Содержание
Введение.. 3
1. Государственная служба в органах внутренних дел и ее правовое регулирование.. 5
2. Особенности государственной службы в органах внутренних дел.. 12
3. Понятие о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.. 16
4. Дисциплина в органах внутренних дел: ее значение и способы укрепления.. 17
5. Подготовка и повышение квалификации кадров органов внутренних дел.. 23
Заключение.. 29
Список литературы... 30
Введение
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форма собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. ОВД в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Служба в органах внутренних дел и деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения и соблюдения прав человека и гражданина, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда с учетом способности и квалификации.
Милиция, входящая в систему органов внутренних дел, решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации являются гражданами РФ, состоящими в должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, порядке присваиваются специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Являясь самостоятельной и специфической отраслью, органы внутренних дел выполняют значительную работу по реализации различных социальных мероприятий государства и общества, а также имеют свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере деятельности. Деятельность органов внутренних дел направлена на соблюдение гражданами законов и иных правовых актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права.
Деятельность органов внутренних дел характеризуется также единоначалием и высокой служебной дисциплиной. Органы внутренних дел организуют и осуществляют охрану общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают общественную безопасность. Многие сотрудники органов внутренних дел обладают статусом представителей власти, наделены правом применять меры административного принуждения. Организация и деятельность органов внутренних дел помимо общего законодательства регулируется также специальными положениями, уставами, наставлениями.
В целом, целью данной работы является рассмотрение основ прохождения государственной службы в органах внутренних дел.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить принципы и правовое регулирование государственной службы в органах внутренних дел;
- Рассмотреть особенности государственной службы в органах внутренних дел;
- Дать понятие и определить основные элементы прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава ОВД;
- Охарактеризовать понятие дисциплины в ОВД;
- Рассмотреть процесс подготовки и повышения квалификации кадров в ОВД.
1. Государственная служба в органах внутренних дел и ее правовое регулирование
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой структуры являются министерства внутренних дел республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел краев. Областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП). Кроме того, в структуру МВД входит так же Следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), Главное управления исполнения наказаний (ГУИН), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт-Петербургская академия, институты, высшие школы, средние – специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а так же иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД РФ входят и внутренние войска, состоящие из округов, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления ими[1].
Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.
В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приобретенные направления в деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
На службу в ОВД РФ принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющим образование не ниже среднего, способные по своим деловым, личным качествам, по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности[2].
Прием на службу сотрудников внутренних дел осуществляется согласно компетенции, определенной министром внутренних дел Российской Федерации. Приказ объявляется сотруднику органов внутренних дел под расписку.
Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации имеют форменную одежду, образцы которой утверждены Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленного образца.
Сотрудники милиции органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определенном министерством ВД РФ.
Правовую основу службы в ОВД РФ составляет, во-первых, Конституция Российской Федерации. Наряду с Конституций и Законом к правовому положению милицейских органов применимы нормы ряда иных Федеральных законов. В частности необходимо выделить[3]:
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ»;
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" - нормативный акт принятый в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями данный Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких;
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции";
Кроме того, применимы нормы Уголовного кодекса РФ (ст.286, 302, 318, 319), также нормы некоторых других Федеральных законов.
Отметим, что в своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В виду того, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации на деятельность органов милиции распространяет свое действие Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. №1039.
Среди иных указов президента РФ необходимо выделить:
- Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью";
- Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.);
Наряду с указами президента РФ к правовому регулированию положения органов милиции применимы и Постановления правительства РФ. Отметим наиболее важные:
- Постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1027-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции";
- Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 «О структуре криминальной милиции»;
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 О структуре милиции общественной безопасности, создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589;
- Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. №720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе МВД РФ».
Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью в соответствии с действующим законодательством. Присягой. Положением о службе в ОВД РФ и контрактом.
При исполнении служебных обязанностей сотрудники ОВД находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудники органов внутренних дел обязаны принимать меры к исполнению закона.
Отмена или изменение решения, принятого сотрудником ОВД при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности если они не являются результатом предусмотрительного нарушения закона.
Сотрудники ОВД РФ в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не может быть ограничен решениями политической партии, общественного объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
За противоправные действия или бездействия при исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудником ОВД подлежит возмещения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений[4]. Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.
Для выполнения требований, указанных в Законе РФ о милиции и положении и службе в органах внутренних дел Российской Федерации и в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляют профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку.
