Оглавление

Введение. 3

1. Реферативная часть. 5

1.1. Теоретические основы учетной политики в менеджменте предприятия: понятие, сущность, нормативная база. 5

1.2. Оценка влияния учетной политики предприятия на результаты операционного анализа ЗАО «Техстройсервис»: практический аспект. 7

1.2.1. Учетная политика ЗАО «Техстройсервис» на 2003 год. 7

1.2.2. Отражение учетной политики ЗАО «Техстройсервис» на  выручке от реализации. 11

1.2.3. Отражение учетной политики   ЗАО «Техстройсервис» на результатах операционного менеджмента. 13

2. Расчетная часть. 23

2.1. Составление калькуляции затрат. 23

2.2. Управление активами предприятия. 29

2.3. Управление источниками. 37

2.4. Управление денежными потоками. 37

Список литературы.. 38












Введение

Сложившаяся экономическая ситуация в России (общий спад производства, кризис неплатежей, неплатежеспособность должников) непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий  и результаты операционного менеджмента.

Одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета является изменение соотношения между централизованно устанавливаемыми и самостоятельно вырабатываемыми элементами ее. Централизованно устанавливаются общие правила бухгалтерского учета; их конкретизация и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей (по сравнению с общей моделью), квалификации персонала, наличной технической базы управления и др. Речь идет о разработке учетной политики предприятия.

Термин "учетная политика предприятия" вошел в употребление в конце восмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык из стандартов, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило  выбрать данную тему курсовой  работы. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления рыночной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время разработаны и приняты четыре национальных стандарта, в том числе "Учетная политика предприятия". Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы, которые раскрываются в данной работе.

Целью работы выступает изучение влияния учетной политики организации на  результаты ее операционного менеджмента.

Поставленная цель конкретизируется задачами:

1) дать теоретическое описание понятия учетной политики, ее целей, задач, содержания и нормативной базы;

2) на примере конкретного предприятия – ЗАО «Техстройсервис» – оценить влияние учетной политики на результаты операционного анализа.


1. Реферативная часть

1.1. Теоретические основы учетной политики в менеджменте предприятия: понятие, сущность, нормативная база

Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[1, 5 и др.].

         К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, система учетных регистров, обработка информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. Учетная политика предприятия формируется руководителем предприятия[5, с. 148].

         При формировании учетной политики предприятия по характерному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. Если указанная система учета не устанавливает  способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики предприятием осуществляется разработка соответствующего способа.

         Учетная политика предприятия должна обеспечить[10, с. 49]:

         - полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты);

         - большую готовность к бухгалтерскому учету потерь(расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов(не допуская скрытых резервов), (требование осмотрительности);

         - отражение в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов (требование приоритета содержания перед формой);

         - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);

         - рациональное и экономное ведение  бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйственной деятельности, величины предприятия(требование рациональности).

Учетная политика предприятия оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приходом, распоряжением) предприятия и применяется с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом способы ведения бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой применяются всеми структурными подразделениями предприятия(включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

Основополагающими нормативными документами, которыми следовало руководствоваться при выборе и обосновании учетной политики предприятия, являются следующие[8, 9 и др.]:

         - положение по бухгалтерскому учету  "Учетная  политика предприятия", утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 28 июля 1994 года №100;

         - положение о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации  от 26 декабря 1994 года №170;

         - план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года №56 с учетом изменений, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 1994 года №173, приказом Минфина России от 28 июля 1995 года "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации";

         - положение о составе затрат по производству  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552, с учетом внесенных в него изменений и дополнений от 1 июля 1995 года №661 и от 20 ноября 1995 года №1133;

         - федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ.

         Перечисленные нормативные документы действуют в отношении всех предприятий, вне зависимости от формы собственности  и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, объемов финансово-хозяйственной деятельности, кроме банков и, в некоторых случаях бюджетных организаций. Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех предприятий, у каждого из них могут быть разные цели и задачи. Рекомендации, применяемые для исполнения одним предприятием и полезные для него, могут быть просто вредны или бесполезны для другого. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов и так называемой оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основу которой составляет выбранная предприятием учетная политика. Об этом будет рассказано  в следующих главах.

1.2. Оценка влияния учетной политики предприятия на результаты операционного анализа ЗАО «Техстройсервис»: практический аспект

1.2.1. Учетная политика ЗАО «Техстройсервис» на 2003 год

         1. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкцией по его применению, утвержденной приказом Минфина от 1 ноября 1991 года №56 и введенной в действие указаниями министерства экономики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 года №18-05 с учетом внесенных в него дополнений и изменений, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету утвержденным приказом Минфина России от 8 февраля 1996 года №10, на основе журнально-ордерного учета с применением механизации и компьютеров[3, 7 и др.].

         2. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет Генеральный директор акционерного общества.

         3. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, включая оплату процентов за приобретение в кредит, представленный поставщиком этих ресурсов, наценки(надбавки) комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

         Определение фактической себестоимости материальных ресурсов списанных в производство производить по средней себестоимости.

         Учет сохранности производственных запасов материалов, запасных частей, тары и метод их оценки производить по средней себестоимости.

         4. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности[10, с. 79].   Стоимость основных средств погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по нормам установленным с применением к ним понижающего коэффициента равного 0,5.

         5. К малоценным и быстроизнашивающимися предметам относятся предметы стоимостью на дату приобретения не более пятидесятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу без НДС независимо от срока службы[12, с. 187].

