Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Основы бухгалтерского дела. 3

1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. 3

2. Исторический аспект  возникновения и развития бухгалтерского дела. 7

3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России. 9

ПРАКИТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 12

Задание 2. 12

Список литературы.. 24

Приложение. 25



















ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Основы бухгалтерского дела

1. Сущность и содержание бухгалтерского дела

В соответствии  с  современными требованиями хозяйствования  организации ведут  три вида учета[1, с. 5]:

1)     оперативный;

2)     статистический;

3)     бухгалтерский.

Каждый  из них может иметь   свою область применения, задачи и способы отражения расширенного воспроизводства.

Оперативный учет  осуществля6ется  на месте производства работ, услуг. Он удобен и применяется  для оперативного руководства и контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Статистический учет или статистика изучает явления, присущие массиву, то есть носящие массовый характер. Применяется для обобщения и изучения социально- экономических явлений.

Бухгалтерский учет- это сплошное, непрерывное,  взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности  организации, осуществляемое на основании документов в различных измерителях.

Сплошное - значит обязательный учет всего имущества организации, всех видов производственных запасов, затрат, готовой продукции, денежных средств, фондов, обязательств и так далее.

Непрерывное - значит постоянное наблюдение  непрерывное во времени, постоянная запись в  документы совершающихся фактов хозяйственной деятельности о движении товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов, кредитов и так далее.

Взаимосвязанное - означает  зависимость совершающихся фактов в хозяйственной жизни организации между собой, изменение одного факта влечет за собой изменение как минимум второго или нескольких  фактов следом. Рассмотрение качества отличает бухгалтерский учет от оперативного и статистического, что  придает ему большую значимость в системе информации.

Бухгалтерский учет выступает необходимым инструментом управления, а управление- это умение принимать правильные решения, а их нельзя  принять без знаний об участниках хозяйственных процессов. Эти знания называются информацией. А основная информация о хозяйственных операциях заключается в бухгалтерских регистрах[3, с. 55].

В соответствии с этим понятие  бухгалтерский учет  отражает хозяйственную деятельность   в стоимостном выражении, обрабатывает данные до  формы, несущей обобщенную смысловую нагрузку и передает  пользователям для принятия  управленческих решений. Для управления хозяйственной деятельностью любой организации  создаются управленческие системы. Управленческие системы состоят  из взаимосвязанных  подсистем,  и бухгалтерская подсистема в общей системе управления  является наиболее важной, так как именно бухгалтерский учет  формирует для управления наиболее полно и достоверно потоки экономической информации.

Поскольку любой  хозяйствующий субъект является частью общества, то данные бухгалтерского учета позволяют решать обществу определенные  задачи и принимать  решения на уровне общества в целом. Бухгалтерский учет  подготавливает базу для принятия управленческих решений трех типов [7, с. 16]:

-         оперативных;

-         тактических;

-         стратегических.

То есть на основании бухгалтерских данных можно установить[8, с. 47]:

1)        порядок использования данных финансовой отчетности для статистических сводок, сопоставлений и контроля взаимоотношений бюджетов различных уровней;

2)         порядок распределения инвестиционных ресурсов;

3)        определить экономическую  политику в том  или ином регионе.

Ко всему указанному данные финансовых расчетов позволяют определить   влияние хозяйственных процессов  на  социальное положение отдельных  членов общества, а также определить, измерить степень ответственности каждого работника перед коллективом и обществом в целом, то есть бухгалтерский учет, являясь подсистемой общей системы  управления, отражает модель хозяйственной жизни обществ. И не только отражает, но и воздействует на нее, формирует посредством общественного воздействия.

Еще одно понимание бухгалтерского учета основано на том, что  интерес лиц,  занятых в хозяйственной деятельности, неоднозначен. Это приводит к выводу, что бухгалтерская и информация не является объективной и не зависит от интересов лиц, участвующих в процессе производственной деятельности. Следовательно, в получаемую  из разных  источников информацию бухгалтер должен внести поправки, исключающие влияние  источников вызванной поставщиком  экономической информации.

