Содержание

Введение.. 3

1. Сущность производства по Сэю... 4

2. Факторы производства по Сэю... 6

3. Законы Сэя.. 8

Заключение.. 12

Список литературы... 13

Введение

Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) – французский экономист. Ему принадлежат теория стоимости, учение о трёх факторах производства и теория реализации.

Ж. Сэй был первым экономистом вне Британии, кто начал развивать идеи Смита. Он пытался ответить на те вопросы, которые встали перед обществом после А. Смита. Это, прежде всего, относится к проблеме кризисов, которые стали повторяться периодически.

Экономическая наука обязана Сэю в основном двумя идеями: первая получила название теории трех факторов, вторая - так называемый "закон Сэя".

В первой теории Сэй исходил из положения Смита о трех видах дохода, происхождение которых Смит объяснял экономией труда, ростом производительности труда.

У Сэя каждый доход порождался своим фактором производства: зарплата - трудом, прибыль - капиталом, рента - землей.

Трехфакторная теория Сэя послужила толчком для развития факторного анализа производства в неоклассической школе, но смысл был уже иной - отыскать наиболее выгодную комбинацию факторов для повышения эффективности производства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение экономического учения Жана Батиста Сэя – теория факторов производства.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие производства по Сэю;

-       Рассмотреть особенности теории факторов производства;

-       Раскрыть сущность Законов Сэя.

1. Сущность производства по Сэю

«Люди пользуются известными благами, которые природа доставляет им даром, как, например, воздухом, водой, светом солнца; но это не те блага, которые обыкновенно принято называть богатством. Это название дается только тем предметам, которые имеют собственную, им присущую ценность и которые сделались исключительной собственностью своих владельцев, как, например, земли, металлы, монеты, хлеб, ткани и вообще товары всякого рода. Если же это название дается также процентным бумагам, векселям и т.п., то это, очевидно, лишь потому, что они представляют собой обязательства, по которым владельцы их могут получить вещи, имеющие ценность сами по себе. Богатство всегда пропорционально этой ценности: оно велико, если велика сумма составляющих его ценностей; оно мало, если мала сумма входящих в его состав ценностей». [5, с. 24]

По общепринятому пониманию богатыми людьми называют тех, кто обладает большим количеством этих благ, имеющих определенную ценность. Но когда речь идет о том, чтобы изучить, как образуются, распределяются и потребляются богатства, то этим же именем называют все предметы, заслуживающие его, независимо от того, много ли их или мало, точно так же как зерном называется как отдельное зерно, так и целый мешок этого товара.

Ценность каждого предмета, пока она не установлена, совершенно произвольна и неопределенна. Владелец его может ценить ее очень высоко, но от этого он не будет богаче. Но с того момента, как другие лица, желающие приобрести данный предмет, соглашаются дать за него в обмен другие предметы, в свою очередь имеющие ценность, количество этих последних предметов, предлагаемых в обмен, является мерилом ценности данного предмета, так как за него могут дать тем более, чем более он стоит сам по себе.

К числу предметов, которые могут быть отдаваемы в обмен на предмет, который желают приобрести, относится монета. Количество монет, которое владелец их соглашается дать в обмен за приобретаемый предмет, называется его ценой; это его рыночная цена в данном месте и в данное время, если владелец предмета уверен, что получит ее в случае, если захочет отделаться от этого предмета.

«Знание истинной природы богатства, как оно сейчас объяснено, знание всех трудностей, которые приходится преодолевать для его приобретения, знание того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих разнообразных фактов составляет науку, которую принято теперь называть политической экономией». [5, с. 29]

Ценность, которую человек придает какому-нибудь предмету, имеет свое первое основание в том употреблении, какое он может из него иметь. Одни предметы служат нам пищей, другие — одеждой, третьи защищают нас от суровых влияний климата, как, например, наши дома, четвертые, как, например, украшения, обстановка этих домов, удовлетворяют вкусу, составляющему также своего рода потребность. Всегда же несомненно то, что если люди признают за предметом определенную ценность, то лишь в отношении его употребления: что ни на что не годится, тому и не дают никакой цены.

Эту способность известных предметов удовлетворять разным потребностям человека я позволю себе назвать полезностью (потребительной ценностью).

«Я скажу так: производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство». [5, с. 30]

Но создавать предметы нельзя: масса материалов, из которых состоит мир, не может быть ни уменьшена, ни увеличена. Все, что мы можем делать, — это воспроизводить эти материалы в той форме, в которой они становятся пригодны для нашего употребления и которой они раньше не имели, или в той форме, в которой может увеличиться их полезность. Следовательно, тут есть создание, но не материи, а полезности, и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства.

Вот в каком смысле надо понимать слово производство в политической экономии и в каком оно будет употребляться в этом сочинении. Производство не создает материи, но создает полезность. Оно не может быть измерено ни в длину, ни в объеме, ни в весе продукта, но только соответственно полезности, сообщенной предмету.