         Начисление износа находящиеся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов МБП производить в размере 100 процентов при передаче их в эксплуатацию, при этом отражать их стоимость в бухгалтерском учете развернуто до момента их выбытия из эксплуатации

         6. Затраты на капитальный и текущий ремонт основных средств, за исключением подготовки центральной котельной к эксплуатации зимой ,относить на издержки производства путем включения фактических затрат в себестоимость продукции (работ, услуг)по мере производства ремонта[11,с. 56].

         Затраты по капитальному и текущему ремонту центральной котельной списываются на счет 31"Расходы будущих периодов" с последующим списанием на затраты производства в течение отопительного сезона.

         7. Процент за кредит в пределах учетной ставки установленной ЦБ Российской Федерации увеличенной на три пункта относить на себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг),сверх учетной ставки увеличенной на три пункта- на финансовые результаты хозяйственной деятельности, ежемесячно.

         8. Погашение расходов будущих периодов- право предприятия.

         9. Резерв на отпуска начисляется ежемесячно и уточняется по итогам проведенной инвентаризации с последующим отражением уточнения в бухгалтерском учете.

         10. Списание средств на производство продукции (работ, услуг) производить отнесением прямых затрат непосредственно связанных с производством конкретного вида продукции на данный вид продукции(работ, услуг)и распределением косвенных накладных расходов, за исключением (Общезаводских расходов"счет 26 и"Коммерческих расходов"счет 43 за исключением расходов относимых на себестоимость в дебет счета 46 "Реализация продукции"(работ, услуг)между продукцией освобожденной от НДС и продукцией неосвобожденной от НДС пропорционально заработной плате основных рабочих, с распределением    внутри данных групп по методике принятой на заводе..

         11. Предприятие ведет раздельный учет затрат на производство и реализацию товаров, как освобожденных, так и несвобожденных от НДС и налога на прибыль.

         12. НДС на сырье, материалы и комплектующие изделия идущие на изготовление продукции пользующейся льготой по НДС и налогу на прибыль, списываются сортировочной записью Дебит счета 68 по субсчету"Налог на добавленную стоимость"по приобретенным ценностям",по соответствующим субсчетам с последующим списанием с кредита счета 19 в дебит счета 20.1"Основное производство",субсчет"Медицина".

         13. Учет выпуска готовой продукции производить по фактической себестоимости.

         14. Отгружать готовую продукцию и отпускать товарно-материальные ценности в соответствии с заключенными договорами, под гарантию оплаты не позднее чем в течение месяца.

         15. Реализацию товарной продукции (работ, услуг) проводить исходя из свободных рыночных цен.

         16. Распределение себестоимости между находящейся на складе, отгруженной и реализованной продукцией (работами, услугами) производить по этапно, включая остаток, в соответствии с расчетом, пропорционально доли себестоимости в объеме продукции (работ, услуг) определенной по учетным ценам(продукция на складе, отгруженная продукция, реализация).

         17.    Балансовую оценку незавершенного производства производить по сложившиеся заработной плате основных производственных рабочих с начислением социальных выплат и материалам по цене последнего их поступления на завод.

         18. Выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определять по мере ее оплаты на счета в учреждение банка или при расчетах наличными по поступлении средств в кассу.

         19. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия направить в фонды экономического стимулирования и учитывать на счете 88 по субсчетам "Фонд специального назначения","Фонд накопления","Фонд потребления".

         20. Оценку дебиторской и кредиторской задолженности производить без причитающихся к выплате процентов по обязательствам, исходя из бухгалтерских записей признаваемых правильными. При разногласии между сторонами, споры по вопросу дебиторской, кредиторской задолженности рассматриваются органом, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

         21. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителей предприятия и отражается на результаты хозяйственной деятельности.

         22. Кредиторская задолженность, незатребованная по истечении срока исковой давности, закрывается проводкой дебит сч.60 кредит сч.80.

         23. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относятся на результаты хозяйственной деятельности и до их получения или уплаты отражаются в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов и кредиторов.

1.2.2. Отражение учетной политики ЗАО «Техстройсервис» на  выручке от реализации

         ЗАО «Техстройсервис»  в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, инструкции по его применению  определяет выручку от реализации продукции по мере ее оплаты (при безналичном расчете- по поступлении средств за товары(работы, услуги)на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами-по поступлении средств в кассу)либо по отгрузке товаров(выполнению работ, услуг)и предъявлению покупателю(заказчику)расчетных документов.

         В бухгалтерском учете выручка от реализации продукции (работ, услуг)отражается по мере отгрузки(по мере предъявленных покупателям расчетных документов),что отражается по дебету счета 62"Расчеты с покупателями и заказчиками"и кредиту счета 46"Реализация продукции(работ, услуг)".При этом по отгруженной или сданной на месте покупателям продукции, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям, предварительно производится списание фактической себестоимости: дебет счета 46"Реализация продукции(работ, услуг)",кредит счета 40"Готовая продукция"[4, 11 и др.].

         Расчет фактической себестоимости отгруженных товаров производится по следующей методологии: по мере поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) от покупателей делается проводка: дебет счета 50"Касса" или дебет счета 51"Расчетный счет" и кредит счета 62"Расчеты с покупателями и заказчиками".

         Состояние расчетов с каждым покупателем за отгруженную продукцию(работ, услуг) контролируется на основании аналитических данных к счету 62"Расчеты с покупателями и заказчиками".

Таблица 1

Выписка из ведомости №16 за декабрь2003  года. Фактическая себестоимость остатка отгруженной и реализуемой продукции ЗАО «Техстройсервис», руб.

