Оглавление
Оглавление………………………………………………………………………….2
1. Экономика как хозяйственная деятельность. Потребности и ресурсы. Факторы производства…………………………………………………………….3
2. Экономические отношения и их место в экономической системе……….10
Список литературы……………………………………………………………….15
1. Экономика как хозяйственная деятельность. Потребности и ресурсы. Факторы производства
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что термин «экономика» определяет не одно, а два понятия. Первое означает хозяйственную деятельность людей, второе же характеризует науку, изучающую такую деятельность.
Реальная экономика – это область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:
1. естественные – земля, леса, полезные ископаемые и все другие блага, созданные первозданной природой;
2. экономические – продукты, образно говоря, «второй природы», творцом которой является человек.
Значит, главная функция (назначение) практической экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. При этом изготавливаются два вида экономических благ: предметы потребления и средства производства (условия созидательной деятельности).
Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второго рода – средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т.п.). Без них нельзя изготовить предметы потребления.
Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство – распределение – обмен – потребление.
Началом здесь является непосредственное производство – созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).[2, 384 c.]
Производство является основой для всей хозяйственной деятельности. Если не создан продукт, то и нечего распределять, обменивать и потреблять.
Распределение – такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве, чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный в процессе созидательной деятельности, то определяется доля каждого человека в произведенном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.
Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, например, на автомобильном заводе, продукция которого – плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал.
Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников, используя также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, т.е. совершается производительное потребление. Вместе с тем потребление составляет особый – заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей.
Можно ли утверждать, что движение изготовляемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте? Экономическая статистика говорит об обратном: в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990 гг. темпы роста мирового хозяйства в среднем составили 2,8% в год, а в 1990-х годах достигали 3%. Стало быть, в рассмотренной схеме кругооборота явно не достает очень важного звена. Оно не только соединяет потребление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь идет о потребностях.
Потребность вообще – это особое психологическое состояние человека, ощущаемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.[3, 224 c.]
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям) различаются индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. По объекту запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда. Общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим поподробнее последний вид потребностей. Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к проявлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: застраховать машину, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее и т.д.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном в костре. Нашему современнику для приготовления мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство. Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени к более высоким.
Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей:
ü физиологические (в пище, воде, одежде, воспроизводстве рода)
ü в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты)
ü в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы, в дружбе и любви)
ü в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения)
ü в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека)
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желаний людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не стоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные – по существу безграничны.
Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой стране за определенный период. На основании этого руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключаться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.
И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос: каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике?
В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорций (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.
Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить справедливому движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, где за 80-е годы и в 90-х годах ХХ в. произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.
Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов расчет крайне медленно. В этом случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее «производство – распределение – обмен – потребление – потребности» напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую усугубляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.
Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления.
Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях? Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся:
ü низкий уровень материальной и духовной культуры общества, ограничивающий круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;
ü очень слабо развитое разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
ü низкие денежные доходы массы людей и высокий уровень цен, которые препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;
ü во многих случаях более высокие темпы увеличения численности населения стран по сравнению с расширением материальных условий его существования.
Третья тенденция - нормальная. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышаются уровни потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.
Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере выражают противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы, которыми располагает созидательная деятельность общества.
Производство включает три разнородных фактора. Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойственен всякому обществу.
Первый фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.
Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
Второй фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.
В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства т.д.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т.д.).[4, 368 c.]
Третий фактор – тоже вещественный – предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительный (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
Первый фактор – число работников – нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля в его составе трудоспособных людей.
Второй фактор – средства труда – можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и строительство зданий.
Третий фактор – прежде всего земля и полезные ископаемые – абсолютно ограничен. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведенных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины ХХI столетия.
2. Экономические отношения и их место в экономической системе
Вряд ли кто сможет доказать, что занимающихся хозяйственной деятельностью людей можно полностью уподобить одиночке Робинзону – герою романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Даже отважный Робинзон не мог бы выжить, если бы ему не достались после кораблекрушения необходимые предметы цивилизации и если бы не пришли ему на помощь другие люди. Из жизненной практики нам хорошо известна простая истина. Вступая в производственную деятельность, люди всегда находятся в определенных связях между собой, без чего невозможно вести общественное хозяйство.
