СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1. Общая характеристика парфюмерных товаров............................................ 5
2. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность парфюмерных товаров............................................................................................................................. 8
2.1. Сырье для производства парфюмерных товаров.................................... 8
2.1.1. Натуральные душистые вещества..................................................... 10
2.1.2. Синтетические душистые вещества................................................... 14
2.2. Особенности производства парфюмерной продукции.......................... 15
3. Ассортимент парфюмерных товаров........................................................... 17
3.1. Духи......................................................................................................... 17
3.2. Одеколоны............................................................................................... 18
3.3. Туалетные (душистые) воды................................................................... 19
4. Требования к качеству парфюмерных товаров........................................... 20
4.1. Приемка и контроль качества парфюмерных изделий.......................... 22
4.2. Маркировка и упаковка парфюмерных товаров................................... 23
4.3. Условия сохранения качества парфюмерных товаров.......................... 25
Практическое задание....................................................................................... 26
Заключение........................................................................................................ 29
Список литературы........................................................................................... 31
ВВЕДЕНИЕ
Родиной современной парфюмерии считается Древний Восток, страны которого благодаря высокому культурному развитию и хорошим климатическим условиям производили большое количество разных благовоний. Тонкими ценителями ароматов были египтяне и ассирийцы.
Аравия была крупным поставщиком бальзамических веществ и пряностей. Много благовоний производила Индия. В Греции (на острове Кипр) еще в средние века были созданы лучшие мужские духи «Шипр». Через Грецию парфюмерия проникла в Рим, а оттуда во Францию, где получила широкое развитие.
На Руси обычай применения благовоний возник в VII-VIII вв., но совместное производство парфюмерных товаров началось только в первой половине ХIХ в. Первой была парфюмерная фабрика К.П. Гика.
В 1914 г. в царской России насчитывалось около 20 предприятий парфюмерно-косметической промышленности. Парфюмерные товары в царской России были предметом роскоши.
После Великой Октябрьской социалистической революции парфюмерно-косметические товары превратились из предмета роскоши в предмет первой необходимости.
На Украине, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и в Молдавии выращивают различные эфиронозные растения (розу, ирис, кориандр, лаванду, шалфей и др.), которые обеспечивают парфюмерную промышленность эфирными маслами. Переработкой этих материалов и выработкой синтетических душистых веществ заняты комбинаты в Краснодаре, Калуге, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
В настоящее время по объему производства парфюмерных изделий и по потреблению их на душу Россия занимает первое место в мире. Увеличение производства парфюмерных товаров сопровождается повышением их качества и расширением ассортимента. По богатству и разнообразию букета, тонкости и нежности аромата отечественные парфюмерные изделия в состоянии удовлетворить самые разные вкусы покупателей.
Развитие отечественной парфюмерной промышленности сопровождалось и сопровождается становлением и развитием сырьевой базы, и особенно производством натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ. СССР занимало первое место в мире по производству розового, кориандрового и мускатно-шалфейного эфирных масел. Расширился и ассортимент синтетических душистых веществ, насчитывающий в настоящее время более 200 наименований.
В парфюмерной промышленности нашей страны осуществляется переход от отдельных машин-автоматов к автоматическим линиям, ведется большая работа по замене периодически действующих аппаратов непрерывно действующими, обеспечивающими более высокую производительность, автоматизацию и рост производительности труда.
Важное значение для развития парфюмерной промышленности имели работы ученых А.Е. Фаворского, В.Е. Тищенко, П.П. Шарыгина, А.Н. Несмеянова и др.
Цель работы – определить сущность парфюмерных товаров.
Задачи работы – дать общую характеристику парфюмерных товаров; изучить факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность парфюмерных товаров; ознакомиться с ассортиментом парфюмерных товаров; изучить требования к качеству парфюмерных товаров – правила приемки, маркировки и условия хранения парфюмерных товаров.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
Слово «парфюмерия» происходит от французского fumer (дымиться, испаряться, курить) и итальянского perfumo. Это объясняется тем, что наиболее распространненным было применение благовоний для ароматизации жилых и общественных помещений путем сжигания душистых растений и смол в специальных приспособлениях.
К парфюмерным товарам относят духи, одеколоны, парфюмерные наборы и душистые (туалетные) воды, основное назначение которых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т.д. Некоторые из них применяются как гигиенические и освежающие средства.
