляд выглядит критичным. Примером успешного быстрого внедрения новых технологий можно назвать электронную торговую систему ММВБ для банков, которая была внедрена в середине 1990-х годов всего через пару лет после начала активных торгов валютой и ценными бумагами.

В качестве примера опережающего внедрения новых платежных технологий следует привести российские карточные платежные системы. При создании этих систем в первой половине 1990-х годов они сразу ориентировались на микропроцессорные карты. Сейчас это свыше 90% карт системы Сберкарта, Union-карта и Золотая корона.[5]

2.    Экономическая роль безналичных расчетов

В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты (по взаимным поставкам материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ). Денежные расчеты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения.

Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т. е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) – это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д.

По признаку территориального расположения предприятий и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте, называются одногородними или местными расчетами. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах, называются иногородними.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.[6]

В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.

Безналичный денежный оборот обеспечивает прозрачность хозяйственной деятельности предприятия для собственников, контрагентов и кредиторов, для государства.

Эмиссия безналичных денег осуществляется обычным платежным поручением эмиссионного центра на счета получателей кредитов или бюджетных ассигнований. Ее издержки равны стоимости обычного безналичного платежа, то есть чрезвычайно небольшие и не зависящие от суммы. Эмиссия наличных денег требует больших капиталовложений в создание больших специализированных полиграфических предприятий. Стоимость изготовления бумажных денег составляет несколько процентов от их нарицательной суммы. С учетом срока жизни купюр и числа обслуживаемых сделок она будет еще менее заметна. Но все же эмиссионные издержки наличных денег очевидно значительно больше, чем безналичных.

Безналичные расчеты, концентрируя все временно свободные денежные средства в банке, создают возможность использовать их как ресурсы для краткосрочного кредитования.[7]



3.    Современные проблемы безналичных расчетов

По результатам обобщения за годы перестройки практики применения в России платежных инструментов можно констатировать, что она продолжает оставаться неудовлетворительной и провоцирует инфляцию. Это обусловлено обслуживанием значительной части хозяйственного оборота страны денежными суррогатами и взаимозачетами, наличными деньгами, долларизацией экономики, огромными неплатежами по расчетам с бюджетом, населением, банками, поставщиками товаров, слабым применением безналичных расчетов платежными картами, а также межбанковского клиринга. Одной из главных причин такого положения, помимо общего кризисного состояния российской экономики на переходном этапе своего развития, является несогласованность, слабая координация в решении указанных проблем между органами законодательной, исполнительной и денежной властей.

В связи с этим требуется дальнейшее реформирование сферы расчетов. С этой целью представляется необходимым существенно расширить круг мероприятий по совершенствованию платежной системы страны, проводимых в настоящее время в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ. При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

Насколько адекватен современному состоянию платежно-расчетных отношений принятый в качестве основного во 2 части НК РФ метод начисления? Исходя из него доходы и расходы предприятий отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств.

Такой порядок хотя и соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, однако в условиях огромных неплатежей в стране приводит к дезорганизации финансов предприятий и затрудняет устранение отмеченных деформаций  платежных инструментов. Банк России до сих пор использует в своей деятельности кассовый метод отражения доходов и расходов в счете прибылей и убытков. Данный подход, оп мнению Банка России, отражает сложившуюся российскую практику массовых невозвратов кредитов и неуплаты процентов, а доля просроченной задолженности в кредитах коммерческих банков составляет около 3%. Тем не менее, такая позиция представляется правильной, учитывая общественно полезные функции банков и недостаточную устойчивость современного этапа экономики России.

В целях разрешения проблем неплатежей возможно имеет смысл в процессе намечаемой Госкомстатом РФ к осуществлению всероссийской  экономической переписи хозяйствующих субъектов выявить полных банкротов для проведения с ними необходимых мер.

Актуальным является законодательное формирование основ и принципов организации и регулирования расчетов в финансовом, реальном и личном секторах экономики, а именно в специальном федеральном законе о расчетах. В законе целесообразно разработать и предусмотреть механизмы недопущения задолженности перед работниками по заработной плате. Предложения по разработке таких механизмов неоднократно высказывались в печати, но за годы реформ в России в решении данной проблемы слабо сдвинулись с места.

Следует ускорить преобразование ряда подразделений расчетной сети Банка России в клиринговые центры как главной составляющей инфраструктуры межбанковского клиринга, в т.ч. по расчетам населения платежными картами.

Вызывает большое сомнение предложение российских экономистов о необходимости внедрения в стране чекового обращения, за счет которого, по их мнению, произойдет расширение депозитно-ссудной мультипликации и соответственно усилится инвестиционная активность отечественных банков. Однако, данное предложение не целесообразно в силу нетрадиционности чековых расчетов для России и больших издержек на их внедрение, не говоря уже о возможности афер с чеками.

Целесообразно шире задействовать возможности применения в стране аккредитивной формы расчетов, как более прогрессивной по сравнению с предварительной оплатой. Для преодоления главного ее недостатка – замораживания ресурсов следует распространить практику использования во внутреннем обороте электронные аккредитивы, а во внешнем – исполнение аккредитивов путем негоциации переводных векселей. Оба вида аккредитивов способствуют скорейшему проведению платежей.

Крайне назрела потребность разработки условий кредитной поддержки со стороны коммерческих и центрального банков проведения безналичных платежей в народном хозяйстве с целью максимального сокращения иммобилизации экономическими агентами средств в сферу расчетов.

Для углубления анализа состояния, динамики денежного оборота в стране необходимы создание и публикация Банком России статистической отчетности по основным формам и видам, а также разработка им рекомендаций по управлению платежными рисками.[8]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – С. 12-24.

2.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 591 с.

3.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – 751 с.

4.      Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 667 с.

5.      Березина М.П. О необходимости дальнейшего реформирования расчетов в России // Финансы. – 2003. – № 7. – С. 13-16.

6.      Букато В.И., Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 367 с.

7.      Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – 399 с.


[1] Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 248.

[2] Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 318.

[3] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – с. 12.

[4] Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – с.225-226.

[5] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – с. 13-19.

[6] Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – с. 189.

[7] Ануреев С.В. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, и влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. – 2003. – № 6. – с. 15.

[8] Березина М.П. О необходимости дальнейшего реформирования расчетов в России // Финансы. – 2003. – № 7. – С. 13-16.