Уважаемый председатель комиссии, уважаемые члены государственной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломное исследование на тему «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Обоснуем актуальность выбранной темы исследования.

С одной стороны, в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, аналии и общего недоразвития речи, дизартрии).

С другой стороны, каждый год в каждой группе детского сада, в каждом начальном классе средней школы могут встретится дети с общим недоразвитием речи, т.е. с нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, причем эти дефекты могут иметь у детей индивидуальный характер. Установлено, что преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой-слоговой стороны речи и фонематического недоразвития – в силу этого тема дипломного исследования не теряет своей актуальности.

Целью дипломного исследования является изучение особенностей коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для конкретизации и достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1.      изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям звуко-слоговой структуры слова;

2. выявить особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи;

3. провести исследование нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объектом исследования в дипломной работе является звуко-слоговая структура слова; предметом – коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Основная гипотеза представляемого дипломного исследования формулируется следующим образом: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Дипломная работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматривается современное состояние проблемы изучения общего недоразвития речи, нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, дается характеристика речевого дефекта при общем недоразвитии речи, раскрывается вопрос формирования звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе.

Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе и теоретическим аспектам проблемы коррекции общего недоразвития речи Также во второй главе теоретически рассматривается процесс формирования звуко-слоговой структуры слова, которое увязывается с  проблемами коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В третьей – основной – главе приведено описание проведенного исследования по данной теме, результаты исследования и коррекционной работы, описана программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы Сузунского детского сада.

Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет Сузунского детского сада, в которой 10 человек  имеют общее недоразвитие речи. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только  результаты детей с общим недоразвитием речи. Констатирующий эксперимент был проведен в начале учебного года (сентябрь 2003 г.), в течение учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (май 2004 г.) бы проведен контрольный эксперимент.

Ход исследования, описанный в третьей главе, делится на три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент:

1. Констатирующий эксперимент был проведен по методике, изложенной в книге Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (Москва, 2002 год). В констатирующем эксперименте выявлялась степень нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей подготовительной группы Сузунского детского сада. Для этого в констатирующем эксперименте использовались речевые пробы, которые состояли из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность звукослоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов. Таким образом, в констатирующем эксперименте исследовались три параметра – слоговая структура слова, звуковая структура слова и произношение слогов.

В констатирующем эксперименте были зафиксированы следующие результаты: обследуемые дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.

2. После проведения констатирующего эксперимента началась коррекционная работа, которая, в свою очередь, также была разбита на три периода. В первый период – сентябрь, октябрь, ноябрь 2003 года –формировались преимущественно речевые средства, но большое количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). Во второй период – с декабря 2003 по февраль 2004 – проводились занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию звукопроизношения. 3 период формирующего эксперимента – март, апрель, май 2004 года – был посвящен формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

3. В контрольном эксперименте проводилось повторное изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.

Приведем результаты констатирующего и контрольного экспериментов в сравнении, для того, чтобы сделать вывод о результативности коррекционной работы (формирующего эксперимента).

Итак, исследовались три параметра – слоговая структура слова, звуковая структура слова и произношение слогов. Результаты тестов оценивались по пятибальной шкале. Наблюдаемые дети в начале и конце коррекционной работы показали следующие средние результаты по рассматриваемым параметрам (см. раздаточный материал).

На этой диаграмме левые столбики показывают среднегрупповые результаты в констатирующем, а правые – в контрольном эксперименте.

При тестировании также фиксировались результаты каждого ребенка, которые также приведем в сравнении для констатирующего и контрольного экспериментов. Аналогично, левые столбики – результаты констатирующего, правые – результаты контрольного экспериментов.


По полученным результатам можно сделать вывод, что обследуемая группа детей имеет показатели фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, способности узнавания, различения и сравнения отдельных звуков в ряду и слов-паронимов выше среднего. Это свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы.

Также результаты тестирования позволяют подтвердить гипотезу настоящего дипломного исследования о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Однако, результаты контрольного эксперимента также говорят и о том, что никто из наблюдаемых воспитанников подготовительной группы Сузунского детского сада не достиг 100%-ой корректировки звуко-слоговой структуры речи. Это означает, что перейдя учиться в начальные классы средней школы, эти дети будут нуждаться в дальнейшей корректировки звуко-слоговой структуры слова. В виду этого в завершении дипломной работы даются рекомендации по дальнейшей диагностике и корректированию аспектов недоразвития речи этих детей для школьных логопедов.

Основная рекомендация наблюдаемым детям (их родителям и учителям), которую необходимо дать после проведения контрольного эксперимента, заключается в следующем. Как видно из результатов эксперимента (особенно наглядно это видно из последней диаграммы), хоть в целом результаты всех детей по крайней мере не ухудшились, но никто из них не достиг максимальных оценок. Значит, у всех этих детей так или иначе остаются проблемы со звукослоговой структурой речи. А это, в свою очередь, означает, что этим необходимо пройти курс лечения у логопеда.

Раздаточный материал. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.


1. Среднегрупповые результаты по параметрам исследования в констатирующем и контрольном экспериментах:


2. Результаты каждого из тестируемых детей: