Содержание




Содержание.. 1

Введение.. 2

1.Теоретические  основы учета и анализа себестоимости. 4

1.1 Сущность, значение и роль себестоимости в повышении рентабельности организации. 4

1.2. Нормативно- правовая база, регулирующая состав, классификацию затрат и их учет. 8

1.3. Роль материальных затрат в себестоимости продукции(работ, услуг), их состав. 11

1.4.Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции. 20

Введение

Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Содержание, цель и задачи учета определяются основными экономическими законами.

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современными предприятием или организацией. Оно имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность хозяйствования предприятием. Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансов- хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т.п.

В условиях рынка кардинально изменилось отношение к бухгалтерскому учету как к средству формирования достоверной информации о деятельности экономического объекта. Кроме собственно работников бухгалтерской службы организации, с целью более эффективного ведения своей деятельности данными учета пользуются руководители организаций и предприятий.

 Учет на предприятиях является составной частью, звеном единой системы народного хозяйства. 

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые  ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.

Цель данной дипломной работы является  исследование учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу. 

Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть сущность, значение и роль себестоимости в повышении рентабельности организации.

2.      Рассмотреть  нормативно- правовую базу, классификацию затрат и их учет.

3.     Выявить проблемы, возникающие на данном предприятии процессе учета материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

4.     Дать рекомендации по устранению выявленной проблемы.



















1.Теоретические  основы учета и анализа себестоимости.

1.1 Сущность, значение и роль себестоимости в повышении рентабельности организации.


Процесс производства является  важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции(работ услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней  отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.

 Все расходы, относящиеся к производственной деятельности, а также расходы по обеспечению производства, продвижению продукции(работ, услуг) относятся на себестоимость. В то же время некоторые расходы при налогообложении прибыли предприятия берутся не в полном объеме, то есть нормируются. К таким расходам, в частности, относятся некоторые виды затрат на рекламу, суточные при командировках,  представительские и некоторые другие расходы.

Себестоимость определяется исходя из прямых затрат и косвенных затрат.

Для большинства видов экономической деятельности организации разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции.

Важно отметить, что при производстве продукции существуют определенные нормы расхода материальных запасов. Так, для производства струнных инструментов на каждое изделие предполагается использование одного комплекта струн. Для лакировки и полировки деревянных изделий существуют нормы расходы лака в пересчете на 1 кв.м, для проявки фотопленки определено количество проявляющего и фиксирующего растворов, необходимых для качественной работы. Обусловленные  технологией конкретного производства расходы, осуществленные в пределах установленных норм, являются экономически обоснованными.

При изменении норм расхода материалов относительно нормируемых затраты на превышение нормативных расходов относятся на себестоимость продукции, но при расчете налога на прибыль сверхнормативные расходы увеличивают налогооблагаемую прибыль. Если фактический расход материалов меньше нормативного, учет себестоимости и налогообложение по налогу на прибыль производится исходя из фактически произведенных затрат.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (п.6 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ).

Прямые расходы распределяются по видам выпускаемой продукции. Если же нельзя распределить прямым путем (например, заработная плата рабочих, занятых при производстве нескольких видов продукции), то распределение происходит пропорционально какому- либо показателю (пропорционально стоимости материалов, израсходованных при выпуске конкретного вида продукции, и т.д.).

Правильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действенный контроль за эффективностью использования предприятием находящегося в его распоряжении основных производственных фондов, производственных запасов и других ресурсов.

Основными задачами бухгалтерского учета на производство являются:

·        Учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции;

·        Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;

·        Исчисление (калькулирования) фактической себестоимости продукции;

·        Контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресурсов;

·        Выявление резервов снижения себестоимости продукции;

·        Предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.[1]

Они позволяют измерить доходность  предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности – это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.

Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

·        Показатели, рассчитанные на основе прибыли(дохода);

·        Показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

·        Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Из выше сказанного видно, что себестоимость играет важную роль в формировании  уровня рентабельности предприятия, что уровень себестоимости продукции очень важен для повышения доходности.


















1.2. Нормативно- правовая база, регулирующая состав, классификацию затрат и их учет.

  В соответствии с задачами и в целях выполнения управления и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.

По месту их возникновения(производствам, цехам, участкам) и по характеру производства(основное, вспомогательное).

Основное производство то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.

Под вспомогательными производствами понимают производства,  которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а лишь обслуживают его.

По видам расходов затраты группируют:

·        по элементам затрат;

·        по статьям затрат(калькуляции).

Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:

·        материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

·        затраты на оплату труда;

·        начисления ЕСН и страховых взносов в пенсионный фонд РФ;

·        амортизация основных средств (фондов);

·        прочие затраты (телефонные, командировочные и др.)