Покупатели

По фактической себестоимости

По учетным ценам

1

2

3

1. Сальдо отгруженных товаров на начало месяца

13231986020

1711104882

2. Отгружено в отчетном месяце за вычетом возврата

3306190085

5191744017

3. Итого стр.1-стр.2

4629386105

6902848899

4. Отношение фактической с\с отгруженной продукции к ее стоимости по учетным ценам (стр.3 гр.2; стр.3 гр.3)

0,670648


5. Реализовано продукции в отчетном месяце стр.5 гр.2 - стр.5 гр.3 * стр.4

3102028064

4625419093

6. Сальдо товаров, отгруженных на конец месяца  стр.6 гр.3-стр.3 гр.3-стр.5 гр.3; стр.6 гр.2-стр.3 гр.2-стр.5 гр.2

1527358041

2277429806


         Данные по строке 1 заполняются из аналитического расчета за прошлый месяц; строки 2-из ведомости учета движения готовой продукции на складе. Остаток товаров отгруженных на конец месяца указывается по данным аналитического учета.

         Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале - ордере №11, предназначен для отражения оборотов по кредиту счетов :40,43,45,45,46,47,48,62 и аналитических данных к счетам 45 и 46.Журнал - ордер №11 заполняется на основании аналитических данных ведомостей №15 и 16.Аналитические данные к счетам 45 и 46 приводятся в журнал- ордере №11 по фактической себестоимости, по учетным ценам (в суммах по предъявленным счетам) в оборотах за отчетный месяц, с отражением суммы НДС

         На ЗАО «Техстройсервис" для цели налогообложения применяется выручка от реализации продукции(работ ,услуг)по мере оплаты, расчетным путем :остаток отгруженной, но не оплаченной продукции(работ, услуг) на начало отчетного периода плюс отгруженная продукция за отчетный период минус остаток отгруженной, но неоплаченной продукции (работ, услуг) на конец месяца.

         Например, сальдо по учетным ценам + отгрузка по учетным ценам-сальдо на конец периода.

         1711104882+5191744017-2277429806=4625419093

1.2.3. Отражение учетной политики   ЗАО «Техстройсервис» на результатах операционного менеджмента

         Согласно стандарта ПБУ 4/96 и приказа Минфина Российской Федерации от 12.11.96 года в состав бухгалтерского учета входят:

- бухгалтерский баланс по Ф.№1;

- отчет о финансовых результатах по Ф.№2 (отчет и прибылях и убытках);

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах:

- отчет о движении капитала по Ф.№3,

- отчет о движении денежных средств по Ф.№4,

- приложение к балансу по Ф.№5,

- пояснительная записка;

         При составлении годового бухгалтерского отчета необходимо соблюдать допущения и требования, изложенные в положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации  и в положении "Учетная политика предприятия", которые являются основой оценки показателей  операционной отчетности организации. Кроме допущений и требований необходимо также соблюдать определенные правила  при составлении баланса.

         Чтобы прийти к конечному виду годового бухгалтерского отчета необходимо провести поэтапную и трудоемкую работу. В течение года организации ведут учет хозяйственной деятельности, формируя информацию в учетных регистрах-ведомостях, журналах-ордерах, машинограммах, распечатках и др. Изучаемое предприятие – ЗАО «Техстройсервис" применяет журнально-ордерную форму счетоводства. Как было сказано ранее, учет в журналах-ордерах может вестись как за месяц, так и нарастающим итогом. Из журналов-ордеров в главную книгу переносятся итоговые обороты по кредиту счета в дебет соответствующих счетов. На основании главной книги составляем оборотную ведомость, где находят отражение остатки на начало месяца, обороты по дебету и кредиту счетов, остатки (сальдо) на конец отчетного периода.

         Следующим этапом в составлении годового бухгалтерского отчета можно считать проведение инвентаризации  и отражение ее результатов в системном бухгалтерском учете; необходимо также произвести сверку расчетов с финансовыми органами, банками.

         Согласно стандарту "Учетная политика предприятия" при составлении баланса  ЗАО «Техстройсервис» должно быть соблюдено требование непротиворечивости, которое заключается в обеспечении тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

         Требование последовательности и сопоставимости реализуется в сопоставимости данных баланса на начало и конец года в ЗАО «Техстройсервис».

         Рассмотрим структуру баланса и методику оценки его статей  в соответствии с учетной политикой применительно к  ЗАО «Техстройсервис». Согласно стандарта бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации  по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).







         Таблица 2

Выдержка из баланса ЗАО «Техстройсервис» в 2003 году, тыс.руб.


Актив

имущество предприятия

На конец года

Пассив

Обязательства предприятия

На конец года

1. Внеобортные активы

76567530

4. Капитал и резервы

80720856

2. Оборотные активы

6615976

5. Долгосрочные пассивы


3. Убытки

763101

6. Краткосрочные пассивы

3225694

БАЛАНС

83946550

БАЛАНС

83946550


         Рассмотрим содержание разделов актива и пассива и методы оценки статей баланса. Отметим, что основным видом деятельности является производство продукции

         В подразделе "Нематериальные активы" по строкам 110-112 показывается наличие нематериальных активов. Предприятие ЗАО «Техстройсервис» в качестве таковых имеет: патенты, лицензии, товарные знаки. Износ по данному виду имущества не начислялся, следовательно остаточная стоимость, по которой они отражены  в балансе, равна их первоначальной.

         В подразделе "Основные средства" баланса ЗАО «Техстройсервис» отражаются основные средства по остаточной стоимости.

