1.1. Сущность и содержание управления персоналом
В советской экономике отсутствовало само понятие «управление персоналом». Поскольку труд был обязательно-принудительным, работать обязан каждый и именно там, куда его поставят, заниматься всякими психологическими штучками никто не считал нужным. Существует отдел кадров: там тебя примут на работу, обучат, переподготовят и уволят. Отделы кадров не были ни методическими, ни информационными, ни координирующими центрами. Обучением и переподготовкой на крупных предприятиях занимались отделы технического обучения (ОТО). Кроме того, существовали еще отделы труда и заработной платы (ОТиЗы), отделы труда и техники безопасности (ОТиТБ). Социальные службы или вообще не существовали или имели очень низкий статус. К сожалению, такая ситуация сохраняется практически на всех российских предприятиях. Тестированием, подбором подходящей работы, определением характеров и темпераментов работников, изучением социально-психологического климата в коллективе и управлением этим климатом никто по-настоящему не занимается. Это вполне объяснимо. При перенасыщенном рынке труда предприниматели считают нецелесообразным заниматься всякими психологическими тонкостями. Не подойдет работник фирме или фирма работнику – увольняй и бери нового. Конечно, это ошибочное мнение, американцы хорошо в этом убедились. Но мы, даже на своих ошибках не учимся, не говоря о чужих.
Кадровые службы не выполняли своих важнейших задач по управлению персоналом, таких как:
-социально-психологическая диагностика коллектива и групп, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений - управление производственными и социальными конфликтами;
- информационное обеспечение кадровых служб управление занятостью, оценка и подбор кандидатов на вакантные места. Правда, в последнее время на предприятиях создавался кадровый резерв на должности руководителей, но формировался он, в основном по формальным признакам: возраст, образование, стаж работы - общий и на данном предприятии.
А уж о таких сторонах деятельности кадровый служб, как маркетинг кадров, анализ кадрового потенциала, планирование и контроль деловой карь еры, профессиональная и социально-психологическая адаптация работника, управление трудовой мотивацией, и речи не было. Все это «буржуазные штучки».
Наш работник всегда морально и психологически должен быть здоров.
Управление персоналом - это сложное и многогранное искусство, которое включает в себя множество профессиональных подсистем и профессиональных навыков. В самом общем виде можно сказать, что система управления персоналом состоит из двух больших подсистем: первая - непосредственное управление персоналом; вторая - планирование и прогнозирование кадровой политики на предприятии, анализ и планирование тенденций формирования структуры кадров. Обе подсистемы включают в себя обширные комплексы и варианты кадровой политики в организации (фирме).
С учетом всего этого в стратегических и тактических планах вырабатывается общая концепция управления персоналом именно в плане использования потенциальных возможностей сотрудников. На первом месте в этой концепции стоит стимулирование инициативы отдельных работников, групп и коллектива в целом, стимулирование новаторской деятельности. Составляются планы создания специальных рабочих групп - групп качества, инициативных групп, групп прорыва - на наиболее важных направлениях деятельности фирмы; вырабатываются методы координации этих групп, методы стимулирования участников, методы формирования всеобщей заинтересованности и трудового энтузиазма (не следует пугаться этого слова).
Большое значение придается определению роли и места кадровой службы в деятельности организации на ближайшие пять-десять лет. Так же, как меняются требования ко всему персоналу фирмы, меняются они и по отношению к работникам кадровых служб и к кадровым службам в целом. Меняется характер и содержание труда специалистов по управлению персоналом, соответственно меняются требования к их общей и специальной подготовке, к их квалификации и опыту. Уже сегодня «кадровик» не мыслим без знания законов рынка труда, маркетинга трудовых ресурсов, без знания социологии и умения использовать эти знания в своей деятельности. Он должен неплохо знать кадровый менеджмент и многое другое.
В стратегических и тактических планах управления персоналом разрабатывается система оценок эффективности деятельности кадровых служб; текучесть кадров, объем подготовки, переподготовки и переобучения персонала, удовлетворенность работников трудом, количество и продолжительность трудовых конфликтов, сроки их разрешения и последствия, соответствие квалификационного уровня персонала требованиям производственной и управленческой деятельности и другие показатели.
И, наконец, немаловажным требованием к личным качествам специалиста по управлению персоналом в стратегическом и тактическом плане являются обязательные задатки лидера и умение управлять переменами, а также способность к обучению, самообучению и развитию своих профессиональных навыков и знаний.
