Содержание

Введение.. 3

1. Регулирование хозяйственно-правового статуса организаций потребительской кооперации.. 5

1.1 Понятие потребительской кооперации в Гражданском кодексе РФ.. 5

1.2 Преимущества  предприятий потребительской кооперации, закрепленные в Гражданском кодексе РФ.. 7

1.3 Правовой режим имущества кооператива согласно Гражданскому Кодексу РФ.. 11

1.4 Регламентация Гражданским кодексом РФ устава потребительского кооператива. 16

2. Проблемы хозяйственно-правового статуса потребительского кооператива в Российской Федерации.. 17

2.1 Основные хозяйственные проблемы производственных кооперативов. 17

2.2 Факторы, влияющие на рентабельность хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их нормативное регулирование. 23

Заключение.. 28

Список литературы... 29

Введение

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и   их   союзов  разных  уровней,   созданных  в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительская кооперация как лидер российского кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в сельской местности, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития российского села и на практике выступает социально ориентированной системой.

За свои 170 лет она прошла трудный и сложный путь от первого потребительского общества «Большая артель», созданного в Петровске – Забайкальском ссыльными декабристами, до наших дней.

Важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность. Кооперативная самобытность – это уникальная природа потребительской кооперации, сочетающая общественную и хозяйственную системы, статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы, кооперативная идеология и культура, принципы и ценности кооперации, нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия.

Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

В рыночной среде проблема социальной сущности потребительской кооперации приобретает актуальность, поскольку рынок и социальная справедливость мало совместимы. Возникает необходимость усиления социальной роли потребительской кооперации.

Основными  задачами  потребительской  кооперации  в Российской Федерации являются:

1.     создание   и развитие  организаций  торговли  для  обеспечения членов потребительских обществ товарами;

2.     закупка   у  граждан  и юридических  лиц  сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов,  дикорастущих  плодов,  ягод  и грибов,  лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

3.     производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

4.     оказание  членам  потребительских  обществ  производственных и бытовых услуг;

5.     пропаганда  кооперативных  идей,  основанных  на международных принципах  кооперации,   доведение  их  до  каждого  пайщика  всех потребительских  обществ,  в  том  числе  через  средства массовой информации.

Целью данной работы является рассмотрение хозяйственно правовых основ организаций потребительской кооперации в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие потребительской кооперации;

-       Рассмотреть преимущества потребительской кооперации;

-       Раскрыть содержание правового статуса потребительской кооперации;

-       Рассмотреть сущность устава организаций потребительской кооперации;

-       Изучить основные проблемы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации.

 

1. Регулирование хозяйственно-правового статуса организаций потребительской кооперации

1.1 Понятие потребительской кооперации в Гражданском кодексе РФ

Согласно Гражданскому кодексу РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов[1]. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом, законами о потребительских кооперативах.

Владельцами кооператива является собственно потребители - те люди, которые покупают товары, а не производят их.

Первое общество розничных торговцев было создано в г. Рочдель в 1844 г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин.

Основные принципы кооперативных обществ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные принципы кооперативных обществ следующие[2]:

1. Открытое членство

Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент.


2.Распределение прибыли


Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.


3. Выплата процента на

акционерный капитал

Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.

 

Традиционно кооперативные общества считали себя чем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.

Собственность кооперативов различных видов образуется из вступительных, паевых и целевых взносов, заемных средств. А также приращения имущества в результате хозяйственной деятельности и в том числе, трудового вклада работников, наемных и членов кооператива.

В абсолютном большинстве кооперативов различных видов в мире кооперативная собственность делится на две части[3]:

-       Основную – неделимую часть;

-       Делимую – паевой фонд, т.е. член кооператива при выходе может получить свой паевой капитал с процентами.

В отдельных кооперативах (как правило в сфере бытовых услуг) вся кооперативная собственность делима, но как правило в денежной форме.

В конституциях многих стран кооперативная собственность признается как особая форма частно-групповой, частно-долевой, совместной коллективной собственности с демократическим управлением и контролем. Кооперативный сектор экономики охраняется как равноправный партнер частного и государственного секторов экономики. В конституции Российской Федерации от 1993 г. (статья 8) таких положений нет, что принижает и делает неопределенным статус кооперативной собственности и кооперативного сектора экономики в нашей стране.