В современном обществе экономические отношения связывают всех без исключения людей в единое целое. Каждый человек вольно или невольно зависит от услуг и результатов труда сотен и тысяч производителей, создающих экономические блага.
Теперь повнимательнее рассмотрим, что собой представляют экономические отношения между людьми. Они не однородны и подразделяются на два типа (и соответствующие им виды): отношения собственности, социально-экономические связи и организационно-экономические отношения.[1, 336 c.]
Отношения собственности – это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. В любой стране люди вынуждены решать три главные задачи социально-экономического устройства:
1. Кто обладает экономической властью, т.е. присваивает средства производства – решающие условия хозяйственной деятельности?
2. Кто и как ведет хозяйственную деятельность, связанную с эффективным использованием производства?
3. Кому достаются конечные результаты хозяйственной деятельности?
Что касается социально-экономических отношений, то это такие связи между людьми в производственном процессе, которые определяются типом (формой) собственности на средства производства. Такая собственность предопределяет главное: социальное (связанное с жизнью и отношениями людей в обществе) содержание и социальную направленность развития отношений производства, распределения, обмена и потребления, ибо всегда и везде такое развитие идет в интересах собственников.
Организационно-экономические отношения складываются ввиду необходимости решать три главные организационные задачи:
1. Как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых на предприятии под единым началом?
2. В какой форме, каким способом вести хозяйственную деятельность?
3. Кто и как будет управлять производством?
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три укрупненных вида:
А. разделение труда и производства (их дробление между отдельными звеньями хозяйства и работниками) и их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);
Б. организация хозяйственной деятельности в определенных формах (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);
В. управление экономикой (стихийно-рыночное и государственное регулирование).
Основные типы экономических отношений серьезно отличаются друг от друга.
А теперь рассмотрим два основных типа экономических систем.
Любое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении обществом трех главных проблем: 1) ЧТО производить, 2) КАК производить и 3) ДЛЯ КОГО производить.
Различные страны решали и решают эти проблемы по-разному. Однако обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную.
Централизованная. Суть этой системы – в государственном монополизме, т.е. в том, что государство господствует в экономике и других сферах общества. Оно командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого производить. Поэтому такую систему часто называют командной экономикой. Выделим ее главные черты.
Земля, заводы, фабрики, товарные базы, магазины и прочие предприятия – все принадлежит государству. Большинство работников воспринимают госссобственность как «ничейную», поэтому она используется неэффективно, а то и просто растаскивается.
Все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам. При этом главным методом управления людьми является администрирование, а главная цель деятельности предприятий – выполнение планов.
Цены также назначаются государством и не зависят от товарного спроса и предложения. Большая часть прибыли идет в госбюджет. Каждому работнику гарантирована определенная сумма зарплаты. Нет стимулов к эффективной работе.
Негативный результат – безынициативные и безответственные работники, негибкость, застойность и дефицитность экономики и т. д.
Преимущества – дается людям большая уверенность в завтрашнем дне, обеспечивается более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому, практическое отсутствие безработицы.
Рыночная. Это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Ее главные черты.
Присутствует частная собственность на землю и другие средства производства. Каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью и самостоятельно решать, что, как и для кого производить.
Благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор и определяет, что должна производить экономика.
Каждый из участников экономических отношений имеет личную выгоду.
Присутствуют такие факторы, как свободное ценообразование, свободная игра спроса и предложения и конкуренции.
Минимум вмешательства государства в экономику.
Достоинства – эффективное хозяйствование, автоматически отторгается неэффективное или ненужное обществу производство, более справедливое распределение доходов, больше прав и возможностей выбора потребителям и т.д.
Недостатки. Усиливается неравенство в обществе, нестабильность экономики (подъемы и спады), безработица, инфляция, снижение жизненного уровня и т.д.
Названные выше и другие «погрешности» свободного рынка требуют устранения или хотя бы их сглаживания. И сделать этот может только государство – единственная социальная сила, способная действовать в интересах всего общества. С этим связано еще одно понятие – «смешанная экономика».
В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение положительных черт рыночной и централизованной систем и образует смешанную экономику. [5, 268 c.]
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.- 336 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт –М, 2002. – 384 с.
3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1994 – 224 с.
4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 368 с.
5. Куликов Л.М. основы экономических знаний: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 268 с.