Содержание



Введение. 3

1. Аудит в системе финансового контроля результатов деятельности предприятий. 4

1.1   Сущность аудита.. 4

1.2 Цели и задачи аудита.. 5

1.3 Основные принципы аудита.. 8

1.4 Правовые основы аудиторской деятельности.. 12

2. Аудит финансового результата деятельности предприятия. 17

2.1 Особенности аудита финансовых результатов.. 17

2.2 Проверка правильности формирования финансового результата.. 20

2.3 Проверка правильности формирования прибыли предприятием... 22

2.4 Проверка правильности формирования нераспределенной прибыли.. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение


Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.

По сути, аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Поэтому столь актуальной является тема данной работы, так как  в условиях рыночной экономики необходимо владеть знаниями  в области аудита и уметь применять их на практике.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам,  прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Цель данной работы – исследовать сущность аудита финансовых результатов предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать сущность аудита, его цели, задачи и основные принципы;


1. Аудит в системе финансового контроля результатов деятельности предприятий

1.1 Сущность аудита

Аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной компании.[1]

Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, функционируют общественные институты дипломированных аудиторов.

Аудитор (от лат. Аuditor - слушатель) – это доверенное лицо, осуществляющее аудит, проверяющее финансово- хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ.[2]

В качестве аудиторов могут выступать квалифицированные специалисты, профессионалы, имеющие специальную лицензию или являющиеся работниками аудиторских служб.

Аудиторские фирмы создаются специально для проведения аудита, получают официальные права на аудиторскую деятельность. Аудиторы выступаю не только в роли проверяющих, но и в качестве аналитиков-консультантов.

Аудиторские услуги относятся к числу платных, и оказываются заинтересованным лицам  на коммерческой основе.

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

При выявлении законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и об их возможных неблагоприятных последствиях. Аудитор должен сделать все, чтобы не допустить нарушений законодательных актов клиентом (проверяемым субъектом).

Необходимо особо подчеркнуть, аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятия.

Таким образом, аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения с степени достоверности этой отчетности.

1.2 Цели и задачи аудита


В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Для целей указанного Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Федеральный стандарт аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет, что, несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Таким образом, аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, акционеров, участников.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

1)    соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;

2)    соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним.

При этом устанавливают[3]:

¨     все ли активы и пассивы отражены в отчете;

¨     все ли документы использованы в отчете;

¨     насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета общей (балансовой) налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить:[4]

¨     полноту выполнения решений собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

¨     тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;

¨     полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.

В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется:

¨     соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества;

¨     правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

¨     разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

¨     обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности, все ли активы и пассивы принадлежат предприятию;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенных в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

Таким образом, осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.

1.3 Основные принципы аудита


При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами[5]:

¨     независимость;

¨     честность;

¨     объективность;

¨     профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность;

¨     профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Основные принципы проведения аудита:

1) Определение объема аудита. Согласно п.5 фе5дерального стандарта аудиторской деятельности №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

2) Планирование аудита. В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

3) Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитору необходимо дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятым в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

4) Аудиторские доказательства (данные аудита). Согласно требованиям федерального стандарта аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства» в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

5) Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и разглашению  без согласия клиента.

6) Аудиторское заключение. В соответствии с федеральным аудиторским стандартом №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с указанным правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

1.4 Правовые основы аудиторской деятельности


В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в РФ в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001(рис. 1).



 




















Рис. 1. Организационно-правовое регулирование аудиторской

деятельности в РФ



В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита (табл. 1).

Первый уровень – Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г. Этот закон является основным законодательным актом прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Таблица 1

Система нормативного регулирования аудита в РФ


Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума,  Президент РФ

II

уровень

Постановления, Приказы

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

III

уровень

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, Стандарты аудиторской деятельности

Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

IV

уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

V

уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации


Профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудиту. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:[6]

§  обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

§  содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

§  помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

§  создают общественный имидж профессии;

§  устраняют контроль со стороны государства;

§  помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

§  обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В настоящее время выделяют три группы стандартов:[7]

§  национальные;

§  международные;

§  внутрифирменные.

