Содержание
Вопрос № 7. Применение математических и статистических методов в экономическом анализе. 3
Вопрос № 17. Понятие внутреннего и внешнего анализа: задачи, организация, использование, проблемы и направление развития. 7
Задача № 1. 12
Задача № 6. 13
Задача № 11. 13
Задача № 12. 14
Задача № 13. 15
Список литературы.. 17
Вопрос № 7. Применение математических и статистических методов в экономическом анализе
Среди способов оптимизации показателей наибольшее применение нашли экономико-математические методы: программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, экспертных оценок специалистов и др.
Экономико-математические методы используются в анализе для решения задач, связанных с выбором оптимальных вариантов по производственной программе отдельного предприятия, структуре посевных площадей, рационов кормления скота и др. С помощью экономико-математических методов можно решать задачи по наилучшему использованию материальных и трудовых ресурсов.
Использование экономико-математических методов повышает точность экономического анализа, делает его более глубоким, сокращает сроки проведения аналитической работы и повышает его оперативность.[1]
Применение математических методов в экономическом анализе деятельности предприятия требует:
· системного подхода к изучению экономики предприятий, учета всего множества существенных взаимосвязей между различными сторонами деятельности предприятий; в этих условиях анализ все более приобретает черты системного в кибернетическом смысле слова;
· разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью экономического анализа;
· совершенствования системы экономической информации о работе предприятий;
· наличия технических средств (ЭВМ и др.), осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации в целях экономического анализа;
· организации специального коллектива аналитиков, состоящего из экономистов-производственников, специалистов по экономико-математическому моделированию, математиков-вычислителей, программистов-операторов и др.
Применение экономико-математических методов в анализе предполагает использование методов элементарной математики, классических методов математического анализа, методов математической статистики, эконометрических методов, методов математического программирования и др.[2]
Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, при балансовых расчетах и т.д.
Методы классической высшей математики применяются в экономическом анализе как отдельно, так и в рамках других методов (методов математической статистики, математического программирования).
Наибольшее распространение из математико-статистических методов в экономическом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа
Эконометрические методы строятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Основой эконометрических методов является экономическая модель, под которой понимается схематическое представление экономического явления или процесса с помощью научной абстракции, отражения их характерных черт.
Наибольшее распространение в современной экономике получил метод анализа экономики «затраты-выпуск». Это матричные (балансовые) модели, строящиеся по шахматной схеме и позволяющие в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства. Удобство расчетов и четкость экономической интерпретации-главные особенности матричных моделей. Это важно при создании систем механизированной обработки данных, при планировании производства продукции с использованием ЭВМ.
Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.
Экономико-математическое моделирование работы предприятия должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полученными после решения соответствующих задач.
По классификационному признаку оптимальности все экономико-математические методы (задачи) подразделяются на две группы: оптимизационные и неоптимизационные. Если метод или задача позволяет искать решение по заданному критерию оптимальности, то этот метод относят в группу оптимизационных методов. В случаях, когда поиск решения ведется без критерия оптимальности, соответствующий метод относят к группе неоптимизационных методов.
По признаку получение точного решения все экономико-математические методы делятся на точные и приближенные. Если алгоритм метода позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него, то данный метод относят к группе точных методов. В случае, когда при поиске решения используется стохастическая информация и решение задачи можно получить с любой степенью точности, используемый метод относят к группе приближенных методов. К группе приближенных методов относят и такие, при применении которых не гарантируется получение единственного решения по заданному критерию оптимальности.
Таким образом, используя только два признака классификации, все экономико-математические методы делятся на четыре группы:
1. оптимизационные точные методы;
2. оптимизационные приближенные методы;
3. неоптимизационные точные методы;
4. неоптимизационные приближенные методы.
Так, к оптимизационным точным методам можно отнести методы теории оптимальных процессов, некоторые методы математического программирования и методы исследования операций.
К оптимизационным приближенным методам относятся отдельные методы математического программирования, методы экономической кибернетики, методы математической теории планирования экстремальных экспериментов, эвристические методы.
К неоптимизационным точным методам относятся методы элементарной математики и классические методы математического анализа, эконометрические методы.
К неоптимизационным приближенным методам относятся метод статистических испытаний и другие методы математической статистики.
Методы математического программирования - основное средство решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. По своей сути эти методы - средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа выполнения бизнес-планов состоит в том, что они позволяют оценивать напряженность плановых заданий, определять лимитирующие группы оборудования, виды сырья и материалов, получать оценки дефицитности производственных ресурсов и т.п.[3]
Вопрос № 17. Понятие внутреннего и внешнего анализа: задачи, организация, использование, проблемы и направление развития
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.[4]
Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов.
Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования. Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.
В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:
· изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов. Оно достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выделяются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах;
· объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;
· поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
· определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот;
· прогнозирование результатов хозяйствования;
· исследование коммерческого риска;
· сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;
· подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.
Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):
· постановка конкретных задач анализа;
· установление причинно-следственных связей;
· определение показателей и методов их оценки;
· выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;
· выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.
Важнейшие принципы экономического анализа:
1. анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;
2. анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;
3. обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;
4. анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчета ми. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов;
5. анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия;
6. анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководителей предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается;
7. анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением;
8. анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь;
9. демократизм анализа. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;
10. анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его про ведение должны давать многократный эффект.
Данными принципами следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.[5]
Задача № 1.