Гражданин Российской Федерации не может быть принят в органы внутренних дел, только в случае если он:
1. Вступившим в законную силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным.
2. Имел судимость.
3. Не отвечает требованиям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Сотруднику внутренних дел запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему внутренних дел РФ, но данный запрет не распространяется на творческую, преподавательскую и научную деятельность. Применение силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Сотрудники органов внутренних дел и милиции имеют право обнажать огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке возникают условия и основания для его применения. Согласно Закона о милиции РФ сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях[5]:
- для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
- для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для освобождения заложников;
- для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
- для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;
- для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения издано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции;
- для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных: для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
2. Особенности государственной службы в органах внутренних дел
На сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации продолжительность рабочего времени. Для сотрудников внутренних дел, исполняющих обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенный рабочий день.
В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде. При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на компенсацию за выполнение им дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации в соответствующим законодательством. Внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается их начальниками в соответствии с законодательством и исходя из особенности деятельности этих органов в порядке определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законом РФ, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществления имеющихся у них правомочий.
В органах внутренних дел создаются суды чести соответственно среднего и младшего начальствующего состава. На рассмотрение судов чести могут быть внесены или приняты по собственной инициативе материалы.
Суды чести не в праве рассматривать материалы о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым ранее состоялось решение компетентных органов и должностных лиц.
Суд чести, рассмотрев проступки, может не применять мер воздействия, а ограничиться обсуждением, если сотрудники органов внутренних дел чистосердечно раскаются, принеся извинения коллективу и потерпевшему, а также добровольно возместив причиненный ущерб.
Начальники органов внутренних дел несут ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он должен создать необходимые условия для труда и отдыха, и повышения квалификации подчиненных.
Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники подчинены по службе, хотя и временно. Ближайшим к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды взысканий:
1. Замечание.
2. Выговор.
3. Строгий выговор.
4. Предупреждение о неполном служебном соответствии.
5. Понижение в должности.
6. Снижение в специальном звании на одну ступень.
7. Лишение нагрудного знака.
8. Увольнение из органов внутренних дел.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток от того дня, как начальнику стало известно о совершенном проступке, до наложения взыскания на сотрудника ОВД, привлекаемого к ответственности должно быть истребовано письменное объяснение.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно взыскание с указанием мотивов применения, объявляется сотруднику ОВД, подвергаемому взысканию, под расписку.
Дисциплинарное взыскание, наложенное приказом, снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении 1 месяца. Взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органов внутренних дел, либо в период нахождения его в отпуске или командировке, а также в случае если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев. В указанный период не входит период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, во время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
За образцовое исполнение служебных обязанностей, высокие результаты по службе предусматриваются следующие виды поощрений:
1. Объявление благодарности.
2. Выдача премии.
3. Награждение ценными подарками.
4. Занесение в книгу почета.
5. Награждение почетной грамотой.
6. Награждение нагрудным знаком.
7. Награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени органа внутренних дел.
8. Награждение именным оружием.
9. Досрочное присвоение очередного звания.
10. Присвоения специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.
В качестве поощрения может применяться снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. В пределах определения служебного соответствия сотрудники органов внутренних дел на определенный срок проходят аттестацию.
Сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходят аттестацию при его продлении, а сотрудники, заключившие контракт на неопределенный срок - каждые пять лет службы, сотрудники ОВД аттестуются также при предоставлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) ОВД, а также при увольнении по одному из следующих оснований:
- по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
- за грубое нарушение, либо систематическое нарушение дисциплины;
- за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личности и нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.
Основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел являются[6]:
1. Увольнение из ОВД.
2. Прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Признание в установленном порядке без вести отсутствующего сотрудника.
4. Смерть.
Согласно Закона РФ о милиции, сотрудник милиции может быть уволен со службы по следующим основаниям[7]:
- по достижении предельного возраста;
- установленного Положением о службе внутренних дел;
- по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
- по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
- по окончании испытательного срока либо до его окончания в случаях обнаружившейся непригодности к службе;
- в связи с нарушением условий контракта; по состоянию здоровья, препятствующему прохождению службы; по служебному несоответствию; за грубое, либо систематическое нарушение дисциплины;
- по собственному желанию, а также по другим законным основаниям.
