Содержание
Введение. 3
1. Общая система страхования в России. 5
2. Социальное страхование. 12
3. Коммерческое страхование: отличительные особенности. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 20
Введение
Страхование в России имеет давнюю историю. К началу ХХ века на российском страховом рынке функционировало несколько десятков страховых компаний, в том числе и иностранных, которые предоставляли страховые услуги по всем известным в то время видам страхования. Более 100 лет назад, в 1894 году, т.е. раньше, чем во многих других промышленно развитых странах, было учреждено и российское ведомство страхового надзора.
Начиная с 20-х годов нашего столетия и до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система страхования была монополизирована, а ведомство страхового надзора было упразднено. В этот период страхованием занимались органы государственного страхования, главным направлением деятельности которых было страхование населения, поскольку в условиях существования общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным. В конце 40-х годов было создано страховое общество Ингосстрах, имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности.
Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору за страховой деятельностью. Решение первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования страховой деятельности привело к созданию новых условий для работы страховых компаний.
В настоящее время в России зарегистрировано более 2700 страховых компаний, из них около 70 с участием иностранного капитала.
Целью данной работы является рассмотрение сложившейся системы страхования в РФ.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Изучение характеристики системы страхования в РФ;
2. Рассмотрение государственного сектора социального страхования;
3. Рассмотрение коммерческого сектора страхования.
1. Общая система страхования в России
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование - комплексный правовой институт, объединяющий нормы различных областей права (гражданское и финансовое право).
Страхование до 1988 г. осуществлялось на принципе государственной монополии, а затем стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества на основании закона “О кооперации в СССР”. Было положено начало созданию страхового рынка. Постепенно стало складываться новое страховое законодательство на основе рыночных отношений. До 1992 г. происходил процесс реорганизации системы Госстраха СССР и государственные страховые организации постепенно переводились на коммерческую основу.
Закон “О страховании” от 27 ноября 1992 г. заложил новую основу страхования. Несколько ранее были приняты и другие законодательные акты, среди них Закон “О медицинском страховании граждан в РСФСР” от 28 июня 1991 года и Закон “О налогообложении доходов от страховой деятельности” от 13 декабря 1991 года[1].
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” страховые организации были переведены с 1 января 1994 года на налогообложение с прибыли предприятий и организаций. В соответствии с данным указом было принято Постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 491, утвердившее Положение “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам”.
В последующем стало действовать Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденное Правительством РФ от 19 апреля 1993 года. Среди конструктивно-методического материала Росстрахнадзора следует выделить “Новые условия лицензирования” от 22 января 1993 года. В 1994 году они стали действовать в новой редакции “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”.
Действующее страховое законодательство в РФ активно развивается, главным образом, по линии разработки материалов, а также изменений и дополнений, вносимых в основные страховые законы.
Вместе с ним стали действовать и другие страховые организации, включающие в себя предприятия и учреждения, наделенные правами юридического лица по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями.
Страховую деятельность на территории РФ также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.
По состоянию на 1 января 1995 г. в России действовало 2295 страховщиков, из них 58 процентов страховых организаций имеют смешанную форму собственности, 36 процентов относятся к частной собственности, 5 процентов – к государственной и 1 процент охватывает страховые организации муниципальной собственности и общественных организаций[2]. Новая страховая система на предпринимательской основе практически находится в стадии ее создания, о чем свидетельствуют сроки деятельности страховых организаций: 5 процентов страховых организаций действуют более двух лет и 54 процента – менее одного года.
Большинство страховых организаций выступают многоотраслевыми организациями, осуществляющими различные виды страхования.
Все страховые организации независимо от форм собственности осуществляют лицензирование своей деятельности, т.е. получают лицензию-разрешение.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
Из общего числа страховых компаний, получивших лицензии на проведение страховых операций, наиболее мощными признаются “Ингосстрах”, крупные страховые организации “Росгосстраха”, а также акционерные страховые компании типа “Сервисрезерв-Россия”.