Для того чтобы управление персоналом соответствовало интересам фирмы, необходимо соблюдение ряда принципов (требований) при построении кадровой службы, разработке стратегии и тактики ее деятельности.
К таким принципам (требованиям) относятся следующие:
- задачи и функции управления персоналом должны полностью соответствовать целям и задачам производства и фирмы в целом;
- первичность функций управления персоналом над всеми остальными проблемами и задачами кадровой службы, в том числе над проблемами и задачами ее собственного самоусовершенствования;
- правильное соотношение управленческих задач: для кадровых служб на первом месте кадры, а уж потом производство;
- многопрофильная подготовка работников кадровых служб. Не должно быть узких специалистов: только прием и увольнение, или только подготовка и переобучение, или только психология труда и т.д. Каждый работник кадровой службы должен владеть, минимум, двумя-тремя смежными специальностями. Это, во-первых, расширяет его кругозор и не позволяет ему самому застояться. Во-вторых, он может в любой момент в случае необходимости подменить отсутствующего коллегу;
- кадровые службы должны работать на принципах экономичности, прогрессивности, перспективности, комплексности и оперативности;
-необходима концентрация на решении основных задач или выполнении однородных функций, чтобы устранить дублирование и параллельность в работе и обеспечить простоту, автономность, оптимальность и согласованность действий работников служб по управлению персоналом.
Уже упоминалось о том, что одно из важных направлений в кадровой политике фирмы - это политика поощрения персонала. Форм поощрения очень много. Это не только повышение в должности, рост заработной платы, премирование, участие в прибылях фирмы. Но сюда же можно отнести и выплаты нерегулярного характера. Например, предоставление долгосрочного беспроцентного (или под очень маленький процент) кредита на приобретение жилья, автомобиля, мебели, на уплату за обучение детей и на другие нужды. Это право на пользование служебным автомобилем, фирменная одежда, бесплатное питание.
Поощрение работнику может выражаться и в изменении условий труда, например, в предоставлении гибкого графика рабочего времени, выполнении основной части работы на дому, предоставление дополнительного отпуска за хорошие результаты работы, представление социальных льгот: путевки, лечение, проезд, жилье. Это может быть хорошо отработанная (не безликая, не уравнительная) премиальная система, дополнительная оплата за объем и качество выполненных работ. Широко применяются «бонусы» - разовое вознаграждение за удачно заключенный договор, сделку, за удачную продажу. Бонус выплачивается в установленном проценте от суммы продаж или заключенного договора (соглашения),
Еще одна из форм поощрения - социальное партнерство. Оно осуществляется в разных вариантах. Например, в Японии работники фирмы имеют в своем распоряжении часть акций фирмы, что дает им право участия в управлении и право владения предприятием, но не дает им право контроля, те. решения принимаются как бы сообща, но как они реализуются, знают только владельцы и высшие руководители фирмы. В европейских и американских корпорациях допускается полное участие, полное партнерство сотрудников, включая контрольные функции.
И, конечно, в современных условиях все больше внимания уделяется психологии человека, его характеру, темпераменту, личным интересам, мотивации к труду, поведенческим особенностям.
Таким образом, под управлением персоналом в организации понимают специфический вид управленческой деятельности, объектом которого является коллектив работников.
1.2. Сущность и содержание системы управления персоналом
Система непосредственного управления персоналом включает в себя несколько видов работ с кадрами.
Первый, чисто технический, вид работы с кадрами начинается с оформления работника при приеме на работу и заканчивается его увольнением. В этом промежутке времени кадровая служба занимается вопросами профориентации работника, его перемещениями по службе (конечно, не одного работника, а всего персонала фирмы). Эта же группа кадровых работников (или один сотрудник кадровой службы) обычно занимается проблемами обеспечения занятости работников организации: перевод работников на другое место, если ликвидируются какие-то рабочие места, с соответствующей переподготовкой и переквалификацией, если это необходимо; если занять человека с ликвидированного рабочего места внутри фирмы не представляется возможным, кадровая служба пытается решить вопрос о его переводе в другие фирмы, и только после этого - увольнение. Эти же сотрудники кадровой службы занимаются вопросами информационного обеспечения всей системы управления кадров: найм, увольнение, общее количество работников, перемещение, обучение, повышение квалификации, отпуска, болезни, прогулы и опоздания, прочие нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка, поощрение лучших сотрудников, уход на пенсию и т.д.