Увольнение сотрудника милиции в связи с совершением преступления допустимо только после вступления обвинительного приговора в законную силу.
Граждане РФ, зачисленные на должность рядового и начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел РФ, не подлежат призыву на военную службу, снимаются с военного учета и ставятся на учет в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
3. Понятие о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуге лет и занимаемой должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также переводом на другую должность, т.е. посредством назначения на должность. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднеспециального или высшего образования. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные куры по программе, утвержденной МВД РФ[8].
Для поступающих впервые на службу в органы внутренних дел может быть установлен испытательный срок от 3 месяцев до 1 года, в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером без присвоения ему специального звания.
Персональные звания присваиваются персонально с учетом квалификации, образования, отношения к службе, выслуги и занимаемой штатной должностью. Специальное звание «рядовой» присваивается начальником, которому представлено назначение на эту должность. Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений и иными начальниками, которым это право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации. Первое специальное звание среднего и старшего начальствующего состава присваивается министром внутренних дел Российской Федерации.
Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Сроки выслуги в специальном звании рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава установлены законом.
1. Рядовой милиции 1 год.
2. Младший сержант 1 год.
3. Сержант 2 года.
4. Старший сержант 3 года.
5. Прапорщик 5 лет.
6. Младший лейтенант 1 год.
7. Лейтенант 2 года.
8. Старший лейтенант 3 года.
9. Капитан 3 года.
10. Майор 4 года.
11. Подполковник 5 лет.
4. Дисциплина в органах внутренних дел: ее значение и способы укрепления
Важным условием управления коллективом, дисциплинарными отношениями является эффективное использование влияния, лидерства, власти.
Влияние – это любое поведение человека, вносящее изменение в поведение другого человека.
Лидерство – способность оказывать влияние на личность, группу, направляя их на достижение целей организации, способность добиться поставленной задачи с помощью других людей.
Состояние дисциплины и организованности в любом коллективе, в значительной степени зависит от примерности самих начальников от того, насколько они авторитетны среди подчиненных, насколько они сами во всей своей служебной деятельности и в повседневной жизни соблюдают требования дисциплины.
Нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки распоряжений и предписаний вышестоящих органов, не когда не сможет воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных. Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно строгой.
Поэтому твердая дисциплина в органах внутренних дел достигается[9]:
- воспитанием у лиц рядового и начальствующего состава высоких морально-политических и деловых качеств и сознательного отношения к выполнению служебного долга;
- поддержанием уставного порядка;
- обеспечением неукоснительного соблюдения законности;
- повседневной требовательностью начальников к подчиненным, постоянной заботой о них, уважением их личного достоинства, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения.
Так, согласно Положения о службе в органах внутренних дел РФ за состояние служебной дисциплины среди подчиненных ответственность несет начальник, который наряду с высокой требовательностью к ним обязан[10]:
- создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;
- воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
- обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
- уважать честь и достоинство подчиненных;
- не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.[11]
Со всеми своими подчиненными каждый начальник обязан быть ровным, от каждого в равной степени требовать исполнения его служебных обязанностей, установленных правил поведения. В отношениях с подчиненными начальник не имеет права поддаваться чувству симпатии и привязанности. Он всегда должен быть объективным ко всем и давать оценку подчиненным по их конкретным делам. Несправедливые излишние придирки к одним подчиненным и попустительство к другим подрывает основы дисциплины и могут в ряде случаев привести к тяжелым правонарушениям и даже преступлениям.
Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по применению к подчиненным аттестованным работникам поощрений, взысканий и иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия.
