ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему

«Международные кредитно – финансовые институты»


Тема № 22



                                   Исполнитель:

                                   Студент 4 курса      

                  

                             Специальность: Финансы и кредит

                                   Группа ФК                                                                                                         

                                   № зачетной книжки:

                                   Руководитель:

                                   Донской Дмитрий Александрович




Липецк

2007


Содержание

1.  Международный валютный фонд и Всемирный банк

2.  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

3.  Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





1. Международный валютный фонд и Всемирный банк

        Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary  Fund,  IMF)  – это международная организация, предназначенная  для  регулирования  валютно-кредитных отношений между государствами-членами  и  оказания  им  финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной  валюте.

        Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он  служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на мировой  валютно-финансовой  конференции  ООН  (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат  Нью-Гэмпшир). Этот  документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую  деятельность  фонд  начал  в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям  он приступил с 1 марта 1947г.

      СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но,  впоследствии,  в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения  МВФ.  По  той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша,  Чехословакия  и Куба. В результате глубоких социально-экономических и  политических  реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной  и интегрирование национальных экономик в  мировое  хозяйство,  в  начале  90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие  в состав СССР, вступили в  Фонд  (за  исключением  КНДР  и  Республики  Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ  и  Балтии  – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

        Постоянное место  пребывания  руководящих  органов  Фонда  –  Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио  и  при  ООН  в  Нью- Йорке.

        Официальными  целями  МВФ   являются:

Ø «способствовать   международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в  рамках  постоянно  действующего учреждения»;

Ø «содействовать   расширению   и    сбалансированному    росту международной  торговли»,   что   имело   бы   своим   следствием   развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости  и  реальных доходов   всех   государств-членов;

Ø «обеспечивать   стабильность    валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной  области  среди  государств- членов» и не допускать «обесценения валют  с  целью  получения  конкурентных преимуществ»;

Ø оказывать помощь в создании  многосторонней  системы  расчетов по текущим операциям  между  государствами-членами,  а  также  в  устранении валютных ограничений;

Ø предоставлять на временной основе  государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность  «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

        МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает,  что  его капитал складывается  из  взносов  государств-членов,  производимых  ими  по подписке. Каждая страна имеет квоту.  Квота  –  ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса  стран  в  мировой экономике и торговле. При этом принимаются в  расчет  следующие  показатели: ВВП, объем операций по  текущим  статьям  платежного  баланса,  изменчивость (вариативность)   величины   текущих   внешних   поступлений,    официальный золотовалютные  резервы. 

        В дополнение к собственному капиталу МВФ  имеет  возможность  привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в «группу  десяти», или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада,  Немецкий Федеральный Банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский  Государственный  Банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ,  вступившие в силу с  24  октября  1962г.  В  1964г.  к  ним  присоединился  в  качестве ассоциированного  члена  Швейцарский  Национальный  Банк  (с  апреля  1984г. участвует в полном объеме).

        МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в иностранной валюте странам-членам  для  двух  целей:  во-первых,  для  покрытия   дефицитов   платежных балансов, т.е. практического пополнения  валютных  резервов  государственных финансовых органов и  центральных  банков,  и,  во-вторых,  для  поддержания макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики,  а  это значит – для финансирования  бюджетных расходов правительств.

        На практике в Фонд обращаются  с  просьбами  о  предоставлении  кредитов главным  образом  страны   с   неконвертируемыми   или   неиспользуемыми   в международных  расчетах  валютами.  Вследствие  этого  МВФ,   как   правило, предоставляет  валютные  кредиты  государствам-членам  как  бы  «под  залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них  нет  спроса,  они остаются в Фонде до их выкупа странами-эмитентами этих валют.

        Основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов,  финансирование  которых  осуществляется   с   помощью   собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов: резервная доля,  механизм кредитных  долей,  резервные   кредиты   (кредиты   «стэнд-бай»),   механизм расширенного кредитования.