Во вторую группу работ включаются все виды деятельности кадровых служб по обеспечению нормальных условий труда для работников всех подразделений. Сюда входят вопросы психофизиологии труда, т.е. подбор работ с учетом характеров и темпераментов работников, их личных склонностей, с учетом их профессиональной подготовки, знаний и опыта. Это же подразделение занимается вопросами эргономики труда, удобства и комфорта на рабочем месте, разработкой рационального размещения оборудования, инструментов, приспособлений, которое обеспечивает максимальную безопасность труда и минимальные усилия работников при выполнении трудовых приемов. Техническая эстетика - тоже важный вид работы кадровой службы: красивое оформление рабочих мест (даже цветы и фотографии, амулеты и брелоки, чтобы только не мешали работе), окраска помещения и оборудования в приятные успокаивающие (но не усыпляющие) или, наоборот, в бодрящие цвета, красивая мебель и оборудование, их рациональное и эстетическое расположение в рабочем помещении, и множество других вопросов подобного рода.
В эту же группу проблем входят вопросы труда и техники безопасности, которые решаются в комплексе с эргономикой и технической эстетикой. И, наконец, вопросы охраны окружающей среды и, в первую очередь, воздействие техники, технологии и общих условий труда на здоровье и жизнь работников фирмы.
Очень важным направлением кадровой работы является регулирование трудовых отношений. В этот комплекс работ входят социально-психологическая диагностика работников, групп и коллектива в целом, выявление и урегулирование производственных, конфликтов и стрессов, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, разработка и контроль за соблюдением этических норм, взаимоотношений. И эта же кадровая группа занимается вопросами взаимодействия с профсоюзами.
Развитие социальной инфраструктуры, в принципе, тоже работа кадровых служб. Кто лучше кадровиков может знать, какие проблемы волнуют работников фирмы. А проблем данного рода много - начиная с проблем организации системы общественного питания в организации и кончая вопросами охраны здоровья, организации отдыха, работы детских учреждений. Конечно, можно не волноваться о том, где и как сможет пообедать работник фирмы, если она расположена в деловом районе крупного города и рядом находится целая сеть всевозможных закусочных, баров, кафе и ресторанов, в которых можно не только пообедать в зале, но и заказать обед в офис. Гораздо больше проблем с организацией общественного питания в организации (на заводе, фабрике), расположенной в удаленном районе, небольшом городке, или в том случае, когда на заводе (в организации) занято очень много работников, для которых довольно трудно разработать график обеденных перерывов и, главное, обеспечить комфортные условия приема пищи. Это же подразделение кадровой службы занимается проблемами жилищно-бытового обслуживания, если в этом есть необходимость; вопросами развития культуры, спорта, физического воспитания; управлением социальными конфликтами и стрессами.
И, наконец, в функции кадровых служб на этом уровне входят вопросы разработки, формирования и совершенствования оргструктуры управления. Регулярно проводится анализ сложившейся организационной структуры, выявляются достоинства, недостатки, параллелизм, дублирование, узкие места.
На основе данных такого анализа вносятся изменения в организационную структуру управления и в штатные расписания отделов и служб.
В подсистему планирования и прогнозирования кадровой политики фирмы входят, в основном, службы (группы, люди), которые занимаются вопросами стратегии и тактики управления кадрами.
И, в первую очередь, сюда входит группа планирования, прогнозирования и маркетинга персонала. Эта группа занимается маркетинговыми исследованиями рынка труда: существующий спрос и предложения рабочей силы, потенциально возможные изменения в спросе и предложении трудовых ресурсов под влиянием научно-технического прогресса, новой техники и технологии, с учетом принципиального изменения вида, характера и качества выпускаемой продукции.
Далее проводится анализ существующего кадрового потенциала, и вырабатываются предложения по изменению функциональной, квалификационной и профессиональной структуры кадров с учетом выводов и предложений, сделанных на основе маркетинговых исследований, особенно в направлении потенциального изменения спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Если маркетинговые исследования показывают, что профессиональный и квалификационный состав даже потенциального рынка труда, с учетом будущих выпускников профессионально-технических училищ, колледжей, университетов, значительно отстает от темпов научно-технического прогресса, от степени обновления техники, технологии и выпускаемой продукции, фирма разрабатывает стратегию управления персоналом, в том числе, планирует систему обучения и профессиональной переподготовки кадров с учетом требований новых условий и содержания труда.
