СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения.. 5

1.1.Сущностьуправленческого решения.. 5

1.2.Типы управленческих решений.. 6

1.3.Выбор цели в процессе принятия управленческих решений.. 8

1.4.Альтернативные решения.. 12

1.5. Подходы к принятию решения.. 13

ГЛАВА 2. Разработка и принятие управленческих решений   16

2.1. Основные этапы разработки управленческих решений.. 16

2.2. Подготовка к разработке управленческого решения.. 17

2.3.  Разработка управленческого решения.. 18

2.4.  Принятие решения, реализация, анализ результата.. 19

2.5. Характерные особенности управленческого решения.. 20

ГЛАВА 3. Практическая часть. Разработка и реализация управленческих решений на примере ОАО НТМК. 27

заключение.. 32

Список литературы... 34

ВВЕДЕНИЕ

«Пусть никто не думает, будто можно всегда принимать безошибочные решения, напротив, всякие решения сомнительны; ибо в порядке вещей, что, стараясь избежать одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость заключается только в том, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо».

Н. Макиавелли. Государь.

Как в жизни отдельного человека, так и в повседневной деятельности организаций, принятие решений является важнейшим этапом, который определяет их будущее.

Для большинства человеческих решений невозможно точно рассчитать и оценить последствия. Можно лишь предполагать, что определенный вариант решения приведет к наилучшему результату. Поэтому человеческие решения являются исключительно важным для практики и интересным для науки объектом исследования.

Круг вопросов, относящихся к термину «решение», достаточно велик, что делает невозможным их полное рассмотрение в рамках данной работы. Основное внимание будет уделено термину «управленческое решение».

Разработка управленческого решения является одним из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Объектом исследования в данной работе выступает управленческая деятельность (точнее то, чем она является в реальности) – система управления.

Предметом исследования является непосредственно процесс принятия решений с технологической точки зрения, то есть, как совокупность поэтапно применяемых процедур и методов по выработке и реализации решений.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса.

В работе будет дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса.

ГЛАВА 1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения

1.1.Сущностьуправленческого решения

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принято называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, «лицом, принимающим решения (ЛПР)[1]

В решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Согласно некоторым исследованиям, 70-80% рабочего времени управленческого аппарата расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших "сверху" решений[2].

Каждое управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

-иметь ясную цель, поскольку в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно;

-быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения может привести к поставленной цели.

-быть обоснованным, т.е. иметь всестороннюю сбалансированность по срокам, ресурсам и целям;

-быть законным, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов;

-быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным с предшествующими решениями, с внутренними и внешними обстоятельствами;

-быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах;

-быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.

1.2.Типы управленческих решений

Различают следующие виды управленческих решений:

1.                Технические решения – решения, связанные с процессом преобразования организационных ресурсов (преобразование входа в выход (товары и услуги)). Решения, связанные с производственным процессом, рабочими операциями. Такие решения присущи менеджменту начального звена.[3]

2.                Организационные решения – решения, связанные с координацией и интеграцией деятельности людей, осуществляющих технические решения в организации. Это решения проблем, связанных со специализацией, интеграцией, координацией функционирования различных частей организации. Прерогатива принятия организационных решений – у менеджмента среднего звена.[4]

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений заданных организацией.[5]

Например, инспектор больницы при составлении графика работы медсестер и санитаров может исходить из формулы, требующей определенного соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то решение принимается автоматически — на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 сестер. Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, облигации муниципалитета или обычные акции, в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал, выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и установлением самого выгодного.

Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений в самом деле правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру.

Незапрограммированные решения.

Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных[6]. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их целиком, исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

Более того, на всем протяжении изучения процесса принятия организационных решений следует всегда помнить, что он так тесно связан с процессом управления в целом, что при условии реалистичности подхода их нельзя рассматривать отдельно.

3.                Институциональные решения. Связаны с долгосрочным прогнозированием и планированием деятельности организации, с выработкой её миссии и стратегии (конкурентные стратегии, объявление банкротства, инвестиции и т. п.). Институциональные решения принимаются топ-менеджментом.

