СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………………….3


План ответа на первый вопрос:


Основные понятия, определения, цели задачи, предмет надзора полномочия прокурора


Акты реагирования и частные методики


Основная часть (ответ на первое задание)……………………………………………………..4


Список литературы………………………………………………………………………………11


Ответы на второе, третье и четвертое задание……………………………………………….12


Введение

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры. Эта отрасль традиционно называется общим надзором. Такое наименование она получила еще в период образования советской прокуратуры, что затем было закреплено в законе «О прокуратуре СССР». Сущность и значение общего надзора заключается главным образом в том, что надзор осуществляется за исполнением законов в сфере государственного управления, органами власти. Именно в этой области чаще всего допускаются нарушения, проявляется местничество. Общенадзорная деятельность прокуратуры по количеству и разнообразию поднадзорных объектов, важности задач является наиболее сложной и трудоемкой, что требует продуманной организации надзора, четко сформулированной методики его осуществления. Работа прокуроров затруднена еще и тем, что в настоящее время существует весьма сложное правовое регулирование процессов, происходящих в области экономики, в социальной сфере. Предмет общего надзора - надзор за точным и единообразным исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» 1995 г. более полно определяет предмет и пределы общего надзора прокуратуры по сравнению с Законом «О прокуратуре СССР» 1979 г. Это и органы местной администрации, министерства, иные органы государственного уп-равления и контроля, а также общественные и политические организации и движения. В число объектов общего надзора не включены акты Правительства РФ и правительств республик в составе РФ, а также указы Президента РФ. Данная тема актуальна в силу того, что общий надзор осуществляется в двух основных направлениях: 1) надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и 2) надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, то есть соответствия их закону. Следует подчеркнуть, что нарушения законодательства при издании правовых актов и исполнении законов в управленческой деятельности органов государственной власти, контролирующих органов часто приводит к созданию условий, благоприятных для совершения криминальных действий. Это весьма характерно для деятельности в сфере приватизации государственной собственности, в банковской сфере, в сфере налогообложения. Такое положение требует от прокурора особого внимания, он должен помнить о возложенной на него задаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Основная часть

1. Прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов

Основные понятия, определения, цели задачи, предмет надзора полномочия прокурора

Предмет общего надзора - надзор за точным и единообразным исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» 1995 г. более полно определяет предмет и пределы общего надзора прокуратуры по сравнению с Законом «О прокуратуре СССР» 1979 г. Расширен перечень объектов прокурорского надзора. Это и органы местной администрации, министерства, иные органы государственного управления и контроля, а также общественные и политические организации и движения. В число объектов общего надзора не включены акты Правительства РФ и правительств республик в составе РФ, а также указы Президента РФ. К предмету общего прокурорского надзора относятся: законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами разных систем,- постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений и др. Они могут носить как общий, так и индивидуальный характер; точное и единообразное исполнение требований законов должностными лицами, прежде всего, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, а также требований закона о порядке рассмотрения предложений, жалоб и заявлений граждан; соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и интересов предпринимателей, особенно отечественных производителей; соблюдение законности в экономической деятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности. На важность надзора за соблюдением законности в сфере экономки особо обращает внимание Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов. 1

О необходимости укрепления законности в сфере экономики, соблюдения социально-экономических прав граждан, усиления прокурорского надзора в этой области говорится в указах Президента Российской Федерации. 1 Во исполнение Указа Президента «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6.06.96 г. Генеральным прокурором РФ направлено подчиненным ему прокурорам специальное указание «О дополнительных мерах по обеспечению дисциплины в системе государственной службы» от 12.08.96 г. № 50/7, где поставлен вопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования на нарушения законодательства, усиления взаимодействия со средствами массовой информации, об особом внимании к материалам, поступающим в связи с нарушением законов в системе государственного управления. Придавая большое внимание усилению прокурорского надзора в различных отраслях народного хозяйства, государственной и коммерческой деятельности, Генеральный прокурор направил на места специальное указание «Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета, выделяемых на заработную плату, социальные выплаты населению» от 9.04.97 г. № 13/7. Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в феврале 1997 г. заслушала доклад начальника Управления по надзору за исполнением законов и законности правовых актов «О состоянии прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства» и направила всем прокурорам специальное постановление Коллегии, потребовав уделять этому вопросу постоянное внимание и принятия всех мер к неуклонному исполнению законов, особенно в деятельности налоговой полиции, налоговой службы и соответствующих органов государственного управления.