Далее вступает в работу группа, которая занимается развитием кадрового потенциала фирмы. Она занимается вопросами технического и экономического обучения персонала, переподготовкой и повышением квалификации работников, занимается проблемами кадрового резерва, поддерживает контакты с внешними источниками, пополняющими организацию профессиональными кадрами - учебными профессиональными заведениями, биржами труда, фирмами, занимающимися выявлением и подготовкой талантливых руководителей и специалистов высшего ранга.
В данном случае речь идет о фирмах, которые специализируются на том, что отслеживают творческий рост выпускников университетов и колледжей в течение нескольких лет с момента получения ими диплома. Фирмы включают их в свою картотеку и наблюдают за их продвижением по службе. При этом учитывается несколько моментов. Во-первых, диапазон и характер выполняемых работ. Если выпускник университета или колледжа пришел на работу в фирму четко по той специальности, которую он получил в образовательном учреждении, и несколько лет работает только в этом направлении, он, практически, исключается из числа претендентов на высокую руководящую должность.
То же самое происходит и с претендентами, которые сделали неплохую карьеру, но в рамках одной фирмы и при более или менее однотипной профессиональной деятельности. Большими преимуществами при рекомендации на выдвижение или назначение на высокий руководящий пост или на должность ведущего специалиста обладает человек, который показал неплохие результаты в различных сферах деятельности, при работе в разных фирмах, достаточно сильно отличающимися сферами своей деятельности.
Такой подход связан с явлениями раннего «старческого маразма», консерватизма, «окостенения» в своей профессиональной деятельности. Речь идет о том, что некоторые, даже очень талантливые специалисты и руководители, которые в течение многих лет показывали отличные результаты и успешно продвигались в своей руководящей или профессиональной деятельности, вдруг в какой-то момент утрачивают свой творческий дух, способности к поиску новых нетрадиционных решений управленческих и научных проблем, становятся, в лучшем случае, равнодушными к своей карьере и делам фирмы, а, в худшем - жесткими, авторитарными руководителями и, в дополнение к этому, превращаются в ярых консерваторов. Они пренебрежительно относятся ко всему новому, перестают считаться с мнением своих коллег и подчиненных, даже профессионалов. А на молодых специалистов и руководителей смотрят, как на «детский» сад, как на «мальчишек в розовых штанишках». На работе теперь от них больше вреда, чем пользы, несмотря на их огромный профессиональный (к сожалению, устаревший) опыт. Жизнь течет, меняется, а они остаются неизменными, как каменные выступы, скалы по середине бурлящей реки. В общем, как говорил Аркадий Райкин, наступает момент, когда таким специалистам и руководителям лучше носить зарплату на дом, чтобы они не ходили на работу и не мешали работать другим.
Именно это явление и получило название «раннего старческого маразма». Более подробно мы поговорим об этом в разделе «Творческий потенциал. Память».
Большая и важная работа кадровой службы - планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая оценка кандидатов на вакантные должности, адаптация работников к условиям труда в организации и, особенно, к адаптации при резком изменении ситуации: на рынке, в технике, технологии, в структуре и качественных параметрах выпускаемой продукции, при реорганизации производственной структуры и организационной структуры управления.
Много внимания в работе кадровых служб уделяется вопросам анализа и развития форм стимулирования труда. На наших предприятиях этими вопросами занимаются отделы труда и заработной платы. В западных и американских фирмах все эти вопросы рассматриваются в рамках кадровых служб. Справедливо считается, что нельзя одни кадровые вопросы оторвать от других. И найм, и увольнение, и продвижение, и повышение квалификации, и нормирование, и организация труда, стимулирование, поощрение, жилищно-бытовые, социально-психологические вопросы - все это единый комплекс работ с персоналом, и выполняется он единой кадровой службой.
Анализ и развитие форм стимулирования труда состоит из многих видов работ. Прежде всего, это нормирование труда и тарификация работ, разработка систем оплаты труда. Разрабатываются различные формы морального поощрения и решаются вопросы их использования: когда, для кого, в каких вариантах. Проводится периодическая оценка кадров, тестирование, аттестация с позиций потенциальных потребностей фирмы в кадровых ресурсах с учетом стратегии и тактики фирмы. Эта же группа занимается вопросами управления трудовой мотивации работников. И, наконец, здесь же разрабатываются формы участия работников в прибылях фирмы и ее капитале: простое использование части прибыли на дополнительное поощрение, выплату премий работникам; распределение части акций среди сотрудников фирмы (бесплатно, в виде поощрения) с последующей выплатой дивидендов по ним и т.д.