Таблица 3

Выдержка из баланса  ЗАО «Техстройсервис» и приложения  к нему за 2003 год, тыс. руб.

БАЛАНС    Ф.№1  Р.1, стр.120, гр.4

Приложение к балансу  Ф.№5 Р.3, стр.370, гр.6

Основные средства по остаточной стоимости   76388212

Основные средства по первоначальной стоимости   105481164


Справка к Р.3, стр.392, гр.4


Износ основных средств   29092952

Остаточная стоимость основных средств по балансу   76388212

Остаточная стоимость (расчетным путем) 105481164-29092952=76388212


         Таким образом, на данном предприятии соблюдается правило нетто-оценки числовых показателей, включаемых в баланс. Это означает, что амортизированное имущество: основные средства, материальные активы, а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, о которых будет сказано ниже, отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.

         Подраздел "Долгосрочные финансовые вложения" отражают долгосрочные (на срок не более года) инвестиции  организаций в ценные бумаги других организаций, уставные капиталы  других организаций, государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства).

На нашем предприятии долговые вложения на конец года составили - 92770 тыс.руб. (Р.1 актива, гр.4, стр.140). Вся сумма была вложена в акции других организаций (Ф.№5, Р.5, гр.6, стр.510).

         Во втором разделе актива баланса отражается имущество предприятия, которое называется оборотными средствами. Это наиболее мобильные, ликвидные активы.

         В подразделе "Запасы" по строке 210 отражено наличие их по состоянию на конец 1995 года в сумме 3846347 тыс.руб. Как было сказано ранее, согласно учетной политики данного предприятия, сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Что касается оценки израсходованных в производстве материалов, то на заводе используется традиционный вид оценки - по средней себестоимости.

         Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы также включаются в группу "Запасы". Однако они длительного пользования, по ним начисляется износ, следовательно, они относятся к амортизируемому имуществу и отражаются во втором разделе актива баланса по остаточной стоимости - 91907 тыс.руб. на конец 1996 года (первоначальная стоимость и сумма износа по ним проведена в Ф.5, Р.3 и справке к нему).

         Положение по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации за №170 предусматривает несколько видов оценок незавершенности производства; на изучаемом предприятии оно оценивается по сложившейся заработной плате основных производственных рабочих с начислением социальных выплат и материалам по цене их последнего поступления на завод.

         Готовая продукция отражается по фактической производственной себестоимости и на конец года, ее величина составила 1484242 тыс.руб.; по сравнению с остатками на начало года, величина готовой продукции на складе несколько снизилась.

         По статье "Товары отгруженные" (стр.216 актива баланса) оценка отгруженной продукции осуществляется исходя из соблюдения допущений имущественной обособленности организации и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

         В нашем примере на дебете счета 45 "Товары отгруженные" отражается фактическая производственная себестоимость до момента перехода права собственности на продукцию к покупателю. После обусловленной даты стоимость числящаяся на счета 45 продукции списывается в дебет счета 46 "реализация продукции (работ, услуг)" и одновременно производится запись по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 46 на сумму подлежащую получению в соответствии с договором:

         В стандарте ПБУ - 4/96, кроме допущений и требований, по которым производится оценка статей баланса, установлено ряд правил, обязательных к соблюдению. В частности не допускается зачет между статьями  актива и пассива, к примеру, уменьшение кредиторской задолженности путем зачета дебиторской задолженности, а также зачета между статьями прибылей и убытков.

         Рассматривая показатели дебиторской и кредиторской задолженности по балансу указанного предприятия, можно увидеть, что имеет место как долгосрочный, так и краткосрочный характер.

Таблица 4

Выдержка из баланса ЗАО «Техстройсервис» в 2002 – 2003  годах ,    тыс.руб.

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты)

2002

2003

2002

2003

51560

3519

856388

2675552





Таблица 5

Кредиторская задолженность краткосрочного характера ЗАО «Техстройсервис»   2004 году (внешние обязательства), тыс.руб.

2002

2003

1493071

2759076


         Как видно из таблиц на предприятии произошел значительный рост дебиторской задолженности краткосрочного характера.

         Согласно приказа "Об учетной политике" данного предприятия оценку дебиторской и кредиторской задолженности производят без причитающихся к выплате процентов по обязательствам, исходя из бухгалтерских записей, признаваемых правильными. При разногласии между сторонами, спор по вопросу дебиторской, кредиторской задолженности рассматривается органами, уполномоченными разрешать соответствующие споры.

         Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя предприятия и отражается на результатах хозяйственной деятельности. Кредиторская задолженность, незатребованная по истечение срока исковой давности, закрывается проводкой дебет сч.60 и кредит сч.80.

         Баланс в настоящее время имеет очень большое значение. Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия ЗАО «Техстройсервис».

1. Коэффициент общей ликвидности

                                     (Текущие активы Р.2 актива)

   К общ.лик.=-------------------------------------------------------------

                        (Краткосрочные обязательства Р.6 пассива)

                      7032647

                  =------------=2.434:1   Допустимо от 2:1 до 3:1

                     2889625

2. Коэффициент независимости

              Источник собственных средств Р.4 пассива

   К н.=-------------------------------------------------------------

                                 Валюта баланса нетто

                      81360326

       х100%=-------------- х100%=96.57%   Допустимо более 50%

                     84249951

         Коэффициент финансовой устойчивости совпадает (равен) коэффициенту независимости.

3. Коэффициент финансирования

               Источник собственных средств Р.4 пассива

   К ф.=----------------------------------------------------------------

                          Заемные средства РР.5-6 пассива

        81360326

   =---------------=28.16              Допустимо более 1

         2889625

         Другой важнейшей формой годового отчета является форма №2.