        МВФ оказывает самым бедным развивающимся странам долгосрочную помощь для уравновешивания платежных балансов и  структурной  перестройки  экономики  в виде займов льготного характера. Эти займы финансируются не  за  счет  общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников  –  главным  образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны  предоставляют  самому  МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь  другим странам, имеющим право на ее получение. Управление средствами,  поступающими из таких источников,  осуществляется  отдельно  от  управления  собственными ресурсами МВФ.

        МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и  помогает  им получать кредиты у  правительств  промышленно  развитых  стран,  центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных  расчетов,  а  также  у частных коммерческих банков. Даже  небольшой  кредит  МВФ  облегчает  стране доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит,  МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает  в  качестве ее гаранта.  И  наоборот,  отказ  МВФ  оказать  стране  кредитную  поддержку закрывает ей доступ к рынку капиталов.

        Международный Банк Реконструкции и Развития, более известный как Всемирный банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Всемирный банк помогает развивающимся странам бороться с бедностью и добиваться стабильного, устойчивого и справедливого экономического роста. Всемирный банк был основан в 1945 году с первостепенной задачей оказания помощи Западной Европе в восстановлении после Второй мировой войны. Вслед за восстановлением и перестройкой Европы сфера деятельности Всемирного банка переключилась на предоставление поддержки развивающимся странам. В 1950 гг. оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут позволить заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. Таким образом, в 1960 г. в составе Всемирного Банка была создана Международная ассоциация развития (МАР), которая предоставляет беспроцентные займы. Средства МАР образуются за счет взносов богатых стран, а также погашаемых сумм ранее выданных кредитов. В настоящее время в состав Всемирного банка входит 184 государства. Штаб - квартира находится в г. Вашингтон, США. За годы присутствия в мировой экономике и социальной сфере приоритеты Всемирного банка претерепели существенные изменения.

        Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены. Каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения. Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице-президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию.

         Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации. Количество акций у каждой из стран приблизительно рассчитывается в зависимости от масштабов экономики. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акций), за ними следует Япония (7,78 процента), Германия (4,49 процента), Соединенное Королевство (4,31 процента) и Франция (4,31 процента). Остающиеся акции распределены между остальными государствами-членами. Государства-члены Всемирного банка представлены Советом управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, Министр финансов или Министр развития. Совет управляющих является высшим органом, определяющим политику Банка. Совет проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Банка. Поскольку эти министры проводят свои совещания лишь раз в год, конкретные полномочия передаются исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка.

        По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. В настоящее время Президентом Всемирного банка является г-н Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в июне 2005 года. Выделяют следующие направления деятельности Всемирного банка:

1. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования. Эта цель заключается в том, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки и дети из малообеспеченных семей, обучались в начальной школе и имели возможность получить начальное образование. Хорошим примером выделения Банком кредитов на цели образования является реализуемая в Индии Программа начального образования в районных школах, в рамках которой особое внимание уделяется девочкам, проживающим в районах, где процент грамотного женского населения ниже среднего показателя по стране.

2. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Действуя совместно с программой ООН ЮНАИДС, в рамках которой координируются предпринимаемые в глобальном масштабе действия по борьбе с эпидемией, Всемирный банк выделил более 1,7 млрд долл. США на цели борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа во всем мире. Во многих странах разработаны качественно новые подходы к борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, которые в настоящее время перенимаются другими странами и приспосабливаются к местным условиям. В 2002 году сумма средств, выделенных странам Африки в рамках МАП в порядке оказания помощи в расширении масштабов национальных программ профилактики, лечения и ухода за больными, составил 1 млрд долл. США. Кроме того, Банк принял решение выделить странам Карибского бассейна 155 млн долл. США на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом и продолжает оказывать помощь в реализации программ в данной области деятельности в других регионах.

3. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения. Обеспечение элементарного медицинского обслуживания и питания бедного населения имеет решающее значение для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Несмотря на значительные успехи, достигнутые многими странами за последние несколько десятилетий, остаются нерешенными сложные задачи. Из 11 миллионов детей, ежегодно умирающих в развивающихся странах, около 70 процентов умирают от инфекционных заболеваний (таких как пневмония, малярия, диарея, корь и ВИЧ/СПИД) и недоедания. Всемирный банк ежегодно выделяет в среднем 1 млрд долл. США в виде новых кредитов на финансирование реализуемых в развивающихся странах проектов, имеющих отношение к здравоохранению, питанию и народонаселению.

4. Всемирный банк решительно поддерживает облегчение бремени задолженности. В 1996 году Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК), которая представляет собой первый комплексный подход к облегчению долгового бремени беднейших стран мира, имеющих наибольшую задолженность. В настоящее время 26 стран получают помощь в виде облегчения бремени задолженности, и, согласно прогнозам, объем этой помощи должен со временем достичь 40 млрд долл. США.

5. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия. Начиная с 1988 года Банк становился одним из крупнейших международных источников финансирования проектов сохранения биоразнообразия. Хотя сокращение биоразнообразия представляет собой глобальную проблему, в первую очередь страдает население сельских районов в развивающихся странах, поскольку оно в наибольшей степени зависит от окружающей среды, обеспечивающей его продуктами питания, крышей над головой, лечебными средствами, средствами к существованию, работой, а также способствующей сохранению самобытности культуры местного населения. Именно поэтому совместно с организацией Conservation International, Глобальным экологическим фондом, Фондом МакАртура и правительством Японии Всемирный банк участвует в создании фонда, который будет способствовать более эффективной охране “горячих точек” биоразнообразия в развивающихся странах.

        Помимо проведения оценок потенциального воздействия на окружающую среду и принятия мер предосторожности, в центре внимания новой стратегии находятся климатические изменения, сохранность лесных и водных ресурсов и биоразнообразия. В настоящее время общая сумма портфеля проектов Всемирного банка, в рамках которых установлены задачи охраны окружающей среды, составляет 14 млрд долл. США.

6. Всемирный банк как никогда активно взаимодействует со своими партнерами. Последние шесть лет Всемирный банк сотрудничает с широким кругом партнеров в процессе борьбы с бедностью в глобальном масштабе, например, со Всемирным фондом дикой природы с целью сохранения лесов, а также с государственным и частным секторами с целью создания Прототипного углеродного фонда, который поможет смягчить последствия глобального потепления. Кроме того, Банк сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Программой развития ООН (ПРООН), выступая спонсором широко известной Консультативной группы по международным исследованиям в области сельского хозяйства, использующей последние достижения науки для борьбы с недоеданием и сокращения бедности, улучшения питания и состояния здоровья населения и охраны окружающей среды.

        Благодаря усилиям партнерства, созданного для борьбы с онхоцеркозом (“речной слепотой”), удалось предотвратить более 600 000 случаев этого заболевания, высвобождено 25 миллионов гектаров земли для возделывания и ежегодно от болезни излечиваются более 22 миллиона человек.

7. Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе. Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы. Начиная с 1996 года Банк реализует 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управления почти в 100 странах-клиентах. Эти инициативы предусматривают принятие самых различных мер – от заполнения государственными служащими деклараций с указанием доходов, имущества и их происхождения до повышения квалификации судей и обучения журналистов методам проведения журналистских расследований. Всемирный банк старается полностью интегрировать меры, направленные на повышение эффективности государственного управления и борьбу с коррупцией, в процесс планирования и операционную деятельность. Кроме того, Банк твердо намерен приложить усилия к тому, чтобы исключить какие-либо возможности для коррупции в рамках финансируемых им проектов. За последние четыре года Банк установил строгие правила и процедуры закупок, принципы борьбы с коррупцией и открыл анонимную “горячую линию”, по которой можно сообщить о фактах коррупции. По состоянию на июль 2002 года, 77 фирм и физических лиц были объявлены Банком не имеющими права заключать контракты в рамках финансируемых Банком проектов.

