Содержание

Введение. 3

1. Принципы регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России  4

1.1  Унификация принципов ведения бухгалтерского учета и отчетности. 4

1.2 Нормативная база бухгалтерского учета и отчетности в России. 6

2. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) 10

2.1 Бухгалтерский баланс (форма №1) 10

2.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2) 13

2.3 Отчет об изменениях капитала (форма №3) 15

2.4 Отчет о движении денежных средств (форма №4) 17

2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) 18

Заключение. 21

Список литературы.. 22

  Введение

В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского общества является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.

Актуальность и необходимость рассмотрения системы международных стандартов мало кем сейчас ставится под сомнение. В России в последние годы предприняты достаточно интенсивные меры по совершенствованию системы бухгалтерского учета: учрежден Институт профессиональных бухгалтеров России, введен новый План счетов, разрабатываются новые национальные стандарты, установлены новые отчетные формы.  Все эти изменения, в том числе и в отношении принципов регулирования бухгалтерского учета, были обусловлены разными причинами, среди которых – необходимость интеграции отечественной бухгалтерской профессии в мировом сообществе, что и было закреплено принятием в 1998 году Программы реформирования бухгалтерского учета в РФ, предусматривающей в ближайшие годы модернизации отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными смтандартами учета и отчетности.

Цель данной работы – исследовать систему нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

§  исследовать нормативную базу бухгалтерского учета и отчетности в России;

§  рассмотреть состав и содержание бухгалтерской финансовой отчетности

1. Принципы регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России

1.1            Унификация принципов ведения бухгалтерского учета и отчетности

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает признанным стандартам финансовой отчетности.[1]

Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом  в Российской   Федерации  осуществляется  Правительством  Российской Федерации.[2]                                                       

Органы,  которым  федеральными законами предоставлено право  регулирования      бухгалтерского      учета,       руководствуясь  законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции  обязательные  для  исполнения  всеми  организациями на территории Российской Федерации:                 

     а) планы  счетов  бухгалтерского  учета  и  инструкции  по  их  применению;                                                       

     б) положения     (стандарты)    по    бухгалтерскому учету,  устанавливающие принципы,  правила и способы  ведения организациями учета хозяйственных   операций,   составления   и  представления бухгалтерской отчетности;                                         

     в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам  бухгалтерского учета.  

Требования к бухгалтерской отчетности определены главой III Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), суть которых заключена в следующем:[3]

1. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

2. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации.

3. Организация должна при составлении бухгалтерской отчетности придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

4. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

5. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

6. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ на русском языке и подписываться  руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94 (с изм. от 07.05.03 №38н) утвержден единый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которая устанавливает единые подходы к применению  Плана    счетов   бухгалтерского   учета   финансово-хозяйственной  деятельности  организаций   и   отражению   фактов   хозяйственной  деятельности  на  счетах  бухгалтерского  учета.  В  ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и  открываемых  к  ним субсчетов:  раскрыты  их  структура  и  назначение,  экономическое  содержание обобщаемых на них  фактов  хозяйственной  деятельности, порядок   отражения  наиболее  распространенных  фактов. 

Принципы, правила     и    способы    ведения  организациями бухгалтерского учета отдельных активов,  обязательств, финансовых, хозяйственных  операций  и  др.,  в  том числе признания,  оценки, группировки,  устанавливаются положениями и  другими  нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.[4]

По  Плану  счетов бухгалтерского  учета  и  в  соответствии  с Инструкцией   бухгалтерский   учет  должен  вестись  в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и  организационно-правовых  форм,  ведущих  учет  методом  двойной записи.

1.2 Нормативная база бухгалтерского учета и отчетности в России

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).[5]

Таблица 1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно, призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер, и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров. Что касается пользователей отчетности, то для них важны лишь основополагающие регулятивы, перечень которых приведен в Приложении 1.

Наиболее примечательным регулятивом среди приведенных в Приложении 1 является Закон «О бухгалтерском учете». Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США и Великобритании подобного закона нет).

Приведенные в Приложении 1 нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России.

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться  Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.

В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

В  системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета несут стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ), регулирующие состав и содержание отчетности.

Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н определены формы, включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:[6]

§  бухгалтерский баланс (форма N 1);

§  отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

§  отчет об изменениях капитала (форма N 3);

§  отчет о движении денежных средств (форма N 4);

§  приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

§  пояснительная записка;

§  аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). (Приложение 7)

2. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности)

2.1 Бухгалтерский баланс (форма №1)

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. (Приложение 2).