         В новую форму отчета о финансовых результатах входят следующие статьи[8, 9 и др.]:

         1. По ст.010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей" (строка 010) показывается выручка от реализации готовой продукции, от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46, для определения финансовых результатов от реализации исходя из допущения временной определенности  фактов хозяйственной деятельности. К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком исключаются из выручки при определении финансовых результатов от реализации, в частности, относят НДС, суммы установленных процентных ставок к различным ценам, экспортные пошлины, суммы налога на реализацию ГСМ и другие.

         2. По статье "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг" (строка 020) отражаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (без учета суммы отраженных по статье "Управленческие расходы"), относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам).

Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные строки 020 не включаются.

         3. По статье "Коммерческие расходы" (строка 030) отражаются затраты по сбыту, учитываемые на счете 43, и относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам).

4. По статье "Управленческие расходы" (строка 040) отражаются суммы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в соответствии с установленным порядком списываемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 46.

         5. Статья "Прибыль (убыток) от реализации" (строка 050) рассчитывается путем вычитания из строки 010 строк 020,030 и 040.

         6. По статье "Проценты к получению" (строка 060) и "Проценты к уплате" (строка 070) отражаются суммы причитающиеся в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам, учитываемых на счете 80, суммы, причитающиеся от кредитных организаций за использование остатков средств, находящихся на счетах организации.

         7. По статье "Доходы от участья в других организациях" отражаются доходы, подлежащие получению от участия в  совместной деятельности без образования юридического лица, а также доходы подлежащие получению по акциям других организаций.

         8. По статье "Прочие операционные доходы" (строка 090) и "Прочие операционные расходы" (строка 100) отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества. К ним относятся: реализация основных средств и прочего имущества, списание основных средств с баланса по причине морального износа, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства, не давшего продукции. Кроме того, в составе операционных расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов.

         9. Статья 110 "Прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности" рассчитывается так:

строки  (050+060-070+080+090-100)

         10. По статьям "Прочие внереализационные доходы" (строка 120) и "Прочие внереализационные расходы" (строка 130) показываются результаты операций, не нашедших отражения в предыдущих статьях формы 2. По статье "Прочие внереализационные доходы", в частности, отражаются кредиторская и дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; суммы страхового возмещения; прибыль прошлых лет; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации и т.п. По статье "Прочие внереализационные расходы" показываются суммы оценки производственных запасов, готовой продукции; убытки от списания дебиторской задолженности; долги не реальные к списанию; убытки от операций прошлых лет; потери от бедствий и чрезвычайных ситуаций; присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки; убытки от хищений материальных ценностей, виновники которых не установлены; судебные издержки и т.п.

         11. Строка 140 "Прибыль/убыток отчетного периода" рассчитывается так:

строки (110+120-130)

12. По статье "Налог на прибыль" (строка 150) показывается отраженная в бухгалтерском учете сумма налога на прибыль, исчисленная организацией в соответствии с установленным законодательством, подлежащая перечислению (перечисленная) в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 81 "Использование прибыли".

         13. По статье "Отвлеченные средства" (строка 160) приводится сумма, учтенная в течение отчетного периода по дебету счета 81:

         - причитающиеся платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

         - отчисления на благотворительные цели;

         - отчисление на образование резервных фондов, фондов накопления и потребления;

         - причитающиеся к уплате суммы процентов по кредитам банков, полученных на восполнение недостатка оборотных средств;

         - другие отвлечения (штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба природе, сокрытие прибыли и др.).

         14. Строка 170 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток отчетного периода" рассчитывается так

строки (140-150-160)

         Стоит отметить, что при заполнении строк 050, 110, 140 и 170 формы 2 сумма убытка отражается со знаком минус.

         Таким образом, в рамках данной главы мы подробно рассмотрели каким образом основные положения учетной политики оказывают влияние на результаты операционного менеджмента организации на примере ЗАО «Техстройсервис».














2. Расчетная часть

2.1. Составление калькуляции затрат

Исходные данные для расчета представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные расчета

№ п/п

Наименование показателя

Значение

1

Объем реализации в январе, тыс. шт.

200

2

Цена единицы, руб.

12

3

Структура прямых затрат  в январе, %

Основные материалы

15

4

Основанная заработная плата рабочих

50

5

Основная заработная плата повременщиков

10

6

Эксплуатация машин и механизмов

25

7

В том числе оплата труда

4

8

Амортизация

20

9

Общехозяйственные расходы, в % от прямых затрат

20

10

В том числе административно- хозяйственные расходы

40

11

В том числе заработная плата

20

12

Амортизация

78

13

Материальные затраты

2

14

Расходы по организации  производства

10

15

В том числе амортизация

80

16

Материальные затраты

15

17

Расходы по обслуживанию рабочих

50

18

В том числе материальные затраты

8

19

Рентабельность производства, %

20

20

Доля дебиторской задолженности, погашаемая через 2 месяца, %

40

21

Норма амортизации по активной части основных производственных фондов, %

10

22

Норма амортизации по пассивной части основных производственных фондов, %

5

23

нематериальные активы, срок полезного использования, лет

2


1) Выручка от реализации товаров равна:

200*12 = 2400 ( руб.)

2) Определение себестоимости:

выручка *100/ (100+ рентабельность производства)

Себестоимость = 2400 *100/(100+20) = 2000 ( руб.)