Парфюмерные изделия обладают приятным запахом, который в немалой степени способствует хорошему настроению, повышению работоспособности.
Запах парфюмерного изделия проходит три стадии: начальный, основной и остаточный.
Начальный запах не характеризует в полной мере данное изделие. Основной запах проявляется только через 15-20 мин. По истечении определенного времени он постепенно слабеет и ощущается слабый, но уже измененный остаточный запах.
О качестве и стойкости судят по основному запаху. Однако при постоянном употреблении одних и тех же духов восприятие их запаха ослабевает из-за привыкания. Поэтому рекомендуется время от времени менять духи.
Основное требование к парфюмерным изделиям – обладание приятным запахом. Приятный запах доставляет удовольствие, создает хорошее настроение, повышает работоспособность; неприятный (дурной) запах, наоборот, угнетает, снижает работоспособность. Есть запахи приятные одним и неприятные другим. Запах ощущается нами, когда возбуждение обонятельного нерва, вызванное душистыми веществами, передается клеткам головного мозга[1]. У запаха еще нет объективных показателей оценки, как, например, у цвета (длина волны) и, конечно, степень восприятия запахов не у всех одинакова.
Признанными лидерами по сей день остаются французские, английские, итальянские производители парфюмерных товаров. Среди них наиболее известными являются Велла Руссвелл, Колгейт Палмолив, Лаборатуар Сарбек Л'Ореаль - Русбел, Мезопласт, Орифлейм Косметикс, Проктер энд Гэмбл, Реккит Бенкизер, Свобода, Смит Кляйн, Бичем Хелскер, Эйвон Бьюти Продактс, Юниливер. Ниже приведены сведения о некоторых производителях.
«Лаборатуар Сарбек» является ведущим независимым производителем косметической и парфюмерной продукции во Франции. В группу Сарбек входят заводы LABORATOIRES SARBEC и JACOMO.
Завод LABORATOIRES SARBEC был основан в 1966 году. В его состав входят 3 специализированные фабрики, расположенные на территории Франции. Завод JACOMO, расположенный в Довиле, Нормандия, является высокотехнологичным производством, располагающим богатыми возможностями. 30 лет существования (первый успех в 1970 году) были отмечены созданием нескольких знаменитых духов EAU CENDREE, CHICANE, SILENCES, JACOMO DE JACOMO. В 1995 году JACOMO переходит во владение LABORATOIRES SARBEC. Этот альянс стал продолжением успеха марки: появляются PERLES DE SILENCES, AMBRO DE JACOMO. Самыми последними запахами стали PARADOX и AURA, имеющие огромный успех на российском рынке.
Продукция «Лаборатуар Сарбек» продукция успешно экспортируется в Россию в течение 10 лет.
Пьер-Франсуа Герлен и Луи-Франсуа Картье - основатели старейших из существующих по сей день парфюмерной и ювелирной империй, - оба были официально приближены ко двору Наполеона III. Первый был в статусе придворного парфюмера, второй пользовался эксклюзивным правом на изготовление украшений для Его Величества и императрицы Евгении. Но если господин Картье даже частенько завтракал с королевской четой, то старика Герлена дальше дворцовых ворот не пускали. Золотые флаконы, усыпанные драгоценными камнями, которые делал для жены короля Луи Картье, ценились неизмеримо выше, чем их содержимое, поставляемое Герленом.
Потомки Пьера-Франсуа Герлена возвели парфюмерию в ранг высокого искусства. Постепенно публика узнала, что аромат способен сверкать и переливаться, как настоящий бриллиант; как драгоценный камень, он может обладать магическими свойствами, пробуждающими чувства и фантазию.
Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
Французская компания Etudes Diffusions Olfactives (EDO) была образована в 1976г. C 1991г. EDO является отделением корпорации SGP-SELIN, которая производит естественные эфирные масла, парфюмерные ароматы а также составы ароматов с 1854г., когда был построен первый завод компании.
«EDO» хорошо известна как поставщик парфюмерных масел и композиций для разных отраслей промышленности. Продукция Etudes Diffusions Olfactives поставляется в Европу, Северную Америку, Азию и Африку[2].
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
2.1. СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
Сырьем для производства парфюмерных товаров служат душистые вещества, этиловый спирт, настои душистых веществ, вода и красители.
Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.
