СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 2
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА............................................... 3
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ........................................ 5
3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ........................................................................ 7
3.1. Структура управлении МУП ЛТД-2........................................................... 7
3.2. Штатное расписание.................................................................................... 7
3.3. Должностные обязанности.......................................................................... 8
4. ПЛАН ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.................................................. 19
5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН МУП ЛТД-2......................................................... 20
5.1. Бухгалтерский баланс...................................................................... 20
5.2. Актив баланса................................................................................... 22
5.3. Пассив баланса................................................................................. 23
5.4. Отчет о прибылях и убытках........................................................... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
ГЛОССАРИЙ.................................................................................................... 30
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 31
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска Ленинское трамвайное депо основано в 1939 году и зарегистрировано в нынешнем его состоянии постановлением мэра г. Новосибирска от 02.04.1998 года.
Предприятие является коммерческой организацией.
Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом предприятия, является департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска в пределах предоставленных ему полномочий. Организационная структура предприятия имеет два уровня.
Руководящими работниками предприятия являются: директор, заместитель директора по эксплуатации, главный инженер, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела.
На втором уровне руководства, как в непосредственном подчинении у директора, так и у главного инженера находятся: главный энергетик, главный механик, начальник технического отдела, начальник безопасности движения, начальник вагонного цеха, начальник цеха ремонтов, начальник снабжения, начальник отдела кадров.
Учредителем предприятия является муниципальное образование – город Новосибирск.
В Новосибирске идет интенсивное развитие инфраструктуры города. Вследствие этого существует объективная необходимость в существовании подобных организаций.
В настоящее время на рынке г. Новосибирска существует немало предприятий, имеющих сходный с Ленинским трамвайным депо № 2 предмет деятельности. Эти фирмы и делят между собой местный рынок. Доля рынка, которую занимает Ленинское трамвайное депо № 2, составляет 20%. В ближайший период времени предполагается расширение доли рынка за счет увеличения числа подвижных составов.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
Место нахождения предприятия: 630088, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 51.
Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством..
Уставный капитал предприятия составляет ________ рублей.
Уставный Капитал МУП ЛТД-2 составляет 42 000 (сорок две тысячи) рублей.
Основной целью деятельности МУП ЛТД-2 является получение прибыли и обеспечение удовлетворения потребности населения и организаций любых форм собственности в пассажирских перевозках.
Предметом и видами деятельности предприятия являются:
· пассажирские перевозки электрическим и автомобильным транспортом;
· проектирование и выполнение строительно-монтажных работ на предприятии;
· перевозка собственных грузов для производственных целей, а также деятельность по обработке грузов и хранению;
· организация материально-технического и финансового обеспечения собственной хозяйственной деятельности;
· развитие производственной базы, включая в себя все виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава,
· изготовление и ремонт его узлов и агрегатов и объектов социально-бытового назначения;
· выполнение работ услуг по техническому обслуживанию и ремонту собственного автомобильного и электрического транспорта (мойка, покраска и другие работы), а также иных организаций и граждан;
· право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечению срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
МУП ЛТД-2 самостоятельно планирует свою производственную и хозяйственную деятельность.
Расчеты с бюджетами и уплата иных обязательных платежей производятся МУП ЛТД-2 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
МУП ЛТД-2 имеет постоянных поставщиков товаров — это различные производители строительных материалов, расположенных по всей Сибири. Также МУП ЛТД-2 определило для себя и потребителей предоставляемых товаров и услуг — это любые юридические лица.
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
К технико-экономическим показателям относятся следующие: численность штата, чистый доход, а также коэффициенты рентабельности и ликвидности. Эти показатели позволяют судить об эффективности и масштабах деятельности предприятия.
1. Предприятие стремиться к установлению оптимальной численности работников, чтобы обеспечить минимальные затраты живого труда. Численность водителей подвижного состава и кондукторов определяется по трудоемкости путем деления запланированного объема машино-часов на линии на полезный (эффективный) фонд рабочего времени одного водителя, кондуктора, и составляет, водителей 241 ед., кондукторов 225 ед. Численность ремонтных и вспомогательных рабочих определено в соответствии с числом рабочих мест и составляет 398 ед. Численность руководителей специалистов и служащих в расписание штатов 45 ед.
2. Прибыль (убытки) за I квартал 2004 года составила -486 руб.
3. Доля рынка составляет около 25 % по г. Новосибирск.
4. Рентабельность — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.
Используя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, можно рассчитать следующие различные коэффициенты. Результаты расчетов приведены в табл. I.
Таблица 1.
Коэффициент |
Значение коэффициента |
Порядок расчета |
Значение на 1 квартал 2004 г. |
1. Рентабельность перевозок |
Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованных перевозок |
140 Отчета/ 010 Отчета |
0,04 |
2. Рентабельность всего капитала предприятия |
Показывает эффективность использования всего иму-щества предприятия |
140 Отчета/ 699 Баланса |
0,12 |
3. Общая оборачиваемость капитала |
Отражает скорость оборота всего капитала предприятия |
010 Отчета/ 699 Баланса |
3.44 |
4. Оборачиваемость мобильных средств |
Показывает скорость оборота всех мобильных средств |
010 Отчета/ 290 Баланса |
2,68 |
5. Оборачиваемость материальных оборотных средств |
Отражает число оборотов запаса и затрат предприятия |
010 Отчета/ 210 Баланса |
6,44 |
6. Оборачиваемость собственного капитала |
Показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост означает увеличение уровня продаж |
010 Отчета/ 490 Баланса |
9,18 |
3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Структура управлении МУП ЛТД-2
В приложении 1 приведена линейно-функциональная структура управления акционерным МУП ЛТД-2. В такой структуре управления предусматривается сочетание линейных и функциональных связей в аппарате управления. В ней хорошо сочетаются централизация и децентрализация управления. Эта структура получила наибольшее распространение в управлении организациями. Она частично устраняет недостатки трех предыдущих иерархических структур, сочетая централизацию управления с децентрализацией.
В линейно-функциональной структуре управления создаются специальные службы, которые подчинены руководителям по уровням управления, и такие службы не имеют прямого выхода на исполнителей и на руководителей высшего уровня. Эти специальные службы, как правило, готовят информацию руководителю для оперативного и стратегического планирования и управления.
3.2. Штатное расписание
Штатное расписание организации определяет состав структурных подразделений, перечень должностей, месячные оклады и персональные надбавки, а также общую численность штата и фонд заработной платы по организации.
Штатное расписание составляется на основе штатной структуры, штатного расписания за предыдущий период и условий оплаты труда, содержащихся в контрактах работников (табл. 2).
Таблица 2
№ п/п |
Должность, профессия |
Оклад, руб. |
Районный коэффициент |
Итого |
1 |
Директор |
10000 |
2500 |
12500 |
2 |
Главный бухгалтер |
5800 |
1450 |
7250 |
3 |
Плановик |
5000 |
1250 |
6250 |
4 |
Бухгалтер |
3800 |
950 |
4750 |
5 |
Кондуктор |
1800 |
450 |
2250 |
6 |
Водитель трамвая |
2800 |
700 |
3500 |
7 |
Слесарь |
2800 |
700 |
3500 |
8 |
Электромеханик |
2600 |
650 |
3250 |
9 |
Сварщик |
2400 |
600 |
3000 |
В штатном расписании МУП ЛТД-2 обозначены 9 должностей. В нем также обозначена ставка оклада и районный коэффициент, который но Новосибирской области равен 25%. Общая сумма месячного фонда оплаты труда составляет 46250 руб.
3.3. Должностные обязанности
Структура управления МУП ЛТД-2 определяется как линейно-функциональная, преимуществом которой является то, что люди четко знают свои права и обязанности.
Руководитель предприятия – директор является исполнительным единоличным органом:
- директор предприятия действует от имени предприятия без договоренности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, утверждает структуру и расписание штатов Предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, согласно законодательству.
-директор предприятия несет ответственность за убытки, причиненные предприятию.
Директор МУП ЛТД-2 избирается на два года и может переизбираться неограниченное число раз.
Согласно должностной инструкции, генеральный директор относится к категории руководителей. На должность директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (техническое или инженерно-экономическое) и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лег.
Основные функциональные обязанности директора МУП ЛТД-2:
Директор должен знать:
– законодательные и нормативные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие законодательные основы деятельности данного предприятия;
– методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия;
– профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
– производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия;
– налоговое и экологическое законодательство;
– порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия;
– рыночные методы хозяйствования и управления предприятием;
– систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта;
– порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
– конъюнктуру рынка;
– управление экономикой и финансами предприятия;
– порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
– трудовое законодательство;
– правила и нормы охраны труда;
– организацию производства и труда.
