Содержание
Введение. 3
1. Последовательность проверки кассовых операций (операций с наличностью) 4
2. Нормативное регулирование аудита операций с иностранной валютой. 5
3. Аудит валютных расчетов между работниками и организацией. 9
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Нормально функционирующий контроль в условиях предпринимательской деятельности способствует согласованию интересов потребителей с эффективным использованием капитала и ресурсов, обеспечивает на определенном отрезке времени сочетание доходов с перспективами устойчивого роста организации, создает условия для осуществления комплексных действий, направленных на достижение различных преимуществ в конкурентной борьбе и решении специфических задач.
В развивающейся рыночной экономике действуют системы государственного, управленческого (внутреннего аудита) и независимого (внешнего аудита) контроля. Все они тесно взаимосвязаны, и их роль возрастает в связи со значительным объемом и разнообразием услуг, оказываемых внутренним аудитом. Кроме финансовых отчетов внутренние аудиторы проверяют систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля и их соответствие учетной политике, законодательству, дают оценку экономичности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности, проверяют уровень достижения программных целей, предусмотренных развитием организации.
Цель данной контрольной работы рассмотреть порядок проведения аудиторской проверки наличной валюты в кассе предприятия. Для этого рассмотрим действующее законодательство в регулирующее объект проверки, определим основные документы, для проведения такой проверки и отразим рекомендуемую программу проведения аудиторской проверки.
1. Последовательность проверки кассовых операций (операций с наличностью)
Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:[1]
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.
2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.
3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.
4. Проверка организации материальной ответственности.
5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.
6. Документальное оформление движения наличности.
7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.
8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.
По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.
В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:
1) состояние внутреннего контроля;
2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;
3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.
Основные задачи аудитора при проверке, в том числе и операций с денежной наличностью, определяются также по указанным трем направлениям.
2. Нормативное регулирование аудита операций с иностранной валютой
Исполнитель из состава аудиторской группы при проверке должен исходить из нормативных актов Российской Федерации, ведомств, российских стандартов, а также внутрифирменных аудиторских стандартов.
При аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте, прежде всего, снимаются остатки валютной кассы, и составляется акт о сумме наличных денежных средств в иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и бухгалтерского учета. Затем необходимо проверить полноту оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.[2]
При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного законодательства, разрешающих расчеты в наличной иностранной валюте в Российской Федерации.
Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности российских организаций может быть связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной валюте не входят в перечень текущих валютных операций, содержащийся в Законе Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с последующими изменениями и дополнениями). Поскольку этот перечень является закрытым, такие расчеты следует относить к разряду капитальных операций, порядок осуществления которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.
Положением "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", утвержденным Банком России 25.06.97 г. N 62 (далее - Положение N 62), предусмотрена возможность выдачи организациям наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам.
Наличная валюта может быть выдана организации с ее текущего валютного счета из средств, полученных ею в результате осуществления хозяйственной деятельности.
Валютное законодательство Российской Федерации разрешает организациям приобретать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов на внутреннем валютном рынке (Инструкция Банка России от 29.06.92 г. N 7 с последующими изменениями и дополнениями). В этом случае купленная валюта согласно указанию Банка России от 20.10.98 г. N 383-У (в ред. от 21.06.2000 г.) "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" зачисляется на специальный транзитный валютный счет организации и должна быть использована на заявленные цели в течение 7 календарных дней.[3]
В пределах этого срока организация может получить наличную валюту для выдачи авансов работникам, выезжающим в загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта подлежит обратной продаже. Полученная, но неиспользованная валюта должна быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи.
Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными. Перечень командировочных расходов по загранкомандировкам утвержден постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 г. N 365 (далее - постановление N 365). К ним относятся:[4]
стоимость проезда;
стоимость проживания;
суточные;
провоз 30 кг багажа;
оформление загранпаспорта и визы;
прописка паспорта (регистрационный сбор);
расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.
Другие расходы командированного работника не являются командировочными, хотя и связаны с загранкомандировками, поэтому они не подлежат возмещению работнику в иностранной валюте. Такие расходы организация может возместить ему по отдельному авансовому отчету только в рублях с учетом действующего налогового законодательства как в отношении организации - юридического лица, так и в отношении работника - физического лица. Возмещение работнику этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое расходование валютных средств. Кроме того, при покупке за рубежом каких-либо материальных ценностей, предназначенных для юридического лица, помимо нецелевого расходования валюты имеются и другие нарушения, а именно:
приобретение за рубежом материальных ценностей юридическим лицом без заключения контракта;
расчеты наличными денежными средствами без разрешения Банка России;
ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации без декларирования;
неуплата на таможне пошлины, сборов, НДС.
Следовательно, командированный работник мог приобрести за рубежом материальные ценности только для себя лично, оплатить их за счет суточных или личных валютных средств, а затем передать их организации по договору купли-продажи, заключенному между ними.
