Содержание

Теоретические аспекты анализа финансовой отчетности (предмет, метод, информационное обеспечение анализа, субъекты и объекты анализа) 3

Основные понятия теории экономического анализа. 3

Предмет и метод экономического анализа. 5

Организационные формы и методическая организация анализа. 9

Задание 1. 15

Список литературы.. 21


Теоретические аспекты анализа финансовой отчетности (предмет, метод, информационное обеспечение анализа, субъекты и объекты анализа)


Основные понятия теории экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, складывающихся под воздействием объективных экономических законов, научным обоснованием государственных планов, дополни­тельных обязательств и объективной оценки их выполнения, выяв­лением положительных и отрицательных факторов и измерением их действия, раскрытием тенденций хозяйственного развития, опре­делением неиспользованных внутрихозяйственных резервов, обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленче­ских решений.[1]

Именно систему специальных знаний, связанную с исследова­нием экономических фактов, явлений, процессов следует понимать под экономическим анализом. Никакая другая наука не сообщает человеку такой совокупности специальных знаний, какую может сообщить экономический анализ. Экономический анализ, полностью опираясь на диалектический метод и марксистско-ленинскую политэкономию, обеспечивает, как указывалось, исследование Экономических фактов, явлений, про­цессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их становле­нии и развитии с учетом происходящих в них количественных и качественных изменений, с выявлением нового, прогрессивного, типичного. Широта охвата и глубина изучения фактов, явлений, процессов экономической жизни на различных этапах хозяйственного строительства были далеко не одинаковыми. Только к настоящему моменту анализ хозяйственной деятельности как специальная от­расль экономических знаний наполняется тем содержанием, кото­рое в основном соответствует требованиям времени, хотя практи­ческое его использование отстает от этих требований.

Такие ключевые понятия, как содержание науки, ее предмет и метод, должны быть общепринятыми. Они могут уточняться только в результате развития самой науки, совершенствования аналитической практики. Отраслевые эконо­мические науки изучают действие общих законов в специфических условиях отрасли, особенности развития производственных отно­шений отдельных отраслей народного хозяйства в их взаимосвязи с производительными силами, техникой и технологией.

Существует несколько групп людей, которые должны или хотят знать информацию о деятельности предприятия:

1) Руководство компании: это люди, назначаемые владельцами компании для осуществления оперативного управления ее деятельностью. Им необходима информация о финансовом состоянии компании - как о текущем, так о об ожидаемом. Имея такую информацию, они обеспечивают эффективное управление предприятием и принимают действенные управленческие и плановые решения.

2) Акционеры компании, т.е. ее владельцы. Они оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции. Им необходимо знать, насколько прибыльно менеджеры ведут дела компании и сколько прибыли они могут себе позволить изъять из дела для собственных нужд.

3) Коммерческие партнеры: поставщики, у которых компания приобретает товары в кредит, и потребители, которые покупают у компании товары и услуги. Поставщикам необходимо иметь информацию о том, способна ли компания оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что компания является надежным источником поставок и ей не грозит крах.

4) Кредиторы компании: это может быть банк, позволяющий компании иметь овердрафт и представляющий долгосрочную ссуду. Банку необходимо быть уверенным в том, что компания сможет выплачивать % и в конечном итоге погасить ссуду.

5) Налоговое управление: ему необходимо иметь информацию о прибыли компании для определения сумм налогов, которые компания обязана уплатить.

6) Служащие компании: они должны иметь право на информацию о финансовом положении компании, так как от него зависят и карьера и размер з\п.

7) Финансовые аналитики и консультанты, которым необходима информация для их клиентов и публики. Например, торговцам фондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций  и др. ценных бумаг; агентствам кредитной информации необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков компании; журналистам - для их читателей и т.д.

8) Общественность имеет законное право на информацию о компании, так как деятельность последней влияет на членов общества - налогоплательщиков, потребителей, местных жителей - в вопросах экологии, занятости и т.д.

В большей или меньшей степени учетно-бухгалтерская информация оформляется в виде финансовых отчетов для удовлетворения информационных потребностей этих групп. Руководителям предприятия необходима наиболее полная информация для принятия планово-управленческих решений - естественно, они имеют особый доступ к информации предприятий, так как одной из их функций является организация подготовки всех необходимых внутренних отчетов.

 Под предметом экономического анализа понимается хозяйственный процессы предприятия и конечные финансовые результаты деятельности предприятий, которые складываются по воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономических показателей.

Под объектом анализа понимается вид экономической деятельности, финансовый результат – подлежащий анализу.

