Содержание



Вопрос: Ревизия и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками.. 3

Практические ситуации.. 13

Список литературы... 15



Вопрос: Ревизия и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками

Финансово- хозяйственный контроль в основном звене фирмы  и предприятия осуществляется путем проведения ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно- ревизионный процесс.

Контроль подразделяется на внешний    и внутренний, внутренний управленческий и ревизию.

Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного  аудитора-бухгалтера.

Внутренний управленческий учет осуществляется руководителями и контролирует выполнение распоряжений, инструкций.

Внешний контроль разнообразен, имеет элементы механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений.

Цель контроля обеспечение всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель контроля во времени непрерывна, перманентна, достигается только на короткое время.[1]

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами  или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля.

Задачи, стоящие перед ревизором:

1.     учет хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете. Ревизор не позволяет вносит фиктивные и неосуществленные хозяйственные операции;

2.     разрешение и одобрение проводимых операций, чтобы не было хозяйственных несанкционированных операций, которые могут привести к злоупотреблению, затратам и хищениям активов;

3.     совершенствование хозяйственных операций по полному отражению в бухгалтерском учете, не допускать пропуска в учетных записях;

4.     не допускать ошибок в подсчетах, расчетах     и учете   сумм хозяйственных операций;

5.     своевременная разноска по счетам и регистрам информации первичных документов и соответствие их финансовой отчетности;

6.     своевременное оформление и отражение хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах в хронологическом порядке их совершения;

7.     правильное суммирование и обобщение информации по бухгалтерским счетам и соответствие их  в главной книге и финансовой отчетности.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативная – техническая отчетность; нормативная, проектно- конструкторская, технологическая и другая документация.

Контроль представляет собой объективную и системную проверку фактических данных для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции его направлений его развития.

Приемы  контроля могут быть разделены на три группы:

·        инвентаризация- способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;

·        экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат, готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

·        визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период.

Аудитор должен готовить и планировать ревизию таким образом, чтобы гарантировать ее высокое качество, экономить эффективность и своевременность. При этом в ходе ревизии осуществляется надзор за работой   бригады ревизоров, изучается и оценивается надежность контроля, собирается компетентная и надежная информация, анализируется достоверность финансовых отчетов и делаются соответствующие выводы.

Ревизия выступает одним из важнейших методов контроля и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами комплексных ревизий является всесторонняя проверка производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятий, выполнения ими установленных планов, соблюдения государственной дисциплины, сохранности денежных средств  и материальных ценностей.

Комплексные ревизии  должны возглавляться руководителями структурных подразделений   органа, назначившего ревизию, их заместителями или наиболее квалифицированными работниками контрольно- ревизионного аппарата.

Предельный срок ревизии 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя организации, назначившей ревизию.

Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала числа месяца, в котором проводится данная ревизия.

Проведению комплексной ревизии предшествует тщательная подготовка, изучение имеющихся в организации назначившей ревизию, в финансовых и других органах плановых отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших сигналов и другой информации, характеризующих работу и финансовое состояние   ревизуемого предприятия.

На основе указанных материалов разрабатывается программа ревизии.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями- поставщиков или прочими организациями на основе договоров.

Составим план ревизии:

1.     Проверить  правильность составления договоров на поставку продукции. Установить всех поставщиков и подрядчиков.

2.     Проверить правильность регистрации  платежных документов (предприятия-поставщики одновременно с отгрузкой высылают покупателю расчетные документы, платежное – требование, счет- фактуру, товарно-транспортную накладную, квитанцию железнодорожной накладной), сопоставить соответствие договору.

3.      По мере поступления груза должны быть выписаны приходные ордера, в реестре сделана запись, таксирована и приложена к расчетному документу.

4.     Проверить выписки с расчетного счета о списании денежных средств, соответствие перечисленных сумм за товар договору поставки.

При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, можно потребовать ревизию товара.

5.     Проверить учет расчетов  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный. Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам;

6.      Проверить учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей    в журнале- ордере №6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Аналитический учет должен быть организован в разрезе  каждого платежного документа, приходного ордера, приемного акта. Открыт журнал – ордер № 6 может быть суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполнен должен быть на основании акцептованных платежных требований- поручений, счетов- фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.

7.      Проверить ведение журнала, он должен линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

8.     Сверяют  соответствие  сумм по учетным ценам,  должны быть записаны независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а по платежным требованиям- поручениям- по видам материалов. Суммы претензий записаны на основании актов.

9.      Проверить  выписки банка, на них должна быть   произведена отметка об оплате каждого платежного документа.

10.          Суммы недостач отнесены в дебет счета 76 «Расчеты разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражены в журнале – ордере № 6 и ведомости №7.

11.           Расчеты по услугам поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ выделены в отдельный журнал – ордер № 6.

12.          По окончании месяца показатели журналов должны быть  сверены с оборотами журнала по счету 60»Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При ревизии необходимо произвести инвентаризацию материальных ценностей.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется  с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.[2]

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно:

·        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного  предприятия;

·        при смене материально ответственных лиц;

·        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·         в случае стихийного бедствия, пожара  или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·        при реорганизации или ликвидации организации;

·        в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявление при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.[3]

1.Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов:

Дт сч.10(41,50…) Кт субсч. 91-1

2.Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства:

а) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров

Дт сч.94      Кт сч.01(10,41…)

б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица

Дт суб.73-2    Кт сч. 94

в) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей  и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица

Дт субсч.73-2   Кт 98-4

г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба

Дт сч.70(50)  Кт субсч 73-2

д) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов

Дт субсч 98-4 Кт субсч 91-1

4.Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в составе прочих расходов:

Дт субсч 91-2   Кт сч.94

 Пр проведении ревизии руководствуются следующими нормативными документами :

·         Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

·         Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29 июля 1998г. № 24н;

·         Учетная политика организации (ПБУ 1/98). Приказ Минфина России от 9 декабря 1998г. № 60н.