В сроки, установленные в соответствии с Положением N 62, организация должна отчитаться за целевое расходование полученных валютных средств. При этом банк имеет право потребовать предъявления первичных документов, подтверждающих произведенные затраты. Такое требование распространяется и на валюту, полученную организацией со своего текущего валютного счета.
Таким образом, уполномоченные банки должны контролировать целевое расходование иностранной валюты как агенты валютного контроля. Тем не менее при проведении аудиторской проверки все факты нецелевого расходования иностранной валюты организациями должны выявляться проверяющими.
3. Аудит валютных расчетов между работниками и организацией
Необходимо проверять, соблюдается ли порядок расчетов между работником и организацией по результатам авансового отчета. Окончательные расчеты между работником и организацией по командировочным расходам могут быть произведены в иностранной валюте - как в той, которая была выдана работнику в виде аванса, так и в любой другой, курс которой по отношению к рублю котируется Банком России, а также в рублях. Однако, если аванс выдавался работнику за счет иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, остаток неиспользованного аванса должен быть возвращен работником в иностранной валюте, а организация обязана вернуть эту валюту на специальный транзитный валютный счет и произвести ее обратную продажу.
При обработке авансового отчета все суммы иностранной валюты пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату утверждения авансового отчета.
Если расходы работника по загранкомандировке производились в иностранной валюте, отличной от той, которая была ему выдана, то согласно Положению N 62 для расчета суммы задолженности применяется обменный курс, указанный в документе банка страны командирования, подтверждающем факт обмена выданной для оплаты командировочных расходов наличной иностранной валюты на иную наличную иностранную валюту.
При отсутствии такого документа применяется курс, установленный Банком России на дату погашения задолженности.[5]
Проверяя авансовые отчеты, следует убедиться в правильности списания командировочных расходов на затраты организации в целях налогообложения прибыли, руководствуясь налоговыми нормами, действующими в конкретном отчетном периоде.
При этом следует иметь в виду, что все расходы, кроме суточных, должны иметь документальное подтверждение. В случае его отсутствия никакие расходы даже в пределах официально установленных норм на затраты в целях налогообложения списываться не могут. В этом отношении налоговое законодательство стабильно, его нормы не менялись.
Следует обратить внимание на размер суточных, списываемых на затраты в целях налогообложения. Помимо официально установленных норм, в пределах которых суточные могут списываться на затраты, имеет значение и тот факт, обеспечивает ли принимающая сторона командированного работника питанием. В этом случае суточные положено выплачивать только в размере 30% от установленных норм.
Если же принимающая сторона помимо питания берет на себя еще и личные расходы работника, то суточные ему не должны выплачиваться. Поэтому в случае выплаты командированному работнику суточных в такой ситуации все суммы, выданные работнику даже в пределах официально установленных норм, следует рассматривать как сверхнормативные суточные.
С 1 января 2002 г. действуют новые нормы суточных по загранкомандировкам, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.01 г. N 92н "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" (с изменениями и дополнениями от 4.03.02 г.).[6]
При расчете суммы суточных, причитающихся работнику, следует иметь в виду, что день возвращения из загранкомандировки (а это будет день пересечения границы при въезде на территорию Российской Федерации) оплачивается в рублях по нормам, действующим для командировок по территории Российской Федерации.
Такое положение установлено совместным письмом Минтруда России и Минфина России от 17.05.96 г. N 1037-ИХ "О порядке выплаты суточных работникам, направленным в краткосрочные командировки за границу". При выезде в загранкомандировку день пересечения государственной границы Российской Федерации в соответствии с данным письмом оплачивается по норме, установленной для выплаты по командировке в страну, в которую направляется работник.
Соответственно с этого дня утрачивают силу все приказы и письма Минфина России, которыми регламентировались ранее действовавшие нормы суточных. В отличие от старых норм, установленных для каждой страны в ее национальной валюте, новые нормы суточных определены в единой валюте - долларах США.[7]
Новые нормы суточных применяются и при исчислении подоходного налога с физических лиц, единого социального налога и налога на прибыль юридических лиц. Так, независимо от фактических сумм суточных, выплачиваемых организацией работнику в порядке компенсации затрат по командировкам, на затраты организации в целях налогообложения списываются суточные в пределах официально установленных норм. Следовательно, сверхнормативные суточные должны покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций.
При исчислении налога на доходы физических лиц в доход, подлежащий налогообложению, не включаются только суточные, выплачиваемые в пределах установленных норм. Единым социальным налогом также не облагаются только суточные, выплачиваемые командированным работникам в размере, не превышающем официально установленных норм.