Из всего вышесказанного следует, что в современных условиях бухгалтерская информация должна распространяться  как на прошлую, так и на будущую деятельность общества, особенно в связи с составленными административными  планами, сметами, бюджетами. То есть бухгалтерский учет нужен для истории в целях отображения   жизни, причем не простого ее отображения, а отображения, с помощью которого можно было бы предварительно решать управленческие задачи и проблемы, при этом соблюдая принципы рациональности.

Главные функции  современного бухгалтерского учета[5, с. 117]:

1)    обеспечение полноты  отражения всех хозяйственных операций, подлежащих стоимостной оценке;

2)     интерпретация полученных результатов;

3)     сбор и обработка финансовой информации о деятельности лиц, занятых в хозяйственном процессе.

Структура современного  бухгалтерского  учета представлена на рисунке 1.


 







                             






Рис. 1. Структура современного бухгалтерского учета

Данные бухгалтерского учета  позволяют установить[7,8 и др.]:

-         порядок использования данных финансовой отчетности;

-         порядок распределения  инвестиционных ресурсов;

-         определение экономической политики;

-         определение влияния  хозяйственных процессов на социальное положение членов общества;

-          определить  степень ответственности каждого работника перед коллективом.

К общим задачам  бухгалтерского учета относят[2, с. 73]:

1)      обеспечение руководства достоверными, своевременными, полными данными для  управления  контроля;

2)      обеспечение контроля за наличием и движением товарно-материальных ценностей, трудовых и финансовых  ресурсах;

3)      своевременное предупреждение негативных явлений;

4)       обеспечение контроля за мерой труда  и потребления;

5)      получение точной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах;

6)      совершенствование технологий и качества учета на базе комплексной обработки информации;

7)      использование мировых стандартов и разработка национальных;

8)      комплексная компьютеризация.

2. Исторический аспект  возникновения и развития бухгалтерского дела

Основы бухгалтерского учета как науки заложил великий итальянский математик Лука Почеле. На протяжении более 500 лет его идеи оказывали и оказывают влияние на развитие  нашей науки, в частности, бухгалтерского учета.

В каждой науке   есть одна  главная книга. Такой книгой в бухгалтерском деле является  трактат о счетах и записях, составленный Лукой Почеле, в котором он освятил проблемы хозяйствующего субъекта.

В первой главе книги Лука Почеле, ставя задачи для успешного хозяйствования, писал: «Как известно, три условия необходимы всякому, кто в исправности  желает вести торговлю. Самое главное из них:  наличные деньги и разного рода другие ценности. Второе условие торговли состоит в том, чтобы уметь верно вести книги и быстро считать. Для этой цели я привел правила и наставления, необходимые для выполнения каждой операции… Третье  и последнее условие- это ведение  своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было быстро без задержки получить  всякие сведения как относительно долгов, так и требований… Эта часть в числе остальных имеет весьма существенное значение, так как никто не в состоянии вести свои дела, если не захочет соблюдать должный прядок в записях и при этом душа его будет в  постоянной тревоге» [5, с. 89].

Каждое время предъявляет свои требования к ведению бухгалтерского учета. Группа экспертов под эгидой ООН подготовила перечень обязательной информации, которая должна быть  одинаково отражена в отчетности  общего назначения. Эта информация о рабочей силе и ее использовании в производстве капитальных вложений, организационной структуры, мерах по сохранению окружающей среды. Был также предложен ряд общих терминов и статей финансового отчета.

Этапы становления  и реформации российского бухгалтерского учета приведены ниже[4, с. 78]:

1)    определение современного понимания бухгалтерского учета;

2)    издание Плана счетов при ведении бухгалтерии  организациями;

3)    определение десяти стандартов поведению бухгалтерского учета;

4)    издание ряда законодательных и нормативных актов по регулированию бухгалтерского учета в современных условиях.

Рассмотрим некоторые из тих этапов более подробно.

С издание м приказа 34 Н от 29.07.98 и выходом закона № 129 ФЗ, принятого Думой 23.02.96 понятие и предназначение бухгалтерского учета  несколько расширилось.  Бухгалтерский учет- это основная составляющая  информационной системы  менеджмента организации, которая осуществляет  взаимосвязанное, непрерывное, сплошное измерение хозяйственной жизни организации, документально обрабатывает данные и  передает финансовую  информацию о хозяйственном объекте в целях принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет  отражает сложную картину   переплетения интересов всех участников   производственного процесса. Но долгое время бухгалтерский учет воспринимался, как   правило, только  как средство беспристрастного  отражения хозяйственной жизни общества. 

