Содержание
Введение. 2
1. Становление и развитие налоговой системы в РФ.. 3
2. Законодательство РФ о налогах и сборах. 5
3. Принципы законодательства о налогах и сборах. 6
4. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. 8
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226-1274), Ф. Бекон (1561-1626), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Риккардо (1772-1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения:[1]
- равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налогов;
- определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;
- простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом;
- неотягощенность, т.е умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;
- экономность – сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование.
Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения, которая определяется налоговым законодательством, действующем в каждом государстве. При этом существуют определенные различия и методы построения налоговой системы.
Цель данной работы – рассмотреть принципы законодательства о налогах и сборах, действующие в Российской Федерации.
1. Становление и развитие налоговой системы в РФ
Становление принципиально новой для России налоговой системы началось в 1992 году. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи собственником основных средств производства, государство полностью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджет составляла более 70% национального дохода.[2]
Действовавшая система налогообложения способствовала перераспределению средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года – неиспользованные средства на счетах государственных предприятий.
Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был использован опыт других стран, который получил отражение в новом Законе от 27.12.1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». С 1 января 1992 года закон вступил в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. 21 марта 1991 г. был принят Закон №943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР», регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля. Кроме того были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 годы налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых нестабильность налогового законодательства; наличие множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, которые зачастую противоречили друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.
Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» и Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах».
В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность. В частности:
- налоговая система основывается на законах;
- налоги четко распределены по уровням бюджетной системы;
- налоговая система представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (налоги на имущество) и косвенных (на товары и услуги);
- в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.);
- налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной налоговой службы, которая Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переименована в Федеральную налоговую службу и введена в состав Министерства финансов РФ;
- новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов;
- при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия пктем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления.
2. Законодательство РФ о налогах и сборах
Налоговое законодательство – это совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы.[3]
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:[4]
- Налогового кодекса РФ;
- законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
3. Принципы законодательства о налогах и сборах
Система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются Федеральным законом.[5]
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
4. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:[6]
- федеральные налоги и сборы;
- налоги и сборы субъектов Российской Федерации ( региональные налоги и
сборы);
- местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
- налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- формы отчетности по данному региональному налогу.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются такие же элементы налогообложения, как у региональных.
К федеральным налогам и сборам относятся:[7]
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:[8]
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:[9]
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Налоговым законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы, под которыми признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- система налогообложения в свободных экономических зонах;
- система налогообложения в закрытых административно - территориальных образованиях;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Заключение
Подводя итоги выше изложенному, можно сделать некоторые выводы:
1) Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции.
2) Действующее налоговое законодательство призвано выполнять не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функции.
3) Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
4) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.
5) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических лиц и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечивать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества. Все это является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – Новосибирск: Сибирское Университетское издание, 2003
2. Налоговый кодекс РФ (с имз. и доп.)
3. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.
[1] Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 86
[2] Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 93
[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 207
[4] Налоговый кодекс РФ. – ст. 1
[5] Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – Новосибирск: Сибирское Университетское издание, 2003. – с. 24
[6] Налоговый кодекс РФ. – ст. 12
[7] Налоговый кодекс РФ. – ст. 13
[8] То же. – ст. 14
[9] Налоговый кодекс РФ. – ст. 15