Содержание

Введение. 3

1. Лицевые счета органов казначейства в банках. 5

2. Списание средств у бюджетополучателей. 10

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Введение


Принципиальным шагом в развитии казначейской системы стало открытие лицевых счетов территориальным органам казначейства в расчетно-кассовых центрах Центробанка и перевод туда бюджетных средств. Появились возможности концентрировать бюджетные потоки и отслеживать их движение.

Счет органа федерального казначейства - лицевой счет, открытый органу федерального казначейства на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета в учреждении Банка России или кредитной организации по месту открытия ему счета по учету средств федерального бюджета.

А начиная с 1994 года подразделения казначейства начали работать и с доходами федерального бюджета. Поскольку регионы обзавелись не только «расходными», но и «доходными» счетами, гонять каждый бюджетный рубль, допустим, из Калуги в Москву и обратно стало незачем. Что примерно троекратно сократило и документооборот, и встречные денежные потоки.

Очередная задача – дистанцировать деньги от бюджетополучателя. То есть довести деньги до тех, кто должен оказать потребителю бюджетных средств конкретную услугу или выполнить для него работу. И, конечно, ускорить создание единой информационной системы казначейства, которая не только даст выигрыш в темпе, а при необходимости и в маневре казенными деньгами, но и оградит от любителей давить на казначейство.

Бюджетные деньги теряются не только в центре, но и внизу. Нередко тратятся совсем не на то, на что выделены. Значит, важно не просто консолидировать движение средств, передавать деньги на счета получателей, а и гарантировать их целевое использование. То есть закрыть бюджетные счета получателей – институтов, клиник, научных центров там, где они открыты сегодня – в коммерческих банках, и открыть их лицевые счета в казначействах. Тогда каждый бюджетополучатель будет знать, сколько ему полагается средств, и сам укажет, куда их направить. Со счета казначейства деньги будут расходоваться только по смете, а нецелевое использование будет исключено. 

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение лицевых счетов бюджетополучателей и операций по списанию средств.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.     Выявление сути лицевых счетов органов казначейства в банках;

2.     Рассмотрение операций по списанию средств у бюджетополучателей.




1. Лицевые счета органов казначейства в банках


Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

В настоящее время у территориальных органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка[1]:

№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

Если органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается.

Нарушение бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления проектов бюджетов, рассмотрения и утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов, составляющих бюджетную систему Российской Федерации, признается правонарушением, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения[2].


Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

·                     предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

·                     блокировка расходов;

·                     изъятие бюджетных средств;

·                     приостановление операций по счетам в банках;

·                     наложение штрафа;

·                     начисление пени.

 

 

 

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

Основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства является:

·                     неисполнение закона о бюджете;

·                     нецелевое использование бюджетных средств;

·                     неперечисление бюджетных средств бюджетополучателям;

·                     неполное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;

·                     несвоевременное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;

·                     несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета бюджетополучателей;

·                     несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

·                     несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетополучателей;

·                     несвоевременное доведение уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета до бюджетополучателей;

·                     несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;

·                     несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах по бюджетным обязательствам утвержденным расходам и росписи бюджетных расходов;

·                     несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему;

·                     несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

·                     несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджета;

·                     отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства помимо оснований, установленных бюджетным кодексом;

·                     несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

·                     финансирование расходов, не включенных в роспись бюджетных расходов;

·                     финансирование расходов сверх размеров, включенных в роспись бюджетных расходов и утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

·                     несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;

·                     несоблюдение предельных размеров дефицита бюджетов, государственного (муниципального) долга и расходов на обслуживание долга;

·                     открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального банка (Банка России);

·                     иные основания в соответствии с бюджетным кодексом и федеральными законами.


Полномочия органов Казначейства Российской Федерации в области применения мер принуждения

1.Правом применения мер принуждения обладают руководители и их заместители (в соответствии с их полномочиями) органов казначейства Российской Федерации.

2.Руководители органов казначейства Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным кодексом и иными федеральными законами, имеют право:

·                     списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также в иных случаях, предусмотренных в настоящей части Кодекса;

·                     списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

·                     списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за возвратные бюджетные средства, срок уплаты которых наступил;

·                     взыскивать в бесспорном порядке пени и штрафы за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;

·                     выносить предупреждение руководителям органов и бюджетополучателей о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

·                     составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения административных штрафов;

·                     взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в зачислении или перечислении этих средств;

·                     приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до 1 месяца.

3. Действия органов и должностных лиц Казначейства Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке.

4. Должностные лица органов Казначейства Российской Федерации несут установленную уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.


2. Списание средств у бюджетополучателей


Порядок бесспорного списания бюджетных средств у бюджетополучателей

Бесспорное списание бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем) органа казначейства (федерального, территориального или местного).

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица органа казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или платы за пользование бюджетными средствами.

Списание бюджетных средств производится кредитной организацией с банковского счета получателя бюджетных средств, либо федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.

При недостаточности средств на банковском счете бюджетополучателя (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание бюджетных средств осуществляется в первую очередь с бюджетного счета. При его отсутствии либо недостаточности средств на бюджетном счете списание происходит с иного банковского счета (включая валютный).

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего бюджетное правонарушение[3].