1.3.Выбор цели в процессе принятия управленческих решений

Аксиомой теории управления является положение, что эффективное управление начинается с определение целей. Данная задача решается в процессе планирования. Г. Лессинг заметил: "Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно". Правильно поставленная цель на 50 процентов обеспечивает эффективность управления. Но одновременно это самый сложный и ответственный момент функции планирования.

Установить цель управления – значит описать желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. При этом цели становятся инструментом управления лишь тогда, когда они определены и сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению.

Определение цели начинается с установления миссии социальной системы или подсистемы, выражающей философию и смысл ее существования. В ней, как правило, фиксируется статус системы, декларируются принципы ее работы, намерения руководящего состава, дается характеристика самых важных характеристик системы. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: «Какова главная цель управляемой системы?»[7].

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них должна носить подчиненный характер относительно основной цели – общества в целом. Поэтому основная цель, например, регионального или муниципального образования и их органов управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если цель общества определить как достижение качества жизни граждан, соответствующего цивилизованным стандартам, свободного развития человеческой личности, то у социальных подсистем более "низкого" уровня других главных целей быть не может, могут быть только конкретизация цели, разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества.

На основе миссии организации устанавливаются ее цели. Цели – это конкретизация миссии организации в форме доступной для управления процессом их реализации.

Цель – это некая высота, которую стремится взять управляемая система. Анализ показывает, что в теории управления основательно исследован вопрос о целях фирмы. Но, что касается вопроса определения стратегических целей общества, согласования целей разных уровней, то ему уделяется недостаточно внимания. Данное обстоятельство приводит к существенным издержкам в практике управления. В частности, существует большая путаница в классификации целей по содержанию (социальные, экономические, политические, нравственные и т.п.), по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по уровням управления (в масштабах всего человечества, государственные, региональные, отраслевые, муниципальные, фирменные, семейные, личностные и т.п.). Цель нередко путается со средствами ее достижения. Средства достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для системы – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.[8]

При постановке цели решающее значение имеет указание на то, что и когда следует достичь.

Достижение целей требует применения необходимых средств. Поэтому при постановке целей важно иметь четкое представление о рациональных средствах ее достижения. Средства достижения целей должны находить поддержку субъектов управленческих отношений и быть согласованными с господствующими в обществе моральными принципами. Общество, как правило, не разделяет точку зрения, согласно которой "для достижения цели все средства хороши, цель оправдывает средства".

Цель, которая ставится перед управляемой системой, может определяться, как правило, двояким способом:

-задается заранее, без предварительного анализа системы, определения ее возможностей;

-выводится из данного состояния системы и выступает как ожидаемый к определенному сроку результат, как будущее желаемое состояние системы.

Достижение каких-либо целей возможно только при соответствии их содержания объективным обстоятельствам.

Цель представляет собой некую идеальную модель будущего состояния управляемой системы, рассчитанного с учетом не только имеющихся ресурсов, но и возможного ввода дополнительных ресурсов, в том числе, для погашения негативного влияния внешней среды.

Цели должны отвечать требованиям конкретности, реальности, контролируемости.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которых предполагается достичь. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели. Однако не все цели в социальной и особенно духовной жизни возможно выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением цели ресурсами, с правильно выбранной стратегией ее достижения, эффективностью управления.

Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы.

Сформулированная перед каждой управляемой системой цель не является автономной. Поскольку данная система связанна с множеством других систем, то ее цель должна увязываться с целями этих систем.

Целеполагание включает в себя не только образование целей, но и их проверку согласование, корректировку, прогнозирование результатов. Завершающим этапом целеполагания является программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования "дерева целей". Она разрабатывается путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:

1) формулировка целей должна описывать желаемые результаты, но не действия, необходимые для ее достижения;

2) формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конкретного результата;

3) содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;

4) на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

5) декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступать к реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип "дерева целей"[9] позволяет увязывать и согласовывать множество целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных и т. д.) для достижения главной цели. Что касается главной цели, то она призвана обеспечить качественное развитие управляемой системы

Формирование "дерева целей" происходит по принципу дедукции (от общего к частному) На вершине древа находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие – на промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели расчленяются на более частные. Благодаря такому приему достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности.[10]

1.4.Альтернативные решения

Альтернативные решения – это два или более вариантов решения проблемы. Они помогают предотвратить выбор первого попавшего решения и найти возможное наилучшее решение. Альтернативные варианты необходимо рассматривать вместе.

