Содержание

Теоретическая часть: Бизнес-план инвестиционного проекта. 3

1. Назначение бизнес- плана. 3

2. Общая структура бизнес- плана. 5

3. Характеристика разделов  бизнес- плана. 8

Практическая часть. 12

Задача 1.1. 12

Задача 2.1. 14

Задача 3.1. 15

Задача 4.1. 16

Задача 5.1. 17

Список литературы.. 19


















Теоретическая часть: Бизнес-план инвестиционного проекта

1. Назначение бизнес- плана

Любое предпринимательское дело в современной России невозможно осуществить без разработки широкой программы по реализации какой- либо предпринимательской деятельности. Это по существу разработка на предстоящий год планов по реализации сделок. Таким образом, планирование, направленное на реализацию предпринимательской деятельности называется бизнес- планом. Обычно предприниматель заключает в течение года или некоторого периода определенное количество сделок, поэтому бизнес - планирование в современной России носит непрерывный характер. Составление плана является фундаментом для ведения любых форм предпринимательской деятельности. Без наличия бизнес - планирования сегодня предпринимателю невозможно было бы найти кредитора, инвестора или банкира, который бы дал на определенное время кредит и денежные средства[3, с. 45].

         Бизнес- план носит название планово - организуемых мероприятий, направленных на получение предпринимательской цели и максимально возможной прибыли. Финансисты банка и прочие инвесторы, рассматривая бизнес- план предпринимателя, уделяют очень большое внимание экономическим и конечным результатам реализуемого проекта. Поэтому в резюме бизнес - плана дается экономическое обоснование достижению фирмой высоких экономических целей и результатов с наименьшими издержками, то есть достижение невысокой себестоимости продукции или услуг при максимизации чистой прибыли и наименьших финансовых и трудовых затратах.

         Поэтому предприниматель всегда стремиться сам принять не только участие в составлении бизнес - плана, но и постоянно его контролировать и корректировать по декадам, месяцам, и кварталам.

В основе экономической и коммерческой деятельности фирмы лежит бизнес- план. Он конкретизирует на уровне фирмы методологическую экономическую категорию -  планирование.

         Бизнес- план представляет собой программу проведения предпринимательской деятельности (сделки) и получение на этой основе прибыли. Н является постоянным документом и периодически обновляется, однако в него вносятся изменения, связанные как с динамичностью деятельности самой фирмы, так и с рыночной конъюнктурой в целом.

Бизнес- план является результатом исследований деятельности фирмы  в конкретном направлении, поэтому в нем должны быть: сбалансированы цели и задачи фирмы  с ее реальными финансовыми возможностями, обоснована экономическая целесообразность направления развития фирмы, рассчитана ожидаемая экономическая эффективность деятельности фирмы, определены источники финансирования деятельности фирмы. Последнее особенно важно, так как в бизнес- плане должно быть определено, что, в каком объеме будет финансироваться за счет своих ресурсов, а что – за счет привлечения инвесторов со стороны. Разработка бизнес- плана позволяет предотвращать возможные ошибки и ускоряет становление предприятия. Кроме того, наличие  хорошо продуманного бизнес- плана производит благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов и компаньонов фирмы, на всех людей, с кем предприятие имеет и может  иметь деловые отношения.

Помимо указанной выше основной цели бизнес- плана, выделяют следующие подцели бизнес - планирования на  предприятиях [5, 6 и др.]:

1)        показав высокие экономические результаты деятельности формы и произведя продукцию высокого качества необходимо завоевать авторитет сначала на внутреннем рынке, а затем на международном;

2)        фирма должна стремиться  использовать все современные достижения науки и техники и постоянно использовать инновации в предпринимательской деятельности;

3)        фирма заключает договора с иностранными инвесторами и на совместную деятельность, при этом она получает от зарубежных фирм различную деловую информацию;

4)        фирма укрепляет свою производственную, научно- техническую и коммерческую базу;

5)        данная фирма должна показать другим организациям и конкурентам, что она использует в своей деятельности различные виды маркетинга;

6)        в целях завоевания определенного авторитета среди общественности фирма должна проводить различные благотворительные акции, то есть помогать различным бюджетным организациям, что обязательно предусматривается в бизнес- плане.