Кадровая служба занимается также вопросами оказания юридических услуг, в частности, решением спорных вопросов трудовых отношений, решением правовых вопросов хозяйственной деятельности. А в случае необходимости она же проводит согласование распорядительных документов по управлению персоналом: положений об отделах и службах, должностных инструкций, регламента режима труда и отдыха, трудовых контрактов и соглашений и прочих вопросов подобного рода.
Как мы видим, комплекс работ по управлению персоналом и объем функций, прав и обязанностей кадровой службы очень большой. Для того чтобы выполнить весь этот объем работ и допустить минимальное количество ошибок и сбоев, в организации должны быть разработаны стратегия и тактика кадровой политики.
Стратегия и тактика кадровой политики, разрабатываются по нескольким направлениям сразу. Прежде всего, решаются вопросы ориентации кадровых служб и персонала на новые задачи и функции. Большую озабоченность вызывают в настоящее время вопросы мотивации труда. Как уже отмечалось, высокий уровень жизни, хорошая оплата труда и даже большой размер пособий по безработице намного снизили такие мотивы, побуждения к труду, как деловая карьера, повышение оплаты труда (не у нас, конечно). Многих американцев уже сегодня устраивает их работа, должность и оплата труда. Они не хотят тратить дополнительные усилия на дальнейшее обучение (при всей жесткости требований к квалификации и знаниям со стороны руководства фирм). Они предпочитают дополнительное свободное время, отдых, развлечения. Следует полагать, что со временем эти проблемы не только не ослабнут, а станут еще острее и болезненнее.
В условиях меняющегося содержания труда и искажения (изменения) трудовой мотивации приходится много заниматься вопросами выработки стиля управления, его многовариантности с учетом возможных конкретных условий и ситуаций, с учетом меняющихся социальных задач. Разрабатываются новые методы социально-психологического тестирования работников, групп и коллективов в целом, вырабатываются методы диагностики и раннего обнаружения конфликтных ситуаций и психологической напряженности в группах. Составляются планы повышения квалификации работников, их технического, экономического и социально-психологического обучения и переподготовки. Определяются основные направления и методы компенсации с учетом изменения характера и содержания труда, повышения требований к квалификации, к объему общих и профессиональных знаний сотрудников.
Немалое место при разработке стратегии и тактики управления персоналом занимают вопросы формирования корпоративной культуры, традиций и ритуалов фирмы, повышения ее имиджа. Работнику очень приятно работать в фирме, которая пользуется всеобщей известностью, а ее товары, работы, услуги высоко ценятся потребителями за их хорошее качество. Но и фирме очень важно положительное (или хотя бы нейтральное) отношение работника к самой фирме и той работе, которую он выполняет. Если работник недоволен своей работой, имеет какие-то претензии к фирме, к ее деятельности и часто высказывает это недовольство в своем коллективе и, что еще хуже, на стороне, это может плохо отразиться на внутренней трудовой атмосфере и на внешней репутации фирмы. Хорошо, если недовольных один-два человека. Тогда их претензии можно списать на их склочный характер и занудство. Но если недовольных много, недалеко и до беды.
2. 2. Трудовой потенциал организации
В рамках данной главы проводом анализ трудового потенциала организации как объекта управления.
Общая численность всех работников организации составляет 102 человека.
В таблице 1 представлены данные об обеспеченности трудовыми ресурсами ООО «Роспечать» в 2002-2003 годах
Таблица 1
Обеспеченность трудовыми ресурсами ООО «Роспечать» в 2002- 2003 годах
Категория персонала |
2002 год, чел |
Структура, % |
2003 год, чел |
Структура, % |
ВСЕГО |
102 |
100,00 |
102,00 |
100,00 |
В том числе: |
|
|
|
|
Руководители |
3 |
2,94 |
3,00 |
2,94 |
Специалисты |
11 |
10,78 |
11,00 |
10,78 |
Служащие и ИТР |
28 |
27,45 |
28,00 |
27,45 |
Рабочие |
60 |
58,82 |
60,00 |
58,82 |
Как видно из таблицы 1, наибольшую долю в структуре трудовых ресурсов предприятия занимают рабочие (60 %) . Более того, следует отметить, что структура и обеспеченность организации трудовыми ресурсами за 2002-2003 годы не менялась.