Парфюмированная вода - дневные духи, «дух духов», следующий по концентрации вид парфюмерной продукции - 5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.
Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.
Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.
Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.
Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.
Критерии запаха:
· Стойкость;
· Крепость;
· Шлейф;
· Узнаваемость, возможность распознать;
· Ассоциировать запах с фирмой, со стилем.
Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции.
Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.
Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.
Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.
Термины: «начальная (головная) нота», нота «сердца (средняя), «конечная (базисная) нота» - означают фазы раскрытия букета.
Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.
Нота «сердца» - ядро духов, определяет тип запаха. Она раскрывается вслед за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время проявляются все основные ароматы композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные, животные и др.
Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата.
Виды запахов:
¨ горькие: герань, лимон, мандарин, пион, сирень, флердоранж (цветок апельсина).
¨ тонкие: акация, гелиотроп, ирис, левкой, магнолия, мимоза, настурция, пион, роза.
¨ сладковатые: акация, мандарин, тубероза, ваниль.
¨ зеленые: гвоздика, фиалка (листья), нарцисс, гальбанум (смола), мирра.
¨ теплые: акация, душистый горошек, персик, сандал, тубероза, жимолость, животные запахи.
¨ густые, тяжелые: гвоздика, ладан, лилия, пачули, тубероза, ладан.
¨ пряные: жасмин, пачули, цикламен, корица, гвоздика, ветивер (корни), ладан.
¨ запах кожи, табака получают из бессмертника.
¨ животные: Серая амбра-железа кашалота выделяет секрет, который дает живой, теплый аромат, с нотами морского побережья, с оттенками запаха чая. Применяется для придания стойкости, в качестве фиксатора.
Душистые вещества, применяемые в парфюмерной промышленности, подразделяются на натуральные и синтетические[3].
2.1.1. Натуральные душистые вещества
Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения.
К растительным душистым веществам относятся эфирные и экстрактные масла, смолы, бальзамы и растения, применяемые для спиртовых настоев.
К душистым веществам животного происхождения относятся мускус, амбра, бобровая струя, цибет и др.
Эфирные масла - это легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельсина), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений путем перегонки водяными парами (например, розовое, гераниевое, мятное и некоторые другие), путем выжимания их из корки (цитрусовое), путем экстракции при помощи летучих растворителей[4].
Экстрактные масла считаются наиболее качественными и применяются для изготовления духов высшего сорта:
абсолю, или абсолютное масло - высококонцентрированное натуральное душистое вещество с сильным и стойким запахом, получаемое из экстрактовых эфирных масел. Летучими и нелетучими растворителями из цветочного сырья извлекают экстрактовое масло, а затем конкрет , из которого путем обработки спиртом с последующей его отгонкой получают абсолю.
азалии масло - эфирное масло из верхушечных соцветий азалии Azalea pontica, называемой на Кавказе и в Житомирской области желтым рододендроном Rhododendron luteum. Абсолютное масло представляет собой вязкую массу желто-коричневого или зеленоватого цвета со стойким цветочным запахом. Содержит гексиловый, гептиловый, коричный спирты, терпинеол, линалоол, сесквитерпеноиды (кариофиллен, кадинен, неролидол и др.), метиловые эфиры эвгенола и изоэвгенола, а также бензиловые эфиры бензойной, салициловой и антраниловой кислот. Применяется в композициях высших сортов парфюмерии.
аира масло - эфирное масло из сухих корней аира болотного Acorus calamus. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пряным запахом. Масло содержит b-азарон в качестве основного компонента, а также (Z,Z)-4,7-декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла. Используется в парфюмерных композициях
акации масло - эфирное масло из цветов деревьев (Acacia farnesiana и Acacia dealbata). Абсолютное масло акации получают из конкрета акации. Темно-желтая или коричневая жидкость с сильным стойким пряно-травянистым запахом. В состав абсолютного масла входят метилсалицилат, гераниол, фарнезол, бензиловый спирт. Высокая цена конкрета, и тем более самого абсолютного масла привела к замене его в парфюмерии на композиции из недорогих синтетических душистых веществ.
альдегид анисовый, или обепин, пара-метоксибензальдегид - жидкость с приятным запахом мимозы, боярышника. Содержится в анисовом, фенхельном и многих других эфирных маслах. Чаще всего анисовый альдегид получают окислением метилового эфира пара-крезола. Хорошие результаты дает способ метилирования пара-гидроксибензальдегида. Используется во многих парфюмерных композициях и отдушках при дозировке до 5%.