Существует три основных источника формирования кооперативной собственности:

-       Членские взносы (вступительные, паевые, целевые, безвозмездные);

-       Доходы от предпринимательской деятельности;

-       Заемные средства.

 

1.2 Преимущества  предприятий потребительской кооперации, закрепленные в Гражданском кодексе РФ

Важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность. Кооперативная самобытность – это уникальная природа потребительской кооперации, сочетающая общественную и хозяйственную системы, статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы, кооперативная идеология и культура, принципы и ценности кооперации, нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия. Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

Кооперативным преимуществом являются ценности и принципы кооперативного движения, нравственные ценности в бизнесе и в жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации. Кооперативное движение основывается на принципах, выработанных в результате его почти двухсотлетней истории.

Современные кооперативные принципы включают семь положений:

1. Добровольное и открытое членство.

2. Демократический членский контроль.

3. Экономическое участие членов.

4. Автономия и независимость.

5. Образование, повышение квалификации и информация.

6. Сотрудничество между кооперативами.

7. Забота об обществе.

Надежность гарантирует системе такое кооперативное преимущество как собственная социальная база – члены пайщики. Российская кооперация объединяет свыше 10 млн. пайщиков. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 1997 г. и дополнения 2000 г. официально закрепили за пайщиками статус хозяина потребительской кооперации и способствовали дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы. Изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле.

Рост социальной базы означает увеличение объемов деятельности, улучшение обеспечения оборотными средствами, наращивание социально-экономического потенциала потребительской кооперации.

Тесно связано с вышеизложенным следующее преимущество – демократический стиль управления. Способность повышения социальной активности населения. Кооперативы выступают организациями, накапливающими необходимый демократический опыт, являющийся базой современного демократического государства.

Кооперативным преимуществом выступает выполнение коммуникационной роли в сельской местности. Кооперативный магазин как основное звено потребительского общества становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, закупочной, организационно-массовой, сервисной, информационно-консультационной. Из узко профилированного торгового предприятия магазин превращается в сельский общественный центр, реализующий живую связь с пайщиками и обслуживаемым населением[4].

Важное кооперативное преимущество – это возможность оказывать влияние на поддержку, сохранение сельской семьи. Семья всегда была и остается основой России. Социальное здоровье общества основано на обеспечении статуса семьи в сохранении этноса. Семья играет важную экономическую роль, являясь начальным и конечным пунктом процесса воспроизводства.

Однако потребительская кооперация обладает конкурентными преимуществами перед другими субъектами рынка как система хозяйствующих субъектов.

Основополагающим преимуществом потребительской кооперации как системы хозяйствующих субъектов выступает сложившаяся и сохраненная организационная структура кооперативной системы, возможность совместных действий потребительских обществ их союзов по защите интересов системы, организации согласованной коммерческой работы. Оно обусловлено целостностью и иерархичностью построения, усилением вертикали ответственности.

Важное преимущество потребительской кооперации – мощная законодательная база, гарантирующая потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (2000г.) предусматривает усиление ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций.

Преимуществом кооперации является и то, что в условиях нарушения вертикальных связей и невозможности управления хозяйством только из центра возникает дефицит горизонтальных экономических связей, необходимых для жизни общества, тогда как кооперация как самодеятельная организация способная восполнить этот дефицит. Восстановление горизонтальных экономических связей возможно благодаря многоотраслевому характеру деятельности потребительской кооперации и интеграционным процессам.

Интеграция в потребительской кооперации – также ее конкурентное преимущество. Сотрудничество предприятий, организаций, отраслей между собой, а также с внешними по отношению к системе хозяйствующими субъектами, усиление экономического и производственного взаимодействия рассматривается как альтернативный глобализации путь развития кооперации.

Важными конкурентными преимуществами потребительской кооперации перед другими хозяйствующими субъектами являются также:

-       независимость от внешних инвестиций, позволяющая создавать рабочие места в сельской местности;

-       возможность создания инновационного потенциала на основе участия большого числа пайщиков в принятии решений;

-       демократический способ управления обеспечивает нахождение оптимальных решений, ориентированных на удовлетворение интересов значительных групп населения;

-       достаточно сформировавшийся стабильный контингент покупателей, а значит гарантированный рынок сбыта;

-       надежные источники финансирования, такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения;

-       гарантированный источники поступления сельскохозяйственных продуктов от пайщиков и обслуживаемого населения;

Бесспорным кооперативным преимуществом потребительской кооперации, которое она сохранила в сложных социально - экономических условиях, следует признать самодостаточность системы. Внутренняя самодостаточность кооперативной организации рассматривается как способность стабильного развития, основанная на использовании внутренних возможностей.