Предмет и метод экономического анализа

Предметом экономического анализа яв­ляются хозяйственные процессы, складывающиеся в результате воздействия объективных факторов. Постоянно воздействуя на хо­зяйственную деятельность, они отражают, как правило, действия экономических законов социализма. В ходе экономического ана­лиза приходится сталкиваться, например, с действием ценового фактора — с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в условиях советской экономики — процесс в целом плановый. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости и других экономических законов. [2]

Как каждая наука экономический анализ имеет свой метод. В буквальном переводе с греческого языка слово "метод" означает "путь к чему-либо". Говоря современным языком, метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Человек давно осознал несомненную пользу научного метода. Английский философ Ф. Бэкон, сравнивая метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, писал: "Даже хромой, медленно идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги".

Человеческая деятельность может иметь теоретическую или практиче­скую направленность, поэтому понятие метода в равной степени относится и к теории, и к практике.

Под методом любой науки понимают свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета, т.е. способ его познания. Метод представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе научного исследова­ния; в нем заключены процедуры, необходимые для получения нового знания. Таким образом, метод можно назвать своеобразной мыслительной технологией.

В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д. Применение этих методов к конкретной науке или исследованию зависит от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, имеющихся в распоряжении технических средств.

Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

Метод АФХД как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):[3]

наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Метод анализа финансово-хозяйственной деятельности — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструмента­рия и регулятивных принципов исследования процессов функциони­рования экономических субъектов.

В наиболее общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих:[4]

М = (К,1,Р),

где К- категории науки;

/- инструментарий исследований;

Р - принципы.

Категории - это наиболее общие понятие данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, модель, система, затраты, доходы и т.д.

Принципы в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д.

Научный инструментарий (аппарат) - это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе.

Первая - это открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках приемах, но активно использует самые разнообразные методики, творчески их переработав применительно к собственным требованиям. В последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик. Это естественно, поскольку еще Леонардо да Винчи сказал: "Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой".

Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются различные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов, информационного и технического обеспечения. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных приемов и методик.[5]

Организационные формы и исполнители экономического анализа на предприятиях. Планирование аналитической работы. Информационное и методическое обеспечение анализа. Порядок оформления результатов анализа.

Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Организационные формы и методическая организация анализа

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различ­ных специалистов.

Организационные формы анализа хозяйственной деятельности на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уров­нем управления. На крупных промышленных предприятиях деятель­ностью всех экономических служб управляет главный экономист, ко­торый является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации произ­водства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д.

В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предпри­ятиях аналитическую работу возглавляет менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работни­ков экономических служб, но и технических отделов (главного меха­ника, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Это объ­ясняется тем, что какой бы квалификацией не обладали работники экономических служб, только их силами не может быть глубоко и все­сторонне сделан анализ хозяйственной деятельности предприятия. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладаю­щих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно ком­плексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее опти­мальный вариант ее решения.[6]

Для проведения разовых аналитических исследований, связанных с решением крупных стратегических проблем, предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.

Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.

Комплексный план аналитической работы обычно составляется на один год. Его разрабатывает специалист, ответственный за ее проведение. В плане намечается перечень объектов анализа, подле­жащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели, предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть источники информационного и методического обеспечение анализа по каждо­му изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы). В плане указываются также внешние и внутренние пользователи анализа.[7]

Кроме комплексного плана, на предприятии могут составляться и тематические планы проведения анализа по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его ис­полнители и др.

Важное место в организации экономического анализа на пред­приятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, теку­щие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценни­ки, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, ко­торые содержат документы бухгалтерского, статистического и опера­тивного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная доку­ментация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принад­лежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отра­жаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевре­менный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых кор­ректирующих мер, направленных на достижение лучших результа­тов хозяйствования.

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, вы­явить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

Внеучетные источники информации — это документы, регулирую­щие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:[8]

1.Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.

2.Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3.Научно-техническая информация: публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.

4.Техническая и технологическая документация.

5.Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.

6.Информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.

7.Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации - Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.

8.Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

9.Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динами­ки цен на фондовом рынке).

11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методиче­ское его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специа­листа, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику комплексного анализа хозяйственной деятельности на основе изуче­ния достижений науки и передового опыта в области анализа и вне­дрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных про­грамм анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.[9]

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены со­ответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Задание 1

Основные характеристики:

ü Предприятие занимается производством пиломатериалов;

ü Предприятие имеет цех по производству офисной мебели и пиломатериалов собственного производства;

ü Осуществляет свою деятельность в г.Хабаровске, для реализации продукции в других городах не превышает 5% и носит разовый характер;

ü Из пяти торговых точек 2 располагаются в собственных помещениях, остальные на арендуемых площадях;

ü Производство осуществляется на современном оборудовании;

ü В учетной политике предприятия предусмотрен момент реализации для налогообложения – по отгрузке для бухучета – по оплате кассовым методом.