Выбор альтернативы является вершиной процесса принятия решения. Некоторые руководители не любят этот этап и пытаются избежать его или переложить на иное лицо, так как принимающий решение вынужден брать ответственность за будущий курс действий и их последствия. Следует помнить, что хороший анализ альтернатив резко сужает рамки выбора. На этой стадии руководитель должен задать себе вопрос "Является ли это решение наилучшим?". Ожидаемый эффект каждого варианта должен быть просчитан вместе с оценкой вероятности того, что этот эффект будет получен.

Лица, принимающие решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что, в конечном счете, может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает большую помощь при принятии решений. Принятие решений есть выбор одной из альтернатив, и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса. В некотором смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично определению задачи при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны, список их неполон или даже непродуман, принять решение невозможно. Однако когда альтернативы четко перечислены, задача больше не является неосязаемой.

Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае в самом начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов. Если же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется, обычно нельзя откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.

1.5. Подходы к принятию решения

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения — это психологический процесс. Все мы по опыту знаем, что человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда — чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высокологичных. Рациональный подход к принятию решений описан ниже, но здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности.

Хотя любое конкретное решение редко относится к какой-то одной категории, можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Когда, к примеру, вы делаете выбор что изучать — программу обучения управлению или программу обучения бухгалтерскому учету, вы, скорее всего, принимаете решение на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению.

Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации, например, изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой технологии или опробование системы вознаграждений, отличающейся от действующей. В сложной ситуации суждение может оказаться плохим, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить.

Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению по накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. Очень часто мы слышим слова: «Мы всегда делали это именно так».

Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса типа описанного в следующей главе.

ГЛАВА 2. Разработка и принятие управленческих решений

2.1. Основные этапы разработки управленческих решений

Процесс управления многогранен, но в нем ясно вырисовывается система действий, которую можно условно назвать технологией принятия управленческих решений.

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис.1[11]

Основные этапы разработки управленческих решений.

Рис. 1. Основные этапы разработки управленческих решений

Подготовка решений осуществляется на основе всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

Ниже  будут рассмотрены каждый из этапов разработки и реализации управленческого решения, включенных в блок-схему, сгруппировав их в блоки с соответствии с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией.

2.2. Подготовка к разработке управленческого решения

Первый блок этапов разработки управленческого решения включает в себя такие этапы, как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной ситуации, анализ оценочной ситуации, диагностика ситуации, разработка прогноза развития ситуации.

2.2.1. Получение информации о ситуации.

Получаемая информация о ситуации должна быть достоверной и достаточно полной. Недостаточная или недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Но не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации.

2.2.2. Определение целей.

Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.

2.2.3.  Разработка оценочной системы.

Используются различные виды оценок – индексы (например, индекс Доу-Джонса), рейтинги, сравнительные оценки.

2.2.4. Анализ ситуации

Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.

2.2.5.  Диагностика ситуации

Диагностика ситуации состоит в выделении ключевых проблем, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния.

2.2.6.   Разработка прогноза развития ситуации

Не прогнозируя ход событий, невозможно управлять. Актуальным является применение методов экспертного прогнозирования в большей степени ориентирующихся на работу как с количественными, так и с качественными экспертными оценками.

2.3.         Разработка управленческого решения

В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят генерирование альтернативных вариантов решений, отбор основных вариантов управленческих воздействий, разработка сценариев развития ситуации, и экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.

2.3.1. Генерирование альтернативных вариантов решений

Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа «мозговой атаки», так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов.

2.3.2. Отбор основных вариантов управляющих воздействий

После того, как разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, должен  быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизненноспособных, неконкурентоспособных вариантов.

2.3.3. Разработка сценариев развития ситуации

Разработка сценариев развития ситуации проводится преимущественно с использованием технологий ситуационного анализа и экспертного оценивания, дающих возможность учитывать и анализировать как количественную, так и качественную информацию.