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаются несколько организаций, в частности Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель:

§  способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового;

§  унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности. – стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.

2. Аудит финансового результата деятельности предприятия

2.1 Особенности аудита финансовых результатов


Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации существенно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Источниками информации для проверки являются:

¨     Положение об учетной политике предприятия;

¨     учредительные документы, протоколы собраний учредителей;

¨     приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.);

¨     выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.);

¨     учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68;

¨     Главная книга;

¨     бухгалтерская отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и дур.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результата отчетного периода.[8]

Счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На счете 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). На счете 91 "Прочие доходы и расходы" отражаются все операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов, а также расходов по уплате налога на прибыль).

По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" переносится на счет 99 "Прибыли и убытки". Непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки" находят отражение доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, или так называемые чрезвычайные доходы и расходы. Прямо на счет 99 "Прибыли и убытки" также относятся суммы платежей налога на прибыль.

В результате на счете 99 "Прибыли и убытки" выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Эта величина заключительными записями декабря переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Производится распределение прибыли. Оно подразумевает начисление дивидендов (доходов), отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет. Все эти операции регистрируются в учете по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителями" (на сумму начисленных дивидендов) и 82 "Резервный капитал" (на сумму отчислений в резервные фонды). После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.

Распределение прибыли подразумевает начисление дивидендов, отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет. Все эти операции отражаются в учете по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 «Расчеты с учредителями» (на сумму начисленных дивидендов) и 82 «Резервный капитал» (на сумму отчислений в резервные фонды). После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.

Аудитору необходимо проверить:[9]

¨     правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;

¨     наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

¨     правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;

¨     законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам;

¨     правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

¨     правильность отражения данных о бартерных сделках;

¨     правильность отражения прибыли, полученной от покупателя в виде финансовой помощи, краткосрочного кредита;

¨     правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;

¨     правильность отражения в учете выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

¨     правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;

¨     правильность отражения в учете финансовых санкций, подлежащих изъятию в бюджет за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

¨     правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;

¨     правильность отражения выручки от произведенного капитального ремонта основных фондов, выполненного хозяйственным способом;

¨     правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 "Прибыли и убытки", 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

2.2 Проверка правильности формирования финансового результата

Аудитору необходимо проверить правильность формирования финансового результата. Аудитор проверяет правильность классификации доходов и расходов для целей финансового и налогового учета. Классификация доходов и расходов организации для целей финансового учета регламентируется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99. Для целей налогового учета следует руководствоваться 25 главой НК РФ (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ классификаций доходов и расходов

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ

В финансовом учете согласно ПБУ

В налоговом учете согласно  25 главы НК РФ

Доходы от обычных видов деятельности (п. 5-6 ПБУ 9/99)

Доходы от реализации (ст. 249 НК РФ)

Внереализационные доходы (п. 8 ПБУ 9/99)

Внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ)

Операционные доходы (п. 7 ПБУ 9/99)

-

Чрезвычайные доходы (п. 9 ПБУ 9/99)

-

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

В финансовом учете

В налоговом учете

Расходы от обычных видов деятельности (п.5-10 ПБУ 10/99)

Расходы, связанные с производством и реализацией (ст.252 НК РФ)

Внереализационные расходы (п.12 ПБУ 10/99)

Внереализационные расходы (ст.265 НК РФ)

Операционные расходы (п.11 ПБУ 10/99)

-

Чрезвычайные расходы (п.13 ПБУ 10/99)

-



В соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ на объект обложения налогом на прибыль оказывают влияние как полученные доходы, так и произведенные организацией расходы.

При проверке налогообложения прибыли аудитору необходимо установить:

¨     соблюдались ли организацией принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения в соответствии со ст. 40 НК РФ;

¨     являются ли произведенные организацией расходы обоснованными, документально подтвержденными и списанными в уменьшение доходов от реализации продукции (работ, услуг);

¨     все ли внереализационные доходы (за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ) включены при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и др.