Поскольку потребительская кооперация развивает свою деятельность преимущественно в сельской местности, объективно возникает такое кооперативное преимущество, как связь с экологическим базисом, возможность существования в согласии с природой. Оно находит проявление, в частности, в неограниченных возможностях выхода на экологически чистую продукцию благодаря закупкам дикорастущих (грибов, ягод, папоротника, орехов и пр.), лекарственных трав, а также мяса, птицы, молока и т.д.

Преимуществом кооперации, обеспечивающим ее внутреннее развитие как системы, является возможность изучения и распространения передового опыта хозяйственной деятельности и социальной миссии, открытость потребительской кооперации. Если коммерческие структуры строго охраняют свою коммерческую тайну в условиях конкуренции, так как их цель – получение максимальной прибыли, то для организаций потребительской кооперации, наоборот, важно заимствование новых решений, передача информации для достижения цели удовлетворения потребностей пайщиков и всего сельского населения.

Кооперативные преимущества сложились исторически на основе сочетания частной (личной) инициативы с общественным характером труда. Их реализация предопределяет сохранение кооперативной самобытности как важнейшей характерной особенности российской потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность.

 

1.3 Правовой режим имущества кооператива согласно Гражданскому Кодексу РФ

В соответствии с гражданским законодатель­ством право собственности на имущество принад­лежит кооперативу в целом как юридическому лицу. Однако в данном случае форма собственно­сти, являясь частной, обладает спецификой, обус­ловленной сущностью кооператива. В литерату­ре можно встретить утверждения о том, что кооперативная собственность является коллек­тивной, чем и отличается от частной и государст­венной. Такой подход по меньшей мере спорен. Имущество кооператива действительно находит­ся во владении, пользовании и распоряжении чле­нов кооператива, но не как трудового коллекти­ва, а в качестве участников высшего органа уп­равления кооперативом - его общего собрания, на котором каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений, т.е. равное право управлять этой собственностью. Таким образом, собственность кооператива, оставаясь по форме частной, находится в коллективном управлении (а не собственности) его работников; именно это­го хотели добиться сторонники народных пред­приятий[5].

Специфика кооператива определяет особый режим его имущества. У него нет уставного капи­тала, а потому закон не предусмотрел для учреди­телей кооператива обязанность внести какой-то минимум средств, без которых невозможно со­здание кооператива (как, например, в хозяйствен­ных обществах), что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволя­ет им участвовать в хозяйственных обществах. Минимальный размер имущества кооператива определяется его паевым фондом, который обра­зуется за счет паевых взносов членов кооперати­в[6]а.

Размер паевого взноса (основного и дополни­тельного), вносимого его членами при образова­нии и при приеме новых членов, определяется са­мим кооперативом в его уставе. Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, а также иное, предусмотренное гражданским законодательст­вом, имущество (например, здания, помещения, оборудование, транспортные средства), имущест­венные права (в частности, право пользования зданиями, сооружениями, иной недвижимостью: транспортными средствами, результатами интел­лектуальной деятельности). Могут быть паевым взносом и земельные участки, другие природные ресурсы, но в той мере, в какой их оборот допус­кается законодательством о земле и природных ресурсах.

К моменту государственной регистрации коо­ператива либо при вступлении в него член коопе­ратива, участвующий в его деятельности личным трудом, обязан внести не менее 10% паевого взно­са. Что касается граждан, не участвующих в дея­тельности кооператива личным трудом, а также юридических лиц, то при их вступлении в члены кооператива целесообразно установить, что пер­воначальный паевой взнос они вносят в полном объеме. Остальная часть паевого взноса работа­ющих членов кооператива должна быть внесена в течение года после государственной регистра­ции кооператива в порядке и сроки, предусмот­ренные уставом кооператива[7].

Кроме паевого фонда кооператив как юриди­ческое лицо обычно обладает и иным имущест­вом, образуемым за счет прибыли от собственной деятельности, кредитов, иных допускаемых зако­нодательством источников.