Так, в соответствии с п.п. 2.1, 2.3, 4.1 - 4.5 Приказа МВД РФ от 02.08.1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел» начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ, начальникам УВДТ, УЛИТУ, органов внутренних дел УРО МВД России приказано:
- считать одной из важнейших задач руководителей органов внутренних дел всемерное укрепление законности и дисциплины;
- шире использовать в целях мобилизации личного состава на добросовестное исполнение служебных обязанностей моральные и материальные формы стимулирования. К нарушителям дисциплины и законности применять меры материального ограничения: снижать размеры или лишать полностью выплачиваемых ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; премии за личный вклад в общие результаты по реализации возлагаемых на органы внутренних дел задач, выполнение специальных заданий и добросовестное исполнение служебных обязанностей; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года; ежемесячной доплаты (надбавки к денежному довольствию) сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию;
- решительно пресекать факты сокрытия случаев правонарушений, допущенных личным составом, беспринципности в их оценке. Принимать к виновным строгие меры дисциплинарного воздействия вплоть до освобождения от занимаемой должности;
- организовать в системе служебной подготовки постоянно действующие семинары руководящего и командного состава по обучению современным формам и методам работы с подчиненными, укрепления законности и дисциплины, основам воспитания сотрудников, педагогики и психологии;
- постоянно осуществлять разъяснение требований норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение преступлений и должностных проступков, раскрывать содержание норм служебной дисциплины, этики, такта, профессионально - ориентированного поведения. Использовать в этих целях возможности средств массовой информации, художественную литературу и произведения о деятельности органов внутренних дел, показывающие нравственную суть дисциплины и профессиональной культуры. В работе по укреплению дисциплины и законности среди личного состава основной упор делать на индивидуальное воспитание подчиненных, обратив особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков, на молодых сотрудников.
Человек, заключая трудовой договор (контракт), вступает во множество отношений разного вида, которые объединяются одним названием – трудовые отношения. В них присутствуют имущественные, управленческие, этические, эстетические отношения, а также отношения по поводу рабочего времени и времени отдыха, по поводу чести и достоинства человека и др.
В самом широком смысле дисциплинарные отношения регулируются практически всеми отраслями права: государственным, финансовым, административным, трудовым и др.
Важной формой отношений являются правоотношения. Эта форма возникает на основе норм права. Она включает права, обязанности, объект отношения, ответственность сторон.
Дисциплинарные отношения – это вторичная форма трудовых отношений. Эта форма присутствует в любом трудовом отношении, так как это отношение по поводу исполнения обязанности и реализации прав, по поводу распределения прав и обязанностей.
По содержанию дисциплинарные отношения делятся на четыре вида: охранительные, поощрительные, воспитательные, организационные.
Содержанием дисциплинарного отношения являются права и обязанности его сторон, их ответственность. Они различаются в зависимости от вида отношений.
При наличии одного из двух юридических фактов: невыполнение обязанностей (в том числе некачественное исполнение обязанностей) и превышение права, причиняющее ущерб другим работникам, возникают охранительные правоотношения. Одна из сторон этих отношений – администрация, общественные организации – наделена дисциплинарной властью. Другая сторона – работник.
Следующим видом дисциплинарных отношений являются поощрительные отношения. Юридическим фактом, порождающим правоотношения, является проявление работником активности в том виде, который указан в гипотезе поощрительной нормы. Носитель дисциплинарной власти может, а при определенных условиях обязан поощрить работника (гипотеза – часть нормы права, в которой перечисляются факты, при наличии которых возникают права, обязанности).
Весомую роль в дисциплинарных отношениях играют воспитательные отношения. Их содержание включает право и обязанность администрации воспитывать работника, используя, в частности, метод убеждения. Цель развития этих отношений состоит в повышении уровня образования, формировании личности, привитии необходимых навыков и умений, формировании мировоззрения, совершенствовании физического развития человека.
Организационные отношения складываются из деятельности, направленной на создание, поддержание дисциплинарных отношений. Они включают: определение прав, обязанностей, ответственности; распределение их среди работников и т.д.
Дисциплинарные отношения делят также на властеотношения, или, как отмечал Н.Г.Александров, авторитарные отношения и отношения сотрудничества, возникающие между участниками труда, не связанными отношениями власти и подчинения.
Властная сторона: администрация, трудовой коллектив, общественные организации наделены тремя правами – принуждение, поощрение и убеждение по отношению ко второй стороне – работнику. Кроме того, они обязаны организовать эти отношения.
В то же время работник имеет право использовать метод убеждения по отношению к администрации, своему товарищу, общему собранию и т.д. Работник, кроме того, участвует в выработке стратегии по укреплению дисциплины, в принятии решений, контроле и других функциях управления дисциплиной.
Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека. Выделяют три вида поведения человека:
1. активное, когда работник не только исполняет свои обязанности, но и исполняет свои права и, кроме того, проявляет большую активность, чем предусмотрено нормой, исходя из принципа «разрешено все, что не запрещено»;
2. правомерное – исполнение обязанностей, использование прав;
3. отклоняющееся, или неисполнение обязанностей, превышение прав, причиняющее ущерб другим людям, коллективу.