В 60 годы 20 века взгляды на  бухгалтерский учет  сместились в сторону  принятия управленческих  решений. Теперь под бухгалтерским учетом  стали понимать передачу информации по назначению, проверку законности актов хозяйственной деятельности, учет изменений с количественной и качественной стороны.

 В середине 70 годов  Станд выдвинул следующие основные положения[7, с. 49]:

-         он подверг резкой критике  классическое и управленческое понимание бухгалтерского учета;

-          по его мнению, бухгалтерский учет должен быть направлен только на  удовлетворение определенных запросов пользователей, при этом степень достоверности информации и затрат по ее производству должна зависеть от  целей, которые  ставит пользователь. Затраты по производству учета не должны превышать  те доходы, вследствие этого учета полученные.

Таким образом, понимание бухгалтерского учета в процессе его эволюции постоянно совершенствовалось и изменялось в зависимости  о целей его использования.

3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

         Данные финансового учета  обобщаются в финансовой отчетности, доступной  для широкого круга пользователей ( собственников, кредиторов, инвесторов, государственных организаций, работников). Регулирование бухгалтерского  учета обусловлено необходимостью получения  объективной и содержательной информации  для менеджеров при принятии обоснованных управленских решений. Для этой цели разрабатываются стандарты учета, о которых будет рассказано ниже[4, с. 123].

         В настоящее время в России разработано  10 стандартов  по ведению бухгалтерского  учета:

-         стандарт № 1 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

-         стандарт № 2 ПБУ 2/94 «Учет подрядных договоров»

-         стандарт № 3 ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организаций»

-         стандарт № 4 ПБУ 5/99 «Учет материально- производственных запасов»

-         стандарт №  5 ПБУ 6/97 «Учет основных средств»

-         стандарт № 6 ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»

-         стандарт № 7 ПБУ 7/98 «Факты после отчетной даты»

-         стандарт № 8  ПБУ 9/99 «Доходы организаций»

-         стандарт № 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Так , например,  ПБУ 9/99 распространяется на  все коммерческие организации ( кроме  банков и страховых компаний), также распространяется  и на  некоммерческие организации в части предпринимательской деятельности, но на бюджетные организации не распространяется. В этом ПБУ дано определение, что является доходами организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов ( денег и товарно-материальных ценностей), а также погашение обязательств, приведшие  к увеличению капитала этой организации,  за исключением вкладов в уставной капитал. Согласно  этому положению не признаются доходами поступления от юридических и физических лиц:

-         суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

-          по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам;

-          авансов в счет оплаты продукции, товаров, услуг, работ, задатков;

-          залог,  если  договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

-         погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

С 1.01.2000 года  все доходы организации группируются в 4 группы

1)     доходы от обычных видов деятельности;

2)     операционные доходы;

3)     внереализационные доходы;

4)     прочие доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относят[6, с. 123]:

1)    аренда активов, если  учредительными документами это предусмотрено;

2)     поступления за предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов за плату и других видов  интеллектуальной собственности. Выручкой считается  поступления, связанные  с этой деятельностью, если этот вид деятельности является предметом деятельности организации;

3)     поступления от участия в уставном капитале других организаций, если это является предметом деятельности организации. Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме исчисленной в денежном выражении  равной величине поступления денежных средств или иного имущества и величине дебиторской задолженности, то есть если величина поступления перекрывает только часть выручки, то  выручка принимается  к бухгалтерскому учету с учетом не поступившей  суммы (принцип временной определенности). Величина поступлений  и дебиторской задолженности определяется исходя  из цен установленных договором. Если цена договора не установлена, тогда по рыночной цене на  аналогичную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРАКИТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 2

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Торговая фирма «Континент» занимается оптовой торговлей , зарегистрирована  в январе 2001 года с уставным капиталом 100 000 рублей. Фирму  организовали 4  учредителя: Фирма «Обувь», Светин А.С., Петров К.Т., Катова Н.К. В течение  отчетного периода для осуществления операций по фирме привлекались посредники, с которыми заключался договор - подряда. Учредитель Светин А.С. – директор, Катова Н.К. – бухгалтер, для которых фирма- основное место работы.