2. Общая структура бизнес- плана

Структура и содержание бизнес- плана не регламентирован. Все зависит от характера производства, отрасли и технологии производства. Тем не менее, есть разделы, так или иначе входящие в бизнес- планы всех предприятий любых отраслей. В этих разделах описываются:

1)    цели и задачи фирмы;

2)    обобщенное резюме: основные  и исходные данные по фирме и самого бизнес- плана;

3)     описание товара или услуги, предоставляемых фирмой;

4)    аналитическая оценка конъюнктуры рынка, объема продаж;

5)    план- программа действий фирмы и организационные меры достижения целей;

6)    ресурсное обеспечение деятельности фирмы;

7)    финансовый план и стратегия  финансирования;

8)    оценка риска и страхование от случайностей рыночной конъюнктуры;

9)    эффективность сделки и так далее.

Главная цель деятельности фирмы- получение прибыли. Должно быть определено, какую сумму прибыли предполагается получить и в какие сроки. Здесь очень точно должно быть учтено, когда фирма станет получать эту прибыль: вначале своей деятельности, в середине или в конце. А, может быть, прибыль можно будет получать регулярно в ходе реализации сделки? Конечно, фирме выгодно получить прибыль в начале сделки или ,хотя бы периодически, в процессе реализации сделки. Ведь прибыль можно пустить в дело и ускорить реализацию сделки. Очевидно, что намечаемая прибыль должна быть ощутимо больше банковского ссудного процента, иначе «овчинка выделки не стоит». Выгоднее  деньги вложить в банк.

Другими целями фирмы могут быть:

1)    повышение общего объема продаж;

2)    увеличение доли фирмы на сложившихся рынках;

3)    рост чистого дохода;

4)    повышение качества продукции;

5)    увеличение доли сервисных услуг;

6)    снижение сроков освоения новых видов продукции;

7)    проникновение на другие рынки;

8)    повышение престижа предпринимателя в глазах населения, его репутации, известности;

9)    благотворительность и так далее.

Естественно, выбирая ту или иную цель или группу целей, фирма выбирает и соответствующую стратегию и тактику поведения на рынке.

Обобщающее резюме включает в себя своего рода маленький бизнес- план. Здесь должны быть в доходчивой форме изложены  цель производства, новизна предлагаемого товара и его отличия от аналогичных товаров конкурентов, его привлекательность для покупателей, сведения об объемах предполагаемых продаж, затраты, связанные с реализацией сделки, общая выручка, сроки возврата кредитов и так далее.

Описание товара. Здесь должны быть отражены  потребительские свойства товара, его полезность и ценность для потребителя. Надо наглядно описать товар, дать такие его данные, чтобы потенциальный покупатель полно и недвусмысленно представил себе новый продукт. Желательно под рукой иметь образец товара или полное исчерпывающее описание и его идеи. В обязательном порядке описать то, чем данный товар отличается от аналогичных товаров других- производителей. Покупателя должны убедить, что ему выгодней приобрести необходимый товар именно у данной фирмы.

Предусмотрение в бизнес- плане любых поворотов рыночной конъюнктуры безусловно укрепляет конкурентоспособность фирмы и упрочивает ее позиции в рыночной среде.

Бизнес- план начинается  с раздела, где дается вполне описание производственной продукции, услуг данной ниши рынка, то есть, что будет предложено реальному покупателю. При этом указывается, какова доля данной фирмы на рынке в соответствии с разрабатываемым бизнес- планом [7, с. 167].

В бизнес - плане обязательно показывается, почему продукт этой фирмы будет конкурентоспособен по сравнению с аналогичной продукцией других фирм, то есть какими отличительными чертами обладает продукция.

В бизнес - плане рассматривается, будет ли предлагаемая продукция защищена патентами и свидетельствами и будет ли в процессе ее изготовление использовано новое оборудование.

Коммерческий банк  или инвестор также должен знать используемые технологии при производстве данного продукта.

В бизнес - плане также необходимо представить расчеты по полной себестоимости продукции  с расчетом всех элементов затрат по статьям.

В бизнес- плане должны содержаться полные характеристики предлагаемой продукции: производственная мощность, дизайн, товарный знак, вид упаковки, качество сервисного обслуживания.

Любой инвестор начинает читать бизнес- план с резюме или заключения. Поэтому качественно составленное резюме оказывает благоприятное воздействие на инвестора.

3. Характеристика разделов  бизнес- плана

Бизнес- план состоит из нескольких разделов. Рассмотрим ниже каждый из них.

Самый первый лист- это титульный лист, на котором указывается название организации и  ее основные данные.

