СОДЕРЖАНИЕ
8. Конституционно – правовая регламентация деятельности органов законодательной власти в РФ……………………………………………………….3
18. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Основания возникновения и прекращения права собственности……………………………..5
28. Понятие, признаки, состав и виды уголовного преступления………………..8
38. Устав железнодорожного транспорта РФ…………………………………….11
Задача 8……………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..17
8. Конституционно – правовая регламентация деятельности органов законодательной власти в РФ
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). 1 Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции РФ).
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания (ст. 98 Конституции РФ).
К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 102 Конституции РФ). 1
К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
18. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Основания возникновения и прекращения права собственности
В обществе с государственно - правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором - субъективном смысле, или о субъективном праве собственности. Субъективное право собственности является элементом вещного правоотношения, поскольку удовлетворение интересов собственника обеспечивается путем непосредственного воздействия на принадлежащую ему вещь (имущество). 1 «Право собственности – это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию, и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах , а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства».
Право собственности может быть приобретено в силу юридических фактов, с которыми закон связывает его возникновение. Эти юридические факты именуются основаниями или способами приобретения права собственности.
Основания приобретения права собственности делят на первоначальные и производные.
Первоначальными считаются такие, при которых право собственности возникает либо на вещь, ранее никому не принадлежавшую, либо не зависимо от воли предшествующего собственника. Установление права собственности на вещь, объём правомочий и обязанностей собственника определяется в этих случаях предписаниями закона.
Производными считаются основания, при которых объем прав и обязанностей приобретателя собственности зависит от воли и права предшественника.
К числу первоначальных способов приобретения права собственности Кодекс относит: находку; изготовление новой вещи; отделение плодов; переработку; сбор общедоступных вещей; обнаружение клада; приобретательную давность. 1
Основной первоначальный способ приобретения права собственности — это хозяйственная и трудовая деятельность граждан и организаций, в результате которой производится промышленная и сельскохозяйственная продукция, создаются новые объекты права собственности. Можно приобрести право собственности на вещи, не имеющие собственника, от которых собственник отказался или на которые он утратил право собственности по иным основаниям. Так, движимые вещи, от которых собственник отказался, брошенные им, могут быть обращены в собственность законного владельца земельного участка, водоема или иного объекта, где находится, брошенная вещь, если ее стоимость не превышает пятикратного размера минимальной заработной платы, или вещь относится к лому металлов, бракованной продукции, топляку от сплава и т.п. Для приобретения в собственность других движимых вещей необходимо решение суда. Бесхозные недвижимые вещи (дома, земельные участки) берутся на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества. По истечение года они могут быть признаны судом муниципальной собственностью. Вещи, утерянные собственником и найденные другим лицом, признаются находкой. Лицо, нашедшее вещь должно передать вещь, найденную в помещении или на транспорте, владельцу помещения или средства транспорта, либо заявить о находке в милицию или органу местного самоуправления. Нашедший вещь и своевременно заявивший об этом вправе получить от собственника возмещение расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также вознаграждения за находку в размере до 20 процентов стоимости вещи. Если в течение шести месяцев собственник вещи не будет обнаружен, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Прекращение права собственности чаще всего происходит по воле собственника, передающего это право другому лицу на основании договора, административного акта, а также в случае отказа от права собственности на определенное имущество. Независимо от воли собственника принадлежащее ему право прекращается в таких случаях, как гибель вещи, смерть собственника и иных предусмотренных законом случаях. Принудительное изъятие принадлежащего собственнику имущества, по общему правилу, не допускается. Исключения предусмотрены в ст. 235 ГК РФ и касаются: а) изъятия имущества в связи с обращением на него взыскания; б) отчуждения имущества у лица, которому оно, согласно закону, не может принадлежать; в) отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка; г) выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; д) реквизиции и конфискации; е) выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда; изъятие участка, не используемого в соответствии с его назначением; продажи с публичных торгов жилого помещения, бесхозяйственно содержимого собственником; сноса здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке; выплаты компенсации вместо предоставления доли при разделе общей собственности. 1 Основания прекращения права собственности, таким образом, могут быть предусмотрены только законом. В случае, когда имеет место отказ от права собственности, следует учитывать, что сам по себе такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества вплоть до приобретения права собственности на него другим лицом (ст. 236 ГК РФ).
28. Понятие, признаки, состав и виды уголовного преступления
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Преступление – это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).
Признаки:
Опираясь на законодательное определение преступления наука уголовного права устанавливает, что любые преступления характеризуются совокупностью рядя обязательных признаков. Такими признаками являются: 1
1. Общественная опасность;
2. Уголовная противоправность;
3. Виновность;
4. Наказуемость деяния.
1. Общественная опасность деяния – это материальный признак преступления. Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, то есть общественная опасность состоит в том, что деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям. Примерный перечень общественных отношений, которым наносят вред преступления содержится в ст.2 УК РФ.
В связи с этим целесообразно определить такое понятие, как степень общественной опасности. Степень общественной опасности – это количественное выражение опасности деяния. Она определяется сравнительной ценностью объектов посягательства, величиной причиненных ущербов, степенью низменности мотивов и целей преступления, сравнительной опасностью в зависимости от специфики места и времени его (преступления) совершения.
2. Уголовная противоправность – это общественно – опасное деяние, предусмотренное уголовным законом в качестве преступления. Деяние объявляется преступным и наказуемым по велению уголовного закона. Уголовная противоправность состоит в запрещенности преступления, соответствующего уголовно правовой норме под угрозой применения к виновному уголовному наказания. Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности.