альдегид дециловый, или деканаль жидкость с сильным альдегидным запахом, при разбавлении проявляются ноты апельсиновой корки. Содержится в цитрусовых, хвойных и многих цветочных эфирных маслах. Получают дегидрированием децилового спирта на специальных катализаторах. Используется в малых дозах (до 2%) в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.
ацетат спирта листьев, или цис-3-гексенилацетат - жидкость с очень сильным запахом свежескошенной травы, листьев, недозрелых фруктов. Получают ацетилированием цис-3-гексенола.
пара-ацетиланизол, или пара-метоксиацетофенон - кетон, продукт взаимодействия уксусной кислоты и анизола. Кристаллическая масса с сильным стойким запахом сена и цветочными нотами мимозы, боярышника. Компонент эфирных масел. Используется в парфюмерных композициях[5].
Сухое растительное сырье - это высушенные душистые части растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спиртовых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.
Смолы представляют собой выделения из надрезов некоторых деревьев, произрастающих в районах с жарким климатом. Чаще всего применяют стиракс (из надрезанного молодого дерева - ликвидамбра), бензойную смолу (из деревьев семейства стираксовых) и ладан (из веток кустарника цистус).
Бальзамы - это полужидкие вещества - растворы древесных смол в эфирных маслах. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.
Смолы и бальзамы ценны не только тем, что имеют свой собственный запах, но и тем, что являются отличными фиксаторами, повышающими стойкость запаха духов.
Мускус - это зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции мускусного оленя - кабарги.
Амбра - жирная восковидная масса серо-зеленого цвета, добываемая из пищеварительного тракта кашалотов и состоящее на 80% из холестерина. Амбру находят также в виде кусков, плавающих на поверхности моря у тропиков. В парфюмерии применяют настой амбры, способный фиксировать запах. Его разновидностью является – амброксид – один из важнейших компонентов натуральной серой амбры. Кристаллическая масса с сильным амбровым запахом и легким древесным оттенком. Промышленное производство основано на окислении склареола либо на циклизации фарнезилкарбоновой кислоты до получения склареолида; последний затем восстанавливается и дегидратируется. Используется в парфюмерных композициях и отдушках высших сортов.
Бобровая струя - продукт выделения парных желез речного самца бобра, встречающегося в Сибири.
Цибет - мазеподобное выделение желез внутренней секреции цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии.
Душистые вещества животного происхождения применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают запахи и увеличивают время восприятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека[6].
2.1.2. Синтетические душистые вещества
Это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные части и перерабатывают в душистые вещества. В связи с непостоянством качества и некоторой дефицитностью натуральных душистых веществ проблема создания синтетических душистых веществ привлекает особое внимание парфюмеров всех стран. В настоящее время синтезировано значительное количество душистых веществ: терпиневое - с запахом сирени, ванилин - с запахом ванили, кумарин - с запахом сена и др.
Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие запаху цветов или свежей зелени, но и такие, которые не встречаются в природе, благодаря чему возможно создание духов и других парфюмерных товаров с различными фантазийными запахами, что позволяет значительно расширить ассортимент парфюмерных товаров, например:
аббаверт [2-(1-этилпентил)-1,3-диоксалан] - душистое вещество широкого применения для различных сред, за исключением продуктов с низким значением рН (2–6), в которых оно неустойчиво. Обладает мощным запахом зелени, напоминающим листву, но с фруктовой и древесной нотами. Хорошо вписывается в композиции цветочного направления, добавляя к современным композициям направления зелени интересные ноты. Abbavert - продукт компании «Bush Boak Allen».
Спирт применяют в парфюмерии как растворитель для душистых веществ и как дезинфицирующее и освежающее средство в одеколонах и душистых водах. Для производства парфюмерных товаров применяют этиловый спирт-ректификат высшей очистки, крепостью 96,2°.
Вода применяется главным образом для разведения спирта до нужной концентрации и должна соответствовать показателям стандарта для питьевой води.
Красители применяются в тех случаях, когда парфюмерной жидкости нужно придать определенный цвет. Для этой цели используются органические красители, растворимые в спирте и воде[7].