На рисунке 2 отражена структура трудовых ресурсов организации.
Рис. 2. Структура трудовых ресурсов ООО «Роспечать»
Как видно из рисунка 2, наибольшую долю в структуре трудовых ресурсов организации занимают рабочие ( 58,8 %), а наименьшую - руководители (2,9 %).
Так как наиболее сложным при расчете фонда оплаты труда является расчет оплаты труда специалистов, руководителей, служащих и ИТР, то более подробно рассмотри определение годового фона оплаты труда именно этих категорий персонала предприятия.
В таблице 2 представлен расчет годового фонда оплаты труда только руководителей, специалистов, служащих и инженерно- технического персонала ООО «Роспечать» .
Таблица 2
Расчет годового фонда оплаты труда руководителей, специалистов, служащих и инженерно- технического персонала ООО «Роспечать»
Наименование работников |
Численность, чел. |
Тарифный коэффициент |
Разряд |
Затраты на зарплату, тыс. руб. |
Динамика, тыс. руб. |
|
2002 год |
2003 год |
|||||
РУКОВОДИТЕЛИ |
|
|
|
|
|
|
Генеральный директор |
1 |
10,07 |
18 |
50,35 |
60,42 |
10,07 |
Директор по производству |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Директор по экономике и финансам |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
СПЕЦИАЛИСТЫ |
|
|
|
|
|
|
Помощник директора по общим вопросам |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Начальник сметно-экономического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Заместитель начальника отдела |
1 |
8,17 |
16 |
40,85 |
49,02 |
8,17 |
Начальник юридического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Начальник отдела кадров |
1 |
8,17 |
16 |
40,85 |
49,02 |
8,17 |
Главный бухгалтер |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Начальник коммерческого отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Зам директора по производству |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
Начальник ПТО |
1 |
7,36 |
15 |
36,8 |
44,16 |
7,36 |
Главный инженер |
1 |
8,17 |
16 |
40,85 |
49,02 |
8,17 |
Главный энергетик |
1 |
9,07 |
17 |
45,35 |
54,42 |
9,07 |
СЛУЖАЩИЕ и ИТР |
|
|
|
|
|
|
Ведущий бухгалтер |
1 |
4,51 |
11 |
22,55 |
27,06 |
4,51 |
Бухгалтер 1 категории |
1 |
3,53 |
9 |
17,65 |
21,18 |
3,53 |
Кассир |
1 |
2,44 |
6 |
12,2 |
14,64 |
2,44 |
Инженер 1 категории |
1 |
5,1 |
12 |
25,5 |
30,6 |
5,1 |
Коммерческий отдел |
4 |
5,1 |
12 |
102 |
122,4 |
20,4 |
Зам начальника ПТО |
1 |
5,76 |
13 |
28,8 |
34,56 |
5,76 |
Диспетчер |
1 |
5,76 |
13 |
28,8 |
34,56 |
5,76 |
Линейный персонал |
12 |
3,99 |
10 |
234,6 |
281,52 |
46,92 |
Отдел главного энергетика |
5 |
6,51 |
14 |
162,75 |
195,3 |
32,55 |
Секретарь- референт |
1 |
8,17 |
16 |
40,85 |
49,02 |
8,17 |
ИТОГО |
42 |
- |
- |
1601,053 |
1918,86 |
317,807 |
Таким образом, суммарные затраты на оплату труда административно- управленческого персонала в 2002 году составили 1601 тыс. руб., а в 2003 году – 1918 тыс. руб. Из приложения к бухгалтерскому балансу можно увидеть, что общие суммарные расходы на оплату труда всех работников составили в 2002 году – 64197 тыс. руб., а в 2003 году – 55934,8 тыс. руб. В эти расходы также включаются выплату заработной платы рабочим на предприятии. Таким образом, расходы на оплату труда рабочим в 2002 году составили – 62595,9 тыс. руб., а в 2003 году – 54015,94 тыс. руб.
Как видно из таблицы 2, в 2003 году на предприятии наблюдается рост всех затрат на оплату труда работников административно- управленческого персонала по штатному расписанию. В целом расходы на оплату труда выросли на 317,807 тыс. рублей.