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Затраты по экономическим элементам сгруппированы на соответствующих балансовых счетах: счет 10 «Материалы», счет 70 «Расходы по оплате труда»  и т.д.

 Основополагающими нормативными документами системы законодательного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются следующие:

·         Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

·        Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29 июля 1998г. № 24н;

·        Учетная политика организации (ПБУ 1/98). Приказ Минфина России от 9 декабря 1998г. № 60н.

·         Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте 9ПБУ 3/200. Приказ Минфина России от 10 января 2000г. № 2н.

·        Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99). Приказ Минфина России от 6 июля 1999г. № 43н.

·        Учет материально- производственных запасов (ПБУ 5/01). Приказ Минфина России от 15 июня 2001г. № 25н.

·        Учет основных средств (ПБУ 6/01). Приказ Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н.

·        Условные факты хозяйственной деятельности(ПБУ 8/01). Приказ Минфина России от 28 ноября 2001г. № 96н.

·        Доходы организации (ПБУ 9/99). Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. № 32н.

·        Расходы организации (ПБУ 10/99). Приказ Минфина России  от 6 мая 1999г. № 33н;

·        Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2000). Приказ Минфина России от 16 октября 2000г. №91н;

·        Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ 15/01). Приказ Минфина России от 2 августа 2001гю № 60Н.

·        Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Приказ Минфина  России от 30 декабря 1993гю № 160н.

·        Приказом  Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н утвержден новый План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Целью создания большинства предприятий является получение прибыли. В настоящее время порядок определения прибыли и исчисления налога на прибыли определяется главой 25 Налогового кодекса РФ, вступивший в действие с 1 января 2002года.[2]

На  формирование себестоимости :

·        Амортизация, признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьей 259 НК РФ;

·        Расходы на оплату труда, признаются в качестве расхода, ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ расходов на оплату труда;

·        Расходы на ремонт основных средств признаются в  качестве в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты,  учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 НК РФ;

·        Федеральным законом  от 29 мая 2002г. № 57-ФЗ были внесены изменения в статью 260 НК РФ, которые расширили возможности по отнесению расходов на ремонт для целей налогообложения.




1.3. Роль материальных затрат в себестоимости продукции(работ, услуг), их состав.

Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, площади или счету и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют три следующих основных метода:

·        документирование;

·        партийного раскроя;

·        инвентарный.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.

Сущность метода партийного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускается на производство, выписывается раскройный лист ( учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы для выявления результатов раскроя полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме.

В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов.

Метод партийного раскроя широко применяется в машиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях, промышленности и ряде других- при производстве консервных банок.

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов.  Фактически расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактически расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяют по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, энергетике, химической промышленности.

По истечение 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции  в целом. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов (разработочные таблицы № 1), где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открытому в развитие синтетических производственных счетов.

Списание материалов в производство может происходить по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Применяемый предприятием порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.

К расходам непосредственно связанным с производственной деятельностью можно отнести материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления.

Что включается в материальные затраты, учитываемые при налогообложении прибыли? Это затраты:

·        на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

·        обеспечение технического процесса;

·        упаковку и иную подготовку произведенных или реализуемых товаров(включая предпродажную подготовку);

·        другие производственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

·        приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, спецодежды и другого имущества;

·        приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;

·        приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

·        оплату услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. Сюда включаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно- материальных ценностей.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Не относятся к возвратным отходам остатки товарно- материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров, а так же попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического товара.

При определении размера материальных затрат при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

·        метод оценки по себестоимости единицы запасов;

·        метод оценки по средней стоимости;

·        метод оценки по себестоимости первых во времени приобретения(ФИФО);

·        метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений(ЛИФО).

К материальным затратам относят  косвенные расходы, рассмотрим ре распределение косвенных расходов на примере  общепроизводственных расходов, общехозяйственных расходов, представительских расходов,  расходов будущих периодов.

Если на предприятии принята цеховая структура управления производством, то для учета общепроизводственных (цеховых) расходов используют собирательно- распределительный счет 25, субсчет 2 «Общепроизводственные расходы». По характеристике счет 25/2 аналогичен счету 25/1.[3]

На счете 25/2 учитывают следующие расходы:

·        заработную плату ИТР, служащих и МОП цеха;

·        Единый социальный налог и страховые взносы в ПФ РФ;

·        содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря;

·        амортизацию зданий и цехов;

·        обеспечение нормальных условий труда  и техники безопасности;

·        прочие (расходы на содержание цеховых лабораторий, расходы на рационализацию и т.д.);

·        потери от простоев.

