Содержание

Введение. 3

1. Понятие и характеристика оффшорного бизнеса. 5

1.1. Страны регистрации оффшорных компаний. 6

1.2. Профили деятельности фирм. 8

1.3. Учреждения и регистрация оффшорной компании. 9

2. Развитие оффшорного бизнеса в России. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 18

 


Введение


Свободные экономические зоны (СЭЗ) и оффшорный бизнес прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами" и оффшорными компаниями, не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Оффшорная компания - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых платежей в стране регистрации (или их полное отсутствие). Такой статус обычно связан с необходимостью проведения деловых операций только за пределами страны регистрации.

Иными словами, оффшорная компания (в большинстве случаев) не может быть резидентом своей официальной юрисдикции. Отсюда происходит и термин «offshore», означающий деятельность «за берегами», что для Великобритании, где он впервые стал применяться, означает одновременно и «за рубежом».

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

Пожелания большинства клиентов к зоне регистрации довольно лаконичны, и ждут они от нее примерно того же, что и от брака - чтобы все по закону, свобода максимальная, никакой отчетности и денег поменьше просили.

На стандартной оффшорной территории так дело и обстоит, деятельность разрешается любая, не запрещенная законом (а это торговля оружием и наркотиками) и не требующая лицензии (страховые компании и банки регистрировать несколько сложнее и дороже).

Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.  Развитие оффшорного бизнеса в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

Также проблема  оффшорного бизнеса в России состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что оффшорный бизнес поможет избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем.

Таким образом, целью данной работы является изучение оффшорного бизнеса.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.      Рассмотреть сущность оффшорного бизнеса

2.      Рассмотреть развитие оффшорного бизнеса в Российской Федерации.

1. Понятие и характеристика оффшорного бизнеса


Нынешнее время привнесло в повседневную практику такое понятие как оффшорные компании, ранее нашему сознанию непривычное. Газеты пестрят объявлениями за несколько сотен долларов зарегистрировать компанию в безналоговой зоне и открыть счет в крупнейших банках мира. Конечно, трудно винить современных российских предпринимателей за их желание хранить деньги за границей и быть обеспеченными определенными налоговыми льготами. Сама нестабильность политической и экономической жизни заставляет их идти на этот шаг, при этом нисколько не заботясь о том, насколько этически обоснована будет деятельность подобного бизнеса.

Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран[1]. Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность.

С точки зрения международного права оффшорная компания является самостоятельным юридическим лицом и ведет свою деятельность согласно законам страны регистрации. В настоящий момент в мире насчитывается порядка 60 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных компаний. Оффшорные компании вправе открывать неограниченное количество счетов в любых банках мира. Их деятельность фактически никому не подотчетна, в большинстве “налоговых гаваней” ежегодная отчетность сводится к перечислению фиксированного сбора.

Для чего нужен оффшор? Существует несколько ответов на этот вопрос[2]:

1.      Сейф. Предположим, что бизнесмен накопил некие средства и хочет положить их в безопасное место, иметь к ним немедленный доступ, свободно распоряжаться ими и свободно перемещать их по всему свету, уберечься от политической нестабильности того государства, где он живет, укрыться от лишних налогов. Для этого нужен банк в надежной, стабильной стране. Но если он откроет счет на свое имя, то во-первых это будет нарушение закона (для этого нужна лицензия РФ), во-вторых, очень велика вероятность нарушения конфиденциальности (в платежных поручениях в графе "Получатель" будет стоять его имя; личная кредитная карта с его именем прямо говорит о том, что у него есть счет за границей и т.д.), в-третьих, ограничивает возможности использование счета. Выход – открыть оффшорную компанию, где он являлся бы директором, распоряжался бы счетом компании (о том, что он еще и владелец, никто не узнает), что законом не запрещено.

2.      Участник бизнеса. Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность, то нужно оптимизировать налоги, упростить документооборот, ускорить финансовые потоки и обеспечить их надежность, уберечься от произвола фискальных органов. Оффшорная компания – это выход, который позволит решить многие проблемы. Она играет роль посредника между местной компанией и продавцом (покупателем), с которым компания ведет свой международный бизнес.

3.      Участник на рынке ценных бумаг. К примеру, оффшорная компания открывает счет типа "С" в российском банке и работает с государственными облигациями.

