Содержание

1. Классификация методов социально-экономического прогнозирования. 3

2. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях. 4

3. Прогнозирование социальных вопросов. 10

Задача 7. 14

Список литературы.. 15

1. Классификация методов социально-экономического прогнозирования.

В настоящее время, по оценкам специалистов, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике используется в качестве основных около 20.

Под методами социально-экономического прогнозирования следует по­нимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндо­генных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их изме­нений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести сужде­ния определенной достоверности относительно будущего его (объекта) развития.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу дей­ствия; способу получения и обработки информации; направлениям и на­значению прогнозирования; процедуре получения параметров прогноз­ной модели и некоторым другим. Например, по принципу обработки ин- формации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математичес­ких закономерностей развития и математических взаимосвязей характе­ристик объекта с целью получения прогнозных моделей.

Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в законо­мерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.

Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, ре­ализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнози­рования. В свою очередь их можно разделить на методы исследования ди­намики развития объекта и методы исследования и оценки уровня разви­тия объекта. [7.c.15]

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозиро­вания по степени формализации, в соответствии с которой нее методу можно разделить на интуитивные (методы экспертных оценок) и форма­лизованные.


2. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях.


Слово «методология» образовано от сочетания двух слов: метод и логи­ка. Метод — путь исследования или познания; логика — наука о законах мышления.

Методология вообще — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; характеризует внутреннюю организа­цию и регулирование процесса познания или фактического преобразова­ния какого-либо объекта.

Под методологией планирования понимается система подходов, прин­ципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования пла­новых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы разви­тия общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой эко­номической теории и хозяйственной практики.

Важнейшими составными элементами методологии планирования яв­ляются принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.

Принципы планирования — основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых доку­ментов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменя­ются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.

Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффектив­ности общественного производства, принцип пропорциональности и сба­лансированности, принцип приоритетности, принцип согласования крат­косрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, до­стижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе раз­работки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потреб­ностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства пре­дусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и ове­ществленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбереже­ния и проявляется через систему показателей эффективности: рост про­изводительности труда, снижение материале— и энергоемкости произ­водства, повышение фондоотдачи. [7.c.45]

Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет за­просы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру обще­ственного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования. Реализация этого принципа предполагает:

эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;

паритет различных форм собственности в пользовании материальны­ми, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспе­чивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функ­ционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделе­ний общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроиз­водственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддер­жание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявля­ется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и террито­риальные пропорции.

Принцип приоритетности (от лат. «первый») следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладаю­щее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора при­оритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом обществен­но-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важней­ших общегосударственных проблем.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач пред­полагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического раз­вития страны с достижением научно обоснованных стратегических це­лей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих пла­новых документов.

Методы планирования как составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью кото­рых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математи­ческие методы.

Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребнос­тей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и коор­динации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, терри­торий и народного хозяйства в целом.

Нормативный метод основан на определении и использовании про­грессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплекс­ных программ и предназначен для обоснования плановых решений мак­роэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

Математические методы дают возможность использовать в планирова­нии экономико-математические модели и вычислительную технику с це­лью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разра­ботки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Со­отношение между различными методами разработки общегосударствен­ных планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед экономикой, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-це­левой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и норматив­ный методы планирования.

Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и ад­министративно-правовой ответственности. Система экономического сти­мулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических ре­гуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т. д.).

Методология планирования закрепляется в нормативных документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению пла­нов, формах, показателях планов и способах их обоснования.

Показатели планов представляют собой форму количественного выра­жения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структу­ру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, насколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ре­сурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.

Посредством применения одного какого-либо показателя можно оха­рактеризовать отдельное явление, процесс или его сторону. Народное хо­зяйство представляет собой сложный механизм, где происходят многооб­разные экономические явления и процессы в их взаимосвязи, поэтому содержание плана выражается системой показателей, посредством кото­рой осуществляется централизованное управление процессом воспроиз­водства и развитием социально-экономических отношений.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикатив­ные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого периода. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных эта­пов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных в числе методологических проблем, характерных для переходной экономики.

