Ярославский филиал

Всероссийского заочного финансово-экономического института


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

на тему «Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Специальность – ФК (вечер)

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2007 г.


1.     Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ.

 

     Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах – до 90%.

   

      Безналичные расчеты – это расчеты,  осуществляемые  без  использования наличных денег,  посредством  перечисления  денежных  средств  по  счетам  в кредитных учреждениях и зачетов  взаимных  требований.  Безналичные  расчеты имеют важное экономическое значение  в  ускорении  оборачиваемости  средств, сокращении наличных денег,  необходимых  для  обращения,  снижении  издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных  денег гораздо предпочтительнее платежей наличными  деньгами.  Широкому  применению безналичных  расчетов  способствует  разветвленная  сеть  банков,  а   также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной  причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

     На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов организации:

1.     Правовой режим осуществления расчетов и платежей. В РФ он сложился к середине 90-х годов. Это соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

Общий порядок осуществления расчетов на территории РФ регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861 – 885), а также Положением Центрального банка РФ от 03 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Приняты также специальные законодательные и подзаконные акты, важнейшим из которых является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2.     Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.

3.     Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.

4.     Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа  - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов – платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.

5.     Срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.

6.     Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.д. в случае нарушения договорных обязательств.

     Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Согласно законодательству общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах РФ и двух операционных дней – в пределах субъекта РФ.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо.

2.1. Расчеты платежными поручениями.

      Платежное  поручение  представляет  собой   поручение   хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на  счет  другого хозяйствующего субъекта. Поручения действительны в течении 10  дней  со  дня выписки (день выписки в расчет не  принимается).  Поручение  принимается  от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если  иное  не

оговорено  между  банком  и  владельцем  счета.   Платежное   поручение   по договоренности сторон могут быть: срочные, досрочные и отсроченные.

      Расчет платежными поручениями осуществляется по такой схеме:

1.  Покупатель  (т.е.  плательщик  денежных  средств)  представляет  в  банк платежное поручение в четырех (или пяти)  экземплярах  и  получает  назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка.

2.  Банк,  обслуживающий  покупателя,   на   основании   одного   экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя.

3.  Банк,  обслуживающий  покупателя,  направляет  в   банк,   обслуживающий продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства.

4. Банк,  обслуживающий  продавца,  используя  второй  экземпляр  платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца (т.е.  получателя денежных средств)

5. Банки продавца и покупателя выдают своим клиентам соответственно  выписки из расчетных счетов.

 

2.2. Расчеты аккредитивами.

      Аккредитив (от нем. akkreditiv  -  доверительный)  представляет  собой условное  денежное  обязательство  банка,   выдаваемое   им   по   поручению покупателя в пользу продавца,  по  которому  банк,  открывший  счет  (банк-эмитент), может произвести платежи  продавцу  или  дать  полномочия  другому банку производить такие платежи при наличии  документов,  предусмотренных  в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Расчеты с  помощью аккредитива носят еще название «расчеты по системе  LC»  (англ.  letters  ofcredit - аккредитив).

      Аккредитивы подразделяются на денежные и документарные.

      Денежный аккредитив  -  это  именной  документ,  адресованный  банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о  выплате  денег  покупателю  в определенный срок. Для  расчетов  применяют  документарный  аккредитив.

      Аккредитивы бывают:

      1. Отзывные и безотзывные.

         Отзывной аккредитив - это аккредитив, который  может  быть  изменен или  аннулирован  банком-эмитентом  без  предварительного   согласования   с продавцом, например при  несоблюдении  условий,  предусмотренных  договором, или в случае  досрочного  отказа  банка-эмитента  гарантировать  платежи  по аккредитиву.

          Безотзывной  аккредитив  -  аккредитив,   который  не  может  быть изменен или    аннулирован  без согласия  продавца, в   пользу  которого  он открыт. Продавец вправе досрочно отказаться от  исполнения  аккредитива, если это предусмотрено    условиями аккредитива.

2. Подтвержденные и неподтвержденные.

            Подтвержденный   аккредитив   -   это   аккредитив,   получивший дополнительную гарантию  платежа  со    стороны    другого    банка.   Банк, подтверждающий  аккредитив,    принимает     на     себя     обязательство оплачивать   документы, соответствующие     условиям    аккредитива,    если банк-эмитент    откажется совершить платежи.

         Неподтвержденный   аккредитив   -    аккредитив,     не     имеющий указанной гарантии.