4.      Импорт основных средств. Чтобы импортировать, скажем, линию по розливу напитков и не платить таможню и НДС, надо приобрести эту линию на оффшорную компанию и внести эту линию как уставной фонд в СП. Можно также устроить лизинг этого оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.

Таким образом, в России особая ценность оффшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные и безопасные страны. Кроме того, оффшоры часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль. В некоторых секторах отечественной экономики, доля оффшоров уже сопоставима с резидентными компаниями. Так, на рынке корпоративных ценных бумаг роль инвестиций со стороны оффшоров является определяющей. Например, в структуре владельцев РАО ЕЭС России доля оффшорных компаний составляет порядка 25%. Тенденция расширения оффшорных операций характерна не только для российских компаний, но и для мирового бизнеса. Показательными здесь являются страховые схемы для вывода из под налогообложения части прибыли, используемые крупными европейскими холдингами: холдинг создает оффшорную страховую компанию, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие и перечисляет часть прибыли на страховые премии, затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг. Таким образом, использование оффшорных схем позволяет финансовым менеджерам приносить своим компаниям немалые прибыли.

В российских условиях непосильного бремени налогообложения, делающего целые сектора экономики нерентабельными, именно оффшорные схемы позволят сделать бизнес высокоприбыльным. Потребность в оффшорной компании в контексте российской экономической жизни, чаще всего возникает у предпринимателей, имеющих потенциально высокие финансовые результаты собственной деятельности, но которые могут измениться, вследствие государственного вмешательства или нестабильности рынка. Ценные бумаги, банковская деятельность, торговые операции на рынках с высокой доходностью и большей доле иностранных контрагентов.

 

1.1. Страны регистрации оффшорных компаний


Перед тем, как приобрести оффшорную компанию, следует четко определить какой круг операций будет проводится через нее и подходит ли для этих целей страна регистрации. Кроме того, немаловажным здесь следует считать вопрос престижа компании. Этот аспект является весьма важным и проявляет себя уже на этапе открытия счетов, особенно в респектабельных банках.

Страны, где регистрируют оффшорные компании, условно можно разделить на несколько категорий:

1.      Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. На Маршалловых островах даже можно создать компанию без выплаты уставного капитала, с выпуском акций на предъявителя. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая. Обычно такие компании используют как сейф и для финансовых транзакций.

2.      Государства, где кроме оффшорных компаний, существуют обычные (оншорные – o№shore), которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это – Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.

3.      Откровенно говоря, совсем не оффшорные страны, а совсем даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить совсем немного. Это – США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.

В таблице сравниваются страны, в которых можно открыть оффшорную компанию[3]:

Юрисдикция

Британские Виргинские острова

Багамские острова

Панама

Ирландия

Кипр

Делавэр LLC

Делавэр  Corрoration

Официальный язык

английский

английский

английский, испанский

английский

греческий, турецкий

английский

Английский

Налогообложение прибыли

нет

нет

нет

нет

4.25%

нет

Нет

Раскрытие реальных владельцев

нет

нет

нет

да

да

нет

Нет

Акции на предъявителя

да

да

да

использование затруднено

нет

нет

Нет

Мин. Оплаченный капитал

нет

нет

нет

ukF 2

cyР 1 000

нет

usD 1

Стандартный объявленный капитал

UsD 50 000

usD 5 000

usD

10 000

irF 1

cyР 5 000

нет

usD

150 000

Валюта объявленного капитала

любая

любая

любая

любая

cyР 1 000

usD

Любая

Мин. Число акционеров

1

1

1

1

2

2

1

Мин. Число директоров

1

1

3

2

1

1

1

Корпоративные директора

да

да

нет

нет

да

нет

Нет

Секретарь

нет

нет

да

да

да

нет

Да

Публичная регистрация директоров

нет

нет

да

да

да

нет

Нет

Публичная регистрация акционеров

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

Необходимость ежегодного аудита

нет

нет

нет

да

да

да

да

Требование ежегодного отчета

нет

нет

нет

да

да

да

да


Условия регистрации и осуществления международных операций оффшорной компанией будут рассмотрен ниже на примере одной из наиболее привлекательных для этого стран – Кипра.