Но из того, что цена предмета есть мерило его ценности, а ценность есть мерило его полезности, не следует выводить того нелепого заключения, будто искусственным возвышением цены предметов можно увеличить их полезность. «Меновая ценность, или цена предмета, служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете, если только происходящий между ними обмен предметов не нарушается никаким для их полезности сторонним влиянием, подобно тому как барометр показывает давление атмосферы лишь постольку, поскольку никакое стороннее влияние не нарушает производимого на него влияния атмосферы». [2, с. 134]

2. Факторы производства по Сэю

Учение Сэя о трёх факторах производства. Сэй считал, что трём факторам производства – труду, капиталу и природе (земле) соответствуют три основных дохода: труд создаёт заработную плату, капитал – процент, земля – ренту.

«Сумма этих трёх доходов определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того или иного фактора производства получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определённую долю стоимости продукта». [3, с.57]

Теория стоимости Сэя. Сэй утверждал, что “производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство.” [5, с. 40] Таким образом, Сэй считал полезность основанием стоимости. Сэй также полагал, что “цена предмета есть мерило его ценности, а ценность есть мерило его полезности”; что “меновая ценность, или цена предмета, служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете". Сэй определял стоимость товара “издержками производства” – капиталом, землёй и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сэй отвергал внутреннюю присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе приравнивания двух товаров.

Теория реализации Сэя. Сэй утверждал, что, сообщая ценность своим продуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан тем людям, которые обладают средствами для его купли. Эти средства состоят из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из их капиталов, земель. А из этого следует, полагает Сэй, что “сбыт для продуктов создаётся самим производством”.

Тезису “нельзя продать, потому что мало денег”, Сэй противопоставляет другой тезис; “нельзя продать, потому что мало других продуктов”. Сэй утверждал, что “денег всегда довольно, чтобы служить обращению и взаимному обмену других ценностей, если только эти ценности действительно существуют”. Сэй считал, что продавцы стремятся лишь “получить ценность своего товара такими продуктами, которые нужны им для потребления”, что продавцы совсем не ищут денег и не имеют в них надобности, а если и желают иметь их то лишь для того, чтобы превратить их в предметы своего потребления. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не может совершиться иначе как на ценность другого продукта, Сэй сделал несколько выводов:

“Чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнее производства, тем легче, разнообразнее и обширнее сбыт продуктов”. Наличие иногда большого количества товаров, которые загромождают обращение, потому что не находят себе покупателей, Сэй объясняет тем, что эти товары “превышают сумму потребностей в них”, а также “потому, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно”.

“Каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно процветанию всех прочих”.

“Ввоз иностранных товаров благоприятен продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукты нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, которым, следовательно торговля доставляет сбыт”. Итоговый вывод Сэя – покупаются ли иностранные товары на собственные товары или деньги, “эти покупки доставляют сбыт национальной промышленности”.

3. Законы Сэя

Представители классической теории полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Даже при возникновении кризисных обстоятельств (война, политические перевороты, засуха и т. д.) автоматическое саморегулирование вскоре восстановит в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. Одним из основных понятий классической теории занятости является то, что даже если бы уровень общих расходов оказался недостаточным для закупки продукции, то включились бы такие рычаги регулирования, как цена, заработная плата и ставка процента, в результате чего снижение общих расходов не повлекло бы за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов.

"Закон Сэя" был нацелен на решение проблемы кризисов. Он звучал так: продукты обмениваются на продукты. «Это означает, что всякое производство само порождает доходы, на которые обязательно покупаются товары соответствующей стоимости. Поэтому совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению. Исходя из этого, Сэй считал, что в экономике могут возникать лишь частичные диспропорции: одного товара производится слишком много, другого слишком мало. Однако это должно выправляться без всякого кризиса. Неправильное распределение общественного труда по видам производства выправит сам рынок с помощью механизма цен». [2, с. 140]

Этот "закон" в качестве постулата принимали такие крупные ученые, как Рикардо и Милль. Его отвергали Мальтус, Сисмонди, Маркс и Кейнс. Долгое время "закон" не могли ни подтвердить, ни опровергнуть. Удалось это двум американцам в 1952 г. - Дж. Беккеру и У. Баумолу. Они доказали, что закон Сэя скрывал в себе два различных, но схожих закона. Один из них стали называть тождеством Сэя, второй - равенством Сэя.

Первый закон утверждает, что общее перепроизводство невозможно. Действует он в бартерной экономике, где общее предложение не может превышать общий спрос.

Второй закон действует в товарно-денежном хозяйстве. Равенство Сэя здесь означает, что товарное предложение и денежный спрос не равны тождественно. Между ними возможен разрыв, означающий общее перепроизводство, но такая ситуация не может быть хронической. Она допускается как временное явление, на которое экономика свободной конкуренции реагирует автоматической перенастройкой своих механизмов. В итоге равновесие между спросом и предложением восстанавливается.