2.3.4.  Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

Экспертизы по сравнительной оценке альтернативных вариантов управляющих воздействий должны дать оценку реализуемости рассматриваемых воздействий и достижения с их помощью поставленных целей, а также позволить проранжировать их с помощью сформированной оценочной системой.

2.4.         Принятие решения, реализация, анализ результата

В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены коллективная экспертная оценка, принятие решений ЛПР, разработка плана действий, контроль реализации плана, анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

2.4.1. Коллективная экспертная оценка

Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. К их числу можно отнести методы Делфи, «мозговой атаки», и.т.д.

2.4.2. Принятие решения ЛПР

Результаты экспертиз поступают к ЛПР и служат базой для принятия управленческого решения. Наряду с результатом экспертизы ЛПР при принятии решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.

2.4.3. Разработка плана действий

После принятия решения не менее важной задачей является его успешная реализация. Для этого необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться.

2.4.4. Контроль реализации плана

Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей.

2.4.5. Анализ результатов развития ситуации после управляющих воздействий

Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для оценки возможностей организации.

2.5. Характерные особенности управленческого решения

Решения разделяют по различным классификационным признакам. По содержанию решения классифицируют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные, нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.

2.5.1. Особенности коллективного решения

Есть коллективный метод решения, который называется «мозговой штурм» или «атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозгу человека, этом своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.

При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма».

1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпромиссные заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для другого неоднозначна.

2. Никогда нельзя говорить, что идея нереальна либо абсурдна.

3. Необходимо набирать количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому, чем больше предложений, тем лучше.

4. Следует приветствовать творческие порывы. Каждый участник может развить идеи, предложенные выступающим участником ранее.

Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.

Известен классический случай «мозгового штурма» в одном шестидесятиэтажном отеле в Нью-Йорке. Из отеля стали съезжать постояльцы. Предприниматели начали терпеть убытки. Проведенный анализ «бегства» из отеля показал, что основной причиной является длительное ожидание лифтов на этажах (американцы не любят понапрасну терять время). Специалисты-инженеры предлагали увеличить количество лифтов, установить дорогостоящую электронную аппаратуру. Все эти предложения были связаны с большими затратами. Тогда руководство отеля решило организовать «мозговой штурм» и пригласило на него обслуживающий персонал (горничных, клерков, рассыльных и т.д.). При обсуждении вопроса один молодой человек, работающий всего два месяца в отеле курьером, предложил на всех этажах установить со всех сторон зеркала. Логика предложения была такова. Что делает женщина, оказавшись перед зеркалом? Достает губную помаду, карандаш для бровей и начинает наводить «марафет». Если же рядом оказывается мужчина, то он может при помощи системы зеркал не в упор рассматривать женщину со всех сторон. Таким образом, все при деле и время течет незаметно. Предложение было принято и внедрено с минимальными затратами. Обстановка стабилизировалась.[12]

2.5.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте

Асимметричность информации при принятии стратегических решений. Асимметричность информации обусловлена самим принципом противопоставления внутренней и внешней и внешней сред организации. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой – ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.

С одной стороны, фирма должна в максимально возможной степени делиться с другими субъектами собственной информацией. Это ведет к повышению открытости и прозрачности внешней среды и снижению неопределенности, связанной с ней. С другой стороны, необходимо, чтобы фирма точно определила предмет стратегической информации, которая не выходит за границы самой организации.

Это должно приводить, во-первых, к формированию ответственной стратегии конкретной организации и, во-вторых, к закреплению сложившейся структуры фирмы и возможности ее совершенствования в качестве одной из стратегических задач.

Возникающее противоречие между асимметричностью информации и требованием равного максимального доступа к ней в условиях рыночного хозяйства можно разрешить так: предсказуемость поведения фирм в качестве субъектов внешней среды и непредсказуемость стратегических решений каждой экономической организации. Только таким образом и может осуществляться прогресс, связанный с создание новых продуктов, технологий, организационных структур.

Принятие стратегических решений как сфера деятельности. Вершиной деятельности наемного менеджера-профессионала является принятие решений, реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению эффективности функционирования организации. При этом особое значение имеет принятие стратегических решений.