При рассмотрении вопросов, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль, аудиторам следует учитывать, что порядок записей на счетах учета расчетов по уплате в бюджет налога на прибыль претерпел изменения.

В течение года суммы авансовых платежей налога на прибыль отражаются по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Суммы фактически причитающихся платежей (согласно расчетам) записывают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 68 «субсчет «Налог на прибыль» определяется сумма задолженности по платежам в бюджет или переплаты.

Погашение долга отражается записью по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Когда сумма переплаты засчитывается в счет начисленных платежей следующего периода, никакие дополнительные записи не делаются. Если сумма переплаты возвращается организации из бюджета, то в учете производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».


2.3 Проверка правильности формирования прибыли предприятием


По итогам каждого месяца организация выявляет прибыль (убыток):

Дебет 90-9 Кредит 99 – отражена прибыль от продаж;

Дебет 99 Кредит 90-9 – отражен убыток от продаж.

Прибыль (убыток) от прочей деятельности отражается с помощью следующих проводок:

Дебет 91-9 Кредит 99 – отражена прибыль от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца);

Дебет 99 Кредит 91-9 – отражен убыток от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).

Алгоритм проверки формирования прибыли от продажи продукции, работ, услуг в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен на рис. 2.

Осуществляя проверку, аудитор должен учитывать, что в отчетности формирование финансового результата показывается развернуто. Аудитор проверяет отражение результата от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

¨     операции по продажам надлежащим образом санкционированы;

¨     на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;

¨     продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;

¨     стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;

¨     суммы продажи правильно классифицированы;

¨     суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции, работ, услуг правильно отражены на соответствующих счетах.

Сумма оборотов по кредиту счета 90 за отчетный период

 

Сумма оборотов по дебету счета 90 за отчетный период в корреспонденции с кредитом счетов 68

 

Сумма оборотов по дебету счета 99 за отчетный период в корреспонденции с кредитом счета 90

 

Строка «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС и др. аналогичных обязательных платежей)»

 
                       


                         =                                  -                                 -




Строка «Себестоимость проданных товаров,                                               продукции, работ, услуг»
 

Сумма оборотов по дебету счета 90

 

Сумма оборотов по дебету счета 90 в корреспонденции со счетами 68,99

 

Сумма оборотов по дебету счета 90 в корреспонденции со счетами 43,44


 

Сумма оборотов по дебету счета 90 в корреспонденции со счетом 26


 
 


                     =                     -                          -                           -




Строка «Коммерческие расходы»

 

Сумма оборотов за отчетный период по дебету счета 90 в корреспонденции со счетами 43,44

 
 

                           =



Строка «Управленческие расходы»

 

Сумма оборотов за отчетный период по дебету счета 90 в корреспонденции со счетом 26

 
 

                           =



Рис. 2 Схема проверки формирования прибыли


Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот.

Важное значение придается аудиторами проверке прибыли (убытков) от внереализационных операций.

При проверке прибыли (убытков) от внереализационных операций необходимо установить:[10]

¨     правильность и полноту отражения доходов (убытков) от присужденных или признанных должниками штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков;

¨     полноту ведения процентов по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах предприятия;

¨     правильность и полноту полученных доходов от сумм, находящихся на депозитных счетах;

¨     соблюдение условий по договорам займов и полноту получения доходов по всем видам займов;

¨     правильность отражения доходов (расходов) от курсовых разниц по операциям с валютой;

¨     правильность определения дополнительных расходов по заказам, расчеты по которым закончены в истекших годах;

¨     правомерность списания убытков от стихийных бедствий;

¨     правильность списания долгов и дебиторской задолженности;

¨     правильность получения и документального оформления доходов от долевого участия в других предприятиях;

¨     правильность и полноту получения дивидендов по акциям и доходов по облигациям и другим ценным бумагам;

¨     полноту перечисления и получения доходов от сдачи имущества в аренду;

¨     законность списания расходов по содержанию законсервированных мощностей и объектов;

¨     правильность списания убытков от списания ранее присужденных долгов по недостачам и хищениям, по которым возвращены исполнительные документы;

¨     правильность списания затрат по аннулированным заказам;

¨     правильность оформления документов по списанию некомпенсированных потерь от стихийных бедствий;

¨     правильность отнесения на внереализационные доходы и расходы других операций;

¨     соответствие записей синтетического и аналитического учета по счетам 99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки отражения операционных и внереализационных доходов и расходов могут использоваться следующие процедуры:

¨     сверка с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении);

¨     проверка правильности отнесения расходов к тому или иному периоду;

¨     анализ данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов.

Налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав операционных расходов в суммах, начисленных организацией за отчетный период, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли. Поэтому аудитор должен проверить правильность составления расчетов по указанным налогам (определение налогооблагаемой базы, применение ставок), провести арифметическую проверку расчетов.


2.4 Проверка правильности формирования нераспределенной прибыли


Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) и осталась в распоряжении предприятия.

Аудитор проверяет правильность формирования нераспределенной прибыли. Формирование нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отражается следующими проводками:

Дебет 99 Кредит 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» – отражена чистая прибыль отчетного года.

Дебет 84 субсчет «Непокрытый убыток» Кредит 99 – отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

В течение отчетного года финансовый результата организации (прибыль или убыток) отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

31 декабря каждого года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток».

Аудитор проверяет правильность организации аналитического учета нераспределенной прибыли в организации.

К счету 84 могут быть открыты следующие субсчета:

¨     «Прибыль, подлежащая распределению»;

¨     «Нераспределенная прибыль»;

¨     «Непокрытый убыток».

Аудитор проверяет правомерность использования прибыли. Чистая прибыль может быть использована на:

¨     выплату дивидендов акционерам (участникам) организации;

¨     создание и пополнение резервного капитала;

¨     увеличение добавочного капитала;

¨     погашение убытков прошлых лет.

Следует помнить, что авансовое использование прибыли текущего года недопустимо. В случае получения убытка аудитор проверяет наличие решения о том, за счет каких средств он покрыт, принятого собственниками (учредителями) организации.

Убыток может быть погашен за счет:

¨     целевых взносов акционеров (участников) организации;

¨     средств резервного капитала;

¨     средств нераспределенной прибыли прошлых лет.

Убыток может быть списан с баланса, если общее собрание примет решение об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов.

При проверке финансовых результатов целесообразно использовать аналитические процедуры. На основании общего анализа хозяйственных операций производится оценка вероятных расходов и анализируется, были ли эти расходы действительно учтены в бухгалтерских регистрах.

Для этого можно сравнить суммы, аккумулированные на счете 99 «Прибыли и убытки», с показателями, установленными для текущего периода, и фактическими суммами расходов за соответствующие периоды прошлого года.

Таким образом, целью аудита финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.


Заключение


Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать некоторые выводы:

1)        Аудит - элемент рыночных отношений - внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами).

2)        Независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.

3)        Основные принципы аудита:

¨     независимость;

¨     честность;

¨     объективность;

¨     профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность;

¨     профессиональное поведение.

4)        Аудит финансового результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия заключается в проверке правильности  формирования прибыли, начислений налога на прибыль, соответствии принятия доходов и расходов нормативным актам РФ, соответствия учета принципам бухгалтерского учета, установленным нормативно-законодательными актами РФ.

5)        Целью аудита финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Список литературы


1.     Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (ред. от 14.12.2001)

2.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)

3.     Постановление правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности»

4.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)

5.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001.

6.     Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2003

7.     Лабынцев Н.Т. Аудит: теория, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 1998

8.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е издание, исправленное. – М.: ИНФРА-М, 1999

9.     Суйц В.П. Аудит: Практическое пособие для аудиторов. – М.: АНКИЛ, 1994.

10.                        Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003



[1] Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2003. – с. 6.


[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е издание, исправленное. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 24

[3] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 23

[4] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 24


[5] Постановление правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности»

[6] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 22


[7] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 91

[8] Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001. – с. 105

[9]Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001. – с. 106

 

[10] Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001. – с. 107