В отличие от других организаций кооперати­вы могут создавать из определенной части своего имущества неделимый фонд, т.е. не подлежащий разделу между членами (кроме случаев ликвида­ции). На неделимое имущество не может быть об­ращено взыскание по личным долгам члена коо­ператива.

О неделимом фонде также велись дискуссии. Этот фонд нередко связывали с административ­ной системой управления, а потому считали ненужным в рыночных условиях. Вопрос о форми­ровании неделимых фондов в кооперативах был предметом дискуссии и в международном коопе­ративном движении. Определенный результат данной дискуссии нашел отражение в соответст­вующей резолюции Международного коопера­тивного альянса на его конгрессе в 1995 г. (Манчестер). Было признано, что неделимый фонд по­лезен кооперативам, так как без него трудно обеспечить развитие, конкурентоспособность, выживаемость на рынке, а, следовательно, ус­пешную, прибыльную работу, от итогов которой зависит уровень доходов каждого члена. Недели­мый фонд обычно используется в целях произ­водственного, научно-технического и иного раз­вития кооператива, осуществления им строитель­ства (в том числе жилищного для членов и работников кооператива), обеспечения безопас­ных условий труда, решения социальных и других задач, требующих капитальных затрат. Часть де­нежных средств неделимого фонда кооператива может составить его резервный фонд, предназна­ченный для покрытия убытков.

В уставе кооператива или решении общего со­брания его членов могут быть предусмотрены и другие фонды, необходимые кооперативу для нормальной производственной деятельности, а также решения социальных и иных задач. К та­ким фондам можно отнести фонд возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреж­дением здоровья члену или работнику кооперати­ва, а также смертью в связи с исполнением чле­ном кооператива или работником своих трудовых обязанностей, фонд, предназначенный на образо­вательные и другие цели, пенсионный, иные фон­ды[8].

Особенность правового режима имущества российских производственных кооперативов со­стоит также в том, что в соответствии с законода­тельством РФ имущество кооператива подлежит разделу на паи членов[9].

Пай члена кооператива - это особое правовое явление. Он не тождествен паевому взносу. Пай члена кооператива состоит из его паевого взноса и определенной доли иного его имущества (кроме неделимого фонда). Пай фиксирует стоимость той части имущества коо­ператива, которую его член сможет получить при выходе из кооператива или его ликвидации. На­личие в имуществе кооператива паев его членов не превращает собственность кооператива в об­щую долевую, так как собственником остается кооператив в качестве юридического лица. Но все же нельзя не признать наличие противо­речия между положениями ГК о том, что собст­венником имущества юридического лица являет­ся оно само, и правилом о делении имущества ко­оператива на паи членов. Подобный подход к имуществу кооператива, отраженный в ГК РФ и соответственно в Законе о производственных ко­оперативах, нельзя признать удачным.

Сейчас трудно сказать, чем руководствовался законодатель, вводя данные правовые нормы в регулирование деятельности производственных кооперативов и какой аналог был положен в ос­нову этого решения. Во всяком случае, подобного рода норм нет ни в германском, ни во француз­ском, ни в итальянском законодательстве. Между членами кооператива делится только прибыль, а не все его имущество. В ряде стран (например, во Франции) существует правило, по которому даже после ликвидации кооператива оставшееся иму­щество передается объединением кооперативов другому кооперативу, но не делится между члена­ми. Такое правило предусмотрено специально для сохранения кооперативного сектора эконо­мики в явно не социалистической стране. Наш за­конодатель пошел по другому пути, обязав коо­ператив делить между членами все имущество (в том числе основные и оборотные фонды), тем са­мым лишив кооператив устойчивости его имуще­ственной базы.

В законе не сказано, как на практике делить имущество, предоставив возможность решить этот совсем не простой вопрос самим кооперати­вам, многие из которых не понимают как можно поделить весьма подвижные оборотные средства. На практике возникал вопрос, а как быть с новы­ми членами кооператива, еще не вложившими свой труд или финансы в умножение имущества кооператива. Видимо, в уставе можно предусмот­реть, что новый член приобретает право на вклю­чение в его пай соответствующей части имущест­ва кооператива по истечении какого-то периода после его принятия, а его член, участвующий в де­ятельности личным трудом, - также работы в ко­оперативе. Пай может быть передан другому чле­ну или гражданину, не являющемуся членом коо­ператива, если такая возможность предусмотрена уставом. В этом случае члены кооператива поль­зуются преимущественным правом покупки пая (его части). Передача пая в полном объеме вле­чет за собой прекращение членства в нем. Граж­данин, приобретший пай (его часть), при его же­лании принимается в члены кооператива.