На время отсутствия директора предприятия его должностные обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, который несет ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
Должностные обязанности директора:
Директор предприятия:
– руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
– организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объема сбыта продукции и увеличение прибыли;
– обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральными, региональными и местными бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и прудовых договоров (контрактов и бизнес-планов);
– организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучение конъюнктуры рынка в целях повышения экономической эффективности деятельности предприятия, рационального использования производственных резервов;
– принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды;
– обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки;
– решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам;
– обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности;
– защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
Директор предприятия имеет право:
– без доверенности действовать от имени предприятия;
– представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления;
– распоряжаться имуществом и средствами предприятия с соблюдением требований, определенных законодательством, уставом Предприятия, иными нормативно-правовыми актами;
– открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета;
– заключать трудовые договоры;
– принимать решения по представлениям: о привлечении работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба предприятию, к материальной и дисциплинарной ответственности; о моральном и материальном поощрении особо отличившихся работников;
– выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство и пр.;
– в пределах, установленных законодательством, определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты.
Директор предприятия песет ответственность:
– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
– за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,
– в пределах, определенным действующим административным, уголовным и гражданским 'законодательством РФ;
– за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим прудовым и гражданским законодательством РФ.
Директор предприятия несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, уставом предприятия, иными нормативными правовыми актами. Директор предприятия не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были принятыми лицами, которым он делегировал свои права.
Директор предприятия, недобросовестно использующий имущество и средства предприятия в собственных интересах или в интересах противоположных интересам учредителей, несет ответственность в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным правом.
К категории руководителей относится также главный бухгалтер.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится директором предприятия.
Главный бухгалтер должен знать:
– законодательство о бухгалтерском учете;
– постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
– структуру предприятия, стратегию и перспективы ее развития;
– положения и инструкции по организации бухгалтерского учета предприятий, правила его ведения;
– порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;
– формы и порядок финансовых расчетов;
– методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявление внутрихозяйственных резервов;
– порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
– правила расчета с дебиторами и кредиторами; условия налогообложения физических и юридических лиц;
– порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
– правила проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;
– порядок и сроки составления бухгалтерского баланса и отчетности;
– правила проведения проверок и документарных ревизий;
– современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
– экономику, организацию производства, труда и управления;
– основы технологии производства;
– рыночные методы хозяйствования;
– законодательство о труде и охране труда РФ;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностные обязанности главного бухгалтера.
Главный бухгалтер:
– осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;
– формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
Возглавляет работу по:
– подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления финансовых операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– обеспечению порядка проведения инвентаризации;
– контролю за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
Обеспечивает:
– рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
– формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах;
– разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
– законность, своевременность и правильность оформления документов;
– составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг); расчеты по заработной плате;
– правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений;
– погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам;
– отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
– составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполнении бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в другие соответствующие органы.
Организует:
– учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
– своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
– учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– учет финансовых, расчетных и кредитных операций;
– проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия.
Осуществляет контроль за:
– соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств;
– расходованием фонда оплаты труда;
– установление должностных окладов работникам предприятия;
– проведением инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Участвует:
— в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятий но данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;
— в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует (обеспечивает) передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
— в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
Осуществляет:
— взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг;
— контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;
— ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
Главный бухгалтер принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Сообщает директору предприятия о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц. Проводит инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
Главный бухгалтер имеет право:
— действовать от имени бухгалтерии предприятия. Представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по хозяйственно-финансовым и иным вопросам;
— выносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению его деятельности;
— запрашивать от структурных подразделений предприятия и самостоятельных специалистов необходимую информацию;
— выносить на рассмотрение директора предприятия предложения о поощрении отличившихся работников, о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
— требовать от директора предприятия (иных руководителей) оказания содействия в исполнении главным бухгалтером обязанностей и прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
Главный бухгалтер несет ответственность:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
— за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,
— в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
— за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.
Дня предприятия основным производственным планом является объем пассажирских перевозок. Он характеризует основную деятельность фирмы. В табл. 3 приведен план пассажирских перевозок на 2004 год.