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий. На втором – стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.

Стратегия должна быть максимально ясной. (Например, планирование новой продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала).

Далеко не каждое предприятие может позволить себе практиковать стратегический менеджмент и принимать стратегические решения. Но если организация располагает ресурсами, дающими возможность активно воздействовать на внешнее окружение и в ней сформировался субъект для принятия именно стратегических решений, то она обязана использовать стратегию для реализации целей и повышения эффективности.

Замечено, что структуры, построенные по принципу традиционного холдинга, далеко не всегда могут предложить серьезную стратегию его развития. Это во многом объясняется тем, что уровень принятие стратегических решений (совет директоров, общее собрание акционеров) неизбежно предполагает борьбу и увязывание интересов представителей долей общего капитала. Отсюда огромные трудности при выработке решений, обязательных для организации в целом как единого механизма. В этом случае совет директоров становится не органом выработки и принятия стратегических решений, а неизбежно превращается в политический дискуссионный клуб, где лидерство захватывает определенная группа людей, представляющая капитал какого-либо подразделения холдинга.

Акционеры и высшие менеджеры по-разному смотрят на одни те же решения. Собственники чаще тяготеют к финансовым и иным решениям, ведущим к росту текущей прибыльности компании и повышению рыночной цены акций, тогда как менеджеры стремятся принимать решения, направленные на реализацию стратегических целей.

В результате борьбы долей капитала принимаются решения, преследующие корыстные интересы той или иной части целого, но не способствующие развитию организации как единого целого. Правильное стратегическое решение для какой-либо организационной единицы обычно не является таковым для фирмы в целом. Это происходит потому, что смешиваются функция координации и функция выработки стратегии.

Налицо противоречие. Его разрешение в большей мере зависит от профессионализма менеджера, его умения работать с акционерами. В результате, как правило, принимаются стратегические решения, которые не могут быть признаны рациональными. Они в лучшем случае являются ограниченно-рациональными, в худшем – политическими.

Таким образом, снять все противоречия, связанные со стратегическими решениями, можно только пересмотрев сами типы принимаемых решений. Каждый из них (рациональное, ограниченно-рациональное или политическое) снимает часть упомянутых противоречий.

В условиях ограниченного выбора наиболее подходящим для фирмы представляется неожиданное для субъектов внешней среды стратегическое решение. Оно позволяет:

учесть асимметричность информации;

выиграть время у других субъектов, которые чаще всего мыслят категориями "рациональности" и "политичности", стремясь предвидеть решения конкурента;

парализовать противодействие акционеров, которые также обычно мыслят этими же категориями;

не препятствовать поступлению во внешнюю среду достоверной и своевременной информации о работе фирмы (за исключением стратегической).

Организационные изменения в конечном итоге формируют профессиональную группу менеджеров, принимающих стратегические решения, и делают их относительно самостоятельными. Вместе с тем за этими менеджерами закрепляются не только вопросы реализации стратегии, но и ответственность за достижение поставленных целей.

2.5.3. Особенности реализации управленческого решения

Распорядительство – это прямое руководство. Косвенное руководство - это рефлексивное управление. Абсолютное большинство менеджеров у нас в стране пользуется распорядительством - это проще, но эффект дает не всегда. Например, в распорядительной деятельности масте­ра преобладают поручения в виде цели, а в поручениях, поступаю­щих из правительственных и других вышестоящих организаций, а так­же от руководителей предприятий и организаций, – чаще всего в виде «деятельности».

Например, «Увеличить выпуск продукции», «Навести порядок в цехе», «Усилить борьбу с нарушителями дисциплины», «Сократить брак» и т.д. В данном случае исполнитель сам может определить, нужно ли вообще выполнять работу, а если нужно, то срок ее выпол­нения, ее качество он также определяет сам. Выполнение таких по­ручений без определенного регламента может растягиваться в 2-3 и более раза по сравнению с теми поручениями, которые имеют срок выполнения, ответственных за выполнение работы. И такое задание будет первоочередным для исполнителя, а менее конкретное задание, хотя, может быть, более важное, будет отодвигаться им на второй план. Очень хорошо действует практика ступенчатых поручений, которая повышает производительность на 8 -12%.

Например, кооператив или малое предприятие строит дом. Текущее задание есть. Но вот если бы рабочие получали задание ежедневно, т.е. ступенчато, то производительность резко бы возросла. Наблюдения показали, что, если работа дается ежедневно на весь день, то у рабочего постепенно вырабатывается твердый режим трудового дня, улучшается дисциплина труда, более полно используется рабочий день. Очевидно, что применение поручения со ступенчатой целью при организации труда людей, труд которых не поддается нормированию, привело бы к лучшему использованию рабочего времени и дало бы определенный экономический эффект. Большое количество поручений с задачей, сформулированной в виде деятельности, а не действий, не согласуется с запланированными результатами. При этом чем выше организационный уровень тем больше приведенный принцип управления не соблюдается в распорядительной деятельности.

Исследование распорядительной деятельности показало, что получение неформализованной задачей (из-за своей неопределенности и невозможности подвергать контролю исполнение) не вызывают практически никаких действий со стороны исполнителей.

Во многих случаях препятствием к увеличению доли поручений с формализованной задачей является неумение руководителей переформулировать неформализованные задачи в формализованные.

Неформализованное поручение, с точки зрения руководителя, имеет распорядительный характер (оно требует что-то сделать), но с точки зрения исполнителя такие поручения имеют факультативный характер, так как нет критериев, по которым можно определить степень выполнения поручения. Исполнитель имеет в данном случае свободу в определении срока и объема работы. Исполнитель сам может определять, нужно ли вообще выполнять работу, а если нужно, то срок ее выполнения, ее качество и т.п. Практика показывает, что существует общая закономерность, состоящая в том, что задание с четко очерченными контурами, ясными задачами и определенными методами будет первоочередным для исполнителя. А менее конкретное задание, хотя, может быть, более важное, будет отодвинуто им на второй план.

Таким образом, формализованное поручение, характеризующееся конкретностью, вытесняет на второй план неформализованные поручения, отличающиеся неопределенностью, хотя, по сути дела, и более важные. Отсюда вывод: руководители, которые четко формулируют свои поручения, добиваются лучших результатов в распорядительной деятельности, чем те руководители, поручения которых являются неформализованными. Наблюдения за работой руководителей показывают, что распорядительная деятельность конкретных людей характеризуется заметным преобладанием формализованных поручений над неформализованными поручениями.

ГЛАВА 3. Практическая часть. Разработка и реализация управленческих решений на примере ОАО НТМК.

Рассмотрим  процесс подготовки, принятия и реализации решения на примере ОАО Нижне-Тагильским металлургическим комбинатом (ОАО НТМК). Над крупным, градообразующим предприятием возникла угроза банкротства из-за того, что предприятием "Тагилэнергоремонт" был подан иск в суд.

Советом директоров ОАО НТМК было организовано собрание аукционеров и кредиторов комбината на котором и предполагалось принять решение по данному вопросу.

250 человек из разных регионов России встретились 26 ноября 1999 года на собрании кредиторов ОАО НТМК.

Ниже дан анализ процесса принятия решения на данном собрании в соответствии с основными этапами разработки и принятия управленческих решений, приведенных выше.

Этап 1. Получение информации о ситуации.

Проблемной ситуацией, которая привела к данному собранию является то, что у НТМК имеется большая кредиторская задолженность, которая копилась годами, и на 1 октября 1999 года составляла 9 миллиардов 708 миллионов рублей.

При анализе данной ситуации, следует учесть, что все эти миллиарды - это тяжелое наследство прошлых лет, когда комбинат работал с большими убытками и прежнее руководство покрывало их за счет кредитов.[13] С приходом на комбинат в качестве генерального директора Сергея Носова НТМК постепенно перестал жить в долг, а последние месяцы начал работать с прибылью, рентабельность поднялась до 15%. Комбинатом выполнялись все текущие платежи в бюджет, погашены долги по заработной плате, происходит постоянное увеличение заработной платы, производятся  текущие обязательства перед "Свердловэнерго", "Газпромом", планируется выплатить диведенды владельцам акций ОАО НТМК (надо сказать, что выплата не производилась 4года) - таким образом это являлось всероссийским экономическим событием.[14] Все эти положительные моменты связаны с увеличением темпов производства.