В уставе полезно предусмотреть также, что увеличение размера пая члена кооператива за счет передачи ему пая (его части) другим членом, осуществляется после утверждения годового от­чета и баланса кооператива, а пай (его часть), пе­реданный членом кооператива гражданину, не являющемуся его членом в случае вступления этого гражданина в кооператив, рассматривается как его паевой взнос (часть паевого взноса, если пай меньше размера паевого взноса).

Обращение взыскания на пай члена коопера­тива по его личным долгам допускается лишь при отсутствии у такого члена кооператива иного имущества для покрытия его долгов и после ут­верждения годового отчета кооператива и его ба­ланса за год.

1.4 Регламентация Гражданским кодексом РФ устава потребительского кооператива

Потребительский кооператив действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор потребительского кооператива заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками)[10].

В учредительных документах потребительского кооператива должны определяться наименование кооператива, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом о потребительской кооперации.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".

Предмет и определенные цели деятельности организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать производственный кооператив, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью кооператива, выхода учредителей (участников) из его состава.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако потребительские кооперативы и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Согласно Гражданскому кодексу, Устав потребительского кооператива должен содержать помимо стандартных сведений условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков[11].

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.



2. Проблемы хозяйственно-правового статуса потребительского кооператива в Российской Федерации

2.1 Основные хозяйственные проблемы производственных кооперативов

В настоящее время остро встал вопрос о том, какие меры могут повысить конкурентоспособность кооперативных организаций в условиях несбалансированных рыночных отношений в России? Исследования показали, что причины убыточной деятельности потребительских обществ и их союзов заключаются в следующем[12]:

-              Некомпетентность руководителей.

-              Слабая экономическая подготовка специалистов.

-              Неэффективная организационная структура.

-              Недостаточно эффективное управление финансами.

-              Низкий уровень маркетинга.

-              Плохое знание специалистами налогового законодательства.

-              Далее мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Некомпетентность руководителей.

За 166 лет своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения их квалификации.  Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем умение управлять  коллективом.

С возникновением конкурентной среды выяснилось, что многие руководители оказались неспособны экономически грамотно управлять сложным кооперативным хозяйством.

Слабая экономическая подготовка специалистов.

Слабая экономическая подготовка специалистов в отдельных кооперативных организациях и предприятиях часто не позволяет наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятия на внутренний хозрасчет, обеспечить финансовую устойчивость.

Улучшить положение может перевод работников на контрактную систему, повышение их квалификации в вузах, а также подбор председателей и членов правления, руководителей организаций и предприятий на контрактной основе. Одним из условий контракта является обеспечение рентабельной работы предприятий. Руководитель, не обеспечивающий условий контракта, освобождается от занимаемой должности.

Неэффективная организационная структура.

Одна из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.

Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.

Недостаточно эффективное управление финансами.

Многие причины убыточности кооперативных организаций и предприятий кроются в неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Главная причина — несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами.

Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.

Вторая причина — ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребсоюзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции.

Третья причина — наличие дебиторской задолженности в больших объемах. Это прямое отвлечение финансовых ресурсов, что при недостатке собственных оборотных средств значительно снижает эффективность хозяйственно-финансовой деятельности.

Четвертая причина — выдача «не заработанной заработной платы» что, естественно, ведет к росту издержек обращения и утрате стимула у работников добиваться высоких результатов в хозяйственной деятельности.

Пятая причина — завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала (более 90% практически во всех обследованных потребсоюзах).

Рост добавочного капитала произошел в результате проведенной переоценки основных фондов, при которой в большинстве предприятий применялись среднегрупповые коэффициенты пересчета, разработанные Госкомстатом РФ. Завышение стоимости основных фондов не только повлекло за собой искажения в оценке в финансового состояния предприятий, но и увеличение налогооблагаемой базы.

Шестая причина — отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.

Седьмая причина — неиспользование в полной мере для пополнения собственных оборотных средств фонда развития потребительской кооперации, необлагаемого налогами.