3. Вина – это отношение психики лица к совершаемому им общественно – опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении преступления может быть признано только лицо, способное, как по своему возрасту, так и психическому состоянию, правильно оценивать совершаемые им действия. Поэтому не могут рассматриваться в качестве преступления действия малолетних, а также общественно – опасные поступок невменяемых.
4. Наказуемость. Наказание – это необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе возможного применения наказания за деяния, предусмотренные УК. 1
Состав
Состав преступления – это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.
В состав преступления входят:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона;
- квалифицирующие признаки.
Виды:
УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии этим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:
1) преступления небольшой тяжести;
2) преступления средней тяжести;
3) тяжкие преступления;
4) особо тяжкие преступления.
1) Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
2) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.
3) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.
4) Особо тяжкими признаются умышленные деяния за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание. 1
38. Устав железнодорожного транспорта РФ
Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации (железные дороги) и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта (железнодорожный транспорт), и определяет их права, обязанности и ответственность (ст. 1 Закона). 1 Железные дороги обязаны предоставлять пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям) необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация на железнодорожных станциях, на железнодорожных вокзалах, в поездах и в других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей багажа, грузобагажа, грузоотправителей, грузополучателей предоставляется на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения (ст. 6 Закона). Железнодорожные станции выполняют операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или некоторых операций. Железные дороги осуществляют перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между всеми железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Открытие и закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций проводит федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по представлениям железных дорог. Решение о закрытии железнодорожной станции принимается по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для оформления перевозочных документов, оказания иных услуг и взимания платы за перевозки и услуги на железнодорожных станциях организуются товарные конторы, багажные и железнодорожные билетные кассы и другие подразделения железных дорог по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей). Перевозки грузов, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте осуществляются в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на правах собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц. Предназначенный для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; вновь изготовленный подвижной состав должен иметь сертификат. После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары. Используемые для перевозок грузов контейнеры независимо от их принадлежности должны отвечать требованиям стандартов, вновь изготовленные контейнеры должны иметь сертификаты (ст. 10 Закона). 1
Организация перевозок
Операции по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров выполняются в местах общего пользования и местах необщего пользования. Места общего пользования и места необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоохранным требованиям. Соответствие мест общего пользования и мест необщего пользования требованиям настоящей статьи обеспечивается за счет средств их владельца, соответствие специально выделенных участков - за счет средств грузоотправителя или грузополучателя, которым предоставлены такие участки.
Места общего пользования, в которых операции по перевозкам грузов отдельных видов выполняются в большом объеме, оборудуются специальными погрузочно - выгрузочными устройствами, в том числе эстакадами, специализированными площадками, скотопогрузочными платформами, водопойными пунктами, очистными сооружениями, дезинфекционно - промывочными устройствами. Места необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, которые должны обеспечивать своевременное выполнение необходимых операций по погрузке, выгрузке грузов, восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов, контейнеров после их выгрузки, а также сохранность вагонов, контейнеров (ст. 16 Закона). 1Железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок (ст. 17 Закона). Перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении. По просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов железные дороги могут устанавливать иные, чем предусмотренные настоящей статьей, сроки представления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение) самостоятельно, а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются железными дорогами по мере предъявления таких грузов. За внесение по инициативе грузоотправителей в принятые заявки на перевозки грузов изменений, касающихся прямого сообщения с распределением перевозок грузов по железным дорогам назначения или касающихся местного сообщения с распределением перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, с грузоотправителей взимаются сборы, в том числе в случаях, если заявки на перевозки грузов выполняются в целом, в размере: 1 0,03 размера минимального размера оплаты труда с каждой тонны грузов - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах; двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода вагонов и количества осей - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах; 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 0,3 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн - для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах. Управление железной дороги должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа.
Задача 8
Условие задачи:
В городском центре занятости Карпенко, обратившемуся за помощью в трудоустройстве, отказали в предоставлении информации о наличии вакантных рабочих мест и предложили отработать месяц на общественных работах, предупредив, что в случае отказа ему не будут предоставлены услуги центра занятости.
Правильно ли поступили работники центра занятости? Имеют ли право граждане, обратившиеся в центр занятости, на получение соответствующей информации? Обязан ли нетрудоустроенный гражданин выполнить требование центра занятости об участии в общественных работах?
Решение задачи:
Работники центра занятости поступили неправильно, т.к. на основании ст. 37 Конституции РФ «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». 1 В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на: полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Граждане, обратившиеся в центр занятости, имеют право на получение соответствующей информации, на основании ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. 2
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Нетрудоустроенный гражданин выполнить требование центра занятости об участии в общественных работах выполнять не обязан, т.к. в соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд запрещен. 1
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).
3. Федеральный закон от 08.01.98 N 2-ФЗ «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации».
4. Гражданское право: Учебник. Часть первая. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект, 1997.
5. Уголовное право России. Общая часть: Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998 г.
1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).
1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).
1 Гражданское право: Учебник. Часть первая. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. С. 325 – 326.
1 Гражданское право: Учебник. Часть первая. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. С. 337 – 339.
1 Гражданское право: Учебник. Часть первая. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. С. 363 – 365.
1 Уголовное право России. Общая часть: Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998 г. С. 34 – 35.
1 Уголовное право России. Общая часть: Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998 г. С. 37.
1 Уголовное право России. Общая часть: Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998 г. С. 39 – 41.
1 Федеральный закон от 08.01.98 N 2-ФЗ «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации».
1 Федеральный закон от 08.01.98 N 2-ФЗ «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации».
1 Федеральный закон от 08.01.98 N 2-ФЗ «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации».
1 Федеральный закон от 08.01.98 N 2-ФЗ «Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации».
1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).