Содержание



Введение. 3

1. Интеграционные процессы развития корпораций. 5

2. Корпорация De Beers. 14

Заключение. 19

Список литературы.. 21

Введение


Экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — вос­полнение или integer — целый. Международная экономическая ин­теграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качест­венные характеристики. Основные формы мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного общества. Возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подав­ляющая часть международного кооперационного обме­на, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка.

Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа миро­хозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развиты­ми странами и группами стран. Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудо­вых ресурсов, ведущей к международному перемеще­нию такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Ди­версифицировались регионы приложения ресурсов им­мигрантов, их качественный, квалифицированный со­став. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая офици­альные границы и отменяя многие формальности.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение интеграционных процессов развития корпораций.

В связи с этим выделим следующие цели:

1.     Раскрытие интеграционных процессов развития корпораций;

2.     Раскрытие преимуществ крупных корпораций в конкурентной борьбе;

3.     Рассмотрение крупной корпорации на примере De Beers.


1. Интеграционные процессы развития корпораций


Периодически повторяющиеся финансовые кризисы все-таки не проходят без некоторой пользы для пострадавших, стимулируя поиск путей для упрочения ими своих позиций. К деловым и финансовым кругам приходит понимание более основательного взаимодействия: финансовая стабильность может быть обеспечена только реальной экономикой, структурной устойчивостью ее основных производственных звеньев. Именно поэтому в последнее время заговорили о том, что финансовый рынок начал разворачиваться лицом к производству, и показателем этого процесса является рост собственных финансовых ресурсов банков, направляемых на поддержание деятельности предприятий и их долгосрочных инвестиционных проектов.

Промышленности этим долгожданным моментом необходимо воспользоваться для решения своей главной проблемы: многим предприятиям в целях повышения конкурентоспособности требуется определиться в инвестиционных источниках для обновления и реструктуризации мощностей с одновременным повышением технического уровня производства и выпускаемой продукции.

У государства, как уже отмечалось выше, нет возможностей и далее ослаблять налоговый пресс, исполняя свои обязательства в социальной и оборонной сферах, выделяя соответствующие трансферты регионам и финансируя правительственные заказы для своих нужд. Зато оно способно и обязано усилить свою регулирующую роль в формировании и осуществлении такой научно-промышленной политики, которая способствовала бы оптимизации структуры отечественной промышленности. Мало создать благоприятный инвестиционный климат — необходимо создать условия, способствующие повышению эффективности самой структуры экономики, а также функционального, организационного и финансового построения бизнеса.

Особенностью процессов, происходящих в экономике в настоящее время, является то, что настала очередь, чтобы в фокусе этой политики оказались уже не столько предприятия сами по себе, но и те проблемы их адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования, которые могут быть решены уже только на более высоком, корпоративном уровне.

Дело в том, что повышение научно-технического и технологического уровня экономики предполагает завершенное построение технологических цепочек производств (как последовательных, так и параллельных; как новых, так и уже действующих) в одной структуре на основе не только распространения новейших технологий, но и усложнения связей в самих цепочках, включая платежеспособных потребителей продукции. Иначе инвестиции могут оказаться недостаточно или совсем неэффективными. Непосредственные результаты консолидации проявляются не только в снижении трансакционных издержек, повышении рентабельности производства, но и в прогрессивных структурных сдвигах, укрупнении бизнеса, повышении его конкурентоспособности.

Выход на этот уровень предполагает консолидацию усилий отдельных предприятий в борьбе за рынок, концентрацию ресурсов, устранение конкуренции на промежуточных стадиях производства товаров и снижение внутренних издержек. Интеграция должна обеспечивать построение горизонтальных технологических цепочек, включающих завершающие стадии производственного цикла. Но не только. Помимо этого необходимо создание управленческой вертикали, способной осуществлять маркетинговую стратегию по контролю и увеличению совокупной доли этих предприятий на рынке в масштабах страны, аккумулировать и оптимизировать необходимые для этого ресурсы, в первую очередь финансовые. Таким образом, речь должна идти об оптимизации производства и бизнеса посредством объединения интересов предприятий в горизонтально - или вертикально-интегрированные бизнес-группы с соответствующей финансовой и торгово-сбытовой инфраструктурой[1].