8. Гражданское общество играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка. Более двух третей проектов развития, утвержденных банком в прошлом финансовом году, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом.        Одним из показательных примеров участия гражданского общества в проектах Банка является Восточный Тимор, где в рамках Проекта расширения возможностей местных общин и повышения эффективности управления на местном уровне, поддерживаются избранные демократическим путем местные сельские советы, включающие молодых людей, женщин, представителей религиозных и фермерских групп и занимающиеся ремонтом дорог, обеспечением населения питьевой водой и возобновлением экономической деятельности в рамках проектов, реализуемых силами общин на местном уровне.

9. Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты. В настоящее время Банк работает в 40 странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, поддерживая международные усилия по оказанию помощи пострадавшему населению, возобновлению мирного развития и предотвращению новых вспышек насилия. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети.

10. Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения. Бедность – это когда бедное население не имеет возможности высказать свое мнение, будучи лишенным права голоса, или возможности отстаивать свои интересы, когда оно не защищено от злоупотреблений и коррупции. Бедность – это отсутствие элементарных свобод, таких как свобода действий, свобода выбора, отсутствие возможностей. Мы считаем, что к человеку, живущему в нищете, следует относиться не как к какой-то обузе, или пассиву, а как к производительному активу, который способен внести больший вклад, чем кто-либо другой, в искоренение бедности. Подход к сокращению бедности, основанный на создании более широких социально-экономических возможностей, отводит бедному населению основную роль в процессе развития и создает условия, позволяющие бедным мужчинам и женщинам становиться хозяевами своих судеб, предоставляющие им доступ к информации, позволяющие вовлечь бедное население в процесс развития и обеспечить его активное участие в этом процессе, обеспечивающие подотчетность и расширение организационно-технических возможностей на местах.





















2. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

        Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году, когда в государствах Центральной и Восточной Европы рушился коммунистический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР. Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:

Ø способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;

Ø брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;

Ø применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

        Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность. Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.

География деятельности ЕББР.

        География деятельности ЕББР - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония.         ЕБРР финансирует различные отрасли. Не финансируется следующие виды деятельности:

1.     оборонная промышленность;

2.     табачная промышленность;

3.     производство средств, запрещенных международным правом;

4.     игорный бизнес;

5.     производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.

Особые требования к получателю финансирования:

  • Проект в частном секторе.
  • Наличие высокой степени мотивации и опыта работы руководства.
  • Крайне желательно участие отечественных инвесторов в акционерном капитале предприятия.
  • Наличие зарубежного стратегического партнера не требуется, однако может повысить шансы утверждения инвестиционного проекта.

        Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при подготовке проекта.








          

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк         С 1 января 1999 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) осуществляет руководство монетарной политикой в зоне евро, самой большой экономической системе мира. Правовым базисом единой монетарной политики является Договор создания Европейского Союза и Уставы Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

  • Европейская система центральных банков состоит из Европейского центрального банка и национальных центральных банков всех членов Европейского союза.
  • Евросистема состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков тех стран, которые используют евро в качестве национальной валюты.
  • Зона евро состоит из стран Европейского Союза, принявшими в качестве национальной валюты евро.

        В соответствии с Договором организации Европейского Союза, основными задачами ЕЦБ являются:

  • определение и реализация монетарной политики в зоне евро;
  • проведение международных обменных операций с валютой;
  • хранение и управление официальными иностранными резервами стран зоны евро (управление портфелем);
  • обеспечение бесперебойной работы платежных систем.

        Первостепенной целью монетарной политики ЕЦБ является поддержание ценовой стабильности. Это наилучший вклад монетарной политики в обеспечение экономического роста и роста занятости. ЕЦБ использует для этого специфические стратегии монетарной политики, которая заключается в сохранение ценовой стабильности или росте гармонизированного индекса потребительских цен в евро зоне ниже 2.0%. В этих целях ЕЦБ отслеживает ситуацию в экономике евро зоны, а также использует инструменты денежного рынка. Ключевым фактором поддержания ценовой стабильности является использование уровня процентных ставок ЕЦБ.