Чтобы прокуроры могли выполнять возложенные на них общенадзорные функции, им предоставлены необходимые полномочия, которые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявляемые нарушения. Осуществляя общий надзор, органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, а обязаны обеспечить исполнение законов. Определяя границы общего надзора прокуратуры, следует исходить из правила: «Там, где действует закон, должен «срабатывать» общий надзор». 2

В законе подчеркнуто, что прокурор проводит проверки на основании поступивших к нему сообщений, информации о фактах нарушения закона (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»). Разумеется, это не значит, что прокурор действует, только получив официальное заявление о нарушении закона. Информация может поступать к прокурору по различным каналам. Это могут быть обращения и заявления граждан и должностных лиц, сообщения средств массовой информации, материалы расследования уголовных дел, результаты обобщений материалов, проверяемых в порядке ст. 109 УПК РСФСР, статистические данные и др. Положение о невмешательстве прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность не следует понимать как невмешательство прокурора в тех случаях, когда допущено нарушение. В такой ситуации он информирует соответствующие контролирующие или иные органы управления, чтобы те, используя свои полномочия, устранили эти нарушения. Получив информацию о нарушениях законов, требующих прокурорского реагирования, прокурор действует, используя предоставленные ему полномочия, в соответствии с характером поступивших сведений. В ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» определены полномочия прокурора по общему надзору, которые заключаются в следующем: беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения органов, поднадзорных ему в соответствии с законом; иметь доступ и знакомиться с документами и материалами этих органов и проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, поднадзорных ему, необходимые документы, материалы, статистические, бухгалтерские и иные сведения; ставить вопрос о выделении специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов и дачи необходимых заключений; требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям с представлением соответствующих материалов и заключений для принятия необходимых решений; требовать от руководителей проведения ревизий подконтрольных или подведомственных им организаций с представлением материалов и актов о результатах проверок в прокуратуру; вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу допущенных ими нарушений закона. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 22 Закона должностные лица названных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Согласно ст. 6 данного Закона требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно; освобождать лиц, своим постановлением незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представления в государственные органы, общественные организации с требованием устранить нарушения закона. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Особое внимание уделяется правильному выбору объектов надзора в определенный период, составлению программы (плана, вопросов) проверки, решению вопроса о необходимых специалистах и использованию в этом отношении полномочий, предоставленных прокурору законом. Как правило, прокурор города (района) сам на основании имеющихся данных определяет, где и по каким вопросам следует провести проверку. Нередко такие проверки проводятся согласно указаниям вышестоящей прокуратуры (в том числе и Генеральной прокуратуры РФ), когда следует проверить и получить сведения о соблюдении законов на конкретных предприятиях, при выполнении определенной деятельности в целом по России или в конкретном регионе. При организации прокурорского надзора важно взаимодействие разных отраслей прокурорского надзора, причем как при организации проверок, обобщений, анализов состояния законности, так и при реализации полученных данных, при определении мер прокурорского реагирования, подготовки актов прокурорского надзора. В целях эффективности и результативности надзора проводятся повторные, контрольные проверки, чтобы установить, устранены ли выявленные нарушения.

Акты реагирования и частные методики

Предоставляя прокурору достаточно широкие полномочия для устранения нарушений законности, закон устанавливает формы прокурорского реагирования и регламентирует их применение. Хотя прокурор и не обладает властными полномочиями отменить незаконные правовые акты и прекратить незаконные действия должностных лиц, его документы обладают юридической силой и обязательны к рассмотрению. Именно поэтому форма, содержание, порядок рассмотрения актов прокурорского надзора специально оговорены в законе. Формы прокурорского реагирования определены Законом «О прокуратуре РФ»: протест (ст. 23), представление (ст. 24) постановление (ст. 25) и заявление прокурора в суд (п. 3 ст. 35). 1