3) распределение себестоимости на прямые и накладные затраты  по формуле:

прямые затраты = (себестоимость*100)/(100+% накладных расходов)

Прямые затраты: (2000*100) /(100+20) = 1666,7 ( руб.)

Тогда накладные расходы равны разнице между общей себестоимостью и прямыми расходами:

2000-1666,7 = 333,3 (руб.)

         В таблице 7 представлена калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат.

Таблица 7

Калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат, руб.

Статьи

Элементы

ВСЕГО

оплата труда

амортизация

материальные затраты

прочие

ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ

1666,70





1. основные материалы

250,01





2. основная зарплата рабочих

833,35





3. основная зарплата рабочих повременщиков

166,67





4. эксплуатация машин и механизмов

416,68

16,67

83,34


316,67

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

333,30





1. административно- хозяйственные расходы

133,32

26,66

103,99

2,67


2. расходы по организации производства

33,33


26,66

5,00

1,67

3. расходы по обслуживанию рабочих

166,65



13,33

153,32

ИТОГО

2000,00

43,33

213,99

21,00

471,66


Рис. 1.  Структура прямых затрат организации

         Как видно из рисунка 1, наибольшую долю в структуре прямых затрат занимает зарплата основных рабочих ( 50 %), а наименьшую – основная зарплата повременщиков ( 10 %)


Рис. 2. Структура затрат на эксплуатацию машин и механизмов

         Как видно из рисунка 2 , наибольшую долю в структуре затрат  на эксплуатацию машин и механизмов занимает амортизация ( 67 %), а наименьшую - оплата труда рабочих ( 4 %).

Рис.3.  Структура накладных расходов организации

         Как видно из рисунка 3, наибольшую долю в структуре затрат занимают расходы по обслуживанию рабочих (50 %), а наименьшую- расходы по организации производства ( 10 %).

Рис.4.  Структура административно- хозяйственных расходов

         Как видно из рисунка 4, наибольшую долю в структуре административно- хозяйственных расходов занимает амортизация ( 78 %), а наименьшую - материальные затраты ( 2 %)

Рис.5.  Структура расходов по организации производства

Как видно из рисунка 5, наибольшую долю в структуре  расходов по организации производства занимает амортизация ( 80 %), а наименьшую – прочие затраты ( 5 %).

Рис.6.  Структура расходов по обслуживанию рабочих

Как видно из рисунка 6, наибольшую долю в структуре  расходов по обслуживанию рабочих занимают прочие затраты ( 92 %), а наименьшую – материальные затраты (2%).

Необходимо разделить затраты предприятия на постоянные и переменные. К постоянным затратам относят затраты, которые не зависят от объемов производства предприятия и всегда остаются относительно постоянными.  Переменные же затраты прямо пропорционально зависят от объемов производства.

Таблица 8

Структура затрат организации

Статьи

Значение, руб.

Структура, %

Переменные затраты

250,01

100

1. основные материалы

250,01

100

Постоянные затраты

1750

100,00

2. основная зарплата рабочих

833,35

47,62

3. основная зарплата рабочих повременщиков

166,67

9,52

4. эксплуатация машин и механизмов

416,68

23,81

1. административно- хозяйственные расходы

133,32

7,62

2. расходы по организации производства

33,33

1,90

3. расходы по обслуживанию рабочих

166,65

9,52


Рис.7.  Структура  постоянных  затрат организации

Как видно из рисунка 7 , в организации наибольшую долю в структуре постоянных затрат занимает основная зарплата рабочих ( 47 %), наименьшую – расходы по организации производства ( 2 %).

2.2. Управление активами предприятия

1) На основе суммы амортизации по статье эксплуатация машин и механизмов (83,34 руб.) определим  первоначальную стоимость  нового и бывшего в употреблении  оборудования:

,                   (1)

где    На – норма амортизации, %

         Цп – цена приобретения ( первоначальная стоимость ), руб.

         Т п – срок полезного использования оборудования, лет

Отсюда,

Ц п = А /На,                                    (2)

Сумма амортизации всего оборудования  за январь равна 83,34 руб., соответственно за год составит 1000,08 руб.

Сумма амортизации по новому оборудованию при доли нового оборудования 20 % составит:

1000,08*0,2 = 200,02 ( руб.)

Тогда сумма амортизации по  бывшему в употреблении оборудованию равна:

1000,08-200,02 = 800,06 (руб.)

         Норма амортизации по новому оборудованию равна 7 %, а по бывшему в употреблении оборудованию равна 6 %.

         Тогда, цена приобретения равна:

По новому оборудованию: 200,02/0,07 = 2857,4 ( руб.)

По бывшему оборудованию: 800,06/0,06= 13334,3 (руб.)

2)     Определим балансовую стоимость на начало и конец года  по всем видам основных фондов и нематериальных активов в организации.

Балансовая стоимость оборудования нового и бывшего в употреблении определена выше.

         Годовая амортизация по  статье расходы по организации производства равна 319,92 руб. Она распределена следующим образом: на вычислительную технику – 50 % (159,96 руб.), на авторские программы – 25 % (79,98 руб.), на лицензии – 25 % (79,98 руб.). При норме амортизации: по  вычислительной технике- 5 %, по авторским программа 20 %, по лицензиям – 2 %, подсчитаем балансовую стоимость на начало года:

По технике: 159,96/0,05 = 3199,2 ( руб.)

По авторским программам: 79,98/ 0,2 = 399,9 ( руб.)

По лицензиям:    79,98/ 0,02 = 3999 ( руб.)

         Аналогично определяем стоимость на начало года по  зданиям. Результаты расчетов занесем в таблицу 9.