Таблица 3
План перевозок на первый квартал 2004 года, шт.
Виды перевозок |
Запланировано |
Выполнено |
В % к плану |
1. Льготные перевозки, В том числе – Перевоз пенсионеров – Перевоз инвалидов – Перевоз участников ВОВ – Другие виды льготных перевозок |
2 000 1 000 500 100 400 |
1 800 800 450 60 490 |
90 80 90 60 122,5 |
2. Обычные перевозки |
5 000 |
4580 |
91,6 |
ВСЕГО |
7 000 |
6380 |
91,1 |
Проанализировав табл. 3, можно сказать, что только один из пунктов был выполнен в запланированном объеме. Теоретически это могло произойти потому, что предприятие неправильно рассчитало спрос на перевозки. В действительности же по первым пунктам мы видим не большую разницу с планом, и эта разница возникла, скорее всего, из-за конкуренции на рынке: могли возникнуть новые организации, занимающиеся этим же видом деятельности, что и МУП ЛТД-2.
Как мы видим, основную часть выручки составляют поступления от перевозок обычного населения, поэтому я считаю, что было бы целесообразно увеличить план реализации по этому пункту, а по оставшимся уменьшить план.
5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН МУП ЛТД-2
Основными документами, на основании которых можно судить о финансовом состоянии МУП ЛТД-2, являются бухгалтерский баланс форма № 1 и отчет о прибылях и убытках.
5.1. Бухгалтерский баланс
В табл. 4 представлен бухгалтерский баланс за 2003 год по МУП ЛТД-2.
Таблица 4
Бухгалтерский баланс МУП ЛТД-2, тыс. руб.
АКТИВ |
Код |
На начало года |
На конец года |
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
43 |
50 |
ИТОГО по разделу 1 |
190 |
43 |
50 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Запасы, в том числе: |
210 |
77 |
146 |
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
214 |
77 |
146 |
готовая продукция для перепродажи |
215 |
– |
– |
расходы будущих периодов |
217 |
– |
– |
НДС по приобретенным ценностям |
220 |
8 |
15 |
Дебиторская задолженность (платежи но которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты) |
230 |
– |
– |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: |
240 |
51 |
60 |
|
покупатели и заказчики |
241 |
51 |
60 |
|
задолженность участников по взносам в уставный капитал |
244 |
– |
– |
|
прочие дебиторы |
246 |
– |
– |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
– |
1 |
|
Денежные средства, в том числе: |
260 |
5 |
9 |
|
касса |
261 |
4 |
– |
|
расчетные счета |
262 |
1 |
9 |
|
Прочие оборотные активы |
270 |
1 |
1 |
|
ИТОГО по разделу II |
290 |
142 |
232 |
|
III. УБЫТКИ |
|
|
|
|
Непокрытые убытки прошлых лет |
310 |
– |
– |
|
Непокрытый убыток отчетного года |
320 |
х |
– |
|
ИТОГО по разделу III |
390 |
– |
– |
|
БАЛАНС |
399 |
185 |
282 |
|
ПАССИВ |
|
|
|
|
IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
|
Уставный капитал |
410 |
42 |
42 |
|
Добавочный капитал |
420 |
7 |
7 |
|
Резервный капитал |
430 |
– |
– |
|
Фонды накопления |
440 |
– |
– |
|
Фонд социальной сферы |
450 |
– |
– |
|
Целевые финансирование и поступления |
460 |
– |
– |
|
Нераспределенная прибыль прошлых лет |
470 |
5 |
2 |
Нераспределенная прибыли отчетного года |
480 |
х |
18 |
ИТОГО по разделу IV |
490 |
54 |
69 |
V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ |
|
– |
– |
ИТОГО по разделу V |
590 |
– |
– |
VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ |
|
|
|
Заемные средства |
610 |
– |
1 |
Кредиторская задолженность, в том числе: |
620 |
131 |
212 |
поставщики и подрядчики |
621 |
36 |
43 |
по оплате труда |
624 |
95 |
169 |
прочие кредиторы |
628 |
– |
– |
Доходы будущих периодов |
640 |
– |
– |
Фонды потребления |
650 |
– |
– |
Резервы предстоящих расходов и платежей |
660 |
– |
– |
Прочие краткосрочные пассивы |
670 |
– |
– |
ИТОГО по разделу VI |
690 |
131 |
213 |
БАЛАНС |
699 |
185 |
282 |
5.2. Актив баланса
Из данных баланса видим, что за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 97 000 руб., или на 34,4%. Данное увеличение произошло в основном за счет увеличения в оборотных активах, в том числе материально-оборотные средства (запасы) увеличились на 69 000 руб., или в 1,9 раза, дебиторская задолженность увеличилась на 9 000 руб., или на 15%.