К объекту дисциплинарных отношений относится и уровень трудовой дисциплины, отражающий количественную и качественную оценку поведения.
5. Подготовка и повышение квалификации кадров органов внутренних дел
Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу) в органы внутренних дел или, осуществляется соответствующими структурными подразделениями органов внутренних дел. В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества.
По результатам предварительного изучения начальник структурного подразделения органа внутренних дел составляет справку о результатах изучения кандидата.
Справка направляется руководителю органа внутренних дел, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в органах внутренних дел.
Годность к службе (учебе) по состоянию здоровья кандидатов определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в органах внутренних дел, утвержденным приказом МВД России от 2 октября 1995 г. N 370 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России".
При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в органы внутренних дел, а также признания его военно-врачебной комиссией годным к этой службе, кандидат пишет заявление о приеме на службу в органы внутренних дел.
Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел осуществляется[12]:
1) путем заключения индивидуальных контрактов по форме, установленной приказом МВД России от 19 июля 1999 г. N 526;
2) по конкурсу;
3) посредством назначения на должность.
Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение. Контракт о службе в органах внутренних дел (далее - контракт) подписывается начальниками, имеющими право приема граждан на службу.
На граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе в ОВД РФ. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел.
С лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения МВД России, контракт заключается органом внутренних дел, направляющим гражданина для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения. После окончания образовательного учреждения условия контракта, за исключением срока службы в органах внутренних дел не менее пяти лет, по согласованию сторон могут быть пересмотрены. Дополнительные условия при перезаключении контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, которое ранее было предусмотрено при его заключении. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя органа внутренних дел, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим органом внутренних дел.
Повышение квалификации осуществляется за счет аттестации служащих в органах внутренних дел.
Аттестация сотрудника ОВД - определение, квалификации, оценка роста и качества знаний специалиста, характеристика его профессионализма[13].
Общие требования, которые предъявляются к сотруднику ОВД, порядок их квалификационной аттестации, определение их квалификационной характеристики закреплены в специальных нормативно-правовых актах.
Для проведения аттестации создаются квалификационные комиссии.
Цель квалификационной аттестации специалиста - улучшение качественного состава работников органов внутренних дел.
Задачи квалификационной аттестации сотрудника ОВД[14]:
- определение уровня профессиональной квалификации;
- соответствие занимаемой должности;
- решение вопроса о поощрении - присвоении ему квалификационного разряда (и других поощрений) для стимулирования роста профессионализма, развития морально-правового долга и ответственности за укрепление законности, охрану и защиту прав граждан;
- решение вопроса о наказании - понижении и квалификационном разряде (и других наказаний) как одно из условий устранения недостатке в работе.
При аттестации учитываются достоинства сотрудника ОВД:
- психологические;
- политические;
- профессионально-правовые;
- этические;
- эстетические.
Различают следующие основные факторы профессионального соответствия сотрудника ОВД:
1. наличие необходимого минимума знаний, умений, навыков, полученных в результате обучения и опыта;
2. особенности отношения к профессиональной деятельности, создающие эмоционально-волевую готовность к се выполнению. Выявить такой фактор возможно посредством изучения мотивов профессионального выбора, жизненных целей личности, путей их достижения, особенностей мировоззрения, которые отражают понимание общесоциальных и профессиональных проблем, содержание труда и служебных стремлений;
3. способность к конкретной профессиональной деятельности, которая раскрывается через интеллект, профессиональное мышление (главные из них: умение аналитически и логически мыслить, обладать профессиональной наблюдательностью, иметь оперативную и долговременную память, обладать творческой поисковой активностью и сообразительностью).
Основные группы требований аттестации сотрудника ОВД
-требования к аттестации как к процессу тщательной проверки работы, оценки достоинств, способностей, опыта |
-требования к составлению аттестационного документа |
В процессе аттестации для оценки деловой квалификации и профессиональною мастерства применяются следующие методы[15]:
1. изучение результатов, деятельности за определенное время (напр., количество расследованных дел, внесенных протестов, предъявленных и удовлетворенных в силу обоснованности исков);
2. обобщение устных характеристик работников со стороны руководителей, коллег и других лиц, с которыми осуществляется сотрудничество;
3. изучение составленных руководителями письменных характеристик, в которых содержатся сведения об успехах или упущениях их подчиненных за определенное время;
4. биографический метод, предусматривающий оценку данных трудовой биографии работников (применяется при переходе работников в органы прокуратуры, суда и другие из правоохранительных и иных государственных органов).
