Содержание
1. Классификация методов социально-экономического прогнозирования. 3
2. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях. 4
3. Прогнозирование социальных вопросов. 10
Задача 7. 14
Список литературы.. 15
1. Классификация методов социально-экономического прогнозирования.
В настоящее время, по оценкам специалистов, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике используется в качестве основных около 20.
Под методами социально-экономического прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего его (объекта) развития.
Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим. Например, по принципу обработки ин- формации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы.
Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей.
Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.
Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования. В свою очередь их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта. [7.c.15]
Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой нее методу можно разделить на интуитивные (методы экспертных оценок) и формализованные.
2. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях.
Слово «методология» образовано от сочетания двух слов: метод и логика. Метод — путь исследования или познания; логика — наука о законах мышления.
Методология вообще — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; характеризует внутреннюю организацию и регулирование процесса познания или фактического преобразования какого-либо объекта.
Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории и хозяйственной практики.
Важнейшими составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.
Принципы планирования — основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.
Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности общественного производства, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.
Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, достижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе разработки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материале— и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи. [7.c.45]
Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования. Реализация этого принципа предполагает:
эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;
паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Принцип приоритетности (от лат. «первый») следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.
Методы планирования как составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы.
Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.
Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.
Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.
В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разработки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Соотношение между различными методами разработки общегосударственных планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед экономикой, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования.
Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и административно-правовой ответственности. Система экономического стимулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических регуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т. д.).
Методология планирования закрепляется в нормативных документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, показателях планов и способах их обоснования.
Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, насколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.
Посредством применения одного какого-либо показателя можно охарактеризовать отдельное явление, процесс или его сторону. Народное хозяйство представляет собой сложный механизм, где происходят многообразные экономические явления и процессы в их взаимосвязи, поэтому содержание плана выражается системой показателей, посредством которой осуществляется централизованное управление процессом воспроизводства и развитием социально-экономических отношений.
Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого периода. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных в числе методологических проблем, характерных для переходной экономики.
Составной частью методологии планирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей.
Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования — это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. Логика планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации.
Главной Идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:
формулирование системы целей планирования;
анализ исходного уровня, т. е. состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;
определение ресурсов общества — тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом периоде;
согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений. [5.c.40]
3. Прогнозирование социальных вопросов.
Социальная политика — политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных конфликтов.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость выработки новых механизмов реализации социальной политики.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное положение.
Стратегическими целями социальной политики являются:
1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей.
2. Обеспечение эффективной занятости населения.
3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.
4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи.
5. Нормализация и улучшение демографической ситуации; снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.
6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Исходя из постановления
Правительства Российской Федерации «О программе социальных реформ в Российской
Федерации на период 2000—2004 годов» (с изм. на 27 июля
На первом этапе (1996—1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштаба бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.
Важнейшими среди этих мер являются: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям;
упорядочение действующей системы льгот; формирование системы государственных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги. При проведении этих мер основной акцент должен быть сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, привлечение внебюджетных финансовых источников. [3.c.67]
На втором этапе (2002—2004 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, должны быть созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:
повысить минимальные
государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня
прожиточного минимума различных групп населения в соответствии с Законом
Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24
октября
внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;
пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;
начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования,
ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
Решать конкретные задачи в социальной области предстоит органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления исходя из местных условий, уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения. Субъектам РФ отводится ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ и предоставления адресной социальной помощи, решении других насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты и быта людей по месту их проживания.
Главными задачами,
которые ставятся постановлением Правительства Российской Федерации «О программе
социальных реформ в Российской Федерации на период 2000-2004 годов» (с изм. на
27 июля
1. Конкретизация направлений и этапов реформ в важнейших социальных сферах: труд и трудовые отношения, занятость и социальная защита, социальное страхование и пенсионное обеспечение, развитие социально-культурных отраслей.
2. Определение механизмов реализации реформ по этим направлениям.
3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ по реформированию социальной сферы.
4. Координация деятельности по реализации федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие социальной сферы, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях социальных реформ. [7.c.25]
Задача 7
Используя экспоненциального сглаживания составить прогноз ВРП на следующий год, при условии, что задан временной ряд показателя валовой продукции (Yt) в регионе за 4 года в млн.руб. в сопоставимых ценах.
Таблица
Год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Yt |
25 |
37 |
32 |
45 |
Решение
α = 2/m+1
где m – число наблюдений
α = 2/4+1 = 0,4
S1 = α*Yt + (1-α)
S2 = α S1 +(1 – α)
Yt – последний год наблюдения.
S1 = 0.4*45+(1-0.4) = 19
S2 = 0.4 *19 + (1-0.4) = 8.2
A = 2S1 – S2
B = α/1- α * A
A = 2*19-8.2 = 29.8
B = 0.4/1-0.4 * 29.8 = 19.87
Yt = 29.8+19.87 = 49.67
Вывод: Прогноз ВРП на 5 год составит 49,67 млн.руб.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М Финансы и статистика, 1998.
2. Багршовский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. М., 1992.
3. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.
4. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 832 с.
5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 318 с.
6. Стратегическое планирование: Учебник /Под ред. ЭА Уткина. — М.: Тандем, 1998.
7. Черныш Е.Л. Прогнозирование и планирование, М.: Издательство. ПРИОР, 2002. 176 с.