Списание средств со счетов Казначейства Российской Федерации и его территориальных органов без их распоряжения

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению Арбитражного суда в случаях, установленных настоящим Кодексом. Порядок осуществления операций, связанных со списанием денежных средств со счетов Федерального казначейства Российской Федерации определяется Банком России по согласованию с Казначейством Российской Федерации и с Министерством юстиции Российской Федерации.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Казначейства Российской Федерации, не может превосходить разницы между средствами, находящимися на счете данного территориального органа Казначейства Российской Федерации и средствами, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных организаций, либо считаются зачисленными на их счет.

При недостаточности на счете территориального органа Казначейства Российской Федерации средств для осуществления указанного списания в полном объеме, средства в размере несписанного остатка списываются со счета Казначейства Российской Федерации в размерах, не превосходящих разницы между средствами, находящимися на счете Казначейства Российской Федерации и совокупным размером средств, указанных в своде лимитов по обязательствам бюджета по всем бюджетополучателям.

При недостаточности на счете Казначейства Российской Федерации средств для осуществления указанного списания в списание денежных сумм производится по мере поступления средств на счет бюджета. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов по обязательствам бюджета, доведенным на период, в котором состоялось решение суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты по обязательствам бюджета следующего периода.

Если по каким-либо обстоятельствам списание средств со счета бюджета не может быть осуществлено, то исполнительный лист возвращается лицу, его предъявившему, для предъявления исполнительного листа Казначейству Российской Федерации в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

 

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований без распоряжения их финансовых органов

Списание средств со счетов бюджетов субъекта Федерации, муниципального образования без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты, осуществляется по решению Арбитражного суда в случаях. Порядок осуществления операций по списанию указанных денежных средств определяется Банком России с Министерством юстиции Российской Федерации.

Списание средств осуществляется со счета соответствующего бюджета в размерах, не превосходящих разницы между средствами, находящимися на счете соответствующего бюджета и совокупным размером средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем бюджетополучателям.

При недостаточности на счете бюджета средств для осуществления указанного списания в полном объеме списание денежных сумм производится в порядке, определенном для списания средств со счета федерального бюджета.

 

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, установленных бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Казначейством Российской Федерации.

Размер средств, списываемых с лицевого счета в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превосходить размера находящихся на данном счете средств. При недостаточности на лицевом счете средств для осуществления указанного списания в полном объеме, недостающие средства списываются в порядке, установленном ст. 266 бюджетного кодекса, со счетов территориального органа Казначейства Российской Федерации, ведущего соответствующий лицевой счет[4].


Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).

При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности[5]:

Ø в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

Ø во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

Ø в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

Ø в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

Ø в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

 Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Главная книга казначейства.  Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства (далее - Главная книга казначейства).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств федерального бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

 Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством.

Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета.

 Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.


Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы

1. Выявление сути лицевых счетов органов казначейства в банках.

В ходе чего было установлено, что исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). Очередная задача – дистанцировать деньги от бюджетополучателя. То есть довести деньги до тех, кто должен оказать потребителю бюджетных средств конкретную услугу или выполнить для него работу. И, конечно, ускорить создание единой информационной системы казначейства

2. При рассмотрение операций по списанию средств у бюджетополучателей выяснили, что при наличии на лицевом счете получателя бюджетных средств счете бюджета  денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).  При недостаточности на счете бюджета денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в определенной очередности, указанной в работе.

Бюджетные деньги теряются не только в центре, но и внизу. Нередко тратятся совсем не на то, на что выделены. Значит, важно не просто консолидировать движение средств, передавать деньги на счета получателей, а и гарантировать их целевое использование. То есть закрыть бюджетные счета получателей – институтов, клиник, научных центров там, где они открыты сегодня – в коммерческих банках, и открыть их лицевые счета в казначействах. Тогда каждый бюджетополучатель будет знать, сколько ему полагается средств, и сам укажет, куда их направить. Со счета казначейства деньги будут расходоваться только по смете, а нецелевое использование будет исключено. 

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства


Список литературы


1.     Комментарий к Бюджетному кодексу РФ», под ред. М.В. Романовского - М.: «Юрайт», 2000

2.     Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в РФ - М.: «Инфра-М», 1999

3.     Баранова Л.Г. Бюджетная система РФ - М.: «Инфра-М», 2000

4.     Романовский М.В. Основы теории и практики государственных финансов», СПб, изд-во СПб ГУЭФ, 2001

5.     Романовский М.В. Бюджетная система РФ -  М.: «Юрайт», 2000.

6.     Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне - М.: «Высшая школа», 2000

7.     Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ -  М.: «Инфра-М», 20001

8.     Воронин Д.В. Эффективная система планирования и кассового исполнения государственного бюджета //Банковское дело, №11, 2003

9.     Петров В.А. Основы бюджетного кодекса РФ //Финансы, №7, 2002

10.                       Смирнов А. «Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета» //Федерализм, №2, 2002

11.                       Смирнов А. Уполномочат ли Федеральное казначейство? // Российская газета, 19 апреля, 2002



[1] Комментарий к Бюджетному кодексу РФ», под ред. М.В. Романовского - М.: «Юрайт», 2000 – с 78.

[2] Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне - М.: «Высшая школа», 2000. – с 69.


[3] Воронин Д.В. Эффективная система планирования и кассового исполнения государственного бюджета //Банковское дело, №11, 2003. – с 89.


[4] Смирнов А. «Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета» //Федерализм, №2, 2002. – с 32.


[5] Петров В.А. Основы бюджетного кодекса РФ //Финансы, №7, 2002. – с 53.