1.2. Профили деятельности фирм

 

Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности. В мировой практике фирмы, расположенные в “налоговых гаванях” и местах с льготным налогообложением можно разделить на следующие виды[4]:

1.      Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансово-посреднические компании, страховые компании);

2.      Торгово-посреднического профиля (экспортно-импортные, закупочные, дистрибьюторские и т.п.).

3.      Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.

В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.

На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.

Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфиденциальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры. Однако при создании оффшорной компании российские учредители сталкиваются с рядом трудностей административно-правового характера. Во-первых, самого понятия “оффшор” в российском законодательстве нет. В соответствии же с законом “О валютном регулировании и валютном контроле” внесение средств в уставный капитал (прямые инвестиции) и приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции) рассматриваются как “валютные операции, связанные с движением капитала” и требуют лицензирования со стороны Центрального банка России. Таким образом, достаточно трудно создать оффшорную компанию, не нарушив положений валютного контроля и таможенных норм. Несмотря на это в настоящее время, по данным журнала Offshore Exрress, из 1,5-3 млн. оффшорных компаний, зарегистрированных в мире, около 50 тысяч российских.

Однако стоит отметить, что во многих европейских странах введено противооффшорное законодательство, предусматривающее дискриминационные меры по отношению к компаниям открытым в “налоговых гаванях”, некоторые же банки стараются не открывать счета оффшорным компаниям.


1.3. Учреждения и регистрация оффшорной компании


Инкорпорация оффшорной компании обычно осуществляется по индивидуальным заказам с учетом инвестиционных намерений клиента. Местная администрация и юридические компании ради экономии времени предельно упростили и стандартизировали эту процедуру.

Создание и регистрация оффшорной компании могут проводиться как самими учредителями, так и по их доверенности местными и международными юридическими фирмами.

В первом случае требуется личное участие всех учредителей-акционеров в составлении, оформлении и представлении учредительных и регистрационных документов в местный регистр компаний, найме местного персонала, аренде юридического адреса, средств связи и помещения для проектируемой компании, установлении необходимых контактов с местной администрацией и т.п. Очень редко учредителям удается с первой попытки зарегистрировать свою компанию без юридических накладок, возврата документов и потерь времени.

Во втором случае учредителям достаточно после внесения определенного задатка в юридическую фирму сообщить ей необходимый минимум информации о себе и создаваемой компании и ждать регистрационное свидетельство. Большинство инвесторов предпочитает пользоваться услугами юридических фирм, так как в их исполнении учреждение и регистрация обходится без осложнений и не требует личного выезда учредителей в страну регистрации компании.

Практически во всех оффшорных центрах разработана типовая документация, в том числе стандартные учредительный договор, устав и другие учредительные документы и формы, и если время позволяет, учредителям достаточно заказать юридической фирме заказную оффшорную компанию, которая в зависимости от оффшорной юрисдикции будет создана в течение нескольких дней или недель. Заказная компания создастся и в том случае, если у учредителей имеются особые нестандартные пожелания по ее названию, учредительному договору, уставу, а учет таких пожеланий требует дополнительных согласований, экспертиз и расходов. В этом случае особенно вероятны случаи возврата регистрационных документов для уточнения, переоформления и обоснования, поскольку особые пожелания могут и не совпадать с нормами местного оффшорного режима.

В динамичном оффшорном бизнесе фактор времени котируется очень высоко, и в определенных случаях предприниматели предъявляют спрос на экспресс-регистрацию оффшорной компании. Большинство местных и международных юридических фирм в состоянии удовлетворить этот особый спрос, предлагая клиентам полочные компании с молниеносной перерегистрацией их на нового хозяина в течение одного дня и даже одного часа.

Возможность экспресс-регистрации обеспечивается наличием типовых учредительных и регистрационных документов и форм, четким режимом регистрации, готовностью юридических контор ради удобства клиентов идти на дополнительные трудовые и финансовые затраты и сотрудничеством местной администрации с юридическими фирмами. Если местный регистр компаний не настаивает на дотошной проверке деловой репутации учредителей, то юридические фирмы в состоянии заранее учредить и зарегистрировать необходимое количество оффшорных компаний на имя своих служащих с перспективой их сверхскоростной продажи будущим клиентам. В этом случае служащие юридических фирм выступают в роли учредителей, директоров и секретарей готовых компаний, регистрационные документы которых в ожидании покупателя поступают на полку (отсюда и название полочная компания).

