Содержание

Введение.. 2

1. Содержание и значение финансовой политики.. 3

2. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.. 6

3. Принципы и основные направления современной финансовой политики.. 8

Заключение.. 9

Список литературы... 13

Введение


Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Государственные финансы – это основа деятельности государства. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность страны.

Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования, которым можно эффективно пользоваться, выработав определенную финансовую политику.

Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

В данной работе рассматривается сущность и значение финансовой политики, роль финансового механизма в ее реализации, а также принципы и основные направления современной финансовой политики России.

1. Содержание и значение финансовой политики


Финансы – это система экономических отношений, посредством которых создаются, распределяются и используются фонды денежных ресурсов.[1]

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики – обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, то есть обеспечить выполнение государством своих основных функций.[2]

В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная власти. Проведение единой финансовой политики и общее руководство организацией финансов в РФ осуществляет Министерство финансов РФ.

В функции Министерства финансов РФ входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.[3]

Основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в законах (например, о Федеральном бюджете), прогнозах социально-экономического развития страны, конкретных программах.

Главными задачами финансовой политики являются:[4]

-         обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

-         установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

-         сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

-         достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

-         создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

-         формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

-         бюджетная политика;

-         налоговая политика;

-         ценовая политика;

-         кредитно-денежная политика;

-         таможенная политика;

-         политика внешних и внутренних заимствований;

-         политика в области международных финансов.

Центральное место в финансовой политике РФ, также как и в любом другом государстве, занимает бюджетная политика – целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели:

-         уровень собираемости бюджетных доходов;

-         уровень выполняемости бюджетных обязательств;

-         величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;

-         уровень монетизации бюджетного дефицита;

-         величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

-         динамика ВВП (валового внутреннего продукта);

-         степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Социальная направленность финансовой политики проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни большинства людей выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Исходя из выше изложенного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование формирования и использования финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан, а также как составную часть экономической политики, которая решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

2. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики


Любая финансовая политика реализуется через определенный механизм воздействия на хозяйство страны и проходит в следующие три этапа:[5]

1)    Выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и потребностей населения;

2)    Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитываются возможности роста или уменьшения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы;

3)    Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей

Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Таким образом, можно сказать, что финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма и включает:

-         совокупность организационных форм финансовых отношений;

-         порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

-         методы финансового планирования;

-         формы управления финансами и финансовой системой;

-         финансовое законодательство.

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти:

1)    Министерство финансов РФ, в структуру которого согласно Указу   Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» входят:

-  Федеральная налоговая служба;

-  Федеральная служба страхового надзора;

-  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

-  Федеральная служба по финансовому мониторингу;

-  Федеральное казначейство (федеральная служба).

2)    Центральный Банк РФ.

Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ  и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Таким образом, роль финансового механизма в реализации финансовой политики можно определить как регулятора экономики и социальной сферы России с помощью таких финансовых инструментов как бюджет, уровень его дефицита, налоги, кредитно-денежная политика, трансферты и др.

С помощью финансового механизма можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм, в то же время с его же помощью можно ускорить формирование новой системы общественных отношений, как это происходит в настоящее время в России.

3. Принципы и основные направления современной финансовой политики

 

В качестве направлений современной финансовой политики в РФ можно отметить следующее.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств.

Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета.

Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка.

Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок.

Изменилась система управления финансами. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы.

Укрепляется рынок ценных бумаг.

Основными принципами финансовой политики России на современном этапе можно назвать следующие:

-         признание свободы предпринимательства;

-         введение разнообразных форм хозяйствования;

-         приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

-         отказ государства от директивного управления;

-         переход взаимоотношений предприятий и государства на налоговую основу.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год разработаны Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)”, принятым в июле 2002 года. Данный документ призван предоставить деловым кругам и широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сфере.

Основные усилия Банка России в направлены на решение задачи снижения инфляции до 10-12%. Последовательное снижение инфляции поддержит преемственность в проведении макроэкономической политики, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного экономического роста. Такой подход согласуется с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации и стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относят:[6]

-         догматический характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития российского общества;

-         отсутствие стратегических разработок;

-         проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

-         отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

-         нарушение сбалансированности государственного бюджета РФ;

-         остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения потребностей граждан.

В особую проблему выделилось недопоступление налоговых платежей, главная причина которого – прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов.

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики, включающего:

-         ужесточение налоговой дисциплины;

-         упрощение налоговой системы;

-         внедрение принципов налогового федерализма;

-         налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров.

Таким образом, современная финансовая политика характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации, взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов и трансферты), крайне неэффективны.

Правительство РФ уже реализует такой позитивный проект, как переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему, что сократит численность органов по контролю за использованием бюджетных средств ввиду их объединения и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Эта новация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияния политики в области расходов на экономику. Федеральные казначейства созданы в 71 регионе РФ[7]: в 56 регионах они работают в области расходной части федерального бюджета, в 12 – по исполнению доходной части.

Через органы федерального казначейства финансируются расходы 62 министерств и ведомств РФ. Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла.

Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы. Территории же с начала реальной работы органов казначейства получили более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительным образом сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

Заключение


Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1) Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. Это надстроечное понятие. В процессе ее выработки обеспечивается материальные условия для выполнения поставленных задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

2) Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство.

3) Финансовая политика напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений.

4) Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, которые осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами.

В заключение следует отметить, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в Российской финансовой политике, проводящиеся в настоящее реформы открывают широкие перспективы развития как государственного, так и частного сектора.

Список литературы


1.  Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

2.     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»

3.     Королев Г.Н. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 2003 г. // Банкир №2, 2003. С. 10-13

4.     Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: ИФРА-М, 2003

5.     Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004

6.     Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003

7.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

8.     Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 2002.


 

 


[1] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 291

[2] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 21

[3]Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»

[4]Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: ИФРА-М, 2003. – с. 14

[5]Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004. – с.28

[6]Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004. – с. 36

[7]Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.А., Зверева Т.А. Экзамен по курсу финансы. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2004. – с. 37