Далее следует введение или вводная часть. В ней излагаются описание, сущность проекта, дается полное описание  производимой продукции или вида услуг, обосновывается эффективность создания данного предприятия. Кроме этого, раскрывается ожидаемый эффект.

В следующем разделе излагается сущность проекта. В нем описывается товар как таковой, его особенные отличительные свойства и какими он характеристиками обладает: наличие патента, товарного знака, лицензии и на продажу. Если же товар идет на экспорт, то чем он отличается от импортных товаров. В этом же разделе приводится схема размещения площадей фирмы, расчет потребности в квалифицированных кадрах. В заключение раздела обосновывается, почему фирма может получить прибыль и иметь экономический успех

В разделе «Производственный план» дается подробное описание всего технологического производственного процесса, приводится расчет потребности  в оборудовании и различных машинах. Здесь же показывается стоимость этого оборудования, указываются поставщики данных машин, разрабатываются альтернативные пути поставки сырья, материалов для производства. Кроме этого, приводится расчет себестоимости готовой продукции, каким образом фирма может обеспечить экологическую безопасность населения[8, с. 234].

В «Организационном плане» указывается, на каких формах собственности создана данная фирма. В нем также указывается основные партнеры организации. Если фирма - акционерное общество, то обосновывается выпуск акций. В заключении приводится распределение обязанностей между членами Совета Директоров[6, с. 179].

В «Маркетинговом плане» указывается ниша на рынке, на которую ориентируется организация, обосновывается, почему товар фирмы является конкурентоспособным, описывается система управления качеством товара. Здесь же приводятся схемы, обосновывающие использование в производственном процессе различных инноваций. В маркетинговом плане дается обоснование используемым методам сбыта готовой продукции.

В разделе «Финансовые риски» перечисляются основные виды рисков, с которыми может столкнуться организация в процессе своей деятельности и приводится их оценка. Разрабатываются основные направления их уменьшения или устранения[1, с. 245].

Предпринимательский риск представляет собой опасность потенциально возможной , вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению в с вариантом, рассчитанным  на рациональное использование ресурсов. Поэтому определение   и обсуждение риска, рискованных моментов является венцом бизнес- плана. Данный раздел включает описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в финансировании проекта. Такие опасные ситуации могут быть  вызваны конкурентами, которые  применяют демпинг, неблагоприятными конъюнктурными  тенденциями, которые не зависят от самого  предпринимателя, трудностями в получении банковских кредитов, более высоким издержками внедрения нового производства, чем предполагалось.

Главным здесь является определение тенденций и ситуаций, которые  для фирмы наиболее опасны или могут возникнуть в первую очередь.

Центральное место в бизнес- плане занимает анализ и прогнозирование  возможных потерь ресурсов предприятия.

Чтобы оценит  вероятность тех или иных потерь и риска проекта необходимо учесть все форсмажорные обстоятельства, которые могут встретиться. Их не необходимо заранее просчитать и оценить как вероятные прогнозные величины. Потери подразделяются на[5, с. 89]:

-         материальные;

-         трудовые;

-         финансовые;

-         транспортные;

-          потери времени и другие.

При бизнес- планировании инвестиционного проекта  учитываются  потери:

1) на производстве:

-         снижение намеченных  объемов реализации продукции по причине простоя оборудования, недоиспользования производственных мощностей, отсутствие необходимых  исходных материалов и процент брака:


где    ↓ продукции означает вероятное суммарное уменьшение  объема выпускаемой продукции после проекта реструктуризации,

         Ц – цена реализации единицы объема продукции

-         снижение цен реализации продукции предприятия после его реструктуризации: в виду недостаточного качества продукции, ухудшения рыночной конъюнктуры для товара предприятия  и падение спроса на него:

где    ↓ цены – вероятное уменьшение цены единицы объема продукции предприятия

         Q – общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции предприятия по проекту реструктуризации.

-         повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом сырья, материалов, электро и теплоэнергии;

-         повышенные транспортные расходы и торгово-закупочные  издержки;

-          перерасход намеченного фонда заработной платы;

-         уплата повышенных отчислений, различных налогов, если при осуществлении проекта реструктуризации были внесены корректировки налогообложения в сторону увеличения;

-         различные штрафы, убытки.