Интеграция производств в крупные структуры позволяет получать экономический эффект благодаря действию комплекса факторов:

а) концентрации ресурсов на важнейших направлениях расширенного воспроизводства;

б) больших возможностей по отстаиванию своих интересов на зарубежных рынках;

 в) улучшения качества менеджмента (управленческих технологий и кадрового состава) на каждом предприятии объединения.

Собственные ресурсы холдингов умножаются, если им оказывает поддержку банковская система, причем не только кредитными средствами, но и квалифицированным консалтингом: финансовым, юридическим, стратегическим, организационным, предоставлением экономических обоснований по трансформации предприятий (их слиянию, поглощению, покупке и продаже), поведению на рынках ценных бумаг и т.д.

Как показывают результаты анализа, проводимого рейтинговыми агентствами, крупные объединения предприятий намного эффективней мелких и средних компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и по темпам роста производства. Единственная отрасль, в которой средний бизнес эффективней крупного, — пищевая промышленность, но и там создаются отношения холдингового типа.

Первоначально процесс создания крупных интегрированных структур в российской экономике проявился в нефтяной промышленности, затем он распространился на другие отрасли. Уже объявлено о планах правительства осуществить программу реструктуризации и до 2006 г. преобразовать свыше полутора тысяч предприятий российского ОПК примерно в 50 крупных интегрированных структур (7 холдингов в авиапромышленности, 14 — в судостроении и т.д.).

Интеграционные процессы развиваются по разным направлениям, предполагающим вертикальную или горизонтальную схему консолидации[2].

Вертикальная интеграция наиболее характерна для производств, включающих длинные цепочки и большое число технологических переделов от получения сырья до его переработки: в металлургии, нефтегазовой и химической промышленности. Это позволяет получать максимальный выигрыш в результате контроля цен по всей цепочке, создающей добавленную стоимость, их демпинга внутри структуры.

Горизонтальная интеграция более свойственна многоотраслевым структурам, когда объединения, создаваемые в одной отрасли или подотрасли, проникают в смежные сектора экономики. Таким образом, достигается диверсификация деятельности, повышается ресурсная мобильность, увеличивается доля подконтрольного рынка. Так, металлургические группы компаний, владеющие горнообогатительными предприятиями, трубными заводами, приобрели контроль над автомобильными заводами — крупными потребителями их продукции. Группа компаний Северсталь контролирует Ульяновский автозавод, в состав «Сибала» вошли Горьковский автозавод и АО «Павловский автобус», компании, контролируемые Газпромом, функционируют в химической, металлургической, нефтехимической промышленности.

         Диверсифицированные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.

Интеграционные процессы способствуют росту ее совокупного потенциала: научно-технического, технологического, производственного, инвестиционного, кадрового. Сокращается число убыточных предприятий, растет производительность труда, улучшается структура и конкурентоспособность производств, все больше соответствуя требованиям рынка.

ТНК — это корпорации, производственная и торгово-сбытовая деятельность которых вынесена за пределы национального государства, активно использующие объективные тенденции международного разделения труда и усиливающие процессы интернационализации мира, способствующие установ­лению новых схем во всемирном разделении труда[3].

Отраслевая же структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний занято в сфере производства (они специализируются, прежде всего, на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации, заключающийся в переплетении различных хозяйственных структур. В этом процессе ос­новной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК).

Сегодня ТНК – это международные хозяйствующие субъекты, преимущественно обеспечивающие интеграцию в отраслевом разрезе. Именно поэтому транснационализацию часто называют интернационализацией вглубь.

В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных корпораций, ТНК часто определяют как многонациональную компанию или МНК (Хасбулатов, 2001). Тем не менее, ряд исследователей (Семенов, 1999) считают МНК отдельной группой международных образований. Семенов К.А. считает, что ТНК, представляют собой крупнейшие компании преиму­щественно с однонациональным акционерным капиталом и характе­ром контроля над деятельностью всей корпорации, тогда как МНК – это тресты, концерны и другие производствен­ные объединения, которые являются международными фирмами не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними.

ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем всё более широкое распространение процессе рас­ширения и углубления производственных связей между предпри­ятиями разных стран.

Интеграция с вертикальными структурами ТНК является важной базой промышленной модернизации переходных экономик, и все же ее следует рассматривать в качестве первого шага, за которым должно последовать дальнейшее совершенствование модели. Местные филиалы ТНК в постсоциалистических странах показывают пример глубокой интеграции, если их деятельность содержит элементы новой предпринимательской модели НЭ (когда в создании добавленной стоимости участвуют не только материальные, но в определенной доле и нематериальные факторы).

Политика содействия динамичному совершенствованию модели интеграции включает поддержку специализации на предпринимательских услугах, а также развития третичной промышленной сферы (переход ведущих компаний в части своей деятельности от производства товаров к предоставлению услуг и развитию программных продуктов).

Кроме того, промышленная политика призвана способствовать расширению корпоративных функций местных филиалов. В эпоху, когда производство является системным, а не чисто физическим процессом, однофункциональные предприятия в переходных экономиках могут сохранить позиции в рамках структуры своих ТНК лишь в том случае, если примут на себя дополнительные корпоративные функции, связанные с их производственной деятельностью (материальное обеспечение, логистика, НИОКР, разработка программного продукта, услуги по технической поддержке, маркетинг и продажа и т.д.).

Специфика экспансии ТНК заключается в организации производства товаров на заграничных подконтрольных корпорациях. Национальная фирма, оперирующая на внешних рынках, как правило, не имеет зарубежных филиалов и капиталовложений и получает свои доходы от продажи товаров, произведенных в "своей" стране. ТНК же использует труд работников многих стран непосредственно в процессе производ­ства, то есть для нее характерна интернационализация самого процесса производства прибавочной стоимости. В то время как для национальной фирмы характерна лишь интернационализация прибавочной стоимости в процессе реализации.

Располагая универсальной промышленной базой, ТНК проводит такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка, динамичную политику в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в национальном, континентальном и международном масштабах для всех подразделений (филиалов) материнской корпорации как единого целого.

Основными преимуществами крупных корпораций  явля­ются:

·                    использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и особенно результатами НИОКР;

·                    возмож­ность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом объема их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цен и квалификации рабочей силы, стоимости и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также полити­ко-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;

·                    возможность аккумулирования капитала в рамках всей сети корпорации;

·                    использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;

·                    постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах; рациональная организационная структура корпорации;

·                    опыт международного менеджмента.

Также важно отметить, что ТНК создают внутрикорпоративные рынки, которые рыночными законами не управляются. Внутрикорпоративную торговлю называют квазиторговлей, а значит, ТНК препятствуют развитию мирового товарооборота. Сегодня внутрикорпоративного товарооборот растет более высокими темпами, чем МТ, а значит, его доля в МТ также неуклонно растет. Особенно это касается сферы услуг.

Такая динамика внутрикорпоративного товарооборота объясняется:

·                    большей прибыльностью этой торговли

·                    наиболее короткий путь для проникновения на иностранные рынки

·                    возможность ускорить процесс заключения и использования коммерческих контрактов, а значит, и более эффективно управлять коммерческо-сбытовой деятельностью.

В наибольшей степени этим преимуществами пользуются ТНК США. У них доля внутрикорпоративного товарооборота составляет в среднем 45% от их общего оборота.

Манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания в другую отрасль, из одной страны в другую и штаб-квартиру ТНК в развитых странах. В результате нейтрализуется действие тенденции нормы прибыли к понижению, достигается главная цель капитала — прибыль.

В современных условиях ТНК все чаще входят в состав международных консорциумов, концернов, распространяя свое влияние на многоотраслевые комплексы. Таким образом, они получают возможность регулировать рынок, учитывая его потребности, формируя спрос на свою продукцию еще до начала производства. Это способствует развитию МТ.