Ф.1 «Баланс предприятия» - приложение 1.

Ф.2 «Отчет о прибылях и убытках» - приложение 2

Расшифровка отдельных статей отчетности

Ф. №4 «Отчет о движении денежных средств»:

ü Выручка от реализации имущества – 6

ü Авансы, полученные от покупателей – 1506

ü Оплата процентов за кредит – 952

ü Поступило по наличному расчету – 84727

ü Перечислено в бюджет – 27865

Ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»:

ü Получено кредитов в отчетном году – 1518;

ü Погашено кредитов – 3407

ü Поступило основных средств – 2799

ü Выбыло основных средств – 129

ü Затраты на ремонт ОС – 968

ü Износ по ОС – 11326

ü Получено нематериальных активов – 137

ü Численность персонала – 244 чел.

ü Затраты, произведенные организацией

Наименование показателя

Код строки

За отч. период

За пред. Период


Материальные затраты

610

339300

20574

Затраты на оплату труда

620

5793

4592

Отчисления на социальные нужды

630

1934

1881

Амортизация основных средств

640

1051

719

Прочие затраты

650

8511

10032

Итого затрат

660

51219

37798


Наименование показателя

Код строки

За отч. период

За пред. Период


Объем производства


3900

2700

Финансовые вложения:


Х

Х

В ценные бумаги


100

106

В уставные капиталы


84

82

Депозитные вклады


182

164

Предоставленные займы


58

28


На основе данных финансовой отчетности провести анализ финансового состояния предприятия методом экспресс-анализа.

Для этого:

1.     Дать оценку финансовому состоянию при помощи основных финансовых коэффициентов;

2.     Дать оценку структуре имущества предприятия и установить ее рациональность (или не рациональность);

3.     Дать оценку структуре источников формирования имущества предприятия и установить ее рациональность (или не рациональность).

Решение:

Таблица 1 – Анализ финансового состояния организации (методом коэффициентов).

Наименование показателя

2002г.

2003г.

Изменение +,-.

Норма коэфф.

1. Коэффициент текущей платежеспособности

2,21

1,99

-0,22

От 1 до 2

2. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственным оборотным капиталом

19,6

18,1

- 1,5

От 30 до 60%

3. Коэффициент рентабельности основной деятельности

125,38

124,59

-0,79

От 20% и выше

Решение:

Кос.с. = ст.490+ст.640+ст.650-ст.190 / ст.290.

Код = Под / Зод,

Где Под – прибыль от реализации

Зод – затраты от основной деятельности.

Ктп = Текущие активы / Текущие пассивы.

 Вывод: За истекший период наблюдается незначительное ухудшение финансовых показателей деятельности предприятия. Уменьшение текущей платежеспособности на 0,22, а также коэффициента обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами на 1,5 свидетельствует о том, что предприятие покрывает свои убытки за счет заемного капитала. Снижение рентабельности в данном случае не несет глобального характера, поскольку она не приближается к критической отметке. В целом при такой рентабельности можно говорить о том, что предприятие временно проводило финансовые вложения с отвлечением средств из оборота.



Таблица 2 – Анализ структуры имущества организации

Наименование статей актива баланса

2003г.

2002г.

Изменение +,-

Т.р.

Уд. Вес, %

Т.р.

Уд. Вес, %

Т.р.

Уд. Вес, %

1. Валюта баланса

В том числе:

2958

100

2302

100

656

100

1.1 Внеоборотные активы, всего

В том числе:

2015

68,12

1502

65,25

513

78,20

Нематериальные активы

18

0,61

20

0,87

-2

-0,30

Основные средства

1612

54,50

1237

53,74

375

57,16

Незавершенное строительство

259

8,76

128

5,56

131

19,97

Доходные вложения в материальные ценности

25

0,84

20

0,87

5

0,76

Долгосрочные финансовые вложения

82

2,77

80

3,48

2

0,30

Прочие

19

0,64

17

0,74

2

0,30

1.2. Оборотные активы, всего

В том числе:

943

31,88

800

34,75

143

21,80

Запасы, всего

В том числе:

641

21,67

590

25,63

51

7,77

Сырье, материалы и др. ценности

472

15,96

450

19,55

22

3,35

Затраты в незавершенном производстве

45

1,52

40

1,74

5

0,76

Готовая продукция и товары

74

2,50

70

3,04

4

0,61

Расходы будущих периодов

35

1,18

30

1,30

5

0,76

Средства в расчетах, всего

В том числе:

