Содержание

Вопрос № 7. Применение математических и статистических методов в экономическом анализе. 3

Вопрос № 17. Понятие внутреннего и внешнего анализа: задачи, организация, использование, проблемы и направление развития. 7

Задача № 1. 12

Задача № 6. 13

Задача № 11. 13

Задача № 12. 14

Задача № 13. 15

Список литературы.. 17

 

Вопрос № 7. Применение математических и статистических методов в экономическом анализе


Среди способов оптимизации показателей наибольшее при­менение нашли экономико-математические методы: программи­рование, теория массового обслуживания, теория игр, исследова­ния операций, экспертных оценок специалистов и др.

Экономико-математические методы используются в анализе для решения задач, связанных с выбором оптимальных вариан­тов по производственной программе отдельного предприятия, структуре посевных площадей, рационов кормления скота и др. С помощью экономико-математических методов можно решать за­дачи по наилучшему использованию материальных и трудовых ресурсов.

Использование экономико-математических методов повыша­ет точность экономического анализа, делает его более глубоким, сокращает сроки проведения аналитической работы и повышает его оперативность.[1]

Применение математических методов в экономическом ана­лизе деятельности предприятия требует:

·                   системного подхода к изучению экономики предприятий, уче­та всего множества существенных взаимосвязей между различны­ми сторонами деятельности предприятий; в этих условиях анализ все более приобретает черты системного в кибернетическом смыс­ле слова;

·                   разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью экономического ана­лиза;

·                   совершенствования системы экономической информации о работе предприятий;

·                   наличия технических средств (ЭВМ и др.), осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации в целях экономического анализа;

·                   организации специального коллектива аналитиков, состоя­щего из экономистов-производственников, специалистов по эко­номико-математическому моделированию, математиков-вычисли­телей, программистов-операторов и др.

Применение экономико-математических методов в анализе предполагает использование методов элементарной математики, классических методов математического анализа, методов матема­тической статистики, эконометрических методов, методов мате­матического программирования и др.[2]

Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потреб­ностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке пла­нов, проектов, при балансовых расчетах и т.д.

Методы классической высшей математики применяются в эко­номическом анализе как отдельно, так и в рамках других методов (методов математической статистики, математического про­граммирования).

Наибольшее распространение из математико-статистических методов в экономическом анализе получили методы множествен­ного и парного корреляционного анализа

Эконометрические методы строятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Основой эконометрических методов является экономическая модель, под которой понимается схематическое представление экономического явле­ния или процесса с помощью научной абстракции, отражения их характерных черт.

Наибольшее распространение в современной экономике по­лучил метод анализа экономики «затраты-выпуск». Это матрич­ные (балансовые) модели, строящиеся по шахматной схеме и по­зволяющие в наиболее компактной форме представить взаимо­связь затрат и результатов производства. Удобство расчетов и четкость экономической интерпретации-главные особенности матричных моделей. Это важно при создании систем механизи­рованной обработки данных, при планировании производства продукции с использованием ЭВМ.

Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

Экономико-математическое моделирование работы предпри­ятия должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полу­ченными после решения соответствующих задач.

По классификационному признаку оптимальности все эконо­мико-математические методы (задачи) подразделяются на две группы: оптимизационные и неоптимизационные. Если метод или задача позволяет искать решение по заданному критерию опти­мальности, то этот метод относят в группу оптимизационных ме­тодов. В случаях, когда поиск решения ведется без критерия оп­тимальности, соответствующий метод относят к группе неоптимизационных методов.

По признаку получение точного решения все экономико-мате­матические методы делятся на точные и приближенные. Если ал­горитм метода позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него, то данный метод относят к группе точных методов. В случае, когда при по­иске решения используется стохастическая информация и реше­ние задачи можно получить с любой степенью точности, исполь­зуемый метод относят к группе приближенных методов. К группе приближенных методов относят и такие, при применении кото­рых не гарантируется получение единственного решения по за­данному критерию оптимальности.

Таким образом, используя только два признака классифика­ции, все экономико-математические методы делятся на четыре группы:

1.     оптимизационные точные методы;

2.     оптимизационные приближенные методы;

3.     неоптимизационные точные методы;

4.     неоптимизационные приближенные методы.

Так, к оптимизационным точным методам можно отнести ме­тоды теории оптимальных процессов, некоторые методы матема­тического программирования и методы исследования операций.

К оптимизационным приближенным методам относятся от­дельные методы математического программирования, методы экономической кибернетики, методы математической теории пла­нирования экстремальных экспериментов, эвристические методы.