Сегодня часто говорят об объединении ТНК и ТНБ, называемым транснациональной финансовой олигархией. Таким образом, ТНБ выступают финансовой основой развития ТНК, чему эффективно служат их отделения, сеть которых раскинута по всему миру (более 5 тысяч отделений 140 ТНБ приходилось на середину 80-х годов); в 90-е годы этот процесс еще более ускорился.

Интеграционные процессы развиваются по разным направлениям, предполагающим вертикальную или горизонтальную схему консолидации.

Вертикальная интеграция наиболее характерна для производств, включающих длинные цепочки и большое число технологических переделов от получения сырья до его переработки: в металлургии, нефтегазовой и химической промышленности. Это позволяет получать максимальный выигрыш в результате контроля цен по всей цепочке, создающей добавленную стоимость, их демпинга внутри структуры.

Горизонтальная интеграция более свойственна многоотраслевым структурам, когда объединения, создаваемые в одной отрасли или подотрасли, проникают в смежные сектора экономики. Таким образом, достигается диверсификация деятельности, повышается ресурсная мобильность, увеличивается доля подконтрольного рынка. Так, металлургические группы компаний, владеющие горнообогатительными предприятиями, трубными заводами, приобрели контроль над автомобильными заводами — крупными потребителями их продукции. Группа компаний Северсталь контролирует Ульяновский автозавод, в состав «Сибала» вошли Горьковский автозавод и АО «Павловский автобус», компании, контролируемые Газпромом, функционируют в химической, металлургической, нефтехимической промышленности.

         Диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет[4].

Интеграционные процессы способствуют росту ее совокупного потенциала: научно-технического, технологического, производственного, инвестиционного, кадрового. Сокращается число убыточных предприятий, растет производительность труда, улучшается структура и конкурентоспособность производств, все больше соответствуя требованиям рынка.

Отраслевая же структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний занято в сфере производства (они специализируются, прежде всего, на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Если сравнивать рыночную и централизованно управляемую системы, то главными их различиями следует назвать не эффективность и не свободу, а уровень осознанности осуществляемых процессов. По этому критерию рыночная система является стихийной , или преимущественно стихийной , поскольку в ней присутствуют элементы осознанности действий, а централизованно управляемая система - плановой, или планово организованной.

Эффективность конкурентного рынка ограничивается мелким и средних размеров производством. Крупное производство предполагает плановое ведение хозяйства, в том числе плановое ценообразование, и для реализации этого принципа при необходимости привлекает аппарат государственного управления экономикой.


2. Корпорация De Beers


Первого сентября 1870 года в порту Дурбан в английской колонии Наталь с корабля “Европа” на берег сошел скромный белый юноша по имени  Сессиль Родс. Тогдашнему Родсу, у которого за душой было всего двести фунтов, предстояло стать одним из самых влиятельных людей мира, финансовым магнатом, отцом-основателем крупнейшей корпорации.

Карьера давалась не легко. Начав с торговли оружием, Родс вскоре накопил денег на небольшую старальческую ферму, которая называлась “Де Бирс” и располагалась рядом с местом, возле которого были обнаружены залежи алмазов. В 1873 году Родс начал амальгацию, т.е. скупку участков старателей и здорово в этом преуспел. Если в 1872 году его капитал составлял пять тысяч фунтов, то к середине 1873 года он удвоился, а затем удваивался снова и снова[5].

Первого апреля 1880 года было провозглашено создание компании алмазных копей Де Бирс дайамонд майнинг компани, с объявленным капиталом в двадцать тысяч фунтов.

К концу 1885 года капитал Де Бирс достиг 842 тысяч фунтов. Рос капитал, росло и влияние Родса. В 1883 году он становится президентом Де Бирс. В свои тридцать лет он стал богатым и влиятельным в одной из самых многообещающих сфер мирового бизнеса тех лет.