По получении заявки и предоплаты от клиента юридическая фирма оформляет куплю-продажу готовой компании специальным актом о переходе ее акций в собственность клиента и протоколом собрания акционеров об отставке акционеров и директоров первого состава и вступлении в права новых акционеров и директоров готовой компании. После соответствующего уведомления регистра компаний продажа готовой компании новому владельцу становится свершившимся фактом.

Так что феномен готовых компаний - это не рекламный трюк, а результат совместных усилий местной администрации, юристов-инкорпораторов и владельцев компаний по ускоренному прохождению регистрационной процедуры.

Регистрируя готовые компании впрок, до их продажи будущим клиентам, юридические фирмы кредитуют расходы клиентов по учреждению и регистрации этих компаний и на период до их реализации замораживают свои средства. Если готовые компании оказываются не проданными до наступления сроков уплаты годового сбора (а это максимум 1 год), то в этом случае юридические фирмы должны сами уплатить этот сбор за находящиеся в их собственности полочные компании. Наконец, юридические компании несут определенную моральную ответственность за возможные неблаговидные поступки зарегистрированных ими, а затем проданных новым владельцам, готовых компаний перед местной администрацией.

В возмещение затрат и компенсацию расходов юридических фирм готовые компании продаются по ценам выше цен заказных компаний на 15 - 20%, и клиенты считают эту цену резонной и обоснованной - за экономию времени, надежность, заочность и качественное оформление учредительных и регистрационных документов готовых компаний.

Готовые компании - это преимущественно новые компании, еще не начавшие коммерческие операции и потому не накопившие никаких обязательств перед третьими лицами. Они в буквальном смысле законсервированы на полке, а точнее, в сейфах юридических фирм в ожидании своих новых хозяев. Однако в распоряжение юридических контор порой возвращаются ранее проданные готовые компании, от которых их новые владельцы по тем или иным причинам отказались. За такими уже “бывшими в употреблении” готовыми компаниями могут числиться самые неожиданные, в том числе долговые, обязательства, которые могут быть предъявлены к исполнению новым владельцам компаний. На этот гипотетический случай новому владельцу не мешает получить от продавца официальную письменную декларацию о том, что предлагаемая клиенту готовая компания является вновь созданной компанией, что ранее она не вела никаких коммерческих операций и на момент смены владельца не имеет никаких обязательств перед третьими лицами.

В деловой практике оформление таких деклараций не считается чем-то зазорным, и если по каким-либо соображениям продавец уклоняется от ее выдачи, то в этом случае спокойнее приобрести действительно новую готовую компанию, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Одним из плюсов готовых компаний учредители склонны считать и то обстоятельство, что предварительная регистрация готовых компаний на имя служащих местных юридических фирм, по сути, дела избавляет учредителей от обязательной проверки их деловой репутации со стороны местной администрации оффшорных центров, а юридические фирмы такой проверкой своей клиентуры обычно себя не утруждают. Этот нюанс увеличивает популярность готовых компаний среди инвесторов.

Если в 80-е годы предложение готовых компаний было экзотической новинкой оффшорного бизнеса, то сегодня почти все оффшорные центры предлагают их своей клиентуре. На российском рынке регистрационных услуг представлен широкий ассортимент готовых компаний основных оффшорных юрисдикций при большом разбросе цен на них. Иностранные юридические компании поддерживают тесные деловые контакты с местными инкорпораторами, которые по их заказам от своего имени учреждают и регистрируют готовые компании на местах и затем по инструкциям партнеров оформляют их на имя новых российских владельцев пакетом из нескольких стандартных документов. Некоторые местные юридические фирмы устанавливают прямые контакты с российскими агентами, работающими на комиссионных началах, или открывают в России свои представительства и филиалы для прямой работы с российскими клиентами.

По оценкам экспертов, российские предприниматели отдают явное предпочтение готовым, а не заказным компаниям, и этот выбор, по-видимому, имеет свои специфические резоны. За скорость, высокое качество и простоту регистрации готовых компаний они согласны платить надбавку в 15 - 20% от цены регистрации обычной заказной компании.



