Содержание

Вопрос №1. Налоговая система РФ и принципы ее построения.. 3

Вопрос №2. Налог на игорный бизнес.. 10

Задача.. 15

Список литературы... 16
















Вопрос №1. Налоговая система РФ и принципы ее построения

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-то в замен. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общественное назначение налогов проявляется в их фикциях. Их две- «фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п.[1]

 Экономическая фикция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально- экономические процессы в обществе. Налоги в этой фикции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым представлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы государство решает серьезные, порой стратегические задачи.

Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность.

Фикции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов.

Каждый налог содержит обязательные элементы.

 В нем указывается:

·        «кто» является плательщиком, т.е. субъектом данного налога;

·        что выступает объектом налогообложения(доход, имущество, наследство);

·        из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд,  т.п.);

·        в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны – в  подоходном  налоге, налог на прибыль; гектар или акр – в поземельном, человек – в подушном налоге);

·        величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;

·        налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».

Первый из них основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам. Именно по этому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него налог и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подачу его в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ применяется в практике нашей страны.

Налоги бывают «прямые» и «косвенные».

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата,  прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Косвенные налоги устанавливают в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.[2]

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял бы каждому вести расчеты самостоятельно.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех вида:

·        акцизы;

·        фискальные;

·        монопольные налоги;

·        таможенные пошлины.

Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства, а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет.

Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «религии», т.е. присвоения государством исключительного права на какой- либо вид деятельности.

Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы.

Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель- рост бюджетных доходов, о чем говорит само их название.

На ряду с этими налогами применяются «прогрессивные», «пропорциональные», « регрессивные» налоги.

Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов.

Регрессивный налог- характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее прироста, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям:

·        социальная сфера;

·        стимулирование научно- технического прогресса;

·        защита окружающей среды.

В российской Федерации принят Закон «Об основах налоговой системы».  Он определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия:

·        «налог»;

·         «сбор»;

·         «пошлина»;

·        «плательщики»; и др.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально это противоречие разрешает выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. В соответствии с этим к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акции, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.

К республиканским налогам отнесены: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами,  лесной  доход.

К местным налогам относят: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий всех организационно- правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

·        равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом;

·        ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности;

·        система налогов должна быть комплексной;

·        сочетание стабильности и гибкости должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

·        единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер.

При формировании налоговых систем исходя из ряда принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а  с другой, защитить права налогоплательщика.

Следующий принцип- множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, во- первых, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле, во- вторых, тем, что много «мелких» налогов психологически легче выдержать, чем один, но высокий.

Одним из основных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок.

С изменением экономических условий могут и должны меняться ставки, правила  и виды налогов, а также элементы налоговой системы, но эти изменения должны быть по возможности крайне редкими.

В налоговой системе также должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный и т.п.

Действующая налоговая система российской федерации введена в хозяйственную практику с 1992года законом РФ «об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991г., № 2118) с учетом последующих дополнений и изменений. В указанном законе установлены основные принципы налогообложения, состав налогов и налоговая ответственность.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяют «федеральные», «субъектные» и «местные» налоги.

Федеральные налоги, их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяются Законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам.

По налогам субъектов Федерации и местным налогам в Законе определены лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок.

Плательщики представлены тремя группами: «юридические лица», «физические лица», зарегистрированные в качестве предпринимателей» и «физические лица».

В структуре налогов РФ применительно к юридическим лицам ведущую роль играют «налог на прибыль», «налог на добавленную стоимость», «налог на имущество».

Вопрос №2. Налог на игорный бизнес

          С введением новой налоговой системы России доходы от игорного бизнеса сразу были выделены  в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п.9 ст.2, подп. «в» п.1 и п.2 ст.10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций » доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа ), от   проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70%. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты,  связанные с получение этого дохода.

В соответствии с подп. «о» п.1 ст. 5 Закона РСФСР от 6 декабря 1991г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость.

С принятием Закона РФ от 16 июля 1992г. № 3317-1, внесшего изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации   о налогах, было законодательно введено понятие «игорный бизнес», а также изменены правила налогообложения:

·        в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному подп. «Ц» п.1 ст. 21 закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»)

·        доходы от казино, иных игорных домов (мест)  и другого игорного бизнеса с 1июля 1992гю стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% .

·        с принятием и введением в действие федерального закона от 31 июля 1998г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» в налогообложении организаций игорного бизнеса прошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название «о сборе с игорных заведений», существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов в виду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги.[3]

 Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в «черный» оборот. В результате при любой ставке налогам на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001г. № 8-Фз в Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001г. № ВБ -6-26-/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, а также поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России.