Условие:
Показатель |
Значение |
|
План |
Факт |
|
Объем выпуска, руб. |
73602000 |
80870400 |
Количество станков |
180 |
192 |
Средняя выработка одного станка в смену |
470 |
468 |
Количество смен в году |
870 |
900 |
Задание: Проанализируйте влияние факторов на объем выпуска продукции методом цепных подстановок.
Решение:
Показатель |
Изменение объема выпуска |
Общее изменение объема выпуска, руб. |
7268400 |
Изменение объема выпуска за счет отклонения количества станков, руб. |
4909800 |
Изменение объема выпуска за счет отклонения количества смен в году, руб. |
- 313200 |
Изменение объема выпуска за счет отклонения средней выработки одного станка в смену, руб. |
2538000 |
Выводы:
Вследствие отклонения количества станков объем выпуска продукции увеличился на 4909800 руб.
Вследствие отклонения количества смен в году объема выпуска объем выпуска продукции уменьшился на 313200 руб.
Вследствие отклонения средней выработки одного станка в смену объема выпуска продукции увеличился на 2538000 руб.
Задача № 6.
Условие:
Ссуда размером 10 000 руб. выдана под номинальную ставку 12 % годовых. Контракт предусматривает ежемесячные выплаты по 130 руб. и выплаты остатка долга к концу 10-летнего срока. Определите остаток долга.
Решение:
Д1 = 10000 – 1560 + 12 % = 9452,8
Д2 = Д1 – 1560 + 12 % = 8839,94
Д3 = Д2 – 1560 + 12 % = 8153,53
Д4 = Д3 – 1560 + 12 % = 7384,75
Д5 = Д4 – 1560 + 12 % = 6523,72
Д6 = Д5 – 1560 + 12 % = 5559,37
Д7 = Д6 – 1560 + 12 % = 4479,29
Д8 = Д7 – 1560 + 12 % = 3269,61
Д9 = Д8 – 1560 + 12 % = 1914,76
Д10 = Д9 – 1560 + 12 % = 397,33
Ответ: остаток долга составит 397,33 руб.
Задача № 11.
Условие:
Показатель |
Показатель |
|
базисный |
отчетный |
|
Объем выпуска, шт. |
300 |
440 |
Себестоимость выпуска |
1570 |
1990 |
Выручка от реализации |
1500 |
2100 |
Задание:
Определить точку безубыточности.
Решение:
В базисном году:
Цена единицы изделия – 1500/300 = 5 у.д.е.
5х = 1570
х = 314 шт.
В отчетном году:
Цена единицы изделия – 2100/400 = 5,25 у.д.е.
5,25х = 1990
х = 379 шт.
Ответ: в базисном году точка безубыточности при объеме выпуска – 314 шт., в отчетном при 379 шт.
Задача № 12.
Условие:
Изделие |
Объем выпущенной продукции (тыс. руб.) |
Расход времени на выпуск продукции (норма-час) |
||
Всего |
На неисправимый брак |
На исправимый брак |
||
НЦ-450 |
4050 |
2000 |
10 |
5 |
АТ-90 |
5950 |
1500 |
20 |
- |
Итого |
10000 |
3500 |
30 |
5 |
Задание:
Определить объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака. Экономическая сущность полученных результатов.
Решение:
Определим объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака по изделию НЦ-450:
На неисправимый брак
4050/2000 * 10 = 20,25 тыс. руб.
На исправимый брак
4050/2000 * 5 = 10,125 тыс. руб.
Определим объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака по изделию АТ-90:
5950/1500 * 20 = 79,34 тыс. руб.
Определим суммарный объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака:
20,25 + 10,125 + 79,34 = 109,715 тыс. руб.
Ответ: объем продукции, недовыпущенной предприятием из-за наличия брака равен 109,715 тыс. руб.
Задача № 13.
Условие:
Наименование изделий |
План |
Факт |
Процент выполнения плана |
АВ |
1000 |
1050 |
105 |
АК |
200 |
150 |
|
АН |
600 |
610 |
|
АР |
800 |
870 |
|
АТ |
2000 |
1500 |
|
АМ |
1800 |
1500 |
|
АС |
600 |
660 |
|
АЛ |
550 |
510 |
|
АД |
200 |
205 |
|
Задание:
Определить процент выполнения плана по ассортименту выпущенной продукции несколькими способами. Экономическая сущность расчетов, сфера применения.
Решение:
Определим процент выполнения плана:
По изделию АВ:
1050/1000 * 100 = 105 %
По изделию АК:
150/200 * 100 = 75 %
По изделию АН:
610/600 * 100 = 101,7 %
По изделию АР:
870/800 * 100 = 108,8 %
По изделию АТ:
1500/2000 * 100 = 75 %
По изделию АМ:
1500/1800 * 100 = 83,3 %
По изделию АС:
660/600 * 100 = 110 %
По изделию АЛ:
510/550 * 100 = 92,7 %
По изделию АД:
205/200 * 100 = 102,5 %
Вывод:
По изделию АВ – перевыполнение на 5 %
По изделию АК – недовыполнение на 25 %
По изделию АН – перевыполнение на 1,7 %
По изделию АР – перевыполнение на 8,8 %
По изделию АТ – недовыполнение на 25 %
По изделию АМ – недовыполнение на 16,7 %
По изделию АС – перевыполнение на 10 %
По изделию АЛ - недовыполнение на 7,3 %
По изделию АД – перевыполнение на 2,5 %
Список литературы
1. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 1998.
2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.
3. Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002
4. О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.
[1] Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.
[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. с 180.
[3] Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002, с. 130 – 133.
[4] Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. с. 5.
[5] Завьялова З. М. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002, с. 33 – 39.