3. Переводные (трансферабельные).

      Переводной аккредитив - это аккредитив, который может  быть  полностью или   частично    использован    несколькими    хозяйствующими    субъектами (плательщиками).

4. Револьверный (от англ. revolver  -  вращаться)  или  возобновляемый.  Это аккредитив,  применяемый  в  расчетах  за  постоянные  краткие  поставки, осуществляемые  обычно  по  графику,  зафиксированному  в  контракте.  Он открывается не на полную сумму платежа, а на  ее  часть  и  автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.

5. Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

         Покрытые аккредитивы -  это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент  перечисляет  собственные  средства  плательщика  (покупателя)   или предоставленный ему  кредит  в  распоряжение  банка  продавца  (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет  «Аккредитивы»  на  весь  срок  действия обязательств банка-эмитента.

         Непокрытые аккредитивы  -  это  аккредитивы,  не  имеющие  указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, по  которым  платежи  поставщику гарантирует банк.  В  этом  случае  плательщик  обращается  в  свой  банк  с ходатайством  выставить  для  него  гарантированный  аккредитив.   Указанное ходатайство   банк-эмитент,   как   правило,   удовлетворяет   в   отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при  условии  установления  между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

      Существует такая разновидность аккредитива, как аккредитив с  «красной оговоркой».  Таким  аккредитивом   может   быть   любой   вид   аккредитива, предусматривающий   выдачу   исполняющим   банком   продавцу   авансов    до определенной суммы. Открывая аккредитив с «красной оговоркой»,  банк-эмитент обязуется возместить исполняющему  банку  суммы  выплаченных  авансов,  даже если отгрузка  после  этого  не  была  совершена.  Банки   расценивают  такие аккредитивы  как  вид  необеспеченного  кредита  и  выдают   их   в   редких случаях.

      Срок действия и порядок  расчетов  по  аккредитиву  устанавливается  в договоре между плательщиком и продавцом.

      Схема расчетов с помощью документарного аккредитива:

1. Заключение договора о поставке товара.

1. Покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие

  аккредитива.

2. Авизирование банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива.

3. Авизирование продавца об открытии аккредитива.

4. Поставка товара.

5. Передача документов.

6. Предоставление кредита продавцу.

7. Пересылка документов.

8. Платеж.

9. Передача документов покупателю.

10. Акцепт документа.

11. В случае кредита под аккредитив, снятие денег со счета покупателя.

2.3. Расчеты по инкассо.

      Статьи 874, 875 ГК РФ предусматривают расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк  обязуется  по  поручению  своего  клиента  и  за  его  счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту  денежные  средства и (или) акцепт платежа. Эти расчеты  осуществляются  на  основе  инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может  быть  оформлено  с помощью различных  расчетных  документов,  а  также  иным  способом  (чеком, векселем).

  Процедура расчетов по инкассо состоим из следующих этапов:

1.Заключение договора купли-продажи товаров, предусматривающего расчеты по инкассо.

2. Поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором.

3.  Отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк.

4. Банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя).

5. Банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования-поручения.

6. Денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика.

7. Банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.    

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.

3.1.Чековая форма расчетов.

            Расчеты чеками производятся  с  помощью  расчетных,  дорожных  и других  чеков.  Чек  -  письменное  распоряжение  плательщика  своему  банку уплатить  с  его  счета  держателю  чека  определенную  сумму.  Чаще   всего различают денежные чеки и расчетные чеки.

      ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег  в банке, например на заработную плату,  хозяйственные  нужды,  командировочные расходы и т.д.

      РАСЧЕТНЫЕ ЧЕКИ -  это  чеки,  применяемые  для  безналичных  расчетов.

Расчетный  чек  -  документ,  содержащий   безусловный   письменный   приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате указанной в нем  суммы определенному  или   предъявителю   (чекодержателю).  

      Вместе  с  чеками  банк  выдает  клиенту  идентификационную   карточку (чековую карточку). Чековая карточка выдается в одном экземпляре при  выдаче клиенту чеков независимо от их количества  и  идентифицируют  чекодателя  по каждому выданному чеку.

      Расчеты чеками в  Российской  Федерации  осуществляются  по  следующей схеме:

1.  Покупатель  представляет  в  банк,  его  обслуживающий,   заявление   на получение чеков  и  платежное  поручение  на  депонирование  сумм  или заявление  в  двух  экземплярах  для  получения  чеков,  оплата   которых гарантирована банком.