В числе страховых организаций наряду с акционерными и государственными страховыми организациями могут создаваться общества взаимного страхования. Юридические и физические лица для страховой защиты, как правило, специфических, однородных групп рисков (воздушные перевозки и др.) объединяются в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования.
В российское страхование составной частью входит обязательное медицинское страхование. Действуют Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 года № 251.
Государственное страхование в условиях страхового рынка осуществляется акционерным обществом “Российское государственное страхование – Росгосстрах”. Эта старейшая страховая, организация России основана в 1921 году, зарегистрирована как акционерное общество в феврале 1992 года, Росгосстрах имеет свои филиалы и представительства на всей территории России. Свои виды услуг по страхованию имущества предприятий, компаний, фирм он осуществляет в рублях и валюте.
Государственные страховые организации с 1989 года перешли на принцип хозяйственного расчета, а в 1991 г. получили статус юридического лица и стали относительно самостоятельны в своей деятельности. Они теперь сами разрабатывают свой финансовый план по доходам и расходам, разрабатывают и утверждают положения об оплате труда, штатных расписаниях, ставках должностных окладов и др. С 1991 года им предоставлено право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов.
Например, государственная страховая фирма “Росгосстрах Стинвест” в сентябре 1992 г. была преобразована из бывшего Управления Госстраха по г. Москве. В настоящее время объем ее полномочий достаточно широк, она осуществляет все виды страхования[3].
Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определена Классификация по видам страховой деятельности, которая является новшеством в страховом деле в России. Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, грузов, гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, страхование средств воздушного транспорта, средств водного транспорта, других видов имущества, профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, страхование финансовых рисков, гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности и страхование иных видов гражданской ответственности.
Формы страхования: добровольное и обязательное
Представляют определенный интерес основные направления деятельности компаний. В последнее время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:
обязательные виды страхования, а это, главным образом, обязательное медицинское страхование, составили 28% всех поступлений;
наибольший удельный вес занимает добровольное личное страхование - 53% поступлений;
на долю страхования имущества и ответственности приходится около 19% всех операций.
Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона “О страховании” Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования регулируются другими законами РФ.
Обязательное страхование в свою очередь делится на страхование за счет страхователей[4]:
- страхование строений;
- сельскохозяйственных животных;
- личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;
- личное и имущественное государственное страхование.
Добровольные виды страхования обусловлены в основном, характером рыночных отношений.
1. Коллективное страхование жизни на особых условиях, когда заключаются договоры с предприятиями и организациями по страхованию жизни их сотрудников.
При данном страховании не производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, на социальное страхование и медицинское страхование. Договор страхования заключается сроком от 2 месяцев до 1 года и по окончании срока действия договора страховая сумма перечисляется на расчетный счет предприятия или непосредственно на счета застрахованных работников.
При страховании граждан от несчастных случаев договоры страхования граждан могут заключаться как в коллективной форме за счет средств предприятия, так и в индивидуальной за свой счет. Общая страховая сумма по нескольким договорам страхования может составлять 50 млн. рублей. Договор индивидуального страхования за счет собственных средств может заключаться гражданами в возрасте от 16 до 79 лет.
2. Страхование граждан - это защита здоровья и выгодное накопление денег. Договоры на данный вид страхования могут заключаться гражданами в возрасте от 16 до 77 лет (кроме инвалидов 1 группы) сроком на 3 года, 5, 10, 15 и 20 лет, но не старше 80-летнего возраста на момент окончания договора. Договор может заключаться в пользу третьего лица (родителями в пользу детей, супругами и т. п., предприятиями в пользу своих работников).
3. Страхование детей к совершеннолетию осуществляется по договорам страхования детей независимо от возраста и состояния здоровья. Эти договоры могут заключать родители (усыновители), опекуны или попечители и другие родственники ребенка. Возраст ребенка не должен превышать 15 лет и срок страхования определяется как разница между 18 годами и возрастом ребенка. Страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но не ниже 10 000 рублей. Страховые взносы можно уплачивать единовременно или ежемесячно.