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. По экономическому содержанию имущества баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств.[7]

Основным условием баланса является равновесие актива и пассива, вытекающее из того, что в активе и в пассиве баланса отражены одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам.

Форма бухгалтерского баланса представляет двухстороннюю таблицу, в которой с одной стороны показаны хозяйственные средства по составу и размещению, с другой – по их источникам образования и целевому назначению. Итог средств, подсчитанный по их составу и размещению, всегда равен итогу источников и целевому назначению этих средств. Конечные итоги актива и пассива называются валютой баланса.

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года).

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной, в настоящее она имеет вид, представленный на рис. 1.

 

Актив

Пассив

Внеоборотные активы

Капитал и резервы

Долгосрочные обязательства

Оборотные активы

Краткосрочные обязательства

Рис. 1. Статистическое представление бухгалтерского баланса

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные). Активы и обязательства представляются как оборотные (краткосрочные), если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как внеоборотные (долгосрочные).

Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н изменена форма бухгалтерского баланса. В целом типовая форма (образец) баланса стала занимать в 2 раза меньше места - две страницы вместо четырех - главным образом, за счет почти полного отсутствия обязательных расшифровок основных статей.  Но при более внимательном взгляде на новый образец можно обратить внимание на следующее.

В разделе баланса "Внеоборотные активы" появился показатель "Отложенные налоговые активы" (код 145), а в разделе "Долгосрочные обязательства" – показатель «Отложенные налоговые обязательства», то есть в баланс введены показатели, следующие из ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Изменен состав показателей раздела «Капитала и резервы»:

Ø собственные акции, выкупленные акционерами, теперь вычитаются из капитала - это абсолютно логично с экономической точки зрения (ведь выкуп организацией собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что капитал, "работающий" в организации, уменьшился, так как был отвлечен на операцию выкупа). Ранее стоимость выкупленных собственных акций отражалась в активе баланса.

Ø в новом образце баланса не стало таких показателей, как "Фонд социальной сферы" (бывшая строка 440) и "Целевые финансирование и поступления" (строка 450 прежней формы баланса). Это тоже представляется оправданным. Ведь теперь нет жесткого ограничения "сверху" на размер средств, которые может потратить организация на социальную сферу или на какие-либо иные цели - все решает высший орган управления организацией (например, в акционерном обществе - собрание акционеров). А для внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов и т. п.) главное - это размер капитала в целом, динамика его изменения и т. д. Конечно, если принято решение, что значительные суммы прибыли будут направлены на социальные нужды, то эта информация, вероятно, является существенной и подлежит раскрытию, но не обязательно в самом балансе.

Остатки неиспользованных средств целевого финансирования и поступлений, по идее, не могут автоматически присоединяться к капиталу (то есть, образно выражаясь, не могут "быть положенными в карман" собственников организации), так как за них "еще надо отчитаться" - либо использовать по целевому назначению, либо вернуть, либо признать доходом.

Ø нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) теперь приведены одной строкой, без разделения на прибыль/убыток прошлых лет и прибыль/убыток отчетного года.

В справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, появился новый показатель - "Нематериальные активы, полученные в пользование". Кроме того, стандартные коды строк данной справки не предусмотрены.

2.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

В отличие от баланса, представляющем собой свод моментных данных об имущественном и финансовом положении предприятия, Отчет о прибылях и убытках предназначен для характеристики финансовых результатов его деятельности за отчетный период. Приложение 3). При этом данные в отчете приводятся нарастающим итогом. Например, форма, составляемая по итогам второго квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.

Ключевое значение для представления данных в Отчете о прибылях и убытках имеет принятая Минфином России установка о допущении «временной определенности фактов хозяйственной деятельности»[8], согласно которой данные факты относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия связанных с ними денежных средств.

При сравнении формы отчета о прибылях и убытках, утвержденной Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н, с ранее действующей можно отметить следующие изменения: исчезло деление основной таблицы образца отчета на 4 раздела ("Доходы и расходы по обычным видам деятельности", "Операционные доходы и расходы", "Внереализационные доходы и расходы", "Чрезвычайные доходы и расходы"). Формат представления данных в образце отчета теперь больше похож на формат, традиционно применяемый в отчетности по международным стандартам (МСФО).

Исчезновение из образца отчета показателей "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные расходы", вероятно, обусловлено тем, что эти статьи по своему характеру действительно встречаются редко. Однако при необходимости они могут быть включены в отчет организации в периоде, когда чрезвычайные доходы (расходы) имели место.