Комбинат поддерживает Тагилбанк, исправно выполняя свои обязательства, а Тагилбанк является очень важным кредитным учреждением для трети жителей города, которые держат там свои сбережения.

Сегодня Тагилбанк функционирует в нормальном режиме, зарабатывает проценты на вкладах, выплачивает хорошие проценты клиентам и производит с ними любые расчеты по первому требованию.

Наметились улучшения и в социально-культурной жизни металлургов.

Прежде всего не забыты ветераны труда НТМК, руководство с чутким отношением подходит к нуждам ветеранов. Молодые люди с большим оптимизмом смотрят в будущее, став свидетелем явного поворота "начальства" лицом к проблемам  физкультуры и спорта на НТМК, к жилищному строительству. Перемены коснулись матерей, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет, администрация комбината выплатила дотации из собственных доходов. На сегодняшний день сумма выплат составила порядка трех миллионов рублей, а всего задолженность составляет 4,5 миллиона.[15]

Таким образом, проанализировав ситуацию на комбинате, было основание утверждать, что руководство готово результативно работать над существующей проблемой

Этап 2.  Определение целей.

Здесь нужно отметить то, что в решающемся вопросе участвуют две стороны. Одна сторона это те, кто заинтересован в работающем комбинате. Сюда входит прежде всего руководство комбината, крупные кредиторы, такие как "Газпром" и РАО ЕЭС. Их целью является то, чтобы любым способом не допустить остановки производства.

Вторая сторона, это те, кто предлагает свертывание производства. Прежде всего, это предприятие "Тагилэнергоремонт", подавшее иск в суд и являющееся мелким кредитором НТМК.

Этап 3. Генерирование альтернатив и выбор допустимых альтернатив.

Проанализировав данный вопрос, появляются две альтернативы:1) принятие решения о банкротстве, 2) принятие мирового соглашения, которое подразумевает постепенный возврат долгов НТМК кредиторам.

Этап 4. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

Руководство тщательно рекомендовало кредиторам принять мировое соглашение, отстаивая интересы не  только собственников и аукционеров, но и интересы НТМК и его трудового коллектива, города, Свердловской области, и в целом, Российского государства[16].

Этап 5. Оценка альтернатив.

Посмотрим к чему может привести принятие решения о банкротстве:

1)кредиторы смогут начать получать выплаты лишь через 10 лет, так как банкрот получает право заморозить расчеты с кредиторами на это период,

 2)произойдет смена управляющей команды, что приведет к проблемам с поставщиками сырья и энергоресурсов,

3) при введение внешнего управления, произойдет полный распад предприятия,

4)затем произойдет распродажа имущества,

5) в итоге за ворота предприятия будут выброшены тысячи рабочих, что без сомнения приведет к вооруженным противостояниям.

Перспектива не совсем благоприятная.

Что же мы будем иметь при заключении мирового соглашения:

1) крупнейший, работающий комбинат, который является источником благосостояния, занятости, социально-культурного развития тагильчан,

2) кредиторы будут иметь гарантию стабильных взаиморасчетов,

3) появиться шанс на право строить стан "5000", а завод, на котором будет размещен стан "5000" станет заводом №1 в России 21 века, по словам известного промышленника Каха Бендукидзе.[17]

Этап 6. Выбор решения.

На данном собрании выбор решения производился с помощью голосования, так как принималось коллективное решение. Две допустимых альтернативы были вынесены на голосование, что привело к принятия второй альтернативы, т.е. было принято мировое соглашение. За мировое соглашение проголосовали 85,26% кредиторов, за банкротство  - 14,74%.

Такого результата, как потом признавались откровенно и руководители комбината, и представители городских и губернских властей, никто из них просто не ожидал. Кредиторы  НТМК показали себя разумными хозяевами, сумевшими оценить перспективы НТМК, динамику положительного развития производственной и финансово- экономической ситуации на комбинате, которая явно просматривается в нынешнем году, прежде всего по результатам работы предприятия во втором и третьем кварталах.[18]

Этап 7. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения.