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Производство парфюмерии состоит из следующих операций:
¨ составление композиции-базы,
¨ приготовление парфюмерной композиции,
¨ приготовление парфюмерной жидкости,
¨ вызревание жидкости,
¨ фильтрация жидкости,
¨ разлив жидкости во флаконы,
¨ закупорка флаконов,
¨ маркировка и упаковка флаконов.
Приготовление композиции – наиболее важная операция в технологии парфюмерии. Композиция – это смесь душистых веществ для изделий соответствующего наименования с приятным интенсивным запахом. Для создания той или иной композиции берут в различных сочетаниях натуральные и синтетические вещества, одни из которых дают основныой запах, другие – дополняют его ярче и полнее.
Состав композиций-баз велик (60-80 и более наименований душистых веществ).
Парфюмерную композицию приготовляют путем добавления к композиции-базе различных душистых веществ. При этом учитывается замысел парфюмера и направление будущих духов.
Приготовление парфюмерной жидкости состоит в растворении парфюмерной композиции в спирте, добавлении настоев, воды и красителей.
Свежеприготовленная парфюмерная жидкость может дать при хранении осадок и помутнение, кроме того, она еще не отвечает требуемым качествам запаха, так как он проявляется полностью не сразу.
Для «созревания» и удаления запаха спирта необходим определенный срок вызревания жидкости, которое длится от нескольких дней до года.
После выстаивания парфюмерные жидкости фильтруют для удаления нерастворяющихся частиц, разливают во флаконы на расфасовочных машинах. Затем флаконы закупоривают, этикируют и упаковывают[8].
3. АССОРТИМЕНТ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
Парфюмерные товары подразделяются на духи, одеколоны и душистые туалетные воды.
3.1. ДУХИ
Духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций. Основное в духах – их запах, его направление, оригинальность, стойкость. Всего в стране вырабатывается более 400 наименований духов, которые подразделяются по консинстенции, характеру запаха, цвету, содержанию композиции и стойкости запаха.
По консистенции духи подразделяются на жидкие и сухие. Сухие духи («саше») – измельченные пахучие растения или смесь сухих душистых веществ с наполнителями. Их помещают в мешочки из вискозной ткани и используют для ароматизации белья.
По характеру запаха духи делятся на духи цветочного и фантазийного направления. Духи цветочного направления имитируют запах какого-либо растения, чаще всего цветка или букета цветков и носят соответствующее название – «Нарцисс», «Фиалка», «Магнолия», «Роза», «Лесной ландыш», «Ночная фиалка».
У духов фантазийного направления нет конкретного запаха, существующего в природе. Запах таких духов – плод творчества парфюмера. Их наименования ассоциируются с каким-либо событием, ощущением, явлением: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Голубой ларец», «Лада», «Пиковая дама», «Золушка», «Восторг».
По типу запаха духи подразделяются на теплые – «Красная Москва», «Минон», «Только ты»; свежие – «Вечер», «Сирень», «Ландыш», сладкие – «Жасмин», «Триумф», холодные «Лесной ландыш», «Белая ночь», сухие – «Шипр», «Пиковая дама».
По цвету духи бывают бесцветные и окрашенные.
В зависимости от содержания композиции и стойкости духи делят на группы – экстра, А, Б, В.
Духи группы экстра наиболее концентрированные, они содержат от 10 до 50% оригинальной композиции. Стойкость цветочных духов группы экстра не менее 50 ч, фантазийных – не менее 60 ч. Духи этой группы – «Триумф», «Только ты», «Торжество». Выпускают эти духи только в художественно оформленных футлярах и коробках.
Духи группы А содержат от 7,5 до 50% композиции и имеют стойкость запаха более 40 ч. Это духи «Белая сирень», «Северяночка», «Жемчуг», «8 марта».
Некоторые духи этой группы – «Ориган», «Шипр», «Эллада», «Белая сирень» – могут содержать и меньше композиции (5-9%).
Духи группы Б содержат от 5 до 10% композиции и имеют стойкость не менее 30 ч. В эту группу входят духи «пиковая дама», «Вечерние», «Моя мечта», «Душистый горошек».
Духи группы В содержат не менее 5% композиции и не более 23% воды. Стойкость их запаха не менее 30 ч. К этой группе относят духи «Южные», «Маки», «Магнолия».