К 1887 году компания становится единственной в районе фермы Де Бирс. Родсу удалось снизить себестоимость добычи с 1882 до 1888 года в два с лишним раза, повысить дивиденды в восемь раз, а капитал компании – почти в двенадцать: с 200 тысяч до 2332 тысяч. Это достигалось махинацией и ужесточением мер борьбы против кражи алмазов. Одновременно вводилась система компаундов – лагерей, обнесенных колючей проволокой, где стали держать рабочих-африканцев.

Амальгацией занимались не только Родс и его компаньоны. Появились и другие крупные компании. Добыча росла, цена алмазов на мировом рынке падала. Только за пять лет она упала на тридцать процентов.

В 1887 году Родс начал последнюю, решающую схватку за алмазы – схватку за объединение под своей властью всех алмазных полей. К тому времени у него остался только один серьезный соперник – Барни Барнато, глава Компании кимберлийских копей. Родс атаковал, играл на повышение и понижение курса акций, запугивал соперников и подчинял одну за другой еще сохранявшие самостоятельность компании, даже в Кимберли, цитадели могущества Барнато. Путем сложной биржевой игры Родс ставил эти компании перед выбором: разориться или подчиниться Де Бирс.

13 марта 1888 года место соперничающих компаний заняла объединенная компания Де Бирс – Де Бирс консолидейтед майнз компани ( De Beers Consolidated Mines Company). На первом же заседании акционеров в мае 1888 года Родс заявил: “Мы возглавляем дело, которое едва ли не является государством в государстве”.

Объединенная Де Бирс сразу же уволила двести белых горняков и снизила себестоимость добычи. Добыча карата теперь стоила не больше десяти шиллингов, в то время, как на мировом рынке он стоил тридцать. В следующем, 1889 году Де Бирс поглотила копи Булфонтейна и Дютойтспана, а затем еще несколько более молодых копей, открытых в других районах. Родс стал контролировать всю добычу алмазов в Южной Африке и 90% всей мировой добычи. Капитал Де Бирс уже в 1890-ом оценивался громадной по тем временам суммой – 14,5 миллиона фунтов. А в ее копях работало двадцать тысяч африканцев.

Так возникла алмазная империя. Она монополизировала добычу алмазов не только в основном алмазном районе, на Юге Африки, но и распространила свою власть на другие страны и континенты.

До 1902 года корпорация обладала контролем над более чем 99% мирового производства алмазов. В настоящее время корпорация добывает только около 15% общего производство алмазов. Однако, следует заметить, что корпорация контролирует ежегодные продажи более чем 80% алмазов, годных для производства драгоценностей. Центральная Организация По Продажам (ЦОП) корпорации “Де Бирс” со штаб-квартирой в Лондоне контролирует реализацию большей части новых необработанных алмазов, имеющихся в наличии в любой данный год.

В 1925 году Эрнестом Оппенгеймером, который контролировал "De Beers" в то время, была предложена система синдиката. Через свой ЦОП корпорация реализует на рынке не только собственную продукцию, но и продукцию СССР, Анголы и некоторых стран Африки. У корпорации есть также и дочерние компании-синдикаты такие, как “Diamond Trading Company” и “Diamond Trading and Purchasing company”.

Ясно, что "De Beers" использует свое монопольное положение, чтобы контролировать цену алмазов. Она может диктовать условия и цены, по которым будет продавать. Она раздает огранщикам необработанные алмазы по тем нормам, которые выбирает сама. Она хранит большой запас камней, которые могла бы использовать, чтобы наводнить рынок и сокрушить потенциальных конкурентов, вызвав падение цен.

Огранщики, игнорирующие разработанные "De Beers" правила по покупке алмазов, могут оказаться без источника снабжения. Необработанные алмазы продаются на торгах, обычно проводимых в Лондоне. "De Beers" принимает от огранщиков предварительные заказы. На торгах огранщикам представляют “короб” алмазов разного качества и стоимостью по меньшей мере в 1 млн. Долларов. Корпорация не разрешает покупателям рассматривать набор в “коробе”. Он предлагается на условиях “взял - не взял”. Ожидается, что сайт-холдеры, так называются приглашенные покупатели, купят товар независимо от того, довольны они или нет. Редкие покупатели игнорируют выработанные "De Beers" правила и обычаи.