Аттестационная характеристика должна иметь прогностический характер - предусматривать дальнейшую профессиональную деятельность сотрудника ОВД (соответствует или не соответствует занимаемой должности, заслуживает быть зачисленным в резерв на продвижение по службе и др.). К выводам аттестации важно включать предложения о том, что работник должен сделать самостоятельно, чтобы устранить выявленные комиссией недостатки.
К аттестации как к документу также предъявляются определенные требования. Следует избегать трафаретных словосочетаний, лишенных информации о конкретном человеке (напр., "моральная стойкость" и др.), нечетких определений (напр., "по-хорошему упрямый", "чрезмерно педантичный" и др.), перечислений человеческих качеств вообще, которые не имеют непосредственного отношения к оценке деловой квалификации и профессионального соответствия сотрудника ОВД.
Вместе с тем в аттестации необходимо отразить качества, которые четко и определенно характеризуют деятельность сотрудника органов внутренних дел.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел.
При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:
- Изучены принципы и правовое регулирование государственной службы в органах внутренних дел;
- Рассмотрены особенности государственной службы в органах внутренних дел;
- Дано понятие и определены основные элементы прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава ОВД;
- Охарактеризовано понятие дисциплины в ОВД;
- Рассмотрен процесс подготовки и повышения квалификации кадров в ОВД.
Необходимо отметить, что формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод и охрану общественного порядка. В связи с этим важное значение имеет повышение сотрудниками внутренних дел своего мастерства, приобретения обширных знаний и умений для выполнения своих служебных обязанностей в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в конституции Российской Федерации и законах, нормативно регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел требует от сотрудников чувства высокого служебного долга и ответственности, дисциплинированности, работоспособности, инициативы, самообладания и выдержки. Важное значение в их служебной деятельности имеет соблюдение законности. Высокие требования предъявляются к культуре работы сотрудника, безупречному поведению его на работе и вне службы.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - Справочная система Гарант 2004.
2. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. – Справочная система Гарант 2004.
3. Приказ МВД РФ № 467 - 1992 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы МВД» - Справочная система Гарант 2004.
4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.) - Справочная система Гарант 2004.
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ» - Справочная система Грант, 2004.
6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" - Справочная система Грант, 2004.
7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" - Справочная система Грант, 2004.
8. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" - Справочная система Грант, 2004.
9. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.) - Справочная система Грант, 2004.
10. Организация и деятельность органов внутренних дел РФ. Сборник нормативных актов / Под редакцией В.В.Черникова. – М.: Юридическая литература, 2002.
11. Попова Л.М. Административная деятельность ОВД. – М.: Юридическая литература, 2003.
12. Правоохранительные органы К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. и доп. - М.: Дело, 2002.
13. Правоохранительные органы РФ. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. / Под редакцией Божьева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997.
14. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Дело, 1998.
15. Старилов Ю.Н. Государственная служба в органах внутренних дел: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж, 1996.
16. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2001.
[1] Попова Л.М. Административная деятельность ОВД. – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 15.
[2] Старилов Ю.Н. Государственная служба в органах внутренних дел: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж, 1996. – с. 115.
[3] Там же. – с. 34.
[4] Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Дело, 1998. – с. 54.
1. [5] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.) - Справочная система Гарант 2004. – ст. 15
[6] Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2001. – с. 34.
[7] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.) - Справочная система Гарант 2004. – ст. 19.
[8] Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Дело, 1998. – с. 81.
[9] Попова Л.М. Административная деятельность ОВД. – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 241.
[10] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" - Справочная система Грант, 2004. – ст. 35.
[11] Организация и деятельность органов внутренних дел РФ. Сборник нормативных актов/ Под редакцией В.В.Черникова. – М.: Юридическая литература, 2002. - с. 107.
[12] Старилов Ю.Н. Государственная служба в органах внутренних дел: Теоретико-правовое исследование. - Воронеж, 1996. – с. 115.
[13] Приказ МВД РФ № 467 - 1992 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы МВД» - Справочная система Гарант 2004.
[14] Правоохранительные органы РФ. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. / Под редакцией Божьева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. – с. 215.
[15] Правоохранительные органы РФ. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. / Под редакцией Божьева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. – с. 216.