Для популяризации основных сортов духов, а также для облечения выбора выпускают так называемые «пробные» духи в небольших флаконах до 15 мл и с простым оформлением.
3.2. ОДЕКОЛОНЫ
Одеколоны – это водно-спиртовые растворы душистых веществ, содержащие не менее 2% композиции и не менее 60% спирта. Одеколоны имеют более слабый и менее стойкий по сравнению с духами запах и применяются как ароматические, освежающие и гигиенические средства.
Различаются одеколоны с запахом цветочного и фантазийного направления, а по содержанию композиции – группы экстра, А, Б, В.
Одеколоны группы экстра содержат от 3 до 5% высокостойких оригинальных композиций и не менее 80% спирта. К одеколонам этой группы относятся «Заря», «Лель», «Тайна», «Новая заря», «Наташа».
Одеколоны группы А содержат от 3 до 5% композиции и не менее 70% спирта. Это одеколоны «Шипр», «Россия», «Нарцисс», «В полете». Некоторые одеколоны этой группы могут содержать и больше композиции: «Сказка о царе Салтане» – 7%, «Днипро» – 7,5%, «8 марта» –9,5%.
Стойкость одеколонов группы А не менее 24 ч.
Одеколоны группы Б имеют от 3 до 4% композиции и не менее 70% спирта. К ним относятся духи «Радуга», «Руслан», «Золотая осень».
Одеколоны группы В содержат от 2 до 3% композиции и не менее 60% спирта, за исключением одеколонов «Новый» и «Экстра», которые включают 1,5-1,7% композиции.
Стойкость запаха одеколонов группы Б и В не нормируется.
3.3. ТУАЛЕТНЫЕ (ДУШИСТЫЕ) ВОДЫ
Душистые воды отличаются от одеколонов меньшим содержанием душистых веществ (до 1,1%) и спирта (до 60%). Некоторые из душистых вод содержат полезные добавки – борную кислоту, глицерин, настой хинной коры, уксусную кислоту и др.
В ассортимент туалетных вод входят «Красный мак», «Огни Москвы», «Манон», «Калинка» и др., которые применяются как ароматизирующие и гигиенические средства, для очищения и дезинфицирования кожи[9].
4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.
Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий.
Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре -5°С. При температуре ниже -5°C допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре –18-20°С.
Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца.
Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов.
Парфюмерные товары выпускаются одним сортом.
При аттестации по качеству парфюмерные товары оценивают но 30-балльной системе. Причем за запах дается высшая оценка. Высшую категорию присваивают изделиям, получившим 27-30 баллов, о том числе 5 баллов за внешнее оформление. Первую - получившим 20-26 баллов, в том числе 4 балла за оформление. Изделия, получившие менее 20 баллов, переводятся во вторую категорию. Эти изделия, если их качество не улучшится, снимаются с производства.
Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.
Внешний вид парфюмерных товаров определяют просмотром флаконов с парфюмерной жидкостью в проходящем свете электрической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя при перевертывании флакона пробкой вниз.
Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полосками бумаги, смоченными испытуемым и контрольным товаром.
Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5x10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой +15—20 °С.
Парфюмерные товары должны соответствовать ГОСТам и разработанным техническим условиям:
Изделия парфюмерные жидкие (одеколоны, духи, воды туалетные и душистые),
ГОСТ 17237-93 П.п. 1.1., 1.3. в том числе:
ГОСТ 27429-87 П.п. 1.2., 1.3. СанПиН 1.2.681-97
Изделия парфюмерные жидкие во флаконах с колпачком-пульверизатором ГОСТ 26891-86
ГОСТ № Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.
Р 51578-2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия.
29188.6-91 Изделия парфюмерно-косметические. Газохроматографический метод определения этилового спирта
29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
4.1. ПРИЕМКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Каждая партия парфюмерных товаров, поступающих в торговую сеть, должна сопровождаться документом установленной формы, удостоверяющим качество товаров.
Партией на оптовых базах и складах считают одноименную продукцию, поступившую по одному транспортному документу или накладной.
Партией в розничной торговой сети считают одноименную продукцию, полученную по одной накладной или счету.