Протест

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Правовое положение и содержание названных актов в процессе общенадзорной деятельности характеризуется следующим: протест прокурора в порядке общего надзора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Закон придает этому документу особое значение и устанавливает десятидневный срок рассмотрения протеста с момента его поступления, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые обязаны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору. В протесте содержатся следующие данные: наименование опротестованного правового акта, кем и когда издан данный акт, правовое обоснование незаконности акта, нормы нарушенного закона, предложение прокурора, а также должность и классный чин прокурора. Кроме того, указывается на обязательность рассмотрения протеста и срок. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письменной форме. 1 Прокурор вправе отозвать свой протест. Если орган или должностное лицо, которому принесен протест, отклоняют его, то прокурор вправе перенести рассмотрение протеста в вышестоящий орган либо в суд; представление прокурора вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения законов, незаконных действий (бездействия) со стороны должностных лиц, организаций и считает необходимым рассмотрение этих вопросов в комплексе. Куда направлять представление, прокурор решает в зависимости от имеющихся материалов и характера нарушений. При подготовке представления могут быть использованы как материалы общенадзорных проверок, так и данные, полученные при прокурорской деятельности по другим отраслям надзора. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении тех или иных лиц к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Разумеется, что в таком случае представление должно быть направлено в тот орган или тому должностному лицу, которые правомочны принимать соответствующие решения. Представления прокурора могут быть подписаны как прокурором, так и его заместителем и подлежат безотлагательному рассмотрению, причем в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, которые способствовали нарушениям. О результатах рассмотрения представления прокурору сообщается в письменной форме. Если представление будет рассматриваться на заседании коллегиального органа, то прокурору должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие. Я уже говорил о том, что законодательством Российской Федерации акты Правительства РФ и Правительств республик в составе РФ, а также указы Президента РФ не включены в перечень объектов прокурорского надзора. Однако прокурор не может проходить мимо фактов издания актов, противоречащих закону. Выявляя такие акты, прокурор через Генерального прокурора РФ информирует об этом Президента Российской Федерации для принятия надлежащих мер. Представление составляется в установленной форме, в нем указываются те же данные, что и при принесении протеста. Представление может быть внесено параллельно с протестом на конкретный правовой акт; постановление прокурора в порядке общего надзора выносится: при выявлении признаков преступления - о возбуждении уголовного дела, при установлении фактов административного правонарушения - о возбуждении производства об административном правонарушении. В первом случае дело направляется для расследования, во втором - уполномоченному органу или должностному лицу, которые вправе налагать административные взыскания. Постановление прокурора должно быть рассмотрено в установленный срок, и о принятом решении прокурору сообщается в письменной форме.

Необходимость существования надзора за исполнением законов со стороны органов прокуратуры на данном этапе развития российского государства

На данном этапе развития российского государства необходимость существования  надзора за исполнением законов со стороны органов прокуратуры необходима:

Во-первых, становление российского государства сопряжено с принятием новых законов, их исполнение должно осуществляться под непосредственным контролем органов прокуратуры.

Во-вторых, исполнение законов связано с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, этот аспект является приоритетным.

В-третьих, закон составляет основу системы прав государства, его исполнение первоочередная задача.

В-четвёртых, необходимость существования надзора за исполнением законов со стороны органов прокуратуры на данном этапе развития российского государства обусловлена обеспечением законности, т.е. общественно – политический режим, состоящий в господстве прав и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушителями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Очень важно выявить все нарушения законности и принимать меры к их устранению до вступления судебных актов в законную силу. Можно и нужно проверять судебные акты и после их вступления в законную силу. Но это уже в виде исключения. Основанием для обращения с протестами в данном случае являются необоснованность судебных актов или существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Список литературы


1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 г. в ред. от 10.02.99 г.


2. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ № 810 от 6.06.96 г. // Российская газета. 1996. 7 июня; О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию: Указ № 278 от 3.04.97 г. // Российская газета. 1997. 10 апреля.


3. Акты прокурорского надзора. М., 1997.


4. Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 1996.


5. Брагин А. И. «Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры». М., 2003 г.