Сроки погашения общей кредиторской задолженности, по расчетам руководства комбината, должны занять не менее восьми лет.

Начало платежей  было намечено на 2001 год. Это потребовало мобилизации всех имеющихся ресурсов, мощностей на предприятии, успешных действий со стороны руководства НТМК. То, что им в последнее время делалось, дает основание полагать, что руководство справится с поставленными обязательствами.

По содержанию данное решение относится к экономическому, так как касается финансово-экономического состояния комбината; по виду лица принимающего решение - коллективное, так как решение принималось на собрании кредиторов; по степени уникальности - принятое решение является рутинным, так как затрагивает повседневную жизнь комбината; по степени определенности - решение принято в условиях риска (вероятностной  определенности); по уровню управления -это решение на уровне генерального директора и оно обращено на внешние организации.

.

заключение

1. Решение — это выбор альтернативы. Принятие решений — связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

2. Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.

3. Решения могут принижаться с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

4. Этапы рационального разрешения проблем — диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы, благодаря сделанному выбору.

5. Ценностные ориентации руководителя влияют на его повседневные действия и решения.

6. Среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска. Условия определенности существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью. Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения являются неопределенными. В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий.

7. Во имя пользы решения следует принимать быстро, но, не опережая время.

8. Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решить — оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации.

9. Поведенческие факторы — например, негативное отношение к чему или кому-либо, личностные пристрастия и барьеры восприятия информации, — являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений.

10. Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.

Список литературы

1.           Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления) – 1999-№3.

2.           Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. М.:Финансы и статистика, 2001.-320 с.

3.           Бабенко Т.И. Процессы и методы принятия управленческих решений. Новосибирский государственный университет. Курс лекций по Программе переподготовки управленческих кадров, 2002.

4.           Венеделин, А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ М.: Экономика, 1977. – 150 с.

5.           Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

6.           Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 1990. – 189 с.

7.           Диксон Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: «Мир», 1969, -440с.

8.           Имитационные системы принятия экономических решений./ Под ред. К.А.Багриновского, В.С. Прокопова. – М.: Наука, 1989.

9.           Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп.-М.:Логос, 2002.-392

10.      Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.-4-е изд., испр.-М.: Дело, 2003.-392 с

11.      Маркова В.Д., Кузнецова С.А.. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с.

12.      Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 624с., ил.

13.      Митин А. Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург. 2001

14.      Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев: Политиздат Украины, 1990.

15.      Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», Модуль 3.-М., ИНФРА-М, 1999-312 с.

16.      Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом/ Издание 4-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998. – 368 с.

17.      Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). – М.: Экономика, 1980. – 168 с.

18.           "Тагильский рабочий": №143,206,207,219,220,232-1999 год.

19.            http://www.college.ru:8103/economics/index.html


[1] Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп.-М.:Логос, 2002.-392 с.: ил.

[2] Митин А. Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург. 2001

[3] Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», Модуль 3.-М., ИНФРА-М, 1999-312 с

[4] Венеделин, А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ М.: Экономика, 1977. – 150 с

[5] Бабенко Т.И. Процессы и методы принятия управленческих решений. Новосибирский государственный университет. Курс лекций по Программе переподготовки управленческих кадров, 2002.

[6] Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом/ Издание 4-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998. – 368 с

[7] Маркова В.Д., Кузнецова С.А.. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с

[8] Маркова В.Д., Кузнецова С.А.. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с

[9] Бабенко Т.И. Процессы и методы принятия управленческих решений. Новосибирский государственный университет. Курс лекций по Программе переподготовки управленческих кадров, 2002

[10] Бабенко Т.И. Процессы и методы принятия управленческих решений. Новосибирский государственный университет. Курс лекций по Программе переподготовки управленческих кадров, 2002

[11] Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.-4-е изд., испр.-М.: Дело, 2003.-392 с., с135

[12] Джон Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: «Мир», 1969, -440с.

[13] "Тагильский рабочий" №232.

[14] "Тагильский рабочий" №206

[15] "Тагильский рабочий" № 207

[16] "Тагильский рабочий" №232

[17] "Тагильский рабочий"№220

[18] "Тагильский рабочий"№232