Товары, поступившие на оптовые базы или в розницу, прежде всего подвергаются проверке на исправность и правильность упаковки. Оптовые базы проверяют вскрытием цеховой упаковки 15-20 % поступивших на базу парфюмерных товаров. Приемка парфюмерных товаров по качеству внутри исправной упаковки производится на складе или в магазине конечного получателя. Для этого просматривается не менее 3% изделий от поступившей партии, по но менее трех мест. При несоответствии органолептических пли физико-химических показателей требованиям стандартов вся партия приемке не подлежит.
При несоответствии парфюмерных товаров утвержденном образцам по внешней отделке флаконов, упаковке, маркировке и при наличии посторонних примесей проводят повторную проверку, для чего вновь отбирают образцы в количестве не менее 3% проверяемой партии. При неудовлетворительных результатах повторной проверки хотя бы по одному показателю всю партию бракуют.
При наличии 3% и менее продукции с указанными дефектами бракуют только образцы с дефектами.
Если поставщик парфюмерных товаров не согласен с оценкой получателя, а также при возникновении у получателя сомнений в качестве товара по физико-химическим показателям доводят арбитражный анализ в нейтральной лаборатории или во Всесоюзном научно-исследовательском институте синтетических и натуральных душистых веществ. Образцы для проведения арбитражного анализа отбираются в соответствии с правилами, установленными соответствующими ГОСТами, ОСТами или ТУ.
Забракованные товары возвращаются изготовителю за его счет. От стоимости товаров ненадлежащего качества взыскивается штраф в соответствии с Положением о поставке товаров народного потребления за данное нарушение.
4.2. МАРКИРОВКА И УПАКОВКА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»
Упаковка любого товара, а духов особенно - высочайшее искусство. Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы. Перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее запаха стараются художники и дизайнеры. Еще в гробницах фараонов древнего мира были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы пользовались специальными восточными украшениями - подвесками, в которые вкладывали ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат. В настоящее время широко распространен прием оформления флакона - в виде женской фигуры. Упаковка духов - это часть аромата. Сегодня законодатель моды в мире флаконов - фирма Баккара (фр.). Она основана в 1764г. Ее услугами пользуются ведущие Парфюмерные дома мира.
Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.
Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.
Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшем (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.
Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) и в аэрозольной упаковке.
Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.
На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная этикетка с указанием на лицевой стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне - наименования предприятия, его местонахождения или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.
При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флаконами без этикеток всю маркировку размещают на футляре.
На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.
На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.
На крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло»[10].
4.3. УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ
Парфюмерные товары должны транспортироваться в закрытых сухих и чистых железнодорожных вагонах, контейнерах, а также водным путем в чистых трюмах, с соблюдением правил перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
При транспортировании и хранении коробки и ящики с парфюмерными товарами должны быть установлены крышками вверх. Духи и одеколоны в коробках хранят в штабелях на стеллажах или деревянных настилах.
Флаконы с парфюмерными товарами при храпении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечных лучей. Хранят парфюмерные товары при температуре от 4-6 до +25°С с относительной влажностью воздуха не более 70%.
При правильном хранении качество парфюмерных товаров сохраняется длительное время (несколько лет)[11].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Определение стойкости запаха парфюмерных жидкостей
В чашку наливают 0,5-1,0) см3 карфомерную жидкость. В ней смачивают кусок сухой предварительно простиранной в горячей воде без мыла, марли размером 5х10 см, вижимают ее пинцетом и не отжимая, в помещении с температурой воздуха 15-20оС.
Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяется органолептически через каждые 10 ч.
2. Определение прозрачности парфюмерных жидкостей
· Аппаратура, материалы
· Лампа электрической мощности 40 Вт
· Пробирки по ГОСТ 25336
· Цилиндр 1-50 по ГОСТ 1770
· Термометр жидкостей стеклянный с интервалом температуры 0-100оС и с делениями 1оС ГОСТ 21498 и нормативно-технической документации.
· Смесь льда с солью
Проведения испытаний
В пробирку наливают 10-20 см3 карфомерной жидкости. Пробирку закрывают пробкой, в которую вставлен термометр (шарик термометра должен быть целиком погружен в исследуемую жидкость). Пробирку с тарфомерной жидкостью охлаждают смесью льда и солью до температуры 5оС при анализе духов, одеколонов и душистых вод, а для изделий групп «экстра» и туалетных вод – до 3оС, вынимают из охлаждающей смеси, стряхивают и просматривают в проходящем дневном свете.