Таблица 1

Хозяйственные операции за январь 2001 года

№ п/п

Документ

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

1

Устав фирмы

Вступительное сальдо

100 000



2

Приходные кассовые ордера

Получены в кассу учредительные взносы: Светина А.С., Петрова К.Т., Катовой Н.К.

75 000

50

75.1

3

Расходный кассовый ордер В.Р.С.

Сданы на расчетный счет взносы учредителей

75 000

51

50

4

Счет фактура биржи «АЯКС»

Начислено за услуги бирже «АЯКС»

НДС

ВСЕГО

20 000

3 600

23 600

44



76

 

5

В.Р.С.

Перечислено за услуги бирже «АЯКС»

23600

76

51

6

В.Р.С. кредитный договор

Оплачены ссудой товары, закупленные у МП «Башмачок»

944 000

66

60

7

Счет фактура МП «Башмачок»

Получены товары по договору № 2 стоимость товара

НДС

Итого

800 000

144 000

944 000

60

60

41

19

8

Т.Т.Н. № 1

Отгружены товары согласно договору № 3 магазину «Интеграл» , в том числе НДС

(Наценка 25 %)

1 180 000

180000


62

90

                                                                                           

90

68ндс



9

В.Р.С. Платежные поручения

Зачислено на расчетный счет

НДС

Всего

1 000 000

180 000

1 180 000

51

62                                         

10

Расчет бухгалтера

Произвести зачет НДС

180000

68ндс

19

11

Расчетно-платежная ведомость

Начислена заработная плата

-Светину А.С. ( 15000+К+ДВ)

-Катовой Н.К. (14000+К+ДВ)

(имеют по 1 иждивенцу);

посредникам, работающим по договору подряда:

Скирде Т.К.

Зайцеву А.Т.

Итого




16700

15300



5 000

7 000


44000



26



44




70



70


12

Расчетно-платежная ведомость

Произведены установленные законом удержания из заработной платы

-         в пенсионный фонд

-         подоходный налог

-         итого





4480

4160

8640





70

70




69.2

68пн

13

Расчет бухгалтера

Произведены начисления на заработную плату в установленном проценте (ЕСН +отчисления на травматизм)





11392





26




69

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

14

В.Р.С. Платежные получения

Перечислено с расчетного счета:

- НДФЛ

-         Разница по НДС

- Посредникам – ЗП



4160

324000

12000



68пн

19

70



51

51

51

15

В.Р.С. Платежные поручения

Перечислено во внебюджетные

11392

69

51

16

Чек № 1 приходной кассовый ордер

Получено в кассу для выдачи зарплаты

12000

50

51

17

Расчетно-платежная ведомость

Выдана зарплата директору и бухгалтеру

23360

70

50

18

Накладная ведомость

Списывается покупная стоимость товара

800000

41

44

19

Расчет  бухгалтера

Списаны издержки за отчетный период

768

44

90

20

Расчет бухгалтера

Выявлен финансовый результат за отчетный месяц

1768

90

99

21

В.Р.С.

Перечислено:

-         задолженность  банку по ссуде

-         - % за кредит ( по ставке Центробанка)

944


99



66


22

В.Р.С. Платежное  поручение, расчет бухгалтера

Начислен и перечислен налог на прибыль ( 2 проводки)

247


81

99


68пр

81

        

1)    Составьте бухгалтерские проводки за январь 2001 года;

2)    Составьте расчетно-платежную ведомость за январь;

3)    Выполните общее практическое задание (разработайте положение об учетной политике, рабочий план счетов, положение  о бухгалтерской службе торговой фирмы,  должностную инструкцию главного бухгалтера)

РЕШЕНИЕ

     Расчетно-платежная ведомость торговой фирмы «Континент» представлена в таблице 2 ( приложение 1).

Положение об учетной политики  торговой фирмы «Континент» представлено ниже.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОЙ ФИРМЫ «КОНТИНЕНТ»

Организация  обязана вести полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Общество обеспечивает контроль  за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В течение отчетного года предприятие обеспечивает:

-         соблюдение принятой учетной политики;

-         полноту отражения в бухгалтерском учете за отчетный период хозяйственных операций

-         своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности;

-         тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последний день каждого месяца.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и  иных возмещенных налогов.