Таким образом, сумма суточных, выплаченная работнику сверх официально установленных норм, должна рассматриваться как доход работника и соответственно облагаться налогом на доходы физических лиц, а также единым социальным налогом. Одновременно эта сумма не признается и расходом организации при исчислении налога на прибыль организаций.[8]
Следует иметь в виду, что даже в пределах официальных норм суммы суточных могут списываться на затраты организации в целях налогообложения, не включаться в доход физических лиц, подлежащий налогообложению, и не облагаться единым социальным налогом только в том случае, если суточные выплачиваются командированному работнику в пределах сроков продолжительности краткосрочной командировки.
В соответствии с постановлением N 365 продолжительность краткосрочной загранкомандировки составляет 60 дней. Начиная с 61-го дня выплата суточных производится в размерах, установленных для командировок работников загранучреждений в пределах территории той страны, куда командирован работник организации.
С 1 июля 2001 г. установлены и новые размеры предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран. Эти нормы должны использоваться российскими организациями в целях исчисления налога на прибыль.
Такие затраты должны приниматься организациями в пределах установленных норм. Если же организация возмещает работнику расходы по найму жилого помещения в размерах, превышающих установленные нормы, то сумма превышения не учитывается при налогообложении прибыли.
Необходимо проверить при проведении аудита кассовых операций, все ли командируемые за рубеж лица состоят в штате организации. Штатными работниками являются лица, оформленные по трудовому договору или в качестве совместителей. Для остальных физических лиц, не состоящих в штате организации, поездка за рубеж не может считаться командировкой.
Загранкомандировкой, как и командировкой по территории Российской Федерации, считается поездка работника организации по распоряжению руководителя этой организации для выполнения служебного задания вне места нахождения данной организации.
Лицо, не состоящее в штате организации, не является ее работником, следовательно, оно не находится в административном подчинении руководителя данной организации и на него не распространяется действие его распоряжений. Оно не может выполнять служебные задания для данной организации, а организация не может иметь перед ним обязательства по компенсационным выплатам.[9]
С такими лицами организация должна заключать договор подряда на выполнение определенного объема работ или договор на возмездное оказание конкретных услуг, по которому исполнителю выплачивается оговоренная договором сумма вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги.
Выплаты исполнителю у организации, заключившей с ним договор, производятся из фонда оплаты труда, а не как компенсационные выплаты. Все расходы исполнителя, связанные с поездкой, являются его расходами по оказанию услуг данной организации, на сумму которых он имеет право уменьшить свой доход, полученный от этой организации за оказание ей услуг, в установленном порядке. Такой же порядок распространяется и на учредителей, не занимающих в организации определенной должности. И только в том случае, если они являются еще и работниками учреждений или организаций, их поездка считается командировкой, в соответствии с которой им производятся компенсационные выплаты.
Заключение
Возможную стратегию будущего развития аудита в условиях предпринимательской деятельности установить сложно. В основном аудит определился с теми задачами, которые он должен решать в системе управления экономикой переходного периода. Так как аудит находится на стадии начального развития, реализуются не все его возможности и поэтому не полностью удовлетворяются информационные потребности формирующейся предпринимательской деятельности.
Хотя трудно предсказать параметры развития аудита в будущем, а также его взаимодействие с другими функциями управленческого цикла, однако те возможные пути правового, организационно-управленческого, методологического и технологического характера, по которым он должен совершенствоваться, уже можно примерно наметить.
В России с переходом к рыночным отношениям возросло число иностранных компаний, а также расчетов наличной иностранной валютой, для систематизации и введения единообразия в учете необходимо разработать новые стандарты, регулирующие ведение кассовых операций в иностранной валюте. Ряд положений применяемых в настоящее время устарели или не полностью раскрывают свое содержание ввиду нового понимания проблем учета. В связи с этим необходимо провести комплексную разработку новых норм и нормативов бухгалтерского учета денежных средств в иностранной валюте.
Список литературы
1. Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.
2. Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997
3. Варенников А. Шафронская Г. Система внутренних стандартов аудиторской организации // Информационный бюллетень «Accounting Repovt»вып. 2,4. 1999
4. Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 2002г.
5. Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет вып. 1, 2, 3, 4 – М.: Союз аудит 1998
6. Данилевский Ю.А. Шапигузов. С.М. Релизов Н.А. Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. Пособ. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС 2003г.
7. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок) – М.: ИВЦ «Маркетанг» 1994
8. Н. Шалашова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2002 г.
9. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М 2004г.
10. В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003
[1] Варенников А. Шафронская Г. Система внутренних стандартов аудиторской организации // Информационный бюллетень «Accounting Repovt»вып. 2,4. 1999г.
[2] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.126.
[3] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М 2004г.с.349
[4] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М 2004г.с.351.
[5] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.132
[6] Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 2002г.с.273.
[7] Н. Шалашова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2002 г.
[8] Данилевский Ю.А. Шапигузов. С.М. Релизов Н.А. Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. Пособ. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС 2003г. с.168.
[9] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.с.120