Восьмая причина — неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. В сельской местности эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах.

Неравновыгодные отношения выражаются и в том, что банки, жестко наказывая клиентов за просрочку платежей, сами не несут материальной ответственности за нарушение сроков оборота денег, задержку расчетов. Все это и главное - высокая стоимость кредитов, привели к сокращению спроса на них, оседанию в торговой сети наличных денег, взаимному кредитованию, закупкам товаров за наличный расчет.

Низкий уровень маркетинга.

Низкий уровень маркетинговых исследований, недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата, закупка товаров, не всегда пользующихся спросом, привели к резкому замедлению оборачиваемости товаров во многих организациях потребительской кооперации. Разница в средней товарооборачиваемости разных потребсоюзов достигает 2-3 и более раз. В условиях конкуренции эффективность организации в значительной мере определяется опытностью и знанием рынка и активным использованием рыночной конъюнктуры. Маркетинг в потребительской кооперации должен обеспечить:

-             изучение спроса на товары и услуги;

-             формирование потребностей;

-             проведение активной товарной политики;

-             активизацию сбыта товаров и услуг;

-             рекламу и стимулирование продажи товаров.

Для организации маркетинговой деятельности рекомендуется обеспечить маркетинговую подготовку кадров, включая руководителей и специалистов потребительских обществ и союзов. Целесообразно ввести должность заместителя председателя правления по маркетингу или маркетолога в районном потребительском обществе или союзе, а на уровне областного (краевого, республиканского) потребсоюза необходимо обеспечить методическое руководство маркетинговой деятельностью в кооперативных организациях, проведение исследований рынка и разработку маркетинговой стратегии для отдельных отраслей потребительской кооперации.

Плохое знание специалистами налогового законодательства.

В настоящее время организации потребительской кооперации выплачивают ежегодно сотни миллионов рублей по экономическим санкциям («налог на неграмотность») из-за незнания налогового законодательства и неумения противостоять некоторым незаконным притязаниям налоговых служб.

Так, в отдельных потребсоюзах налоговые инспекции включают фонд развития потребительской кооперации в налогооблагаемую базу (вычитают из издержек обращения) и штрафуют за якобы сокрытие этих средств от налогообложения.

Наиболее типична ошибка, когда облагается налогом на добавленную стоимость внутренняя переброска товаров, например, отпуск хлеба из хлебопекарни в свой магазин. Здесь имеет место двойное налогообложение. НДС начисляют и на стадии отпуска хлеба из производства и на стадии его реализации.

Излишний размер налогов выплачивается при заготовках и внутреннем использовании заготовленной продукции, при отпуске кондитерских изделий и кулинарной продукции из предприятий питания в магазины.

Чтобы не платить «налог на неграмотность» необходимо готовить специалистов по налогам и налогообложению, которые могли бы тщательно отслеживать все изменения в противоречивых, быстро меняющихся нормативных актах по налогообложению и своевременно оповещать о них и технологии их отражения в учете и отчетности руководителей потребительских обществ и их союзов. Такие специалисты, а так же аудиторы могли бы работать на внутреннем хозрасчете.

2.2 Факторы, влияющие на рентабельность хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их нормативное регулирование

Управление кооперативной собственностью

Одна из причин убыточности работы организаций и предприятий потребительской кооперации в 90-х годах — злоупотребления руководителей и специалистов, присвоение ими кооперативной собственности.

Работа с пайщиками

Главное направление этой работы — восстановление численности пайщиков до уровня 1990 года и защита их прав. На конец 1998 года лишь меньшинство кооперативных организаций выполнили эту задачу.

Важное направление — предоставление льгот членам-пайщикам. Это:

-              обучение за счет средств потребительских обществ и союзов в техникумах (колледжах) и вузах потребительской кооперации;

-              10-15% скидка с продажной цены товара;

-              увеличение размера скидки от роста стоимости покупок;

-              расчеты наличными при закупке сельхозпродуктов, сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов у членов-пайщиков;

-              предоставление пайщикам-пенсионерам три дня в году автотранспорта со скидкой 50%.

Главная цель работы с пайщиками или социального управления — вернуть пайщикам чувство хозяина потребительской кооперации, пробудить у них экономический интерес к результатам хозяйственной деятельности своей кооперативной организации и всей кооперации в целом.