6. Емельянов С. А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980.


7. Скуратов Ю. И. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Российская газета. 1997. 18 февраля.


Ответы на второе, третье и четвертое задание

2.

Прокурору района поступила жалоба от обвиняемого Семенова П.И., привлеченного к уголовной ответственности за получение взятки, о незаконном прослушивании при расследовании уголовного дела его телефонных переговоров. В связи с тем, что уголовное дело было направлено для рассмотрения в суд, прокурор района поручил помощнику, в чьи обязанности входило поддержание государственного обвинения, запросить в ОВД и изучить соответствующее дело оперативного учета.

Оцените правомерность указания прокурора.

Указание прокурора правомерно. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуры прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. 1

В соответствии с УПК РФ осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции: требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

3.

Орган дознания приостановил производство по уголовному делу, по которому проведение предварительного следствия не обязательно, в отношении обвиняемого, заболевшего психическим заболеванием. Прокурор района, проверил уголовное дело, с принятым решением согласился.

Правильно ли поступил прокурор?

Прокурор поступил правильно.

В соответствии с УПК РФ предварительное следствие приостанавливается: в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, удостоверенного врачом, работающим в медицинском учреждении.


4. Возможные направления развития прокуратуры России в будущем

Постепенно жизненные реалии подтвердили необходимость сохранения и развития прокуратуры как государственного института. Рост преступности, распространение нигилистического отношения к праву, нарастание социальной напряженности в условиях переходного периода требовали усиления роли прокуратуры. И законодатель пошел на это: в результате дополнений и изменений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. и 10 февраля 1999 г. на прокуратуру возложен надзор за соблюдением Конституции, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратуре возвращена функция координации деятельности по борьбе с преступностью и такое полномочие, как предостережение о недопустимости нарушений закона; расширены полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности. В предмет прокурорского надзора включено соблюдение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 1

Работа, проведенная Генеральной прокуратурой с Советом Европы, в определенной степени позволила сблизить позиции. С участием экспертов Совета Европы 8—9 января 1997 года проведена Международная научно-практическая конференция по теме: «Прокуратура в правовом государстве». Участники встречи с большим интересом отметили изменения, которые Прокуратура Российской Федерации осуществляет в духе соответствия институтам правового государства. В итоговых документах конференции особо было подчеркнуто, что конституционный статус и компетенция этого института могут различаться в зависимости от страны, ее истории, правовой культуры и года институционной реформы. Главным является то, что этот институт находит свое место в демократическом обществе, основанном на принципе разделения властей и верховенства права. Особо было подчеркнуто также, что прокуратура должна играть ведущую роль в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Таким образом, любые попытки оценивать роль и место прокуратуры в правоохранительных механизмах государства без учета реальных условий, в которых прокуратура функционирует, представляются дилетантскими, если они не связаны с преднамеренным искажением действительности.

Одной из актуальнейших проблем российского государства всегда была борьба с местничеством и сепаратизмом регионов. Ныне это проблема единства федерального государства. Позитивная перспектива этого процесса возможна только при условии единства законности на всей территории государства. Еще Указом Правительствующего Сената от 28 сентября 1828 года был решен вопрос чрезвычайной важности для утверждения единой правовой системы — вопрос о независимости прокуроров и прокурорского надзора от местного начальства. «Губернские прокуроры, на основании узаконенний, везде смотрят и бдение имеют, дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило». Это же осознавалось и властью страны после Октябрьской революции, ставившей перед прокуратурой задачу борьбы с «законностью калужской и казанской». И в настоящее время надзор за исполнением федеральных правовых актов, за соответствием им ведомственных актов, а также актов, принимаемых органами власти субъекта федерации и органами местного самоуправления является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуроров. За год прокурорами России выявляется и опротестовывается более 100 тысяч правовых актов. В Челябинской области — около 2 тысяч, в том числе — более 500 актов представительной и исполнительной власти разных уровней. Эйфория от полученной самостоятельности зачастую приводила органы местного самоуправления к правотворчеству по вопросам, разрешение которых входит в компетенцию субъекта федерации: глава администрации Новобатуринского сельского Совета изменил административно-территориальные границы между городом Коркино и Еткульским районом, руководитель Аргаяшского района осуществил перевод лесных земель в нелесные и т. д. Каждый четвертый протест приносился на решения органов местного самоуправления. Во всех случаях восстановление законности и нарушенных прав происходило после вмешательства органов прокуратуры. В законе «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина впервые в истории прокуратуры выделен в самостоятельное направление прокурорского надзора. Эта новелла в законе способствовала совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, повышению активности и эффективности этой деятельности. 1