С введением в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" связано добавление следующих показателей:

§  отложенные налоговые активы;

§  отложенные налоговые обязательства;

§  постоянные налоговые обязательства (активы) - приводится справочно.

Здесь целесообразно обратить внимание на следующее.

Порядок заполнения новых показателей в Приказе не приводится. Но его не очень сложно представить себе, если иметь в виду формулу расчета текущего налога на прибыль, приведенную в п. 21 ПБУ 18/02:

Из данной формулы следует, что в отчетный показатель "Отложенные налоговые активы" включается изменение отложенных налоговых активов за период, то есть разность оборотов по дебету и кредиту счета 09 "Отложенные налоговые активы". При этом если дебетовый оборот по счету 09 превышает кредитовый, то имеет место уплата налога на прибыль "авансом", то есть больше платим текущий налог сейчас, но расход по налогу признаем меньше. Соответственно, такое превышение должно показываться в отчете со знаком "плюс", чтобы скомпенсировать отрицательный эффект повышенного текущего налога на прибыль. Аналогично разность дебетового и кредитового оборотов по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" должна показать изменение отложенных налоговых обязательств.

Вместо ранее применявшихся показателей "Дивиденды, приходящиеся на одну акцию" и "Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию" теперь в образце приведены принципиально иные показатели:

§  базовая прибыль (убыток) на акцию;

§  разводненная прибыль (убыток) на акцию.

При этом в самом приказе не сказано, как определяются эти показатели, однако подробности излагаются в Методических рекомендациях по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н).

2.3 Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Отчет об изменениях капитала является относи­тельно новой формой отчетности для российских организаций. (Приложение 4).

Отчет об изменениях капитала показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода.

Этот отчет связан с разделом III и некоторыми статьями разде­ла V пассива бухгалтерского баланса и дополняет информацию об остатках капитала на дату баланса информацией о его движении в течение отчетного периода. В этом отчете постатейно показывают капитал организации, его остатки на начало периода (графа 3), поступление (графа 4) и использование (графа 5) в отчетном году, а также остатки на конец года (графа 6).

Отчет об изменениях капитала согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 должен содержать следующие показатели:[9]

-    величина капитала на начало отчетного периода

-    увеличение капитала – всего, в том числе:

           за счет дополнительного выпуска акций

    за счет переоценки имущества

    за счет прироста имущества

           за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение)

           за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала

-    уменьшение капитала – всего, в том числе:

           за счет уменьшения номинала акций

           за счет уменьшения количества акций

           за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение)

           за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала

-    величина капитала на конец отчетного периода.

Детализация перечня форм бухгалтерской отчетности, определенного в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, произведена непосредственно приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н.  Именно в этом приказе (в п. 2) в первый раз обобщенная формулировка закона «О бухгалтерском учете» о приложениях к бухгалтерскому балансу (форма № 1) и отчету о прибылях и убытках (форма № 2) конкретизирована до:[10]

·              отчета об изменениях капитала (форма № 3);

·              отчета о движении денежных средств (форма № 4);

·              приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Надо заметить, что числовые показатели, данные к обязательному отражению в отчете об изменениях капитала в ПБУ 4/99, и числовые показатели, данные в образце формы отчета об изменениях капитала в приказе Минфина РФ от 22.07.03 № 67н, отличаются друг от друга. Число показателей, которые надо отразить в отчете об изменениях капитала согласно образцу, несколько меньше числа показателей, перечисленных в ПБУ 4/99. Это связано с тем, что изменения, внесенные в формы отчетности в соответствии с приказом, не были аналогичным образом внесены в положение по бухгалтерскому учету.

2.4 Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.[11]

Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода, в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности. (Приложение 5).

Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных специальных счетах, отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации.

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

В отчете о движении денежных средств представляются данные, прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств.

Источником данных для составления Отчета являются сведения о состоянии и движения на счетах бухгалтерского учета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и 55 "Специальные счета в банках". Для обобщения информации по направлениям поступления и использования денежных средств в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и в финансовой деятельности на указанных счетах введен аналитический учет по движению денежных средств.

2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)

Форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" содержит показатели, которые расшифровывают данные формы № 1 "Бухгалтерский баланс". Она состоит из 10 разделов.

Согласно п. 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н (далее – Указания), отдельные показатели, включенные в форму № 5 согласно образцу, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку. Поэтому разделы в образце формы Приложение к бухгалтерскому балансу не пронумерованы, коды строк отсутствуют.