Таблица 9

Определение балансовой стоимости на начало и конец года   по основным фондам организации

№ п/п

Виды основных средств

На

Срок полезного использования

Балансовая стоимость на начало года

Амортизация

Балансовая стоимость на конец года, руб.

1

Административное здание

3,1

10

5232,8

162,2168

5070,583

2

Производственное здание

3,9

10

12798,2

499,1298

12299,07

3

Мебель, в том числе  30 % общежития

10

1

2121,3

212,13

1909,17

4

Общежитие

50

10

748,7

374,35

374,35

5

Оборудование бывшее в употреблении

6

3

13334,3

800,058

12534,24

6

Вновь поступившее высокотехнологичное оборудование

7

3

2857,4

200,018

2657,382

7

Вычислительная техника

5

0,5

3199,2

159,96

3039,24

8

Авторские программы

20

0,5

399,9

79,98

319,92

9

Лицензия

2

0,5

3999

79,98

3919,02


ИТОГО



44690,8

2567,823

42122,98

         Балансовая стоимость на конец года  равна разности между  стоимостью на начало года и суммой амортизации.

3)     По новому оборудованию рассчитаем  амортизацию по  годам срока полезного использования несколькими способами.

3.1. Линейный способ:

Сумма годовой амортизации определяется по формуле:

,                          (3)

где    Аir – сумма амортизации за i-ый год , начисленная линейным способом

         На – норма амортизации, %

Ф ф – среднегодовая стоимость фондов, руб.

Ф ф = (Фнг +Фкг)/2,                       (4)

где    Фнг, Фкг – стоимость  фондов на начало и конец года соответственно

Таблица 10

Расчет  амортизации линейным способом

Годы

Первоначальная балансовая стоимость

Норма амортизации

Годовая амортизация

1 год

2857,4

0,07

200,02

2 год

2857,4

0,07

200,02

3 год

2857,4

0,07

200,02

ИТОГО



600,06


3.2. Метод суммы чисел ( кумулятивный метод)

         При использовании данного метода:

,                       (5)

где    К -  кумулятивное число;

         кi – составляющая  кумулятивного числа, выбранная последовательно слева направо;

         Тп -  срок полезного использования , лет.

,                         (6)

где    Аik – сумма амортизации i- го  года, определенная методом суммы чисел, руб.

При  повышении суммы амортизации используем расчеты в таблице 11





Таблица 11

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с повышением сумм

Годы



Кумулятивное число

ИТОГО

1

2

3

6


16,67

33,33

50,00


100,00

Таблица 12

Расчет амортизации при использовании кумулятивного метода с понижением сумм амортизации

ГОды



Кумулятивное число


3

2

1

6


50,00

33,33

16,67


100,00


3.3. Метод уменьшаемого остатка

При использовании данного метода   берем формулу:

,                    (7)

где    Аiр(к)-  сумма амортизации i- го года, определенная  методом уменьшаемого остатка

         к -  коэффициент регрессии, принимает значение от 1 до 2

         Ф0нг-  остаточная стоимость активов на начало года, руб.

Ф0нг = Ф п - Аiр(к),                            (8)

Расчеты приведены в таблице 13.

Таблица 13

Расчет амортизации при использовании метода уменьшаемого остатка

Годы

Первоначальная балансовая стоимость

Норма амортизации

Амортизация

1 год

2857,4

0,07

200,018

2 год

2657,38

0,07

186,02

3 год

2417,37

0,07

172,9

Итого



558,938






Таблица 14

Сводная таблица методов амортизации    по новому оборудованию

Метод


Линейный

Суммы чисел


Уменьшаемого остатка


Год

1 вар

2 вар

1

200,02

16,67

50

200,018

2

200,02

33,33

33,33

186,02

3

200,02

50

16,67

172,9

Итого

600,06

100

100

558,938

4)     Рассчитаем три варианта лизинга по новому оборудованию

Срок лизинга – 5 лет. Процент по лизингу  1 %.

1 вариант:  амортизация в составе арендной платы распределяется равномерно.

Первоначальная балансовая стоимость нового оборудования равна 2857,4 руб.

Так как ставка по кредиту равна 1 %, то ежегодная сумма выплат по лизингу составит:

2857,4 * 0,01 = 28,57 ( руб.)

Общая сумма арендной платы за 5 лет составит:

28,57 * 5 = 142,85 (руб.)

2 вариант: первые два года в арендную плату включается более 50 %  суммы амортизационных отчислений.

При этом варианте половина общей суммы арендной платы равна: 142,85/2 = 71,43 ( руб.) Таким образом, 71,43 рубля надо выплатить первые два года, а остальная сумма  выплачивается в течение оставшихся трех лет. Тогда:

1 год: 71,43/2 = 35,7 ( руб.)

2 год: 71,43/2 = 35,7 ( руб.)

3 год: 71,43/3 = 23,81 ( руб.)

4 год: 23,81 руб.

5 год: 23,81 руб.

3 вариант:  последние два года в арендную плату включается более 50 % суммы амортизационных отчислений.

1 год: 23,81 руб.

2 год: 23,81 руб.

3 год: 23,81 руб.

4 год: 35,7 руб.

5 год: 35,7 руб.

5) По статье материалы определить затраты по материалу группы А, рассчитать потребность в оборотных средствах в запасах материала А.

Общая сумма затрат на основные материалы равна 250,01 руб.

Так как  примерно 80 % материальных затрат  относится г к группе А, то  общая сумма затрат  материалов по группе А равна:

250,01*0,8 = 200 ( руб.)

