Содержание
Введение |
3 |
Разговорный стиль |
4 |
Официально-деловой стиль |
5 |
Публицистический стиль |
6 |
Научный стиль |
10 |
Художественный стиль |
11 |
Заключение |
13 |
Список литературы |
14 |
Введение
Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались в качестве как стили языка и стили речи. К стилям языка относили язык науки и язык художественной литературы, разговорную речь. В стили речи включали частные подстили, такие, как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты отказались от общего понятия «стиль» и ввели понятие «функциональная разновидность языка».
Культура владения функциональными разновидностями языка - это такой выбор и построение языковых средств, которые отличают данную разновидность от других.
Широкое признание получила классификация функциональных разновидностей:
· Разговорная речь
· Язык художественной литературы
· Официально-деловой
· Научный
· Публицистический
В художественной литературе содержание передается изобразительно-выразительными средствами.
Характерной чертой официально-делового стиля является штамп.
Научные тексты подчиняются логичности и точности изложения, используется терминология, специальные схемы, формулы.
В публицистическом стиле соединяются тенденция к стандартизации и тенденция к экспрессивности.
Цель работы – рассмотреть функциональные стили русского языка.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Стиль |
Экстралингвистичексие факторы |
Стилевые черты |
Языковые особенности |
Подстили и жанры |
||
Лексические |
Морфологические |
Синтаксические |
||||
Разговорный |
Стандартность, стереотипность использования языковых единиц; неполно- структурная оформленность, прерывистость и непоследовательность речи. |
Непринужденность, непосредственность и неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция; конкретность содержания.
|
В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно - в значении перерыв). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. |
В разговорном стиле используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: книжечка, ложечка, хлебушко, хорошенький, чайку и т. п. Фразеологические обороты встречаются особенно часто именно в разговорном стиле: идти черепашьим шагом, встал чуть свет, кинулся со всех ног [3, c. 103]. |
Именно в синтаксисе наиболее ярко проявляется эллиптичность, эмоциональность, экспрессивность разговорного стиля [7, c. 88]. |
Разговорно-бытовой, разговорно-официальный Повседневные непринуж-денные беседы, диалоги, частные письма, записки [4, 140-141]. |
Официально-деловой |
Стандартность, стремление к стилистической однородности текста, упорядоченный характер использования языковых средств [4, c. 122]. |
Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение - это информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. [1, c. 105-107]. |
Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, составить ходатайство; мы, нижеподписавшиеся. В нем часто употребляются существительные на -ние: в целях улучшения снабжения населения; невыполнение решения; составные предлоги: за счет, в случае, при условии и т. п. |
Преобладание имени над местоимением, употреби-тельность отглагольных существи-тельных на -(е)ние и с префиксом не- отыменных предлогов и др. [3, c. 88-89]
|
В области синтаксиса для делового стиля характерно употребление глагольных словосочетаний с именем существительным: объявить благодарность (поблагодарить - нейтр.), прошу разрешения (вместо прошу разрешить). Частотны в синтаксисе этого стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа: необходимо срочно подготовить; следует принять меры и т. п. |
Законо-дательный, диплома-тический, канцелярский Различные деловые документы, постанов-ления, законы, указы и т.д. |
Публицистический |
Публицистика существует в следующих формах: · в словесной (письменной и устной), · графически изобразительной (плакат, карикатура), · фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), · театрально-драматургической, · словесно-музыкальной. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем. [3, c. 199]. |
Публицистический стиль - это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. |
В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир, передовые идеи. Для усиления выразительности в лексике нередко используются устаревшие слова и формы: верные сыны Отчизны, преклонить колена, пращур (предок), широко распространены торжественно-приподнятые слова: держава, свершилось, священный долг, година. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык. |
На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика [5, c. 25]. |
Для более эффективного воздействия на собеседника используются образные средства, а в синтаксисе - восклицательные и побудительные предложения: Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации — тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце...[5, c. 19]. |
Газетно-публицисти-ческий, радио-тележурнал-истский, ораторский Газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы; листовки, прокламации и др. [7, c. 188]. |
Научный |
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания [8, 122-123]. |
Это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. |
В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов: склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и т. п. Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна. |
Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте [2, c. 21]. |
Для синтаксиса научных работ характерно широкое употребление сложноподчиненных предложений, обособленных второстепенных членов, вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей: |
Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный Научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.д. [9, c. 130]. |
Художественный |
Подчиненность использования языковых средств образ ной мысли, эстетической функции, художественному замыслу писателя. |
Художественно-образная конкретизация; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность [2, c. 62]. |
Неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лекси ки в переносном значении, намерен ное столкновение разностильной лексики, использование лексики с двуплановой стилистической окраской [3, c. 105]. |
Использование форм, в которых проявляется категория конкретности, частотность глаголов; не характерны неопределенно-личные формы глаголов, существительные среднего рода, формы множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных и др. [1. C. 12]. |
Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование стилистических фигур. |
Стиль: прозаический, драматургический, поэтический; жанры: прозаические, поэтические и драматургические произведения [9, c. 80-81].
|
Заключение
Каждая функциональная разновидность располагает такими богатыми языковыми средствами, что всегда есть возможность строить тексты разнообразно и эффективно.
Итак, функциональные стили - это прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, официально-деловой, публицистически и, и особо стоит стиль художественной литературы.
Для каждого функционального стиля характерны определенные; средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами, т. е. общеупотребительными. Именно эти средства, являющиеся межстилевыми, создают единство литературного языка.
Функциональный стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка. Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.
Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.
Список литературы:
1) 1000 экзаменационных билетов и готовых ответов. / Под ред. В. И. Капинос. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999.
2) Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1968.
3) Кожина М.Н. Стилистика высокого языка. М.: Просвещение, 1990.
4) Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. В.В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
5) Розенталь Д.Э., И.Б. Голуб Русский язык. М.: АЙРИС РОЛЬФ, 1996.
6) Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимов. М.: «Гардарики», 2001.
7) Русский язык и культура речи / Под ред. М.И. Сафроновой. М.: ИНФРА-М, 2004.
8) Как развить навыки делового общения / Под ред. Майкл Бенни, М.: «Урал LTD», 1999.
9) Умеете ли вы общаться? / Под. Ред. И. Н. Горелова. М.: «Просвещение», 1991.