К неоптимизационным точным методам относятся методы элементарной математики и классические методы математичес­кого анализа, эконометрические методы.

К неоптимизационным приближенным методам относятся метод статистических испытаний и другие методы математичес­кой статистики.

Методы математического программирования - основное сред­ство решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. По своей сути эти методы - средство плановых рас­четов. Ценность их для экономического анализа выполнения бизнес-планов состоит в том, что они позволяют оценивать напря­женность плановых заданий, определять лимитирующие группы оборудования, виды сырья и материалов, получать оценки дефи­цитности производственных ресурсов и т.п.[3]


Вопрос № 17. Понятие внутреннего и внешнего анализа: задачи, организация, использование, проблемы и направление развития


Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:

·                   повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;

·                   объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;

·                   определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;

·                   контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

·                   выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

·                   проверка оптимальности управленческих решений.[4]

Содержанием экономического анализа является глубокое и все­стороннее изучение экономической информации о функциониро­вании анализируемого субъекта хозяйствования с целью приня­тия оптимальных управленческих решений по обеспечению вы­полнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяй­ственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследова­ние действия внешних и внутренних, рыночных и производствен­ных факторов на количество и качество производимой предприя­тием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей произ­водственной деятельности предприятия в выбранной области хо­зяйствования. Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производствен­ной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности дея­тельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа решаются сле­дующие задачи:

·                   изучение характера действия экономических законов, установ­ление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;

·                   повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов. Оно достигается в первую очередь осуще­ствлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за зна­чительный период позволяет установить определенные экономи­ческие закономерности в хозяйственном развитии. Далее выделя­ются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращает­ся на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, ко­торый является в то же время и предплановым. Выводы ретрос­пективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах;

·                   объективное и всестороннее изучение выполнения установлен­ных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции. Анализ проводится не только с целью кон­статации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;

·                   поиск резервов повышения эффективности производства на ос­нове изучения передового опыта и достижений науки и практики;

·                   определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот;

·                   прогнозирование результатов хозяйствования;

·                   исследование коммерческого риска;

·                   сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;

·                   подготовка аналитических материалов для выбора оптималь­ных управленческих решений, связанных с корректировкой теку­щей деятельности и разработкой стратегических планов.

Содержательная сторона анализа включает следующие элемен­ты (процедуры):

·                   постановка конкретных задач анализа;

·                   установление причинно-следственных связей;

·                   определение показателей и методов их оценки;

·                   выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, от­бор наиболее существенных;

·                   выработка путей устранения влияния отрицательных факто­ров и стимулирование положительных.

Важнейшие принципы экономического анализа:

1.                анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать тре­бования экономических законов развития производства, исполь­зовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;

2.                анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйство­вания. Иначе говоря, оценивая определенные проявления эконо­мической жизни, нужно учитывать их соответствие государствен­ной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;

3.                обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и вне­шних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его от­дельных элементов;

4.                анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчета­ ми. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов;

5.                анализ должен быть комплексным. Комплексность исследо­вания требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия;

6.                анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя не­достатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководителей предприятия. Из этого принципа вытекает необ­ходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных меропри­ятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых дан­ных. В противном случае цель анализа не достигается;

7.                анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распре­деления обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением;

8.                анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управлен­ческие решения и претворять их в жизнь;

9.                демократизм анализа. Участие в проведении анализа ши­рокого круга работников предприятия обеспечивает более пол­ное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;

10.           анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его про­ ведение должны давать многократный эффект.

Данными принципами следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.[5]




Задача № 1.


Условие:

Показатель

Значение

План

Факт

Объем выпуска, руб.

73602000

80870400

Количество станков

180

192

Средняя выработка одного станка в смену

470

468

Количество смен в году

870

900


Задание: Проанализируйте влияние факторов на объем выпуска продукции методом цепных подстановок.


Решение:

Показатель

Изменение объема выпуска

Общее изменение объема выпуска, руб.

7268400

Изменение объема выпуска за счет отклонения количества станков, руб.

4909800

Изменение объема выпуска за счет отклонения количества смен в году, руб.

- 313200

Изменение объема выпуска за счет отклонения средней выработки одного станка в смену, руб.

2538000


Выводы:

Вследствие отклонения количества станков объем выпуска продукции увеличился на 4909800 руб.

Вследствие отклонения количества смен в году объема выпуска объем выпуска продукции уменьшился на 313200 руб.

Вследствие отклонения средней выработки одного станка в смену объема выпуска продукции увеличился на 2538000 руб.

Задача № 6.


Условие:

Ссуда размером 10 000 руб. выдана под номинальную ставку 12 % годовых. Контракт предусматривает ежемесячные выплаты по 130 руб. и выплаты остатка долга к концу 10-летнего срока.  Определите остаток долга.


Решение:

Д1 = 10000 – 1560 + 12 % = 9452,8

Д2 = Д1 – 1560 + 12 % = 8839,94

Д3 = Д2 – 1560 + 12 % = 8153,53

Д4 = Д3 – 1560 + 12 % = 7384,75

Д5 = Д4 – 1560 + 12 % = 6523,72

Д6 = Д5 – 1560 + 12 % = 5559,37

Д7 = Д6 – 1560 + 12 % = 4479,29

Д8 = Д7 – 1560 + 12 % = 3269,61

Д9 = Д8 – 1560 + 12 % = 1914,76

Д10 = Д9 – 1560 + 12 % = 397,33


Ответ: остаток долга составит 397,33 руб.


Задача № 11.


Условие:

Показатель

Показатель

базисный

отчетный

Объем выпуска, шт.

300

440

Себестоимость выпуска

1570

1990

Выручка от реализации

1500

2100


Задание:

Определить точку безубыточности.


Решение:

В базисном году:

Цена единицы изделия – 1500/300 = 5 у.д.е.

5х = 1570

х = 314 шт.

В отчетном году:

Цена единицы изделия – 2100/400 = 5,25 у.д.е.

5,25х = 1990

х = 379 шт.

Ответ: в базисном году точка безубыточности при объеме выпуска – 314 шт., в отчетном при 379 шт.


Задача № 12.


Условие:

Изделие

Объем выпущенной продукции (тыс. руб.)

Расход времени на выпуск продукции (норма-час)

Всего

На неисправимый брак

На исправимый брак

НЦ-450

4050

2000

10

5

АТ-90

5950

1500

20

-

Итого

10000

3500

30

5


Задание:

Определить объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака. Экономическая сущность полученных результатов.


Решение:

Определим объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака по изделию НЦ-450:

На неисправимый брак

4050/2000 * 10 = 20,25 тыс. руб.

На исправимый брак

4050/2000 * 5 = 10,125 тыс. руб.

Определим объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака по изделию АТ-90:

5950/1500 * 20 = 79,34 тыс. руб.

Определим суммарный объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака:

20,25 + 10,125 + 79,34 = 109,715 тыс. руб.

Ответ: объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака равен 109,715 тыс. руб.


Задача № 13.


Условие:

Наименование изделий

План

Факт

Процент выполнения плана

АВ

1000

1050

105

АК

200

150


АН

600

610


АР

800

870


АТ

2000

1500


АМ

1800

1500


АС

600

660


АЛ

550

510


АД

200

205


Задание:

Определить процент выполнения плана по ассортименту выпущенной продукции несколькими способами. Экономическая сущность расчетов, сфера применения.

Решение:

Определим процент выполнения плана:

По изделию АВ:

1050/1000 * 100 = 105 %

По изделию АК:

150/200 * 100 = 75 %

По изделию АН:

610/600 * 100 = 101,7 %

По изделию АР:

870/800 * 100 = 108,8 %

По изделию АТ:

1500/2000 * 100 = 75 %

По изделию АМ:

1500/1800 * 100 = 83,3 %

По изделию АС:

660/600 * 100 = 110 %

По изделию АЛ:

510/550 * 100 = 92,7 %

По изделию АД:

205/200 * 100 = 102,5 %

Вывод:

По изделию АВ – перевыполнение на 5 %

По изделию АК – недовыполнение на 25 %

По изделию АН – перевыполнение  на 1,7 %

По изделию АР – перевыполнение  на 8,8 %

По изделию АТ – недовыполнение  на 25 %

По изделию АМ – недовыполнение  на 16,7 %

По изделию АС – перевыполнение   на 10  %

По изделию АЛ - недовыполнение на 7,3 %

По изделию АД – перевыполнение на 2,5  %

Список литературы


1.                Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 1998.

2.                Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1997.

3.                Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.:  Финансы и статистика, 2002

4.                О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

5.                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.



[1] Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1997.

[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. с 180.

[3] Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.:  Финансы и статистика, 2002, с. 130 – 133.

[4] Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. с. 5.

[5] Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.:  Финансы и статистика, 2002, с. 33 – 39.