В таблице 3 представлены более частные показатели анализа использования персонала ООО «Роспечать»
Таблица 3
Система кадровых показателей в ООО «Роспечать» 2002- 2003 годах
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
1 |
Образовательный состав: |
|
|
|
|
|
неполное среднее |
% |
1 |
1 |
- |
|
общее среднее |
% |
2 |
1 |
-1 |
|
среднеспециальное |
% |
5 |
1 |
-4 |
|
незаконченное высшее |
% |
7 |
5 |
-2 |
|
высшее |
% |
85 |
92 |
+7 |
2 |
Возрастной состав |
|
|
|
|
|
до 18 лет |
% |
- |
- |
- |
|
18-25 лет |
% |
- |
- |
- |
|
26-36 лет |
% |
10 |
9 |
-1 |
|
37-50 лет |
% |
45 |
52 |
+7 |
|
свыше 50 лет |
% |
45 |
39 |
-6 |
3 |
Средний возраст работающих |
лет |
40 |
40 |
- |
4 |
Структура персонала по полу |
|
|
|
|
|
женщины |
% |
85 |
90 |
+5 |
|
мужчины |
% |
15 |
10 |
-5 |
5 |
Распределение по стажу |
|
|
|
|
|
до 1 года |
% |
3 |
3 |
- |
|
1-3 года |
% |
2 |
2 |
- |
|
3-5 лет |
% |
10 |
11 |
+1 |
|
5-10 лет |
% |
15 |
9 |
-6 |
|
свыше 10 лет |
% |
70 |
75 |
+5 |
Рис. 3. Динамика структуры персонала ООО «Роспечать» в 2002-2003 годах по образовательному составу
Как видно из рисунка 3, на предприятии наибольшую долю занимают работники с высшим образованием, причем в 2003 году доля работников с высшим образованием растет, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия.
Как видно из рисунка 4, на предприятии наибольшую долю занимают работники по возрасту старше 50 лет. Однако в 2003 году наблюдается тенденция к сокращению доли работников старше 50 лет и росту доли работников в возрасте от 37 до 50 лет. Таким образом, наблюдается омоложение состава персонала, что является весьма положительной тенденцией.
Рис. 4. Динамика структуры персонала по возрасту ООО «Роспечать»в 2002-2003 годах
Рис. 5. Динамика структуры персонала ООО «Роспечать» в 2002-2003 годах по полу
Как видно из рисунка 5, наибольшую долю в общей численности персонала на предприятии занимают женщины (от 85 до 90 %). Причем в 2003 году наблюдался рост доли женщин в общей численности персонала.
2.3. Анализ управления персоналом в организации ООО «Роспечать»
Единоличным исполнительным органом управления Общества является генеральный директор, который решает все вопросы деятельности, в том числе без доверенности действует от имени Общества, несет персональную ответственность за обеспечение и учет документов по личному составу, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания участников.
Контроль и управление над финансовой деятельностью предприятия осуществляется бухгалтерией предприятия, в ее функции входит:
- своевременное предоставление финансовых данных требуемого характера;
- проведение анализа ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных финансовых отчетов для выявления возможностей улучшения результатов будущей работы;
- анализ финансового положения предприятия, обеспечение возможности повышения эффективности деятельности, общее руководство финансовым планированием, составление бюджетов, текущее управление движением денежных средств;
- обеспечение своевременного привлечения денежных средств под реальный минимальный проект.
Производственная структура предприятия состоит из трех основных модулей, подлежащих управлению.
|
|
Рис. 6. Элементы ( модули) управления персоналом в ООО «Роспечать»
Первый модуль- это непосредственные торговые павильоны, которые осуществляют распространение печатных изданий.
Второй модуль включает в себя транспортные, экспозиционные, ремонтные службы, которые являются вспомогательными в процессе функционирования предприятия в плане по доставке периодических печатных изданий населению.
Третий модуль объединяет в себе три функции:
1) административная работа;
2) финансовый модуль (ведение внешней отчетности организации, составление внутренней отчетности, отслеживание финансовых процессов внутри организации, предоставление отчетности предприятия фискальным органам);
3) организация договоров на поставку взаимодействия со сторонними производителями и заключение с ними договоров на поставку и распространение периодических изданий.
На рисунке 7 (приложение 1) отображена организационно- производственная структура ООО «Роспечать».
В ООО «Роспечать» квалифицированные сотрудники работают только в административном корпусе обслуживания. Организация труда этого подразделения имеет определенные особенности, так как на рынке периодической печати этот вид продукции должен быть поставлен бесперебойно в течение всего дня.