Только на этой основе можно добиться экономической поддержки кооператива пайщиками, а именно, участия их в реализации товаров в качестве покупателей, в обеспечении кооперативу гарантированного сбыта, в увеличении паевого фонда.

Эта поддержка должна поощряться кооперативными выплатами в различных формах (выплаты ограниченного процента на паевой капитал, выплата покупательского дивиденда в деньгах или в чеках, талонах для приобретения в кооперативных магазинах своего кооператива или союза различных товаров).

Другое направление работы с пайщиками — активировать сбор паевых взносов, которые в настоящее время составляют незаметную долю в оборотных средствах.

Безубыточность и конкурентоспособность кооперативных организаций и их союзов в значительной мере зависит от экономической поддержки их пайщиками, В этих условиях социальное управление как особая функция потребительской кооперации приобретает особое значение. Оно должно ориентироваться на пайщиков, повышение их уровня жизни и социальной защиты.

Взаимоотношения с местными органами самоуправления

Эти взаимоотношения строятся на основе Постановления Правительства Российской Федерации № 24 от 24.01.1994 г. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».

Согласно этому постановлению основной формой сотрудничества кооперативных организаций с органами местного самоуправления являются ежегодно оформляемые соглашения.

В них предусматриваются обязательства организаций потребительской кооперации снабжать жителей отдаленных населенных пунктов продуктами питания первой необходимости, иногда регламентация уровня цен на хлеб и др. Со своей стороны местная администрация предоставляет потребительским обществам (союзам) льготы по отдельным налогам или освобождает их от местных налогов, возмещает часть транспортных расходов по доставке товаров за счет местного бюджета.

В отдельных регионах Российской Федерации налоговые льготы потребительской кооперации включают:

- освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, в пределах суммы, зачисляемых в бюджет данного региона, налога на приобретение автотранспортных средств, снижение ставки налога на пользователей автомобильных дорог, снижение тарифов на электроэнергию и т.д.

Соглашения организаций потребительской кооперации с администрацией не всегда укрепляют финансовое положение потребительских кооперативов (союзов). Поэтому когда соглашения с местными органами самоуправления не выгодны потребительской кооперации, следует от них отказаться.

Подводя итоги анализа состояния и тенденций хозяйственной и социальной деятельности исследованных кооперативных организаций можно сделать следующие выводы о причинах их убыточности:

-           «Основная причина состоит в отношении руководителей к своим обязанностям, их компетентность, укомплектованность организаций кадрами. Рентабельная деятельность напрямую зависит от этих факторов.

-           Ущерб экономике и имиджу системы наносят отдельные руководители, злоупотребляющие служебным положением в корыстных целях, недобросовестно относящиеся к работе, а также не умеющие или не желающие работать и те, кто совмещает официальную должность в потребительской кооперации с собственным бизнесом. Во многих организациях не изжита психология иждивенчества, что проявляется в ориентации на помощь извне при собственной пассивности в коммерческой деятельности.

-           Другая серьезная причина убыточности состоит в неэффективной организационной структуре, наличии большого числа хозрасчетных организаций и предприятий, а, следовательно, распылении финансовых и материальных ресурсов. В ряде организаций, в которых предприятия перешли на единый баланс, имеются серьезные недостатки по внедрению внутреннего хозрасчета, что снижает эффективность их функционирования.

-           Доходы системы уменьшаются, так как во многих организациях продолжают сокращаться объемы хозяйственной деятельности в торговле (оптовой, розничной), предприятиях питания, заготовках, производстве, падает производительность и эффективность труда. В таких организациях не просчитываются объемы, которые способны обеспечить безубыточную хозяйственную деятельность.

-           Неумение эффективно управлять финансами, ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, рост дебиторской и кредиторской задолженности в значительной степени повинны в создании кризисной ситуации. Убытки организаций и предприятий во многом определены даже не самой кредиторской задолженностью, а ее структурой, большой долей кредиторской задолженности, которая приходится на внутрисистемные расчеты между юридическими лицами своей организации, что вызвано той же множественностью хозрасчетных организаций.

-           Убыточные организации характеризуются недостатком собственного оборотного капитала, пассивным отношением к его формированию путем займа у пайщиков и некооперированного населения, неумением работать с банками, отстаивать свои экономические интересы в период заключения и перезаключения кредитных договоров, и в повседневной деятельности. Многие организации вообще не участвуют в составлении таких договоров, всецело полагаясь на добросовестность банков, не научились использовать денежную, наличную выручку как товар, который тоже должен приносить определенный доход.