·         Учет договоров на капитальное строительство (ПБУ 2/94). Приказ Минфина России от 20 декабря 1994г. № 167;

·        Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте 9ПБУ 3/200. Приказ Минфина России от 10 января 2000г. № 2н.

·        Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99). Приказ Минфина России от 6 июля 1999г. № 43н.

·        Учет материально- производственных запасов (ПБУ 5/01). Приказ Минфина России от 15 июня 2001г. № 25н.

·        Учет основных средств (ПБУ 6/01). Приказ Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н.

·        События после отчетной даты (ПБУ 7/98).  Приказ Минфина России от 25 ноября 1998г. №56н.

·        Условные факты хозяйственной деятельности(ПБУ 8/01). Приказ Минфина России от 28 ноября 2001г. № 96н.

·        Доходы организации (ПБУ 9/99). Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. № 32н.

·        Расходы организации (ПБУ 10/99). Приказ Минфина России  от 6 мая 1999г. № 33н;

·        Приказом  Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н утвержден новый План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

прибыль, полученная налогоплательщиком.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на счете 76« Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По дебиту данного счета могут быть отражены суммы вкладов в уставный капитал, суммы вкладов в соответствии с учредительным договором, начисление сумм дивидендов и сделаны следующие записи[4]:

·        Дт 76 Кт 90, 91/1 –на сумму вклада в соответствии с учредительным договором;

·        Дт 76 Кт 91/1 начисление сумм дивидендов;

·        Дт 51 Кт 76 – получение дивидендов;

·        Дт 58/1 Кт 76 – вклады в уставные капиталы

·        Дт 58/1 Кт 76 – оприходован вклад в уставный капитал

·        Дт 76 Кт 91/1 – начисление сумм дивидендов

Ревизор проверяет наряду с ведением журналов и правильность отнесения на счета бухгалтерского учета, расчеты с разными дебиторами и кредиторами  учитывают операции по расчету с учредителями, Для этого необходимо проверить учредительные документы,  правильность сроков  и сумм выплат учредителям

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современными предприятием или организацией. Оно имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность хозяйствования предприятием. Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансов- хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т.п.  Поэтому очень важно чтобы информация была достоверна, эту функцию выполняет ревизия.[5]












Практические ситуации

Ситуация№1.

Перечисление суммы не подтвержденные оправдательными документами рассматривается как завышение себестоимости работ услуг,  т.е занижена налогооблагаемая база, так же необходимо проверить кому перечислена сумма, если физическому лицу без ведома учредителей, то перечисленная сумма может быть квалифицирована как кража с расчетного счета.

Ситуация№2

Данная ситуация рассматривается как необоснованное списание суммы с подотчетного лица, необходимо предложить подотчетному лицу предоставить документы или в противном случае она должна быть внесена им в кассу учреждения в тридневный срок, при не внесении суммы она квалифицируется как недостача и делается следующая бухгалтерская запись:

Дт 71 Кт  73 –на сумму недостачи.


Ситуация №3.

Отразить в акте ревизии факт расхождений, выявить точно количество несоответствий, с указанием даты и суммы операции. Рекомендовать сделать корректировку записей по данным операциям.


 Ситуация №4.

Составить акт, отразить данный факт, по сумме за выполненные работы должен быть начислен НДС и перечислен в бюджет, суммы авансовых платежей включены в оборот и начислены налоги в полном объеме, полученная сумма квалифицируется как доход предприятия.


Ситуация №5.

Основанием  для выплаты компенсации за автомобиль служит договор между организацией и работником. Если автомобиль находился в организации и эксплуатировался другим шофером, о чем свидетельствует маршрутный лист, тоже само и когда работник находился в отпуске, то выплата компенсации обоснована. Если же автомобиль в эти  дни находился у владельца, то необходимо удержать излишне начисленные суммы, пропорционально отработанному времени.

Ситуация №6.

Данный факт рассматривается как необоснованно списанная сумма, или необходимо составить соответствующий акт на списание ценностей, на основании действующих нормативов, если же это  списанию не подлежит, то данная сумма должна быть удержана с работника, добровольно – по заявлению (оговорена сумма, которую можно удерживать), если же работник не согласен, то  сумма должна быть удержана по о решению суда. По данному факту составляется акт, ставится в известность руководство.

 



Список литературы


1.     Аудит: Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова. - М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.- 320с

2.     «Бизнес-практика», Журнал. №7 март 2001г.     

3.     Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.

4.     Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. В 2частях.-М.,»Издательство ПРИОР», 1997.-256с

5.     Пошерстник Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия» (5-е изд.)-СПб.: «Издательский дом Герда» 2002,736с.

6.     Семенов А.Р. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с (Серия «высшее образование»)

7.     «Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки / Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС, 2002,-368с


 

  



[1] Макаренков Н.Л. «Контроль и ревизия», Серия «Высшее образование». Москва : экономико-финансовый институт. Ростов-на Дону: изд-во «Феникс», 2004.- с. 179.

[2] Пошерстник Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия» (5-е изд.)-СПб.: «Издательский дом Герда» 2002, с.479.


[3] Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. В 2частях.-М.,»Издательство ПРИОР», 1997.-. 178.


[4] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет», -Ростов-н/Д, Феникс, 2004.- с. 238.

[5] Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. В 2частях.-М.,»Издательство ПРИОР», 1997.- с. 111.