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации линейным способом, при котором амортизация рассчитывается по норме в процентах от первоначальной стоимости объектов основных средств.

Фактическая  себестоимость материально- производственных запасов определяется  путем прямого отражения затрат организации на  их приобретение, на соответствующих счетах в корреспонденции со счетами расчетов.

Затраты подразделяются на  прямые и косвенные. Расходы, которые нельзя распределить прямым путем, распределяются пропорционально какому- либо показателю  или виду продукции.

Косвенные расходы собираются за весь отчетный период. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления всей суммы на количество выпущенной продукции. Затраты по вспомогательному производству распределяются пропорционально прямым расходам за отчетное время.

Готовая продукция в бухгалтерском учете отражается по нормативной (плановой) себестоимости.

Бухгалтерская отчетность отражает нарастающим итогом имущественные и финансовые положения предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом.

Фонд оплаты труда формируется согласно штатному расписанию организации

Учет прибыли и ее использование ведется раздельно в соответствии с установленным Планом счетов.

Основанием для записей  в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование документа, дату составления, ИНН, организации, адрес, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Вся информация из принятых к учету документов организации накапливается и систематизируется в учетных регистрах и далее переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

В  первичных документах и регистрах не оговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ,  с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются

Все первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии  с указанным порядком и сроками.

В соответствии с учетной политикой организации, ведение учета осуществляется способом двойной записи. Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляе6тся через систему учетных регистров, журналов- ордеров и ведомостей в соответствии с инструкцией по использованию действующего Плана счетов бухгалтерского учета «Континент».

 Рабочий план счетов фирмы «Континент» представлен ниже в таблице 3.



Таблица 3

Рабочий план счетов бухгалтерского учета  по фирме «Континент»

№ счета

Наименование счетов и субсчетов

Аналитические признаки Первого уровня

Аналитические признаки Второго уровня

Раздел 1. Внеоборотные активы

01

Основные средства по субсчетам

по месту нахождения

по ответственным лицам

02

Амортизация основных средств ( по субсчетам)

по месту нахождения

Отсутствует

04

Нематериальные активы (по субсчетам)

по месту нахождения

по ответственным лицам

08

Вложения во внеоборотные активы (по субсчетам)

по группам объектов

Отсутствует

Раздел 2. Производственные запасы

10

Материалы (по субсчетам)

по месту нахождения

по номенклатурным номерам

19

Налог на добавленную стоимость ( по субсчетам)

по поставщикам

по местам возникновения

Раздел 3. Затраты на производство

20

Основное производство (субсчета)

по видам деятельности


23

Вспомогательное производство ( субсчет)

по видам деятельности

По заказам

26

Общехозяйственные расходы (субсчета)

по видам деятельности

По заказам

 29

Общепроизводственные расходы (субсчета)

по видам деятельности

По заказам

Раздел 4. Готовая продукция и товары

41

Товары (субсчета)

по номенклатурным видам

Отсутствует

43

Готовая продукция

по номенклатурным видам


44

Расходы на продажу (субсчета)

по видам затрат

Отсутствует

Раздел 5. Денежные средства

50-1

Касса



50-3

Денежные документы



51

Расчетные счета



52

Валютные счета



57

Переводы в пути



58

Финансовые вложения



Раздел 6. расчеты

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (субсчета)

по контрагентам

облагаемые (не облагаемые НДС)

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

по контрагентам

облагаемые (не облагаемые НДС)

62-1

Расчеты с покупателями за товары

по контрагентам


62-2

Авансы поученные

по контрагентам


62-4

Расчеты с покупателями за сырец

по контрагентам


66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам



67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам



68

Расчеты по налогам



69

Расчеты по социальному страхованию ( аналитический учет



70

Расчеты с персоналом по оплате труда (субсчета)



71

Расчеты с подотчетными лицами



73

Расчеты с персоналом по прочим операциям



75

Расчеты с учредителями



76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (субсчета)



79

Внутрихозяйственные расчеты



Раздел 7. Капитал

80

Уставной капитал



81

Собственные акции (паи)



82

Резервный капитал



83

Добавочный капитал



84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)



86

Целевые финансирование



Раздел 8. Финансовые результаты

90

Продажи

по видам деятельности


91

Прочие доходы и расходы (субсчета)



94

Недостатки и потери от порчи ценностей



96

Резервы предстоящих расходов



97

Расходы будущих периодов



98

Доходы будущих периодов



99

Прибыли и убытки




     Ведение бухгалтерского учета в фирме «Континент»  осуществляется бухгалтерской службой. Ниже представлено положение о бухгалтерской  службе торговой организации «Континент».