2. Развитие оффшорного бизнеса в России


Наша страна длительное время была отделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономическом развитии. Многие экономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открыты и запрет с предпринимательства снят, многие люди занялись бизнесом, в том числе и международным. Государство, еще во времена существования СССР начало предпринимать попытки по внедрению передового опыта зарубежных стран во всех отраслях общественной жизни.

Как иногда бывает, нововведения, не имеющие под собой достаточного обоснования и не прошедшие адаптации, приняли в СССР, а затем и в Российской Федерации гипертрофированные и искаженные формы. Во многом, по-моему, это было также обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами, такими как борьба за власть, стремление набрать голоса перед выборами и т.п.

Создание свободных экономических зон во всех возможных формах имеет общие для всех них критерии[5]:

Ø  локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения;

Ø  действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима;

Ø  наличие специализации экономической деятельности (например, банковские оффшоры, страховые оффшоры и т.п.).

Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых капиталистических стран при создании свободной экономической зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран (и для России в том числе) приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы.

Иностранным предприятиям, действующим на территории СЭЗ предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые и другие льготы, что позволяет повысить норму прибыли таких предприятий до 40%. Именно это является привлекательным для иностранных компаний.

Рассмотрим историю развития оффшорного бизнеса в нашей стране, определить некоторые результаты и упущения.

Свободные экономические зоны и зоны свободного предпринимательства Из всех возможных вариантов форм создания свободных экономических зон для России, в силу ее особенностей наибольшую практическую ценность представляют те, которые могут активизировать совместную инвестиционную деятельность с иностранным капиталом, привлечь передовую иностранную технологию и управленческий опыт в экономику посредством создания на определенной ограниченной территории с выгодным географическим положением более льготных, по сравнению с другими регионами условий внешнеэкономической деятельности.

 3оны свободного предпринимательства, или ЗСП, по замыслу их сторонников, должны были решить в России целый комплекс актуальных задач, в том числе:

Ø  совершенствование отраслевой структуры их производства, с последующим "ускорение социально-экономического развития отдельных регионов и врастанием" экономики ЗСП или ее от дельных производств в хозяйственную структуру окружающего региона;

Ø  оперативное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках;

Ø  насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

Ø  развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений за счет более интенсивного включения соответствующих территорий в систему международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, информационных, транспортных и прочих) на основе использования преимуществ зонального "шлюза" между внутренней экономикой и мировым рынком;

Ø  апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных навыков работы за пределами зоны.

Для достижения поставленных целей требовалось:

1) сконцентрировать в зонах различные виды ресурсов,

2) создать в сжатые сроки необходимую производственную и социальную инфраструктуру,

3) привлечь в зоны квалифицированную рабочую силу.

 Практическая работа по созданию зон началась с начала 1989 года с применением разработанных общих подходов к созданию СЭЗ. Выдвигались разные предложения, некоторые из которых исходили из-за рубежа. К концу 1989 года наиболее обоснованными и проработанными вариантами создания зон совместного предпринимательства были города Находка Приморского края и Выборг Ленинградской области. Речь шла о сравнительно небольших территориях, весьма удобно расположенных на важных транспортных путях, вблизи от крупных внешнеэкономических партнеров. Эти города имели достаточно широкие международные связи, а их жители поддерживали идею создания зон. Несколько позже оформились контуры модели еще одной свободной зоны - на территории Калининградской области.

Но, к сожалению, принципиальное решение о создании первых зон на уровне правительства СССР затянулось. Вопрос несколько раз обсуждался на заседании Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, а идея создания зоны в Выборге даже выносилась на заседание Президиума Совета Министров, но решения так и не были приняты.

Было очевидно, что создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала предполагало не только предоставление ему более льготного режима на территории зон, но и создание там необходимой производственной и социальной инфраструктуры. И хотя города Находка и Выборг находились в этом отношении в более благоприятном положении, и в них улучшение инфраструктуры для привлечения иностранных инвесторов требовало определенных финансовых инъекций. Их можно было получить двумя путями:

1) за счет централизованных капиталовложений;

2) путем предоставления данным территориям права использовать налоговые поступления от предприятий и организаций, расположенных на их территории.