Как тождество, так и равенство Сэя суть теоретические модели. Вторая ближе к жизни, но действует только в условиях свободной конкуренции, свободного перелива капитала и перемещения труда, свободного колебания цен и зарплаты.

Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сэя. Закон Сэя – это идея о том, что сам процесс производства товаров создаёт доход, в точности равный стоимости произведённых товаров. Это значит, что производство любого объёма продукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос. Суть закона Сэя можно представить на примере меновой торговли.

«Например, обувщик производит или предлагает обувь как объект покупки или спроса на рубашки или чулки, произведённые другими ремесленниками. Предложение обуви обувщиком есть его спрос на другие товары. И так для всей экономики в целом: спрос должен быть таким же, как и предложение. Эта модель подходит для экономики с замкнутым потоком. Доход, полученный от производства любого общего объёма продукции, будучи израсходованным, должен быть вполне достаточным для обеспечения адекватного общего спроса».  [4, с. 181]

При соответствии структуры рынка запросам потребителя все рынки очищаются от продукции. Может показаться, что всё, что требуется делать производителям для продажи продукции, - это производить данную продукцию; закон Сэя гарантирует, что расходы на потребление будут достаточными для успешной реализации данной продукции.

Но при этом появляется усложняющий фактор – сбережения, так как нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока расходов, что приводит к тому, что расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производственной продукции. Если домохозяйства сберегают какую-то часть своих доходов, то предложение не создаёт своего собственного спроса. Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате – непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

Но экономисты - классики утверждают, что на самом деле сбережения не приводят к недостаточности спроса, так как каждый сбережённый рубль будет инвестирован предпринимателями. Инвестиционные расходы предпринимателей являются дополнением к потоку доходы - расходы, что может заполнить любой “пробел” в потреблении, вызванный сбережением. Итак, если предприниматели инвестируют столько же, сколько домохозяйства сберегают, то закон Сэя будет действовать и уровень производства и занятости останутся постоянными. Сможет или нет экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимый для обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будет зависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточное инвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств.

Экономисты-классики утверждали, что существует денежный рынок, который гарантирует равенство сбережений и инвестиций. При этом равновесие достигается за счёт гибкости процентной ставки, которая отражается на сбережениях домохозяйств и величине инвестиций со стороны предпринимателей.

Потребители будут сберегать только в том случае, если кто-то будет платить им ставку процента в качестве вознаграждения за их бережливость. Чем выше ставка процента, тем больше будет сберегать домохозяйство и кривая сбережений будет восходящей. А кто будет платить за использование сбережений? Не кто иной, как инвесторы – собственники предприятий, которые стремятся найти денежный капитал, чтобы обновить или расширить своё предприятие. Так как ставка процента оказывает влияние на издержки предпринимателей - заёмщиков, то последние более охотно будут инвестировать при более низкой ставке процента. Следовательно, кривая инвестиций будет нисходящей. Денежный рынок устанавливает равновесную цену на использование денег – равновесную ставку процента, при которой сумма сбережений равна сумме инвестиций. Сбережения практически не вызывают нарушений в потоке расходы - доходы, так как ставка процента способствует тому, чтобы каждый сбережённый рубль попал в руки инвесторов.

При сокращении спроса на товары и увеличении сбережений Q1 à Q2 при данной процентной ставке появляются нереализованные товары, происходит сокращение производства. Излишки сбережений приведут к понижению ставки процента; что в свою очередь приведёт к увеличению расходов на инвестиции до тех пор, пока они не будут равны сбережениям.

Изменение ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями. Как представлялось экономистам-классикам, экономика подобна гигантской ванне, в которой объём воды соответствует выпуску продукции и занятости. Любая утечка через сливную трубу сбережений возвращается в ванну через кран инвестиций. Таким должен быть процесс, так как ставка процента соединяет сливную трубу и кран.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основы экономического учения Жана Батиста Сэя – теория факторов производства.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дано понятие производства по Сэю;

-       Рассмотрены особенности теории факторов производства;

-       Раскрыта сущность Законов Сэя.

В заключении, необходимо отметить самое главное.

Представители классической макроэкономики отрицали, что недостаточность расходов может носить долговременный характер. Под недостаточностью они понимали такой уровень расходов, когда их не хватает для покупки продукции, произведенной при полной занятости. Это отрицание раскрывает сущность Законов Сэя.

В основе закона Сэя лежит нехитрая идея о том, что сам процесс производства товаров приносит доход, равный их стоимости. Производство любого объема продукции неизбежно приносит доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке, т.е. доход, необходимый для закупки всего того, что было произведено. Таким образом, предложение само создает себе спрос.

Закон Сэя и классическая макроэкономика – это не просто исторический курьез. Некоторые современные экономисты переформулировали, обновили и расширили идеи этих экономистов XIX  и XX века, чтобы создать «новую» классическую экономическую теорию.

Список литературы

1.     История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

2.     История экономических учений: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 1997.

3.     Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001.

4.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

5.     Сэй Ж.Б. Трактат о политической экономии. – М.: Высшая школа, 1990.