Уважаемый председатель и члены государственной и аттестационной комиссии. Разрешите представить Вашему вниманию доклад на обозначенную тему: «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Актуальность представленной работы состоит в том, что на данный момент в логопедической литературе недостаточно рассмотрен вопрос, связанный с коррекцией нарушений слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры слова обуславливает значительные трудности во владении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Целью дипломного исследования является изучение особенностей коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В работе решались следующие задачи:

1. изучить теоретические научные источники, посвящённые нарушениям звуко-слоговой структуры слова;

2. выявить особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова дошкольников с общим недоразвитием речи;

3. провести исследование нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектом исследования является звуко-слоговая структура слова.

Предметом исследования является коррекция нарушения звуко-слоговой структуры слова.

Основная гипотеза представляемого дипломного исследования формулируется следующим образом: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Дипломная работа состоит из трёх глав.

В первой главе рассматривается современное состояние проблемы изучения общего недоразвития речи, нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, даётся характеристика речевого дефекта при общем недоразвитии речи, раскрывается вопрос формирования звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе.

Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе и теоретическим аспектам проблемы коррекции общего недоразвития речи. Также во второй главе теоретически рассматривается процесс формирования звуко-слоговой структуры слова, которое увязывается с проблемами коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В третьей – основной – главе приведено описание проведённого исследования по данной теме, результаты исследования и коррекционной работы, описана программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы Сузунского детского сада.

Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет Сузунского детского сада, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи, второго уровня речевого развития. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только результаты детей с общим недоразвитием речи.

Ход исследования, описанный в третьей главе, делистя на три этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента был проведён по методике, изложенной в книге Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов».

Цель выявить уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова детей экспериментальной группы.

На констатирующем этапе эксперимента выявлялась степень нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей подготовительной группы Сузунского детского сада. Для этого использовались речевые пробы, которые состояли из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность звуко-слоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента исследовались три параметра – слоговая структура слова, звуковая структура слова и произношение слогов.

В итоге обследования были зафиксированы следующие результаты: обследуемые дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.

2. Формирующий этап эксперимента проводился с сентября по май.

Одним из обязательных условий формирования правильной и внятной речи в первый период явилось воспитание активного произвольного внимания к речи. Детей учили вслушиваться в обращённую речь, различать и воспроизводить доступные для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки чужой и собственной речи.

Работу проводили индивидуально или с малыми подгруппами. Вырабатывали точные, координированные движения артикуляционного аппарата, уточняли правильное произношение имеющихся звуков, вызывали отсутствующие звуки и развивали фонематический слух.

Для развития слоговой структуры слова использовали серию упражнений в следующей последовательности:

- различение на слух длинного и короткого слова (кот-электричка);

- передача ритмического рисунка слова;

- запоминание и воспроизведение слогового ряда из лёгких, правильно произносимых звуков;

- запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);

- запоминание и воспроизведение звукового ряда из разных согласных и одинаковых гласных (ка-та-ма);

- заучивание и воспроизведение слогов со стечением согласных (то-кто; па-пта);

- чёткое воспроизведение слов из ранее отработанных слогов и предложений с этими словами.

В работу второго периода были дополнительно включены упражнения на формирование грамматических представлений:

- упражнение на словоизменение;

- упражнение на словообразование.

Продолжалась работа по чёткому воспроизведению слов из ранее отработанных слогов и предложений с этими слогами.

Основными задачами третьего периода было уточнение произношения слов различной слоговой сложности.

Формирование умения использовать слова различной слоговой сложности в самостоятельной речи.

3. Контрольный этап эксперимента проводился во второй половине мая.

Цель: изучение нарушения в звуко-слоговой структуре слова у группы детей с общим недоразвитием речи после формирующего этапа эксперимента.

Используются те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Наблюдаемые дети в начале и конце коррекционной работы показали средние результаты.


Сравнительная диаграмма результатов исследования детей экспериментальной группы в контрольном и констатирующем эксперименте

Из диаграммы видно, что после формирующего эксперимента показатели по трём заданиям заметно возросли.


Сравнительная диаграмма результатов исследования на каждого ребёнка

Также результаты тестирования позволяют подтвердить гипотезу настоящего дипломного исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нарушения звуко-слоговой структуры слова, могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Однако, результаты контрольного эксперимента также говорят и о том, что никто из наблюдаемых воспитанников подготовительной группы Сузунского детского сада не достиг 100% корректировки звуко-слоговой структуры речи. Это означает, что перейдя учиться в начальные классы средней школы, эти дети будут нуждаться в дальнейшей корректировки звуко-слоговой структуры слова. В виду этого в завершении дипломной работы даются рекомендации по дальнейшей диагностике и корректированию аспектов недоразвития речи этих детей для школьных логопедов.