Общехозяйственные расходы – расходы, не имеющие непосредственного   отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом.

К общехозяйственным расходам относят:

1.Расходы на управление организацией:

·        заработная плата аппарата управления;

·        командировочные расходы;

·        представительские расходы;

·        содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;

·        единый социальный налог и страховые взносы в ПФ;

2.Прочие расходы:

·        почтово- телефонные, телеграфные, типографические;

·        расходы на содержание оргтехники;

·        расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы;

·        оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

·        расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);

·        амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

·        расходы по подготовке кадров;

·        проведение опытов и испытаний.

Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно- распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости №15 по статьям затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц.   

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью,- это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.

К представительским расходам относят затраты по:

·        проведению официального приема представителей;

·        транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно- зрелищных мероприятий;

·        буфетному обслуживанию во время переговоров;

Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением)смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете  и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции(работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.

Согласно гл. 25 НК РФ,  начиная с 2002г. норма для исчисления представительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.

Представительские расходы в бухгалтерском учете предприятия

Калькулирования определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы продукции отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Основная задача калькулирования состоит в том, чтобы определить издержки, которые приходятся на единицу продукции, предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляции.

В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляции: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм или смет.

Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и консервировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции и используется для контроля за выполнением для плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

  Производственный учет, являясь частью бухгалтерского учета, предлагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции.

Калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)  можно подразделить условно на три этапа:

1.     Исчисление себестоимости всей выпущенной продукции в целом;

2.     Определение фактической себестоимости по каждому виду продукции;

3.     Определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы.

Калькулирования себестоимости продукции является необходимым процессом при управлении производством. Содержащаяся в современных системах калькулирования информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать:

·        Целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

·        Установление оптимальной цены на продукцию;

·        Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

·        Целесообразность обновления действующей технологии;

·        Оценка качества управленческого персонала.

Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при котором определяется фактическая себестоимость продукции , а также издержки на единицу продукции.

В зависимости от организации и технологии производства, вида и ассортимента производимой продукции, применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции:

·        Показательный;

·        Попередельный;

·        Нормативный;

·        Попроцессорный (простой).

Показательный метод учета применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах. При этом методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции.

В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленной статей калькуляции в карточке учета производства.

Учет прямых затрат по заказу ведут на основании первичных документов, отражающих расход материалов, заработной платы, выработку и т.д.

Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или отрасли способам. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют после выполнения заказа.

Попередельный метод затрат применяется там, где процесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел.

Нормативный метод учета затрат на производство применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

На таких производствах отдельные виды затрат учитываются по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируют изменение текущих норм в результате организационно технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

1.4.Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции.

  Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем  при формировании годовой бухгалтерской отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на следующие этапы:

·        Списание себестоимости работ (услуг) со счета 23;

·        Закрытие счетов 25 и 26;

·        Списание себестоимости готовой продукции ;

·        Определение финансового результата от продаж на счете 90;

·        Определение сальдо прочих доходов и расходов на счете 91;

·        Определение остатка на счете 99.

В течение отчетного месяца на счетах 20«Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием  производства и управлением, в течение отчетного месяца учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

На дебете счета 25 отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и прочие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 расходы в конце месяца полностью списываются на счета 20 и 23, т.е. счет 25 ежемесячно закрывается и остатка на конец месяца на нем не должно быть.

На дебете счета 26 отражаются затраты на зарплату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово- телеграфные, телефонные расходы, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течение месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в зависимости от выбранной учетной политики или в дебет счета 20 «Основное производство», или в дебет счета 90 «Продажи». На этом счете на конец месяца остатка быть не должно.

Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются с кредита данного счета в дебет счета 20(23), т.е. на этом счете на конец месяца остатка также не бывает.

Таким образом, на калькуляционных счетах 20 и 23  в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ, услуг.

В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 в дебет счета 40 «Выпуск   продукции (работ, услуг)» (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости), или дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции по фактической себестоимости).

Учет готовой продукции в течение месяца ведут по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускной цене и т.д.). В конце месяца выявляют отклонения по готовой продукции.













[1] Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. «Методика финансового анализа».- М.: ИНФРА – М,1995.-113с

[2] С.И. Бакина, Л.В. Злобина, И.А. Исаева , С.Г. Исаев «Самоучитель по бухучету.». 5-е издание, переработанное и дополненное .-М.: Бератор, 2004.-384с

[3] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет», учебное пособие.- Ростов н/Д: феникс,2004.-511с (Серия «высшее образование»)