После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые «больные» статьи баланса. Их можно подразделить на две группы:
1-я группа. Статьи, свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и на основании которых можно судить о сложившихся результатах плохого финансового положения.
К таким статьям относится «Непокрытый убыток отчетного года» (код 320). В балансе МУП ЛТД-2 такой статьи не наблюдается ни на начало периода, ни на конец года, что свидетельствует о удовлетворительной работе предприятия за год. На рассматриваемом предприятии также отсутствует «Непокрытый убыток прошлых лет», что говорит об удовлетворительной работе предприятия в прошлом году.
2-я группа. Статьи, говорящей об определенных недостатках в работе предприятия: наличие суммы долгов в статье: «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты)». На МУП ЛТД-2 отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых активов. Но на предприятии имеет место краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 60 000 руб. на конец года, уменьшившаяся за год на 9 000 руб. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие ее в такой значительной сумме характеризует отвлечение оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота.
5.3. Пассив баланса
Пассивная часть баланса увеличилась за счет роста заемных средств 81000 руб. по статье «Кредиторская задолженность». Удельный вес собственных средств составляет незначительную часть в структуре баланса на начало года — 37,7%, к концу же периода произошло дальнейшее уменьшение их доли до 23%. Причиной такого снижения доли собственных средств явился рост кредиторской задолженности с 131 руб. до 212 руб., или на 161,8%. Данную направленность увеличения заемных средств, даже при не уменьшаемой стоимости собственных средств, нужно назвать негативной.
Одна из самых «больных» статей в МУП ЛТД-2 является кредиторская задолженность. Наибольший вес в ней на начало года имела задолженность по оплате труда (72,5% от суммы кредиторской задолженности. Это свидетельствует о финансовых затруднениях. К концу года эта статья возросла до 79,7%.
Таким образом, на основании проведенного предварительного обзора баланса МУП ЛТД-2 можно сделать вывод об удовлетворительной работе предприятия в отчетном году.
5.4. Отчет о прибылях и убытках
В табл. 5 приведен отчет о прибылях и убытках за 2003 г.
Таблица 5
Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.
Наименование показателя |
Код |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ. услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
496 |
190 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
451 |
169 |
Коммерческие расходы |
030 |
5 |
3 |
Прибыли (убыток) от продажи |
050 |
25 |
12 |
Прочие операционные расходы |
100 |
17 |
25 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
110 |
– |
– |
Прочие внереализованные доходы |
120 |
1 |
1 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
23 |
8 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
5 |
6 |
Отвлеченные средства |
160 |
– |
– |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
170 |
18 |
2 |
Используя данные представленных балансов, можно рассчитать основные финансовые коэффициенты, характеризующие финансовое состояние МУП ЛТД-2 (табл. 6).
Таблица 6
Результаты расчетов финансовых коэффициентов 2003 г.
Коэффициент |
Значение коэффициентов |
1. Самофинансирование |
10,1 |
2. Привлеченный капитал |
4,32 |
3. Маневренность |
1,6 |
4. Общая платежеспособность |
0,1 |
5. Текущая задолженность |
0,28 |
6. Отвлечение средств |
0,21 |
Коэффициент самофинансировании показывает, на сколько предприятие самоокупается за счет собственных денежных средств.
Коэффициент привлеченного капитала, приходящегося на единицу собственного капитала, рассчитывается как отношение кредиторской задолженности к собственному капиталу.
Коэффициент маневренности характеризует долю оборотного капитала, формируемого за счет собственного капитала.
Коэффициент общей платежеспособности устанавливает долю кредитов и займов, покрываемых за счет материальных и нематериальных активов.
Коэффициент текущей задолженности показывают отношение дебиторской задолженности к кредиторской.
Коэффициент отвлечения средств показывает, какую часть от оборотных активов составляет дебиторская задолженность.
6. Анализ безубыточности предприятия
Все затраты предприятия могут быть подразделены на две части: переменные расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства, и постоянные расходы, которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маргинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.