Причем в предлагавшихся концепциях акцент делался на втором варианте финансирования.

Однако союзное правительство оказалось не готовым принять конкретные решения. В условиях противостояния союзных и республиканских структур вопрос о создании зон принял политический характер. На первой сессии Верховного Совета РСФСР, избранного в 1990 году, прозвучали пламенные речи о необходимости создания зон, и был принят закон о создании зон свободного предпринимательства. При решении столь сложного вопроса на "митинговом" уровне не было четкого представления, о чем идет речь, и в ранг зон свободного предпринимательства были возведены целые края и области, в частности, Ленинград, Приморский край, Калининградская, Сахалинская и Читинская области. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 года упоминались и Выборг и Находка - единственные города, где вопрос о создании зон был действительно проработан. В постановлении Верховного совета от 13 сентября 1990 года к первым зонам были добавлены зоны свободного предпринимательства на территориях Алтайского края, Кемеровской и Новгородской области, 3еленограда и Еврейской автономной области.

Использование нового термина - "зоны свободного предпринимательства" - вместо принятого в мировой практике понятия "свободная экономическая зона" или употреблявшегося ранее в СССР понятия "зона совместного предпринимательства", предполагающих создание территорий с особым режимом для привлечения иностранного капитала, означало замену конкретной экономической реальности на расплывчатый и нереализуемый курс.

В процессе дальнейшей разработки нормативных документов о деятельности уже объявленных зон акцент постепенно переносился на решение внешнеэкономических задач, в первую очередь, привлечение иностранного капитала. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 года, где определяется статус зоны в Находке, уже говорилось о представлении этому городу и примыкающему к нему Партизанскому району статуса свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Через месяц было принято постановление Совета министров РСФСР "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны г. Находки (СЭЗ "Находка") Приморского края", которое утвердило Положение о зоне.

В Положении о СЭЗ "Находка" были предоставлены гарантии иностранным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий (многие из этих гарантий в дальнейшем были закреплены в Законе об иностранных инвестициях в РСФСР, принятом 4 июля 1991 года), определены возможные формы их вложений, зафиксированы права иностранных инвесторов в области экономической деятельности, в том числе на долгосрочную аренду земли сроком на 70 лет. Для предприятий с иностранными инвестициями, доля которых в уставном фонде составляет более 30%, устанавливался льготный налоговый режим, в частности 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, и 10-процентный налог прибыль, вывозимую за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибыли эти предприятия полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж. Освобождалась от налогов также та часть прибыли, которая реинвестировалась на территории СЭЗ "Находка" в развитие социальной сферы и формирование инфраструктурных объектов[6].

Определенные льготы получали и российские предприятия, находящиеся в Зоне. В частности, иностранная валюта, заработанная этими предприятиями, оставалась в их распоряжении, за исключением 20% отчислений от валютной выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирования СЭЗ "Находка" Находкинскому горсовету и Партизанскому райсовету.

В соответствии с принципом самофинансирования развития зоны, все налоги и платежи в бюджет, взимаемые в зоне, должны были оставаться в распоряжении Находкинского горсовета и Партизанского райсовета. 10% налогов, которые должны были выплачивать предприятия с иностранными инвестициями, делились в такой пропорции: 7% в вышестоящие бюджеты, 3% в бюджеты Находки и Партизанского района. Также в бюджет зоны направлялся налог с оборота. В распоряжение местных советов также должны были поступать 50% средств, полученных за счет реализации государственного имущества. Не облагалась налогом часть прибыли российских предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, где доля иностранного участника составляла менее 30%, реинвестируемая в развитие социальной инфраструктуры СЭЗ.

Схема финансирования развития СЭЗ Находка могла бы быть достаточно эффективной для формирования современной инфраструктуры, что послужило бы дополнительным фактором привлечения иностранного капитала.

Особый таможенный режим СЭЗ "Находка" предусматривал освобождение от оплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых с этой территории. В случае вывоза с территории зоны товаров в другие районы России, таможенная пошлина должна была взиматься только с той части товаров, которая имеет иностранное происхождение. Вывоз произведенных на территории СЭЗ "Находка" товаров освобождался от квот и лицензий. Предприятия рыбной промышленности получали право самостоятельно реализовать на внешних рынках до 30% своей продукции.