        Решения по монетарной политике принимаются Советом управляющих ЕЦБ. Члены Совета собираются ежемесячно для анализа и оценки экономического развития, рисков ценовой стабильности и определяют уровень ключевых банковских ставок, базируясь на стратегии ЕЦБ. Заседания Совета управляющих проходит дважды в месяц по четвергам. Как правило, на первом из них Совет управляющих оценивает экономическую ситуацию и соответствие ей монетарной политики. Решения по ключевым ставкам принимаются именно на этом заседании. На втором заседании Совет управляющих фокусируется на других задачах ЕЦБ И Европейской системы. Основной орган управления - Совет управляющих ЕЦБ, который состоит из:

  • шести членов Исполнительного директората, плюс
  • управляющих всех национальных центральных банков 12 стран евро зоны.

В Генеральный совет ЕЦБ входят:

  • президент и вице-президент ЕЦБ, а также
  • управляющие национальных банков 25 членов Европейского Союза.

Другими словами, Генеральный совет ЕЦБ состоит из представителей 12 стран евро зоны и 13 представителей стран, не входящих в зону евро.

Европейский инвестиционный банк является автономным институтом в рамках Европейского Союза, созданной с целью финансировать инвестиционные проекты, которые стимулируют сбалансированного развития Союза. Банк основан в 1958г. в силу п.129 Римского договора. Являющийся частью решения о создании Европейского Сообщества, ЕИБ проводит свои операции в качестве банка, набирающего большую часть своих финансовых средств на рынках капиталов.

ЕИБ является собственностью стран-участников ЕС, которые принимают участие в формировании его уставного капитала. Банк - финансово независимый институт, не получающая средств из бюджета Союза. В создании банка в 1958г. приняли участие следующие страны: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. В 1973г. присоединились: Объединенное королевство, Дания и Ирландия; в 1981г. - Греция, и в 1986 - Испания и Португалия. Банк располагает собственной административной структурой, аппаратом принятия решений, а также контрольными органами.

В качестве одного из основных международных заемщиков, который всегда получал высший рейтинг кредитоспособности (ААА), ЕИБ в состоянии мобилизовать большие средства на оптимальных условиях. Эти средства банк предоставляет на бесприбыльной основе, при этом определяет незначительную надбавку к ссудному проценту для покрытия административных расходов.

Созданная на основании Римского договора, который поставил начало Европейского экономического сообщества, ЕИБ выделяется на фоне остальных институтов Сообщества, а теперь Союза, как финансово независимая организация со своими собственными органами управления. Создание этих органов и их полномочия регулируются Уставом ЕИБ, который является протоколом к Римскому договору. Протокол - это неотъемлемая часть Римского договора и обладает той же юридической силой, что и сам договор.

Управление ЕИБ осуществляется Советом управляющих, директоратом и Управлением.

Совет управляющих состоит из министров стран-участниц. Совет определяет основные направления кредитной деятельности банка, при этом особое внимание уделяется новым целям, связанным с развитием ЕС. Совет обязан следить за соблюдением этих основных направлений. Кроме этого Совет управляющих:

- принимает решение об увеличении уставного капитала;

- в случае финансирования специальных проектов может принять решение о предоставлении кредита со стороны стран-участников банку, при невозможности привлечения этих средств на финансовых рынках. Совет управляющих может также принять решение о приоритетном погашении этих кредитов.

- применяет свои права относительно назначения и освобождения от должности членов директората и Управления, а также правомочен менять количество членов Управления.

- правомочен принимать решения о предоставлении кредитов для проектов в странах, не входящих в ЕС.

- принимает годовой отчет директората.

- принимает годовой баланс и отчет о прибылей и убытков.