4. Страхование домашнего имущества в современных условиях приобретает все большее значение. По страховому полису данного страхования можно застраховать мебель, видео-, радио-, фото-, кино-, телеаппаратуру, бытовую электронику, компьютеры, телефонные аппараты, музыкальные инструменты, одежду, обувь, белье, посуду, постельные принадлежности, ковры, книги и другие предметы домашнего имущества. Все эти предметы домашнего имущества могут быть застрахованы по общему договору. Кроме него, можно еще заключить специальный договор страхования, который страхует изделия из драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней, коллекции, картины, уникальные и антикварные предметы. Страховое возмещение за похищенное, поврежденное домашнее имущество выплачивается в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события, но не выше страховой суммы по данной группе имущества в соответствии с договором страхования. По домашнему имуществу страховая сумма устанавливается исходя из действительной стоимости имущества на момент заключения договора. Общий договор заключается на срок от 2 месяцев до 1 года, а специальный только на 1 год.
Новым видом страхования является страхование квартир, принадлежащих гражданам, предприятиям и организациям на праве собственности. Оно введено в действие в апреле 1994 года. Договоры добровольного страхования квартир в домах государственного общественного и ведомственного жилищного фонда и ЖСК, принадлежащих гражданам и предприятиям на праве собственности, а также членам ЖСК с полностью выплаченным паем, заключаются сроком от 2 до 12 месяцев. Страховое возмещение за поврежденные части квартиры выплачивается в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события. Но не выше страховой суммы, указанной в договоре страхования. Постоянным страхователям предоставляются льготы по размеру страхового платежа в зависимости от количества лет страхования.
5. Страхование транспортных средств, принадлежащих гражданам. В России уже накопился достаточный опыт по данному страхованию. Договор страхования транспортных средств распространяет свое действие на страховые события (риски), происшедшие на территории России. К объектам данного страхования относятся:
а) Автомобили легковые, грузовые; автобусы; тракторы всех видов, в том числе принадлежащие гражданам и лицам без гражданства.
б) Водители и пассажиры (по числу посадочных мест).
в) Дополнительное оборудование и принадлежности (магнитолы, чехлы на сиденьях, сигнальное оборудование и т. п.). Выплата страхового возмещения производится в пределах причиненного ущерба в ценах на момент страхового события, но не выше страховой суммы, указанной в договоре, причем размер страхового возмещения подтверждается актом осмотра поврежденного средства транспорта и сметой на ремонт, составленной с участием специалистов.
Транспортное средство может быть застраховано на любую страховую сумму в пределах его действительной стоимости с учетом процента износа. При износе свыше 60 процентов транспортное средство на страхование не принимается.
2. Социальное страхование
Государственный сектор страхования, возглавляемый АО «Росгосстрах», имеет достаточно разветвленную сеть региональных дочерних страховых компаний (81), обладает крупными резервными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, относительно низким уровнем затрат на страхование, специализируется на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Росгосстрах» обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от их общего объема на страховом рынке России и ведет активную работу по развитию страхования индустриальных и экологических рисков, страхованию грузов, транспортному, морскому и авиационному страхованию[5].
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования;
• занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
3. Коммерческое страхование: отличительные особенности
Коммерческий сектор страхования представлен страховыми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. В России около 3000 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств[6].
Среди новых организационных структур можно выделить концерны и консорциумы.
Концерны – объединения предприятий, включающих страховое общество. Среди таких обществ выделяют:
- кэптив – акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных ФПГ. В РФ пример – «Лукойл», функционирующий в составе одноименной нефтяной компании.
- хозяйственная ассоциация – договорное объединение предприятий и страховых компаний (например, ведомственные объединения: агропромышленные объединения, военно-страховые компании).