К сожалению, дальнейшие события не способствовали реальному претворению в жизнь многих элементов хозяйственного механизма зоны, предусмотренного положением о СЭЗ "Находка". В Постановлении правительства РСФСР были даны поручения российским министерствам и ведомствам решить многие вопросы, направленные на реализацию этого механизма. Большинство вопросов не были решены. К тому же некоторые из них, особенно валютные и таможенно-тарифные вопросы, относились тогда к компетенции союзных, а не российских, органов.

Только в конце мая - начале июня 1991 года, то есть перед президентскими выборами в России, были приняты решения и утверждены положения о СЭЗ на других территориях, во многом сходные с документами по Находке. Распоряжениями Председателя Верховного Совета РСФСР был утвержден хозяйственно-правовой статус зон свободного предпринимательства в Ленинграде, Выборге (12 мая 1991 года), свободных экономических зон в Зеленограде - "Технополис Зеленоград" (25 мая 1991 года), Калининградской области - "Янтарь", Еврейской автономной области - "Ева" (3 июня 1991 года), Кемеровской области - "Кузбасс", Новгородской области - "Садко" (6 июня 1991 года) и постановлением Президиума ВС РСФСР от 27 мая 1991 года в Сахалинской области - "Сахалин". По каждой их этих зон через некоторое время были изданы постановления правительства РСФСР, утвердившие Положения о зонах. Позднее были приняты постановления о создании свободной экономической зоны в Горно-Алтайской республике - "Горный Алтай".

Но если льготы для небольшой территории Находки были оправданы возможностью привлечения иностранного капитала и роста производства, и лишь в незначительной степени сокращали поступления в центральные бюджеты и валютные фонды, то когда аналогичные льготы предоставлялись таким регионам, как Ленинград, Алтайский край, ряду областей, то это неизбежно должно было сократить доходы союзного и республиканского бюджетов и валютных фондов. Не могло быть и речи о реальном распространении особого внешнеэкономического и таможенного режимов на целые края и области. С самого начала было ясно, что речь идет о предвыборных обещаниях, и что в таком виде зоны функционировать не будут. В правительственных постановлениях по всем зонам, как и в постановлении по Находке, были даны конкретные поручения российским министерствам и ведомствам, которые не были выполнены. Другими словами, предусмотренные механизмы функционирования свободных экономических зон запущены не были.

Положение для зон еще более ухудшилось, когда в конце 1991-начале 1992 года, после распада СССР, было принято новое российское регулирование налогообложения и внешнеэкономической деятельности, в которых никаких исключений и льгот для свободных экономических зон предусмотрено не было. Практически все принятые ранее документы по зонам были отменены.

Естественно, все это вызвало серьезные протесты на территориях, объявленных зонами, особенно в Находке и Калининградской области. В результате длительных согласований 4 июня 1992 года был издан указ президента Российской Федерации "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Указ, во-первых, восстановил правовой режим и условия хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями на территории зон. Во-вторых, он определил механизм дополнительного финансирования зон за счет бюджетных кредитов и перечислений в фонд развития, залоговые и страховые фонды СЭЗ части средств от приватизации на территории зон. В-третьих, указ восстановил некоторые льготы в области таможенного обложения для отдельных территорий, а экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ, устанавливались в размере 50% от общего таможенного тарифа.

 Конечно, принятие указа расширило возможности для тех зон, где уже шла определенная работа, но в целом это был паллиатив, не решивший проблему до конца. Вместе с тем, следует отметить, что законодательный процесс в отношении действующих и новых зон не останавливается. В качестве примера можно привести принятое в мае 1995 года правительственное решение о создании технопарка в Новосибирской области (с предоставлением ему некоторых прав таможенной зоны). В какой-то мере это является продолжением более раннего решения об образовании технополиса "Зеленоград".