В новой форме приложения к бухгалтерскому балансу: (Приложение 6)

исключены разделы "Движение заемных средств", "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" и "Социальные показатели";

вместо раздела "Амортизируемое имущество" включены разделы "Нематериальные активы", "Основные средства" и "Доходные вложения в материальные ценности";

переработаны разделы "Дебиторская и кредиторская задолженность", "Финансовые вложения";

в отдельном разделе раскрываются обеспечения обязательств и платежей полученные и выданные;

включены новые разделы "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", "Расходы на освоение природных ресурсов" и "Государственная помощь".

Заполнению подлежат лишь те разделы и показатели, по которым имеются соответствующие данные.

Новый раздел "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" состоит из двух таблиц.

В первой приводятся данные о наличии и движении расходов на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд. По строке "Всего" приводятся обобщенные данные по всем принятым к бухгалтерскому учету на счет 04.2 расходам на указанные виды работ. Информация о работах, расходы на которые являются существенными, раскрывается в строках "в том числе".

В качестве справочной информации по второй таблице раздела показывается:

сумма расходов по незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на начало и конец отчетного года (сальдо по счету 08.8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ");

сумма не давших положительных результатов расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, отнесенных на внереализационные расходы (оборот с кредита счета 08.8 в дебет счета 91.2 "Прочие расходы").

В разделе "Финансовые вложения" раскрывается информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях организации по видам.

Как и в бухгалтерском балансе, данные о финансовых вложениях, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, показываются по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (п. 38 ПБУ 19/02).

По финансовым вложениям, которые имеют рыночную стоимость, в этом разделе дополнительно приводится информация:

о текущей рыночной стоимости на начало и конец отчетного периода;

о величине изменения их первоначальной стоимости в результате корректировки оценки.

Если организация принимает решение по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, погашать разницу между первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, то справочно в разделе показывается разница, которая отнесена на финансовые результаты по состоянию на начало отчетного года и в текущем отчетном периоде.

Для заполнения раздела "Обеспечения" используется информация, обобщаемая на забалансовых счетах 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств выданные".

При предоставлении организации государственной помощи в виде бюджетных средств и (или) бюджетных кредитов в разделе "Государственная помощь" раскрывается информация:

о величине бюджетных средств, полученных в отчетном периоде и за аналогичный период прошлого года, - всего, с расшифровкой по строкам "в том числе" этих данных по характеру бюджетных средств (по данным аналитического учета на счет 86 "Целевое финансирование");

о величине и движении бюджетных кредитов - всего, с расшифровкой по строкам "в том числе" этих данных по назначению бюджетных кредитов (по данным аналитического учета на счетах 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам").

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в России полным ходом идет реализация Программа реформирования общественной системы бухгалтерского учета в целях приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283. Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности – первый шаг к ослаблению жесткой централизации положений по ведению бухгалтерского учета. О данном факте трактует четвертый уровень – методический и организационный.

Совершенно очевидно, что реформа назрела в связи с повышением значимости бухгалтерской отчетности в условиях рыночной экономики. Справедливость такого утверждения подтверждается свойствами бухгалтерской отчетности, такими, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами. Отсюда вытекают и основные функции отчетности - отображение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и формирование информационной базы для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, без которого в рыночных условиях не может работать ни одно предприятие.

Именно с повышением роли информации, несущей в себе бухгалтерской отчетностью, связано принятие нового Плана счетов, который позволяет теперь вести отдельно финансовый и управленческий учет, чего ранее в отечественном бухгалтерском учете не было.

Тем не менее Россия пользуется своими национальными стандартами с учетом национальных особенностей. Проводится работа по приближению к международным стандартам, их сравнению с национальными. Это способствует сближению учетных систем, сложившихся в разных странах.

Список литературы

1.     Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями на 30.06.2003 г.)

2.     Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

3.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

5.     Приказ Минфина от 22.07.2003 г. №67н  «О формах бухгалтерской отчетности»

6.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003)

7.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. 

8.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001 г.,

9.     Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004.

10.                        Салтыкова А.А. и др. Различия между Российской и международной финансовой отчетностью //Бухгалтерский учет, -  2001, - № 18.


[1] Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. – с. 25

[2] Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ О бухгалтерском учете (ред. от 30.06.2003)

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

[4] Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003)

[5] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.  – с. 183

[6] Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н

[7] Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. – с. 7

[8] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001 г., стр. 234

[9] Приказ Минфина России от 06.07.99 №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»

[10] Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н

[11] Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.