Составной частью методологии планирования является методика, пред­ставляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономи­ческих, технико-экономических и экономико-математических расчетов, не­обходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования — это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последователь­ность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. Логи­ка планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — сово­купность процедур сбора, обработки и использования планово-экономи­ческой информации.

Главной Идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести сле­дующие компоненты:

формулирование системы целей планирования;

анализ исходного уровня, т. е. состояние планируемого объекта в про­шлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;

определение ресурсов общества — тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом периоде;

согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений. [5.c.40]


3. Прогнозирование социальных вопросов.


Социальная политика — политика государства, направленная на ос­лабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных кон­фликтов.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость выработки новых механизмов реализации социальной политики.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое мате­риальное положение.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и усло­вий жизни людей.

2. Обеспечение эффективной занятости населения.

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспе­чения жильем.

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, мо­лодежи.

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации; снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Исходя из постановления Правительства Российской Федерации «О про­грамме социальных реформ в Российской Федерации на период 2000—2004 годов» (с изм. на 27 июля 1998 г.) от 26 февраля 1997 г. № 222, намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996—1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики необходимо осуществить комплекс мер по ста­билизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масшта­ба бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям;

упорядочение действующей системы льгот; формирование системы госу­дарственных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного мини­мума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающих­ся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жи­лищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги. При проведении этих мер основной акцент должен быть сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на соци­альные нужды, усиление адресности социальной поддержки, привлече­ние внебюджетных финансовых источников. [3.c.67]

На втором этапе (2002—2004 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения рас­ходов на социальные нужды, должны быть созданы объективные предпо­сылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума различных групп населения в соответствии с Законом Российской Федерации «О прожи­точном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ, ввести новый социальный стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во вне­бюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пе­ресмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджет­ной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных до­ходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной программы создания и сохранения ра­бочих мест;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать рефор­мирование системы социального страхования,

ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на со­циальные нужды на основе введения государственных минимальных со­циальных стандартов.

Решать конкретные задачи в социальной области предстоит органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправле­ния исходя из местных условий, уровня экономического развития, де­мографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения. Субъектам РФ отводится ве­дущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ и предоставления адресной социальной помощи, решении других насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты и быта людей по месту их проживания.

Главными задачами, которые ставятся постановлением Правительства Российской Федерации «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 2000-2004 годов» (с изм. на 27 июля 1998 г.), явля­ются:

1. Конкретизация направлений и этапов реформ в важнейших социальных сферах: труд и трудовые отношения, занятость и социальная защита, социальное страхование и пенсионное обеспечение, развитие социаль­но-культурных отраслей.

2. Определение механизмов реализации реформ по этим направлениям.

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти, субъектов РФ по реформированию социальной сферы.

4. Координация деятельности по реализации федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие социальной сферы, концентра­ция ресурсов на приоритетных направлениях социальных реформ. [7.c.25]

Задача 7


Используя экспоненциального сглаживания составить прогноз ВРП на следующий год, при условии, что задан временной ряд показателя валовой продукции (Yt) в регионе за 4 года в млн.руб. в сопоставимых ценах.

Таблица

Год

1

2

3

4

Yt

25

37

32

45


Решение


α = 2/m+1

где m – число наблюдений

α = 2/4+1 = 0,4

S1 = α*Yt + (1-α)

S2 = α S1 +(1 – α)

Yt – последний год наблюдения.

S1 = 0.4*45+(1-0.4) = 19

S2 = 0.4 *19 + (1-0.4) = 8.2

A = 2S1 – S2

B = α/1- α * A

A = 2*19-8.2 = 29.8

B = 0.4/1-0.4 * 29.8 = 19.87

Yt = 29.8+19.87 = 49.67

Вывод: Прогноз ВРП на 5 год составит 49,67 млн.руб.

Список литературы

1.     Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М Финансы и статистика, 1998.

2.     Багршовский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. М., 1992.

3.     Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.

4.     Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 832 с.

5.     Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 318 с.

6.     Стратегическое планирование: Учебник /Под ред. ЭА Уткина. — М.: Тандем, 1998.

7.     Черныш Е.Л. Прогнозирование и планирование, М.: Издательство. ПРИОР, 2002. 176 с.