Создание свободных таможенных зон в РФ

В недавнее время в России появился совершенно новый для нее тип зон: таможенные, которые широко распространены в мировой практике. Первой в этом списке стала зона свободной торговли (ЗСТ) "Шереметьево", указ о создании которой был подписан в декабре 1992 года. В соответствии с Положением об этой зоне, товары, ввезенные в ЗСТ или произведенные в ней, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, Для осуществления хозяйственной деятельности в зоне было создано акционерное общество закрытого типа, 100% акций которого принадлежат правительствам Российской Федерации и Москвы. На территории зоны российские и зарубежные юридические лица имеют право арендовать земельные участки, строить здания и сооружения, осуществлять оптовую торговлю, экспедирование, хранение, сортировку, упаковку, контроль качества, маркировку, демонстрацию в выставочных центрах товаров, ввезенных или произведенных в ЗСТ, осуществлять страховую и банковскую деятельность.

В июне 1993 года было принято решение о создании свободных таможенных зон "Московский франкопорт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и "Франкопорт-терминал" на территории Западного речного порта. Будут созданы свободные таможенные зоны в Ульяновске и Санкт-Петербурге (зона "Гавань"). С конца 1994 года ведутся работы по созданию СТЗ "Ростов", которой решением областной администрации присвоен статус муниципального предприятия. Местными органами власти ставится вопрос о создании свободных таможенных зон в других южных портовых городах России: Азове и Таганроге Ростовской области, Темрюке Краснодарского края. Необходимость в создании свободных таможенных зон есть и в других регионах, например, в местах пограничных переходов с Китаем. Широкое распространение получили свободные таможенные склады. Если в 1991 году их было всего 4, то уже в августе 1993 года - 90, а к концу 1994 года только Москве и области их насчитывалось около 150.

 Положительным фактором формирования свободных таможенных зон является наличие соответствующей правовой основы - Таможенного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, между этим кодек сом и Конституцией существует определенная коллизия. Таможенный кодекс трактует свободную таможенную зону (и склад) как находящиеся вне таможенной территории России, а в Конституции сказано, что на территории РФ не допускается установка таможенных границ. Если эта коллизия не будет устранена, то таможенные зоны и склады могут оказаться под угрозой ликвидации.


Заключение


Таким образом, в результате проделанной работы была изучена система оффшорного бизнеса.

Были достигнуты следующие задачи:

1.      Рассмотрена сущность оффшорного бизнеса.  Оффшорная компания (offshore – “вне границ”) – это юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран.

2.      Рассмотрено развитие оффшорного бизнеса в Российской Федерации.

В целом создание оффшорных компаний является эффективным инструментом налогового планирования, валютной деятельности. В будущем, с подъемом промышленного производства и дальнейшей концентрации капитала, стоит ожидать нового всплеска создания российскими фирмами оффшорных компаний.

В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.

На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.

Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфиденциальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры

В сегодняшние дни проблема перекачки финансовых средств за рубеж стоит особенно остро. Люди больше не верят Российскому государству и не видят способа вести внутри страны легальный бизнес. Подорваны отношения с иностранными партнерами, запад постепенно отворачивается от нас. В стране действуют жесткие условия хождения иностранной валюты. Все это не может не толкать отечественных промышленников к выходу на западные рынки, провоцируя их на вывоз капитала.

В практике развития российского оффшорного бизнеса выяснили и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом.

Из всех возможных вариантов форм создания свободных экономических зон для России, в силу ее особенностей наибольшую практическую ценность представляют те, которые могут активизировать совместную инвестиционную деятельность с иностранным капиталом, привлечь передовую иностранную технологию и управленческий опыт в экономику посредством создания на определенной ограниченной территории с выгодным географическим положением более льготных, по сравнению с другими регионами условий внешнеэкономической деятельности.

Список литературы


1.      Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003.

2.      Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов /. Под ред. Строва Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3.      Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург: АСН, 2001.

4.      Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.:  Финансы и  статистика, 2003.

5.      Линдерт П.Х.. Экономика мирохозяйственных связей – М.: Прогресс, 2002.

6.      Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 2002, № 5.

7.      Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 2002, № 3.

8.      Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 2001, № 7.

9.      Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 2001, № 12.

10.  Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, № 11.

11.  Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2000, № 12.

12.  httр://www.holbi.com.ua/of.htm

13.  httр://www.icsl.ru/rus/offshore.html


[1] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11-с.34-44.

[2] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, N 11- с.35.

[3] httр://www.icsl.ru/rus/offshore.html

[4] Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. - 58

[5] Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2000, № 11. – с34


[6] Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 2001, № 7. – c 21/