-           Фонд развития потребительской кооперации как источник пополнения собственного оборотного капитала не везде начисляется в оптимальных размерах. Таким образом, не в полной мере задействован важнейший фактор стабилизации экономики, который создан Центросоюзом для повышения конкурентоспособности системы. ==» Одновременно с недостатком оборотного капитала констатируем избыток основных средств относительно фактических объемов деятельности. Неэффективное использование материально-технической базы, большие налоги на имущество увеличивают убытки кооперативных организаций. Не везде временно «излишние» предприятия грамотно законсервированы. Организации, проводя переоценку основных фондов, экономически не просчитывали варианты по налогооблагаемой базе при выборе методов переоценки, не в полной мере использовали эту возможность для сокращения суммы налога на имущество.

-           Потребительские общества и союзы несут значительные расходы по оплате налогов и штрафных санкций не только из-за незнания законов по налогам и налогообложению, но и из-за неумения противостоять незаконным притязаниям налоговых служб.

-           Одна из причин убыточности — отчуждение (зачастую в корыстных целях) лучших объектов недвижимости (магазинов, столовых, производственных предприятий), расположенных в районных центрах, где наиболее стабильные покупательские потоки, и, таким образом, потеря наиболее престижного и выгодного сегмента потребительского рынка.

-           Сократив число пайщиков, многие организации потребительской кооперации подорвали собственную социальную базу, лишившись гарантированных покупателей, основных сдатчиков сельскохозяйственной продукции. Уменьшилась возможность использования заемных средств пайщиков и паевого фонда для пополнения собственных оборотных средств. Сокращение числа пайщиков отразилось на престиже потребительской кооперации, на взаимоотношениях с органами местного самоуправления.

-           Недостаточна методическая и консультационная помощь потребительским обществам, райпотребсоюзам и райпо со стороны областных (краевых, республиканских) потребсоюзов по налогам и налогообложению, правовым вопросам, экономической работе.

-           Экономические управления (отделы) сохранены в потребсоюзах, экономисты — в потребительских обществах. Однако существует отставание в знании ими современных методов анализа, бизнес-планирования, компьютерных технологий. Экономисты не просчитывают экономические последствия принимаемых организацией решений».

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены хозяйственно-правовые основы организаций потребительской кооперации в РФ.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дано понятие потребительской кооперации;

-       Рассмотрены преимущества потребительской кооперации;

-       Раскрыто содержание правового статуса потребительской кооперации;

-       Рассмотрена сущность устава организаций потребительской кооперации;

-       Изучены основные проблемы хозяйственно-правового статуса потребительской кооперации.

Большинство проблем в регулировании деятельности потребительской кооперации удалось исправить Граждан­скому кодексу РФ и принятому на его основе Феде­ральному закону "О производственных кооперати­вах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперати­вов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

О верности такого решения говорит наметив­шийся обратный процесс: возвращение от акцио­нерной к кооперативной организационно-право­вой форме. Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г. в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме орга­низации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральном законе "О производст­венных кооперативах" не точно определен право­вой статус производственных, а также потреби­тельских кооперативов, что создает трудности в их деятельности. Данный упрек касается прежде все­го цели, ради которой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов со­стоит не только в законодательных просчетах.

Список литературы

1.     Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. Справочная система Гарант.

2.     Закон РФ «О потребительской кооперации РФ», июнь 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ)  – Справочная система Гарант.

3.     Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.

4.     Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики..// Государство и право. 1998.

5.     Белоусов В.И.  Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учебное пособие.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. 

6.     Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект, 2003.  

7.     Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 1994.

8.     Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002.

9.     Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 1997.

10.         Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.



[1] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. Справочная система Гарант. – Гл. 4, ст. 116

[2] Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект, 2003. – с. 310.

[3] Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект, 2003.  – с. 311.

[4] Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003. – с. 478.

[5] Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002. – с. 397.

[6] Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003. – с. 485.

[7] Там же – с. 485.

[8] Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003. – с. 490.

[9] Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002. – с. 390.

[10] Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003. – с. 487.

[11] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. Справочная система Гарант. – Гл. 4, ст. 116

[12] Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики..// Государство и право. 1998. – с. 31.