Торговая фирма «КОНТИНЕНТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор торговой  фирмы

«Континент»

_________________Д.Я. Фукс

«___»______________200__г.

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

1)    Бухгалтерская служба  является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.

2)    Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:

- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.

- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.

- Эффективное управление денежными потоками.

- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.

- Осуществление контроля  за финансовыми потоками предприятия.

- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.

3)    Бухгалтерская служба осуществляет ведение  анализа и прогнозирования.

4)    Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской  службы предприятия:

-         разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;

-         системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;

-         разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;

-         обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;

-         управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;

-         улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;

-          управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;

-         более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;

-         управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;

-         осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;

-         мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;

-         направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;

-         разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;

-         анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;

-         оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;

-         внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.

Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.

ТОРГОВАЯ ФИРМА «КОНТИНЕНТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор торговой фирмы

«Континент»

_______________Д.Я. Фукс

«____»______________200__ г.



ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

1.     Должностные обязанности

1)    Осуществляет организацию бухучета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.

2)    Формирует в соответствии  с законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности фирмы.

3)    Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов.

4)    Обеспечивает порядок проведения инвентаризации.

5)    Организует учет имущества поступающих основных средств товарно-материальных  ценностей и денежных средств.

6)    Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

7)    Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов,  расчетов и платежных обязательств.

8)    Участвует в проведении экономического анализа деятельности предприятия.

9)    Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных  и товарно-материальных ценностей.

10)                      Обеспечивает  составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, об использовании бюджета.

11)                      Оказывает   методическую помощь работникам подразделений  фирмы по вопросам бухгалтерского учета и контроля.

12)                      Руководит работниками бухгалтерии.

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

-         постановления, приказы по вопросам бухучета и составления бухгалтерской отчетности;

-         гражданское право, финансовое и налоговое законодательство;

-         структуру предприятия и перспективы его развития;

-         положения и инструкции по  организации бухучета в фирме;

-         прядок ведения операций  и организацию документооборота по участкам учета;

-         формы и порядок финансовых расчетов;

-         методы экономического анализа;

-         порядок оприходования, хранения и расходования средств фирмы;

-         правила расчета с дебиторами;

-         условия налогообложения;

-         Правила проведения инвентаризации денежных средств и ТМЦ;

-         Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;

-         Основы технологии производства;

-         Рыночные методы хозяйствования;

-         Правила и нормы охраны труда.

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ

     Высшее профессиональное образование и стаж  финансово- бухгалтерской работы не менее 5 лет.

Список литературы

1)    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.

3)    Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на  производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.

4)    Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.

5)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.

6)    Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

7)    Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.

8)    Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.













Приложение

Расчетно-платежная ведомость  торговой фирмы «Континент» за январь 2001 года

В кассу для оплаты в срок с «2» февраля по «3» февраля 2001 года

Сумма

Руководитель директор ______________ Светин А.С.                                 Торговая  фирма «КОНТИНЕНТ»

Главный бухгалтер___________________  Катова Н.К.

«2» февраля 2001 года

РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ

№ п/п

Табельный номер

Профессия

Оклад

Отработано дней (часов)

Начислено, руб.

Удержано и зачтено, руб.

Сумма, руб.

Деньги получил

рабочих

Выходных и праздничных

За текущий месяц ( по видам оплат)

Налог на доходы

Пенсионный фонд

Долга за организацией

Задолженности за работником

К выплате

Фамилия, инициалы

Подпись

повременно

Доплаты

премия

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

1

Директор

15000

20

-

15000

450

1250

16700

2171

2338



12191

Светин А.С.


2

12

Бухгалтер

14000

20

-

14000

350

950

15300

1989

2142



11169

Катова Н.К.



Итого








32000

4160

4480



23360