-назначает комиссию из трех членов, которая ежегодно устанавливает факты проведения операций банка и правильное ведение документов.

- квалифицированным большинством прекращает предоставления кредитов или выдача гарантии в пользу страны-участника, не выполняющей свои обязательства, проистекающие из ее членства.

Решения Совета управляющих принимаются обычным большинством, которое должно представлять не менее 45% уставного капитала.

Каждая из стран-участниц при голосовании получает число голосов, соответствующее ее долевому участию в уставном фонде ЕИБ. Голоса распределяются следующим образом:

Бельгия                          5                Ирландия                      3

Великобритания            10               Испания                         8

Германия                       10               Италия                          10

Голландия                       5               Люксембург                  2

Греция                             5               Португалия                              5

Дания                                3                 Франция                    10

Принятие решения квалифицированным большинством требует минимум 54 голоса по меньшей мере 8 стран. Когда решение требует единодушного принятия то воздержание от голосования не может помешать принятию данного решения.

Директорат вправе принимать решения в отношении предоставления кредитов и выдачи гарантий, а также в отношении получения кредитов. В ведении этого органа находится определение размера процента по предоставляемым кредитам и комиссионных по выдаваемым гарантиям. директорат следит за правильностью деятельности ЕИБ, обеспечивает управлением банком согласно Римскому договору, Уставу и директивам, принимаемым Советом управляющих. В конце финансового года директорат представляет на одобрение Совета годовой отчет и, когда Совет одобрит отчет, его публикует.

Директорат состоит из 22 директоров и 12 сменяемых членов, назначаемых Советом управляющих сроком на 5 лет. Количество директоров, представляющих страну-участника определяется ее долей в уставном капитале банка. Кроме стран-участников своих представителей (2) в директорате имеет и Комиссия ЕС. Сменяемые члены не имеют права голоса, за исключением тех случаев, когда замещают постоянного директора из своей страны (или Комиссии).

Управление состоит из президента и 6 вице-президентов, назначаемые сроком на 6 лет Советом управляющих по предложению директората.

Управление осуществляет контроль за текущей деятельностью банка, подготавливает решения директората, в частности решения о привлечении средств, предоставлении кредитов и выдачи гарантий, и приводит эти решения в исполнение.

Работники банка находятся в подчинении президента. Управление и персонал банка несут ответственность только перед банком и полностью независимы при осуществлении своих обязанностей.

В начале 1993г. общая численность персонала ЕИБ составила 819 человек из всех стран-участников ЕС. Кадровая политика ЕИБ приобретает все большее значение, так как рынки, на которых банк привлекает и предоставляет средств, увеличиваются, нарастает и число участников, операции банка отмечают значительный рост по объему и сложности, а информационные технологии играют все более заметную роль. для успешной работе в этой среде необходима высокая степень профессионализма, способность к приспособлению. Важным элементом такого подхода является преследование самого эффективного метода при наборе персонала. другим критерием является улучшенный критерий оценки деятельности, введенный недавно банком.

В течение последних нескольких лет твердая бюджетная политика ЕИБ перетерпела некоторые изменения, главным образом из-за постоянно растущей части административных расходов, которые до 1989г. держались примерно на одном уровне. Эта связано прежде всего с новыми видами деятельности, которые банк развернул в период 1990 - 1993гг.

Усилия, применяемые в сфере организации банка и кадровой политики, приведут к дальнейшему значительному увеличению производительности персонала банка. Рост кредитной деятельности и большая сложность проводимых операций, как например операции в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, начало деятельности в Болгарии, а также увеличивающаяся доля сложных проектов в частном секторе в странах ЕС, были достигнуты низким темпом прироста численности персонала и увеличения административных расходов. ЕИБ и дальше собирается идти по этому пути.

















                                                                            
























Список литературы:

1)    Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

2)    Мамакин В.Ю. Международная роль евро: настоящее и будущее // Деньги и кредит, 2003, № 11.

3)    Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2005.

4)    Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5)    www.ereport.ru