К переменным издержкам относятся прямые материальные затраты, заработная плата персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других расходов.
К постоянным относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.
Одним из основных практических результатов использования классификации расходов предприятия по принципу зависимости от объема производства является возможность прогнозирования прибыли исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли, принято называть «точкой безубыточности». Для ее определения может использоваться следующая формула:
I = VC + FC + P,
где I — выручка, полученная от реализации продукции;
VC — переменные расходы;
FC — постоянные расходы;
Р — прибыль.
По определению в точке безубыточности прибыль равна 0, следовательно, формула примет вид:
I = VC + FC.
По данным графика безубыточности (рис. 1) можно сказать, что в настоящее время МУП ЛТД-2 работает прибыльно, при этом у него есть возможность увеличения прибыли за счет увеличения объема продаж.
В рыночной экономике придают большое значение «запасу прочности», который определяется как разность между текущими продажами и точкой безубыточности. Запас должен быть в размере 20—50% от величины точки безубыточности. Если запас прочности не достигнут, то необходимо снижение себестоимости или увеличение цены товара. На МУП ЛТД-2 запас равен 33%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МУП ЛТД-2 было создано в 1939 г. и уже более 65 лет работает на рынке г. Новосибирска. У данного предприятия сформирован постоянный круг потребителей.
В целом можно назвать результаты деятельности МУП ЛТД-2 удовлетворительными. Организация имеет положительный финансовый результат в работе, задолженность перед банками и другими кредитными организациями равна нулю. Это означает, что компания может рассчитывать на получение кредитов для дальнейшего расширения сферы деятельности.
Финансовое положение МУП ЛТД-2, тем не менее, продолжает оставаться неустойчивым. МУП ЛТД-2 имеет возможность увеличения размера получаемой прибыли.
Для успешного дальнейшего функционирования на рынке предприятие, должно учитывать прежде всего спрос и предложение, эластичность рынка на данную продукцию, текущие издержки, предельную прибыль и рентабельность.
По нашему мнению, предприятие должно:
1. Определить характер своей хозяйственной деятельности на предстоящий период. Планы МУП ЛТД-2 должны учитывать требования рынка, конкуренции, предусматривать устойчивое ею экономическое и социальное развитие, способствовать получению высокого дохода.
2. Организован, отдел маркетинга. Деятельность этого отдела позволит фирме увеличить размер получаемой прибыли, даст возможность прогнозировать изменения спроса на продукцию, привлекать новых потребителей за счет расширения рекламы.
В будущем благополучие МУП ЛТД-2 будет зависеть от эффективного выполнения задач оперативного и текущего планирования и четкой выработки основных направлений финансовой деятельности.
ГЛОССАРИЙ
1. Бизнес — экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
2. Договор — соглашение двух или более лиц (организаций), направленное на возникновение между ними обязательства, заключенного в требуемой форме.
3. Документ — письменное доказательство, свидетельство.
4. Маркетинг — изучение условий рынка, комплексный учет процессов, происходящих на рынке.
5. Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.
6. Оборотные средства — ресурсы, используемые предприятиями для создания производственных запасов, авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции.
7. Прибыль — экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
8. Рентабельность — доходность, прибыльность, с выгодой возмещаемых затрат на производство. Определяется величиной полученной прибыли по сравнению с вложениями в основные производственные фонды и оборотные средства.
9. Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования, потребления.
10. Цена — денежное выражение стоимости товара.
11. Цена оптовая — цепа, по которой предприятие и организация реализует произведенную ими продукцию другим предприятиям и организациям.
12. Штатное расписание — перечень должностей постоянных (штатных) сотрудников с указанием должностных окладов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части I, II. По состоянию на 15 февраля 2003 года.— М.: «OJIMA-ПРЕСС», 2003.— 560 с.
2. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.
3. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 1995.
5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.— М.: Финансы и статистика, 1999.
6. Мескон и др. Основы менеджмента.— М., 1992.
7. Раиюерг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.— 2-е изд., исправ.— М.: ИНФРА-М, 1998.— 479 с.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С.Стояновой.— М.: Перспектива, 1996.
9. Финансы: учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.— М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.— 527 с.
10. Аврашков ЛЯ. Экономика предприятия: Учебник для вузов.—М., 1998.