Глава 29 «Налог на игорный бизнес» введена в часть вторую Налогового  кодекса в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 182- ФЗ « о внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства российской Федерации о налогах и сборах».

По существу, глава 29 «Налог на игорный бизнес» части второй налогового кодекса РФ воспроизводит элементы налогообложения на игорный бизнес, предусмотренные Федеральным законом «О налоге на игорный бизнес».

Изменения коснулись следующего:

·        в целях установления налога на игорный бизнес введены новые понятия(«участник», «игровое поле»), уточнены ряд понятий (вместо понятии «игорное заведение» используются понятия «организатор игорного заведения» и «организатор тотализатора»; вместо понятия «касса» - понятие «касса тотализатора» и «касса букмекерской конторы») и определения практически всех понятий;

·        изменен порядок регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

·        установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

·        установлен порядок определения налоговой базы;

·        налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

·        не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

·        изменен срок уплаты налога: в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу , а не позднее срока, установленного для подачи налоговой деколорации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Существенным изменением является то, что в соответствии со ст.2 и 4 федерального закона от 27 декабря 2002г. № 182- ФЗ, внесшим изменения и дополнения в закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», налог на игорный бизнес является региональным, а не федеральным налогом.

Согласно ст.3 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» плательщиками налога на игорный бизнес признавались организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Согласно подп 9 п.3 ст.346 12гл 26,2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса РФ (гл 26,2 введена Федеральным законом от 24 июля 2002г. № 104-ФЗ ) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.[4]

Объектами налогообложения признаются:

·        игровой стол;

·        игровой автомат;

·        касса тотализатора;

·        касса букмекерской конторы.

Налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения.

В соответствии с п.1 ст. 53 части первой Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Из положений ст. Федерального  закона «О налоге на игорный бизнес» следует, что названный Закон помимо прочего установил порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на игорный бизнес.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:[5] 

·        за один игровой стол- 25000- 125000рублей;

·        за один игровой автомат – от 1500 до 7500рублей;

·        за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – от 25000 до 125000 рублей.

Действующий порядок зачисления сумм налога на игорный бизнес должен быть предусмотрен бюджетным законодательством. Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г., одобренной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001г. № 584) предусматривает к 2005г. следующее распределение сумм налога на игорный бизнес:

·        80 % от общего объема поступлений – в региональные бюджеты;

·        20 % от общего объема поступлений – в местные бюджеты.


 



    






Задача

Дано: розничная торговая организация реализовала за наличный расчет товаров на 244600рублей, в том числе НДС 20%, покупная стоимость реализованного товара 192000рублей, в том числе НДС 20%. Рассчитать налог на добавленную стоимость и составить соответствующие бухгалтерские проводки.

 

Покупная цена 192000руб

В момент поступления товаров сделаны следующие проводки:

160000   Дт 41 Кт 60 – поступили на склад товары

32000     Дт  19/3 Кт 60 –НДС по поступившим ценностям (192000/120*20= 320000 )

32000    Дт 68     т 19/3 – принята к вычету сумма НДС по оплаченным товарам


Реализовано  товаров на сумму 244600рублей, сделаны следующие проводки:

244600  Дт 50 Кт 90/1 – признана выручка от продажи товаров,

160000  Дт 90/2 Кт 41 – списана учетная стоимость товара

40767 – Дт 90/3 Кт 68 – начислен НДС по реализованным товарам( 24600/120*20= 40767)

43833 Дт 90/9 Кт 99 – отражен финансовый результат за отчетный месяц.

 

 

  

Список литературы


1. Борисов А.Н. «Налог на  игорный бизнес», Комментарии к главе 29 части второй Налогового Кодекса РФ.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.- 111с

2. Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- 605 с.

3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

4. Кондраков И.П.«Бухгалтерский учет»: Учебное пособие .-4-е издание, перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М2002.-640с.

5.«Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с






 


[1] Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- 299стр

[2] Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- 300стр


[3] Борисов А.Н. «Налог на  игорный бизнес», Комментарии к главе 29 части второй Налогового Кодекса РФ.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.- 5с

[4] Борисов А.Н. «Налог на  игорный бизнес», Комментарии к главе 29 части второй Налогового Кодекса РФ.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.- 40с


[5] Борисов А.Н. «Налог на  игорный бизнес», Комментарии к главе 29 части второй Налогового Кодекса РФ.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.- 40с