В первую очередь, усилия прокуратуры направлены на защиту общезначимых интересов, прав и гарантий групп граждан, а также граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. Именно поэтому как приоритетные рассматриваются вопросы соблюдения законности в отношении пенсионеров, несовершеннолетних, больных. В прошлом и текущем годах органами прокуратуры Челябинской области проверялось соблюдение законности в деятельности Фонда обязательного медицинского страхования, исполнения закона «О психиатрической помощи», проводились проверки по фактам лишения пенсионеров, инвалидов жилья. Ежегодно нами рассматривается свыше 20 тысяч обращений граждан. Каждое пятое обращение признается обоснованным и принимаются реальные меры к восстановлению нарушенных прав.

С учетом условий переходного периода речь должна идти не об ограничении правозащитного потенциала прокуратуры, а об его усилении.

Правозащитные функции прокуратуры должны быть уточнены и расширены. Генеральный прокурор должен быть наделен правом обращения в Конституционный суд РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, а также по другим вопросам, касающимся нарушений прав граждан и интересов государства (нарушения избирательных прав).

Последовательная защита интересов государства необходима еще и потому, что идею советского периода о приоритетной защите государства в настоящее время меняет другая крайность, проявляющаяся в том, что охрана прав личности должна быть чуть ли не единственной правозащитной функцией прокуратуры. Не случайно Генеральный прокурор подчеркивал: «Нельзя противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества — с другой. Все это неразрывно связано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем общественные и государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права граждан». Система права, не соблюдающая этого священного принципа, обрекает общество на нестабильность, конфликты и потрясения.

Защищая интересы трудовых коллективов, прокуратура занималась вопросами незаконной приватизации, акционирования ряда предприятий, в том числе гигантов индустрии.

Особенно наглядно это подтверждается результатами работы прокуроров Челябинской области по надзору за исполнением налогового законодательства, законодательства о взносах в пенсионные фонды. Прокурорский надзор на этом направлении в значительной степени способствовал стабилизации положения с выплатой пенсий, заработной платы.

Надзор прокуратуры всегда был многофункциональным. Некоторые ограничения, имевшиеся с 1993 года, касающиеся коммерческих структур и некоторых других объектов надзора, поправками, принятыми в феврале 1999 года, сняты.

Провозгласив обязанность прокуратуры надзирать за соблюдением Конституции, законодатель вроде как вернул прокуратуре функции органа высшего надзора, поставив ее над всеми контрольными механизмами страны.

Сразу же, в научной и практической, в том числе прокурорской среде (А. Мыцыков) стали раздаваться голоса о необходимости осмотреться, « не влезать во все и не заниматься всем», не отвечать за не решенные обществом и государством проблемы.

Представляется нелогичным — добиваться расширения полномочий и тут же думать: а стоит ли? Имеющимся оружием необходимо уметь пользоваться, но сам факт его наличия лучше отсутствия. Какие приоритеты выделить в прокурорском надзоре, более, чем федеральный центр, должны решать прокуроры регионов, хотя, безусловно, есть общие проблемы: борьба с преступностью, соблюдение законодательства о приватизации, налогового, банковского, экологического законодательства. 1

Придание прокуратуре статуса «высшего» надзорного органа в стране вызывает необходимость установления оптимальных отношений с органами, реализующими контрольные функции.

Не вмешательство, не подмена их, а координация деятельности и проверка законности принятых мер воздействия к правонарушителям.