В связи со спецификой предприятия работники этого подразделения работают посменно 2 дня через 2 дня, с 8 часов утра до 8 часов вечера. На такую работу могу претендовать только ответственные и не обремененные семейными проблемами люди, в основном предпенсионного возраста и пенсионеры.
Текучесть кадров существует только на этом подразделении по причинам нарушения трудовой дисциплины, либо нарушения финансовой дисциплины, то есть присвоение средств предприятия в личных целях.
В целом же персонал организации можно охарактеризовать как стабильный сплоченный коллектив, преимущественно с работниками высшего образования.
В процессе управления персоналом руководители предприятия ООО «Роспечать» используют следующие основные принципы управления :
1) выработка коллективного принятия решен я на основе мнений руководителей отделов и непосредственных исполнителей;
2) принцип оптимального распределения полномочий или принятия управленческий решений;
3) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
4) принцип осуществления системы поощрений и наказаний, то есть стимулирования и мотивации труда работников организации.
Благодаря следованию вышеназванных принципов в ООО «Роспечать» создается дружественная атмосфера, так как каждый сотрудник в итоге заинтересован в результатах своего труда в целом для всей организации. Благополучие каждого сотрудника организации связано напрямую с результатами всего предприятия.
В ООО «Роспечать» вопросами управления персоналом занимается отдел кадров, который рассматривает кадровые дела по увольнению и принятию новых сотрудников на работу, ведением трудовых книжек и прочей кадровой работой.
При анализе структуры управления в ООО «Роспечать» следует отметить, что главным органом управления является Общее собрание пайщиков, которое назначает генерального директора и планирует дальнейшую деятельность работы всей организации. Генеральный директор, в свою очередь, несет ответственность за текущую деятельность ООО «Роспечать». Он же назначает ответственных по трем основным направлениям работы организации:
- главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение и организация финансовой отчетности на предприятии;
- юриста, который ответственен за юридические аспекты предприятия (договора, работа с редакциями газет, отслеживание тиражей, бесперебойная работа в целом);
- сотрудника, обеспечивающего административную работу (планирование транспортных маршрутов, охрана труда, пожарная безопасность, ремонт павильонов).
Одним из наиболее важных методов управления в ООО «Роспечать» является стимулирование труда работников, о котором будет рассказано ниже. На следующем этапе анализа управления персоналом в организации характеризуем такую форму управленческого воздействия на персонал как подбор и отбор персонала.
Процесс приема на работу персонала в ООО «Роспечать» включает несколько этапов:
1) определение потребности организации в сотруднике;
2) формирование требований к кандидату.
Требования кандидату определяется на основании должностной инструкции или квалификационной карты, которые содержат набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать сотрудник. Пример должностной инструкции главного бухгалтера ООО «Роспечать» представлен в приложении 2.
3) подбор и привлечение кандидатов. Целью этапа является создание списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора.
Основными методами привлечения персонала в ООО «Роспечать» являются:
1) поиск внутри организации;
2) подбор с помощью сотрудников;
3) самопоявляющиеся кандидаты;
4) объявления в СМИ;
5) выезди в институты и другие учебные заведения;
6) государственные агентства занятости ( биржи труда и кадровые агентства города Новосибирска).
Таким образом, в данной главе мы подробно описали ситуацию, характеризующую систему управления персонала в ООО «Роспечать». В следующей главе представлены основные практические рекомендации для ООО «Роспечать», направленные на совершенствование системы управления персоналом в данной организации.
3. Совершенствование системы управления персоналом в ООО «Роспечать»
На сегодняшний день в организации существует немало недостатков системы управления и кадровой политики, которые необходимо устранить. Устранение недостатков возможно при осуществлении ряда мероприятий по направлениям развития и изменения кадровой политики в организации.
Прежде всего, необходимо провести ряд реорганизационных мероприятий по развитию системы управления персоналом и стимулирования труда персонала.
Во – вторых, необходимо провести расширение направлений по социальной политике руководства в отношении персонала с целью создания стимулирования труда для обеспечения повышения эффективности трудового процесса. С этой целью предлагаются следующие направления части средств от получаемой прибыли на реализацию социальных мероприятий в отношении персонала.
С целью повышения эффективности трудового процесса работника необходимо ежегодно проводить аттестацию всех работников ООО «Роспечать».