2)потери в коммерческой области проекта реструктуризации:

-         повышение закупочных цен на товары в процессе осуществления проекта реструктуризации;

-         непредвиденное повышение объема закупки по сравнению с намеченными объемами вызывает  уменьшение объема реализации и как следствие снижается объем чистой прибыли;

-         снижение цены, по которой реализуется товар;

-         снижение объемов реализации вследствие непредвиденного снижения спроса на товар по проекту реструктуризации.

3)    потери в финансовой части проекта реструктуризации.

Поэтому в процессе реализации любого проекта реструктуризации  необходимо всесторонне оценивать все потери. Кроме того,  необходима вероятная и всестороння оценка риска различными методами.

В разделе «Финансовый план» определяется эффективность проекта, определяется расходная и доходная часть плана, а также основные экономические показатели.

Таким образом, бизнес- план является одним из основных и обязательных документов при создании нового предприятия или расширения деятельности уже существующего старого предприятия.















Практическая часть

Задача 1.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Приведены данные о двух альтернативных проектах  ( тыс. руб.) в таблице 1

Таблица 1

Исходные данные задачи 1.1

Наименование проекта

Стоимость инвестиций

Генерируемые доходы




1 год

2 год

А

-1000

700

800

В

-400

350

300

1)                          Рассчитайте индекс доходности (ИД), чистый дисконтированный доход (ЧДД), если стоимость источника – 15 %;

2)                          Коков будет Ваш выбор, если решение принимается на основании: а) только критерия ИД, б) только критерия ЧДД;

3)                          В каком случае предпочтительнее использовать критерий ИД?

РЕШЕНИЕ

1)      Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

,                         (1)

Rt – результаты, достигнутые в t – ом году

Зt – затраты, осуществляемые в t – м году, тыс. руб.

Kt –  капитальные вложения в t – м году, тыс. руб.

Et – норма дисконта, %

2)      Чистый дисконтированный доход равен:

,                      (2)

t – продолжительность расчетного периода

ПО ПРОЕКТУ А:

Определим Зt при условии, что  стоимость источника 15 %.

З1год = 700*0,15=105 ( тыс. руб.)

З2 год = 800*0,15 = 120 ( тыс. руб.)

Таблица 2


Rt

Зt

Kt

(Rt-Зt-Kt)/(1-Е)t

1  год

700

105

1000

-476,5

2 год

800

120

1000

-442,9

ИТОГО




-919,4

 Тогда:

ИД = -919,4/ (-1000) = 0,92

ЧДД = -919,4 ( тыс. руб.)

Если решение принимать на основании ИД, то  проект можно считать неэффективным, так как ИД < 1, если решение принимать на основании ЧДД, то проект можно считать неэффективным, так как ЧДД<0.

ПО ПРОЕКТУ В:

Определим Зt при условии, что  стоимость источника 15 %.

З1год = 350*0,15=52,5 ( тыс. руб.)

З2 год = 300*0,15 = 45 ( тыс. руб.)

Таблица 3


Rt

Зt

Kt

(Rt-Зt-Kt)/(1-Е)t

1  год

350

52,5

400

-120,6

2 год

300

45

400

-200,7

ИТОГО




-321,3

 Тогда:

ИД = -321,3/- 400=0,803

ЧДД = -321,3 ( тыс. руб.)

 В целом проект можно считать неэффективным по обоим критериям, так как  ИД <1, ЧДД<0.

Критерий Ид предпочтительнее использовать если необходимо рассчитать абсолютное значение доходности проекта в целом.

Задача 2.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Рассчитайте средневзвешенную стоимость каптала (WACC) компании «Запад», если структура  ее источников токов:

Таблица 4

Структура источников компании «Запад»

Источник компании

Доля в общей сумме источников, %

Стоимость источника, %

Акционерный капитал

80

12

Долгосрочные долговые обязательства

20

6,5

Укажите  и аргументируйте:

1)    Следует ли принимать компании инвестиционные проект, у которого IRR= 12 %;

2)    Как изменится значение показателя WACC, если доля акционерного  капитала снизится до 60 %.

РЕШЕНИЕ

Значение WACC определяется по формуле:

WACC = We*De+Wd*Dd,                            (3)

Где    WACC -  средневзвешенная  стоимость капитала, тыс. руб.

         We – доля собственного каптала  ( акционерного капитала) в структуре  источников средств, %

         De – ставка дохода  на собственный капитал, %

         Wd – доля долгосрочной задолженности в структуре источников, %

         Dd – стоимость долгосрочных  долговых обязательств.