94

3,18

85

3,69

9

1,37

Долгосрочная дебиторская задолженность

10

0,34

6

0,26

4

0,61

Краткосрочная дебиторская задолженность

84

2,84

79

3,43

5

0,76

Денежные средства, всего

172

5,81

95

4,13

77

11,74

Краткосрочные финансовые вложения

24

0,81

20

0,87

4

0,61

Выводы: За прошедший период валюта баланса увеличилась на 656 тыс. руб., как положительные факторы, повлиявшие на это изменение можно выделить увеличение основных средств на 375 тыс. руб., и незавершенного производства на 131 тыс. руб., что обеспечило 77,13% всего прироста. Рост товарных запасов и денежных средств, также положительно повлиял на прирост валюты баланса и принес прирост на 19,51%, остальные 3,36% прироста обеспечиваются незначительным приростом оставшихся факторов. Как отрицательный фактор можно выделить снижение нематериальных активов на 2 тыс. руб., что принесло убытка на 0,3% от обще суммы прироста.

В целом увеличение трудно реализуемых активов положительно сказывается на стабильности и росте предприятия, однако как и любое извлечение средств из оборота снижает ликвидность и мобильность предприятия, что является негативным фактором в современной рыночной экономике.

Таблица 3 Анализ структуры источников формирования имущества организации

Наименование статей пассива баланса

2002г.

2003г.

Изменение +,-

Т.р.

Уд. Вес, %

Т.р.

Уд. Вес, %

Т.р.

Уд. Вес, %

1. Валюта баланса

В том числе:

2302

100

2958

100

656

100

1.1. Собственный капитал, всего

1654

71,85

2161

73,06

507

77,29

Уставный капитал

1500

65,16

1500

50,71

0

0

Собственные акции, выкупленные у акционеров

37

1,61

44

1,49

7

1,07

Добавочный капитал

100

4,34

136

4,60

36

5,49

Резервный капитал, всего

В том числе:

17

0,74

1

0,03

-16

-2,44

Резервы образованные в соответствии с законодательством

17

0,74

1

0,03

-16

-2,44

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

0

0

480

16,23

480

73,17

1.2. Долгосрочные обязательства, всего.

В том числе:

298

12,94

322

10,89

24

3,66

Долгосрочные займы и кредиты

В том числе

298

12,94

322

10,89

24

3,66

Долгосрочные кредиты банков

298

12,94

322

10,89

24

3,66

1.3. Краткосрочные обязательства

в том числе:

350

15,20

475

16,06

125

19,05

Краткосрочные займы и кредиты

В том числе:

89

3,87

169

5,71

80

12,19

Краткосрочные кредиты банков

89

3,87

169

5,71

80

12,19

Кредиторская задолженность, всего

В том числе:

155

6,73

277

0,09

122

18,60

Поставщики и подрядчики

62

2,69

90

3,04

28

4,27

Задолженность перед персоналом

50

2,17

58

1,96

8

1,22

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

19

0,82

23

0,78

4

0,61

Задолженность по налогам и сборам

20

0,87

102

3,45

82

12,5

Задолженность по дивидендам

101

4,39

4

0,14

-97

-14,79

Доходы будущих периодов

5

0,22

10

0,34

5

0,76

Резервы предстоящих расходов

0

0

15

0,51

15

2,29

Выводы: За прошедший период валюта баланса выросла на 656 тыс. руб., основным фактором, обеспечившим такой рост, служит нераспределенная прибыль 73,17%, что является наиболее позитивным для предприятия, поскольку рост имущества происходит за счет собственных средств, другие показатели собственного капитала принесли незначительный рост (6,56%), однако при этом наблюдается снижение резервов образованных в соответствии с законодательством на 2,44%. Рост долгосрочных кредитов банков на 24 тыс. руб. принес увеличение валюты баланса на 3,66%. Рост краткосрочной задолженности на 125 тыс. руб. вызван увеличением краткосрочной кредиторской задолженности на 122 тыс. руб., остальные факторы незначительно повлияли на рост валюты баланса. Уменьшение задолженности по дивидендам на 97 тыс. руб., принесло убыток валюты баланса на 14,79%.

В целом за истекший период рост обеспечивался на 77,29% за счет собственного капитала, что является положительной тенденцией развития предприятия. Незначительные колебания других показателей источников формирования имущества не превышает 20%, а значит может быть расценен, как естественные колебания в связи с деятельностью предприятия.


Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.

2.     Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.

3.     Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973г.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г.

5.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.

6.     Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.



[1] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973г.с.4


[2] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-8с.


[3] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г. с.6.


[4] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-29с.


[5] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г. с.7.


[6] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г. с.4-8.


[7] Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-32с.


[8] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1973г. с.13.


[9] Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г. с.14.