· Аппараты и материалы
· Чашки выпарительные ГОСТ 9147
· Пипетки 6-1-5 ГОСТ 29169
· Марля
· Пинцет
Данный стандарт распространяется на жидкие парфюмерные изделия – одеколоны, духи, туалетные и душистые воды, представляющие собой спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы многокомпонентные смеси душистых веществ (парфюмерных композиций) во флаконах или пробирках
Духи и туалетные воды применяются как ароматизирующие средства.
Технические требования
Жидкие парфюмерные изделия следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, рецептурам и технологическим регламентам при соблюдении санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
1) Serge Taccini
Bonna
Chemin de la Plante – 06250 Mougins
Предприятие «Миран – парфюм»
Беларусь, г. Минск
ГОСТ 17237-93
15 мл. 0,5 fl (есть вкрапления примесей)
2) Теt a tet
ЗАО «Новая Заря»
Г. Москва
Группа «экстра»
ГОСТ Р 51578-2000
10 мл. 0,3 fl (есть вкрапления примесей)
3) Fmore mlo
Фирма “Geanne ARTNES PARFUMS”
Сделано во Франции
7мл. 0,23 fl – 80% VOL (есть вкрапления примесей)
(Туалетные духи для женщин)
4) Русская красавица
ЗАО «Новая Заря»
Г. Москва
Группа «экстра»
ГСП – 8, 115998, ГОСТ Р 51578-2000
15 мл. 0,5 fl 90,5% VOL
Наименование показателей |
Характеристики норм |
||
Духи «экстра» |
Духи |
Туалетная вода |
|
Внешний вид |
Прозрачная жидкость. Допускается наличие единичных волокон. Свойственно цвету и запаху продукции данного наименования |
||
Цвет и запах |
|||
Стойкость запаха |
60 |
50 |
40 |
Прозрачность |
+3оС |
+5оС |
+3оС |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К парфюмерным товарам относятся духи, одеколоны, парфюмерные наборы и душистые воды, основное назначение которых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т. д. Некоторые виды парфюмерных товаров применяются как гигиенические и освежающие средства.
Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.
Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.
Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены. Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции.
Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.
Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют разнообразные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения, а также синтетические. Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом.
Состав композиций-баз велик (60-80 и более наименований душистых веществ). В ассортимент парфюмерных товаров входят духи, одеколоны, душистые воды и парфюмерные наборы.
Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.
Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий.
Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.
Каждая партия парфюмерных товаров, поступающих в торговую сеть, должна сопровождаться документом установленной формы, удостоверяющим качество товаров.
Производители и поставщики парфюмерных товаров предлагают большой ассортимент выпускаемой продукции.
Следует отметить, что спрос на отечественные косметические изделия удовлетворяется не полностью.
Поэтому их производство растет более быстрыми темпами, чем производство парфюмерии.
Парфюмерные товары и духи в частности являются товарами массового и повседневного обихода. Они пользуются высоким и устойчивым спросом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. Белгород, БКАПК, 1995.
2. Головашева В.А. Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. М.: Издательство «Вече», 2000.
3. Каспаров Г.Н. Основы производства парфюмерии и косметики. М.: Экономика, 1988.
4. Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000.
5. Натуральная косметика и парфюмерия / Под ред. П.Ю. Назарова. М.: «Экономика», 2001.
6. Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары (товароведение): Учебник для проф.-техн. училищ. М.: Экономика, 1981.
7. Товароведение промышленных товаров. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цветкова. М.: Экономика, 1981.
8. Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981.
9. Шашина Н. Народная экспертиза // «Невское время» № 127 (2250) 15 июля 2000г.
10. Фридман А. Парфюмерия и косметика. М.: «Пищевая промышленность», 1975.
[1] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 284.
[2] Шашина Н. Народная экспертиза // «Невское время» № 127 (2250) 15 июля 2000г. С. 24.
[3] Головашева В.А. Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. М.: Издательство «Вече», 2000. С. 177-179.
[4] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 285.
[5] Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000. С. 77-79.
[6] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 285-286.
[7] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 286.
[8] Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. Белгород, БКАПК, 1995. С. 209.
[9] Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары (товароведение): Учебник для проф.-техн. Училищ. М.: Экономика, 1981. С. 218-221.
[10] Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981. С. 292-293.
[11] Фридман А. Парфюмерия и косметика. М.: «Пищевая промышленность», 1975. С. 190-191.