         Подставляя имеющиеся значения в формулу 3, получим:

WACC = 80*12+20*6,5 = 1090

         Ели доля акционерного показателя снизится до 60 %, о получим:

WACC= 60*20 +12*6,5 = 1278

         Таким образом, в результате снижения доли собственного капитала до 60 %, стоимость капитала  увеличится на  188.

         При IRR= 12 %, компании следует принимать инвестиционный проект.

Задача 3.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Рассчитайте коэффициенты дисконтирования для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов при ставке рефинансирования ЦБ РФ  - 16 % и следующих темпах инфляции – 5 %, 8 %, 12 %, сделайте выводы.

РЕШЕНИЕ

         Коэффициент дисконтирования определяется:

Е(r) = Rf +B*Rf,                    (4)

Где    E(r) –  коэффициент дисконтирования, %

         Rf –  ставка рефинансирования, %

         B -  темп инфляции, %

Тогда:

При темпе инфляции 5 % : 0,16+0,16*0,05= 0,168 или 16,8 %

При темпе инфляции 8 %: 0,16+0,16*0,08 =0,173 или 17,3 %

При темпе инфляции 12 %: 0,16+0,12*0,16 = 0,179 или 17,9 %

         Таким образом, с  ростом значения темпа инфляции наблюдается  рост значения коэффициента дисконтирования.

Задача 4.1.

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Выберите наиболее эффективный инвестиционный проект по критерию ЧДД

Таблица 5

Год

Денежный поток

Проект 1

Проект 2

Проект 3

Проект 4

0

-10000

-13000

-10000

-6000

1

6000

8000

5000

5000

2

6000

8000

5000

2000

3

2000

1000

5000

2000


РЕШЕНИЕ

Пусть норма дисконта (Ен) равна 12 %

Расчет представим в таблице 6

Таблица 6

Год

Денежный поток ДП

(1-Ен)t

ЧДД

Проект 1




0

-10000

1

-10000

1

6000

0,88

6818,182

2

6000

0,7744

7747,934

3

2000

0,61952

3228,306

ИТОГО



7794,421

Проект 2




0

-13000

1

-13000

1

8000

0,88

9090,909

2

8000

0,7744

10330,58

3

1000

0,61952

1614,153

ИТОГО



8035,64

Проект 3




0

-10000

1

-10000

1

5000

0,88

5681,818

2

5000

0,7744

6456,612

3

5000

0,61952

8070,764

ИТОГО



10209,19

Проект 4




0

-6000

1

-6000

1

5000

0,88

5681,818

2

2000

0,7744

2582,645

3

2000

0,61952

3228,306

ИТОГО



5492,769

Таким образом,  по проекту 3 значение чистого дисконтированного дохода максимально, поэтому именно проект 3 можно считать наиболее эффективным.

Задача 5.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Фимой предусматривается в течение 3 лет создание фонда инвестирования в размере 150 тыс. рублей. Фирма имеет возможность ассигнования на эти цели  ежегодно 41,2 тыс. руб., помещая их в банк под 20 % годовых. Какая сумма потребовалась бы фирме для создания фонда  в 150 тыс. руб., если бы она поместила бы ее в банк одномоментно на 3 года под 20 % годовых?

РЕШЕНИЕ

         1)Если бы фирма  поместила  150 тыс. руб. в банк одномоментно на 3 года под 20 %годовых, то текущая современная приведенная стоимость   фонда определилась бы:

,                    (5)

где    S –  сумма , тыс. руб.

         iс –  ставка , %

         n-  число лет

Откуда,

S = Р *(1+iс),                          (6)

S = 150*(1+0,2)3 = 259,2 ( тыс. руб.)

2) Если бы  фирма в течении 3 лет инвестировала  средства в фонд в размере 41,2 тыс. руб. ежегодно под 20 % годовых, то найдем современную стоимость потока платежей:

А1 = 41,2*(1+0,2) = 49,44 ( тыс. руб.)

А2 = 41,2* (1+0,2)2 =59,33 ( тыс. руб.)

А3 = 41,2*(1+0,2)3 = 71,19 ( тыс. руб.)

Тогда, общий аннуитет равен:

49,44+59,33+71,19 = 179,96 ( тыс. руб.)

Тогда, S = 179,96*(1+0,2)3 = 310,97 ( тыс. руб.)

Таким образом,  фирме выгодней  поместить  одномоментно  в банк на 34 год сумму для создания фонда в 150 тыс. руб.























Список литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

3)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

4)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

5)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

6)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

7)    Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.