1. В банке, обслуживающем  покупателя,  бронируются  средства  на  отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляется  наименование  банка,  номер лицевого счета, наименование чекодателя и лимит суммы чека.

2. Покупателю выдаются чеки и чековая карточка.

3.  Продавец  предъявляет  покупателю  документы  на  отгруженную  продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

4. Покупатель выдает чек продавцу.

5. Продавец предъявляет чек  в  банк,  обслуживающий  продавца при  реестре чеков.

6. В банке, обслуживающем продавца, зачисляются денежные  средства  на  счет продавца.

7.  Банк,  обслуживающий  продавца,  предъявляет  чек  для   оплаты   банку, обслуживающему покупателя.

8. Банк, обслуживающий  покупателя,  списывает  сумму  чека  за  счет  ранее забронированных сумм.

9. Банки выдают клиентам выписки из счетов банка.

      Чек бывает именной (выписанный на определенное лицо), предъявительский (выписанный на предъявителя) и ордерный. Ордерный чек выписывается в  пользу определенного лица или по его приказу, т.е. чекодатель  может  передать  его новому владельцу с  помощью  индоссамента.  Кроме  того  чек  может  быть кроссированным. Кроссированием  называется  проведение  на  лицевой  стороне чека двух параллельных линий. Кроссирование в свою очередь  может  быть  как общим, так и специальным. Чек,  имеющий  общее  кроссирование  (без  пометки «банк» между линиями), может быть  оплачен  плательщиком  только  банку  или

своему клиенту. Держатель чека, имеющего  специальное  кроссирование,  может предъявить его лишь банку, наименование которого указано между линиями.

3.2.Расчеты векселями.

      Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за  товары  или  услуги  с  отсрочкой  платежа  (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

      ВЕКСЕЛЬ — это безусловное  письменное  долговое  обязательство  строго установленной  законом   формы,   дающее   его   владельцу   (векселедателю) бесспорное  право  по  наступлении  срока  требовать  от   должника   уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон  различает  два  основных  вида векселей: простые и переводные.

      ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и  ничем  не  обусловленное  обязательство  векселедателя (должника) уплатить  определенную  сумму  денег  в  определенный  срок  и  в определенном месте получателю  средств  или  его  приказу.  Простой  вексель выписывает  сам  плательщик,  и  по  существу  он  является   его   долговой распиской.

      ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:

векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю. Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

 

      Положение о простом и переводном векселе предусматривает,  что  платеж по   акцептованному   плательщиком   векселю   может   быть    дополнительно гарантирован    посредством    выдачи    поручительства    (аваля).    Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как  за  первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица. Авалист  и лицо, за которое он поручился, несут солидарную  ответственность  за  платеж по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к нему  переходят  все  права, вытекающие из векселя.

      Действующее вексельное  законодательство  предусматривает  возможность передачи векселя  из  рук  в  руки  в  качестве  орудия  платежа  с  помощью передаточной  надписи  (ИНДОССАМЕНТА).  Передача  векселя  по   индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и  права  на  получение  им платежа по  данному  векселю.  Лицо,  передающее  вексель  по  индоссаменту, называется  ИНДОССАНТОМ.  Лицо,  получающее  вексель  по   индоссаменту, - ИНДОССАТОМ. К индоссату переходят все  права  и  обязательства  по  векселю.

Закон  предусматривает,   что   все   зачеркнутые   индоссаменты   считаются ненаписанными  и  не  имеют  юридической  силы.  По  векселю,   оформленному передаточными  надписями,  все  участвующие  в  нем  лица  несут  солидарную ответственность за платежи.

     С 1 января 2007 г. В пункт 4 ст. 168 НК РФ внесены следующие изменения: если фирма расплачивается с поставщиком векселем, то сумму НДС по купленным товарам надо перечислять контрагенту деньгами с расчетного счета.

3.3.Расчеты с использованием банковских карт.

     Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой расчетов. Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу проводить операции по счету юридического лица. Корпоративные банковские карты бывают двух видов:

1.       Расчетная корпоративная карта – позволяет ее держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом.

2.       Кредитная корпоративная карта – позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.

     Для получения корпоративной банковской карты организация должна открыть в банке-эмитенте счет и заключить договор, предусматривающий проведение расчетов по счету с использованием банковской карты.