Далее определяем потребность в  запасах.

Средневзвешенный интервал  между поставками  определяется по формуле:

,                    (9)

где    Ii – интервал между очередными поставками

         Vi – объем очередной поставки

В таблице  представлены данные и расчет показателя  средневзвешенного интервала между поставками.

Таблица 15

Расчет показателя  средневзвешенного интервала

Интервал межу очередными поставками

Объем очередной поставки

Интервал * Объем

6

28

168

7

25

175

6

27

162

2

31

62

9

30

270

8

32

256

5

34

170

11

26

286

3

29

87

2

29

58

3

28

84

5

26

130

4

29

116

8

18

144

2

30

60

7

25

175

3

34

102

9

31

279

5

30

150

10

28

280

4

27

108


597

3322


Тогда средневзвешенный интервал между очередными поставками равен

3322/97 = 5,56 ( дн.)

Текущий запас равен:

Т = 50% *l ср,                        (10)

Где    l  ср -  средневзвешенный интервал меду поставками материала

Тогда, Т = 5,56*0,5 = 2,78 (дней)

         Страховой запас определяется как половина текущего запаса:

С = 50% * Т,                          (11)

С = 0,5*2,78 = 1,39 ( дней)

Подготовительный запас равен сумме времени на погрузо-разгрузочные работы (ПР)  и времени технологической подготовки материала (ТЗ):

Р = ПР +ТЗ,                           (12)

ПР  при среднем объеме поставки 28,4  руб. (597/21) равен 0,6 дней.

ТЗ  равен 22 дня.

Тогда подготовительный запас равен:

0,6+22 = 22,6 (дней)

Производственный запас равен:

З = Т+С+Р,                            (13)

Подставляя данные, получим:

З = 2,78+1,39+22,6 = 26,77 (дней)

Далее определяем  дневную потребность  в материале делением суммы годовой потребности  на 360 дней.

         У нашего предприятия  годовая потребность в  материалах группы А  на 5 % меньше  годового объема поставок , то есть равна:

597-597*0,05 = 567,15

         Тогда дневная потребность равна:

567,15/360 = 1,55

         В итоге общая потребность в материале в рублях определится умножением  дневной потребности материала на производственный запас и на цену единицы материала ( 2 рубля):

 2 * 1,55*26,77 = 83,2

6) По материалу группы А  рассчитаем  расходы и затраты на основе графиков поставок

         Расходы по содержанию единицы запаса  материала (H)равны 25 руб. / шт.

         Расходы на выполнение  одного заказа (F) равны 20 руб. за заказ.

         Годовая потребность в материале (M) составляет величину на 5 % меньшую суммы годового объем поставок ( 597), то есть  равна 567,15

         Тогда, оптимальная величина поставки определится по формуле:

EOQ = ((2*F*M)/H),                       (14)

EOQ = 2*20*567,15/25 = 907,44,

         Количество поставок оптимальной величины равно:

N = F*H /ЕOQ,                      (15)

N = 20*25/907,44= 0,55

Тогда совокупные затраты определяется  по формуле:

С = (Н*V)/2 +(F*M)/N)         ,                           (16)

С = (25*597)/2+(20*567,15/0,55)= 7462,5+20623,6=28086,14 ( руб.)

5)     Пороговый объем определяется по формуле:

Vп = Ис /(Ц – Иv),                          (17)

Где    Ис – постоянные издержки, руб.

         Ц – цена  единицы изделия, руб.

         Иv – единичные переменные издержки, руб.

Пороговый объем равен:

 1750/( 12-0,28) = 149,3 (ед.)

         Пороговая выручка равна 1788 руб.

         Запас финансовой прочности  определяется по формуле:

ЗФП = ((В-Вп)/В)*100%,                         (18)

Где    ЗФП – запас финансовой прочности, руб.

         В – выручка о реализации, руб.

         Вп – пороговая выручка, руб.

Тогда, ЗФП = 25,5 (%)

Так как рентабельность есть отношение прибыли к выручке от реализации, то прибыль определяется:

П = ВР * РП ,                        (19)

Где    ВР – выручка от реализации, руб.

         РП – рентабельность производства

Тогда, прибыль равна 2400*0,2 = 480 ( руб.)

Сила воздействия операционного рычага:

СВОР = (В – Иv)/П,                       (20)

СВОР= (2400-250,01)/480 = 4,48

2.3. Управление источниками

Баланс организации  на начало и конец года   представлен в приложении  1. В приложении 2 представлен отчет о  прибылях и убытках организации.

Проведем расчет дивидендных выплат:

1)    по простым акциям: проценты от прибыли после налогообложения:

2719,4*0,02 = 543,88 руб.

2) по привилегированным акциям: 2580*0,15= 387 (руб.)

2.4. Управление денежными потоками

С целью управления денежными потоками  возникает необходимость контроля  за движением  реальных денежных средств. Сбалансированность  денежных потоков обеспечивает ликвидность и платежеспособность. С этой целью составляется  отчет о движении денежных средств в организации, который представлен в  приложении 3.





Список литературы

1)     Джай К. Шим, Джойл Г.Сигел. Основы коммерческого бюджетирования/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001 .- 496 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит-  ЮНИТИ, 1998.- 783 с

3)    Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.

4)    Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.

5)     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.

6)    Справочник директора предприятия/ Под ред.  М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.

7)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997

8)    Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. -  2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

9)    Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 1998. – 272 с.

10)                      Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.

11)                      Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 1997. – 457 с.

12)                      Экономика предприятия6 Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 768 с.