Консорциумы – это временные договорные объединения производственных предприятия и страховых компаний для решения конкретной задачи, например, реализации крупного проекта или целевой программы (освоение нефтеносных шельфов на Сахалине, в Белом и Каспийском морях
При коммерческом страховании размещение рисков ответственности судовладельцев производится в страховых компаниях, т.е. на коммерческом рынке. Страховая компания, в отличие от Клуба взаимного страхования, ставит своей целью получение прибыли для акционеров. Тем не менее, страхование на коммерческом рынке в ряде случаев может обойтись судовладельцу дешевле. Как правило, страховые компании предлагают страхование на более ограниченных условиях, чем Клубы и по фиксированной ставке премии, т.е. без возврата части премии после окончания страхования по результатам года.
Ниже приведены аргументы в пользу коммерческого страхования.
Страховые компании обычно не производят перерасчетов премии, работая по фиксированным ставкам. Изначально назначенная страховая премия никогда не может быть изменена независимо от убыточности данного судовладельца или всех застрахованных судов. Дополнительные взносы не взимаются.
В случае благоприятного прохождения страхования по результатам страхового года Клубы снижают страховую премию на следующий год , либо производят возврат части премии. При неблагоприятных результатах взимается дополнительный взнос со всех судовладельцев-членов Клуба, в том числе и с тех судовладельцев, которые имели низкую убыточность.
Страховые компании обычно предоставляют более ограниченный объем страхового покрытия, чем Клубы, объясняя это тем, что с целью экономии страховой премии судовладельцу выгодно приобретать страховое покрытие в соответствии с его потребностями. Поэтому, страхование на коммерческом рынке нередко обходится дешевле.
Клубы предоставляют наиболее полный объем страхового покрытия и более высокие лимиты ответственности. Соответственно, стоимость страхования в Клубе часто бывает выше, чем на коммерческом рынке.
Передача риска путем приобретения лицом или организацией страхового полиса у страховой компании, имеющей лицензию на проведение страховых операций и по видам страхования, указанным в лицензии.
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена система страхования в РФ. Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности.
Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования;
Социальное страхование проводится некоммерческой организацией (фондом), либо специально установленной государством, либо негосударственным обществом на специально установленных условиях.
Коммерческий сектор же страхования представлен страховыми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. Проведение «Коммерческого» страхования имеет иную законодательную основу, устанавливающую правоспособность, права и обязанности, а также ответственность сторон договора страхования.
Список литературы
1. Федеральный Закон «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 г. №52-ФЗ (ред. от 21.07.1998 г.) - Справочная система Гарант.
2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ - Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (ред. от 25.10.2001 г.) - Справочная система Гарант.
4. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. От 20.11.1999) - Справочная система Гарант.
5. Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.1992 г. «750 (в ред. от 22.07.98 г. №866) - Справочная система Гарант.
6. Приказ Минфина РФ «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского внутреннего водного и автомобильного транспорта» от 16.01.1998 г. №2н - Справочная система Гарант.
7. Положение «О Министерстве финансов РФ» от 19.08.1994 г. № 984 в ред. Постановление Правительства РФ от 12.07.1993 г. № 791 - Справочная система Гарант.
8. Сабанти Б.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. - СПб.: университет экономики и финансов, 2001.
9. Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. - М.: Инфра-М, 1999.
10. Шахов В.В. Введение в страхование.- М.: Финансы и статистика, 2002.
[1] Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М.: Инфра-М, 1999. – с. 145.
[2] Финансовое право: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1996. – с.214.
[3] Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Э.Д. Соколовой. М.: Новый юрист, 1998. – 147.
[4] Шахов В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 67.
[5] Сабанти Б.Н. Финансы современной России: Учебное пособие. - СПб.: университет экономики и финансов, 2001. – с 78.
[6] Шахов В.В. Введение в страхование.- М.: Финансы и статистика, 2002.