Весьма актуальны проблемы участия прокурора в гражданском, арбитражном, уголовном судопроизводстве. Более чем в других вопросах здесь сказываются последствия непродуманной, списанной Концепции судебно-правовой реформы. С одной стороны, идет усечение прав прокурора: это и предъявление иска в арбитражный суд только в защиту государственных и общественных интересов, и принесение протеста на неправосудные постановления суда только по искам прокурора, сведение роли прокурора в уголовном судопроизводстве только к роли стороны процесса, и др. С другой стороны, законами «О судебных приставах», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (ст. 29), «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 28), дополнениями к закону «О Прокуратуре в РФ» и др. усиливаются и расширяются права прокурора. Однако последовательность в действиях законодателя отсутствует. Предоставляя широкие права надзора за представительной и исполнительной властью, он освобождает от надзора судебную власть. Возлагая на прокурора обязанности по надзору за законностью содержания под стражей лиц на предварительном следствии, он не предоставляет полномочий при несоблюдении судом сроков рассмотрения уголовных дел, что ведет к длительным срокам содержания под стражей лиц, ожидающих суда. Нельзя ставить равенство между прокурором и адвокатом в уголовном процессе, в частности, в вопросе обязанностей сторон. Прокурор, в определенных случаях, обязан отказаться от обвинения; выполняя государственно-правовую функцию, обязан реагировать на любые нарушения закона; обязан опротестовать незаконное решение (приговор суда) независимо от того, отвечает это интересам обвиняемого или им противоречит.

Проводя в отечественном судопроизводстве идею состязательности англо-американского образца, противники прокуратуры, вопреки давней традиции отечественного судопроизводства, отказ прокурора от обвинения, за некоторыми оговорками сделали обязательными для суда. Правосудие перестанет быть полноценным, если будет исключена судебная проверка обоснованности отказа прокурора от обвинения, как и проверка признания обвиняемого своей вины. Думается, что контроль за соблюдением законов прокурором и судом должен быть взаимным — такова основа их взаимодействия.

В итоге: главным направлением развития прокуратуры в настоящих условиях должно быть признано укрепление ее как многофункционального органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и законодательства России.

Усиление роли прокурорского надзора за исполнением законов и повышение эффективности выполнения прокуратурой иных, вытекающих из ее государственно-правового статуса функций (защиты прав граждан, уголовного преследования, поддержание обвинения в суде, надзора за законностью судебных решений и их исполнения, координации борьбы с преступностью и пр.) требует решения ряда организационно-управленческих вопросов и вопросов правового обеспечения деятельности прокуратуры.

Требуется существенное улучшение качества подготовки и переподготовки кадров прокуратуры, с использованием специализированных программ обучения.

Необходимо законодательное обеспечение деятельности прокуратуры. Многие предложения в этой сфере касаются более четкого и содержательного отражения статуса прокуратуры, ее функций и полномочий в Конституции Российской Федерации, Законе о прокуратуре РФ, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательства. 1

Будущее прокуратуры связано с задачей формирования правового государства, и вопрос о снижении уровня внешнего контроля за исполнением правовых предписаний и, возможно, об отказе от государственной функции надзора за исполнением законов можно ставить лишь тогда, когда право, добившись своего верховенства и неукоснительного авторитета, возьмет под жесткую защиту ценности социальной справедливости, станет общепризнанной социальной ценностью.

Именно к такому состоянию права в нашем обществе устремлены практические действия прокуратуры на данном историческом этапе. Убежден, что добиться этого возможно лишь сохранив прокуратуру как важнейший институт государства.



1 Скуратов Ю. И. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Российская газета. 1997. 18 февраля. С. 31.

1 О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ № 810 от 6.06.96 г. // Российская газета. 1996. 7 июня; О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию: Указ № 278 от 3.04.97 г. // Российская газета. 1997. 10 апреля. С. 17.

2 Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 1996. С. 139.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 г. в ред. от 10.02.99 г.

1 Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 1996. С. 157.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 г. в ред. от 10.02.99 г.

1 Брагин А. И. «Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры». М., 2003 г. С. 18.

1 Брагин А. И. «Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры». М., 2003 г. С. 19.

1 Брагин А. И. «Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры». М., 2003 г. С. 23.

1 Брагин А. И. «Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры». М., 2003 г. С. 25.