Когда спрос велик, ЦОП не колеблется повышать цены. В течение первой половины 1986 года спрос вырос, и "De Beers" ответила поднятием цен. Оптовая цена на алмаз сорта “Д”, не содержащий изъянов и величиной в 1 карат, в марте 1986 года возросла с 12600 долларов до 14500 долларов.

Главная особенность "Де Бирс" в том, что несмотря на гигантские размеры, корпорация целиком контролируется семьей Оппенгеймеров. Философия "Де Бирс" ближе к японской деловой идеологии (вечная жизнь компании), чем к американской (максимальная прибыль). "Де Бирс" не ставит целью достигнуть краткосрочного успеха. Предпочтение отдается надежным и долгосрочным партнерам, с которыми можно стабилизировать бизнес и зарабатывать постоянный, хотя и умеренный доход.

На сегодняшний день "Де Бирс" регулирует поставки более 70% алмазного сырья на мировой рынок. И поскольку все это сырье поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов – прежде всего. Иными словами, цены поддерживались на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.

Из всего этого можно сделать вывод, что "De Beers" ещё многие годы будет оставаться лидером на мировом алмазном рынке и приумножать свой капитал от года к году. 

Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.     Раскрытие интеграционных процессов развития корпораций;

2.     Раскрытие преимуществ крупных корпораций в конкурентной борьбе;

3.     Рассмотрение крупной корпорации на примере De Beers.

По первому вопросу нужно отметить, что  Интеграция производств в крупные структуры позволяет получать экономический эффект благодаря действию комплекса факторов:

-       концентрации ресурсов на важнейших направлениях расширенного воспроизводства;

-       больших возможностей по отстаиванию своих интересов на зарубежных рынках;

-       улучшения качества менеджмента (управленческих технологий и кадрового состава) на каждом предприятии объединения.

Интеграционные процессы развиваются по разным направлениям, предполагающим вертикальную или горизонтальную схему консолидации. Вертикальная интеграция наиболее характерна для производств, включающих длинные цепочки и большое число технологических переделов от получения сырья до его переработки: в металлургии, нефтегазовой и химической промышленности. Горизонтальная интеграция более свойственна многоотраслевым структурам, когда объединения, создаваемые в одной отрасли или подотрасли, проникают в смежные сектора экономики. Диверсифицированные же корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией.

По второму вопросу следует отметить, что преимуществом в конкурентной борьбе является плановое ведение хозяйствования, при том, когда мелкие фирмы управляются стихийно.

По третьему вопросу была рассмотрена корпорация «Де Бирс». Она монополизировала добычу алмазов не только в основном алмазном районе, на Юге Африки, но и распространила свою власть на другие страны и континенты.

«Де Бирс» не ставит целью достигнуть краткосрочного успеха. Предпочтение отдается надежным и долгосрочным партнерам, с которыми можно стабилизировать бизнес и зарабатывать постоянный, хотя и умеренный доход.



Список литературы



1.     Березной А.В. Интернационализация предпринимательского капитала развивающихся стран - М.: Дело, 1999.

2.     Богокин А.Л. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации.- М.: Логос, 2001.

3.     Герасимов В.В. Повышение роли транснациональных корпораций в мировом капиталистическом хозяйстве. М.: Логос, 2000

4.     Камаев В. А.. Основы рыночной экономики. – М.: Инфра-М, 2001

5.     Рыночная экономика: Учебник – М.: Статистика, 1992

6.     Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика – М.: Инфра-М, 2000

7.     Бриллиантовый Веер // Эксперт, №3, 2001, с 31-34.



[1] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика – М.: Инфра-М, 2000  - с 143.


[2] Богокин А.Л. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации.- М.: Логос, 2001. – с 82.


[3] Богокин А.Л. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации.- М.: Логос, 2001. – с 103.


[4] Герасимов В.В. Повышение роли транснациональных корпораций в мировом капиталистическом хозяйстве. М.: Логос, 2000. – с 78.


[5] Бриллиантовый Веер // Эксперт, №3, 2001, с 31.